Библейские истины. Библейские истины и природа истории. Определение души по Писанию

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Истина
В Библии нет споров об И., подобных тем, которые ведут философы. Вопрос Пилата: «Что есть истина?» – сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от И., которая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса (Ин 18:36-38 ). Библию не занимают и свойственные любой науке логические построения, в которых отсутствуют противоречия в чисто умозрит. аспекте. И. в Библии познается, открывается, переживается, совершается. Ветхозаветное понятие эмэт означает реальность, которая считается действит. и обязат., а потому и является И. Слову эмэт родственно слово эмуна ; оба они означают также → веру и → верность, которые, в свою очередь, состоят в тесной связи с → милостью, → миром и праведностью (→ Справедливость, праведность). В греч. яз. НЗ понятие И. (алэтейя ), как и эмет, означает нечто твердо установл. и действит. существующее; кроме того, это справедливость, правдивость, надежность, верность, искренность, честность, фактическая суть дела, соотв. И. высказывание, праведное учение, праведная вера, но прежде всего божеств. реальность. Важнейшая библ. И. – это реальность существования Бога, Иисуса Христа, Св. Духа и Евангелия.

I. ИСТИНА = РЕАЛЬНОСТЬ БОГА. Бог в Своем слове и Своих деяниях, в исполнении Своего однажды данного обещания всегда верен и надежен. Между Божьей сущностью, с одной стороны, и Божьим словом и делом – с другой, существует совершенное согласие (2Кор 1:20 ). Бог не может солгать (2Цар 7:28 ; 3Цар 17:24 ; Пс 18:10 ; Пс 110:8 ; Пс 118:86,151,160 ; Мал 2:6 ). Свои обетования, как и угрозы, Он обязат. исполняет (Быт 24:27 ; Пс 32:4 ; Пс 88:3 ; Пс 91:3 ; Пс 99:5 ; Пс 116:2 ; Пс 118:90 ; Дан 4:34 ; Рим 15:8 ). Верующий при всех обстоятельствах может рассчитывать на Божью И. и верность, в этом – основа его спасения (Пс 35:6 ; Пс 39:11 ; Пс 90:4 ). Примечат. частое сочетание Божьей И. (эмэт ) с Божьей милостью (хэсэд ); доверяющий Его И. познает великую милость Господа (Пс 39:11 и следующие; Пс 56:4,11 ; Пс 60:8 ; Пс 85:15 ; Пс 137:2 ).

II. ИСТИНА, ЯВЛЕННАЯ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ. Иисус Христос есть Истина, потому что Он, как истинный Бог и истинный человек, всей Своей сущностью, Своим словом и Своим подвигом искупления открыл совершенную И. и осуществил ее (Ин 1:14,17 ). В Иисусе все Божье спасение и вся Божья И. были явлены нам во плоти (Ин 8:40 ; Ин 14:6,9 ). В Нем исполнена и подтверждена божеств. И. всех Божьих обетований спасения (2Кор 1:20 ). В Иисусе И. проявляется прежде всего как светлая, возвыш., небесная, божеств. реальность, делающая Божье откровение в Сыне доступным познанию верующих. Божеств. царству И. и → света противостоит бесовское царство → тьмы и → лжи (Лк 11:17-20 ; Кол 1:13 ), связанное с властными сферами этого мира (Еф 2:2 ). С особой полнотой понятие И. раскрывается в сочинениях Иоанна. Иисус, как царств. Свидетель божеств. истины, открывается посреди безбожного, призрачного и лживого мира дьявола (Ин 8:44 ; Ин 18:36 ), и Его крестная смерть – это победа И. над ложью. Воскресший трактует итог Своего искупительного подвига как точное исполнение всего того, о чем Бог прежде говорил в ВЗ (Лк 24:25-27 ). Так И., явленная в Иисусе, осуществляет и подтверждает обетов. в ВЗ Божью истину Отца.

III. СВЯТОЙ ДУХ КАК ДУХ ИСТИНЫ. Преображенный Господь продолжает Свое дело спасения на земле через «Духа истины» (Ин 14:17 ; 1Ин 4:6 ; 1Ин 5:6 ), Который наставляет верующих во всякой И. (Ин 16:13 ). Своим введением во всякую И., т.е. в благовестие об Иисусе Христе, мы обязаны и апостольским посланиям, в которых на все времена ясно изложена новозаветная весть о спасении. Поскольку лишь Св. Дух, как Дух И., может сделать доступным для людей Божье спасение во Христе, Иисус объявляет «хуление Святого Духа» (→ Хула, III,4) такой виной, которой нет прощения (Мф 12:31,32 ; Мк 3:29 ; Лк 12:10 ; ср. Евр 10:29 ), ибо она представляет собой полное отречение от И. и виновный безвозвратно предается царству тьмы и лжи.

IV. ЕВАНГЕЛИЕ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ КАК СЛОВО ИСТИНЫ. Павел и Иоанн нередко характеризовали Евангелие как итоговое выражение всего того, что Христос даровал миру. Они называли его «истиной» (Рим 1:18 ), «истиной Христовой» (2Кор 11:10 ), «словом истины» (2Кор 6:7 ; Еф 1:13 ; Кол 1:5 ; 2Тим 2:15 ), «истиной Евангельской» (Гал 2:14 ), «всякой истиной» (Ин 16:13 ). Слово Божье есть И. Мысль о том, что Евангелие является И. во всей полноте, закреплена, кроме того, в след. выражениях: «покориться истине» (Гал 5:7 ); «верить истине» (2Фес 2:12 ); «через веру истине» (ст. 13); «ходить в истине» (2Ин 1:4 ; 3Ин 1:3 и следующие); «препоясать чресла истиною» (Еф 6:14 ); «освяти их истиною Твоею» (Ин 17:17 ). Из этого следует, что И. в этом значении немыслима без своего практического выражения в праведности и святости (Еф 4:24 и следующие). Поэтому противоположностью И. является «неправда» (1Кор 13:6 ; ср. Рим 1:18 ), кто упорствует в неправде, тот не покоряется И. (Рим 2:8 ), соотв. в Иак 5:19 говорится об уклонении от И., а в 2Тим 3:8 о том, что люди противятся И. Божья И. проявляется только там, где есть люди «от истины» (Ин 18:37 ), т.е. там, где человек добровольно открывается И. и признает ее. Таким образом, «познать истину» (1Тим 4:3 ; Тит 1:1 ) не означает только усвоить ее разумом, это значит быть открытым и послушным ей (Ин 3:21 ; 2Тим 2:25 и следующие). Живущий в грехе не может прийти к познанию И., даже если он «всегда учится» (2Тим 3:6-8 ). Даже тот, кто воспринял И. веры как дар Божий, должен «ходить в истине» (Гал 2:5 ; 3Ин 1:3 ), иначе он может вновь утратить ее и обречь себя на гибель (Евр 10:26 ). Но утвердившийся в И. Евангелия познает, что И. становится определяющей силой его жизни. Он уже ничего не может делать вопреки И. (2Кор 13:8 ), и она приносит праведность и святость (Ин 17:17 ; Еф 4:23 и следующие), делает человека свободным (Ин 8:32 ) и честным в послушании И., а в результате этого – способным к нелицемерному братолюбию (1Пет 1:22 ; ср. 2Ин 1:1 ; 3Ин 1:1 ). Новая жизнь от Бога во всех отношениях есть жизнь «в истине» (3Ин 1:4 ; ср. Гал 2:14 ; 2Пет 2:2 ), которая освобождает верующего от всякой показной праведности (1Ин 2:21 ; 1Ин 3:18 ) и наделяет его способностью поклоняться Богу (Ин 4:23 и следующие) и служить (Еф 6:14 ) в Церкви, которая есть утверждение И. (1Тим 3:15 ).

V. ИСТИНА = ПРАВДИВОСТЬ. Наряду с истолкованием центр. библ. понятия И. как И. Божьей, Христовой, Св. Духа и Евангелия мы обнаруживаем, что это понятие неоднократно употребляется в общепринятом значении. И. означает здесь правдивость, искренность, надежность в помыслах и делах (Ин 8:17 ; 1Кор 5:8 ; 2Кор 7:14 ), а также то, что некое высказывание верно и соответствует действительности (Руфь 3:12 ; 4Цар 19:17 ; Притч 8:7 ; Мк 5:33 ; Рим 9:1 ; Еф 4:25 ; Тит 1:13 ).

Галилео Галилей (1564-1642), итальянский философ, математик, физик, механик и астроном, сказал: «Священное Писание не может ни в коем случае говорить ложь или ошибаться; изречения его абсолютны и неприкосновенно истинны». Мы собрали мнения служителей о том, согласны ли они, что Библия не ошибается и в ней нет противоречий.

Дон Ландис, пастор (США)

Дон Ландис, основатель и президент колледжа «Jackson Holly Bible College» , один из основателей и председатель совета директоров служения «Ответы Бытия» (Answers in Genesis), пастор церкви Комьюнити Байбл Черч в городе Джексон, штат Вайоминг, США.

«Библия содержит истину» - такое мнение является ущербным. Конечно, Библия содержит истину, но это заявление не является исчерпывающим. Библия и есть истина!

Иисус Христос ясно говорил: «Слово Твое есть истина» (Ин.17:17). Его слова повторяются в Псалме 118:160: «Основание слова Твоего истинно». Бог, а не мы, определяет, что есть истина. И Бог заявил о том, что является истиной – Библия. Каждое слово и каждая мысль написаны под вдохновением Бога. В теологии мы называем это вербальным или полным вдохновением. Каждое слово «вдохновенно» (вдохнуто Богом), а не только мысли, стоящие за этими словами («вербальное» вдохновение). И вдохновенными являются все слова, а не только те, которые нам нравятся («полное» вдохновение). В результате вдохновения Библия безошибочна (без ошибок) и непогрешима (неспособна содержать ошибки). Она абсолютно истинна относительно всего, чему она учит.
Давайте подумаем о последствиях для Христианина, которые открывает Библию и читает её текст.

Если Библия «содержит» истину и если истина устанавливается по некоторым критериям, основанным на личном человеческом опыте, то этот человек должен сам искать истину. Он должен выискивать и выбирать, что есть истина. В ходе этого процесса он должен полагаться на свою собственную способность распознавать истину, несмотря на то, что сердце, разум и эмоции человека испорчены и ошибочны.

С другой стороны, если человек открывает Библию с верой в то, что всё в ней истинно, то ему не нужно размышлять над тем, а «что же есть истина?» Он считает всю Библию истинной и на этом прочном основании он готов услышать всё, что у Господа есть для него, так как Дух Божий ведет его к истине (Ин.16:13).

Вы понимаете, о чем я говорю? Если мы не открываем Библию с правильным представлением о её вербальном и полном вдохновении, то авторитет Писания разрушается. В таком случае мы вынуждены быть теми, кто распознает, решает или выбирает, что является истиной. Остальная часть Слова отправляется в «монтажную» и просто отвергается или игнорируется.

Если мы не принимаем или не верим в то, что вся Библия дана Богом, то, что является основой её авторитета? Если мы сами решаем, что есть истина, тогда Божье Слово вообще не имеет авторитета. Мы сами себе авторитет. Неочевидная ошибка? Да. Но подобное мнение занимает сегодня в Церкви господствующее положение. Я думаю, что эта широко распространенная идея носит просто пандемический характер.

Христиане должны верить в авторитет Писания - всего Писания: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).
Такой подход к пониманию Писания позволил нашему Господу и Спасителю говорить, как «власть имеющий» (Мф.7:29). Мы должны иметь такой же подход, когда мы идем по жизни и делимся с другими людьми благой вестью и помогаем им. Наши слова будут иметь силу, только если мы подтверждаем, что «Божье Слово есть истина!»

Сергей Санников, пастор, доктор богословия, историк христианства из Украины, приводит в пример свидетельство самого Иисуса Христа о непогрешимости Писания: «Господь сказал: «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках, и в псалмах» (Лк.24:44) и «...не может нарушиться Писание» (Ин.10:35). С какой печалью Он смотрел на учеников, недостаточно доверяющих Священному Писанию: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк.24:25).

Христос настаивал на непогрешимости Писания: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:18). Иисус ни разу не указал на ошибки в Священных Писаниях. Безусловно, если бы они были, если бы в Ветхом Завете истина скрывалась в оболочке мифов и легенд, как считают современные христианские рационалисты, то Христос несомненно предупредил бы об этом Своих последователей.

Многое из того, что говорил Христос и Его ученики, уже исполнилось. Часть исполняется на наших глазах. Христос указал на сошествие Духа Святого и Его функцию: наставлять на всякую истину и открывать грядущее. Этим Иисус обеспечил богодухновенность Нового Завета. Таким образом Христос гарантировал истинность Священного Писания.

Можно ли верить Иисусу Христу? Безусловно можно. Мы верим Ему не только потому, что знаем Его как Сына Божия и Самого Бога, но и потому, что никто до сего дня не смог уличить Его во лжи».

Нападки на истинность Библии он приводит в 4 ключевых фразах:

  • «Библия - только гениальное человеческое творение» (вычеркивание из Библии Слова Божия);
  • «Истина не только в Библия» (добавление к Слову);
  • «Не вся Библия истинна» (уменьшение Слова);
  • «А я так понимаю!» (искажение Слова).

Владимир Картаев, учитель, миссионер в Египте

Вся Библия, конечно же, является истинным Божьим откровением. Но это совсем не значит, что каждое утверждение в Библии - это истина. В Библии записаны слова лгущих людей, записаны слова дьявола и т.д. Например, друзья Иова неверно говорили о Боге. Многое из того, что они говорили - это не истина, хотя их слова и записаны в Библии. Что касается Христа и Павла, лично я не вижу противоречий в их словах. Христос согласен с Павлом, а Павел согласен со Христом.

Те же люди, которые сталкивают Христа и Павла лбами, обычно избирают одну из двух тактик:

1. Не всё, что говорил Иисус - это актуально, так как Он учил до креста, а, значит, под Ветхим Заветом. Поэтому нам следует рассматривать слова Христа в свете новозаветного откровения, наиболее полно явленного в посланиях Павла.

2. Контролирующим откровением является сам Христос, поэтому слова Павла следует рассматривать в свете Христа. Некоторые даже готовы подвергать слова Павла ревизии на основании своего, часто ограниченного, понимания Христа. Проблема с первым взглядом - в том, что сам Христос в Великом Поручении повелел ученикам научить все народы ВСЕМУ, чему Он научил их (Мф. 28:19-20).

Очевидно, что учение Иисуса актуально для Церкви. Проблема со вторым взглядом - в том, что по своей природе послания Павла вероучительны. Кажется, что сам Павел считал свои послания нормативными для Церкви (2Фес.3:14). Если в посланиях Павла есть ошибки в вопросах веры и практики, то какие гарантии мы имеем, что апостол верно интерпретировал для нас Иисуса, Его крест, оправдание, спасение и т.д.? В общем, мне кажется, что это очень скользкий путь. На деле такое противопоставление Христа и Павла - это попытка урезать библейское откровение до размеров удобного нам богословия: когда не удобен Иисус - смотрим на Павла, а когда не удобен Павел - смотрим на Иисуса.

Иисус молится Богу Отцу такими словами: «Слово Твое есть истина». Итак, Слово Божье является истиной.

Нам надо очень ясно осознавать, что понимал под Словом Божьим Иисус. И нам снова следует обратиться к Его собственным словам. В Новом Завете записано, как Иисус цитировал слова из Псалтыря: «Я сказал: вы боги…». Вот как Он прокомментировал эти слова в Евангелии от Иоанна 10:35: «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание».

Мы не будем рассматривать все стороны этих слов, а обратим внимание на то, что, как ясно видно из этих слов Иисуса, для Него слово Божье и Писание - это совпадающие понятия. «Он назвал богами тех, к которым было слово Божье…» и «не может нарушиться Писание…» Это говорит нам две очень важные вещи: во-первых, Божье слово - это Писание, и, во-вторых, Писание (или Слово Божье) не может нарушиться - оно полностью авторитетно и абсолютно надежно.

Итак, совместив два утверждения, мы видим, что Иисус является истиной, и, в то же самое время, Божье Слово (Писание) является истиной. И в этом нет никакого противоречия. Нам необходимо понять, и это имеет жизненно важное значение для нас, что они всегда идут в согласии. Иисус и Писание всегда находятся в совершенной гармонии друг с другом. На самом деле, Иисус в Библии назван «Словом» и «Словом Божьим» - и это один из самых великих Его титулов.

Вот как, например, сказано об Иисусе в Евангелии от Иоанна 1:1-2: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

В первом стихе Евангелия от Иоанна Иисус был трижды назван Словом. Затем, в той же самой главе об Иисусе сказано следующее, Евангелие от Иоанна 1:14: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца».

Итак, Иисус является Словом. Затем, в самом конце Нового Завета, в последней его книге, мы имеем пророческое описание возвращения Иисуса во славе и силе в конце века сего. Вот как апостол Иоанн описывает это в книге Откровение 19:11-13:

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого; Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие».
Вот Он - Слово Божье! Итак, Писание - это Слово Божье, Иисус - это Слово Божье. Интересно, что здесь говорится о том, что никто не знает Его имени, кроме Него самого. Другими словами, здесь показана еще одна истина, что только Иисус полностью понимает Слово Божье. Он находится в совершенной гармонии и согласии с Писанием. Он является истолкованием Слова. Он является исполнением Слова. Он является ответом. Он находится в полном согласии с Писанием.

Позвольте мне указать на одну интересную деталь. Практически все эти места Писания, которые мы использовали для ответа на вопрос о том, что есть истина, включая место Писания, откуда собственно и был взят этот вопрос - все эти отрывки взяты из записей одного человека - апостола Иоанна. Начав самостоятельное изучение темы истины, вы удивитесь, что вам практически постоянно придется обращаться к записям апостола Иоанна. Это одна из самых великих тем Иоанна.

В этом отношении я опять-таки чувствую свою близость к нему, потому что многие годы вопрос - что есть истина? - был моим вопросом. И какая радость найти в апостоле Иоанне того человека, который имеет ту же жажду по истине и находит тот же самый ответ.

Анатолий Денисенко, богослов, преподаватель (Украина)

Анатолий Денисенко, магистр философии, магистр богословия, соискатель кандидатской степени в Национальном педагогичном университете имени М.П. Драгоманова, Киев:

Действительно вся Библия истинна, где под истиной я понимаю правдивость, богодухновенность, авторитетность и непогрешимость. Но следует отметить, что под правдивостью я имею ввиду дословность, под богодухновенностью – диктовку, под авторитетностью – развернутую инструкцию, а под непогрешимостью – отсутствие ошибок в вопросах истории, географии или науки.

Лучший пример, который помогает отобразить истинность Библии – это притча. Практически каждый из нас помнит причти, которыми пользовались ветхозаветные пророки и Иисус. Что собой представляла притча? Притча – это рассказ, в котором центральная экзистенциальная (не меняющаяся со временем) мысль одета в детали изменчивой повседневности. Что я имею ввиду? Возьмем, к примеру, притчу про десять дев (пять из которых были неразумны), описанную в Евангелие от Матфея 25:1-13. Центральная мысль здесь – в «последние дни» будут жить «неразумные девы» - беззаботные люди, которые зная, что им нужно появится на Суд Божий, ничего не будут делать для того, чтобы подготовиться к приходу Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Деталями изменчивой повседневности я называю одежды, в которые одета главная мысль: девы, олива, пир, светильники, и подобное. Детали – это вещи, присущие миру, в котором живет человек, который рассказывает притчу. Они имеют изменчивую (переходную) природу, так как эпохи меняются, время идет, а, следовательно, меняются и детали.

Например, в притче о блудном сыне (Лк. 15) вспоминается, как младший сын пасет свиней, как отец отдает приказы своим рабам и дает перстень на руку своему «новообращенному сыну, другой сын (старший) работает в поле, во время банкета закалывается теленок, и прочее. Мы видим, что даже несмотря на то, что эти мелкие детали уже не актуальны в 21 веке, где в эпоху урбанизации, большинство людей живет в городах, а не в селах, не имеют рабом и не имеют представления о том, что значит, когда отец дает перстень своему сыну, притча, все же, имеет неизменный экзистенциальный смысл – Бог, как любящий Отец, принимает грешника, который кается, признавая свою вину.

Поэтому, вывод мой такой: Библия истинна, но она истинна в том же смысле, в каком истинной есть притча. Для нас главной есть, прежде всего, неизменная идея, детали же, которые со временем становятся устарелыми или даже содержат ошибку, с точки зрения человека, которая уже по-другому воспринимает историю, науку, географию, нежели древний человек, не так важны. Библия – это не энциклопедия, цель которой детально ответить на все вопросы человечества. Это путеводитель, который направляет и помогает не сбиться с пути.

Книги Священного Писания писались в разные эпохи, разными людьми. Их автор – несовершенный человек, который имел вдохновение от Бога. Поэтому мы имеем дела с двойным авторством: кооперация Бога и человека. Бог не диктовал, он давал идеи, а автор обставлял эти идеи в термины и сюжеты своего времени. Так Моисей и другие мужи, которые работали над Торой, облекли идею монотеизма в одежды месопотамских легенд и мифов. Потому что именно они были под рукой, их знали, их цитировали, их пересказывали, по ним жили. Но это уже другая тема.

Многие библейские выражения со временем утрачивают свой изначальный смысл, искажаются. Так, приводя известное выражение из Евангелия: «Не хлебом единым жив человек», всегда опускают вторую его половину - «но всяким словом, исходящим из уст Господа», и вряд ли с умыслом - скорее всего, по незнанию.

Сейчас, слава Богу, не составляет труда познакомиться с Библией, выходят книги, в которых ссылки на неё приводятся без уничижительно-ироничного оттенка. Но незнание современными россиянами Книги книг будет преодолено нескоро: более чем семидесятилетняя политика государственного атеизма дала свои плоды. До сих пор для многих является откровением, что источником значительной части распространённых крылатых выражений является Библия.

Автор этой книги, давний друг нашей редакции Валерий Григорьевич Мельников, собрал около двухсот наиболее известных крылатых выражений библейского происхождения, в надежде, что приведённые разъяснения помогут узнать их истинный смысл.

В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19) - сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

Вавилонское столпотворение (в переносном смысле - суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском «столпотворение» - строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11, 1-9).

Валаамова ослица. Ослица прорицателя Валаама заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Чис. 22, 21-33). Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку.

Валтасаров пир (беззаботное времяпрепровождение в преддверии приближающейся беды). В книге Даниила (глава 5) рассказано о том, как во время пира халдейского царя Валтасара таинственной рукой на стене были начертаны пророческие слова о близкой его гибели. В ту же ночь Валтасар был убит.

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Екк. 1, 6) (по-церковнославянски - «на круги своя»).

Власть предержащие. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По-церковнославянски высшим властям - властем предержащим. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству.

Власть тьмы (торжество зла). «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53) - слова Иисуса Христа, обращённые к пришедшим взять Его под стражу.

Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта - мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41-44; Лк. 21,1-4).

Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Деян. 4, 11; 1 Пет. 2, 7).

Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушёл из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил всё наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощён (Лк. 15, 11-32).

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий своё злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Врачу, исцелися сам. Церковнославянский текст выражения: «Врач! исцели самого себя» (Лк. 4, 23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя.

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему своё время).

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; ...время разбрасывать камни, и время собирать камни; ...время войне, и время миру» (Екк. 3, 1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).

Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе - об обитателях Ноевого ковчега (Быт. 6, 19-20; 7, 1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пёстрой компании.

Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40, 3). Цитируется в Новом Завете (Мф. 3, 3; Мк. 1, 3; Ин. 1, 23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.

Гога и Магога (нечто страшное, свирепое). Гог - свирепый царь царства Магог (Иез. 38-39; Откр. 20, 7).

Голгофа - место, где был распят Христос. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» (Ин. 19, 17-18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение «крестный путь» - путь Христа на Голгофу.

Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принёс ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

Грехи молодости. «Грехи юности моей... не вспоминай... Господи!» (Пс. 24, 7).

Да минует меня чаша сия. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне Распятия.

Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 26-27).

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т.п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).

Жнёт, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). «Жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф. 25, 24). «Берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял» (Лк. 19, 21).

Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Мф. 18, 12-13; Лк. 15, 4-7).

Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2, 16-17).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра), вместо того чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3, 8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11, 9).

Змий-искуситель. Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1-13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.

Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32, 1-4).

Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). По-церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».

Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?» (Мф. 16, 3) - упрёк Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.

Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлееме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до двух лет (Мф. 2, 16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком - по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя Ирод, как символ жестокости, стало нарицательным, так же как и другие библейские имена: Голиаф - великан, Иуда - предатель, Каин - братоубийца.

Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает «ищите и найдёте» (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9).

Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он... камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32-33; 1 Пет. 2, 7).

Камни возопиют (крайняя степень негодования). «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 39-40).

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24, 2) - пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после Распятия Христа.

Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - своё). «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Мф. 22, 21).

Книга за семью печатями (нечто недоступное). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу... запечатанную семью печатями. ...И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 1-3).

Козёл отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козёл изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16, 21-22).

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2, 31-35).

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).

Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счёт: «От Бога отстал - к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл.

Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16).

Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).

Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искажённое понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17), что означает: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею».

Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14-16; Исх. 16, 31).

Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) - один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27).

Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15-16).

Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг - бисер.

Не ведают, что творят. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по-церковнославянски так: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

Не от мира сего. «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8, 23) - из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18, 36) - ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешённым от реальностей жизни, чудакам.

Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).

Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1).

Не хлебом единым. «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4). Употребляется по отношению к пище духовной.

Невзирая на лица . «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1, 17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2, 1).

Неопалимая купина (символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3, 2).

Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус Сам нёс крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Ин. 19, 17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Мф. 27, 32; Мк. 15, 21; Лк. 23, 26).

Нет пророка в своём отечестве. «Никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Лк. 4, 24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» (Мф. 13, 57; Мк. 6, 4).

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.

Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Ик. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

Нищие духом. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Одна из девяти евангельских заповедей блаженства. Нищие духом - смиренные, лишённые гордыни, всецело доверяющие Богу; по выражению Иоанна Златоуста - «смиренномудрые». В настоящее время выражение употребляется в совершенно ином смысле: ограниченные люди, лишённые духовных интересов.

Око за око, зуб за зуб. «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24, 20; Исх. 21, 24; Втор. 19, 21) - ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причём ответственность за это нёс конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространённую в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода мстили всему роду, причём местью (как правило, независимо от степени вины) была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести.

От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37) - слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землёю, головою клянущегося.

Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания её и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24- 30; 36-43).

Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10, 14; Мк. 6, 11; Лк. 9, 5; Деян. 13, 51). В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.

Первым бросить камень. «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8, 7) - слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.

Перекуём мечи на орала (призыв к разоружению). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало - плуг.

Питаться мёдом и акридами (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). Иоанн Креститель, живя в пустыне, вёл аскетический образ жизни и питался диким мёдом и акридами (саранчой) (Мк. 1, 6).

Плоть от плоти (родственная близость). «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» - слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).

По букве и духу. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Употребляется в значении: отнестись к чему-либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении «формальность, противоположная сущности, смыслу» употребляется выражение «мёртвая буква».

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землёю. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов. 2, 12); «... разодрал одежды свои и возложил на себя... пепел» (Есф. 4, 1).

Почивать от трудов праведных (отдыхать после трудных и полезных дел). Из библейского повествования о сотворении мира: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 3).

Превращение Савла в Павла (резкая смена своих убеждений). Савл был ярым гонителем первых христиан, но, после того как ему однажды явился Иисус Христос, стал одним из главных проповедников и основателей христианства - апостолом Павлом (Деян. 9, 1-22).

Прилип язык к гортани (потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). «Язык мой прильпнул к гортани моей» (Пс. 21, 16).

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). «И будешь... притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» - «во всех языцех».

Продать за чечевичную похлёбку (поступиться чем-либо важным ради мелкой выгоды). Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлёбку. (Быт. 25, 29-34).

Путеводная звезда - Вифлеемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Мф. 2, 9). Употребляется в значении: то, что направляет чью-либо жизнь, деятельность.

Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) - часть скинии (походного иудейского храма), отгороженная завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. «И будет завеса отделять вам святилище от Святая Святых» (Исх. 26, 33).

Скрежет зубовный. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12) - слова Иисуса об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.

Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Лк. 16, 13).

Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Маммона - богатство или земные блага.

Смертный грех. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1 Ин. 5, 16-17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.

Содом и Гоморра (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19, 24-25).

Соль земли. «Вы - соль земли» (Мф. 5, 13) - слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие: лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.

Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!» (Екк. 1, 2).

Тайна сия велика есть. Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему-либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле.

Терновый венец (тяжкие испытания). Перед распятием воины надели Христу на голову колючий терновый венец (Мф. 27, 29; Мк. 15, 17; Ин. 19, 2).

Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Мф. 26, 15). Сребренник - древняя иудейская монета, по достоинству равная четырём греческим драхмам.

Труба иерихонская (не в меру громкий голос). Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Нав. 6).

Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» - «тьма кромешная».

Умывать руки (устраниться от ответственности). «Пилат, видя, что ничто не помогает... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6-9).

Фарисейство (лицемерие). Фарисеи - религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13; 23, 14; 23, 15; Лк. 11, 44).

Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего-либо, а также лицемерное прикрытие чего-либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3, 7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.

Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил своё минутное сомнение.

Хлеб насущный (необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6, 11; Лк. 11, 3) - из молитвы Господней.

Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7, 11). По-церковнославянски «окна» - «хляби».

Хранить как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16, 8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32, 10).

Печатается по оригинальному изданию (г. Новосибирск )

Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1-е Тимофею 6:18-19).

Что такое щедрость? Отдавать сверх положенного. Вначале ты оставляешь мелочь в коробочках на автозаправках, например. С этого начинается. А потом ты ловишь себя на мысли, что можешь кого-то уже благословить финансово по-настоящему.

собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни

Обратите внимание: люди будут собирать себе доброе сокровище не в вечной жизни, когда пойдут на небеса, а здесь на земле. Но какое сокровище? Не деньги искать, а работу. Потому что работа- это богатство праведное, а деньги - неправедное. Труд, полезный обществу, профессиональный, мастерский, приносит прибыль. Это правильно. Вера человека, его польза, его КПД вот что пойдёт на небо в качестве доброго сокровища для вечной жизни.

Деньги сами по себе не должны быть самоцелью. Потому что это корысть, жадность, маммона. Дьявол всегда приведёт такому человеку искушение, соблазн, чтобы дать ему повод упасть за эти деньги.

Господь помнит нас, благословляет нас, благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; Благословляет боящихся Господа, малых с великими. Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим. Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю. Небо- небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим. (Псалом 113: 20-24).

Бог, как любящий Отец, отдал землю сынам Своим, а не грешникам. Понятно, что грешники землю захватили обманом и вероломством. Но Бог сказал сынам: вам даю землю, плодитесь и размножайтесь и населяйте землю и владычествуйте над всем. Мы запаслись гарантией от Бога, Его желанием, чтобы земля перешла нам во владение. Чтобы мы распространяли владычество там, КУДА Он укажет.

Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; Но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуйя. (Псалом 113: 25-26).

Библия мёртвыми называет не только физически мёртвых. Тех, которые рождены не от Духа, а рождены от плоти, Иисус называет мёртвыми. Мы восхваляем Господа, потому что Он нам, сынам человеческим, дал землю во владение. Если ты заручился желанием Бога и знаешь точно, что воля Его такова.

Как-то ко мне пришли супруги, которые не могли иметь детей. Они имели справку от врачей с медицинским диагнозом об их бездетности. Но у них было желание, как у Авраама с Саррой. Начали работать, говорить Слово и не только говорить, но и делать. Начали верить, писать имена детей. Сейчас у этой пары трое детей. Потому что это желание Бога.

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. (Притчи 22: 6).

Имеется в виду, в детстве наставить ребёнка на правильный путь. Поскольку юноша у нас ребёнком не считается. В 16 лет наставления давать поздно. Наученный с детства, человек так и пойдёт дальше по жизни этим путём. Изменить его практически невозможно. Но чему, в чём его наставить? В двух вещах:

Богатый господствует над бедным, и должник становится рабом заимодавца. (Притчи 22: 7).

1. Бедный всегда будет рабом у богатого. Я видел в Америке, как 7-8 летние дети из христианской общины самостоятельно занимаются: что-то пишут, изучают, их никто насильно не заставляет учиться. Они имеют цель, стремление. Уже сейчас задумываются о будущей профессии. Им не всё равно кем быть и где работать. Потому что они наставлены с детства правильным принципам.

2. Должник становится рабом, слугой заимодавца, кредитора. Поэтому, сын, никогда не бери в долг.

Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим. (Второзаконие 8: 18).

Завет - это обещание. Бог обещал что-то церкви, народу Своему. Определённые конкретные вещи на земле. Для того чтобы исполнить этот завет, Бог даёт силу приобретать богатство. Если ты не соработник в команде Господа, то этой силы Он тебе не даст. Поскольку написано, что Он даёт силу приобретать богатство, чтобы исполнить Свой завет.

Интересно Бог говорит о прибыли:

Так говорит Господь, Искупитель твой, Святой Израилев: Господь, Бог твой, научающий тебя ПОЛЕЗНОМУ, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. (Исайя 48:17).

Чему полезному? Как рыбу ловить? Как чашку помыть? В переводе с еврейского это звучит: "научающий тебя делать прибыль". Часто в жизни сталкиваешься с тем, что люди решают заняться бизнесом, предварительно не просчитав все связанные с этим затраты: закупки, налоги. Неудивительно, что в итоге они не имеют никакой прибыли, если не в убытках.

Поэтому Бог научает тебя основам экономики, методам получения прибыли. С точки зрения экономики любой бизнес призван решать, восполнять нужды общества, но чтобы его начать и развивать, нужна прибыль. Отсутствие прибыли является основной причиной быстрого сворачивания всех благотворительных дел.

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. (Матфея 7: 11).

Итак, Иисус подтвердил, что Отец Небесный желает нам процветания, наслаждения и счастья. Он хочет, чтобы мы не были рабами ни у кого: ни у богатого, ни у кредитора, ни у агрессора. Он хочет, чтобы мы были руководителями и учредителями предприятий, компаний, структур. Потому что это воля Бога для тебя. Он даст идею что-то сделать для Него и финансовое обеспечение в качестве инструмента для воплощения этой идеи. Tim

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?», Мк. 8:36

«Если прибудете в слове Моем, то познаете истину, и истина сделает вас свободными», Ин. 8:31-32

«Что свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», Мф. 18:18

«Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их», Еккл. 9:11

«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него», Еккл. 7:14

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру», Еккл. 3:1-9

«Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет», Гал. 6:7

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», Иак. 4:6

«Славе предшествует смирение», Притч. 15:33

«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность», Притч. 16:18

«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми», Притч. 22:29

«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих», Притч. 26:4-5

«Судьба человека от Господа», Притч. 29:36

«Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого», Еккл. 8:17

«Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы», Мф. 6:34

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», Мф. 7:1-2

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят », Мф. 7:7-8

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», Мф. 7:13-14

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом», Лк. 16:10

«Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою», Флп. 3:7

«Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей», 1 Пар. 28:9

«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», Мф. 18:18

«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад», Лк. 6:30

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», Лк. 6:31

«Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?», Лк. 6:32-33

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», Мф. 11:28

«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим», Пс. 89:10

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом», Лк. 16:15

«Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе», Притч 30:9

«Страдающий плотию перестает грешить», 1 Пет. 4:1

«Вера, без дел мертва, делами вера достигает совершенства», Иак. 2:20, 22

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», 1 Кор. 13:4-7

«Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него», 1 Тим. 6:7

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», 2 Кор. 9:6

«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия», Лк. 9:62

«Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой», Иак. 1:6

«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе», Ис. 41:10,13

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести», 1 Кор. 10:13

«Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас», 2 Пар. 15:12

«Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне», Иер. 9:24

«Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», Деян. 2:21



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином Пюре из сельдерея – с вершками или корешками? Пюре из сельдерея – с вершками или корешками?