Корабль адмиралтейства. Краткая история Адмиралтейства. Первое Адмиралтейство. Основание Главного Адмиралтейства

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Адмиралтейство

Адмиралте́йство (зда́ние Гла́вного Адмиралте́йства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I.

Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:

Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен

Походный журнал Петра I

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.

В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и экспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками. К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

Архитектура

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского:

На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

Здание 1738 года

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Великой Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

По словам министра обороны Анатолия Сердюкова (сентябрь 2010), переезд Главного штаба ВМФ и основных структур в Петербург начнется после окончания ремонта в Адмиралтействе. В 2009 году оттуда выехало Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы. Вместе с тем глава Минобороны отметил, что командный пункт управления переноситься в ближайшие год-два все же не будет.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Здание Адмиралтейства является одним из лучших архитектурных памятников Петербурга. Кораблик на шпиле Адмиралтейства широко известен как один из символов города на Неве. Само слово «адмиралтейство» означает место строительства и ремонта военных судов. Первая верфь в Петербурге построили уже в июне 1703 года на месте будущего Кронверка Петропавловской крепости. Однако городу требовалась большая адмиралтейская верфь. По распоряжению Петра I новая верфь должна была быть построена на острове между Невой и рекой Мья (ныне река Мойка). Этот остров стал именоваться Адмиралтейским.

5 ноября 1704 года была заложена верфь-крепость, построенная по генеральному плану-чертежу, собственноручно выполненному Петром I. Адмиралтейская верфь, построенная по плану буквой «П», имела примерно 425 метров в длину и 213 в ширину. В самой глубине двора располагалась «государева контора» - Адмиралтейский дом, от которого тянулись одноэтажные деревянные боковые корпуса. В 1711 году в центре главного фасада построили башню со шпилем, в которой спустя семь лет разместилась Адмиратейств-коллегия – высший орган управления флотом. Во внутреннем дворе Адмиралтейства располагались эллинги – помещения или помосты, где строились или ремонтировались корабли. Здесь так же находилась камора, в которой работали корабельные архитекторы и чертежники.

Поскольку Петербург в то время жил под постоянной угрозой нападения шведов, вокруг Адмиралтейства построили крепостную стену с пятью земляными бастионами и глубоким сухим рвом, на дне которого стояли ряды заостренных кольев. По периметру верфи-крепости прорыли от Невы два канала – внутренний и внешний. Через год строительство Адмиралтейства было почти закончено. Чтобы образовалось свободное пространство для обстрела из крепостных орудий, до реки Мойки (Мьи) был вырублен лес. Вскоре это место стало называться Адмиралтейским лугом. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло в общей сложности 262 военных корабля. При этом каждая закладка или спуск корабля на воду сопровождались залпами салюта, пушечными выстрелами, криками «ура» и всеобщим праздником.

От Адмиралтейской верфи до Новой Голландии в 1717 году прорыли Адмиралтейский канал, по которому к верфи доставлялся лес для постройки кораблей. На острове Новая Голландия, образованном рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами, размещались склады, специально устроенные в стороне от верфи, чтобы избежать пожаров. К 1727 году здание Адмиралтейства сильно обветшало, и его решили перестроить в камне. По проекту архитектора И.К. Коробова здание было украшено стройной башней, увенчанной красивым шпилем. Коробов заново создал весь комплекс Адмиралтейства, сохранив архитектурный силуэт здания петровского времени.

В начале XIX века, когда менялся облик Петербурга, здание Адмиралтейства, на фоне Зимнего дворца с одной стороны, и Медного всадника с другой, стало выглядеть достаточно скромно. Работы по перестройке здания поручили выдающемуся архитектору А.Д. Захарову. Строительство велось с 1806 по 1823 года. Третье по счету, современное нам, здание Адмиралтейства состоит из двух П-образных корпусов – внешнего и внутреннего. Центральный фасад здания, протяженностью более четырехсот метров, украшен шестью многоколонными портиками. В центре фасада располагается многоярусная башня с въездной аркой, украшена колоннадой и увенчанная куполом со шпилем.

Здание, выполненное Захаровым в стиле русского классицизма, стало выглядеть гораздо более торжественно. Адмиралтейство стало трехэтажным, здание украшают 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений. Над въездной аркой центральной башни Адмиралтейства располагаются две летящие славы со склоненными знаменами. Выше них – горельеф «Заведение флота в России». Еще выше, на парапете башни, находятся изваяния древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. В сторону Зимнего дворца обращены четыре статуи, олицетворяющие главные направления ветра (северный – Борей, западный – Нодир, южный – Зефир, восточный – Нот), и изображения двух богинь – Изиды и Урании (покровительниц кораблестроения и астрономии). Их двойники также смотрят и в сторону Медного всадника. Центральная башня Адмиралтейства увенчана позолоченным куполом с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра.

Вся история Адмиралтейства неразрывно связана с флотом. В разное время в нем располагались различные морские и учебные учреждения: Адмиралтейств-коллегия, Морское министерство, Училище корабельной архитектуры, Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского.

Скульптура Адмиралтейства

Идете ли вы берегом Невы, огибаете ли Дворцовую площадь, остановились ли зачарованные перед бессмертным "Медным всадником", ваш взгляд невольно задержится на здании Адмиралтейства. Своеобразное здание-ансамбль раскинулось на обширном участке между Невой и Адмиралтейским проспектом, площадями Дворцовой и Декабристов. Его башня с золоченым шпилем замыкает перспективы трех расходящихся лучами улиц - Невского проспекта, улицы Дзержинского и проспекта Майорова.

Трижды перестраивалось Адмиралтейство, и, словно эстафету, на протяжении XVIII -начала XIX века передавали архитекторы лучшие замыслы планировки и композиции здания. Петровское Адмиралтейство, задуманное как судостроительная верфь и крепость, было заложено 5 ноября 1704 года; это были небольшие мазанковые здания, деревянные постройки, расположенные на участке буквой "П". Первоначальный замысел композиции здания был использован И. Коробовым при строительстве каменного Адмиралтейства в 30-х годах XVIII века. Коробовым была возведена и каменная башня на месте деревянной; изображение легкого парусного кораблика завершило шпиль. Третье Адмиралтейство, созданное силами и талантом мастеров под руководством автора проекта А. Д. Захарова, превратилось в непревзойденный памятник русского искусства и славы отечественного флота.

25 мая 1805 года Захаров, уже тогда академик архитектуры и преподаватель Академии художеств, был назначен "Главных Адмиралтейств Архитектором". Он сочетал в себе качества превосходного художника и способного практика-строителя.

Адмиралтейство. Главный фасад

Строительство намечалось провести в три года, однако работы затянулись: прерванные в годы Отечественной войны с Наполеоном, они продолжались в общей сложности 17 лет, до 1823 года. Преждевременная смерть в августе 1811 года не дала возможности Захарову увидеть свои замыслы осуществленными.

Незадолго до смерти Захаровым были выполнены рисунки статуй и барельефов, предназначавшихся для украшения здания, и составлен подробный тематический план скульптурных групп. По поводу исполнения их в натуре Захаров писал: "Украшения на фасаде должны быть сделаны изящнейшие и самыми опытными мастерами".

Исполнить скульптуру для здания Адмиралтейства стремились многие мастера, в том числе и иностранные. Однако выбор пал на питомцев Академии художеств - Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова и А. А. Анисимова. К работе был привлечен и молодой скульптор И. И. Теребенев, который писал о своем большом желании участвовать в оформлении здания Адмиралтейства: "Привилегии Академические и звание Россиянин дает мне право преимущественное перед иностранцами..." Так после смерти Захарова сложился творческий союз русских скульпторов, призванных претворить в жизнь замыслы автора замечательного проекта.

Россия, в борьбе завоевавшая честь называться крупнейшей морской державой, - эта идея раскрывается в разнообразной скульптуре Адмиралтейства.

Центральный куб здания, завершенный шпилем, оформляет широкая полоса барельефа "Заведение флота в России". Он выполнен Теребеневым. В центре - Петр I, которому бог морей Нептун вручает свой трезубец в знак власти над морем. Справа женщина под лавровым деревом с короной на голове. Это - Россия; в правой ее руке палица Геркулеса - символ могущества, в левой - рог изобилия, к которому бог торговли и навигации Меркурий прикасается своим жезлом.

Вулкан повергает к ее ногам оружие, богиня мудрости Минерва обратила к ней свой взор. Здесь же, слева и справа морские божества, трубящие славу; на фоне крепости идет строительство кораблей. Триумф России, получившей власть над морем, - вот содержание этого барельефа.

Над аркой главного входа парят гении Победы со знаменами в руках. Они также созданы Теребеневым.

Адмиралтейство. Основание башни

Многие скульптурные работы исполнены Щедриным, старейшим мастером, с 1818 года ставшим ректором Академии художеств. Его резцу принадлежат две скульптурные группы "Морских нимф, несущих земную сферу". Они стоят на высоких пьедесталах по сторонам арки, словно напоминая о древнем предании, по которому земля якобы покоится на трех точках опоры. Легко и свободно несут они огромные сферы. Их спокойные, величавые фигуры в одеждах, ниспадающих мягкими складками, контрастно выделяются на гладком фоне стены. Четыре полководца и героя древности, помещенные по углам нижнего куба башни, - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский - в глубокой задумчивости устремили свой взгляд на раскрывающийся перед ними город. Их силуэты, отчетливо вырисовываясь издали, придают плавность переходу от нижнего куба здания к его второму ярусу.

Адмиралтейство. Деталь башни

Над колоннадой верхнего куба башни двадцать восемь парных статуй, олицетворяющих четыре стихии- Огонь, Воду, Воздух, Землю; четыре времени года - Весну, Лето, Осень, Зиму; четыре ветра - Южный, Северный, Восточный, Западный. Здесь же - богиня астрономии Урания и Изида Египетская, которая, по древнему преданию, положила начало строительству кораблей и отправилась на них в плавание на поиски своего мужа. Скульптуры, посвященные Огню, Лету и Воздуху, были исполнены Пименовым, остальные выполнил Щедрин.

Уже через пятьдесят лет после создания статуи над колоннадой потребовали реставрации и их заменили новыми - медными, выполненными по старым эскизам.

Барельеф "Заведение флота в России". Деталь

Стройный силуэт башни Адмиралтейства виден издалека; приближаясь к зданию, вы замечаете, как все более рельефно выделяется на его фоне многочисленная скульптура, разнообразная по характеру и тематике. И, наконец, подлинная скульптурная симфония, торжественная и величественная, начинает звучать у входа в здание.

Двести сорок замковых камней над окнами первого и второго этажей оформлены масками, олицетворяющими владык моря Нептуна и Амфитриту, морских божеств - Тритона и Нереиду. Эти маски приписывают Щедрину, но различный характер выполнения наводит на мысль о двух мастерах, трудившихся над ними.

Фронтоны четырех портиков, обращенные к саду имени М. Горького, к площадям Декабристов и Дворцовой, также оформлены барельефами. Сюжеты их еще раз подчеркивают значение здания как памятника морской славы и могущества России.

"Нимфы, несущие земную сферу"

"Фемида, награждающая за воинские и морские подвиги" - барельеф на фронтоне портика, слева от башни. Богиня в присутствии бога морей Нептуна венчает лаврами победителей. На втором барельефе, справа от башни, "Венчание трудов художника", где с венком из лавра в руках на троне восседает богиня мудрости Минерва, а к ней за наградой подходят мастера различных ремесел. Два других барельефа - "Слава, венчающая науки" и "Слава, венчающая подвиги" - расположены на фронтонах портиков, обращенных в сторону площадей - Дворцовой и Декабристов. Все барельефы здания были выполнены Теребеневым.

"Вода" и "Земля". Статуи на башне Адмиралтейства

Скульптура двух павильонов, выходящих на набережную Невы, дополняет декоративное убранство Адмиралтейства. Фигуры со скрещенными знаменами над проездами, выполненные Теребеневым, перекликаются с подобными барельефами над главной аркой. Завершены павильоны изображениями трех перевившихся дельфинов, поддерживающих флагштоки. Они были созданы скульптором П. Соколовым сначала из луженого железа, а при реставрации здания в 1935 году восстановлены в оцинкованном железе.

"Фемида, награждающая за воинские и морские подвиги". Адмиралтейство. Деталь левого южного портика

О первоначальном скульптурном убранстве Адмиралтейства (за исключением скульптуры, оформляющей башню) ныне судить довольно трудно, ибо большая часть не сохранилась. Выполненные Пименовым, Демутом-Малиновским и Анисимовым аллегорические изображения рек - Невы, Днепра, Енисея, Лены, Волги, Дона, помещенные на постаментах у портиков, фигуры стран света - Азии, Африки, Америки, Европы - у невских павильонов, изображения двенадцати месяцев года, размещенные на четырех фронтонах, были уничтожены в 1860 году. Поводом для этого послужило расположение в Адмиралтействе Собора и настойчивые требования духовенства, поддержанные царем, о снятии статуй, принадлежащих "к языческой мифологии".

Однако та скульптура, которая сохранилась, обладает удивительным композиционным и тематическим единством и при этом мастерски исполнена. Она великолепно дополняет замечательный памятник русского зодчества.

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Адмиралтейство (здание Главного Адмиралтейства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I. Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:
Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен.

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок, и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.


В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и эспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками.


Адмиралтейство на гравюре 1716 года

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.


Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из символов Санкт-Петербурга

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского (запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года):
На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта
.

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.


Башня адмиралтейства. Архит. И. Коробов. 1730-е гг. Реконструкция

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Адмиралтейство на картине Б. Патерсена. 1803 год

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.


Адмиралтейство в 1810-х, с литографии Барта

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад).


Александровский сад и Адмиралтейство

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.


Адмиралтейство (внутри)

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота после окончания ремонта в Адмиралтействе.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Узнайте еще больше про Санкт-Петербург:

Выбором места и составлением проекта Адмиралтейства занимался сам Петр, обладавший глубокими профессиональными знаниями в области кораблестроения и фортификации. План Адмиралтейства был решен в виде гигантской буквы «П», раскрытой к северу в сторону Невы. В середине южной линии корпусов намечалось возвести башню с главными воротами.
Появление летом 1705 года шведских отрядов на берегах Невы заставило превратить верфь во вторую надежную крепость молодого города. Ее обнесли земляными укреплениями с четырьмя бастионами и окружили рвом с водой. Большой прямоугольный внутренний двор занимали стапели, на которых спешно строили корабли балтийского флота. Хотя возведение адмиралтейских корпусов только разворачивалось, к осени 1705 года над воротами уже возвышалась деревянная башня, увенчанная шпилем.
Строительством крепости-верфи завершилось создание системы фортификационных сооружений на Неве. Теперь с востока вход в нее охранял Шлиссельбург. Путь с моря контролировал Кроншлот, а главный фарватер в дельте реки был под прикрытием артиллерии Санкт-Петербургской и адмиралтейской крепостей.
Естественно, что осуществить столь грандиозное для того времени строительство за два года можно было, только используя колоссальное количество рабочих рук. Начиная с 1704 года ежегодно на берега Невы со всех концов России сгоняли до сорока тысяч работных людей. Сюда же начали переселять мастеровых, ремесленников, купцов. По давно сложившейся традиции жили они слободами, которые создавались по сословному, производственному или национальному признаку. Так начала складываться городская застройка.
Интенсивные строительные работы велись на территории Адмиралтейства и в 20-х, 30-х годах XVIII века. В 1728 году эти работы возглавил Коробов, обучавшийся в Голландии и Бельгии. На его долю выпало возведение последних каменных Адмиралтейских «магазинов», законченных в 1732 году. Длинные корпуса Адмиралтейства, как и другие постройки города сугубо утилитарного назначения, были решены в простых формах. По проекту Коробова создавалась и новая башня, которая выделила главный вход верфи. Зодчий учел большое градостроительное значение этого сооружения, которым замыкались перспективы трех сходящихся к нему основных магистралей города. Использовав типичную для русского зодчества предшествующей поры ярусную композицию, он завершил ее шпилем с флюгером в виде золоченого кораблика. Каждый из трех ярусов был декорирован пилястрами, нижний - тосканского ордера, средний - ионического, верхний - коринфского. Стремительно взлетающая ввысь башня Адмиралтейства являлась одним из лучших украшений Петербурга XVIII столетия, а ее легкий золоченый шпиль стал символом города.
Необходимость реконструкции Адмиралтейства в первой трети XIX века определялось прежде всего возросшим градостроительным значением этого здания, расположенного в самом центре столицы по соседству с императорским дворцом. Задача перестройки верфи была поставлена перед Андреяном Дмитриевичем Захаровым, назначенным летом 1805 года на должность «Главных Адмиралтейств архитектора». Этот выбор не был случайным: в начале XIX века Захаров, который вместе с Воронихиным и Томоном возглавлял архитектурный класс Академии художеств, пользовался репутацией не только великолепного мастера композиции, но и замечательного градостроителя, тонко чувствующего «душу» города.
Первоначально предполагалось лишь изменить фасады Адмиралтейства, уже перестраивавшегося в 1730-х годах И. К. Коробовым. Однако Захаров, разрабатывая свой проект, наметил, по существу, полную реконструкцию всех адмиралтейских корпусов, предусмотрев их надстройку и перепланировку внутренних помещений. Общий П-образный план сооружения, отражающий его двойное назначение - как производственного и административного здания,- сохранен.
Мастерские, склады и другие помещения, связанные с производственным процессом, находились в корпусах, образующих внутренний периметр П-образной композиции. Внешние корпуса после перестройки предназначались для учреждений морского ведомства - Адмиралтейского департамента, библиотеки, музея. Своими новыми парадными фасадами эти корпуса обращались к городу. Обе группы адмиралтейских зданий разделялись каналом, выходившим к Неве через арки павильонов, построенных, согласно проекту Захарова, на набережной. Центральной частью всего сооружения оставалась надвратная башня, увенчанная шпилем.
В мае 1806 года проект Захарова был утвержден, и сразу же после этого началась перестройка восточного корпуса Адмиралтейства, ближайшего к Зимнему дворцу. Летом 1811 года отделка этой части здания была закончена. А всего лишь за три дня до завершения штукатурных работ Захарова не стало; зодчий так и не увидел свое произведение полностью осуществленным.
Реконструкция Адмиралтейства, приостановившаяся во время Отечественной войны, была продолжена помощниками Захарова - архитекторами А. Г. Бежановым, Д. М. Калашниковым и И. Г. Гомзиным. Основные работы закончились в 1819 году. Еще четыре года потребовалось на отделку корпусов. К этому времени были засыпаны каналы и снесены крепостные валы, в результате чего бывший Адмиралтейский луг слился с соседними площадями - Сенатской и Дворцовой - в единое огромное пространство.
Замысел Захарова, воплощенный с присущим ему размахом, вызвал искреннее восхищение современников. «Сие важное и полезное здание,- писал в 1825 году издатель „Отечественных записок" П. П. Свиньин, - принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества».
В архитектуре Адмиралтейства, занявшего центральное положение в системе приневских ансамблей, отразились все черты, характерные для русского классицизма эпохи расцвета: ясность, чистота формы и глубина идейно-художественного замысла.
Размеры Адмиралтейства велики: протяженность его главного фасада превосходит 400, а боковых - 170 метров. При таких размерах нелегко было избавиться от впечатления монотонности и однообразия архитектуры, которое производили длинные низкие корпуса Адмиралтейства до его перестройки. Но Захаров мастерски избежал этой опасности, проявив удивительную строгость в отборе композиционных средств. Проектируя фасады Адмиралтейства, зодчий использовал, по существу, лишь три «элементарные» формы. Это - прорезанный аркой кубический объем, колонный портик и стена с рядами окон. Комбинируя эти формы и внося в построение каждой из них те или иные нюансы, Захаров придал облику здания необходимое разнообразие, сохранив в то же время предельную четкость и целостность его пространственной структуры.
Ясно читается центр сооружения - башня со шпилем, которая стала самой характерной деталью Адмиралтейства еще с петровских времен. Захаров бережно отнесся к произведению своего предшественника: сохранив построенную Коробовым башню, он заключил ее в футляр новых стен, создав эффектную трехъярусную композицию. Первый ярус башни Адмиралтейства трактован как тяжелое и устойчивое основание, в массиве которого прорезана арка - центральный въезд на территорию верфи. Второй ярус кажется значительно более легким благодаря ионической колоннаде, несущей антаблемент со скульптурами. Над колоннадой возвышаются стены и купол третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.
Башне подчинены симметричные крылья, каждое из которых подразделяется на несколько звеньев, связанных друг с другом в неразрывное целое. Фасады корпусов, примыкающих к башне, решены наиболее просто. Большие прямоугольные окна второго этажа, заключенные в рустованные наличники, создают четкий, мерный ритм, укрупняющий масштаб невысокого здания. Значительно сложнее пластика боковых частей главного фасада, где размещены многоколонные портики. Сгруппированные по три, они, как и весь фасад в целом образуют традиционные для классицизма трехчастные композиции. Центр каждой из них отмечен сильно выдвинутым вперед мощным портиком из двенадцати колонн, поддерживающих высокий треугольный фронтон. Боковые шестиколонные портики завершают архитравные перекрытия. Аналогично построены и боковые фасады Адмиралтейства. Но длина стен между портиками здесь больше, чем на главном фасаде. Это различие подчеркнуто более широким шагом окон - таким же, как на фасаде корпусов, примыкающих к башне.
Еще одну вариацию тех же «элементарных» форм мы встречаем в композиции павильонов Адмиралтейства, расположенных на набережной Невы. Их кубические объемы с аркой в центре фланкируют шестиколонные портики. На крышах павильонов установлены высокие флагштоки, основания которых выполнены в виде скульптурных изображений дельфинов.
Вариациями немногочисленных форм Захаров добился ощущения богатства, полифоничности архитектуры Адмиралтейства: как в сложном музыкальном произведении, здесь господствует главная тема, на которую накладываются развивающие ее второстепенные. Необходимое единство при этом обеспечивается той ритмической дисциплиной, которая свойственна ордерным построениям.
Захаров применил в Адмиралтействе дорический ордер (в его «римском» варианте), тем самым утяжелив пропорции здания. Мощь ордерных форм подчеркнута особыми средствами: портики поставлены на низкие пьедесталы, кажущиеся придавленными грузными колоннадами; трактованы эти пьедесталы как сплошные монолиты, и количество проемов в них невелико; крайние колонны портиков попарно объединены глухими участками стен, что зрительно еще больше утяжеляет колоннады.
Общее впечатление суровой мужественности архитектурных форм смягчается благодаря широкому использованию скульптуры и декоративной лепнины. Нигде не перегружая архитектурную композицию, декоративные элементы вносят в нее те нюансы, без которых она казалась бы и беднее, и однообразнее. Таковы, например, выделяющиеся на фоне стен рельефные вставки между крайними колоннами портиков, венки с гирляндами на аттиках невских павильонов, маски над окнами. В прошлом пластическое убранство фасадов Адмиралтейства дополняли длинные фризы, размещенные в верхней части стен справа и слева от башни и между портиками боковых фасадов. Сейчас на месте этих фризов находятся небольшие квадратные окна третьего зтажа, проделанные в 1830-х годах в нарушение первоначального замысла зодчего.
Существенный ущерб в середине прошлого столетия был нанесен и круглой скульптуре Адмиралтейства, органически включенной в композицию здания. Раньше на пьедесталах перед двенадцатиколонными портиками и у арок невских павильонов располагались аллегорические скульптурные группы. Они были убраны по требованию церковного начальства как несовместимые с канонами православия, когда в одном из корпусов Адмиралтейства устроили церковь. Места скульптур позднее заняли символы флота и моря - огромные якоря парусных судов, пушки, снаряды, якорные цепи.
Но многие скульптурные композиции Адмиралтейства сохранились. Над их созданием работали в свое время крупнейшие русские ваятели. Подчиняясь общему замыслу зодчего, они не только добились единства в трактовке скульптурных и архитектурных форм, но и способствовали более полному раскрытию идейно-художественного значения здания.
Прославление морского могущества России - вот главная тема скульптурного убранства Адмиралтейства. Оно сосредоточено на центральной башне. Среди скульптурных произведений особенно выделяется рельеф «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева, размещенный на аттике кубического основания башни. Здесь изображены Петр Великий и бог морей Нептун, передающий императору свой трезубец - символ власти над морем. Рядом с Петром - аллегорическая фигура России в виде молодой женщины, сидящей под лавровым деревом с рогом изобилия и палицей в руках. Россию славят Минерва, Вулкан и Меркурий; крылатая Слава с развевающимся флагом летит над океаном, волны которого бороздят русские корабли. Композиция построена динамично, но расположение фигур подчинено определенному ритму, что сообщает рельефу необходимую архитектоничность.
Триумфальную тему подхватывают барельефные изображения двух крылатых гениев Славы со скрещенными знаменами над аркой главного входа. Эти барельефы также исполнены по моделям И. И. Теребенева.
По обеим сторонам арки на высоких пьедесталах установлены скульптурные группы, изображающие нимф, поддерживающих земную и небесную сферы. Они высечены из пудостского камня по моделям Ф. Ф. Щедрина. Ваятель передал ощущение размеренного, неторопливого движения величавых женских фигур. Почти без всякого напряжения, легко и свободно несут они гигантские сферы. Эти огромные шары придают обеим группам компактность и монолитность, благодаря чему скульптура хорошо согласуется с монументальными архитектурными формами.
Нетрудно заметить определенную закономерность в пластической трактовке произведений скульптуры, включенных в композицию нижней части адмиралтейской башни: объемность скульптурных изображений уменьшается снизу вверх. Так, группы нимф у подножия башни - это круглые скульптуры, отделенные от стены; гении Славы над аркой даны в высоком рельефе, их сочная пластика контрастно противопоставлена фасадной поверхности; фриз аттика тоже исполнен в технике рельефа, но несколько заглублен в стену, отчего контраст здесь смягчен. Тем самым подчеркивается постепенное «облегчение» архитектурной композиции кверху, столь последовательно выражаемое построением объемов самой башни.
Круглая скульптура использована также в верхних ярусах башни Адмиралтейства. Но она выполняет особую композиционную роль: статуи, поставленные у подножия второго яруса и над колоннами его периптера, помогают лучше связать друг с другом отдельные части сооружения, подчеркнуть динамику их взаимодействия. Наиболее выразительны среди них четыре фигуры - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский, созданные Ф. Ф. Щедриным. Величественные и спокойные, они символизируют уверенность и силу.
Многофигурные рельефы, созданные И. И. Теребеневым, заполняют тимпаны четырех фронтонов на фасадах Адмиралтейства. Все они представляют собой аллегории, насыщенные героическим, патриотическим содержанием. Их отличают красота и совершенство классической формы, строгость ритма, словно подхватывающего ритмическую тему колоннад. На левом фронтоне главного, южного фасада Адмиралтейства помещена композиция «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги». Правый фронтон заполнен барельефом «Фемида, венчающая труды художников». Под «художниками» скульптор разумел в данном случае вообще мастеров своего дела, о чем говорят включенные в композицию атрибуты труда - ткацкий станок и горн, борона и грабли. Аналогичным темам посвящены рельефы на фронтонах западного и восточного фасадов - «Гении Славы, венчающие военные подвиги» и «Гении Славы, венчающие науки».
Богатством декоративной отделки отмечены и интерьеры Адмиралтейства, сохранившиеся от эпохи классицизма. Из них наибольший интерес представляет главный вестибюль, расположенный в правом крыле здания. Особую торжественность придает ему коринфская колоннада, приподнятая на массивной аркаде. К колоннаде поднимается широкая трехмаршевая лестница; у входа на нее помещены фигуры Афины и Геракла, исполненные И. И. Теребеневым.
Исключительно велико, как отмечалось ранее, градостроительное значение Адмиралтейства. В результате перестройки по проекту А. Д. Захарова градоформирующие качества Адмиралтейства были немного усилены. Силуэт башни за счет более отчетливого выделения ярусов значительно активнее вписался в перспективы трех главных лучевых магистралей города. Невские павильоны благодаря компактности объемов, внушительным пропорциям и выразительной пластике фасадов оказались способными играть роль весьма заметных ориентиров в панораме набережных реки. Но особенно ответственное градостроительное значение приобрели протяженные фасады П-образных адмиралтейских корпусов. Четким, хотя и сложным ритмом своих членений они организовали пространство трех площадей, слившихся в одну грандиозную анфиладу. В этом ансамбле, не имеющем себе равных в практике мирового градостроительства, ярче всего проявилась способность мастеров русского классицизма решать пространственные задачи, беспрецедентные по размаху и величию.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином