Орнаменты современные. Орнамент в интерьере — разновидности, сочетания, история возникновения. Орнамент в стиле ар деко

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Упорядоченная, ритмичная визуальная отделка помещений с использованием традиций орнамента привносит в интерьер покой, чередуя его с художественным движением.

Рисунки и орнамент в интерьере помогают избежать однотонности, оживляют пространство, и в то же время введение в интерьер рисунков и повторяющихся изображений создает атмосферу стабильности и единого стиля. В руках опытного знатока дизайна орнаменты могут стать простейшим украшением дома.

Такой узор понравится тем, кто предпочитает элегантность и сдержанность. Ярких цветов в нем обычно нет, только нейтральные, или используют различные оттенки одного цвета. Даже если Вы увидите контрастный бело-черный «дамаск», он будет присутствовать только как акцентный фрагмент.

Похожи на настоящий дамасский узор популярные орнаменты на флористических рисунках обоев, которые предпочтительны при оформлении комнат в стиле «гламур», « ». Дамасский орнамент используют для оформления самых разных помещений, он хорошо выглядит и на открытых стенах, и как фон для стеллажей, и как основной тон на скатертях и покрывалах с подушками.

Еще один восточный след в традициях современных интерьерных орнаментов – «пейсли» . Основной его рисунок похож на изогнутую каплю, он подойдет, если Вы планируете оформить помещение в .

Он годится для текстиля, но на обоях его размещают редко: выглядит такой рисунок не очень удачно. А вот небольшие вкрапления в общий фон будут неплохим вариантом.


На Западе очень популярен совсем недавно изобретенный универсальный орнамент «решетка» , который у нас знают меньше. Это типичный геометрический орнамент «imperial trellis» , его можно увидеть и в отделке, и в тканях, и в мебельной обивке. Уютные узоры-решетки сделают симпатичнее и современный, и классический вариант интерьера. Особенно хорошо их включать в монохромный дизайн, которому в таком случае не добавится излишняя декоративность, но проблемы однообразия решатся сразу.«Решетка» ненавязчива и хорошо сочетается с любым видом мебели.

Зато орнамент «гусиная лапка» уже считается классическим, хотя изначально это был типичный текстильный узор. Этот рисунок пришел из шотландских традиций, он напоминает ломаную клетку, обычно такой орнамент двуцветный. Такой вариант подойдет для классических интерьеров, для оформления кабинетов, везде, где нужно подчеркнуть эффект контрастности.

А вот у орнамента «четырехлистник» очень древние корни, ведущие к основам геральдики и прочим традиционным узорам. Он состоит из повторяющихся элементов, каждый их которых – окружности одного диаметра. Что-то похожее можно найти и в марокканских традициях. Такой узор не только используется для нанесения рисунка, даже некоторые предметы быта и декора делают в форме этой фигуры орнамента.

Его можно увидеть на ширмах, перегородках, в самых различных элементах интерьера. Он подойдет практический для любого стиля оформления, с той лишь разницей, что в разных стилях его можно использовать с различной интенсивностью. Например, современные технические направления допускают его в минимальных количествах.

Орнамент «зигзаг» , он же «елочка» , он же английский шеврон , поможет расширить узкую комнату, если на пол положить ковер с таким рисунком. Он прост и незатейлив, как и все, что пришло в наши дни из древности. С помощью таких обоев, наклеенных на потолок, можно визуально его «приподнять».


Популярно использование в орнамента «тартан» , то есть традиционной шотландской клетки. Вряд ли когда-то выйдет из моды его цветовая схема, состоящая из переплетения нитей разных цветов. Это всегда беспроигрышный вариант для оформления английского стиля в доме. Будет и строже, и элегантнее, и даже немного теплее.


А стиль «меандр» , представляющий собой черно-белые замкнутые геометрические рисунки, известен еще с неолита. Сейчас, в дизайне, его считают типичным греческим узором. Используют «меандр» преимущественно для окантовки, например, ковров, штор или стен. Это своеобразный декоративный бордюр.


Используются также стили «чешуя» и «ромбы» . Первый был популярен в 50-е прошлого века, потому он хорош для восстановления мотивов ретро. Его можно мспользовать и для декора, и для отделки стен. Однако в переизбытке «чешуйки» будут утомлять глаза, поэтому их предпочтительнее использовать лишь для акцентирования и в эклектичном дизайне.


«Ромбы» (по-английски «argyle») — в таком ретро-узоре ромбики разных цветов перечеркиваются тонкими диагональными линиями, что создает в рисунке еще больше рядов фигур. При взгляде на такой орнамент сразу вспоминается теплая домашняя вязка, согревающая в любой холод. Потому его хорошо использовать, в частности, в детской комнате.


♦ Рубрика: .

    Смотри также:

  • Сложнее придумать что-либо более совершенное, чем то, что подсказывает природа. В большинстве случаев даже профессиональным дизайнерам […]

  • Специфика мягкой квартирной мебели в том, что за ней несколько сложнее ухаживать, чем за кожаным диваном […]

  • Дефицитом жилой площади кого-либо удивить трудно, поэтому разрабатывать интерьер малогабаритной квартиры соответствии с требованиями современного дизайна […]

  • Часто распространенные «правила» использования зеркала в интерьере связаны с различными течениями, псевдонаукой, изучением стихий или вообще […]

  • Гостиная, она же общая комната – своеобразный квартирный клуб по интересам. Здесь обычно размещается телевизор, здесь […]

  • Когда в квартире готово и отлажено уже абсолютно все, а энергии для дополнения интерьера еще хоть […]

  • Простая и всем известная древесно-слоистая плита, она же – фанера, производится путем склеивания специальным образом подготовленного […]

  • Стекловата является разновидностью минеральной ваты. Чтобы получить теплоизоляционное стеклянное волокно, берут или те же материалы, что […]

  • Сайдинг применяется для отделки внешней стороны зданий. Естественно, ремонт квартир в новостройках предусматривает применение сайдинга разве […]

Орнамент (лат. огпатепШт - украшение, наряд) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических и изобразительных элементов. Орнамент служит украшением зданий, сооружений, предметов (посуда, мебель, оружие, ткани, инструменты и т.д.), принадлежащих к сфере декоративного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент также широко применяется в книжной и промышленной графике.

Характерной чертой орнамента является его неразрывная связь с материалом, назначением предмета и формой поверхности, которую он организует. Общие стилистические принципы искусства орнамента также связаны с особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении целого исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.

Происхождение орнамента относится к древнейшим эпохам истории. Подобие орнамента встречается еще в

Рис. 5.21. Орнаменты периода неолита

Рис. 5.22. Солярные знаки: а - в схемах; б - в орнаментах

период палеолита, а в эпоху неолита он становится разнообразнее и начинает занимать доминирующее положение как элемент украшения (рис. 5.21).

Многочисленные примеры повторяемости различных элементов человек находил в природе: в окраске животных, оперении птиц, в строении растений, в беге морских волн и т.д. Мотивы, заимствованные из окружающей среды, изменялись, приобретая орнаментально-выразительные формы.

Мотив - это основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из нескольких элементов, пластически связанных в единое целое.

Долгое время орнамент имел значение оберега, носил охранный характер. В древности люди, украшая орнаментом предметы быта, одежду, жилища, считали, что он оберегает от бед, приносит благополучие и счастье.

Почитая и обожествляя силы природы, человек нашел их символическое отражение в орнаменте. Например, с

Рис. 5.24. Символы воды, растений и земли в древних славянских орнаментах

Рис. 5.23. Свастика как орнаментальный мотив

солнцем связывали круги, розетки, ромбы, квадраты, кресты и спирали (рис. 5.22). Крест, помещенный в круг, символизировал движение солнца по небосводу. Свастика также обозначала движение солнца. Ее концы могли быть изогнуты в ту или иную сторону. Это

Рис. 5.25. «Змеиные» узоры

зависело от того, какое солнце было изображено: утреннее или вечернее. Этот знак встречается в древних орнаментах Крита, Индии, Ирана, в европейских орнаментах (рис. 5.23).

Символами земли были прямые горизонтальные линии, а символами воды - волнистые. Волнистые линии, расположенные вертикально или наклонно, символизировали дождь (рис. 5.24). В узорах народов стран Балтии символом дождя было изображение ужа (рис. 5.25).



Символы-изображения женской фигуры служили обозначением земли и плодородия. В славянском пантеоне богов очень почиталась Макошь (Мо-кошь, Мокоша) - богиня плодородия, воды, покровительница женских работ. В орнаментах вышивок и ткачества она часто изображалась в окружении коней, символов размножения (рис. 5.26). Изображение женской фигуры как символа плодородия характерно для орнаментов земледельческих народов. У скотоводческих племен чаще изображаются домашние животные и дикие звери. Например, в казахском и киргизском орнаментах при-

Рис. 5.26. Богиня Макошь. Рисунок с русской вышивки

Рис. 5.27. Орнаменты: а - казахский; 5 -народов Севера

сутствуют трансформированные изображения рогов барана (рис. 5.27, а), у народов Севера - рогов оленя (рис. 5.27, б).

Как видим, орнамент тесно связан с народным творчеством. В нем люди стремились выразить свое понимание природы, мира, жизни, красоты и счастья.

С течением времени магическое значение орнаментальных мотивов забылось, но благодаря своей декоративности они продолжают жить. Отдельные элементы орнаментов сохраняются веками.

Итак, тематика орнамента тесно связана с его культурным фоном, и в орнаментике достаточно полно отражается художественный стиль своего времени.

В Древнем Египте образное содержание искусства определялось прежде всего влиянием религии и обожествлением фараона. Отсюда - строгая каноничность форм, символичность, четкая архитектоника, монументальность, суровость и величие.

В основу египетского орнамента заложены стилизованные природные мотивы: цветок лотоса, листья папируса, солнце в виде круглого диска, сфинксы, львы, змеи и т.д. Орнаменты отличают строгий графический язык

Рис. 5.28. Орнаменты Древнего Египта

и минимум цвета: красный, желтый, синий, который впоследствии сменяется зеленым (рис. 5.28).

Совсем иные тенденции характеризуют орнамент Древней Греции, искусство которой полно жизнеутверждающей силы. Греки стремились найти рациональные основы красоты, которую понимали как воплощение строгого порядка и соразмерности. Греческая орнаментика отличается комбинациями горизонтальных и вертикальных линий с растительными мотивами. Для орнамента характерны правильные и строгие симметричные формы (рис. 5.29). Как утверждают археологи, греки любили многоцветие.

Искусство Древнего Рима во многом унаследовало черты греческого искусства, особенно в орнаменте. Однако римляне по-иному интерпретируют те же мотивы. Растительные мотивы заплетаются в пышные гирлянды, фигуры людей и животных сопровождаются военной символикой. Римские орнаменты отличаются пышностью, помпезностью и некоторой громоздкостью.

Рис. 5.29. Орнаменты Древней Греции

Рис. 5.30. Средневековые орнаменты

Рис. 5.31. Орнаменты эпохи Возрождения

Рис. 5.32. Орнамент стиля барокко

Рис. 5.33. Орнамент стиля рококо

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные (рис. 5.30). Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров (рис. 5.31). Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии (рис. 5.32).

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина) (рис. 5.33).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колориту (рис. 5.34).

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Знакомство с искусством орнамента предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.

В зависимости от характера используемых мотивов различают следующие виды орнамента.

Рис. 5.34. Орнамент эпохи классицизма

Геометрический орнамент представляет собой правильные геометрические элементы: прямые и изогнутые линии, квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы и т.д. Многие мотивы, полученные из геометрических элементов в разных сочетаниях, имеют свои названия: звезды, ро-зеты, кресты, зигзаги, плетенки, меандр и т.д. (рис. 5.35).

Растительный орнамент - это один из самых распространенных орнаментов после геометрического. Его мотивы - это стилизованные изображения растений и их частей: листьев, цветов, плодов, стеблей и т.д. Растительный орнамент обладает большими возможностями в плане трактовки природных форм, которые не только стилизуются, но и могут выглядеть реалистично, объемно (рис. 5.36).

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных и птиц (рис. 5.37).

Орнитоморфный орнамент - частный случай зооморфного орнамента. Мотивами его являются изображения птиц и частей их фигур. Этот орнамент популярен у многих народов и часто имеет глубокий религиозно-символический смысл (рис. 5.38).

Антропоморфный орнамент представляет собой композицию, составленную из изображений мужских и женских человеческих фигур или отдельных элементов человеческого тела (рис. 5.39).

Рис. 5.36. Растительные орнаменты

Рис. 5.37. Зооморфный орнамент

Рис. 5.39. Антропоморфный орнамент

Рис. 5.41. Каллиграфический орнамент

Рис. 5.38. Орнитоморфный орнамент

Рис. 5.40. Тератологические орнаменты

Рис. 5.42. Схемы построения ленточных орнаментов

Тератологический орнамент - это

самый загадочный и интересный жанр орнамента. Его мотивами являются персонажи, созданные фантазией человека. Эти фантастические существа могут иметь одновременно признаки разных животных или животного и человека. Например, русалки - женщины-рыбы, кентавры - лошади с человеческим торсом, сирены - птицы с женской головой и т.д. Мотивы тератологических орнаментов изображены на рис. 5.40.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, ряде арабских стран, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство. Очень часто каллиграфические мотивы выступают в сложном сочетании с геометрическими и растительными элементами (рис. 5.41).

Рис. 5.43. Виды центрических орнаментов

Геральдический орнамент - это орнамент, в котором в качестве мотивов используются знаки, эмблемы, гербы, элементы воинского снаряжения - щиты, оружие, флаги.

Астральный орнамент содержат в качестве мотивов звезды, облака, солнце, луну.

Пейзажный орнамент - изображение декоративно переработанных природных пейзажей. Особенно часто он

Рис. 5.44. Виды сетчатых орнаментов

использовался и используется ныне на текстильных изделиях в Японии и Китае.

Комбинированный орнамент содержит разнообразные сочетания перечисленных выше мотивов и является наиболее распространенным видом орнаментальной композиции. Орнамент представляет собой самый упорядоченный вид композиционного построения. Он подчиняется законам гармонии и пропорций, в нем можно наблюдать все виды симметрии.

Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.

Повторяющийся мотив орнаментального рисунка называется раппортом (от франц. rapport - возвращение). Повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку.

По форме композиционных схем можно выделить следующие типы орнаментов.

Ленточный орнамент - это орнамент, в котором раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. Причем мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется полосным. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом каймой. В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и оформлении костюма ленточный орнамент (фриз, бордюр, кайма) чаще всего имеет горизонтальное положение. В основу его композиции заложены разные виды симметрии. На рис. 5.42 приведены схемы построения ленточных орнаментов, показывающие семь способов построения узора по законам симметрии. Таких композиционных структур может быть гораздо больше благодаря вариативности элементов.

Замкнутый орнамент - это орнамент, в котором орнаментальные мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др. Построение орнамента, основанное на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси, называется центрическим. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центра по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении оси полностью совмещаются. Наиболее характерный пример такого орнамента - розетка, или розетта, получившая наибольшую популярность в готическом искусстве (рис. 5.43).

Сетчатый орнамент - это орнамент, в котором повторяющийся раппорт заполняет всю декоративную поверхность, развиваясь в двух направлениях: по горизонтали и вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму: квадрата, прямоугольника, правильного треугольника, ромба, параллелограмма и т.д. Этот вид орнамента часто используют в архитектуре при орнаментации стен, полов, потолков; в костюме, в тканях (рис. 5.44). Сетчатые орнаменты часто называют раппортными композициями.

5. Приведите примеры использования ленточного, сетчатого и замкнутого орнамента. Объясните связь орнамента с формой и назначением изделия.

6. Приведите примеры и проанализируйте характер орнаментальных мотивов и орнаментальное оформление одежды в национальных костюмах разных народов.

§ 7. Использование природных форм в орнаментальной композиции

Многообразие живой и неживой природы является неиссякаемым источником вдохновения для творческого человека. Только в контакте с природой человек познает ее красоту, гармонию и совершенство.

Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.

Трансформация - изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д.

В декоративном искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов художник создает декоративные на основе творческого воображения.

Задача художника никогда не сводится к простому украшательству. Каждая декоративная композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначение украшаемого предмета. Ее стилевое, линейное и цветовое решение основано на творческом переосмыслении натуры.

Трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы

Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение.

Растительный мир во многом ритмичен и орнаментален. Это можно проследить, рассматривая расположение листьев на ветке, прожилок на листе, лепестки цветка, кору дерева и т.д. При этом важно увидеть самое характерное в пластической форме наблюдаемого мотива и осознать закономерную связь элементов природного узора. На рис. 5.45 представлены зарисовки растений, которые хотя и передают их образ, но не являются абсолютной копией. Выполняя эти рисунки, художник прослеживает ритмические чередования элементов (веток, цветов, листьев), стремясь при этом выявить самое главное и характерное.

Для трансформации природной формы в орнаментальный мотив необходимо сначала найти убедительный по своей художественной выразительности объект. Однако, обобщая форму, не всегда нужно отказываться от мелких деталей, так как они могут придать форме большую декоративность и выразительность.

Выявлению пластических особенностей природных форм способствуют зарисовки с натуры. С одного объекта желательно сделать серию зарисовок с разных точек зрения и в разных ракурсах, подчеркивая выразительные стороны объекта. Эти зарисовки являются основой для декоративной переработки природной формы.

Видеть и распознавать орнамент в любом природном мотиве, уметь раскрыть и отобразить ритмическую организацию элементов мотива, выразительно трактовать их форму - все это составляет необходимые для художника требования при создании орнаментального образа.

Рис. 5.45. Натурные зарисовки растений

В процессе декоративной переработки растительной формы большую роль играют такие средства художественной выразительности, как линия, пятно, точка и цвет. Графические средства могут подсказывать, а в отдельных случаях даже предопределять характер трансформации растительных мотивов.

Рис. 5.47. Пятновое решение мотивов

В декоративной работе особая роль принадлежит линейному рисунку, так как линия наиболее остро передает все нюансы пластической формы, особенности переходов одних элементов в другие, ритмическое движение этих элементов. Однако некоторая скупость линейного графического языка может привести к сухости и даже схематизму в зарисовках. Поэтому очень важно изучать натуру и вначале делать акцент на натурных зарисовках, помогающих лучше изучить пластические особенности формы.

Рис. 5.46. Линейное решение мотивов

Рис. 5.48. Настурция. Линейно-пятновое решение

При линейной трактовке модели различают три решения:

1) применение тонких линий одинаковой толщины (при орнаментике мотивов небольшого масштаба);

2) применение толстых линий одинаковой толщины (если рисунку нужно придать активность, напряженность, монументальность);

3) применение линий разной толщины. Такое решение рисунка обладает большими изобразительными и выразительными возможностями, но является довольно трудным. Для достижения целостности линии одной толщины должны объединяться, образовывая свой узор в рисунке, который должен противостоять узору линий другой толщины. А точнее, это должна быть композиция из линий разной толщины (рис. 5.46).

Пятновая трактовка мотивов способствует максимальному силуэтному обобщению форм. Это могут быть черный силуэт на белом фоне и белый силуэт на черном фоне. Художественный язык пятна строг и сдержан. Однако пятно также может выявлять бесконечное разнообразие состояний (рис. 5.47).

Наиболее широко используется ли-нейно-пятновая трактовка растительных мотивов (рис. 5.48). В данном случае очень важно организовать в стройную композицию пятна и линии. Пятна необходимо структурировать в единый узор, интересный уже сам по себе, по ритму и силуэту. Но также необходимо орнаментально-логически связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие, соединившись, создали целостный графический образ. Стоит заметить, что пятно может быть использовано как подкладка под линеарное решение мотива.

Рис. 5.49. Трансформация растительного мотива. Учебная работа

На рис. 5.49 представлены примеры работы над трансформацией растительной формы с использованием линейного, пятнового и линейно-пятново-го решения.

Рассматривая особенности трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы, следует отметить, что цвет и колорит природных мотивов также подлежит художественному преобразованию, а порой и кардинальному переосмыслению. Не всегда естественный цвет растения может быть использован в орнаментальной композиции. Растительный мотив может быть решен в условном цвете, заранее избранном колорите, в сочетании родственных или родственно-контрастных цветов. Возможен и полный отказ от реального цвета. Именно в этом случае он приобретает декоративную условность.

Трансформация форм животного мира в орнаментальные мотивы

Рисование с натуры животных и процесс трансформации их форм имеет свои особенности. Наряду с набросками с натуры существенным обстоятельством является приобретение навыков работы по памяти и по представлению. Нужно не копировать форму, а изучать ее, запоминать характерные черты, чтобы потом обобщенно изобразить их по памяти. Примером могут служить зарисовки птиц, представленные на рис. 5.50, которые выполнены линией.

Рис. 5.50. Зарисовки птиц по памяти и по представлению

Рис. 5.52. Примеры трансформации формы тела кошки в декоративный мотив.

Учебная работа

Предметом пластических переосмыслений животных мотивов может быть не только фигура животного, но и разнообразная фактура покрова. Нужно учиться выявлять орнаментальную структуру поверхности исследуемого объекта, чувствовать ее даже там, где она выступает не слишком ясно.

В отличие от изобразительного искусства в декоративно-прикладном выявление типичного происходит по-ино-му. Черты конкретного индивидуального образа в орнаментике порой теряют свой смысл, они становятся лишними. Таким образом, птица или зверь конкретного вида могут превратиться как бы в птицу или зверя вообще.

В процессе декоративной работы природная форма приобретает условный декоративный смысл; это часто связано с нарушением пропорций (важно четко представлять, для чего это нарушение допускается). Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира иногда приобретает черты сказочности, фантастичности (рис. 5.51).

Пути трансформации животных форм такие же, как и растительных, - это отбор самых существенных характеристик, гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация внешней и внутренней орнаментальных структур объекта. В процессе трансформации животных форм также применяются такие выразительные средства, как линия и пятно (рис. 5.52).

Итак, процесс трансформации природных форм можно разделить на два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным, лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы и ее фактурной орнаментации. Второй этап - это непосредственно творческий процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии орнаментального искусства.

Рассмотренные в данном параграфе пути и принципы трансформации природных форм позволяют сделать вывод о том, что важным, а может быть, и главным моментом в процессе трансформации является создание выразительного образа, преобразование реальности с целью выявления ее новых эстетических качеств.

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

— антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

— растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

— геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

— зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» — «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть — зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
— ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
— ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).



То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Человек начиная с древних времен, активно использовал орнамент для обозначения важных жизненных моментов, в качестве письменности для изображения событий, происшествий и памятных дат. Определенные орнаменты обладали различными магическими и символическими значениями. Отдельные элементы могли не нести никакой роли в общем изображении, но в совокупности они составляли и образовывали ритм, форму, порядок и симметрию.

Существует научное мнение о происхождении данного типа изображения. Орнамент возник приблизительно 15 тис. лет до нашей эры в эпоху верхнего палеолита. Основой орнамента стали различные геометрические формы, линии и фигуры: круг, овал, спираль, квадрат, ромб, треугольник, крест и их всевозможные вариации. В качестве декора применялись такие геометрические формы, как: зигзаг, штрих, полоса, плетеный узор и узор «елочка».

При помощи таких символов и знаков древние люди пытались обозначить природные явления, времена года и окружающий мир. Так, солнце обозначали при помощи круга, землю сравнивали с квадратом, а горы с треугольником. Кроме того, развитие и продвижение вперед обозначалось спиралью. Такие элементы не использовались для украшения видимых частей предметов, жилья, одежды. Со временем орнамент утратил свою символичность и стал использоваться исключительно в качестве узора для украшения различных предметов, мебели, стен в жилом помещении.

В основе любого орнамента лежит закономерное повторение, чередование элементов рисунка, задающее определенный ритм. Орнамент в интерьере можно сравнить со стилем стиха, где каждая строка ритмично сложена, упорядочена и прекрасна. Противоположностью орнамента являются однотонность и гладкость, что уподобляются тишине и умиротворению. Безмолвие тоже по-своему прекрасно – оно заключает в себе покой и безмятежность. Но ритм жизни не совместим с безмолвной тишиной. Достичь жизненной гармонии можно, лишь чередуя покой и движение. Эти правила нужно соблюдать, специально вводя в интерьер всевозможные фактуры, текстуры, рисунки и орнаменты, которые призваны оживить безмолвную атмосферу и нарушить безжизненную тишину.

Поэзия, по словам Кафки, способна изменять жизнь. Орнаменты можно назвать поэзией интерьера, которые оживляют и меняют его. Еще их можно сравнить с музыкой, ведь они создают настроение и нарушают тишину.

В руках профессионального дизайнера орнаменты могут стать инструментом, способным создать великолепный интерьер, оживить его детали, выделить, сделать акценты, разбавить и перемешать расцветку.

Несмотря на огромное количество всевозможных орнаментов, широкой популярностью пользуются лишь некоторые из них. Это обусловлено их универсальностью и распространенностью в мире.

Также, большое значение имеет выбор модных дизайнеров, которые склоняются к тому или иному орнаменту в своих проектах.

В этой статье мы рассмотрим, какие орнаменты являются самыми популярными, а также, их применение в интерьере и преимущество того или иного орнамента в декоре.

Разновидности популярных орнаментов в интерьере

Прежде, чем применить орнамент в интерьере, нужно иметь представление о видах орнаментов, о чем мы далее и поговорим.

Дамаск

Дамаск – самый известный растительный орнамент, состоящий из симметричных вертикальных рядов цветочного рисунка, сложенного в плавные витые линии. Каждый цветок в рисунке тоже красиво обрамлен сплетенными замысловатыми линиями.

Происхождение этого стиля уходит в далекое Средневековье. Изначально это был узор по ткани, стиль и техника которого возникли в сирийском городе Дамаске, откуда и пошло его название. До сих пор этот стиль очень популярен, и украшает не только ткани, но и другие поверхности. Чаще всего дамасским орнаментом украшают стены. Огромным успехом пользуются обои с узором «дамаск». Этому универсальному узору находится применение в самых разнообразных стилях интерьера.

Например, в классическом интерьере в дамасском стиле могут быть оформлены все стены, а в современном дизайне его можно использовать для акцентирования отдельных стен или выделения определенных фрагментов интерьера.

С помощью дамасского узора можно придать помещению старинный вид, а в сдержанный современный интерьер привнести частичку декоративности, которая его смягчит и приукрасит.

Ткани с дамасским узором используют для обивки мебели, а также для создания текстильного декора – покрывал, декоративных подушек и т.д.

Напрашивается закономерный вопрос: за что люди так любят дамасский орнамент? Скорее всего, за его сдержанность и элегантность. Этот узор не имеет ярких цветовых сочетаний. На тканях и обоях обычно присутствуют только сдержанные цвета, где один из них нейтральный, или же это могут быть разные оттенки одного тона. Этот стиль спокоен и ненавязчив, приятен глазу. В недавнее время в моду вошел контрастный черно-белый «дамаск», но его, как правило, используют только для создания акцентных зон в интерьере.

Некоторые орнаменты в интерьере очень похожи на стиль «дамаск», но таковыми не являются. Широкое распространение получили обои немецкого дизайнера Уильфа Морица, которые изысканным флористическим узором подчеркивают изысканность и гламурность интерьера. Обоями с таким орнаментом оклеивают комнаты в стиле барокко, необарокко, гламур.

Пейсли

«Пейсли» – узор, состоящий из повторяющихся элементов, похожих на каплю. Другое название: турецкие или индийские огурцы, турецкий боб. Этот стиль орнамента возник где-то в Индии или Персии, и является традиционным восточным орнаментом, с помощью которого создают интерьеры в восточном или колониальном стиле.

Чаще всего этот орнамент задействован в текстиле. Обои с орнаментом «пейсли» тоже существуют, но их выбор очень невелик.

Самое маленькое вкрапления орнамента «пейсли» способно привнести некое очарование и дух востока в . Ткани и обои в этом стиле могут иметь как яркие, так и сдержанные, нейтральные расцветки. Последние обычно используют в качестве акцентных, если стиль интерьера не имеет ярко выраженной стилистики.

Решетка

«Решетка» — геометрический орнамент, использующийся в отделке тканей, мебели и декора. На английском он звучит как «Imperial trellis». У нас он не очень известен, но на Западе имеет огромную популярность.

Этот узор является образцом упорядоченности и гармонии форм. Сложные элементы, гармонично переплетенные в решетчатый узор, акцентируют на себе внимание, будь то беседка, забор, наличники или ставни. Узор доставляет эстетическое удовольствие, делает интерьер уютнее.

Узор «решетка» используется как в современных, так и в классических интерьерах. Прекрасно он выглядит на фоне монохромного дизайна. Обычно, если в интерьере преобладает один цвет, она выглядит уныло и скучно. Спасти положение может монохромный орнамент «решетка», который разнообразит стиль, создаст иллюзию объема, оживит атмосферу.

Орнамент «решетка» популярен благодаря своей универсальности: он одинаково прекрасно сочетается и с тяжелой грубой мебелью и с легкой современной.

Этот орнамент был разработан современным дизайнером Келли Уистлер, которая получила известность, благодаря созданию современных гламурных интерьеров. Однако, орнамент «решетка» вышел не гламурным, а универсальным. В нем просматриваются и греческие нотки, и пасторальная простота, и марокканская декоративность, и классический стиль, благодаря чему, его можно использовать во многих интерьерах.

Гусиная лапка

«Гусиная лапка» — это классический текстильный орнамент, получивший широкую популярность в прошлом веке, благодаря модельеру Коко Шанель, которая создала женские костюмы из ткани с таким рисунком. По-другому этот орнамент еще называют ломаной клеткой. На английском он звучит как Houndstooth, его родиной является Шотландия.

Узор «гусиная лапка» состоит из двухцветных элементов, чаще всего черно-белых, и напоминает ломаную клетку или четырехугольную абстракцию.

Этот орнамент является символом элегантности. Он способен придать любому интерьеру серьезности и лаконичности. Идеально подходит для оформления кабинетов, для строгого классического, английского и шотландского стиля. В черно-белом интерьере использование в декоре «гусиной лапки» усилит эффект контрастности. В других интерьерах можно использовать иные цветовые решения узора.

Выбрать обои с орнаментом «гусиная лапка» очень непросто, так как далеко не все производители используют этот орнамент для бумаги, ведь он является текстильным. Решить эту проблему можно альтернативным путем – использовать специальный трафарет для нанесения крупного рисунка на стену краской.

Мелкая и средняя «гусиная лапка» используется в интерьере в небольших количествах, так как от нее рябит в глазах. Перебор такого орнамента в интерьере может сделать его перенасыщенным и неприятным для восприятия.

Оптимальным решением использования «гусиной лапки» является, например, создание одной акцентной стены с этим орнаментом, и использование этого же рисунка в обивке кресла, которое будет стоять у противоположной стены.

Также, красиво будет выглядеть ковер в спальне на полу, а на кровати пара декоративных подушек с таким же рисунком.

Орнамент «гусиная лапка» прекрасно гармонирует в одном интерьере с другими орнаментами и рисунками. Особенно красиво смотрится «гусиная лапка» в сочетании с полоской и флористическими узорами, включая дамасский орнамент.

Сочетание орнаментов в интерьере очень частое явление в современном дизайне различных помещений, но его применение требует обладание определенными знаниями их правильного сочетания. Ведь не так просто соединить в одной комнате несколько узоров и цветов. В этом случаи зачастую руководствуются фундаментальными законами цветового сочетания, а соединение разнообразных узоров порой может привести к неожиданному результату.

Но итоговый вариант не всегда совпадает с ожиданиями, ведь в дизайне важно учитывать не только цветовое сочетание и узор, но также необходимо брать во внимание площадь комнаты, ее расположение, наличие окон и дверей, предназначение.

Для того чтобы использование орнамента выглядело уместно и стильно следует придерживаться некоторых законов:

  1. В дизайне помещения должен быть элемент, который способен объединить все составляющие интерьера. Это может быть определенный цветовой оттенок, который просматривается во всем интерьере.
  2. Орнамент должен стать акцентом в комнате, не нужно его дополнять другими рисунками или узорами, которые могут затмить главный рисунок или же сочетание различных узоров может выглядеть нелепо и наляписто.
  3. Применение орнамента в интерьере требует наличие порядка. То есть исключается применение различных декоративных элементов и предметов так, как крупный узор орнамента сам по себе является украшением, которое не нужно дополнительно украшать.

На первый взгляд, подобное оформление помещение может вызвать много сложностей и вопросов. Но в итоге полученный результат сможет придать комнате уюта, оригинальности, неповторимости и новизны.

Оформление интерьера жилой комнаты при помощи орнамента может стать изюминкой в любом жилом помещении. Ведь крупный и оригинальный узор может стать главным украшением в интерьере, соединить все составляющие элементы комнаты, создать неповторимую атмосферу и уют. В процессе работы с таким отделочным материалом необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы готовый результат выглядел стильно и гармонично.

В случаи соединения нескольких вариантов орнамента их должен объединять один цвет. То есть цветовое основание должно находиться в одной цветовой гамме, а элементы узора могут быть разными. В этом случаи данный прием исключит наличие возможного контраста между узорами, которые используются для оформления.

Отлично дополняют друг друга крупный цветочный орнамент и тонкая полоска, геометрический рисунок и мелкая клетка. Также допускается сочетание двух цветочных рисунков, но при этом они должны быть разными по габаритах, но в одном цветовом исполнении.

Универсальностью отличается полоса, которая отлично сочетается с цветочным рисунком, геометрическими фигурами, клеткой, горохом. Единственным условием, о котором не стоит забывать – это наличие одной цветовой гаммы, которая должна просматривается во всем интерьере, предметах и декоративных элементах.

Очень важно акцент сделать на одном крупном узоре, остальные должны быть меньшего размера и не такими активными по сравнению с главным. Они являются некоторым дополнением основного орнамента.

В случаи наличие коврового покрытия на полу или на стенах не допускается использования активного узора на стенах. Они должны быть нейтральными и однотонными. Отлично смотреться орнамент в комнатах небольшого размера в сочетании с пастельными стенами, полом и .

Применение таких правил в процессе оформления интерьера поможет придать помещению неповторимости, оригинальности, простоты и изысканности. Как мы видим, четких правил о том, сколько орнаментов можно сочетать в интерьере нет.

Мы уже не раз говорили, что использование текстиля в интерьере наполнит пространство уютом, создаст желаемое настроение, подчеркнёт важные делали или, наоборот, объединит отдельные элементы в единую композицию.

Занимаясь оформлением дома, мы всегда сталкиваемся с большим выбором орнаментов. Орнамент используется практически в любом предмете интерьера , закладывая характер, стиль, акцентируя внимание и передавая настроение. Орнамент – это стилизация, как правило, природных форм, эстетическое осмысление деятельности человека, рассказ истории своего народа.

Какие же узоры пользуются наибольшей популярностью при оформлении жилых помещений? Поговорим о модных тенденциях в текстильном орнаменте.

Классический орнамент. Дамаск

Дамаск – это сложный классический орнамент , образованный из сплетений подобия крупного цветка и многообразия листьев, а также других растительных элементов. Отличительной особенностью является вертикальное повторение этого узора – параллельно или в шахматном порядке. Для его создания используют всего 2 цвета – фон и цвет рисунка . Они могут быть близкими по гамме или контрастными.

Источник: beoot.com

Источник: smartinteriors.ru

Корни орнамента уходят на Восток, в столицу Сирии – город Дамаск. Изначально дамаск считался узором для тканей. Сейчас такой принт является классикой и используется практически во всех предметах интерьера. Он везде находит своё место, будь то обои или шторы, обивка мебели или напольная плитка.

Источник: rich-salon.ru / theitaliagal.com

Использовать его можно в кухнях и спальнях, холле и детской, то есть практически в любой комнате вашей квартиры или дома. С давних времён дамаск признан предметом роскоши . Он чаще всего является акцентом в интерьере, точкой притяжения взглядов. Именно поэтому не стоит переусердствовать с ним. Если это обои, то достаточно декорировать одну стену, чтобы подчеркнуть классический стиль и вкус владельца квартиры. Дамасский узор широко применим и в таких современных стилях, как ар-деко и фьюжн.

Источник: housesdesign.ru

Восточный орнамент. Пейсли

Турецкий огурец, персидский кипарис, «слеза Аллаха», пейсли – всё это знаменитый восточный орнамент, пришедший к нам из далёкой Персии, который по праву считается уже классикой. В основе орнамента лежит каплевидный узор , который называется «бута». Есть много теорий о том, чем являлась бута. Одни считают, что это бутон цветка, другие предполагают, что это знак огня, третьи – капля росы, четвёртые – след верблюда. Все теории очень красивы и романтичны, но ни одна не доказана. В любом случае его происхождение имеет прямое отношение к фауне , а значит, к живому миру, и это бесспорно.

Источник: pinterest.com / ideasforinterior.com

Бута может быть расположена вертикально, горизонтально, зеркально – в этом орнаменте нет ограничений в пространстве и величине . Именно поэтому он выглядит обычно очень живым и лёгким. Изначально буты вышивали на коврах, сейчас вы встретите этот принт на любом предмете декоративного искусства. Обои, ткани, вазы, мебель – всё это будет выглядеть интересно, органично и легко, если украшено рисунком пейсли.

Источник: decorra.ru

Кстати, город Пейсли находится в Европе и имеет весьма посредственное отношение к орнаменту: когда-то предметы декоративного искусства там очень активно копировались и поставлялись далее в центр Европы на продажу.

Источник: manders.com / rich-salon.ru

В современном дизайне пейсли является достаточно универсальным узором . Восточный орнамент хорошо смотрится в любой комнате, даже в детской. Классической взрослой спальне он добавит восточного колорита. Орнамент отлично подойдёт для римских штор на кухне.

Источник: mcdn.zulily.com

Французский орнамент. Де жуи

На сегодняшний день орнамент туаль де жуи невероятно популярен в оформлении интерьера . Это классический французский узор, который используется в стиле прованс или ампир. Де жуи - это набивная хлопковая ткань с растительным или животным орнаментом, а также изображением из мифологических или исторических сюжетов.

Источник: dreamswall.com

История создания уходит в далёкий XVIII век и тесно связана с художником Кристофером-Филиппом Оберкампфом. Разнообразие орнамента менялось от веяний моды. Сюжетные линии заимствовались и у Персов, и у индейцев. Традиционно де жуи – это одноцветные красные или фиолетовые узоры на светлом фоне. Со временем палитра расширялась, и сейчас мы можем встретить и двухцветные, и трёхцветные узоры, и сценки из жизни придворных дам и мужей.

Орнамент применим не только к ткани. Сейчас очень распространены обои, а также посуда, украшенная узорами де жуи.

Источник: nancysdailydish.blogspot.ru / nnphoto.co

Этот орнамент в дизайне чаще всего используют для оформления загородных домов. Чтобы избежать ряби в глазах, необходимо подобрать однотонные компаньоны, а также хорошо смотрится с ним классическая полоска и клетка . Подобный текстиль лучше всего выглядит в интерьере, в котором используется классический французский стиль или прованс. Но при правильном подборе цветов он хорошо смотрится и в американском кантри, шинуазри, фьюжн и барокко.

Источник: nordrus.org

Источник: milano-home.ru

Невероятно стильно и атмосферно смотрится кухня со шторами де жуи. Их можно сочетать с кружевом, пуговицами, деревянными прищепками и другими дополнительными элементами, завершающими образ. Интересно и стильно выглядят коллекции обоев с французским орнаментом, к которым уже предусмотрена выдержанная полоска. Их часто используют при оформлении гостиных и спален.

Источник: dom-komilfo.com / masteroboi.ru

Скандинавский орнамент

Всё больше в оформлении интерьеров дизайнеры используют скандинавские узоры. Их простота привлекает современного человека. Если хозяин квартиры не любит напыщенность, а предпочитает экологичный минимализм , то скандинавский орнамент ему, скорее всего, придется по душе. Скандинавский узор – это сочетание простых линий и форм , гармония их хитросплетений, стилизованные изображения животных, цветов и растений.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования