Министерство образования и науки РФ. Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства. Логическое мышление - развитие логики Особенностью логики как науки является

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мышление как объект изучения логики. Роль мышления в познании

Мышление – высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном о обобщенном познании человека, существенной связи и отношений действительности

Логика - это наука об общезначимых формах и средствахмысли, необходимых для рационального познания в любой области.

Мышление - процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств.

Мышление - процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего - мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.

Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления.

Формальная логика: её предмет, место, роль в системе научного знания

Логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой. Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов. Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления составляет предмет изучения формальной логики. Следовательно, предмет логики составляют:

1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.

2. Формы мыслительного процесса – понятия, суждения и умозаключения.

3. Методы получения нового выводного знания –сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.

4. Способы доказательства истинности полученных знаний

Задача формальной логики – установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего метода познания. Законы этой науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность. Особенностью предмета формальной логики служит также анализ форм и законов мышления вне их возникновения и развития.

Следует подчеркнуть, что логика берет уже сложившуюся форму, рассматривая ее как нечто устоявшееся, без всякой собственной истории.

Логика занимает особое место в системе наук. Особенность положения определяется тем, что логика, как и философия в целом, выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных (общечеловеческих) формах и методах мышления.

В отечественной литературе методология понимается двояко.

Во-первых, как совокупность методов, используемых и той или иной науке. В этом смысле правомерно говорить о методологии физики, химии, биологии и других наук, поскольку каждая наука пользуется той или иной совокупностью методов, не имея в своем содержании специального учения о них. Методы этих наук основываются на тех простейших, которые логикой-то и исследуются, хотя могут формироваться и как комбинации из них; приспособленные же к специфическому предмету своих наук они приобретают своеобразие и видимость независимости от логических.

Во-вторых, как учение о методах. В этом смысле методологией обладают только философия и логика, ибо философия исследует универсальный метод практической и теоретической деятельности человека, а логика исследует основные общечеловеческие и общенаучные интеллектуальные методы. Поскольку метод есть система правил, система нормативных положений, то методологическое в этом смысле - не только имеющее отношение к методам, но и определяющее, указующее, нормативное, метрическое, т.е. сходное с методами. Именно такую роль для всех наук и выполняет логическое учение о формах и методах мышления.

В чем полезность, практическая ценность логики? Конечно, логика может пониматься как определенный интеллектуальный инструментарий, владеть которым полезно при мыслительной деятельности. Но она может пониматься и как конечный результат исследования форм мысли, с которым как с наработанным человечеством опытом полезно познакомиться. Однако, логика не есть ни просто инструмент, ни просто результат. Она содержательно богаче того и другого, она требует полного овладения собой и только тогда дает свободу действий, приносит практическую пользу, демонстрирует методологическую свою ценность. Овладение наукой сложно, интеллектуально трудоемко. Многие же относятся к ней как к некому продукту, результату, инструментарию, который стоит только взять в руки и им уже можно эффективно пользоваться и получать ощутимые плоды. Но это далеко не так. Наука требует большего, но только после этого она может дать своим хозяевам свободу действий, т.е. практическую полезность и ощущение ценности полученных знаний.

Между тем, основная масса молодых людей формируется у нас, все-таки, не как теоретики, не как мыслители, а скорее как практики, экспериментаторы; в теории они в большинстве своем выступают начетниками, умеющими находить из известных источников ответы на заранее сформулированные вопросы. Такая учебная практика мыслителей не формирует. Они появляются в этих условиях лишь в виде исключения, как случайность, иногда же в силу индивидуальных черт характера, заставляющих индивида противопоставлять себя распространенной практике. Большинство боится науки, ибо крепок "гранит" ее для усвоения. Другие, наоборот, не боятся ее, ибо не знают ее и поэтому пренебрежительно относятся к ней, полагая, что стоит только за нее взяться, так она и поддастся. С наукой такого не бывает. За нее следует браться в свое время и не порывать с ней всю жизнь, потому что только в этом случае динамичные ее внутренние изменения не пройдут незамеченными. Иного способа овладения наукой, как только в процессе многолетнего, постоянного, настойчивого и интенсивного интеллектуального труда, нет. Вот поэтому, «школьное» прохождение университетского или вузовского образования дает более значимые, заметные результаты по овладению логикой, чем спонтанные, (наскоковые или атаковые) самодеятельные попытки овладения ею. Поскольку логика есть наука, то дилетантского отношения к себе вряд ли простит. Своим учением об основных формах и методах мышления она методологична как по отношению к другим наукам, так и по отношению ко всем мыслящим.

Еще по теме § 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИКИ:

  1. 2. 3. МЕСТО ЛОГИКИ СТОИКОВ В ИСТОРИИ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ОТНОШЕНИЕ К ЛОГИКЕ МЕГАРЦЕВ, АРИСТОТЕЛЯ И К СОВРЕМЕННОЙ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ

Лекция 1

ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ ЛОГИКИ

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться. Основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Определение логики.

Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чём заключает­ся цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута ис­тина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.

Выделению логики как особой ветви знания исторически способствовали два обстоятельства:

1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения;


2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.

Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально – речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования , куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

Возникновение термина «логика».

Слово "логика" для обозначения науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в. до н. э. основатель стоического направления в философии - Зенон из г. Китиона, что на Кипре (ок. 336- 264 гг. до н. э.) Как известно, Аристогг. до н. э.), подлинный создатель логики как науки, пользовался для ее обозначения словом «аналитика». Скорее всего, слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое еще тогда представляло собой крайне многозначное выражение, являющееся основополагающим для философских взглядов многих античных философов. Многозначность логоса отразилась и на значении слова «логика». «Логос» - это и понятие, слово, мысль, разум, идея, принцип, закон, порядок и пр.

Специфических закономерностей правильного мышления;

Науки, изучающей закономерности структуры и развития правильного мышления;

Закономерностей развития объективно существующих вещей и явлений (логика вещей);

Определенной последовательности действий человека.

Мы будем рассматривать логику, как науку о формах и законах правильного мышления.

Значение логики в современном мире

Всегда было принято считать, что знание логики обязательно для образованного человека. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

Знание и практическое владение наукой логики необходимо юристу для того, чтобы уметь анализировать сложные и запутанные проблемы, возникающие в следственной и судебной практике, правильно и доказательно рассуждать, ясно и аргументировано излагать свои мысли. Изучение логики призвано также способствовать более успешному овладению теорией и практикой юридической науки, таких ее отраслей, как, например, гражданское или римское право. Занятия логикой тренируют аналитические способности, учат правильно мыслить.

Из определения науки «логика» видно, что она исследует законы мышления. Но так как исследование законов мышления как из­вестного класса психических процессов является также предметом психологии, то предмет логики выяснится лучше в том случае, если мы рассмотрим отличие логики от психологии в иссле­довании законов мышления.

Психология и логика.

На мышление мы можем смотреть с двух точек зрения. Мы можем на него смотреть, прежде всего, как на известный процесс, законы которого мы исследуем. Это будет точка зрения психологическая. Психология изучает, как совершается процесс мышления. С другой стороны, мы можем смотреть на мышление, как на средство достижения истины. Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине.


Итак, разница между психологией и логикой в отношении к процессу мышления может быть выражена следующим обра­зом. Психология рассматривает всевозможные роды мыслительной деятельности: рассуждение гения, бред больного, мыслительный процесс ребёнка, животного - для психологии представляют одинаковый интерес, потому что она рассматри­вает только, как осуществляется процесс мышления; логика же рассматривает условия, при которых Мысль может быть правильной. В этом отношении логика сближается с грамматикой. Подобно тому, как грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам законы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть правильным.

Для того чтобы понять утверждение, что существуют извест­ные правила, которым должно подчиняться мышление, рассмо­трим, в чём заключается задача логики.

Задачи логики.

Есть положения или факты, истинность кото­рых усматривается непосредственно, и есть положения или факты, истинность которых усматривается через посредство других положений или фактов. Если я скажу: «я голоден», «я слышу звук», «я ощущаю тяжесть», «я вижу, что этот предмет большой», «я вижу, что этот предмет движется» и т. п., то я выскажу факты, которые должны считаться непосредственно познаваемыми. Такого рода факты мы можем назвать также очевидными, потому что они не нуждаются ни в каком доказательстве: их истинность очевидна без доказательств. В самом деле, разве я нуждаюсь в доказательстве, что передо мной находится предмет, имеющий зелёный цвет? Неужели, если бы кто-нибудь стал доказывать, что этот предмет не зелёный, а чёрный, ему поверили бы? Этот факт непосредственно очевиден. К числу непосредственно очевидных положений относятся, прежде всего, те положения, которые являются результа­том чувственного восприятия.

Все те факты, которые совершаются в наше отсутствие (на­пример, прошедшие и будущие явления), могут быть познаваемы только опосредованно. Я вижу, что дождь идёт, - это факт непосредственного познания. То, что ночью шёл дождь, есть факт опосредованного познания, потому что я об этом узнаю через посредство другого факта, именно того факта, что почва мокрая. Такое знание доказывается, делается убедитель­ным, очевидным при помощи знаний непосредственных. Этот последний процесс называется доказательством.

Таким образом, есть положения, которые не нуждаются в доказательствах, и есть положения, которые нуждаются в доказательствах, очевидность которых усматривается косвенно.

Если есть положения, которые нуждаются в доказательствах, то в чём же заключается доказательство? Доказательство за­ключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам непосредственно очевидным или вообще очевидным. Такого рода сведение положений неочевидных к положениям очевидным лучше всего можно видеть на доказательствах математических. этом случае доказательство теорем получаем через аксиомы –очевидные знания.

Заметив такое отношение между положениями очевидными и непосредственно не очевидными, мы можем понять задачи логики. Когда мы доказываем что-либо, т. е. когда мы сводим неочевидные положения к непосредствен­но очевидным, то в этом процессе сведения мы можем сделать ошибку: наше умозаключение может быть ошибочным. Но су­ществуют определённые правила, которые показывают, как отличать умозаключения правильные от умозаключений ошибочных. Эти правила указывает логика. Задача логики, поэтому заключается в том, чтобы показать, каким правилам должно следовать умозаключение, чтобы быть верным. Если мы эти правила знаем, то мы можем определить, соблюдены ли они в том или другом процессе умозаключения.

Практическая польза логики.

Для выяснения значения логики обыкновенно принято исходить из определения её. Мы видели, что логика определяется как наука о законах правиль­ного мышления. Из этого определения логики, по-видимому, следует, что стоит изучить законы правильного мышления и применять их в процессе мышления, чтобы можно было мыслить вполне правильно. Многим даже кажется, что логика может указывать средства для открытия истины в различных обла­стях знания.

Но в действительности это неверно. Логика не поставляет своею целью открытие истин, а ставит своею целью дока­зательство уже открытых истин. Логика указывает пра­вила, при помощи которых могут быть обнаружены ошибки. Вслед­ствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок. Поэтому становится понятным утверждение английского философа , что польза логики главным образом отрицатель­ная. Её задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок. Вследствие этого практическая важ­ность логики чрезвычайно велика.

В чем полезность, практическая ценность логики? Конечно, логика может пониматься как определенный интеллектуальный инструментарий, владеть которым полезно при мыслительной деятельности. Но она может пониматься и как конечный результат исследования форм мысли, с которым как с наработанным человечеством опытом полезно познакомиться.

Однако, логика не есть ни просто инструмент, ни просто результат. Она содержательно богаче того и другого, она требует полного овладения собой и только тогда дает свободу действий, приносит практическую пользу, демонстрирует методологическую свою ценность. Овладение этой наукой сложно, интеллектуально трудоемко. Многие же относятся к ней как к некому продукту, результату, инструментарию, который стоит только взять в руки и им уже можно эффективно пользоваться и получать ощутимые плоды. Но это далеко не так. Наука требует большего, но только после этого она может дать своим хозяевам свободу действий, т. е. практическую полезность и ощущение ценности полученных знаний.

МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИКИ

Логика занимает особое место в системе наук. Осо­бенность положения определяется тем, что логика, как и фило­софия в целом, выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных (об­щечеловеческих) формах и методах мышления. В отечественной литературе понятие «методология» понимается двояко.

Во-первых, как со­вокупность методов, используемых и той или иной науке. В этом смысле правомерно говорить о методологии физики, химии, биологии и других наук, поскольку каждая наука пользуется той или иной совокупностью методов, не имея в своем содержании специального учения о них. Методы этих наук основываются простейших логических методах, которые и исследуются логикой. Они могут формироваться и как комбинации из них. Приспособленные же к специфическому предмету своих наук, эти методы приобретают своеобразие и видимость независимости от логических.

Во-вторых, как учение о методах. В этом смысле методологией обладают только философия и логи­ка, ибо философия исследует универсальный метод практической и теоретической деятельности человека, а логика исследует основ­ные общечеловеческие и общенаучные интеллектуальные методы. Поскольку метод есть система правил, система нормативных положений, то методологическое в этом смысле - не только имеющее отношение к методам, но и определяющее, указующее, нормативное, метрическое, т. е. сходное с методами. Именно такую роль для всех наук и выполняет логическое учение о формах и методах мышления.

История логики и главное направление её развития

Творцом логики как науки следует считать Аристотеля (384-322). Логика Ари­стотеля имела господствующее значение не только в древности, но также и в средние века, в эпоху так называемой схоластиче­ской философии. Заслуживает упоминания сочинение последо­вателей философа Декарта (1596-1650), которое называлось: La logique ou lart de penser (1662). Эта логика, которая назы­вается логикой Port, которая, принадлежит к так называемому формальному направлению. В Англии Бэкон (1561-1626) счи­тается основателем особого направления в логике, которое на­зывается индуктивным, наилучшими выразителями которого в со­временной логике являются (1806-1873) и Л. Бэн (1818-1903).

Для того, чтобы понять, в чем заключается различие между формальным и индуктивным направлением в логике, заметим, что называется материальной и формальной истинностью. Мы считаем какое-либо положение истинным материально, когда оно соответствует действительности или вещам. Мы счи­таем то или другое заключение истинным формально в том случае, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т. е., когда верен способ соединения мы­слей, самое же заключение может совсем не соответствовать действительности. Для объяснения различия между формальной и материальной истинностью возьмём примеры. Нам даются два положения:

Все вулканы суть горы

Все гейзеры суть вулканы

Из этих двух положений с необходимостью следует, что «все гейзеры суть горы». Это заключение формально истинно, потому что оно с необходимостью следует из двух данных по­ложений, но материально оно ложно, потому что оно не соответствует действительности; гейзеры не суть горы. Таким образом, умозаключение истинное формально может быть лож­ным материально.

Но возьмём следующий пример:

Все богачи тщеславны

Некоторые люди не суть богачи

Следовательно, некоторые люди не суть тщеславны.

Это заключение истинно материально, потому что дей­ствительно «некоторые люди не суть тщеславны», но оно формально ложно, потому что не вытекает из данных положений. В самом деле, если бы было сказано, что только богачи тще­славны, тогда о всяком не-богаче мы сказали бы, что он не тще­славен. Но у нас в первом положении утверждается: «все богачи тщеславны»; этим не исключается, что и другие люди могут быть тщеславными. В таком случае можно быть небогатым и в то же время быть тщеславным; из того, что кто-нибудь не есть богач, не следует, что он не может быть тщеславным. Из этого ясно, что указанное заключение не вытекает из данных положений необходимо.

Те правила, которые указывают, когда получаются заключе­ния истинные формально, мы можем назвать формальными критериями истинности; те правила, которые опреде­ляют материальную истинность, мы можем назвать матери­альными критериями истинности.

Формальная логика по преимуществу изучает те отделы ло­гики, в которых может быть применен формальный критерий истинности. Индуктивная логика, в противоположность фор­мальной логике, по преимуществу разрабатывает те отделы, в которых применяется материальный критерий.

Проблемы в изучении современной логики

Логические операции - такие, как определение, классификация, доказательство, опровержение и т. п. - применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.

Проблематика современной логики сложна и многообразна. И потому многое осталось за пределами учебного курса. Его задача в том, чтобы дать общее и доступное представление о законах нашего мышления и о науке, изучающей их, показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной жизни и в вашей будущей профессии.

Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о человеческом мышлении - то, что может показаться на первый взгляд без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

Подобно тому, как умение говорить существовало еще до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые даже склонны считать собственное мышление естественным процессом, требующим анализа и контроля не больше чем, скажем, дыхание или ходьба.

Разумеется, это заблуждение. Знакомство с началами логики покажет необоснованность такого чрезмерного оптимизма в отношении наших стихийно сложившихся навыков правильного мышления.

Вопросы для повторения

1. Как определяется логика?

2. Какое различие существует между психологией и логикой?

3. В чём заключается задача доказательства?

4. В чём за­ключается задача логики?

5. Почему «здравый смысл» не может заменить логики?

6. Какие существуют основные направления в логике?

7. Что изучает логика?

Книга: ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко

2. Логика как наука: ее предмет, метод, а также практическое значение ее знаний.

При определении предмета науки логики в логико-философской литературе принимают во внимание три аспекта : онтологический (философское учение о бытии), гносеологический (познавательный) и формально-логический . В онтологическом аспекте определяется объективная основа науки логики - объективное существование предметов, явлений, процессов (эмпирических объектов), между которыми существуют разнообразные взаимосвязи (причинно-следственные, пространственные, временные, генетические и др.), то есть то, что называют "логикой вещей". В гносеологическом (поздна вальном) аспекте определяются процесс отображения "логики вещей", "логика событий" в "логике понятий" и становление системы понятий (категорий), которые охватывают сущность объективно существующих вещей, явлений и процессов. В формально-логическом аспекте определяются необходимые взаимосвязи между логическими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями), которые обусловлены не содержанием мышления, а лишь его структурой. Все эти аспекты предстают в единстве. Учитывая это единство, можно дать следующее определение предмета науки логики:

Логика - это наука, которая изучает законы и формы мыслительной деятельности людей, принципы и средства построения правильных суждений и рассуждений о предметах и явлениях объективного мира, методы формализации знания как результата познавательного процесса.

Особенности логики как науки:

- изучает законы и формы мыслительной деятельности людей на основе анализа их языковых высказываний , то есть через реализацию (материализацию) результатов мыслительной деятельности в языке; создает свою специфическую язык (логическую язык) для анализа структуры мышления и формализации знания.

- изучение логики требует сосредоточения и систематического подхода. Все разделы учебника взаимосвязаны, нельзя понять следующую тему, не усвоив предыдущую. Изучение логики требует много времени и определенных усилий. Как сказал один мудрец: "В водах логики не следует плыть с поднятыми парусами".

- усвоение теоретически го материала из логики еще не означает, что человек сможет применять его на практике. Найти выход из этой ситуации возможно совместив теорию с решением практических задач. В связи с этим после изучения той или иной темы рекомендуется выполнить соответствующие практические задания, а также как можно чаще сознательно применять полученные логические навыки в повседневной жизни, при написании контрольных и курсовых работ, усвоении материала юридических дисциплин, в дискуссиях, спорах и т.д. Только при этих условиях человек сможет научиться логически правильно мыслить, не допуская элементарных логических ошибок в своих рассуждениях и распознавая их в рассуждениях других людей.

В результате успешного усвоения теоретического материала и отработка его на практике студент сможет:

♦ выявлять основные понятия в тексте, выяснять их структуру, устанавливать отношение между ними;

♦ логически правильно разделять, классифицировать, определять понятия;

♦ находить ошибки в сечениях, классификациях, определениях, критиковать их и не допускать в своих рассуждениях;

♦ выявлять логическую структуру высказываний и на основании этого истолковывать их;

♦ рассуждать в соответствии с законами логики; находить помилкив текстах и рассуждениях других людей, связанные с их нарушением;

♦ анализировать вопросительно-ответные ситуации, логически корректно задавать вопросы и давать ответы на них;

♦ проявлять рассуждения, исходные положения и следствия, содержащиеся в тексте;

♦ выводить рациональные выводы а имеющейся информации согласно правил и законов логики;

♦ логически грамотно строить свои рассуждения и находить ошибки в рассуждениях оппонентов;

♦ конструировать корректную аргументацию;

♦ убедительно критиковать аргументацию оппонента;

♦ избегать типичных ошибок в аргументаций и критике;

♦ распознавать приемы манипулирования собеседником и противостоять им.

Овладение навыками логического мышления имеет особое значение для юристов, специфика работы которых заключается в постоянном применении логических приемов и методов: определений и классификаций, разделений, аргументаций, опровержений и т.д.

Знание логики значительно помогает юристу:

♦ анализировать юридическую терминологию в кодексах и других нормативных актах; выяснять, вытекает ли определенная норма из других норм, включение ее в правового документа не будет лишним, является ли новый нормативный акт дополнением или отрицанием старого и т.п.;

♦ применять логические методы в процессе уголовно-правовой квалификации преступления;

♦ строить судебно-следственные версии с использованием методов логики;

♦ составлять четкие планы расследования преступлений;

♦ применять логические методы в процессе прогнозирования преступности и оценки деятельности правоохранительных органов;

♦ не допускать логических ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места происшествия, решений и постановлений, рапортов, договоров и т.д.;

♦ на высоком уровне проводить споры в суде: отстаивать
собственное мнение и критиковать мнение противника; быстро находить логические ошибки в ходе судебного заседания;

♦ применять методы логики для исследования научных проблем в правоведении.

1. ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко
2. 2. Логика как наука: ее предмет, метод, а также практическое значение ее знаний.
3. 3. Исторические этапы развития логического знания: логика Древней Индии, логика Древней Греции
4. 4. Особенности общей или традиционной (арістотелівської) логики.
5. 5. Особенности символической или математической логики.
6. 6. Теоретическая и практическая логика.
7. Тема 2: МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 1. Мышления (рассуждения): определение и особенности.
8. 2. Деятельность и мышление
9. 3. Структура мышления
10. 4. Правильные и неправильные рассуждения. Понятие о логической ошибке
11. 5. Логическая форма рассуждения
12. 6. Виды и типы мышления.
13. 7. Особенности мышления юриста
14. 8. Значение логики для юристов
15. Тема 3: Семиотика как наука о знаках. Язык как знаковая система. 1. Семиотика как наука о знаках
16. 2. Понятие о знаке. Виды позамовних знаков
17. 3. Язык как знаковая система. Языковые знаки.
18. 4. Структура знакового процесса. Структура значения знака. Типичные логические ошибки
19. 5. Измерения и уровни знакового процесса
20. 6. Язык права
21. Раздел III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ 1. Метод и методология.
22. 2. Логические методы исследования (познания)
23. 3. Метод формализации
24. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1. Общая характеристика понятия как формы мышления. Структура понятия
25. 2. Виды понятий. Логическая характеристика понятий
26. 3. Типы отношений между понятиями
27. 4. Операции с понятиями 4.1. Ограничение и обобщение понятий
28. 4.2. Операция деления понятий
29. 4.3. Сложение, умножение и вычитание понятий (точнее - их объемов)
30. 4.4 Операция определения понятия
31. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ II. Высказывания. 1. Общая характеристика высказывания
32. 2. Истинность и ложность высказывания.
33. 3. Простые высказывания, их структура и виды
34.

Слово "логика" для обозначения науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в. до н.э. основатель стоического направления в философии - Зенон из г. Китиона, что на Кипре (ок. 336- 264 гг. до н.э.) Как известно, Аристотель (384--322 гг. до н. э.), подлинный создатель логики как науки, пользовался для ее обозначения словом «аналитика». Скорее всего, слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое еще тогда представляло собой крайне многозначное выражение, являющееся основополагающим для философских взглядов многих античных философов. Многозначность логоса отразилась и на значении слова «логика». «Логос» - это понятие, слово, мысль, разум, идея, принцип, закон, порядок и пр.

В русском языке слово «логика» используется для обозначения:

    а) необходимой, закономерной связи предметов и событий в окружающем мире, связи последующего с предыдущим (логика вещей, логика событий, логика действительности, физическая, предметная, причинно-следственная логика, объективная логика и т. п.);

    б) столь же закономерно взаимосвязанного, последовательного рассуждения, размышления (логика рассуждения Иванова, Петрова или Сидорова, «железная логика», субъективная логика и т. п.);

    в) науки о формах и законах мысли.

Если говорить о логике в последнем значении этого слова - о логике как науке, то ей можно дать следующее определение. Это - наука о структуре форм мысли, о простейших мыслительных методах, о законах связи форм мысли между собой, а также и об ошибках, возможных при нарушении этих законов .

П сихология - особенности мышления в процессе развития человека, в процессе его обучения, воспитания, труда; мышление групп, классов, наций; условия нормального развития мышления, влияние на мышление других сторон психики; мышление детей, взрослых, стариков и пр.

Формальная логика - структура мыслительных форм и исследует их как общечеловеческие, одинаковые для всех, безотносительно к национальности, классам, возрасту или историческому процессу.

Физиология высшей нервной деятельности - мышление со стороны материального механизма деятельности мозга человека, т. е. механизма, лежащего в основе мыслительных процессов, не затрагивая мыслей самих по себе.

Формальная логика - отвлекаясь от материальных механизмов, интересуется лишь мыслью как таковой, мыслью самой по себе, ее строением и связями.

Гносеология и диалектика (диалектическая логика), как раздел философии - пользуются формами и законами мысли для исследования процесса мышления, его исторического формирования, его развития.

Формальная логика отвлекается от истории развития форм мысли и изучает лишь законы их внутреннего строения, законы связи их между собой.

Из предложенного сопоставления наук специфика предмета логики достаточно очевидна. Логика изучает формы мысли как бы существующие сами по себе, независимо и от тех средств (знаковых систем), в которых мысль выражается, и от тех предметов, которые мысленно отражаются. Логика не отрицает всех этих связей, но они не входят в предмет науки логики.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования