Рг образование. Новости образования. И руками, и головой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Победы столичной молодёжи на соревнованиях профессионального мастерства WorldSkills («ВОРЛДСКИЛЛС») постепенно становятся традиционными.

Наши ребята завоёвывают всё больше наград на общероссийских и международных состязаниях. Что это - феноменальное везение или результат планомерного труда преподавателей и мастеров производст-венного обучения?

Привычка к успехам

«Мы уже привыкли к успехам наших школьников при сдаче Единого государственного экзамена, на всероссийских и международных олимпиадах школьников, - отметил мэр Москвы Сергей Собяни н. - Традиционно считалось, что рабочие профессии - не самое лучшее направление в столичном образовании. Но это не так. В последние два года команда молодых москвичей занимает первые места в таких профессиях, как столяр, плотник, слесарь, авиационный техник, ремонт-ник, специалист по работе с композитными материалами, и многих других. Есть среди специальностей традиционные, а есть и совсем новые. Такое разнообразие очень важно как для экономики страны, так и для экономики Москвы».

Движение WorldSkills (соревнования профессионального мастерства, напоминающие советский конкурс «Лучший по профессии») в мире набирает обороты, 5 лет назад к нему присоединилась наша страна и за короткое время смогла занять лидирующие позиции. Во многом это произошло благодаря московским студентам и школьникам, которые побеждают в различных компетенциях.

«Сегодня есть три вида соревнований, которые позволяют наиболее объективно оценить навыки и умения молодёжи. Это «Ворлдскиллс» (соревнования мастеров в возрасте от 16 до 22 лет), «Джуниорскиллс» (состязаются школьники в возрастных категориях от 10 до 13 лет и от 14 до 17 лет) и «Абилимпикс» (конкурс профессионального мастерства среди людей с инвалидностью), - пояснил начальник Управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования Москвы Виктор Неумывакин . - В мае нынешнего года в Краснодаре прошёл V Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в котором приняли участие 1300 человек из 75 регионов России. В течение трёх дней в абсолютно реальной обстановке цехов и мастерских они выполняли производственные задания - надо было собрать двигатель, испечь пирог, смастерить стол, сложить печь, спроектировать и создать беспилотник, разработать и воплотить дизайн... В результате сборная Москвы заняла первое командное место, завоевав медали по 32 компетенциям, из которых 22 золотые, 6 серебряных и 4 бронзовые».

И руками, и головой

Важно отметить, что соревнования проходят по очень высоким стандартам - например, участники состязаний «Ворлдскиллс» получают задания, которые на производстве обычно выполняют мастера 4-5-го разрядов. Но их это не пугает: поднятая с самого начала планка заставляет ребят учиться концентрироваться на задаче и мобилизовывать все знания, полученные во время учёбы.

«Нашими конкурентами выступают очень сильные команды из образовательных учреждений Татарстана, Екатеринбурга, Московской области, Санкт-Петербурга, каждая из которых стремилась стать самой лучшей, - рассказывает директор колледжа предпринимательства № 11 Вячеслав Шептуха . - Поэтому победа москвичей - это впечатляющий результат. Он показал самое главное: ребята умеют работать и головой, и руками, а значит, они смогут обеспечить себе место в непростом современном мире».

На днях Сергей Собянин предложил поощрять победителей денежными премиями.

«Я предлагаю наградить победителя призом в размере 400 тыс. руб., а призёров - в размере 200 тыс., - пояснил он. - И закрепить это решение для будущего чемпионата, чтобы ребята знали, к чему стремиться».

Как получить рабочую специальность инвалиду...

«В прошедшем учебном году учреждения среднего профессионального образования принимали участие во II Нацио-нальном чемпионате России «Абилимпикс» - профессиональном конкурсе учащихся и молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья, - говорит директор Технологического колледжа № 21 Николай Раздобаров . - Соревновались 500 человек из 63 регионов России. В сборную Москвы во-шли представители 25 образовательных учреждений. В итоге столичная команда завоевала 71 медаль и вышла в победители, опередив Московскую и Самарскую области. Москвичи стали лучшими в таких компетенциях, как мультимедийная журналистика, ремонт и обслуживание автомобилей, кузовной ремонт, художественный дизайн, администрирование, резьба по дереву.

Очень важно, что ребята смогли преодолеть жизненные трудности и стать победителями. Из 1,5 тыс. учащихся нашего колледжа 565 - ребята с особыми способностями. Однако высокий профессионализм преподавателей и мастеров производственного обучения, их умение найти индивидуальный подход к обучению подростков позволили одержать победу: ребята нашего колледжа на II Национальном чемпионате завоевали 12 медалей (4 золотые, 5 серебряных и 3 бронзовые). Такие конкурсы позволяют им продемонстрировать навыки, полученные в процессе обучения, и получить отличную работу в будущем.

Задания в конкурсе были сложными, временные рамки ограниченны. Но молодые мастера отлично справились с работой. А с тремя победителями были подписаны отложенные договоры, которые дадут возможность выпускникам после получения диплома быть принятыми на работу в центр технического обслуживания автомобилей и на предприятие по производству мебели. Таким образом, профессиональный конкурс «Абилимпикс» не только повышает престиж рабочих профессий, но ещё и даёт возможность людям с инвалидностью почувствовать себя уверенно, а со временем стать востребованными на производстве.

Преподавательский состав - очень важная составляющая успеха. Хочу отметить, что нам удалось сохранить и даже увеличить коллектив мастеров производственного обучения, так как именно их труд является главным звеном в профобразовании. А кроме преподавателей сами победители учат своих сверстников мастерству в рамках проекта «Кружки от чемпионов». Ученики очень хотят быть похожими на своих молодых наставников. А это значит, что людей, создающих материальные ценности своими руками, в Москве становится всё больше».

...и школьникам средних и старших классов

«Одна из главных задач системы московского образования и современной школы - развитие умений и навыков реальной жизни детей в будущей профессии, - считает директор школы № 1466 имени Надежды Рушевой Оксана Видутина . - И чемпионат «Джуниорскиллс» даёт ребёнку возможность почувствовать себя профессионалом, настоящим специалистом, к тому же всё происходит в реальном времени. Перед школьниками поставлены непростые задачи, они трудятся на серьёзном оборудовании.

В мае в рамках V Национального чемпионата профмастер-ства состоялся III чемпионат «Джуниорскиллс», на котором сборная Москвы, соревнуясь в 13 компетенциях, заняла первое место. Московские дети завоевали 17 золотых медалей, 4 серебряные и 6 бронзовых. Такого успеха нам удалось достичь благодаря общим усилиям директоров, преподавателей и мастеров.

Важно помнить, что качест-венное профессиональное обучение требует объединения усилий основного и дополнительного образования. Например, в нашей школе очень популярными являются кружки технической направленности, и мы развиваем это направление. Одновременно на уроках физики, химии, информатики, технологии ребята также имеют возможность получить навыки, которые потом пригодятся им в практической работе. Ведь современный ученик должен не только многое знать, но ещё и уметь применять свои знания в жизни.

Технологии стремительно меняют мир, и в ближайшие 10 лет появятся новые, доселе неизвестные профессии, а некоторые специальности будут просто заменены техникой, роботами. Поэтому мы сейчас нацелены на то, чтобы готовить специалистов завтрашнего дня».

Елена ВОРОНОВА,

В московских школах нынешней осенью стало на 260 тысяч больше учеников, чем в 2010 году. Это результат беби-бума, который обычно первыми ощущают именно образовательные учреждения.

Будущее города в лице подрастающего поколения угомонилось, вздохнуло об ушедшем лете и уселось за парты. Если говорить языком цифр, то это 1,42 млн школьников, студентов, учащихся колледжей, воспитанников детских садов.

Впервые школьный порог переступили в этом году 102 тыс. первоклассников. Кстати, 90% родителей выбрали для своих детей школы рядом с домом. И действительно – зачем отправлять ребёнка за тридевять земель и 15 автобусных остановок в распрекрасную школу, если точно такая же есть в соседнем дворе? Да и в соседнем районе тоже, и у знакомых рядом с домом тоже... Качество московского образования выросло, поэтому выбор учебного заведения потерял былую актуальность: практически все столичные школы сегодня работают на одинаково высоком уровне.

«У каждого московского школьника, студента колледжа есть возможность получить качественное образование, – отметил руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина , – и результаты прошлого учебного года это подтвердили. А возможности следующего года дают уверенность в надёжности московской школы. У нас сегодня бывают сотни коллег из разных городов и стран мира и они видят, что каждая школа – это точка входа в единую московскую систему образования, объединённую общегородскими возможностями и проектами».

Говоря о результатах года, хочется вспомнить о школьных олимпиадах, в которых московские школьники уверенно побеждают. Например, наши ребята показали лучший результат в финале Всероссийской олимпиады по химии, которая проходила весной в Саранске. Москвичи завоевали 34 награды (к слову, это лучший результат команды за всё время проведения олимпиады). Международные соревнования нашим ребятам тоже вполне по плечу – так, лучшим химиком мира среди школьников в этом году стал москвич.

Соревнования по химии, математике, физике, ино­странным языкам – ученики столичных школ неизменно оказываются на лидирующих позициях. Но это вовсе не итог специальных тренировок и натаскиваний, а результат обычного, если можно так сказать, общего уровня преподавания предметов в школе. Если совсем недавно победителей и призёров подобных состязаний готовили только в избранных учебных заведениях, то теперь награды олимпиад завоёвывают ребята из самых разных школ.

«Моя школа отличается прекрасным отношением к каждому ученику, пониманием, дружелюбием, – считает золотой призёр Международной олимпиады по химии, теперь уже выпускник Пироговской школы Александр Жигалин. – Я учился здесь все 11 лет, даже не думая переходить куда-то ещё, так как здесь всегда имел возможность заниматься тем, что мне по-настоящему интересно. Школа даёт отличное образование тем, кому это по-настоящему нужно. Ведь каждый человек изначально способен на многое, и его успех зависит от того, насколько сильно он хочет развить свои способности».

«Конкуренция была большая, – вспоминает обладатель серебряной медали Международной олимпиады по химии, выпускник школы № 192 Кирилл Козлов. – Но я очень люблю химию и занимаюсь этой наукой на протяжении последних лет. А в выпускном классе я поставил перед собой задачу победить на международной олимпиаде. Школа дала мне для этого все возможности, за что я ей очень благодарен. У нас все учителя заинтересованы в том, чтобы дать детям лучшее образование».

Настоящей революцией столичного образования стал проект «Московская электронная школа» – новый этап внедрения электронных технологий в систему обучения. Эксперимент, в котором приняли участие несколько столичных школ, оказался настолько успешным, что к концу следующего года в проекте будут задействованы все школы мегаполиса.

«Мы провели эксперимент, создали платформу и дали возможность нашим учителям самим разрабатывать сценарии уроков и загружать их на эту платформу, – сказал мэр Москвы Сергей Собянин . – В результате в короткие сроки мы получили 48 тыс. сценариев, из которых 8 тыс. уже проверены и находятся в открытом доступе. Это был своего рода прорыв. Мы поняли, что это тот путь, по которому мы должны идти».

Сегодня город начинает новый этап внедрения информационных технологий в образование.

«Речь идёт об обновлении материально-технической базы. Сегодня наши школы необходимо обеспечить уже новыми компьютерами, интерактивными досками, ноут­буками, – пояснил мэр. – Я думаю, что с этой задачей мы справимся в течение 2017 и 2018 годов».

Разумеется, «Московская электронная школа» не ставит своей задачей заменить учителя. Она является всего лишь уникальным инструментом в его руках, надёжным и качественным помощником, с помощью которого урок становится интересным и динамичным. А самому учителю она позволяет экономить время на проверку домашних заданий и на подготовку к следующему уроку.

Московские школы сегодня входят в десятку лучших мировых образовательных систем. Такого успеха удалось добиться в результате изменения системы финансирования школ, улучшения материальной базы, создания крупных образовательных центров. В большинстве школ работают профильные классы – инженерные, медицинские, кадетские, академические, так что ребята ещё за партой могут выбрать будущую профессию. Да и учиться стало гораздо интереснее: многие кабинеты, например, превращаются в настоящие лабораторные комплексы, а библиотеки становятся не просто хранилищами книг, а высокотехнологичными информационными центрами.

Недавно был опубликован рейтинг столичных школ, при составлении которого учитывались восемь блоков показателей, в том числе результаты экзаменов, олимпиад, итоги состязаний профессионального мастерства, спортивная подготовка, работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и многое другое. Главным критерием при составлении рейтинга стали не условия обучения, а конкретные результаты.

«Сейчас для того, чтобы добиться успеха, у нас созданы все условия, – считает бронзовый призёр Международной олимпиады школьников по математике, выпускник школы № 1329 Вадим Ретинский . – Мне, например, очень помогли дополнительные занятия в кружках, работа с преподавателями Центра педагогического мастерства. То есть делается всё возможное и для наших побед в олимпиадах, и для высокого уровня знаний».

Московские школы сегодня удивительно однообразны: здесь любой класс – это «выс­ший класс».

Надеемся, что новый министр Ольга Васильева на некоторые образовательные процессы, которые давно возмущали многих, посмотрит новым взглядом. «АиФ» спросил у учителей школ и преподавателей вузов, что стоит менять в первую очередь.

НаЕГЭрили

«Детям от школы теперь нужны не знания, а только баллы ЕГЭ, чтобы поступить в вуз, - уверен Александр Иванов, зав-кафедрой геометрии и топологии Петрозаводского госуниверситета . - С ЕГЭ творится непонятно что, и все попытки упорядочить ситуацию заканчиваются ничем. Реформы в образовании проводятся непрерывно. Теперь вот меняют программу обучения в старшей школе. 10-класснику разрешат изучать углублённо только те предметы, которые ему понадобятся для поступления в вуз. Остальные же - лишь на базовом уровне. То есть знания останутся на уровне начальной школы? Возмутительно! Нужно учить всех, всему и всерьёз!»

Почему дети учатся всё хуже? «Потому что у учителя нет на них времени, - считает Марина Балуева, учитель английского языка из Санкт-Петербурга . - Они мешают ему заполнять всевозможные бумаги, которые сыплются как из рога изобилия». Чему может научить вечно перегруженный, задёрганный проверками учитель? Справедливости в оплате труда педагогов пока нет - много отдано на откуп директору. Но сумеет ли изменить ситуацию новый министр? «Лишних» денег-то нет.

Создать условия

«Административная реформа в высшей школе дошла до маразма, - возмущается Максим Балашов, профессор кафедры высшей математики МФТ-И . - Могу судить по своему вузу, о том же говорят коллеги из других университетов. Штат управленцев невероятно раздут: всевозможных менеджеров теперь почти столько же, сколько преподавателей. Парадокс в том, что они учат настоящих учёных и преподавателей, как делать науку и как преподавать, не имея за плечами опыта ни того ни другого. Указами В. Путина о повышении зарплат профессорско-преподавательского состава (к 2016 г. они должны составлять 150% по отношению к средней зарплате в регионе) манипулируют. Как в американских вузах? Все зарплаты госслужащих открыто публикуются, все видят, сколько получает человек на той или иной позиции. Должна быть оценка всех новаций профессиональным сообществом.Но есть область, где мы можем тягаться и даже выигрывать у Запада. Это лучшее образование на младших курсах вузов. Это наше реальное конкурентное преимущество. Почему наши студенты массово уезжают за границу? Они подготовлены так, что их с руками отрывают. Но вот дальше, на старших курсах вузов и особенно в аспирантуре, мы этот конкурентный задел теряем. Когда молодые учёные выходят на настоящие реальные задачи и сталкиваются с административным маразмом, низким финансированием, отсутствием жилья и т. д., становится уже не до науки. И министру образования надо думать, как это преимущество развить в пользу России. Ведь получается, что мы готовим ребят, а они дают дёру на Запад. Тратим госденьги на процветание чужой экономики...»

Главное - научить думать!

Многие ругают современное образование. Нужен ли возврат к традициям советской школы?

ЗА

Александр Шевкин, заслуженный учитель РФ, лауреат премии и грантов Москвы в области образования, соавтор 7 учебников по математике:

Со школой мне повезло. С 1958 г. я учился в Нелидовской средней школе-интернате. И это самое светлое воспоминание моего детства. Старая школа учила думать, анализировать, учила ответственности перед собой и страной... А потом была поставлена задача избавиться от социалистического наследия в образовании. Внешними управляющими стране было навязано колониальное образование, при котором нам уже не требовались мировоззрение, знания и умения, достаточно деятельности и «компетенций». Учителя теперь не учат, а оказывают образовательные услуги. Старое поколение, которое могло бы удержать школу от обвала, уходит. Ох и настрадается Россия без настоящего образования и без науки, обеспеченной финансированием! Но это уже вам страдать, молодым. Болит душа за будущее моих внуков...

ПРОТИВ

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:

Фундаментальность, которая отличала советскую школу при очень сильном идеологическом давлении, означала ориентацию на глубокое знание предметов. И в предметной школе мы до сих пор лидируем. В международных исследованиях по естественно-научной и математической грамотности наши ребята в десятке лидеров. Провалы начинаются там, где нужно применить полученные знания в решении конкретных жизненных задач, мыслить и действовать в реальном мире. Чтобы это исправить, необходим переход к современным технологиям и методам обучения. Возврат назад будет означать, что мы отстаём от современного мира, меняющегося, выдвигающего новые требования к нашим ребятам. В частности, нельзя отказываться от ЕГЭ, дающего возможность всем поступать в вузы.

В чём мудрость учителя?

Каковы главные профессиональные обязанности педагога? Только ли научить своему предмету на максимально высоком уровне? Или он должен ещё и воспитывать в ученике человека, суметь сгладить все конфликты? Споры об этом постоянно идут в профессиональном педагогическом сообществе.

Валентина Моисеева, директор школы № 199 г. Москвы:

Профессионализм учителя не только в том, чтобы знать свой предмет и методику преподавания. За свою многолетнюю практику мне часто приходилось работать в сложных классах, с трудными детьми. И сейчас как директор регулярно разбираю конфликты между учителями и учениками. Могу сказать: в любом конфликте всегда отчасти есть вина учителя - его неправильная реакция на ситуацию. Помню, в классе, который я выпускала, был мальчик с очень болезненной психикой - без тормозов, как сейчас говорят, но при этом очень умный. Как-то я долго проболела, потом пришла на урок и сделала ему замечание, а он мне: «Да пошла ты!» Класс мгновенно притих. Я говорю: «Саша, меня и так долго не было, а ты меня опять посылаешь». Все как засмеются. И ситуация не переросла в конфликт. Конечно, хамство нельзя спускать. Мудрость учителя в том и состоит, чтобы интеллигентно выйти из ситуации, не опускаться до ответных оскорблений. А если сорвался - вовремя извиниться. Уметь проанализировать свои действия, которые могли спровоцировать конфликт.

К сожалению, немногие учителя это умеют. Мы привыкли, чтобы слушали нас, и не всегда слышим других. Да, ребёнок может оскорбить учителя. Но, кстати, не каждого. Ведь ту же двойку можно по-разному поставить. Можно высмеивать и стыдить за неудачу при всём классе, а можно поругать, но тут же назвать десять положительных качеств.

07.03.2018

6 марта ректор МГУ Виктор Садовничий встретился с представителями высшей школы Воронежа, чтобы обсудить, какие вызовы стоят перед российским образованием, и объяснил, за счет чего России удастся вернуть звание самой образованной нации в мире.

«АиФ-Черноземье» записал самые яркие цитаты Виктора Садовничего.

О критике Болонской системы

«Мы сделали много ошибок в реформах образования. Мы как маятник - из одного крайнего положения мечемся в другое. Мы многое упустили. Система образования в Советском Союзе была уникальна, она себя показала, мы добились всего. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции». Мы всегда были сильны тем, что учили не запоминать и не каким-то компетенциям, а размышлять, думать, доказывать, сомневаться, преодолевать. Тогда он и становится ученым или специалистом. Так мы учились. Это помогло нам в космосе и в других направлениях. Мы постарались скопировать другие системы просто из-за того, что в мире они есть.

Я не скрываю, что я не сторонник Болонской системы. Так пришлось в жизни, что я участвовал в самом начале ее обсуждения в Лиссабоне на Конференции ректоров Европы. Все ректоры говорили, что ни в коем случае ее нельзя принимать, что каждый университет самобытен, унификация невозможна. Позже в Болонии собрались министры финансов и иностранных дел и сказали, что в их страны стекаются потоки мигрантов, которые приносят какие-то дипломы, которые ни о чем не говорят. Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. Но это европейское сообщество. Нам зачем надо было это копировать? Я не призываю к новым реформам, но повышение фундаментальности, значимости и, может быть, сроков образования одинаково назреет. Мы к этому должны прийти. Хотя ЕГЭ действительно помогает большей интеграции периферии и центра, но, с другой стороны, было очень много ошибок в начале. Сейчас становится чуть лучше, но я считаю, это не конец. Мы проводим свой внутренний экзамен, который дополняет ЕГЭ. Мы хотим увидеть, кто к нам идет».

У университета есть три миссии: академическая, научная и общественная. Университет – это скрепа общества и науки, он должен служить обществу, региону.
Виктор Садовничий

Об утечке и возвращении мозгов

«В 90-е годы 25 процентов математиков, закончивших механико-математический факультет, уехали в Штаты. Сегодня многие возвращается и очень жалеют, что уехали. Мой однокурсник Андрей Леман, выдающийся парень, победитель международных олимпиад, уехал в Америку. Лет через 30 встрече выпускников спрашиваю его, что он делает в Штатах. Он говорит: «Я инженер. Как приехал, так инженером и работаю». Научную работу он не защищал, думал уехать на родину. Не надо думать, что тебя там ждут. Еще один мой однокурсник тоже уехал и вот сейчас приехал обратно устраиваться на работу. Конечно, надо ездить, общаться, стажироваться. Но ту березку, которая растет там, где вы выросли, ничто не заменит».

О сокращении приема на гуманитарные факультеты

«Язык - это скрепа нации. Вроде бы Ольга Юрьевна (Васильева, министр образования и науки РФ – ред.) должна это понимать. В Минобрнауки, видимо, идет такое явление – сейчас в приоритете инженерное образование, цифровая экономика, нанотехнологии. Но не за счет филфака и истфака это должно происходить».

Об историческом образовании

«Есть три стратегические области науки, без которых страна не может жить, - это математика, русский язык и история. Я был свидетелем некой дискуссии совета ректоров, когда в разных регионах было рекомендовано около 120 учебников истории, в которых было написано черти что. Это было направлено на разрушение страны и нашего российского духа. Потом начали собирать разбитые осколки. Есть попытки сделать 2-3 учебника. Несколько академиков пишут свои учебники, но очень далеки итого. Звоните побольше в колокола! Идёт сжатие количество учебников, но возникают разные силы, трения издательств, бизнеса, политики кое-где. Все это сказывается на ребятах – студентах и школьников. Историю нельзя отпускать, а то окажется, что мы – самая плохая страна, что мы на всех нападали. Помните, какой шум подняли, когда открывали памятник Ивану Грозному в Орле? Наверное, он был жестокий. Но английские королевы казнили не меньше, но в каждом сквере стоят им памятники. Потому что нужно хранить историю».

О поражениях и будущих победах

«Вызовы сегодняшнего образования - положение учителя, траектория школьника и состояние среднего профессионального образования. Мы потеряли в свое время голубые воротнички. Мы кричали: «Не разрушайте техникумы, училища». Разрушили, приватизировали. Сейчас собираем по крупицам. Проводим World Skills и другие соревнования, но опять все с нуля. Это наше свойство – разрушили и начали с нуля. Мы понимаем, что СПО сейчас другое, чем техникумы в прошлом. В университетском образовании выстроена линейка: 10 федеральных, 29 национально-исследовательских, 33 опорных вуза. Конечно, поддержка ведущих университетов необходима, но нужно подтягивать все университеты, они все важны. Слава богу, что сегодня эта работа в приоритете. Нельзя сказать, что будет легко. Но я думаю, что система образования - сильная корпорация. Мы будем ведущей страной в сфере образования. У нас талантов просто больше, у нас все есть, мы очень способная нация».


Источник (ссылка):

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином