Основные этапы развития человеческого общества. Игорь рассоха, апология софистов Этапы развития человека в ведическом обществе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Критерии Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Основной производитель-ный (стратегический) ресурс Сырье Энергия Информация
Преобразуемые ресурсы Природные силы (вода, ветер, домашние животные и человеческие мускулы) Созидающая энергия (электричество на базе угля, нефти, газа, ядерного топлива) Информация, знания (системы хранения, обработки и передачи данных)
Тип производствен-ной деятельности Добыча (extraction) Изготовление (fabrication) Последовательная обработка (processing)
Характер базовых технологий Трудоемкие Капиталоемкие Наукоемкие
Взаимодействие человека С природой С преобразованной им природой Между людьми
Базовые профессии Фермер, ремесленник, рабочий Рабочий, инженер Ученые и специалисты
Управленческая группа Хозяин, владелец Предприниматель, профессиональный руководитель Исследователь, специалист, ведущий администратор
Основная производственная единица Семья Предприятие, завод, фабрика Исследовательский институт, сервисный офис
Потребности Основные бытовые потребности Социальные потребности Самореализация, потребность в знаниях

Источник: Косиченко А.Г. Влияние глобализации на культуру и ценности человека // Центральная Азия в системе глобальных отношений. Алматы. 2002. – С. 198-201; Малахов Р.Г. Эволюция подходов к присвоению и ее институциональное сопровождение // Вопросы экономической теории. Макроэкономика. №1 (33). 2010. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2964 (дата обращения 08.04.13).

Теория постиндустриального общества не дает четких хронологических рамок. Напротив, подчеркивается преемственность всех типов обществ, «перетекание» одного типа в другой, их сосуществование, отсутствие революционных переходов. Однако начало постиндустриальной эпохи так или иначе связывают с периодом 1970-1980 гг. Причиной послужили последствия научно-технической революции (НТР), к указанному периоду приведшие к сращиванию науки с технологическими инновациями.

Принято считать, что НТР прошла в своем развитии два этапа. Первый связывают со Второй мировой войной и ее последствиями (1940-1960). Второй с изобретением и внедрением в структуру экономики ЭВМ четвертого поколения (с 1970 г. по настоящее время).

Первый этап НТР связывают с военными действиями. Подготовка ко Второй мировой войне стала стимулом для развития науки. Страны, готовившие себя к противостоянию, вели научные изыскания в сфере вооружений и военной техники. Параллельно шли изыскания в области создания телевидения, спутниковых систем связи, электронно-вычислительной техники, синтетических волокон, медицинских препаратов и т.д. В 1940 гг. среди достижений отмечается: телевидение, транзисторы, ракетная техника, радар, атомная бомба, синтетическое волокно, пенициллин. В 1950 гг. были изобретены: водородная бомба, энергетика на основе атомного реактора, реактивный пассажирский самолет, искусственные спутники Земли, станки с числовым программным управлением. 1960 гг. стали началом для развития лазерных технологий, интегральных схем. Были запущены спутники связи, скоростные экспрессы. В эти же годы начинаются первые полеты человека в космос.

Второй этап НТР характеризуется активным внедрением наукоемких технологий в производственный процесс. Уже в 1970 гг. были созданы микропроцессоры, оптоволокно для передачи информации, промышленные роботы. В 1980 гг. процесс информатизации производства дополнился развитием компьютерной техники, генной инженерии, термоядерного синтеза. Традиционные отрасли экономики в это же самое время благодаря внедрению научных открытий в систему производства развивались невиданными темпами: добыча минерального топлива выросла в несколько раз (нефти - в 7, природного газа - в 12, каменного угля - в 2,5 раза); производство электроэнергии - в 3 раза (без АЭС); черной металлургии - почти в 4 раза; производство алюминия - более чем в 10 раз; машиностроения (автомобилей) - в 5 раз; химической промышленности - в среднем в 9 раз и т.д.

Таким образом, последняя четверть ХХ в. стала переходным периодом от индустриальной эпохи к постиндустриальной. Фаза перехода, по оценкам специалистов, может затянуться примерно на полвека, особенно в периферийных обществах. Для нее характерными являются: смешанные технологии, смешанный характер экономики (сочетание обычного производства и наукоемких технологий), кризис в различных сферах общества. Но абсолютное большинство ученых полагают, что так или иначе человечество уже находится в переходном состоянии. И постиндустриальное общество будет развиваться в течение III тысячелетия.

Варианты развития постиндустриальной цивилизации, предлагаемые учеными, различны.

Вариант 1. Информационное (информационно-кибернетическое) общество. Характерные черты: ключевое место информационных технологий в экономике; спрос на труд ученых повышается; благодаря всемирному информационному пространству возрастает скорость распространения информации и новых знаний, достижения культуры становятся всеобщими; идет процесс формирования цивилизации, основанной на знаниях. Параллельно с этими безусловно позитивными явлениями формируется узкий слой транснациональных корпораций (ТНК), установивших контроль над сферой информационных технологий, извлекающих сверхприбыли, навязывающий с помощью СМИ определенный набор ценностей. Как верно заметил Н.Н. Моисеев (академик, крупный специалист в области механики, прикладной математики и теории управления), ТНК стремятся к информационному тоталитаризму, «который страшнее любых форм тоталитаризма, известных человечеству, хотя он и будет носить «цивилизованный характер»... Это - конец истории, ибо подобное общество будет обречено».

Однако есть и другое мнение относительно развития информационной цивилизации. Вероятно, информатизация будет лишь частью грядущего общества. И все попытки развития только информационной составляющей цивилизации приведут к очередному этапу развития индустриального общества, основой которого является техника и производство.

Вариант 2. Гуманистически-ноосферное общество. Этот вариант развития общества был предложен современной российской цивилизационной школой. Постиндустриальная цивилизация в данном случае рассматривается как гуманистически ноосферное общество, главное место в котором занимает человек, его духовный мир и свободное творчество.

Гранью между постиндустриальной цивилизацией и прошлым является изменение положения человека в процессе воспроизводства, в гуманизации этого процесса и общества в целом. То есть, человек перестает быть винтиком огромных, созданным им же механизмов - индустрии, мирового рынка, политики (как было в раннеиндустриальном и индустриальном обществах). Человек перестает быть средством развития социума, когда он был вынужден становиться частью логики событий и действий бездушной, сминающей его машины. В новом же, гуманистическом постиндустриальном обществе именно человек, его всестороннее развитие, свободное творчество становятся высшей, конечной целью общественного развития, мерой эффективности решений и действий. На первый план выходит духовная сфера - наука, образование и культура, этика и религия. То есть все то, что обеспечивает разностороннее развитие человека и его адаптацию к меняющимся условиям жизни. Помимо этого обязательным условием развития цивилизации является гуманизация технологий, а также экономических и политических отношений. Отсюда вытекает обеспечение коэволюции природы и общества, ноосферизация цивилизации. Ученые подчеркивают, что если общество не пойдет по этому пути, то обеспечить выживание, развитие и процветание биологического вида Homo sapiens будет невозможно.

Вариант 3, предложенный З. Бжезинским в его знаменитой книге «Великая шахматная доска», предполагает формирование единого мирового пространства под общим контролем Соединенных Штатов Америки. США в данном случае выступают в качестве единственной сверхдержавы. Они доминируют в военной области, в сфере экономики, технологии и культуры. Основная цель политики сверхдержавы - укрепление создавшегося после распада СССР господствующего положения в мире, и одновременно создание геополитической структуры, которая будет сглаживать противоречия и напряженность в мире без ведения военных действий. Основным полем деятельности становится Евразия. Россия, усилиями совместных действий США и Западной Европы становится конфедерацией и теряет контроль над Дальним Востоком. США же напротив, усиливают свое влияние в Азии.

Конкретизируя эту концепцию в современных условиях, обычно к общей картине добавляют расширение НАТО и Евросоюза - сначала за счет стран Восточной Европы и Балтии, затем - Украины и Кавказа. Итогом должно стать присоединение к НАТО и России. В мусульманских странах поддерживаются стремления к демократизации.

После известных событий 2001 г. США под общей целью борьбы с терроризмом стали претворять в жизнь, изложенную выше концепцию Бжезинского, стремясь к однополюсному миру и главенству США во всех регионах.

Вариант 4. Столкновение цивилизаций. Эту позицию сформулировал американский политолог С. Хантингтон. По его мнению, соотношение сил Запада и Востока меняется в пользу последнего. Влияние западной цивилизации постепенно уменьшается, а мощь азиатских государств возрастает во всех областях, включая экономику, политику и военную силу. Кроме того, западные страны находятся в демографическом кризисе, а на Востоке - демографический взрыв. При усилении Азии претензии Запада, тем не менее, возрастает. Как результат - столкновение с восточной цивилизацией в лице исламских государств, Китая, Северной Кореи и др. Политолог говорил и о локальных военных конфликтах на религиозной почве.

По мнению С. Хантингтона, выживание западной цивилизации зависит, в первую очередь, от Соединенных Штатов Америки. США должны признать, что их цивилизация является уникальной, но не универсальной. И только объединившись, западная цивилизация сможет противостоять вызовам со стороны незападных обществ. А человечество сможет избежать глобальной войны только в случае, если мировые лидеры окажутся способными сотрудничать между собой.

На сегодняшний день вывод С. Хантингтона о необходимости сотрудничества между странами как никогда актуален. Учитывая тот факт, что большинство цивилизаций владеет ядерным оружием, столкновение, даже на уровне локального конфликта, может привести к глобальным последствиям, самым страшным из которых станет полное уничтожение биосферы и человечества.

Вариант 5. Оптимистичный сценарий будущего мироустройства на основе диалога и партнерства цивилизаций. Эта концепция устойчивого глобального развития была представлена еще в 1992 г., спустя 10 лет нашла выражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями». Основные положения ее можно сформулировать следующим образом. Процесс глобализации помимо многих возможностей порождает новые противоречия и опасности. Из вариантов развития мира между моделями однополярного, биполярного и многополярного мироустройства необходимо выбрать последнюю. Именно многополярный мир способен обеспечить диалог и партнерство локальных цивилизаций. Но процесс формирования этой модели - процесс сложный, противоречивый и длительный, он займет несколько десятилетий. Необходимо формирование глобального гражданского общества, правовых институтов, повышение роли и ответственности ООН и других межгосударственных и общественных движений и неправительственных организаций за развитием человечества.

Если сложится диалог многополярного мира, то в XXI в. будут решены многие ключевые проблемы человечества: демографическая, экологическая, включая проблему истощения ресурсов, технологическая (разрыв в уровне технологического развития стран и цивилизаций), экономические сложности (углубляющаяся пропасть между богатым меньшинством и бедным большинством населения планеты), проблемы геополитики (политическая нестабильность, военные конфликты, угроза терроризма и пр.), социокультурные проблемы.

Как очевидно из вышесказанного, путей развития постиндустриального общества много. Возможно, будет реализован один из перечисленных вариантов, но вполне вероятна и ситуация, при которой так или иначе воплотятся все сценарии развития, но в разных уголках земного шара.

На сегодняшний день мы можем лишь констатировать следующее. Очевидны изменения в экономике стран:

1. Экономические системы разных государств связаны между собой процессами глобализации.

Глобализация в экономической жизни начала проявлять себя достаточно давно, ее появление подчас связывают еще с периодом античности, со складыванием первых мировых империй, например Александра Македонского и Римской империи. Именно тогда экономика, культура, религия, политика разных стран стали соприкасаться друг с другом, взаимно влиять друг на друга. Если обобщить многочисленные определения понятия, то можно сделать вывод, что глобализация - сложившаяся тенденция, которая характеризуется стремлением к объединению, интеграции мира на определенных общих основаниях. Это могут быть экономика, культура, политика. Это предполагает выработку единой системы норм и ценностей, единых стандартов жизни и деятельности.

Наиболее классическая схема складывания глобализационных процессов представляет собой эволюцию длиной в 3 этапа.

Первый этап - ХVI-ХIХ вв. - после великих открытий Колумба, а также промышленного переворота постепенно начинается складывание единого мирового рыночного пространства, этому немало способствовала колониальная система. Сложилась цивилизация, основанная на технике и торговых связях между странами и колониями.

Второй этап охватывает первую половину ХХ в. Колониальная эпоха уходит в прошлое, но борьба за передел мира остается. В результате двух мировых войн, национально-освободительных движений, складывания свободного рыночного пространства мир становится тесным и фактически разделяется лишь на уровне идеологий.

Третий этап - вторая половина ХХ столетия. В это время колониальная система рушится окончательно. А те государства, которые в результате национально-освободительных движений приобретают самостоятельность, активно вступают в отношения со всем миром. Характерный признак третьего этапа – образование ООН и расширение ее функций, возникновение и быстрое распространение транснациональных корпораций (ТНК), образование наднациональных валютно-финансовых органов (МВФ, Мировой банк и др.), создание НАТО, ВТО, Римского клуба и других международных организаций. В этот же время страны Запада впервые сталкиваются с кризисными явлениями капитализма. Кроме того, постепенно начинается складывание общего информационного пространства, что приводит к тому, что мир становится зависим от взаимной информации. После окончания холодной войны и разрушения Советского Союза мир внезапно становится моноцентричным, однополюсным.

Четвертый этап - это рубеж ХХ-ХХI вв. И здесь речь идет уже не просто о взаимовлиянии. На рубеже XX-XXI вв. из-за стремительного развития сети Internet информация становится главным товаром и главной ценностью. И она же - главной опасностью. Мир становится тесным, оказывается опутанным информационными потоками. Страны становятся взаимно уязвимыми. По принципу «когда ноги промокли - начинает болеть горло».

Среди характерных черт новой глобальной экономики отмечается следующее:

Глобальный характер основ воспроизводства (научно-технических и экологических). Производство более не может нормально функционировать в рамках национальных государств. Скелетом глобальной экономики становятся современные системы связи: спутниковая сеть, Internet, телекоммуникации и т.д. Ресурсоснабжение производства и связанные с ним экологические проблемы становится невозможным решить в одном государстве. Их устранение требует совместных усилий мировой цивилизации;

ТНК контролируют более половины глобальной экономики и, являясь наднациональными институтами, зачастую не контролируются национальными государствами и гражданским обществом;

Формируются межгосударственные наднациональные объединения (пример - ЕвроСоюз), международные организации, функциями которых являются контроль и регулирование мировой экономики (ВТО, МВФ, Всемирный банк, ООН и т.д.);

Идет формирование интернационализированных воспроизводственных циклов, в рамках которых формируется мировой доход. При этом целью национальной экономики становится именно борьба за доступ к мировому доходу. Смена фаз при таком развитии мирового хозяйства оказывается более критичной для функционирования экономики отдельного государства (финансовый кризис, начавшийся в одной стране в течение короткого периода времени охватывает другие страны).

2. Изменилась сама структура экономики. Вместо трехсекторного хозяйства мы имеем дело с пятью секторами:

Первичный (добывающий): сельское хозяйство, угледобыча, нефте- и газодобыча, горнорудная промышленность, заготовка древесины, рыболовство и т.д.;

Вторичный (обрабатывающий): нефтепереработка, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; легкая промышленность; пищевая промышленность и др.;

Третичный (сфера услуг+инфраструктура), включая транспортную систему, электроэнергетику, связь, водо- и теплоснабжение и др.;

Четверичный (распределительно-обменный): торговля, финансовые услуги, страхование и операции с недвижимостью;

Пятеричный (социально-управленческий): здравоохранение, образование, научные исследования, индустрия спорта и отдыха, сфера государственного управления).

Есть и другая характеристика трех последних секторов. Н.Фут и П. Хатт (американские социологи) к третичному сектору относят общественное питание, гостиничные услуги, парикмахерские, салоны красоты, услуги по ремонту и мелкое производство по типу домашнего. В четверичный сектор попали услуги, «способствующие или повышающие эффективность разделения труда», как то: транспорт, торговля, коммуникации, финансы и администрирование. В пятеричный сектор авторы поместили медицинское обслуживание, образование, исследования, рекреационные услуги и искусства.

Именно появление и развитие трех последних секторов и обусловили отличие индустриальной от постиндустриальной экономики. При этом сфера услуг (третичный сектор) является наиболее прибыльным и дотирует первичный сектор. Квалифицированные услуги, информационные технологии, массовая культура, финансовые услуги и пр. - основные по массе прибыли направления экономики.

Изменения коснулись и традиционных секторов экономики. Первичный сектор базируется на эксплуатации природных объектов - сельскохозяйственных земель, лесов, залежей полезных ископаемых. Традиционно средства производства и труд в данном секторе экономики не требует больших затрат и высокой квалификации. Инвестиции в данной сфере обычно незаметны, особенно в человеческий фактор. Доля первичного сектора в валовом национальном продукте (ВНП) упала очень значительно. Например, в США с 1994 г. статистические органы перестали учитывать долю фермеров в составе населения из-за ее незначительности. Аналогичные процессы происходят и в развитых странах ЕС. Структура занятости кардинально меняется. Экономика постиндустриального мира характеризуется устойчивым сокращением занятости в сельском хозяйстве и промышленности. Особенно в сельском хозяйстве. Деревни вымирают, сельскохозяйственные предприятия становятся неконкурентноспособными и становятся банкротами. Все большее число людей вынуждено искать себе применение в расширяющемся секторе услуг и инновационных технологий, сталкиваясь с отсутствием большого числа вакансий. В этом секторе массовая занятость не требуется, так как изобретения и технологии являются результатом деятельности ученых-одиночек и малых трудовых коллективов, чьи результаты труда затем лишь копируются в промышленных масштабах, в неограниченном числе копий.

Вторичный сектор (основной для индустриального общества) даже в постиндустриальной цивилизации был и остается весьма значимым фактором экономики. Но здесь наблюдаются, как и в первичном секторе, сокращение числа занятых в производстве. Даже появился тезис о деиндустриализации высокоразвитых стран. Это заметно и в США, и в странах Европы, и в быстроразвивающихся азиатских странах и территориях (Республика Корея, Сингапур, Тайвань). Менее прибыльные отрасли индустрии, как то: производство ширпотреба и бытовой техники, в постиндустриальной цивилизации оказываются просто вынесены вовне, во «второй» и «третий» мир. Но ситуация далеко не так однозначна, как в сельском хозяйстве. В большинстве развивающихся стран, в которых, тем не менее, проживает большая часть населения планеты, значение промышленности в создании ВВП и доля занятых в этом секторе экономики растет. И даже в высокоразвитых странах и территориях, несмотря на сокращение своих количественных масштабов, промышленный сектор является весьма эффективно функционирующей производственной системой с высоким уровнем производительности труда. Это объясняется тем, что в нем находят свое применение достижения высоких технологий. В результате, можно сказать, что индустриальный сектор производства в постиндустриальном обществе представляет собой сложное мозаичное образование, наряду с высокотехнологичными отраслями включая в себя и достаточно примитивные виды производства. Основой индустрии является производственное оборудование, основной капитал. Инвестиции сводятся к формированию и обновлению основных фондов и (в меньшей степени) оборотных средств. Инвестирование в человеческий фактор является минимальным и осуществляется в рамках общественных и государственных проектов, рассматриваемых как затратные и социальные, а потому характеризующимися низкой эффективностью и производительностью.

Высокоразвитые страны находятся в стадии перехода к постиндустриальной цивилизации, и действительно в структуре экономики доля вторичного сектора снижена. Но если взглянуть на общую картину мировой экономики, то сокращение доли индустрии, включая добывающую и обрабатывающую промышленность, а также строительство, газо-, водо- и энергоснабжение далеко не столь очевидно. Особенно с учетом тенденций развития Китая, стран новой индустриализации (азиатских НИС первой и второй волны), Индии, а также отдельных государств Латинской Америки. Большинство стран мира либо до сих пор находятся на стадии индустриального общества, либо вообще (как многие страны Азии и Африки) только вступили на путь индустриального развития. Значение сферы индустрии в мировой экономике по-прежнему велико. Доля промышленности в создании ВВП мира - около 1/3, а в структуре экономически активного населения - около 1/5.

Среди отраслей экономики третичный сектор (сектор услуг) держит лидерство в структуре ВВП и ВНП высокоразвитых и развивающихся стран. При этом он прочно связан с индустрией. Поскольку сфера услуг подразумевает сочетание ряда отраслей экономики и сфер трудовой деятельности, которые помимо условий жизнедеятельности людей так или иначе обеспечивают процесс производства. Специалисты рост и развитие третичного сектора экономики объясняют структурной дифференциацией хозяйства, в первую очередь самого промышленного производства, в ходе углубления общественного разделения труда. И сама сфера услуг индустриализуется. В качестве примера можно привести программное обеспечение (soft) и так называемое «железо», то есть детали компьютерного оборудования (hard). По меткому современному выражению «Хард со временем становится меньше, быстрее и дешевле; софт же со временем становится больше, медленнее и дороже». Это в целом соответствует логике развития секторов экономики. Вторичный сектор медленно сдает свои позиции, а третичный - развивается быстрыми темпами.

Но о деиндустриализации говорить рано. Поскольку все достижения современной науки внедряются и апробируются сначала в индустриальной сфере экономики. Для сектора промышленности это означает увеличение доли наукоемких производств по изготовлению инновационных видов продукции. Более того, констатируются процессы сближения не только отраслей индустрии и сферы услуг, но также отраслей первичного и вторичного секторов экономики. Речь идет о внедрении достижений НТР и промышленных разработок в сельское хозяйство. В результате развивается агропромышленный комплекс, где оказываются представлены отрасли первичного и вторичного секторов экономики.

3. Изменилась социально-политическая и социокультурная сфера. Государства оказались перед необходимостью принимать международные (в том числе европейские) стандарты почти во всех сферах. Они буквально вынуждены участвовать в процессах интеграции и глобализации. При этом глобализация экономики повлекла за собой и глобализацию в культуре. Социологи полагают, что принципиально способность к самосохранению специфических культур возможна, но лишь при условии, что конкретная национальная культура является значимой для мирового сообщества, то есть реализуется эта возможность только при определенных условиях мировое сообщество заинтересовано в ее сохранении, как общем достоянии. Но и выполнение данного условия еще не гарантирует сохранения культуры - это только возможность.

Культурная сфера отдельно взятой страны на сегодняшний день тесно связана с мировым информационным сообществом. Можно сказать, что постиндустриальная цивилизация превратила традиционные ценности в некую свалку. И крайне непросто выбрать из нее действительно ценное и важное для жизни. Особенно это касается национальных сообществ. Далеко не все страны и культуры готовы принимать новую цивилизацию. Одновременно с глобальными процессами происходит процесс регионализации, замыкания в себе традиционных культур, отчаянное стремление сохранить свою непохожесть. И это дает новые импульсы и экономическим и политическим процессам. Региональные организации стремятся защищать свои национальные интересы, кроме того, они стараются защищать свои интересы в международных экономических организациях. К сожалению, зачастую защита своих интересов сталкивается с проблемами национальных и этнических противоречий, завязанных на взаимных территориальных претензиях. Это приводит к локальным военным конфликтам, погасить которые удается только после вмешательства международных структур.

Можно сказать, что переход общества на новую ступень развития повлек за собой формирование новых острейших проблем, принимающих глобальный характер. Среди них обычно называют следующие:

Проблема формирования и развития мощных национальных движений. Этой проблеме оказались подвержены не только страны бывшего соцлагеря и страны третьего мира, но и вполне «благополучные» развитые страны: Бельгия, Великобритания, Испания, Канада, Германия и т.д. Таким образом, можно сказать, что развитие экономики и рост благосостояния, также, как и процессы глобализации не способствуют нивелированию национальных различий. Напротив, подстегивают национальное самосознание;

Проблема терроризма и распространения опасных религиозных течений. Эта проблема фактически вытекает из первой названной нами;

Проблема разновекторного процесса, в рамках которого наряду с ростом национального самосознания происходит ослабление роли национальных государств. Причиной обычно считают процессы глобализации экономики, в связи с чем усиливается роль влиятельных международных организаций: Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ, Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Кроме того, открытость границ способствует более лёгкой миграции людей и свободному перемещению капиталов за границу. Что также уменьшает власть государств по отношению к своим гражданам;

Проблема общей нестабильности цивилизации. Изобилие в мировой экономике породило острейшую конкуренцию. И как результат - деформационные процессы в политической, экономической, общественной, культурной и других сферах. Признаком новой эпохи уже стала нестабильность и динамизм политических, экономических, общественных, правовых, технологических и других ситуаций. В экономике динамизм проявляется в ускорении процесса создания и ликвидации новых фирм, предприятий, производств, технологий. В социальной сфере происходят быстрые изменения условий жизни и труда людей, что порождает боязнь потерять работу, неуверенность в завтрашнем дне, нарастание стрессовых ситуаций. Отсюда резкий рост самоубийств, психических заболеваний, алкоголизма, наркомании и т.п.

Проблема массовой миграции населения из более бедных стран в более благополучные. Если поначалу она была легальной в виде гастарбайтеров («гостевых рабочих»), которые приглашались Германией, Францией, Англией, другими странами Европы из Турции, североафриканских стран, из Пакистана и т.п. для занятия непрестижных рабочих мест - уборщиков, дворников, водителей грузовиков и т.д., то очень скоро миграция приобрела лавинообразный нелегальный характер. При этом, первое поколение гастарбайтеров приезжает работать и работает на непрестижных рабочих местах. Второе же поколение (их родившиеся дети) становятся полноправными гражданами развитых стран. При этом они хотят жить как граждане той страны, в которой осели их родители, но учиться и работать как учатся и работают коренные жители они не умеют или не хотят в силу других национальных менталитетов и традиций. А деторождаемость у мигрантов несоизмеримо выше, чем у коренного европейского населения. Это порождает, с одной стороны, массовые выступления бывших мигрантов, с другой - рост самосознания коренного населения и националистических настроений. В России уже начались сходные процессы. Пусть пока еще в меньших масштабах. Но те же проблемы перед нами уже возникают.

Проблема противостояния стран «золотого миллиарда» и остального мира. Согласно навязываемой рядом западных аналитиков теории страны делятся на три категории: постиндустриальные («интеллектуальные» или «информационные»), индустриальные и сырьевые. Постиндустриальное сообщество представляется элитой, производящей знания, создающей наукоемкие технологии. Население этих стран имеет высокий уровень образования. Эта же группа стран определяет степень доступа к знаниям остального человечества. Индустриальные страны должны, согласно теории золотого миллиарда, обеспечивать материальное производство на основе той информации, того знания, которое будет передано постиндустриальными государствами. Третья, самая низкая группа стран будет производить сырье, сельскохозяйственную продукцию, довольствуясь минимальным уровнем получаемой «информации», минимальным уровнем образования и минимальным уровнем жизни. Приверженцы этой теории утверждают, что неравномерность распределения ресурсов (примерно 2% населения Земли, то есть наиболее богатая его часть, потребляет 65% имеющихся ресурсов - материальных, энергетических,водных и пр.) сложилась исторически и что-либо изменить невозможно, поскольку всех ресурсов Земли не хватит, чтобы все остальное население Планеты могло бы жить так же, как и «золотой миллиард». Но такая сложившаяся огромная разница в распределении богатств чрезвычайно опасна. Чревата всплесками того же международного терроризма, локальными военными конфликтами, ростом экстремистских течений и т. д.

Кроме того, эта же ситуация с делением государств на группы порождает нестабильность в экономике стран «золотого миллиарда». При перемещении промышленность в страны третьего мира, то есть при фактическом сворачивании производства и переключении на информационные технологии и сферу услуг, экономика государства становится уязвимой и полностью зависящей от иностранных инвестиций. В такой ситуации на сегодняшний день находятся многие страны Европы и Соединенные Штаты Америки.

Подводя итоги, можно сказать следующее.

Особенности и преимущества постиндустриальной цивилизации определяются в том числе процессами глобализации, то есть место постиндустриального общества определяются местом, которое занимает страна или группа стран в общественном разделении труда, вне зависимости от того, идет ли речь о мировой или национальной экономике. Основной специализацией постиндустриальных стран является оказание различного рода услуг. В связи с чем страны с информационной экономикой наибольшее внимание уделяют инновациям. Резко возрастает роль научных исследований, с применением достижений в сфере производства. Наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие и информационные технологии («высокие технологии»): микроэлектроника, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.

Инновации, по оценкам экспертов, позволяют создавать так называемые открытые монополии, то есть монополии, связанные с появлением нового продукта или удешевлением уже известного блага. Это временное явление, но в случае систематического характера инноваций агенты, которые их создают и внедряют, получают возможность пользоваться выгодами открытой монополии постоянно. Все это создает экономическое преимущество постиндустриального общества.

Политическое преимущество постиндустриальных обществ, состоит в том, что чем выше процесс постиндустриализации в стране, тем выше ее военный потенциал. Поскольку определяющим для военного потенциала сегодня является сектор инноваций. В уже индустриализированном мире главная проблема - это не произвести известное оружие, поскольку его произведено достаточно для многократного уничтожения всего человечества, а придумать новое, которым не располагают потенциальные противники.

Экономические и политические преимущества, имеющиеся у постиндустриальных стран сегодня, позволяют им диктовать свои условия

остальному миру. Развитие нового типа экономики создает предпосылки для технологического прогресса, который однако не приводит к экономическому буму и процветанию всех стран мирового сообщества. Возникает лишь группа государств, которая в полной мере пользуется плодами новых технологических достижений и основная масса стран, которые лишены доступа к материальным благам информационного общества. То же самое наблюдается в обществе: узкая прослойка граждан, имеющих доступ к информации и масса, отчужденная от всех материальных успехов общества.

Четко проявляются тенденции «имущественного расслоения по признаку образования». То есть, основным средством производства в постиндустриальном пространстве становится квалификация работников. Чем более образован работник, чем выше его квалификация, тем большую ценность он имеет для компании. Отношения между наемными работниками и компанией становятся более партнерскими. Статус наемного труда изменяется. Управленческие функции часто выполняются менеджерами высшего звена, имеющими высокую квалификацию. При этом они могут не являться собственниками компании. Ученые называют этот процесс «управленческой революцией».

Разделение общества чревато затяжным социальным конфликтом. То есть внешне благополучные страны могут быть подвержены опасному внутреннему противостоянию, мирным путем разрешить которое будет сложно.

Современная цивилизация, несмотря на процессы глобализации и интеграции, оказывается разделенной на группы страны. Западные ученые признают, что даже в условиях «холодной войны» целостность мира казалась гораздо более ощутимой, нежели ныне. Это порождает множество проблем в сфере экономики, политики, социума, культуры, национальных отношений, экологии.

Глобальная неустойчивость, которой подвержена современная постиндустриальная цивилизация, вызвана не только быстро протекающими технологическими переменами, но и изменениями в социуме, в мотивации человеческой личности. Изменяются и базовые ценности: представления о свободе, справедливости, равенстве.

О перспективах построения постиндустриального общества в России ученые говорят с осторожностью. По прогнозам формирование очагов постиндустриальной цивилизации в России возможно только в отношении регионов, возглавляющих иерархию российской национальной экономики, т.е. столицы и крупнейших городов. Здесь присутствуют западные институты, постиндустриальная культура и относительно высокий уровень жизни, в отличие от остальной части России.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:


Развитие обществ - это процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов. С точки зрения исторического реализма решающим фактором исторического развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в реализации интересов. К объективным факторам развития обществ относятся территория, климат, уровень экономики, состояние общественных институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.), ментальность, сознание, мировоззрение народа и т.п.

Развитие обществ включает в себя два взаимодополняющих процесса - прогресс и регресс. Прогресс предполагает движение обществ от низшего к высшему, от простого к сложному, от частей к целому, регресс, наоборот, - движение обществ от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям. Прогресс обществ и человечества всегда сопровождается регрессом, когда происходит не только приобретение, но и утрата каких-то ценностей: экологии, тишины, спокойствия, стабильности профессии, незыблемости общественного строя и т.п. Если прогресс преобладает, то в целом говорится о прогрессивном развитии, в случае преобладания регресса речь идет о деградации.

Нужно различать процесс развития обществ и разные способы понимания его, Между пониманием, которое всегда односторонне, и общественным развитием, которое всегда объективно, существует важное противоречие - знания и объект. В истории понимания общественного развития в социальной философии можно выделить три основных подхода к этому объективному процессу: циклический, поступательный, спиралевидный.

Циклическое развитие обществ

Раньше всех получил признание циклический (круговой), позже - поступательный (линейный), а сейчас - спиралевидный процесс, как самый сложный.
Изучение циклов и волн исторического и социально-философского развития было осуществлено Дж. Вико, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, Ф. Броделем, А. Тойнби, Н.Д. Кондратьевым и др.

Теории циклического развития (исторического круговорота) многообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив. Если для Вико основополагающим принципом выступает единство всемирной истории, то Данилевский, наоборот, исходит из отрицания этого единства и рассматривает историю общества как совокупность различных культурно-исторических типов.

Циклическое развитие (и его понимание) может быть историческим и функциональным. Они выражаются в становлении обществ, каких-то институтов, общностей, людей и т.п., их развертывании и расцвете, а затем упадке и исчезновении. Например, становление, расцвет и упадок фашистской Германии, милитаристской Японии, Советского Союза. Таким образом, циклическое понимание общественного развития - это выделение в нем стадий (периодов) становления, расцвета и упадка, выступающих разными качественными состояниями общества.

В циклическом развитии обществ можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний. Во-вторых, чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени. В-третьих, повторение этих кругов на новой в чем-то основе.

Линейное развитие обществ

Большое значение в понимании общественного развития имеет линейная парадигма, называемая линейным прогрессом. Ее также называют теорией эволюционного развития (эволюционизма). Ее создателями стали О. Конт, Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Дюркгейм, Л. Уорд и др. Линейно-прогрессивное понимание рассматривает общественное развитие как процесс изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному качеству обществ и человечества.

В основе эволюционного понимания общественного развития лежала аналогия с биологическим (живым) организмом и его ростом. Общество стали рассматривать как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п.

Сторонники линейного понимания развития исходили из того, что человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязанно. В результате эволюционного развития общества происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то. Очень важно для этого подхода определить критерии низшего и высшего, простого и сложного, частичного и целостного и т.п. Они разные в разных социально-философских и социологических теориях.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

1) На теологической или фиктивной, стадии

человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

2) На метафизической или абстрактной, стадии

человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, как неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

3) Основной признак позитивной или реальной или научной стадии

состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества – строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Основной закон социологии Конта – «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.

Спиралевидное развитие обществ

Спиралевидное развитие общества является более сложным по сравнению с циклическим и линейным. С одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному. С другой стороны, это развитие является циклическим (три стадии), но в результате получается не круг, а именно спираль, когда конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты. Это не значит, что не существует преимущественно циклических и линейных типов развития. В развитии конкретных обществ все типы развития тесно переплетаются.

Если изобразить рассмотренные типы развития графически, то обнаруживается, что спираль представляет собой синтез цикла (круга) и линии. Как графический образ она выступает аналогом "социальной преемственности", который отражает диалектическое единство прерывности и непрерывности, относительного тождества и различия, генетической связи сменяющих друг друга процессов.

В основе спиралевидного развития общества лежит закон отрицания отрицания, открытый Гегелем.

С точки зрения этого закона развитие всех вещей и явлений (в том числе и обществ) проходит три стадии:

1) исходной стадии, с которой начинается развитие общества;

2) отрицания исходной стадии, в результате которого старое преобразуется (метафизически или диалектически);

3) отрицания отрицания исходной стадии, на которой осуществляется возврат к исходной стадии, но на качественно новой основе и синтез предыдущих двух стадий развития.

Примером такого развития является рост зерна, старение человека, прогресс человечества.



ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Исторический материализм считает, что развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:

· Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus ). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная.

· Азиатский способ производства (другие названия - политарное общество , государственно-общинный строй ). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.
Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

· Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft ). Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов - людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

· Феодализм (нем. Feudalismus ). В обществе выделяются классы феодалов - собственников земли - и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

· Капитализм . Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, - владельцев средств производства, - и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый

· рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

· Коммунизм. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления. В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм , при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого - по способности, каждому - по труду».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1. Дайте характеристику этапов первобытной истории. На каком этапе произошли наиболее существенные изменения в жизни человечества в первобытн ую эпоху? Обоснуйте свой ответ

В настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Рассмотрим несколько теорий периодизации первобытной истории. Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный - получило научную разработку в XIX - начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

Первый этап в развитии человечества - первобытнообщинный строй -занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация).

В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

Каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

Бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

Железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Каменный век: 1. Древнекаменный век или палеолит (2.4 млн. -10000 до н.э.) Начало кремниевых орудий. Время охотников и собирателей.

1) Ранний (нижний) палеолит (2,4 млн. -600000 лет до н.э.) Период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

2) Средний палеолит (600000-35000 лет до н.э.) Период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе господствуют неандертальцы.

3) Поздний (верхний) палеолит (35000-10000 лет до н.э.). Период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

2. Среднекаменный век (мезолит) 10000-5000 до н.э.

Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудия из камня и кости, а также и дальнобойное оружие - лук и стрелы. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

3. Новокаменный век или неолит (5000-2000 до н.э.) Возникновение неолита связывается с неолитической революцией. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего "присвающего" - "производящее" земледелие и скотоводство. Это эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие каменные, их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. Различают ранний, средний и поздний неолит.

Медный век: Поздний неолит нередко переходит в медный век без разрыва в культурной преемственности. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. лет до н.э., но на некоторых территориях существует дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Появляются медные орудия, но преобладают по-прежнему каменные.

Бронзовый век (3500-800 лет до н.э.). Ранняя история. Характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений и последующим получением из них бронзы. Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Выделяют ранний, средний и поздний бронзовый век.

Железный век . (С ок.800-до н.э.). Характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Термин "железный век" обычно применяется к "варварским" культурам Европы, которые отличало отсутствие или редкое использование письменности. В железном веке выделяют следующие периоды: Ранняя история (ок.800-500 до н.э.), Античность (ок.500 до н.э. - 500 н.э.), Средние века (ок. 500-1500 н.э.), Новая история (с ок. 1500 н.э.)

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л.Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил ("производства средств к жизни"), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя - с возникновения рыболовства и применения огня, высшая - с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней - освоением земледелия и скотоводства, к высшей - внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

человек австралопитековый - человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы) - человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества - вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Задание 2 . Охарактеризуйте место эпохи Древности в истории человечества. Какие достижения (политические, социальные, экономические, научно-технические, культурные и др.) оказали наибольшее влияние на развитие человеческого общества в данную эпоху? Приведите аргуме нты в защиту своей точки зрения

Исторически первым фундаментальным переходом, первой "культурной революцией" был переход от эпохи Архаики к эпохе Древности. Этот переход у разных народов осуществлялся в разное время на протяжении в общей сложности не менее трех тысяч лет, считая от создания древнейших государственных образований в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил до завоевания римлянами варварских племен Западной Европы, цивилизованных ими по древнеримскому образцу.

История Древнего мира условно делится на три этапа:

Конец IV тыс. до н.э. - конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности);

Конец II тыс. до н.э. - конец 1 тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств);

Первая половина 1 тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).

Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV - конец II тыс. до н.э.) практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком. Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы - основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи.

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства - деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена. этап первобытная древность российская

Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам.

Эпоха Древности - важнейший этап в развитии человечества: произошел распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, который стал объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы- рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в раннее Новое время. Какие из них представляются вам наиболе е важными? Обоснуйте свой ответ

Этот период (с начала XVI в. до середины XVII в.) знаменует начало нового этапа всемирно-исторического развития. Если в предшествующий период общение между разными частями и народами мира не имело ещё прочной основы в их экономических связях, то в результате великих географических открытий и зарождения в XVI в. первых очертаний мирового рынка эти связи становятся регулярными, и вся дальнейшая история человечества развивается во всё растущем общении разных народов мира между собой.

В раннее Новое время в европейской экономике аграрная сфера производства по-прежнему резко преобладала над промышленностью; несмотря на ряд технических открытий, ручной труд господствовал повсеместно. В этих условиях особое значение приобретали такие факторы экономики, как рабочая сила, масштабы рынка труда, уровень профессионализма каждого работника. Заметное воздействие на развитие экономики в эту эпоху оказывали демографические процессы.

В большинстве стран Западной Европы к началу XVI в. в основном завершился процесс политического объединения национальной территории и образования централизованного государства.

В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансового и банковского дела, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепенно стали входить в противоречие с традиционными устоями средневековой экономики. Меняется и социальная структура общества. Буржуазия и "новое дворянство", значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать "первородный грех", а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. На рубеже XV-XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия - все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени. Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально-освободительных движений, буржуазных революций, длилась более двух с половиной столетий.

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества. Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о "единоспасающей" роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, "стяжательство" церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу.

XV - начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т, д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители - Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др.

Значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качественно новую ступень.

Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества - от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. В XVI веке происходит замедление темпов экономического роста Европы. Экономический застой не затронул только Англию и Голландию; между этими странами обостряется конкуренция, связанная с борьбой за колониальный рынок.

XVI и первая половина XVII в. являются периодом зарождения капиталистического уклада в недрах феодального общества. Основным, решающим фактом истории этого времени является разложение феодальных отношений, возникновение в ряде наиболее развитых стран капиталистического производства в форме рассеянной и централизованной мануфактуры.

Задание 4. Назовите основные этапы российской истории. Выделите их общие и специфические характеристики

За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М. Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).

2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии:

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений;

б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI);

в) от Ивана III до начала XVII в. - период борьбы за полное торжество государственного начала;

г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории.

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности.

По-другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:

1. VIII - XIII вв. - Русь Днепровская, городовая, торговая.

2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая.

3. Сер. XV - второе десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая.

4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. - Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства. В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский. Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую периодизацию:

1. IX-XIII вв. - Киевская Русь.

2. XIV-XVII вв. - Московская Русь.

3. XVIII - начало XX в. - Российская империя.

4. 1917 г. - н.в. - Советский период.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир - рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время - буржуазная социально-экономическая формация; новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма. К началу XX века она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя. Экономическое развитие также имело свои особенности. Если в Западной Европе доминировал экономический рыночно капиталистический путь, с опорой на денежную ренту, налоги с самостоятельных крестьянских хозяйств, купцов, ремесленников, развитые товарно-рыночные отношения на базе частной собственности, то в России преобладал другой, внеэкономический, административный путь, где основными формами экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные поставки, неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства.

Основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития:

Процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

Характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

Формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский;

Процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

Складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

Динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;

Развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;

Исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

Особенности внутренней и внешней политики на современном этапе.

Список используемой литературы

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Всемирная история. В 24 тт. - Минск: Современный литератор, 1999.

3. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. История России: традиции государственности. - М.: ЮКСП, 1995.

5. http://historik.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы первобытной истории. Место эпохи древности в истории человечества. Достижения, повлиявшие на развитие общества. Социальное развитие стран Западной Европы в раннее Новое время. Этапы российской истории, их общие и специфические характеристики.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2014

    Сущность и функции исторического познания. Характеристика важнейших культурных достижений древневосточных государств. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в эпоху Просвещения. Наиболее выдающиеся деятели России.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2012

    Отношение гуманистов к зачатию, беременности и появлению ребенка в ранее Новое время. Эволюция взглядов от средневекового общества к обществу эпохи Возрождения на возрасты жизни. Изучение гуманизма в средней школе. Восприятие детства и старости в семье.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Характеристика эпохи "Смутное время" - периода кризиса в истории России. Начало формирования политического мышления и гражданского общества. Переосмысление соотношения элементов государя, государственности и народа. Теории альтернативного развития России.

    реферат , добавлен 20.12.2015

    Краткое изложение исторических событий мира эпохи Нового времени, которая охватывает время формирования в Западной Европе и Северной Америке индустриального общества. Анализ предпосылок для возникновения капитализма. Особенности буржуазных революций.

    краткое изложение , добавлен 06.05.2010

    Понятие исторического времени, разделение истории общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Анализ временных периодов развития России, их отношения к всемирно-исторической периодизации.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Сущность понятия "средние века". Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Важность периода Средневековья для развития западноевропейской цивилизации. Формирование религиозной общности Европы. Новое христианское направление, соответствующее буржуазным отношениям - протестантство. Франция, Англия, Германия, Византия IX-XI вв.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Значение экономических факторов (расширения торговых сношений, индустриальной революции) для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время). Влияние политических факторов на формирование народов Европы и национальных государств.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Капитализм - мощный стимул для развития общества. Процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу на рубеже ХIХ-ХХ веков. Органическая и неорганическая модернизация. Промышленные революции в странах Западной Европы.

Развитие человека шло параллельно и в неразрывной связи с укреплением человеческого коллектива, становлением общества.

Эволюционно-биологическим прообразом общества является Стадо. Ближайшим в рассматриваемом плане было стадо обезьян. Но, вообще-то, коллективно-стадным, или групповым, образом жизни в природе отличаются многие: муравьи, пчелы, утки, волки и т.д. Некоторые исследователи начинают отчет этой «групповщины», или «общественной жизни», с рыб. Но и это, оказывается, не предел. Есть ученые, которые находят «общественную жизнь» даже у растений. Современный ученый Ян Щепанский, например, так определяет растительное сообщество: «это совокупность организмов, связанных взаимным воздействием на жизненные процессы друг друга и воздействием на общую для них среду». Все живые существуют обществами - так думал П.А. Кропоткин.

Со стада, стадности начинался и социогенез, т.е. процесс становления общества. Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей (примерно 30-40 человек), кочевавшую с места на место в поисках охотничьей добычи и растительной пищи. Труд был крайне примитивным, едва выходящим за «животные» границы. В качестве орудий труда использовались преимущественно палки, дубины, а также камни - как правило, в первозданном, не обработанном виде. Разделения труда, по сути, тоже не было. Женщины и мужчины, похоже, занимались одним и тем же трудом: охотой, собирательством. Хотя к концу рассматриваемой эпохи, эпохи первобытного стада, естественное (по полу и возрасту) разделение труда все-таки наметилось. Межгрупповые взаимодействия, связи между отдельными стадами были крайне неустойчивыми и спорадическими. Оседлости, постоянных жилищ у стадно-первобытных людей не было, но стойбища, куда они периодически возвращались после «трудного дня» с добычей, богатой или бедной- как повезет, уже появились. Половые связи в первобытном стаде оставались непорядочными; никаких социальных норм (табу, запретов), их регулирующих, не было. Реальностью была первобытная общность женщин, групповой брак, что не исключало, впрочем, существования временных брачных пар.

На смену первобытному стаду приходит первобытная община. Временные стойбища уступают место боле или менее долговременным жилищам - первой, исходной форме оседлости. Появляются большие общинные дома или группы мелких жилищ. Едва наметившееся в первобытном стаде естественное разделение труда получает в первобытной общине свое дальнейшее развитие. Женщины начинают «специализироваться» на собирательстве съедобных дикорастущих растений, корней, плодов деревьев, мужчины - на охоте, рыбной ловле, изготовлении орудий. Свой вклад в общее дело вносили подростки и пожилые. Высказывается предположение, что характерные для рассматриваемого периода скребла и остроконечники были соответственно женскими и мужскими орудиями труда. По мере усложнения хозяйственной жизни разделение труда по полу и возрасту становится более дробным и глубоким.

Основная ячейка первобытной общины - род. На роды распалось, развившись и тем исторически исчерпав себя, первобытное стадо. Род - это коллектив кровных родственников, по-другому, группа людей, объединенных кровнородственными связями и зависимости. В своем развитии род прошел две последовательных стадии - матриархат и патриархат (к ближе к концу рассматриваемой эпохе). При матриархате счет родства велся по материнской линии, что отражало важную роль женщины в жизни общины и естественную в начале этой стадии неупорядоченность (не ясно, кто отец) брачных половых отношений. Впрочем, значение имел, видимо, не сам факт рождения определенной матерью, сколько узы сотрудничества, закономерно связывавшие живущих рядом людей, их совместная деятельность. Не случайно ребенок в некоторых примитивных культурах и сегодня не считается членом рода, пока не пройдет определенного обряда (инициации), доказывающего, что он может приносить сородичам ту же пользу, что и взрослые. В отличие от первобытного стада, которое было эндогамным (endon - внутри, gamos - брак), род - общность - экзогамная. Экзогамия, т.е. запрет браков внутри рода, стала важным этапом в развитии первобытной общины. Кровосмешение тормозило развитие физической природы человека, было причиной ссор, ревности и других столь же бурных страстей, отвлекавших от хозяйственных дел и совершенствования культуры совместного бытия. Экзогамия в перспективе обусловило возникновение парной семьи.

Экзогамия, а также очевидные преимущества более широких объединений в условиях непрекращающейся борьбы за выживание - эти и подобные им факторы толкали на установление и развитие межродовых связей. Так появились племена. Племя имело свою довольно обширную территорию, на которой оно жило, охотилось, кочевало и которую оно защищало от посягательств со стороны соседних племен.

Становление первобытной общины имело одной из своих «линий» возникновение первых религиозных верований, которые, как правило, связывались с погребальным обрядом, культом мертвых (предков). Покойников начали хоронить в специально вырытых углублениях, в могилу нередко клали орудия труда, другие погребальные приношения. По мере развития первобытной общины обогащались и ее религиозная жизнь - за счет анимизма (представлений об одушевленности всего существующего), тотемизма (веры в сверхъестественную связь и кровную близость рода с каким-нибудь животным или растением) и магии (веры в способность с помощью определенных ритуальных действий влиять в нужном направлении на природу, людей и животных). В дальнейшем, на более «продвинутом», как теперь, выражаются, этапе развития появляется идея Творца, от которого зависит жизнь и благополучие общины.

На первых порах всего добываемого родом едва хватало на то, чтобы прокормиться, выжить. Однако с развитием производительных сил, одомашниванием растений и животных, в особенности же с переходом от мотыжного к плужному земледелию, появляется прибавочный продукт, который создает экономическую возможность для появления таких свободных от основного занятий «профессий», как шаманство, торговля, ремесло, для существования одних людей за счет труда других, для накопления богатства в руках отдельных семей. Плужное земледелие и скотоводство требует в основном мужских рук. Женщина с ее домашним хозяйством (собирательством, поддержанием домашнего очага, воспитание детей) начинает отходить на второй план. Все это приводит к замене материнского рода отцовским, матриархата - патриархатом. Счет родства, равно как и передачу накопленного имущества начинают вести по отцовской линии.

Появление патриархата знаменует собой начало разложения первобытной общины и исторической замены ее собственно обществом, без добавки «первобытное». Первобытным обществом являются как раз стадо и община. Но поскольку все же речь идет об очень далеких от нас временах, то о характерном для них обществе можно сказать, что оно - древнее.

С переходом от общины к обществу начинают набирать стабилизирующую силу все те признаки, которыми обладает понятие «общество». Общество - это исторически сложившаяся, развивающаяся, сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей. В более узком смысле под обществом понимают также самую большую группу людей, в рамках которой осуществляется их жизнеобеспечение и воспроизводство.

Что касается данного этапа, перехода от общины к обществу, то в нем можно выделить два процесса. Первый - окончательной утверждение и последующее углубление общественного разделения труда, т.е. дифференциация (разделение) совместной деятельности на отдельные, относительно самостоятельные занятия в соответствии с общественными потребностями, способностями, навыками и умениями людей. Второй - институционализация, т.е. организационное закрепление, объективизация и формализация традиционных норм, ценностей и верований людей. Институализированная религия - это жрецы, «расписанные» правила поведения, храмы и прочая внешним образом выраженная сакральность.

Переход от общины к обществу - длительный процесс. И более сложный, чем просто смена одной исторической формы человеческой жизнедеятельности другой. Община перестает существовать как форма общественного устройства, но община сохраняется в обществе, в укладе жизни людей, официально - как граждан, слабо связанных в масштабе страны, но тесно сплоченных в тех или иных группах (кастах, кланах). Община сохраняется также как пережиток - в сознании, менталитете людей.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином