Как клеить лепнину из гипса. Как выполнить монтаж лепнины из гипса. Особенности прокрашивания и другие виды отделки лепнины

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

При монтаже гипсовой лепнины необходимо соблюдать ряд правил, рекомендаций, тогда она прослужит Вам долгие годы. В первую очередь стоит отметить, что не допускается производить очистку лепных деталей от старых набелов при помощи металлического инструмента, нельзя устанавливать лепнину из гипса в помещениях с влажностью более 60% (что касается наружных работ, то в этом случае гипсовая лепнина должна быть обработана специальными водостойкими покрытиями для защиты от атмосферных осадков - олифа, парафин и другие). Также нельзя крепить лепнину мастикой, которая в своем составе содержит гипс, к бетонным поверхностям, а также оштукатуренным цементным раствором.

Итак, приступим к работе. Приниматься за монтаж лепных изделий необходимо только после окончания основных работ, так как производство других строительных или специальных работ может привести к порче лепных изделий из гипса.

Неприемлемо наличие на поверхности лепных элементов всяких разломов или трещин. Если таковые имеются, это нужно исправить и только потом приступать к монтажу (исправленные дефекты должны быть обработаны соответствующими защитными растворами).

Монтаж лепных изделий должен осуществляться на оштукатуренные поверхности, которые уже успели полностью затвердеть. Еще лучше снять слой штукатурки именно в том месте, где должны быть закреплены лепные элементы.

При установке лепных элементов не должно возникать заметных для глаза стыков, переломов и других подобных дефектов. Конечно, согласно СНиП 3.04.01-87 некоторое смещение все же допустимо. Так, допускаются отклонения в виде смещения осей отдельно стоящих деталей крупного размера от заданного положения на 10 миллиметров, а также от горизонтали и вертикали на 1 метр погонный изделий из гипса на 1 мм.

Если конструкция подразумевает наличие каких-либо металлических элементов, они должны быть предохранены от коррозии (оцинкованы).

При монтаже лепных изделий из гипса большого размера дополнительно для крепления необходимо использовать дюбеля и шурупы. В самом изделии просверливается отверстие, затем шуруп (в некоторых случаях) обматывается проволока покрытая нитролаком, чтобы избежать покрытия поверхности ржавчиной. Лепное изделие в местах под шурупы заполняется раствором и насаживается на шурупы (помимо основного слоя клеящего состава).

Клей для лепнины из гипса можно приготовить различными способами, например, смешать гипсовую смесь со столярным клеем. Клей можно приготовить так: 60 процентов клея ПВА + 40 процентов гипса с водой. Консистенцию нужно довести до состояния густой сметаны.

На сегодняшний день гипсовая лепнина стала доступной абсолютно для каждого, поэтому данный элемент декора гораздо чаще встречается в домах и квартирах простых россиян. Дизайнеры уверяют, что лепные украшения уместны . Рост популярности гипсового декора привело к тому, что люди стремятся установить лепные элементы, не прибегая к помощи профессионалов.



Как выполнить монтаж гипсовой лепнины самостоятельно?

Особенности монтажа гипсовой лепнины

Если вы решили самостоятельно выполнить монтаж , у вас под руками должны быть не только специальные инструменты, но и подробная пошаговая инструкция. Кроме этого, перед началом работ следует ознакомиться со всеми особенностями крепления декоративных элементов:

    Монтаж лепнины из гипса следует выполнять в помещении, которое находится на первой стадии ремонта. Работа с гипсом – это образование большого количества въедливой мелкой пыли, которая способна испортить уже начисто отремонтированные поверхности.

    Лепные украшения крепятся к уже выровненным и прошпатлеванным поверхностям без окончательной отделки.

    Элементы декора из гипса хорошо крепятся к бетонным, гипсокартонным и оштукатуренным стенам. Сложности возникнут при их монтаже на деревянные стены. Дело в том, что гипс и дерево отличаются коэефициентом расширения и после застывания элемент может повести или образоваться трещина.

    При установке лепнины на гипсокартонные стены их заведомо следует укрепить, так как декор немало весит.

    Легкие лепные элементы крепятся к стенам при помощи специальной смеси, приготовленной из воды, мягкого гипса и клея ПВА. Для крупных украшений используют оцинкованные шурупы.


Для крепления крупных элементов гипсовой лепнины к стене или потолку потребуются оцинкованные шурупы и шуруповерт

Монтаж гипсовой лепнины: пошаговая инструкция

Для установки украшений из гипса необходимо минимум два человека. Поверхность, куда будет крепиться элемент, требуется вычистить и высушить. Из инструментов мастеру понадобится:

    распиловочный ящик;

    ножовка с мелкими зубьями или небольшая пила;

  • кисточки (размер зависит от размера элемента);

  • клей ПВА;

    мелкозернистая шкурка.

Этапы монтажа:

    Подготовка элемента. Если присутствует выступающий угол с обратной стороны, его требуется срезать по всей длине элемента. Выполните ножовкой несколько насечек на обратной стороне лепнины. Ее требуется полностью покрыть клеевой смесью. Теперь оставьте украшение на ровной поверхности до высыхания.

    Нанесите отметки на поверхности, где будет расположен декор. Обратите внимание на наличие выступов на поверхности, если таковые имеются, их необходимо устранить.

    Клеевая смесь после высыхания образует прозрачную пленку сзади элемента. В пластмассовом ведре приготовьте раствор из гипса или фугенфюллера. Его густота должна быть средней. Налейте смесь на тыльную сторону элемента и установите его. Для удаления излишек клеевого раствора необходимо слегка подвигать декор со стороны в сторону. Держать гипсовое украшение требуется не менее 5 минут, чтобы раствор успел схватиться.

    Лишний раствор следует немедленно убрать с помощью ножа или шпателя, иначе он испортит все впечатление.

Как видите, монтаж гипсовой лепнины можно выполнить самостоятельно, но процесс этот весьма трудоемкий и грязный. В случае неудачи вы испортите и элемент декора, и поверхность, к которой он крепился. Наша рекомендация – обращайтесь к профессионалам!​



Для качественного монтажа лепнины из гипса необходимо прибегать к разметке

Оформление жилого или офисного пространства отражает стиль, вкус, характер хозяев. Разнообразие строительных и отделочных товаров позволяет воплотить любые задумки. Для этого необязательно использовать дорогостоящие материалы. С помощью доступного гипса украшают интерьеры от классики до хай-тека. Его пластичные качества используют для создания лаконичных линейных деталей и объемных замысловатых элементов. Каким бы ни был дизайн, важно правильно сделать монтаж лепного декора. О тонкостях этого процесса пойдет речь далее.

Общая информация

Гипс считается легким в обработке веществом. Он режется, крепится к вертикальной и горизонтальной плоскости. Это облегчает установочные мероприятия. Чтобы получить хороший результат, придерживаются условий:

  • Не допускать сквозняков;
  • Работы проводить в сухом помещении;
  • Соблюдать температурный режим (не ниже +18℃);
  • Обеспечить чистоту и ровность декорируемой поверхности.

Проведение операций в условиях повышенной влажности приведет к растрескиванию лепнины. С осторожностью применяют гипс в сырых комнатах с недостаточной вентиляцией. Это грозит развитием плесени, пожелтением. Чтобы этого избежать используют смеси со специальными добавками. Они защищают лепнину от воздействия влаги.

Преимущество работы с гипсом - пластичность. Пока украшение не полностью затвердело, его легко подогнать под необходимую форму, размер. Поэтому гипсовый лепной декор профессионалы советуют устанавливать через 2-3 дня после изготовления. Если начать раньше, то «сырое» изделие не достигнет нужной прочности и повредится. При проведении операций на 6-7 день после изготовления, раствор затвердеет и возникнут трудности с креплением, резкой и другими действиями.

Установка лепнины сопровождается большим количеством пыли и грязи. Ее проводят на первых стадиях ремонта.

Чтобы защитить пол от возможных падений конструкций, его накрывают строительной пленкой с подложкой.

Этапы работ

Монтаж лепнины заключается не только в фиксации. Проводятся подготовительные мероприятия и действия после установки. Последовательность будет такая:

  • Осматривается оформляемая зона;
  • Наносится разметка;
  • Обрабатываются места креплений;
  • Подготавливается лепной декор из гипса;
  • Приклеиваются элементы;
  • Затираются неровности, стыки;
  • Проводится финальная шлифовка.

Важное условие качественного монтажа - тщательная подготовка поверхностей. Их выравнивают, прошпаклюют, но не наносят финишный слой отделки.

Модули хорошо фиксируются на гипсокартонные, бетонные, оштукатуренные основания. Проблемы возникнут с деревянными покрытиями. Гипсокартонные стены и потолок необходимо предварительно усилить, чтобы они выдержали вес архитектурных форм.

Выровненные области обрабатывают грунтовкой для улучшения сцепления, предотвращения впитывания клея. С этой же целью готовые фигуры смачивают водой и делают насечки. После наносят клеевые смеси. Они разные в зависимости от веса, размера, состава изделия, вида поверхности. Деталь прикладывают к основе, слегка надавливают и притирают. Остатки клея снимают влажной губкой.



При монтаже массивных элементов обязательна дополнительная фиксация на шурупы, дюбеля или анкера. Они должны быть оцинкованными, чтобы не допустить ржавчины, которая проступит на конструкции.

Тонкости известны профессионалам, которые не первый год занимаются производством и монтажом гипсовых украшений. Можно смело довериться им и не переживать о качестве установки.

После того как архитектурный лепной декор будет зафиксирован, стыки, шляпки саморезов, крепежные отверстия шпаклюются. Делают это через 2-3 часа после основных работ. В помещениях с повышенной влажностью на детали дополнительно наносят водоотталкивающий раствор. Мероприятия по декорированию (покраска, патинирование, тонирование) осуществляются через сутки после финишной отделки.

Особенности монтажа колонн

Описанным выше способом устанавливают большинство видов лепнины (молдинги, карнизы, розетки). Процесс сборки колонн имеет отличия. Эти архитектурные формы состоят из двух полуколонн. Они монтируются вокруг установленного заранее деревянного каркаса. К нему сначала крепятся основания, затем устанавливаются полуколонны. Их предварительно фиксируют малярным скотчем. Венчает конструкцию эффектная капитель.

Все детали прикручивают к каркасу при помощи саморезов. Предварительно в них просверливают отверстия нужного размера. Важно, чтобы шляпки шурупов не выступали над поверхностью элемента, а утопали в нем. Затем производится заделка швов и стыков, шлифуются неровности.

В процессе монтажа допустимы трещинки, щели между элементами, следы от шурупов и другие незначительные дефекты. В дальнейшем мастер их зашпаклюет и выровняет. Конечное изделие - ровное однородно белого цвета.

Врезные розетки

Ажурные тонкие орнаменты на потолке выглядят эффектно и изящно. Кажется, что их кропотливо фиксировали по отдельности. На самом деле такой эффект создают врезные розетки. Они отличаются от накладных тем, что основание фигуры «утапливается» в потолке. А на поверхности остается только узор. Отличия есть и в установке конструкций.

Монтируют врезные розетки в потолки из гипсокартона шириной не менее 24 мм. Такая толщина необходима, чтобы углубить подложку фигуры и зафиксировать. На потолке снимается часть обшивки по размеру заготовки с припуском в 5-7 мм. Глубина должна быть такой, чтобы розетка с потолком находилась на одном уровне. Фиксируется гипсовое украшение на клеевую смесь и саморезы. Щели и выемки от шурупов замазывают шпаклевкой. Затем шлифуют и окрашивают. Это трудоемкий процесс, требует определенных навыков. Установку лучше доверить команде специалистов.



Лепнина станет центром интерьера дома, квартиры или офиса. Подчеркнет стиль и трансформирует пространство, придаст ему гармоничный вид. Важно выбрать качественную продукцию согласно концепции дизайн-проекта, а также обеспечить грамотный монтаж. На каждом этапе есть особенности и тонкости, о которых знают мастера с большим опытом. Гипсовый декор делается «на века», а правильная установка обеспечит неизменный вид, убережет от необходимости доработок.

Лепной декор – современный и востребованный вариант оформления стен и потолков, как для жилых домов, так и для муниципальных и общественных зданий. Гипсовая лепнина придает изюминку интерьеру любого помещения и на долгие годы сохраняет свой первозданный вид при условии правильной установки. Монтаж лепнины из гипса достаточно сложный процесс, требующий от строителя профессиональных знаний, навыков и опыта. Кроме того, установка лепных украшений требует от монтажника и гармоничного эстетического вкуса, поскольку практически все декоративные элементы гипсовой лепнины собираются из мелких частей непосредственно в процессе финальной стадии ремонта или строительства – отделочных работ. Лишь мелкие гипсовые элементы доставляются в декорируемое помещение в собранном виде, а процесс их монтажа заключается в посадке на клеевую основу или дюбели.

Следует отметить, что лепной декор не целесообразно монтировать в помещениях с повышенной влажностью и постоянно низкой температурой — как правило, ванные комнаты. Исключением являются большие ванные комнаты в домах элитного уровня, которые оборудованы мощной приточно-вытяжной системой вентилирования и кондиционирования воздуха. Неблагоприятные условия в помещении могут негативной сказаться на фактуре и качестве лепного декора, а в конечном итоге приведут к изменению цвета и растрескиванию гипсовой лепнины.

Технология монтажа лепного декора

Качественно проведенные работы по установке лепного декора в обязательном порядке требую предварительной подготовки поверхности стен и потолков к монтажу. Содержание подготовительных работ зависит от исходного состояния поверхности:

  • при небольших шероховатостях достаточно шлифовки наждачной бумагой;
  • крупные дефекты необходимо зашпатлевать, а после провести шлифовочные работы.

После выравнивания поверхность, на которую планируется монтировать гипсовую лепнину, обрабатывают грунтовочным раствором и дают высохнуть в течение 2-3 дней. Кроме того, установка лепного декора требует соблюдения ряда условий – доступные источники электричества в помещении, температура не менее 18 градусов тепла и подсобное помещение для монтажников. Завершение подготовительных работ позволяет приступать непосредственно к процессу монтажа лепнины из гипса. Технология установки лепного декора из гипса предполагает выполнение ряда последовательных действий:

  • Разметка . На основании проекта дизайна интерьера осуществляется разметка подготовленной к монтажу лепнины поверхности. Разметка необходима для того, чтобы в процессе монтажа образовывалось минимальное количество зазоров и расхождений.
  • Подготовка лепного декора к монтажу . Тыльную сторону изделия необходимо отшлифовать (можно наждачной бумагой). Кроме того, изделие из гипса должно быть немного влажным. Если декоративный элемент полностью высох, то его обязательно необходимо дополнительно увлажнить (для этого отлично подойдет пульверизатор). После увлажнения изделие становится хрупким, поэтому процесс монтажа должен быть максимально аккуратным, неспешным и бережным.
  • Дополнительный крепеж . Если декоративный элемент крупногабаритный или длинный, то в изделии просверливают отверстия для крепежа при помощи шурупов или дюбелей. Расстояние между отверстиями может составлять от 15 до 40 сантиметров (определяется длинной и весом изделия). Чтобы выдержать эстетику декора, крепежные элементы прячут под зенковками.
  • Разметка мет фиксации. На данном этапе производят обозначение на поверхности мест крепления лепных изделий в соответствии с просверленными в декоре отверстиями.
  • Подготовка мест крепления . В обозначенные на поверхности места крепления вкручивают дюбели.
  • Крепление. Лепной декор крепится на поверхности при помощи саморезов, шурупов, анкеров или клеевой основы. Вид крепления определятся весом и габаритами изделия. Мелкие декоративные элементы достаточно посадить на клей, а вот крупные изделия требуют более надежного и мощного крепления в виде оцинкованных дюбель-гвоздей или анкерных шурупов.
  • Заделка швов и стыков . Возможные щели, повреждения и стыки между элементами декоративной лепнины заделываются гипсовой смесью в течение 2 суток после окончания процесса монтажа.

Отдельного внимания заслуживает процесс установки гипсовых колонн. Для того чтобы установить колонну необходимо соединить ее половинки вокруг металлического прута, который зафиксирован в потолке и полу. Для скрепления половинок колонны используется малярный скотч. Далее полость колонны постепенно (по 15-20 сантиметров) заполняют гипсовым раствором и гипсовыми обломками. Процесс заполнения должен происходить медленно для того чтобы предотвратить появление трещин и расколов. Как и в предыдущем случае, финальной стадией процесса установки колонны является затирание швов, которую можно проводить только после полного высыхания смеси внутри колонны.

На первый взгляд в процессе установки лепнины из гипса нет ничего сложного, однако отсутствие монтажных навыков и незнание элементарных законов и правил декорирования интерьера может привести к плачевным результатам. Может быть не только испорчен приобретенный гипсовый материал, но и нарушена гармония дизайна внутреннего пространства. Сотрудники студии лепного декора Гессо Стар рады предложить Вам полный комплекс услуг по установке декоративных элементов из гипсовой лепнины.

В компании Гессо Стар работают профессионалы-монтажники с многолетним опытом работы, которые не только качественно и быстро установят лепной декор любых габаритов, но и позаботятся о гармонии в вашем интерьере – каждое изделие будет расположено на своем месте, чтобы подчеркнуть единство декора внутреннего пространства. Кроме того, в компании Гессо Стар Вы можете приобрести различные элементы лепного декора – от карнизов и розеток до колон и каминов. Создавайте комфортные и изысканные интерьеры для жизни, отдыха и работы вместе со специалистами студии гипсовой лепнины Гессо Стар!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии