Социализация младшего школьника в условиях школьного образования. Психологические особенности социализации младшего школьника. Рекомендованный список диссертаций

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сущность социализации

Определение 1

Социализация – это процесс включения человека в систему общественных взаимоотношений посредством усвоения социальных норм и ценностей, общественного опыта и правил поведения, культурных ценностей.

Социализация является процессом, охватывающим все сферы жизни, включая в себя:

  • Изучение и освоение человеком норм общества и его ценностей на протяжении всей жизни;
  • Формирование социально-культурного опыта человека;
  • Формирование личности, изучение социальных норм и ценностей, группы, общества в целом и их усвоение;
  • Введение человека в общественную жизнь, его самореализация, а также реализация накопленного опыта.

Принято выделять первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация происходит с рождения и завершается становлением взрослого человека, формированием личности. Вторичная социализация приходится на взрослый период развития личности и заключается в самореализации человека в семье, профессии и т.д., формировании собственной системы ценностей, накоплении самостоятельного опыта и его передаче последующему поколению.

Этапы социализации

В зависимости от возраста, принято выделять следующие этапы социализации :

  • детство;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

В детстве и юности закладываются основы общественных правил поведения, усваиваются ключевые социальные нормы и правила. Зрелость и старость характеризуются разрушением ранее усвоенных норм и формированием новых, а также их передачей.

Особенности социализации школьника

Определение 2

Социализация школьника – это усвоение школьником принятых в обществе норм и правил, ценностей для успешного включения в систему общественных отношений.

Социализация школьника может происходить стихийно через подражание и целенаправленно через обучение и воспитание. Стихийная социализация может нести негативные последствия, поэтому задача школы как агента социализации целенаправленной, уменьшить и нейтрализовать негативные влияния стихийной социализации.

Можно выделить следующие критерии успешно социализированного школьника:

  • школьник имеет собственную «картину мира», а также сформированные установки и ценности;
  • школьник адаптирован к окружающему миру;
  • школьник осознает себя как члена группы и сформировано чувство собственного «Я»;
  • школьник инициативен, отсутствуют комплексы, чувствует свою самостоятельность.

Подростковый возраст несет в себе множество особенностей, придающих процессу социализации школьника свою специфику.

Особенностью социализации школьника, которая приходится преимущественно на подростковый возраст, является наличие большого количества ситуаций, где перед подростком стоит задача социального выбора. В этот период школьник-подросток ищет психологическую поддержку в своем близком окружении, поэтому важно, чтобы такие агенты первичной социализации как семья, друзья, школа имели благоприятное воздействие.

Еще одной особенностью социализации школьника является широкое распространение и влияние сети Интернет и иных информационных сетей. Школьник получает возможность доступа к информации, будучи не готовым ее принять. Информационные сети становятся инструментом влияния на школьника в том числе и агентов социализации, несущих негативный опыт.

К числу особенностей социализации школьника можно отнести также особенности современного общества. В настоящее время в обществе нет единой системы ценностей, норм, правил, в связи с чем подросток сталкивается с многообразием этих самых норм, и вынужден осуществлять выбор тех норм, которые он будет соблюдать.

Особенности социализации школьников связаны также с психическими особенностями подросткового возраста. На период юности выпадает снижение остроты конфликтов, школьники имеют хорошее физическое и психологическое самочувствие, стремятся к общению, установлению контактов, становятся менее тревожны, у них повышается самооценка.

Замечание 1

Одновременно с этим следует отметить, что в подростковый период усиливается внимание школьника к своему внутреннему миру, в этот период ребенок погружен в себя.

При определенных обстоятельствах общения наблюдается ярко выраженная поло - ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно-ролевой негибкостью. Подростковый возраст зачастую сопровождается обостренным чувством одиночества. В процессе социализации школьник развивает мировоззрение, самосознание, отношение к действительности, характер, личностные и коммуникативные качества, психические процессы, накапливает социально-психологический опыт, приобретает самостоятельность, уверенности в себе, устойчивость к стрессам и т.п.

Замечание 2

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что группа в наибольшей степени оказывает влияние на установление социальных отношений между своими участниками, формирует для членов группы возможности для развития личности и эффективной совместной деятельности, является средством успешной социальной адаптации школьника.

Ключевым средством формирования и развития личности в школьном возрасте являются межличностные отношения, поэтому самопознание школьниками осуществляется в рамках общения с одноклассниками и друзьями в школе.

Нынешняя система социализации школьника в нашей стране сталкивается с рядом опасностей, например, острота проблемы «отцов и детей», жестокость, отсутствие патриотизма, безынициативность, низкий социальный статус семьи, желание получить выгоду, примитивность интересов и желаний. Данные факторы носят дестабилизирующий характер, изменить который возможно посредством школы, а именно через формирование более объемной системы гуманитарного знания, осуществление обучения на основе принципов сотрудничества, демократизма, солидарности, уважения.

На сегодняшний день для образовательных учреждений в рамках социализации школьника особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.

Социализация понимается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Успешное протекание данного процесса зависит от активной позиции индивида и степени усвоения личностью социального опыта. Процесс социализации имеет стадиально-уровневый характер, определяющий в конечном итоге степень социализированности личности .

В социологии выделяют множество видов процесса социализации, таких как экономическая, политическая, правовая, экологическая, полоролевая, семейная, школьная, институциональная и т. д.

П. Бергер и Т. Лукман выделяют следующие виды социализации :

- Первичная социализация , которая предусматривает накопление социального опыта в ситуации, когда у человека активизируется потребность, но нет способа ее удовлетворения. Как правило, первичная социализация протекает в условиях семьи.

Особенности первичной социализации:

  • 1) Первичная социализация формирует стереотипы человеческого поведения;
  • 2) Социальный опыт первичной социализации усваивается легко и с трудом разрушается;
  • 3) Социальный опыт формируется на положительном психологическом фоне.
  • - Вторичная социализация или институциональная социализация предусматривает накопление социального опыта в социальных институтах.

Особенности вторичной социализации:

  • 1) Социальный опыт усваивается с трудом и легко разрушается;
  • 2) Основным механизмом социального опыта являются санкции. Под влиянием требований социума и непосредственного окружения у человека вырабатывается самоконтроль, основанием которого становятся усваиваемые им нормы и ценности социума .
  • 3) Легче усваивается тот социальный опыт, который является схожим с опытом первичной социализации.

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

  • · в отличие от взрослых, которые изменяют свое поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
  • · взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;
  • · социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
  • · социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.

Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка

Фактор (в отличие от условий) - существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место в ряду факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное воздействие на каждого ребенка.

Социализация личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными исследованиями по социальной педагогике, социологии. К числу факторов социализации человека относят:

  • 1) микрофакторы - непосредственная среда жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум;
  • 2) мезофакторы - этносоциокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, типа поселения (мегаполис, средний город, малый город; портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный; село - большое, среднее, малое);
  • 3) макрофакторы - страна, этнос, общество, государство (как определенная социально-экономическая, социально-политическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности);
  • 4) мегафакторы - космос, планета, мир, которые соотносятся с аспектами национального, регионального, континентального и глобального в развитии человека.

Микрофакторы (семья, сверстники, преподаватели) - самые весомые в первичной социализации ребенка. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизни. Семья реализует функционально социализацию и воспитание, обеспечивает комфорт, безопасность, психотерапию и эмоциональную защиту ребенка. Механизмами семейной социализации, как и социализации вообще, являются естественное усвоение через подражание. усвоение норм и правил через взаимоотношения (общение и деятельность), полоролевая идентификация, общение со сверстниками.

Мезофакторы (язык, национальный характер, темперамент менталитет, традиции, обычаи, «народное воспитание», климат, география, тип поселения, питания) играют немаловажную роль в освоении социального мира. Реализация механизмов социализации через передачу опыта родителей, близких позволяет ребенку усваивать этнокультуру.

Макрофакторы (демографические, экономические, социально-политические процессы) глобально детерминируют ход и направленность социализации, происходящей на фоне интеграционных процессов в мировом сообществе.

Мегафакторы (Земля, космос, планета, мир, Вселенная): в настоящее время увеличивается количество угроз (вызовов) человечеству. Данное обстоятельство оказывает опосредованное влияние на процесс социализации подрастающего поколения. Определяет основные мировоззренческие установки и идеалы человечества на современном этапе его развития .

Традиционные подходы к проблеме социализации ребенка не могут сегодня удовлетворить социальные потребности общества и затрудняют процесс социализации.

Считается, что данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основы успешной социализации закладываются в детстве. Младшее школьное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольный период. Еще в возрасте шести лет у дошкольного социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

  • - семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
  • - школа (в младшем школьном возрасте в первую очередь учителя);
  • - общество (сверстники, друзья)

В основу техники общения ложится такой процесс, как идентификация (отождествление).

Установлено, что в условиях демонстрируемой идентификации повышаются настроение, самооценка и социальная активность ребенка: он общается с классом на уровне рефлексии и сопереживания. Идентификация как стиль общения обеспечивается формированием позитивных идентификационных личностных качеств. При этом общение со сверстниками выступает как школа социальных отношений - ребенок практикуется в действиях, присвоенных им от взрослого.

В отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок не только принимает на себя роль другого, но и идентифицируется с ним, усваивая тип его поведения, его чувств и мотивов или приписывая другому собственные мотивы .

Для того чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в младшем школьном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.

Воображение непосредственно связано со смысловой сферой ребенка и характеризуется тремя стадиями (одновременно и компонентами этой функции) в развитии:

  • - опора на наглядность (предметная среда);
  • - опора на прошлый опыт;
  • - особая внутренняя позиция ребенка, которая формируется к концу дошкольного возраста и получает дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте.

Воображение служит инструментом познавательной деятельности и выполняет аффективную, защитную функцию: через самоутверждение себя в идеальных ситуациях, проигрывая их, ребенок освобождается от травмирующих моментов. Воображение является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере.

В младшем школьном возрасте (с 6-7 до 9-11 лет) у ребенка возникает способность и потребность в социальной функции, он переживает себя в качестве социального индивида - субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование кризиса этого возраста - особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью - учением.

Образование призвано помочь в приобретении личностью научных понятий в отличие от житейских, формирующихся спонтанно, способствовать соединению непосредственно бытия человека с культурой .

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия школы и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей.

В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности).

Интересно место и роль формирования представлений о социальной действительности как показатель успешности социализации ребенка (с учетом специфики и особенностей этого процесса у младшего школьника) в организованных формах - социального воспитания и образования.

Итак, социализация - это процесс, играющий важную роль в формировании личности ребенка. Мы выделили ее особенности, виды и факторы. Еще в старшем дошкольном возрасте, когда до статуса школьника «рукой подать», важно, чтобы ребенок научился взаимодействовать с окружающей средой, что способствует его социализации в обществе.

Влияние на социализацию младших школьников учреждений образования

Социализацию детей младшего школьного возраста можно рассматривать как социально-психологическую адаптацию, которая проявляется на:

  • внутриличностном, или собственно психологическом уровне: личностное и эмоциональное благополучие, представляющие «адаптационный потенциал» личности;
  • поведенческом, или социальном уровне: автономность, уровень социальной активности, социализированности и воспитанности.

Как правило, дети младшего школьного возраста демонстрируют достаточно высокий уровень развития социальных качеств:

  • они целеустремлены и ответственны;
  • для них значимы оценка и похвала учителей и товарищей, большое значение имеют социальные достижения;
  • дружат со сверстниками;
  • они стараются помогать окружающим, делать добрые дела, защищать слабых и т. д.;
  • умеют сопереживать и прощать.

В современной школе вопросы социализации детей младшего школьного возраста являются первостепенными, что связано с

  • современной реформой образования,
  • изменяющейся социальной ситуацией формирования ребенка,
  • увеличением и усилением социально-педагогических проблем детей.

В соответствии с новыми подходами в образовании ее целью становится развитие личности.

Школа является вторым по значимости институтом социализации (после семьи) где ребенку передается вся система социальных требований.

Усвоение социального опыта формируется через привлечение детей в реальные отношения в микрогруппах, между собой и со взрослыми, со школой через средства массовой информации и природу.

Основными составляющими, соответствующими основным социальным функциям, являются:

  • готовность к цивилизованным человеческим отношениям;
  • готовность на безе общечеловеческих ценностей к отношениям в духовной сфере.

Основные условия и факторы социализации младшего школьника

К основным условиям эффективной социализации ребенка относятся:

  • эмоционально-комфортная атмосфера в классе;
  • психическое здоровье детей;
  • благоприятные условия для социализации ребенка, обеспечения его психологического комфорта в коллективе;
  • организация психолого-педагогического мониторинга показателей развития, здоровья и воспитания детей;
  • тесное взаимодействие учителей и родителей;
  • формирование партнерского сотрудничества, готовность работать в социально-ориентированном направлении.

Социализация ребенка начальной школы будет проходить более эффективно, если:

  1. Регулировать отношения взрослых и детей на основе гармонизации реальных и общечеловеческих ценностей.
  2. Обеспечить включенность детей в социально-значимые отношения.
  3. Соблюдать права ребенка на основе взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.

Для эффективной социализации нужно обучать школьников вырабатывать готовность к определенным действиям в новых жизненных обстоятельствах.

Главный агент социализации ребенка в начальной школе – учитель. Его культура, личностные качества, черты характера, педагогические способности и отношение к детям могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процессы социализации школьника.

Замечание 1

Социально-педагогическая работа – это системная деятельность, основная функция которой заключается в помощи ребенку в установлении нормальных отношений в школе, в семье, в обществе; в организации себя.

Эффективная реализация этой деятельности возможна при выполнении нескольких условий:

  • изучение и широкое привлечение окружающего ребенка социума;
  • педагогическая диагностика, направленная на всестороннее изучение личности ребенка;
  • наличие социальных педагогов;
  • открытость и гуманность образовательного учреждения.

Влияние семьи на социализацию младшего школьника

Одним из самых действенных факторов социализации, воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников является педагогическая культура родителей. Поэтому одним из важнейших направлений социализации младших школьников является повышение педагогической культуры родителей.

Семья выступает для ребенка одновременно и местом жизнедеятельности, и средой обитания. Успешность формирования личности предопределена семьей. Чем выше качество воспитания в семье, тем выше результаты, нравственного, физического, трудового воспитания личности.

Семья и ребенок являются зеркальными отражениями друг друга. Лучший способ воспитания правильных отношений – личный пример родителей, их забота и помощь, взаимное уважение.

Замечание 2

Формирование нравственных начал у ребенка происходит на основе его интенсивного умственного развития, показателем которого являются речь и действия. Развитие речи – значительный показатель повышения культуры ребенка, необходимое условие его умственного, эстетического и нравственного развития.

1.2 Особенности социализации младших школьников: сущность, понятие

Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.). Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, 1997. С. 17.

Разрабатывая общую концепцию гуманизма, воспитывающего обучения, направленного на формирование полноценной активной личности, особое внимание обращается, по мнению В.С. Мухиной, на формирование у ребенка отношения к правам и обязанностям, принятым в обществе. Специалисты предлагают идею обращения обязанностей детей в их права, осознание и понимание которых поднимает самоуважение ребенка.

Согласно А.В. Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство непрерывности и прерывности. «Непрерывность в развитии личности выражает относительную устойчивость в закономерности её перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к её взаимодействию с другими, соединили системами. В данном случае - с принятой в обществе системой образования». Ссылка по Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. С 151.

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания - целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека.

По Петровскому, вся ситуация социального развития определяет личностное развитие человека, проходящее состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз. Анализ основных положений, характеризующих процесс развития ребенка, показывает, что реально все рассматриваемые линии взаимообусловлены, взаимосвязаны; это означает, что только их совместное осуществление составляет такое прогрессивное изменение, которое может быть названо психическим личностным развитием человека в полном смысле этого слова.

Вместе с тем подчеркивается, что это развитие происходит под воздействием социальной среды, общности в определенной ситуации и прежде всего в ситуации обучения и воспитания. Это соотносится с тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии акцентируют важность развивающего, воспитывающего обучения средствами всех учебных предметов.

Развитие человека происходит в его взаимодействии с другими людьми, в деятельности, в процессе обучения и воспитания, и это одно из основных положений педагогической психологии.

Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка» Ссылка по Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. С. 152. . Отсюда следует психологический тезис необходимости специальной организации учения школьника как его учебной деятельности. Однако сегодняшний школьный процесс, учебная деятельность переживают достаточно сложный период, как и всё наше общество

Социологи рассматривают социализацию как процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром. Другие определяют ее как процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям, а третьи понимают под ней приобщение индивида к участию в общественной жизни (понимание культуры, поведение в коллективах, утверждение себя и выполнение различных социальных ролей).

Многочисленные сравнительные исследования, проведенные социологами, педагогами, психологами и этнографами в XX в., показали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и феменинности (женственности) не являются, как это долго считалось, только «естественными», т.е. природо-биологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая женщина). Они формируются доминирующими в том или ином обществе взглядами на образ мужчины и женщины. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С.35.

История возникновения термина «социализация» связана с «недорозумением», вернее, с неточностью при переводе с немецкого на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых -- формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения.

Социализация включает и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации: 1) социализация -- это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда активной стороной является общество, а сам человек - пассивный объект его разнообразных воздействий; 2) с этим подходом согласны в настоящее время подавляющее большинство социологов - он основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 73.

При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Социализация формирует человека как члена общества, которое желает сформировать определенный тип человека, соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.

На современном же этапе идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Следовательно, процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик. Это связано, прежде всего, с глобальными общемировыми тенденциями (урбанизация, информатизация, экологические, демографические и другие изменения).

Необходимо отметить, что содержание процесса социализации определяется тем, что общество заинтересовано в том, чтобы члены общества:

· овладевали ролями мужчины или женщины (успешная поло-ролевая социализация);

· могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация);

· создали прочную семью (усвоили семейные роли);

· были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.

Вышеперечисленные условия социализации и характеризуют человека как объект социализации, но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

В современной педагогической науке выделяют следующие уровни становления человека, которые тесно взаимосвязаны: биологический, психологический, социальный, мировоззренческий, но на различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. Например, если в детские годы наиболее интенсивно происходит физическое развитие человека, то впоследствии доминируют социальный и мировоззренческий компоненты.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом, к учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит о нем взрослый. Это напрямую касается самооценки. В отличие от дошкольников у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

В младшем школьном возрасте самостоятельный контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Кроме того, на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности у ребенка складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно между 6-ю и 11-ю годами у ребенка возникает представление о том, как можно скомпенсировать недостаток своих способностей за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот.

Параллельно с мотивацией достижения успеха и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуется трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получений ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении цели. Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При этом очень важно, чтобы сочетание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

С поступлением ребенка в школу происходят и изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей ІІІ-ІV классов отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка; у большинства детей к ІІІ-ІV классам обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения в учебной, игровой, трудовой деятельности детей.

К концу младшего школьного возраста, к ІІІ-ІV классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях.

Влияние СМИ на социальное развитие младшего школьника

Очевидно, что для понимания особенностей социализации, формирования системы ценностных ориентации учащихся совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов...

Влияние стилей семейного воспитания на успешную социализацию младшего школьника

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе...

Игра как эффективный способ социализации младших школьников

Методика изучения раздела "Рукоделие" 5 класс

Методика социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих социализации в процессе формирования их творческих способностей. Говоря о создании этих условий, мы не можем упустить из виду такие понятия...

Мультимедийные технологии как средство коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста

мультимедийный письмо нарушение коррекция Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Приведем несколько наиболее известных определений. Р. И...

Преподавание технологии обработки металлов

Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани

В философии «самоопределение» определяется как понятие этики и рассматривается как «деятельное отношение к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту эстетических ценностей от того, что им угрожает»...

Профилактика потребления ПАВ в младшем школьном возрасте посредством внеурочной деятельности

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств...

Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах можно представить и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то...

Социализация школьников

социализация воспитание школьник возрастной Мы изучили ряд программ направленных на совершенствование условий социализации младших школьников, что позволило нам обобщить методологические основы программ данного направления...

Факторы социализации дошкольников и их типология

В настоящее время в отечественной науке прочно укрепилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя не только усвоение...

Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника

Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств...

Экологическое воспитание младших школьников

Как показывает опыт предыдущего столетия, при стремительном развитии научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа планеты. Невольно возникает подозрение тесной взаимообусловленности этих процессов...

Эколого-краеведческое образование младших школьников

Под эколого - краеведческим образованием мы понимаем систему экологических знаний с краеведческой направленностью...

Влияние на социализацию младших школьников учреждений образования

Социализацию детей младшего школьного возраста можно рассматривать как социально-психологическую адаптацию, которая проявляется на:

  • внутриличностном, или собственно психологическом уровне: личностное и эмоциональное благополучие, представляющие «адаптационный потенциал» личности;
  • поведенческом, или социальном уровне: автономность, уровень социальной активности, социализированности и воспитанности.

Как правило, дети младшего школьного возраста демонстрируют достаточно высокий уровень развития социальных качеств:

  • они целеустремлены и ответственны;
  • для них значимы оценка и похвала учителей и товарищей, большое значение имеют социальные достижения;
  • дружат со сверстниками;
  • они стараются помогать окружающим, делать добрые дела, защищать слабых и т. д.;
  • умеют сопереживать и прощать.

В современной школе вопросы социализации детей младшего школьного возраста являются первостепенными, что связано с

  • современной реформой образования,
  • изменяющейся социальной ситуацией формирования ребенка,
  • увеличением и усилением социально-педагогических проблем детей.

В соответствии с новыми подходами в образовании ее целью становится развитие личности.

Школа является вторым по значимости институтом социализации (после семьи) где ребенку передается вся система социальных требований.

Усвоение социального опыта формируется через привлечение детей в реальные отношения в микрогруппах, между собой и со взрослыми, со школой через средства массовой информации и природу.

Основными составляющими, соответствующими основным социальным функциям, являются:

  • готовность к цивилизованным человеческим отношениям;
  • готовность на безе общечеловеческих ценностей к отношениям в духовной сфере.

Основные условия и факторы социализации младшего школьника

К основным условиям эффективной социализации ребенка относятся:

  • эмоционально-комфортная атмосфера в классе;
  • психическое здоровье детей;
  • благоприятные условия для социализации ребенка, обеспечения его психологического комфорта в коллективе;
  • организация психолого-педагогического мониторинга показателей развития, здоровья и воспитания детей;
  • тесное взаимодействие учителей и родителей;
  • формирование партнерского сотрудничества, готовность работать в социально-ориентированном направлении.

Социализация ребенка начальной школы будет проходить более эффективно, если:

  1. Регулировать отношения взрослых и детей на основе гармонизации реальных и общечеловеческих ценностей.
  2. Обеспечить включенность детей в социально-значимые отношения.
  3. Соблюдать права ребенка на основе взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.

Для эффективной социализации нужно обучать школьников вырабатывать готовность к определенным действиям в новых жизненных обстоятельствах.

Главный агент социализации ребенка в начальной школе – учитель. Его культура, личностные качества, черты характера, педагогические способности и отношение к детям могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процессы социализации школьника.

Замечание 1

Социально-педагогическая работа – это системная деятельность, основная функция которой заключается в помощи ребенку в установлении нормальных отношений в школе, в семье, в обществе; в организации себя.

Эффективная реализация этой деятельности возможна при выполнении нескольких условий:

  • изучение и широкое привлечение окружающего ребенка социума;
  • педагогическая диагностика, направленная на всестороннее изучение личности ребенка;
  • наличие социальных педагогов;
  • открытость и гуманность образовательного учреждения.

Влияние семьи на социализацию младшего школьника

Одним из самых действенных факторов социализации, воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников является педагогическая культура родителей. Поэтому одним из важнейших направлений социализации младших школьников является повышение педагогической культуры родителей.

Семья выступает для ребенка одновременно и местом жизнедеятельности, и средой обитания. Успешность формирования личности предопределена семьей. Чем выше качество воспитания в семье, тем выше результаты, нравственного, физического, трудового воспитания личности.

Семья и ребенок являются зеркальными отражениями друг друга. Лучший способ воспитания правильных отношений – личный пример родителей, их забота и помощь, взаимное уважение.

Замечание 2

Формирование нравственных начал у ребенка происходит на основе его интенсивного умственного развития, показателем которого являются речь и действия. Развитие речи – значительный показатель повышения культуры ребенка, необходимое условие его умственного, эстетического и нравственного развития.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования