Себек — Египетский бог воды. Город гадов Крокодилополь: Как египтяне поклонялись богу с головой рептилии и зачем им тысячи мумий крокодилов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Река Нил неспроста почиталась в Древнем Египте как священная: ведь именно она позволяла сформироваться высокоразвитому обществу на этой в целом бедной земле. Великая река была символом жизни и силы для древних египтян и поэтому в их мифологии отражено то значение, которое они придавали Священному Нилу – ее боготворили и боялись одновременно. Поэтому возник целый пантеон нильских божеств. Особую роль здесь играл древнеегипетский бог Себек – покровитель всей речной живности и защитник рыбаков, бог плодородия и неконтролируемой водной стихии.

Это весьма колоритное божество имело облик человека с крокодильей головой. Изначально, правда, его изображали просто в виде крокодила, но затем «очеловечили»: как полагают исследователи, этот мифический персонаж пришел из более древних верований тотемического типа и занял особое место в пантеоне богов. Для древних египтян, живущих на побережье Нила, крокодилы представляли реальную опасность. Даже сегодня, когда мы уже хорошо знакомы с повадками этого пресмыкающегося, в Африке каждый год сотни людей погибают от нападений крокодилов. В древние времена ситуация была еще более грозной, и потому люди представляли крокодила воплощением сил природы, с которыми необходимо считаться и договариваться.

Жители северо-восточной части Африки пытались наладить отношения с этими силами природы с помощью магических средств: они объявили зубастых хищников своими родственниками или покровителями, стали всячески их обожествлять и поклоняться им. Так и появился древнеегипетский бог Себек, дух которого, согласно представлениям египтян, вселялся в нильских крокодилов.

Подробные описания культа Себека до нас не дошли, однако сохранились сведения о том, что каждый город считал необходимым содержать священного крокодила, которого специально отлавливали в реке. Вполне вероятно, что такая божественная рептилия менялась каждый год: только в одном месте почитания Себека нашли 2 тысячи мумий крокодилов, которые были забальзамированы и похоронены по особому обряду.

Каждый египетский бог имел свою родословную, но в случае с Себеком она неясна: не установлено, был ли он потомком верховного бога Ра или же представлял поколение более древних божеств. Многие исследователи придерживаются как раз второй версии, опираясь на то, что изначально Себека изображали в виде обычного крокодила.

Позиция Себека в пантеоне египетский божеств и его восприятие египтянами были скорее амбивалентными. Бог-крокодил не был столь почитаем, как верховные боги (Ра, Осирис, Гор) и не мог тягаться с ними по степени влияния. Но у него была и своя «компания» речных божеств. Например, Хапи – его почитали в некоторых областях Древнего Египта и считали ответственным за разлив Нила. Это было событие, от которого зависело формирование плодородной полосы вдоль побережья реки. Хапи, в отличие от древнеегипетского бога Себека, был человекоподобен, и ему были присущи типичные для культа плодородия внешние признаки: внешность гермафродита (мощные мускулы и женская грудь), тучные формы и гипертрофированные детородные органы.

Интересно и то, что в местах, где существовал культ Хапи, с Себека снимали функции управляющего разливом реки. Он превращался в стихийное божество, не терпящее никакого контроля. Характер Себека соответствовал темпераментному нраву священной реки. А вот в тех районах, где Хапи не считали влиятельным божеством или его вообще не было, Себек воспринимался как единовластный хозяин Нила. В определенный период истории Древнего Египта Себек стал весьма популярен и некоторые фараоны даже брали себе тронное имя, которое было посвящено богу-крокодилу – «Себекхотеп», то есть «Себек доволен».

Для древнейших жителей нашей планеты свойственно обожествление сил природы и животных. Последних наделяли святостью, им поклонялись, принося подношения и жертвы. Не исключением был и Древний Египет. В этом государстве божественными особенностями наделялись не только милые и безобидные животные, но и гады, имеющие устрашающий вид и представляющих смертельную опасность. Речь идет о крокодилах.

Исторические сведения давно подтвердили важнейшую роль Нила в жизни египтян. Существование реки, протянувшейся подобно живительной нити с севера на юг, дало возможность расселиться по ее берегам древним народам, от разливов вод Нила зависела их жизнь. Регулярные наводнения делали прилегающие к реке поля плодородными, что обеспечивало жителей хорошим урожаем и гарантировало отсутствие голода. Для прогнозирования урожая, египтяне наблюдали за подъемом уровня воды в Ниле с помощью сооруженных ими ниломеров.

Зависимость от сил природы вызывала у людей поклонение перед их могуществом, стремление заслужить расположение богов – покровителей Нила и его обитателей. Самые большие и необычные существа, долго живущие в Ниле, – крокодилы – считались его хранителями и хозяевами реки. По их поведению египтяне могли определить время наводнения.

Поклонение Себеку

Египетская цивилизация обладала широким пантеоном богов. Немаловажное место в этом ряду занимал бог Себек. Его изображали в виде человека с головой крокодила, увенчанной пышной короной. Себек был повелителем реки-кормилицы, властителем движения ее вод, и олицетворял вечность.

На территории Древнего Египта в долине Файюм существовал город Шедит, впоследствии названый пришедшими туда греками Крокодилополем. Место, расположенное в плодородной долине вокруг озера Мерида, было центром поклонения Себеку. Крокодилы же считались живым воплощением бога.

Недалеко от Шедита фараоном Аменемхетом III был построен целый комплекс, посвященный крокодилам. Помимо традиционного возведения пирамиды, правителем было приказано соорудить священное строение, похожее на лабиринт – для проживания в нем сына Себека – земного представителя бога – крокодила. Территория постройки не сохранилась, имеются только остатки руин. Как сообщает Геродот, площадь лабиринта составляла около 70 тыс. кв. метров, в нем насчитывалось несколько уровней, множество комнат, где мог расхаживать избранный жрецами крокодил – сын Себека.

Служение избранному крокодилу

Для осуществления достойной жизни к крокодилу приставлялись жрецы, приносившие еду угощения. После смерти «хозяина лабиринта» все те же жрецы мумифицировали тело усопшего животного и выбирали следующего крокодила.

Если человек погибал от речного хищника, это считалось большой удачей: он получал покровительство бога и после бальзамирования удостаивался быть похороненным в священной могиле.

До сего дня район долины Файюм полностью не изучен. В перспективе мы сможем узнать, правда ли существовал лабиринт в Крокодилополе или же это просто содержательный миф. О поклонении богу-крокодилу по всему Египту свидетельствует и храм Себека в городе Ком-Омбо, неподалеку от которого найдено целое погребение с мумиями крокодилов.

Себек — бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила. Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила. Известны также обратные варианты его изображения – крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.
Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.


Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра, как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра, и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра, но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.


Если в Древнем Египте и было животное, достойное войти в пантеон, то это, несомненно, крокодил. Под именем Себек, он быстро стал весьма почитаемым, грозным и внушающим доверие божеством. Египтяне верили, что это пресмыкающееся было сотворено одним из первых. До недавних пор оно в изобилии встречалось в болотах Дельты и на берегах Нила.
Лучшие из известных изображений Себека были найдены в Ком-Омбо. Эти выразительные портреты изображают яростного бога, порой становящегося жертвой собственной ненасытности. Однако Себек был не только грозным, но и весьма уважаемым богом египетского пантеона. Себек может принимать обличье крокодила или же человека с головой крокодила. Разумеется, его изображению приписывались магические свойства.

Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.

Бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила.

Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила.

Известны также обратные варианты его изображения - крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.

Историки считают, что культ этого бога зародился в низовьях Нила, где многочисленные рукава дельты давали приют огромному количеству крокодилов. Хронисты всех времен и наций изображали этих рептилий, как неотъемлемый признак Египта, наравне с ибисами и змеями.

Однако исходить из того, что лишь количество этих рептилий послужило причиной их обожествления, сразу не стоит. Количество крыс и воробьев, во все времена обитавших рядом с человеком просто не поддается исчислению, но ведь никто не делал из этих представителей животного мира божеств. Хотя, надо сказать, что те же крысы причинили человечеству гораздо больше неприятностей, чем крокодилы.

Конечно, крокодил может напасть на неосторожного человека и убить его, в воде он очень быстр, может подкараулить жертву и на берегу. Однако те же древние египтяне постоянно занимались ловлей крокодилов, в том числе и для того, чтоб выбрать одного из них Себеком и поклоняться ему. Сохранившиеся изображения свидетельствуют о том, что избранный аватарой бога крокодил украшался серьгами в ушах и браслетами на лапах. Вряд ли процедуру украшения рептилия переносила стоически-невозмутимо.

Тем не менее, все такие «Себеки» щеголяли в золоте и серебре. Впрочем, тут можно было обойтись и без кавычек: Себеков вполне могло быть и несколько, древнеегипетская религия это позволяла. Каждое из священных животных считалось вместилищем духа божества и когда очередной Себек заканчивал срок своего пребывания на Земле вследствие естественной старости, его с почетом мумифицировали и хоронили, а взамен находили нового. Признаки, по которым отдельного крокодила вычисляли среди прочих, остаются неизвестными, но только около Киман-Фариса (бывший Шедит, Крокодилополь - по древнегречески) археологами было найдено более 2000 мумий крокодилов. Срок жизни среднего крокодила сравним с человеческим, причем «сравним» в том смысле, что немного превышает.

Если принять во внимание тот факт, что далеко не все мумии сохранились до наших дней и предположить, что египтяне не стали бы забивать Себека каждый год, а дожидались если и не естественной смерти, то, хотя бы, пока он не постареет, получается цепочка Себеков длиной более 20 тысяч лет. Но, может быть, египтяне мумифицировали всех подвернувшихся под руку крокодилов, кто знает?

Все указанное выше свидетельствует о почете, окружавшем Себека. Несмотря на такую, прямо сказать, неприятную аватару, он отнюдь не являлся божеством злым. Он даже не был жесток. Себек считался «подателем жизни, из ног которого течет Нил» (цитата из книги мертвых). Он являлся богом плодородия наряду с Осирисом, хозяином пресной воды и Нила, в частности, а также всех существ, в реках проживающих.

Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.

Себек - изобретатель

В одной из легенд приводится любопытная история о том, как была изобретена сеть для ловли рыбы. Двое из сынов Гора - Хапи и Амсет - по какой-то причине прятались от Ра в Ниле, и тот почему-то не мог их найти сам. Или посчитал ниже своего достоинства. Ра дал поручение Себеку отыскать своих пра-пра-правнуков (именно в таком родстве состояли с Ра эти непослушные отпрыски). Себек начал просеивать воды Нила и придонный ил через пальцы рук и нашел, кого искал. «Вот так появилась сеть» - завершается легенда. Повествование не отличается ни плавностью, ни стройностью, но общий смысл, вроде бы, ясен.

Родословная

Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра , как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра , и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра , но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.

Себек и люди

Фараон 12-й династии Аменемхет III возвел в Файюме величественный храм в честь Себека и рядом соорудил лабиринт. Как считают историки, в этом лабиринте проводились религиозные обряды, посвященные крокодилоголовому богу. Система напоминает храм Осириса в Абидосе - там тоже храм с расположенным рядом поземным лабиринтом. В Файюмском лабиринте как раз и обнаружили многочисленные мумии крокодилов.

О том, что Себек был весьма популярным божеством, говорит и тот факт, что его именем весьма часто пользовались при личной переписке: например, в конце письма писали «Да хранит тебя Себек». Замените «Себек» на «Господь» - и эту фразу вполне можно будет вставить в любое письмо 18-го века.

Храмы Себека существовали не только в районе дельты Нила, известен довольно хорошо сохранившийся храм в Ком-Омбо (Омбосе), расположенный ближе к верховьям реки.

Любителям технологических теорий в сфере древней мифологии будет интересно узнать, что археологами был найден папирус аж с 12 гимнами, посвященными всего одному предмету - короне Себека. Главным ее достоинством было то, что она «сверкая как солнце, уничтожает всех его врагов». Чем-то напоминает легенду об Эхнатоне, в одиночку разогнавшему сорокатысячное войско своих неприятелей лучами, испускаемыми его короной.

Любопытен также тот факт, что при окончательном воскрешении Осириса куда-то пропал его детородный орган, который был съеден неким крокодилом. Не принимал ли участие Себек и в этой истории? Тем более, что известны статуи, изображающие Себека, везущего на своей спине мумию Осириса.

Если в Древнем Египте и было животное, достойное войти в пантеон, то это, несомненно, крокодил. Под именем Себек (или Собек), он быстро стал весьма почитаемым, грозным и внушающим доверие божеством.

Египтяне верили, что это пресмыкающееся было сотворено одним из первых. До недавних пор оно в изобилии встречалось в болотах Дельты и на берегах Нила. Сегодня же нильский крокодил (Crocodilus niloticus), ИЛИ, месех, находится под угрозой исчезновения. Можно сказать, что он вдвойне заслуживает защиты: будучи вымирающим видом и, в то же время, живым богом, видевшим, как Ра сотворил землю. Лучшие из известных нам изображений Себека были найдены в Ком-Омбо. Эти выразительные портреты изображают яростного бога, порой становящегося жертвой собственной ненасытности. Однако Себек был не только грозным, но и весьма уважаемым богом египетского пантеона.

Его изображения

Себек может принимать обличье крокодила или же человека с головой крокодила. Иногда изображалась одна только его голова - этого было достаточно, чтобы дать понять, о ком идет речь. Разумеется, его изображению приписывались магические свойства. Из-за многочисленных отождествлений Себек стал изображаться в более сложных обличьях, которые сближают его с другими богами: он может быть крокодилом с головой сокола (связь с Гором), барана (Хнума) или даже льва. Неудивительно, что образ столь странного создания производил сильное впечатление на видевших его.

Себек увенчан короной, что говорит о его высоком положении в иерархии богов. Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.

Мифы о Себеке

Несмотря на устрашающее обличье, Себек предпочитал держаться в стороне от событий. О нем редко упоминали, он являлся лишь в исключительных случаях. Однако Себек с честью выходил из самых сложных ситуаций, если, конечно, ненасытный аппетит не заставлял его забыть обо всем на свете!

Разумеется, пресмыкающиеся отличаются выдающимся аппетитом, даже божественные, но Себек был не просто богом-крокодилом, в некоторых случаях он становился одним из воплощений солнечного бога Ра . Вам это кажется удивительным? Напрасно!

Семья Себека

Если верить мифам, которые дошли до нас благодаря древним письменным источникам, Себек родился от союза Нейт, саисской богини, и Сенуи, малоизвестного бога египетского пантеона. Однако в Древнем Египте все непостоянно! Так, в Поздний период матерью бога-крокодила считалась уже не Нейт, а божественная корова Мехетурет.

В официальной мифологии у Себека не было ни супруги, ни детей. Однако в Поздний период, опять же, египтяне дали этому богу семью, без которой его оставили великие династии фараонов. Она получила название триады Ком-Омбо, в честь знаменитого храма в Верхнем Египте, где были найдены ее изображения. Как можно догадаться, в эту триаду, помимо самого Себека, входили его супруга и сын: богиня Хатор и Хонсу (лунный бог, позднее отождествленный с Тотом). Тем не менее Себека никак нельзя назвать примерным семьянином: у него было немало божественных подруг, в частности, Рененутет, «змея-кормилица», которую связывали с богом-крокодилом в области Файюм, а также Нехбет в Эль-Кабе и Раттауи в Гебель-Силсиле.

Мы помним и о другой тенденции в древнеегипетской религии: отождествлении и синкретизме образа богов. Образ Себека не избежал этой традиции и весьма выиграл от нее.

Ему была дана неслыханная привилегия: бог-крокодил сблизился с самим Ра в образе двуединого божества, особенно почитавшегося в эпоху Нового царства: Себека-Ра! По-видимому, это отождествление произошло в самые давние времена и было обусловлено древним, «первородным», как говорят тексты, происхождением крокодила. Кстати, любовь Себека к водной стихии объясняется тем, что он был первым существом, вышедшим из Нун, первичного океана, из которого родился весь мир. Именно из этих животворных вод возник Себек-Ра, который вскоре в глазах египтян стал своего рода демиургом! Вот откуда взялись многочисленные эпитеты Себека: «царь богов», «старший из богов» и даже «владыка вечности». Отождествление с богом солнца объясняет и происхождение удивительного солнечного венца, которым коронован Себек. Уважение к крокодилу со временем лишь усиливалось, так что в конце концов жрецы даже провозгласили его «богом вселенной».

Аппетит богов

Подобно людям, боги нуждаются в пище. И притом в больших количествах! Они очень любят хлеб (базовый продукт питания в Древнем Египте) и не гнушаются пивом (которое в то время было настоящим национальным напитком), так что иногда даже напиваются допьяна! Главными поклонниками этого хмельного напитка считались Сет и Хатор. Мясо же, напротив, большинство богов не слишком ценили, вот почему Себек так ужасал своих собратьев по пантеону. Тем не менее он был не единственным мясоедом. Для бога-воителя Монту «хлеб - это сердца, а вода - это кровь», как сообщают нам тексты. А богини- львицы (и среди них Сехмет) «ели и сырое, и приготовленное»!

Бог-рыболов

Несмотря на то, что в древнеегипетском пантеоне Себек был далеко не из последних, в делах других богов бог-крокодил почти не принимал участия. Тем не менее, Себека регулярно посылали на землю, поручая ему отыскать в водах Нила то, что туда бросили другие боги. Лучше всего известны два эпизода.

Первый связан с историей вражды Сета и Гора. Сет попытался изнасиловать собственного племянника. Во время их борьбы руки Гора были осквернены семенем дяди. Исида, будучи не в силах побороть отвращение, отрубила руки сыну и бросила их в Нил! Узнавший о происшествии Ра немедленно послал Себека на их поиски. Однако руки бога - не то же самое, что руки смертного! Они продолжали жить независимо от тела, так что поймать их было очень непросто... Тем не менее, Себек, хорошо знавший воды реки и в совершенстве владевший всеми способами рыбной ловли, после долгого преследования сумел их выудить. Он вернул руки Ра , и тот приставил их Гору, однако перед этим сделал вторую пару, которая в качестве реликвии хранилась в священном городе Нехене.

Рыболов, но ненасытный!

Встретив как-то раз вражескую орду, Себек напал на нее и сожрал всех живьем! Гордый подвигом, он показал головы врагов другим богам. Те пришли в ужас... Но еще больший ужас их обуял, когда Себек собрался сожрать и головы: «Не дайте ему их съесть, принесите ему хлеба!» - воскликнули они. Можно себе представить огорчение бедного Себека, лишившегося такого пиршества. Ведь его постоянно мучил голод! Об этом свидетельствует другой эпизод, рассказывающий, как Ра искал Себека в водах Нила. Он, как и предыдущая история, связан со злоключениями Сета, который, завидуя Осирису, убил его, расчленил и бросил в Нил. Себек нырнул за телом, соблазнившись лакомым кусочком! Крайне возмущенные таким поведением боги наказали его, отрубив ему язык. Вот почему, говорили египтяне, у крокодилов нет языка! 

Культ Себека

Жители Древнего Египта испытывали противоречивые чувства по отношению к Себеку: с одной стороны, его облик внушал им страх, но с другой - его способности не вызывали ничего, кроме восхищения. Все поклонялись богу-крокодилу, как на севере, в краю озер и болот, где крокодилы обитали во множестве, так и на юге, где Себеку был посвящен один из красивейших храмов в стране.

Через весь Египет с юга на север несет свои животворные воды великий Нил. Народное поверье, согласно которому Себек был богом плодородия, гласило, что чем больше на берегах крокодилов, тем сильнее будет разлив реки, и тем обильнее урожай. Вот почему места культа, посвященные Себеку, чаще всего располагались там, где было много воды: в первую очередь, вдоль Нила, а также в заболоченной дельте реки (на севере) и в области оазиса Файюм, который питали воды Меридова озера (на северо-западе Египта).

Себек и вода

В Саисе, родном городе богини Нейт, считавшейся матерью Себека, его называли тем, кто «заставляет расти зелень на берегах». Эту роль нельзя недооценивать, ведь мы помним, что основная часть сельскохозяйственных ресурсов Древнего Египта была сосредоточена именно на берегах Нила.

Себеку поклонялись, прежде всего, как владыке вод, что, в общем-то, неудивительно, ведь этот впечатляющий ящер - великолепный пловец и в воде чувствует себя куда увереннее, чем на суше. В Файюмском оазисе египтяне посвятили ему многочисленные святилища. Один из городов даже был назван в его честь: древние греки перевели это название, как Крокодилополь (город крокодила)! В каждом из поселений на берегах Меридова озера Себеку давались новые эпитеты. К примеру, в одном из них его называли Пнеферос (прекрасноликий), тогда как в других его именовали Сокнебтунисом (Себеком, владыкой Тебтуниса); в третьих же он был Сокнопайосом, то есть «владыкой острова». Крокодил, гроза египетских рыболовов, почитался как воплощение бога Себека.

Стоит отметить, что этот бог плодородия участвовал во многих религиозных обрядах. Так, например, незадолго до разлива Нила, в самом начале месяца ахет (июль), жрецы бросали в воды реки вылепленные из воска фигурки крокодилов. Благодаря магическим ритуалам, производившим сильнейшее впечатление на простой народ, они оживали и выползали на берег, предвещая животворное наводнение.

Примечательно, что Себек почитался также и из-за отождествления с богом Ра в образе Себека-Ра.

Поклонение Себеку-Ра

Мы уже говорили о том, что из-за необычной внешности крокодила Себек очень рано стал считаться первородным существом, которое было свидетелем, а то и участником акта творения. Стихия крокодила - вода, однако он может передвигаться и по суше, поэтому его сравнивали с созданиями, вышедшими из Нун, первичного океана, чтобы завоевать земную твердь. И поскольку египтяне верили, что все сущее создавалось по велению Ра , то они вполне закономерно отождествили его с богом-крокодилом Себеком в образе двуединого Себека-Ра.

Жрецы в святилищах Файюмского оазиса часто приветствовали Себека такими словами: «Привет тебе, о Себек, владыка Крокодилополя, Ра и Гор, всемогущий бог! Приветствуем тебя, поднявшийся из изначальных вод, о Гор, владыка Египта, бык быков, воплощение мужественности, владыка плавучих островов!»

Кроме того, культ приписывал Себеку некоторые черты солнечного божества. Самой значимой и самой примечательной из них, несомненно, можно назвать его удивительный венец. Символом связи Себека с Ра был солнечный диск, украшающий самый центр этого венца и покоящийся на бараньих рогах, которые охраняют две кобры. Над всей конструкцией склоняются два длинных страусовых пера. Бесспорно, это одна из красивейших корон, которые только носили древнеегипетские боги.

Как ловили священных крокодилов

Как же египтяне отлавливали священных крокодилов, живших в неволе за стенами храмов Себека? Греческий историк Геродот рассказывает нам о весьма необычном способе: к концу длинной веревки привязывался большой крючок, на который охотник цеплял кусок свиной туши. Затем эту веревку бросали в воду. На берегу его помощник подманивал крокодила, заставляя визжать маленького поросенка. И крокодил заглатывал крючок, думая, что кусает поросенка. Всеобщими усилиями его вытаскивали на берег, где, чтобы обезвредить хищника, бросали в него грязь, стараясь попасть в глаза. Затем ослепленного крокодила крепко связывали и быстро перевозили на новое место.

Священные крокодилы

Греческий историк Геродот, рассказывая о своем путешествии в Египет, упоминает о разведении священных крокодилов, которым занимались жрецы в храмах Себека. Так, например, святилище Фив славилось своими животными, выращенными в неволе. Пока крокодил был жив, его кормили вдоволь и всячески заботились о нем, но и после смерти он получал все привилегии, полагавшиеся священным животным. Его труп старательно бальзамировали и хоронили в настоящей маленькой гробнице, которой вполне могли позавидовать не слишком богатые египтяне. Этот обычай получил особенное распространение в Поздний период, в частности, в Крокодилополе Файюма, в Техне и Ком-Омбо, где были найдены целые некрополи крокодилов. Также нам известно, что египтяне изготавливали головы крокодилов, чаще всего, вырезая их из известняка и расписывая черной краской; вероятно, они использовались в магических ритуалах. Эти головы тоже датируются Поздним периодом.

Храм Ком-Омбо

Вероятно, вы заметили в процитированном выше обращении жрецов Крокодилополя упоминание Гора. Связь между Себеком и великим богом-соколом нашла воплощение в одном из красивейших храмов древнеегипетской цивилизации: святилище Ком-Омбо, расположенном неподалеку от современного Асуана, в Верхнем Египте, и построенном при Птолемеях. Великолепный ансамбль, посвященный одновременно двум богам, очень оригинален с точки зрения не только религии, но и архитектуры. Это, без преувеличений, - уникальнейшее сооружение Древнего Египта! Архитекторы, трудившиеся над ним, должны были угодить обоим божествам, и при этом сделать храм похожим на другие египетские святилища. Поэтому традиционные элементы здания были сохранены (пилон, двор, гипостильный зал, зал подношений, святилище), однако все помещения систематически удваивались, начиная с пилона с двойными воротами на входе в храм. Тем не менее единственная наружная стена, ограждавшая территорию храма, создавала впечатление единства. Два параллельных входа вели в два святилища: святилище Гора (в ипостаси Хароериса) располагалось на севере, а святилище Себека - на юге. Интересно отметить, что для египтян юг был важнее, чем север.

Себек жил здесь со своей божественной супругой Хатор и сыном Хонсу: их называли триадой Ком-Омбо. Эта триада была одной из самых знаменитых в стране. На великолепных барельефах Себек изображен в окружении близких. Но в других святилищах, в отличие от Ком-Омбо, где бог-крокодил мирно сосуществовал с Гором, все было иначе...

Нежеланный гость

В противоположность Ком-Омбо, в некоторые места крокодил, будь он Себеком или простым пресмыкающимся, не был допущен. В качестве примера можно взять Дендеру, храм, где чествовали богиню Хатор, спутницу Гора из Эдфу, которого она каждый год неизменно навещала. Для Себека ворота Дендеры были закрыты. Считалось даже, что жители этого города могут не бояться, что на них нападет этот грозный хищник!

На одном из барельефов храма Хатор сокол Гор изображен рядом с Исидой (его матерью) и Нефтидой (его теткой), а у их ног лежат крокодилы, пронзенные стрелами. И наконец, археологи нашли многочисленные стелы, получившие название «Надгробий Гора», или «Гор на крокодилах». На этих базальтовых или диоритовых скульптурах изображен юный бог Гор, побеждающий змей и скорпионов и попирающий ногами крокодилов. Подобным памятникам приписывались целительные свойства.

В Эдфу во время знаменитых праздников, устраивавшихся в честь Гора и Хатор, жрецы изготавливали фигурки крокодилов, которые публично уничтожались.

В области Элефантины крокодил отнюдь не считался священным животным, мало того, на него охотились и его ели! Очевидно, люди верили, что с мясом крокодила им передадутся его силы и плодовитость.

Крокодил и подвиги во имя любви

Победа над крокодилом, опасным животным, для мужчины считалась подвигом, который мог совершаться, в том числе и во имя любви. Вот как об этом рассказывает древняя поэма: «Любовь моей возлюбленной, живущей на другом берегу, я храню в себе [...], но крокодил там (на середине реки), на песчаной отмели. Войдя в воду, я борюсь с течением [...] И наконец, нахожу крокодила, и он для меня как мышь, потому что моя любовь укрепила меня...»

Не путайте Себека с Сетом!

Не стоит платить черной неблагодарностью тому, кто не раз помогал Гору! Ведь мы помним, что именно Себек выудил руки бога-сокола из Нила. Однако, несмотря на свои благодеяния, крокодилу постоянно приходилось бороться с дурной репутацией. Разумеется, это плотоядное животное, потенциально опасное для человека, вполне справедливо внушало страх. Тем не менее, больше всего бедный Себек страдал не из-за своей прожорливости, а из-за отождествления крокодила с Сетом, причем в его самой неприглядной ипостаси. Крокодил, как одно из воплощений Сета, становился песчаной отмелью в Дуате, на которую в любой момент могла сесть ладья бога Ра, путешествовавшего ночью по Подземному царству. Однако Себек вовсе не был противником порядка, совсем наоборот!

Целительные статуи «гора на крокодилах»

Чаще всего на этих памятниках юный бог Гор изображался стоящим на крокодиле и сжимающим в руках змей. Египтяне верили, что заклинания, высеченные в камне, обладают целительной силой, спасая людей от укусов скорпионов и змей. Говорят, что некоторые из них исцелили дитя Гора, которого чуть было, не убил яд. Для простых смертных, ищущих исцеления, считалось достаточным полить статую водой, а затем собрать ее и выпить. Целительная сила текстов передавалась воде, которая, в свою очередь, возвращала человеку здоровье. Подобные изделия встречались самых разных размеров; некоторое из них были такими миниатюрными, что их носили на шее, как охранные амулеты!

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение