Центральная тема рассказа ионыч. Ионыч характеристика, анализ рассказа ионыч

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Рассказы А.П. Чехова, несмотря на их краткость, показывают нам персонажей настолько выпукло и ярко, что они кажутся вполне одушевленными, даже до какой-то степени знакомыми. Главная проблематика рассказа «Ионыч» состоит во взаимодействии личности и окружающей среды, социума.

И вопрос стоит остро. Кто кого изменит: молодой Дмитрий Старцев - общество, в которое он попал, или оно его? Это и есть проблематика рассказа «Ионыч».

Из истории литературы

Этот вопрос интересовал многих наших литераторов. М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов, И. С. Тургенев так или иначе пристально изучали эту тему, которая теперь перед нами встала как проблематика рассказа «Ионыч». Способна ли личность изменить общество, или его мертвящая атмосфера поглотит все лучшее, что есть в человеке, и он смирится с неизбежной деградацией?

Первая встреча с Туркиными

Начинающий доктор получил назначение земского врача в нескольких верстах от города С. в Дялиже. Он работал и не помышлял о развлечениях, но все советовали свести знакомство с талантливой семьей Туркиных. Как-то зимой его представили главе семейства, но свой визит Старцев отложил. А весной, на вознесение, в праздничный день, приняв больных, Старцев пешком, поскольку лошадей у него не было, отправился в город, напевая романс. И тут ему пришло в голову навестить эту приветливую хлебосольную семью. Параллельно с разбором проблем, поставленных в рассказе, мы проведем анализ рассказа А. П. Чехова «Ионыч». С шуточками встретил его хозяин и представил свой супруге и дочери. Под ароматы готовящегося ужина хозяйка стала читать свой роман о том, чего никогда не бывает в жизни, но всем от этого делалось спокойно и хорошо.

Затем дочь играла нудный, но сложный пассаж на фортепиано, и Дмитрий Ионович с удовольствием слушал шумные, но культурные звуки. За ужином хозяин много острил, и когда Старцеву пришло время возвращаться, он шел к себе в Дялиж и напевал другой романс и не чувствовал усталости. О чем говорит этот эпизод? Только о том, что в первый раз «утонченная» семья Туркиных не показалась застойным болотом молодому доктору. Первый этап, который затрагивает проблематика рассказа «Ионыч», героем благополучно пройден: он еще любит свою работу, но уже способен уютно чувствовать себя в доме, где главенствует пошлость.

Через год

Не слишком часто сын дьячка навещал Туркиных. Он уже начал меняться. Завел пару лошадей, коляску и кучера и неожиданно для себя влюбился в дочь Туркиных, хотя в уме уже прикидывал, какое за ней дадут приданое. Так происходит деградация доктора, которого еще не называют запросто - Ионыч. Проблематика рассказа в данном случае состоит в том, что доктор еще не растерял человеческие чувства, но он уже на грани их потери. Старцев может еще поехать ночью на свидание на кладбище. Но он уже встал на тот путь, с которого нельзя свернуть: любя и страдая от неразделенной любви, он задумывается, к чему это все приведет. Что скажут люди, если узнают, что солидный человек, каким он стал, делает глупости подобно гимназисту? К тому же внешне Старцев стал превращаться в Ионыча: он начал полнеть, но пока это его еще беспокоит. Так балансирует между молодостью и зрелостью Ионыч. Проблематика рассказа состоит в метаморфозах, которые происходят с доктором.

Предложение руки и сердца и отказ

Болезненно, но кратковременно, всего три дня, переживает Старцев, кода девушка отказалась стать его женой. Она уехала в Москву, и вся любовь забылась моментально. В чем состоит проблематика рассказа Чехова? Ионыч, как и все жители города С., уже не способен к глубоким чувствам. Забыты и романсы, которые он пел, когда приехал сюда. Поэзия уходит из его жизни.

Внешние изменения

Через четыре года доктор Старцев приобрел большую практику и у себя в Дялиже, и в городе. Он изменился внешне. Врач стал толстым, у него появилась одышка, пешком он больше не ходил.

Теперь Димитрий Ионович - обладатель тройки с бубенчиками. Изменился и его кучер. Он, как и его хозяин, стал толстым. Доктор полюбил играть в карты. Такие развлечения, как театр или концерты, его перестали интересовать.

Внутренние изменения

Близко Старцев ни с кем не общался. Даже либеральные обыватели городка раздражали его своей тупостью и злобностью. Они с раздражением слушали разговоры Старцева о том, что человечество идет вперед, и возражали. А слова доктора о том, что всякий человек должен трудиться, принимали как личный упрек и начинали сердиться. Поэтому Дмитрий Ионович перестал разговаривать, а только угрюмо молчал, а если садился за стол, то ел молча, глядя в тарелку. Так общество постепенно уничтожало желание Старцева не только говорить, но и думать о прогрессе.

Новое развлечение

Вновь у Туркиных

Однажды утром в больницу пришло письмо, в котором Дмитрия Ионыча Туркины приглашали его на день рождения хозяйки. В письме была приписка, что и дочь присоединяется к приглашению. Старцев подумал и поехал. Хозяйку он нашел сильно постаревшей. Изменилась и дочь, в которую он был влюблен. В ней не было прежней свежести, а в манерах было что-то виноватое. Она и нравилась ему, и не нравилось, а когда он вспомнил о своей любви к ней, то ему стало неловко. У Туркиных вечер проходил как обычно. Хозяйка дома читала свой новый роман, и он раздражал Старцева своей бездарностью. Дочь шумно и долго играла на фортепиано, а потом сама предложила Старцеву выйти в сад прогуляться. Они сели на ту самую скамью, где он когда-то пытался объясниться в любви, и он вспомнил все подробности, и ему стало грустно, а в душе затеплился огонек. Он горестно рассказал, как тускло проходит жизнь. Днем нажива, а вечером клуб с картежниками и алкоголиками.

И вдруг Старцев вспомнил о деньгах, которые он с удовольствием пересчитывал по вечерам, и душе все изменилось, исчезла нежность и появилась мысль, как хорошо, что остался холостяком. Они вернулись в дом, где все стало раздражать доктора. Промелькнула мысль о бездарности этого самого лучшего в городе семейства, и больше к Туркиным он не приезжал.

Более глубокие изменения доктора Старцева

Спустя несколько лет Старцев уже не просто растолстел. Он ожирел, стал тяжело дышать и ходить, откинув голову назад. Практика в городе у него уже не просто большая - огромная. С больными он ведет себя грубо, и они все терпят. Он обзавелся имением, в городе купил два дома и присматривал третий. Когда он ходил осматривать дом, предназначенный на продажу, то вел себя в нем совершенно бесцеремонно, а если точнее, то по-хамски.

Он входил в дом, стучал палкой в двери и, не здороваясь, запросто входил в комнаты, где жались испуганные женщины и дети. Таким стал некогда чистый доктор Старцев: угрюмым и всем недовольным. Его изменения под воздействием окружения, внутренняя слабость, отсутствие облагораживающего начала и потеря интеллигентности - это проблематика рассказа «Ионыч». Чехов скупыми, но выразительными средствами показывает, как человека засасывает недалекое общество. Старцев совершенно одинок.

Ему всегда скучно, его ничего не интересует. По вечерам он играет в карты и ужинает в клубе. Сказать о нем больше нечего.

Произведение Чехова «Ионыч» - очень горькое и честное. Оно, как рентген, просветило всю жизнь доктора Старцева и поставило диагноз - неизлечимо болен. И болезнь эта заразная. Если жить в скорлупе и только деньгами, если не открываться широкому миру, то она может поразить всякого.

Главной тематикой произведения А. П. Чехова «Ионыч» является особенности взаимодействия человеческого индивидуума и среды его обитания, а также сила влияния общественных норм на отдельно взятую личность.

Такая тема довольно часто встречалась в русской литературе, она поднимается в «Герои нашего времени» Лермонтова , «Обломове» Гончарова , «Горе от ума» Грибоедова.

Однако, в отличие от своих предшественников, А. П. Чехов видит эту тематику несколько под другим углом зрения, и разрабатывает собственный вариант выхода из сложившегося кризиса отношений между социумом и человеком.

Образ Ионыча

Главный герой произведения Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, которого по распределению направляют работать в городок Дялиже. Старцев полностью отвечает всем канонам образованности и интеллигентности: он практичен, совсем немногословен, учтив в обществе, обладает хорошим багажом знаний по литературе и истории.

Наш герой представляет собой резкий контраст из той средой, в которую он попал. Жители городка в своем большинстве были малообразованные. Самой культурной семьей, по мнению горожан, были Туркины. Вера Туркина писала романы, ее муж Иван Петрович превосходно шутил, а дочь Екатерина профессионально играла на фортепиано.

Однако, при первом же знакомстве с семейством, Старцев обнаруживает, что никто из них по-настоящему не владеет ни талантами, ни должной образованностью. У Дмитрия Ионовича появляется симпатия к Екатерине, позже переросшая в настоящую любовь.

Именно страх оскорбить чувства возлюбленной, не позволяет главному герою смело высказать свое мнение о недалекости, глупости и заносчивости ее родителей. Дмитрий Ионович осмеливается предложить Кате выйти за него замуж, но неожиданно получает, ни чем не обоснованный отказ.

Это стало огромной душевной травмой для молодого врача, ведь он считал себя куда более умным и образованным, чем все вместе взятое семейство. Затаивши глубокую обиду, в знак протеста Старцев полностью прекращает близкое общение, как с Туркиными, так и с остальными жителями городка.

Деградация Ионыча

Спустя четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую практику. Он продолжает призирать ненавистное и раздражающее своей глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением состояния, незаметно для себя, Старцев постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

История, рассказанная Чеховым в “Ионыче” (1898), строится вокруг двух признаний в любви, как, собственно, строился сюжет и в пушкинском “Евгении Онегине”. Вначале он признается в любви ей и не встречает взаимности. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви и с тем же отрицательным результатом. Все остальные события, описания нужны как фон, как материал для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось взаимное счастье двух людей.

Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев, каким мы его видим в начале рассказа, превратился в Ионыча последней главки? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? И как удается Чехову всего в несколько страничек текста вместить целые человеческие судьбы и жизненные уклады?

Как будто на поверхности лежит первое объяснение того, почему герой деградирует к концу рассказа. Причину можно увидеть в неблагоприятном, враждебном окружении Старцева, в обывательской среде города С. И в отсутствии со стороны героя борьбы с этой средой, протеста против нее. “Среда заела” - расхожее объяснение подобных ситуаций в жизни и в литературе.

В превращении Старцева в Ионыча виновата среда? Нет, это было бы по меньшей мере односторонним объяснением.

Герой, противостоящий среде, резко отличающийся от среды, - таков был типичный конфликт в классической литературе, начиная с “Горя от ума”. В “Ионыче” есть слово, прямо взятое из характеристики фамусовского общества (“хрипуны”), но оно, пожалуй, только резче оттеняет разницу двух соотношений: Чацкий - фамусовская Москва и Старцев - обыватели города С.

Собственно, Чацкого удерживал в чуждом и враждебном ему окружении лишь любовный интерес. Он был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой, обличал ее в своих монологах - среда же выталкивала его, как инородное тело. Оболганным, оскорбленным, но не сломленным и только укрепившимся в своих убеждениях покидал фамусовскую Москву Чацкий.

Дмитрий Старцев, как и Чацкий, влюбляется в девушку из чуждой ему среды (у Чацкого этот отделяющий барьер духовный, у Старцева - материальный). Как человек со стороны входит он в “самый талантливый” дом города С. У него нет никакого изначального неприятия этой среды, наоборот, в первый раз в доме Туркиных все кажется ему приятным или по крайней мере занятным. И потом, узнав, что он не любим, в отличие от Чацкого, он не устремляется “искать по свету”, а остается жить там же, где и жил, - так сказать, по инерции.

Пусть не сразу, но к какому-то моменту он также почувствовал раздражение против тех людей, среди которых ему приходится жить и с кем приходится общаться. С ними не о чем говорить, их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Что-либо действительно новое им чуждо, идеи, которыми живет остальное человечество, недоступны их пониманию (например, как это можно отменить паспорта и смертную казнь?).

Что ж, Старцев поначалу тоже пробовал протестовать, убеждать, проповедовать (“в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя”). Отклика в обществе эти монологи Старцева не встретили. Но, в отличие от фамусовского общества, которое агрессивно по отношению к вольнодумцу, обыватели города С. просто продолжают жить, как жили, к инакомыслящему же Старцеву в целом остались вполне равнодушны, пропуская протест и пропаганду мимо ушей. Правда, наградили его довольно нелепым прозвищем (“поляк надутый”), но это все-таки не объявление человека сумасшедшим. Более того, когда он стал жить по законам этой среды и окончательно превратился в Ионыча, сами же они от него натерпелись.

Итак, один герой остался не сломлен средой, другого среда поглотила и подчинила своим законам. Казалось бы, ясно, кто из них заслуживает симпатий, кто - осуждения. Но дело вовсе не в том, что один из героев благороднее, выше, положительнее другого.

В двух произведениях по-разному организовано художественное время. Всего один день из жизни Чацкого - и вся жизнь у Старцева. Чехов включает в ситуацию “герой и среда” течение времени, и это позволяет иначе оценить произошедшее.

“Как-то зимой... весной, в праздник, - это было Вознесение... прошло больше года... стал бывать у Туркиных часто, очень часто... дня три у него дело валилось из рук... успокоился и зажил по-прежнему... опыт научил его мало-помалу... незаметно, мало-помалу... прошло четыре года... прошло три дня, прошла неделя... и больше уж он никогда не бывал у Туркиных... прошло еще несколько лет...”

Чехов вводит в рассказ испытание героя самой обыкновенной вещью - неспешным, но неостановимым ходом времени. Время проверяет на прочность любые убеждения, испытывает на прочность любые чувства; время успокаивает, утешает, но время и затягивает - “незаметно, мало-помалу” переделывая человека. Чехов и пишет не об исключительном или незаурядном, а о том, что касается каждого обыкновенного (“среднего”) человека.

Тот сгусток новых идей, протеста, проповеди, который несет в себе Чацкий, невозможно представить растянутым вот так - на недели, месяцы, годы. Приезд и отъезд Чацкого - как пролет метеора, яркой кометы, вспышка фейерверка. А Старцев проходит испытание тем, чем Чацкий не был испытан, - течением жизни, погруженностью в ход времени. Что обнаруживается при таком подходе?

То, например, что мало обладать какими-то убеждениями, мало испытывать негодование против чуждых людей и нравов. Всем этим Дмитрий Старцев отнюдь не обделен, как всякий нормальный молодой человек. Он умеет испытывать презрение, он знает, чем стоит возмущаться (людская тупость, бездарность, пошлость и т.д.). И Котик, много читающая, знает, какими словами следует обличать “эту пустую, бесполезную жизнь”, которая стала для нее “невыносимой”.

Нет, показывает Чехов, против хода времени протестантский запал молодости надолго удержаться не может - и может даже превратиться “незаметно, мало-помалу” в свою противоположность. В последней главке уже Ионыч не терпит никаких суждений и возражений со стороны (“Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!”).

Более того, у человека может быть не только отрицающий задор - он может обладать и положительной жизненной программой (“Нужно трудиться, без труда жить нельзя”, - утверждает Старцев, а Котик убеждена: “Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели... Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы...”). Ему может казаться, что он живет и действует в соответствии с правильно выбранной целью. Ведь Старцев не просто монологи перед обывателями произносит - он действительно трудится, и больных он принимает все больше, и в деревенской больнице, и в городе. Но... опять “незаметно, мало-по-малу” время совершило губительную подмену. К концу рассказа Ионыч трудится все больше уже не ради больных или каких-то там высоких целей. То, что прежде было вторичным, - “бумажки, добытые практикой”, деньги, - становится главным наполнением жизни, ее единственной целью.

Перед лицом времени, незримого, но главного вершителя судеб в чеховском мире, непрочными и ничтожными кажутся любые словесно сформулированные убеждения, прекраснодушные программы. В молодости презирать, прекраснодушничать можно сколько угодно - глядь, “незаметно, мало-помалу” вчерашний живой человек, открытый всем впечатлениям бытия, превратился в Ионыча.

Мотив превращения в рассказе сопряжен с темой времени. Превращение происходит как постепенный переход от живого, еще не устоявшегося и неоформленного к заведенному, раз и навсегда оформившемуся.

В первых трех главках Дмитрий Старцев молод, у него не вполне определенные, но хорошие намерения и устремления, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать девять верст пешком (а потом девять верст обратно), в душе постоянно звучит музыка; как и всякий молодой человек, он ждет любви и счастья.

Но живой человек попадает в среду механических заводных кукол. Поначалу он об этом не догадывается. Остроты Ивана Петровича, романы Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы в первый раз кажутся ему достаточно оригинальными и непосредственными, хотя наблюдательность и подсказывает ему, что остроты эти выработаны “долгими упражнениями в остроумии”, что в романах говорится “о том, чего никогда не бывает в жизни”, что в игре юной пианистки заметно упрямое однообразие и что идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.

Автор рассказа прибегает к приему повторения. Туркины в 1-й главе показывают гостям “свои таланты весело, с сердечной простотой” - и в 5-й главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы “по-прежнему охотно, с сердечной простотой”. Не меняет программы поведения (при всех заменах в репертуаре его шуток) Иван Петрович. Еще более нелеп в повторении своей реплики выросший Пава. И таланты, и сердечная простота - совсем не худшие свойства, которые могут обнаруживать люди. (Не забудем, что Туркины в городе С. действительно самые интересные.) Но их запрограммированность, заведенность, бесконечная повторяемость в конце концов вызывают в наблюдателе тоску и раздражение.

Остальные же жители города С., не обладающие талантами Туркиных, живут тоже по-заведенному, по программе, о которой и сказать нечего, кроме: “День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов...”

И вот к последней главе сам Старцев превратился в нечто окостеневшее, окаменевшее (“не человек, а языческий бог”), двигающееся и действующее по некоторой навсегда установившейся программе. В главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют только так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в молодости его волновало. Счастья нет, но есть суррогаты, заменители счастья - покупка недвижимости, угождение и боязливое почтение окружающих. Туркины сохранились в своей пошлости - Старцев деградировал. Не удержавшись даже на уровне Туркиных, он в своем превращении скатился еще ниже, на уровень обывателя “тупого и злого”, о презрении к которому он говорил прежде. И это итог его существования. “Вот и все, что можно сказать про него”.

Что же было началом превращения, скатывания по наклонной плоскости? В какой момент действия рассказа можно говорить о вине героя, не предпринявшего усилий, чтобы предотвратить это скатывание?

Может быть, так подействовала неудача в любви, став поворотным моментом в жизни Старцева? Действительно, за всю жизнь “любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней”. Легкомысленная девичья шутка - назначить свидание на кладбище - дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть “мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет”, прикоснуться к тайне, “обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную”. Волшебная ночь на старом кладбище - единственное в рассказе, что не несет на себе печати привычности, повторяемости, заведенности. Она одна осталась в жизни героя ошеломляющей и неповторимой.

На следующий день было объяснение в любви и отказ Котика. Суть любовного признания Старцева состояла в том, что нет слов, способных передать то чувство, которое он испытывает, и что любовь его безгранична. Что ж, можно сказать, что молодой человек был не особенно красноречив и находчив в объяснении. Но можно ли на этом основании считать, что все дело в неспособности Старцева к подлинному чувству, что по-настоящему он не любил, не боролся за свою любовь, а потому и не мог увлечь Котика?

В том-то и дело, показывает Чехов, что признание Старцева было обречено на неудачу, каким бы красноречивым он ни был, какие бы усилия ни предпринял, чтобы убедить ее в своей любви.

Котик, как и все в городе С., как все в доме Туркиных, живет и действует по некоторой, как бы заранее определенной программе (кукольное начало заметно в ней) - программе, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами ее фортепьянным талантам и возрастным, а также наследственным (от Веры Иосифовны) незнанием жизни. Она отвергает Старцева потому, что жизнь в этом городе кажется ей пустой и бесполезной, что сама она хочет стремиться к высшей, блестящей цели, а вовсе не стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да еще с таким смешным именем. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны.

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами жизненного поведения, своими правдами; и в тот момент, когда кому-то необходимее всего встретить отклик, понимание со стороны другого человека, тот, другой, в этот момент поглощен своим интересом, программой и т.п.

Здесь, в “Ионыче”, чувство влюбленности, которое испытывает один человек, не встречает взаимности из-за того, что девушка, предмет его любви, поглощена своей, единственно интересной для нее в тот момент программой жизни. Потом его не будут понимать обыватели, здесь не понимает любимый человек.

Пожив какое-то время, отпив несколько глотков “из чаши бытия”, Котик как будто поняла, что жила не так (“Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница”). Главной своей ошибкой в прошлом она теперь считает то, что тогда не понимала Старцева. Но понимает ли она его теперь по-настоящему? Страдание, осознание упущенного счастья делают из Котика Екатерину Ивановну, живого, страдающего человека (теперь у нее “грустные, благодарные, испытующие глаза”). При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются. “Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! <...> Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...” - говорит она, и мы видим: да это же фразы прямо из романов Веры Иосифовны, надуманных сочинений, не имеющих ничего общего с действительной жизнью. Словно она опять видит не живого человека, а манекенного героя из романа, сочиненного мамой.

И вновь они поглощены каждый своим, говорят на разных языках. Она влюблена, идеализирует Старцева, жаждет ответного чувства. С ним же почти завершилось превращение, он уже безнадежно засосан обывательской жизнью, думает об удовольствии от “бумажек”. Разгоревшись было на короткое время, “огонек в душе погас”. От непонимания, одиночества человек, отчуждаясь от окружающих, замыкается в своей скорлупе. Так кто же виноват в жизненной неудаче Старцева, в его деградации? Разумеется, нетрудно обвинить его самого или окружающее его общество, но это не будет полным и точным ответом. Окружение, среда определяют лишь то, в каких формах станет протекать жизнь Ионыча, какие ценности он примет, какими суррогатами счастья утешится. Но дали толчок падению героя, привели его к перерождению иные силы и обстоятельства.

Как сопротивляться времени, которое творит дело превращения “незаметно, мало-помалу”? К несчастьям людей ведут вечная их разобщенность, самопоглощенность, невозможность взаимопонимания в самые ответственные, решающие моменты бытия. И как, человеку угадать то мгновение, которое решает всю его дальнейшую судьбу? И лишь тогда, когда уже поздно что-либо изменить, оказывается, что человеку за всю его жизнь отпущена лишь одна светлая, незабываемая ночь.

Такая трезвость, даже жестокость в изображении трагизма человеческого существования казались многим в чеховских произведениях чрезмерными. Критики считали, что Чехов таким образом “убивал человеческие надежды”. Действительно, “Ионыч” может показаться насмешкой над многими светлыми упованиями. Нужно трудиться! Без труда жить нельзя! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели! Помогать страдальцам, служить народу - какое счастье! Писатели и до и после Чехова очень часто делали такие и им подобные идеи центральными в своих произведениях, провозглашали их устами своих героев. Чехов показывает, как жизнь, ход времени обесценивают и обессмысливают любые прекраснодушные представления. Все это общие (хотя и бесспорные) места, произнести и написать которые ровно ничего не стоит. Ими может наполнять свои романы графоманка Вера Иосифовна, пишущая “о том, чего никогда не бывает в жизни”. Старцев никогда бы не стал героем романа Веры Иосифовны: то, что с ним произошло, - это то, что бывает в жизни.

“Ионыч” - рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким следует быть. Рассказ о соотношении иллюзий и подлинной (страшной в своей обыденности) жизни. О реальных, не иллюзорных трудностях бытия.

Что же, действительно Чехов так безнадежно смотрит на судьбу человека в мире и не оставляет никакой надежды?

Да, Дмитрий Старцев с неизбежностью идет к превращению в Ионыча, и в его судьбе Чехов показывает то, что может произойти с каждым. Но если Чехов показывает неизбежность деградации изначально хорошего, нормального человека с незаметным ходом времени, неминуемость отказа от мечтаний и представлений, провозглашаемых в молодости, значит, действительно он убивает надежды и призывает оставить их у порога жизни? И констатирует вместе с героем: “Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!”? Так понять смысл рассказа можно лишь при невнимательном чтении, не дочитав текст до конца, не вдумавшись в него.

Разве не видно в последней главке, как все, что произошло с Ионычем, названо своими именами, резко, прямо? Жадность одолела. Горло заплыло жиром. Он одинок, живется ему скучно. Радостей в жизни нет и больше не будет. Вот и все, что можно сказать про него.

Сколько презрения заключено в этих словах! Очевидно, что писатель, на протяжении всего рассказа внимательно прослеживавший духовную эволюцию героя, дававший возможность понять его, здесь отказывается оправдать, не прощает деградации, ведущей к такому завершению.

Смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят на стыке двух начал. Мать-природа действительно нехорошо шутит над человеком, человек часто бывает обманут жизнью, временем, и трудно бывает понять степень его личной вины. Но настолько отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано все для нормальной, полезной жизни, что вывод может быть только одним: бороться с превращением в Ионыча должен каждый, пусть надежд на успех в этой борьбе почти нет.

Гоголь в лирическом отступлении, включенном в главу о Плюшкине (а эволюция Ионыча чем-то напоминает те изменения, которые произошли с этим гоголевским героем), обращается к молодым своим читателям с призывом сохранять всеми силами в себе то лучшее, что дано каждому в молодости. Чехов не делает таких специальных лирических отступлений в своем рассказе. Сопротивляться деградации в почти безнадежной ситуации он призывает всем его текстом.

В рассказе «Ионыч» (1898 г.) А.П.Чехов изобразил «обыкновенную» историю одного человека, постепенно утратившего духовное начало. Почему герой, который вначале произведения подавал большие надежды, в итоге превратился в толстого, мрачного, равнодушного обывателя? Почему он так бездарно потратил свою жизнь? Были ли предпосылки превращения раннего Старцева в Ионыча?

До Чехова эта проблема решалась однозначно. Во всем была виновата среда. М.Горький впервые почувствовал, что чеховские рассказы бесполезно разбирать по устоявшимся схемам. Он сравнивал произведения писателя с «дорогими, тонкими кружевами, требующими особого обращения». Писатель подошел к этому вопросу с другой стороны. Он показал, что сам человек виновен во всем, что происходит в его жизни.

Сюжет рассказа прост. Но в нем заключен глубокий подтекст. В небольшом рассказе, состоящем из пяти глав, Чехов описал всю судьбу человека. Каждая глава является определенным этапом его биографии. Действие происходит в обыкновенном провинциальном городке, вобравшем всю скуку и однообразие провинциальной жизни.

Молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев приехал в маленький уездный городок Дележ. Все жители советовали ему познакомиться с самой образованной семьей в городе – семьей Туркиных. Глава семейства Иван Петрович был душой компании, знал много анекдотов, постоянно повторял одно и то же слово «недурственно». Его жена Вера Иосифовна читала гостям свои заурядные романы, которые ничего общего не имели с жизнью.

Их дочь Катерина Ивановна, Котик, как называли ее родные, готовилась к поступлению в московскую консерваторию. Она долго, по четыре часа в день, упражнялась в игре на фортепиано. Причем ее игра напоминала падение с горы камней.

Старцеву было хорошо в их доме. Рядом рос тенистый сад, из соседних комнат доходил запах жареного лука. И эта семья считалась самой образованной в городе! Но наш герой как будто не замечает этого. Все полагали Дмитрия Ионыча истинным интеллигентом, называли его «паном» за то, что он чуждался обывателей.

Герой стал бывать у Туркиных чаще. Ходил пешком в город и напевал строчки из классического стихотворения Дельвига: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия» или романс на слова А.С.Пушкина «Твой голос для меня и ласковый и томный». Но уже здесь Чехов показывает, что его «интеллигентный» герой внутренне готов слиться с обывательской средой. Писатель "бросает" отдельные замечания: «своих лошадей у него еще не было», но они обязательно будут. Или, возвращаясь от Туркиных, Старцев повторил любимое слово Ивана Петровича «недурственно» и улыбнулся.

Катерина Ивановна привлекала героя своей грацией, свежестью, уверенностью. Он мог говорить с ней о литературе и искусстве. Старцев влюбился в Котика. Встречи героя с ней проходили в осеннем саду. В такой контрастности умирающей природы и зародившейся любви Дмитрия Ионыча мы чувствуем начало конца этой любви. Герой долго готовился к тому, чтобы сделать Котику предложение. У него не было даже фрака. Поэтому он обегал весь город в поисках костюма. Но Котик решила пошутить. Она назначила герою свидание ночью на кладбище. В душе героя нарастали сомнения: стоит ли ему солидному земскому доктору «таскаться по кладбищам»? Что скажут товарищи, когда узнают? В этих словах весь Старцев, целиком зависящий от общественного мнения.

Эпизод несостоявшегося свидания с Котиком играет ключевую роль в раскрытии образа Ионыча. Это кульминация рассказа. Старцев входит в эпизод с надеждой. «У всякого свои странности»,- подумал он. Далее следуют слова рассказчика: «и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его». Герой импульсивно принял решение остаться на кладбище. Он показан наедине с вечностью.

Старцев оценивает будущее предприятие с точки зрения обывателей. Чеховский герой не дотягивает до Героя. Автор дает ему шанс остаться наедине с самим собой, шанс сделать какие-то важные выводы. Особое настроение здесь создает пейзаж: «Старцева поразило то, что он видел теперь в первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случиться видеть: мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель».

Кладбище кажется не самым веселым местом на земле, но именно здесь Старцев был живым. Он провел на кладбище четыре часа, но всего за эти четыре часа он окончательно превратился в «Ионыча». Бывают в жизни человека минуты, когда он внутренне выбирает свою дорогу. По идее герой должен выйти из этого пространства обновленным. Но Старцев не послушал свое сердце, а доверился обывательскому «благоразумию».

Мотив сада играет важную роль в рассказе. Сад символизирует выход из парадоксального мира в мир ограниченных возможностей, будничных дел. Весь эпизод – романтическая картина со сниженным финалом. Садясь с наслаждением в коляску, Старцев подумал: «Ох, не надо бы толстеть!»

Это эпизод несостоявшегося свидания героя с самим собой. Котик неожиданно отказывает ему в предложении выйти замуж. Проходит четыре года. Катерина Ивановна осознала, что ошибкой были и отказ Старцеву, и поездка в Москву. Она утратила былую молодость, уверенность. Но больше всего за эти годы изменился Старцев. Он по-прежнему убежден в своей исключительности, в резком отличии от мещанской среды города.

Герой рассуждал о прогрессе человечества, об отмене смертной казни. Но образ жизни и внешность героя уже не соответствуют его высоким речам. Он спешно принимает больных, кричит на них, едет не на паре, а на тройке с бубенцами.

Старцев пополнел, раздобрел. Его раздражает безделье обывателей, а сам он играет в карты по три-четыре часа с наслаждением. Каждый день Ионыч считает разноцветные бумажки, «добытые практикой», от которых пахло «духами, уксусом, ладаном, ворванью». Все деньги он отвозил в «Общество взаимного кредита». Эта деталь говорит о равнодушии героя к тому, откуда именно стекаются деньги в его карман (из дворянских, купеческих домов или изб городской бедноты) и о невнимательности Старцева как врача.

Ионыч не замечает течения времени, изменений, происшедших в нем самом. Во время последнего свидания с ним Котик произносит слова, почти повторяющие речь героя несколько лет назад. Теперь Катерина Ивановна говорит с «увлечением», поэтизирует Старцева. Теперь уже ее чувство встречает сухость и эгоизм Ионыча.

В этой ситуации заложен драматический смысл. Произошло обеднение, обкрадывание себя человеком, не принявшим любовь, произошла утрата радости человеческого общения. Слабый огонек в душе героя затеплился и погас. Теперь Ионыч равнодушен ко всему, кроме денег. Он не замечает страданий людей. Покупая очередной дом, проходит через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые «глядят на него с изумлением и страхом».

От жадности герой занимает сразу две должности. Автор подчеркивает физическое и духовное ожирение героя: «голос у него изменился, стал тонким и резким», так как «горло заплыло жиром». Характер же закономерно превратился в тяжелый, раздражительный. Весь он напоминает языческого бога. Про Туркиных Старцев и не вспоминает.

Причина оскудения души Старцева в нем самом. В нем изначально были отрицательные качества, которые он позволил себе развить. Человек сам творит свою жизнь. Но как, в сущности, мала и незаметна черта, отделяющая человека от чудовища!

Темой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898) является взаимодействие человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно противостоять среде (например, Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») или противостоять ей с помощью апатичного неучастия (как, например, Обломов из одноимённого романа И.А.Гончарова), человек может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А.С.Грибоедова), у человека со средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см., например, рассказ И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»), человек может ощущать себя в полной зависимости от среды (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В.Гоголя «Шинель», чиновник из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»), человек может с удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»).

В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной, обывательской среды губернского города С .

«Среда заела», — любили повторять чеховские персонажи, беспомощно оглядываясь вокруг в поисках виновника их пустого, лишенного смысла существования. Так же сложилась судьба и еще одного героя — молодого и способного доктора с говорящей фамилией Старцев, который превратился в грузного Ионыча, брюзгливого, раздражительного, одинокого обывателя. Что же произошло с ним, и как одолела его среда?

Проблематика

В таком коротком рассказе Чехов показал, как произошло изменение Ионыча. Он оказался жертвой среды. Котик отказала Ионычу на предложение стать его женой, роль любовника оказалась исчерпанной, но среда уже заразила Ионыча своей болезнью призрачности. В итоге Ионыч совершенно перерождается, его недавно живая душа отмирает . Такое решение темы человек и среда («среда заела») однако не является изобретением Чехова, оно появилось ещё в очерках авторов «натуральной школы» (В.И.Даль, В.Г.Белинский и др.), а позднее получило развитие, например, у М.Е.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

Идея

Новым здесь является тонкий психологический анализ . Чехов показал не только этапы и причины духовного перерождения Ионыча, но и во всех возможных подробностях как конкретно это происходило . Скука превращает Ионыча в банального обывателя: « Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.

Жанр . Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», — материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь. Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной. С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной — Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности. Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание. В жанровом отношении «Ионыч» является, конечно, рассказом, но не «чистым»: его можно определить так же, как Чехов охарактеризовал жанр своего раннего рассказа «Скверная история» (1882) — «нечто романообразное» (I, 215).

Герой

Чехов отличается, как известно, особым «чеховским» стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием. Именно по этой причине герой у Чехова средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных привычек . При создании образа героя Чехов его не освобождает от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни. Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. — это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием. Герой рассказа «Ионыч» именно такой: он, например, думает о совершенно никчемном — «Эх, не надо бы полнеть» (Х, 32).

Контекст. Вспомним ещё раз финал нравственного развития Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким» (Х, 40).Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу. Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, —поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке — от Гоголя до Чехова). Сцена на кладбище напоминает пушкинскую версию сюжета о Доне Жуане, развитую в «маленькой трагедии» «Каменный гость».

Деградация Ионыча
Спустя четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую практику. Он продолжает призирать ненавистное и раздражающее своей глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением состояния, незаметно для себя, Старцев постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.

С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.

Четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева , четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Этапы жизни, возраст героя

События в жизни Старцева

Его внутренняя жизнь и духовные запросы

Среды. Город С. Внешний план

Внутренний план

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи Внутренний план изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни
II ступень. Через год. 26 лет Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны

Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал».
НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы

В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» «Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть»
На следующий день «А приданого они дадут, должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку».
НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви»
«Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет»
Через 3 дня «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге
III ступень. Через четыре года. 30 лет Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной «На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все... было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из каманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге «Обыватели своими разговорами... раздражали его», «стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле».
НО: «Екатерина Ивановна волновалась»
«Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная»
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет Без событий «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» «Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле» «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему»

Рассказ Чехова «Ионыч» похож на печальную поучительную притчу . Житейские обстоятельства вовсе не ломали Старцева, напротив, это он с радостью поддался им. Город С., скучный и серый, получил еще одного обывателя, который отличается от прочих только тем, что понимает, как бездарны окружающие его люди. Но разве он вправе судить их? Чехов, крайне редко высказывающий свое отношение к персонажам, характеризует Ионыча очень резко «… не человек, а языческий бог». В самом деле, человеческого у героя осталось немного: его ничто не радует, ему скучно, его одолевает бессмысленная жадность. Так уходит из человека его живая душа.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования