Образование методика преподавания изо в коррекционной школе. Доклад "уроки изобразительного искусства в коррекционной школе". Учитель ставит цели урока: развивающую, воспитывающую, образовательную, но в коррекционной школе очень важно правильно и четко оп

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Уроки изобразительного искусства.

Шинкель сказал: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой…».

Эти слова хочется сделать эпиграфом к каждому уроку ИЗО. Познать красоту мира – вот цель уроков изобразительного искусства.

Организация уроков изобразительного искусства в коррекционной школе имеет свои специфические особенности. Наблюдая за развитием детей с ограниченными возможностями здоровья, становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Не каждый ребенок станет художником. И этого не изменят ни самые лучшие психологические рекомендации, ни педагогические методики, ни опыт педагога. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и потенциал этот надо раскрыть. Тут нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Поэтому преподаватель изобразительного искусства должен вести себя так, будто все дети – потенциальные художники. На практике это, в частности, означает, что он будет относиться к каждому ребенку как к творческой личности, не предрешая заранее, как далеко тот сможет пойти в своем развитии. И будет уделять постоянное внимание специфически художественным заданиям.

Предварительная подготовка – основной залог успешного урока. Учащиеся должны иметь все необходимое для урока (ластик, стаканчик для воды, набор кисточек различного размера, точилка, подточенный простой карандаш, лист бумаги с зернистой поверхностью). Подбираются картины, картинки художников, иллюстрации, музыка, соответствующая содержанию урока. Мы с учениками пробовали музыку нарисовать. Пробовали представить, что именно «изобразил» композитор. А образы возникающие при прослушивании этой музыки – нарисуйте.

Начиная с первого класса необходимо приучать детей к тому, что от частого исправление портится рисунок; он приобретает небрежный вид. К уроку надо готовиться добросовестно, ответственно, с любовью. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Учитель готовится к каждому уроку не менее тщательно: планируя, обдумывая каждый этап урока. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок должен быть воспитывающим и развивающим, коррекционно-развивающим.

Учитываю развитие детей, на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся, а весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка.

На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

Необходимо применение здоровьесберегающих технологий, т.е. соблюдаться охранительный режим (проведение минуток для разминки, переключения на другой вид деятельности).

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать их социальной адаптации.

Учитель ставит цели урока: развивающую, воспитывающую, образовательную, но в коррекционной школе очень важно правильно и четко определить коррекционно-развивающие задачи.

*корригировать все виды внимания, переключение внимания, увеличение объема внимания.

*коррекция и развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса, работа над правильным произношением

*коррекция и развитие зрительных, тактильных и слуховых восприятий

*коррекция и развитие мелкой моторики рук: умелости, ритмичности, плавности движений, соразмерности движений

*коррекция и развитие мыслительной деятельности, фантазии,творчества

*коррекция и развитие личностных качеств учащихся (самоконтроль, усидчивость, выдержка, умение выражать свои мысли, чувство красоты)

Существует определенная программа по изобразительному искусству, огромное количество методик по ее выполнению, но практика доказывает, что невозможно следовать слепо рекомендациям и программе. Каждый класс, каждый ребенок по-своему индивидуален. Урок рисования – это сотворчество педагога и ученика. Очень важны: характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность, умеренность, его влияние на эмоционально - волевую деятельность и поведение учащихся. Необходима словарная работа: это и расширение словарного запаса и работа с необходимыми терминами. Немаловажную роль играет и предлагаемая наглядность, образцы. Эстетичность, яркость, четкость изображения обязательны. Я часто использую музыку на различных этапах работы, но на каждом уроке музыкальное сопровождение лучше не применять (теряется эффект воздействия).

Во время проведения урока в коррекционной школе должны соблюдаться следующие условия:

*повторение тем проходит в следующих классах с усложнениями, дополнениями;

*необходим замедленный темп объяснения темы, приемов рисования, упрощение структуры материала и формируемых умений и навыков; дифференцированные задания;

*по возможности больше задействовать эмоциональные чувства;

*делать опору на наиболее развитые положительные качества ученика и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы;

*при рисовании сложных рисунков проводить расчленение его на отдельные элементы;

*в работе использовать как можно больше разнообразных приемов и методов с целью развития познавательных процессов;

*при использовании наглядного материала, натуры уделять особое внимание качеству красоте, яркости;

*в предварительной беседе, рассматривании, обсуждении предстоящей работы побуждать детей к речевой активности, обогащению словарного запаса;

*осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход

Наиболее приемлемыми методами обучения в школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха - необходимое условие для перерастания положительного отношения к предмету в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Этот успех запоминается надолго и является стимулом к учебе. С этой целью я устраиваю «выставку» в классах, персональные выставки в школе, мы принимаем участие во всех выставках рисунков на определенную тему (на тематических неделях, к определенным датам).

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. В изучении жизненных ситуаций неоценимую помощь оказывают презентации, интерактивная доска. Одновременно у детей развивается речь, память и появляется интерес к выполнению рисунка.

Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа или работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любили мои ученики создавать рисунки-декорации, которые использовались для кукольных спектаклей (которые проводились во внеурочное время).Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления . Ребенок активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу.

Метод «любования» я использовала на уроках – беседа об изобразительном искусстве различного направления. Использование красивой музыки, красочных картин усиливают эмоциональное настроение.

По возможности я использую приемы активного обучения. Это: игра, придумывание интересного сюжета, фантазирование, спор и т.п.

При отборе форм проведения отдельных частей урока я выделяла в них вступительную часть, промежуточную или заключительную. Учитывала, что участвовать будет весь класс. Однако, нужно помнить, что олигофрены легко возбуждаются, быстро отвлекаются, забывая о главном. Правила игры или беседы должны излагаться кратко, доступно. результат игры должен быть хорошо понятен учащимся.

Использование интересных форм игры дает возможность не только заинтересовать детей, увлечь рисованием, но и развивать учеников, активизировать, углублять и закреплять знания. Игровые моменты я использую на различных этапах урока: во вступительной беседе, чтобы указать на наличие общих ошибок, при подведении итогов. В первом классе игровые моменты применяются особенно широко.

Суть игровых упражнений заключается в выполнении конкретных заданий. Упражнение – это методически правильно организованное действие, специально подобранное с определенной целью. Игровое упражнение должно выполняться в индивидуальном темпе, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

    формирование положительной мотивации;

    повышение познавательной активности учащихся;

    развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

    раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

    развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    развитие универсальных навыков, приемов рисования,

Чего я жду от уроков рисования?

Чтобы каждый урок приносил много нового, интересного, радостного. Познается мир, накапливаются впечатления, ученики увидят красоту окружающего мира, обогащается воображение.

Становится разнообразнее речь, обогащается словарный запас, активнее мышление, рисунки интереснее и радостнее.

Отрабатывается точность движения руки, развивается мелкая моторика рук.

Ученик учится планировать последовательность выполнения работы, подбор техники выполнения, сочетания цветов, тональность, яркость.

Научится тому, как один предмет принимает множество положений, как смешивать краски.

Научатся при рисовании использовать различную технику и разнообразный материал: карандаши, мелки, гуашь, акварель, масляные краски, фломастером, ручкой.

Очень важно все новое, необычное, интересное в рисунках отмечать, принимать фантазию и выдумку ребенка. Детские рисунки обязательно вывешивайте на доску, ни в коем случае нельзя критиковать работу ребенка. Юный художник сможет гордиться тем, что его труд, его творчество приносит радость не только ему, а и другим людям тоже. Повышается его самооценка. А если работа не получилась? Необходимо отметить, что «именно вот этот момент в рисунке хорошо получился и при старании все получится хорошо».

Я стараюсь помочь каждому ребенку почувствовать весь спектр возможностей рисования, красоту окружающего мира, видеть красоту в обычных предметах. Рисование без кистей и карандашей – это не только развлечение, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики у ребенка. Соответственно подобные занятия рисование будут способствовать развитию речи у детей до года и памяти. Помимо этого малыш будет тренироваться лучше управлять своим телом, быстрее научится сидеть и ходить.

Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. Дети любят рисовать всё, что их окружает. И даже, если вам не нравится выполненная работа, изображаемый предмет, или тема не соответствует заданной теме – не спешите делать отрицательную оценку его работе. В чем причина неудачи? Нет опыта, работа не соответствует складу его характера, настроению, темпераменту. При оценке следует также учитывать индивидуальность ученика. В случаях, когда ученик делает изменения, дополнения к предложенной теме, лучше разрешить ему рисовать по желанию. Всегда следует отметить положительные стороны работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока.

Оценке складывается из: возрастных особенностей ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке. Правильного понимание поставленных задач при выполнении учебных работ, р аскрытия темы, и достижение точности. Владение основами изобразительной грамоты, умение последовательного выполнения работы расположения в пространстве, передачи цвета, степень сходства или передача основных признаков (в зависимости от возраста)

Если это не рисование с натуры, то: импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы, оригинальность.

Но есть главное правило в работе с детьми, не навреди. Иногда ученик рисует совсем не то, что задано, не отбейте охоту к изобразительному искусству. Поговорите, что он рисует, о чем думает, помогите ему в работе. Важнее сам ребенок, а не его оценка за предложенную работу.

БОУ КМР ВО « Талицкая средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 3, 5, 7 -9 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

на учебный год

Составитель рабочей программы:

учебный год

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по изобразительному искусству С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ .

Структура рабочей программы по ИЗО

предусматривает следующие разделы:

I. Пояснительная записка

II. Основное содержание предмета, практические работы

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Нормы оценок

V. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ИЗО

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

· Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

· Учебный план БОУ КМР ВО « Талицкая СОШ» на учебный год.


Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

1. Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

2. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

3. Развитие аналитико - синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

4. Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

Практико-ориентированная направленность содержания обучения;

Применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

Применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.


Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

· коррекционно – обучающую;

· коррекционно – развивающую;

· коррекционно – воспитательную;

· воспитание положительных качеств личности;

· развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

Межпредметные связи:

· ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

· ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

· ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

· ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

Учебно-тематический план по изобразительному искусству

предусматривает следующее распределение по часам:

ü По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в3, 5 и 7 кл.;

ü По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в 3, 5 и 7 кл.; в 8-9кл. 1ч. в неделю, 34 часа в год за счет факультатива. ;

ü Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

8-9 классы

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Школьная газета

Аппликация

Учебно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства

Предмет

название учебников, издательство

Входит в Федеральный перечень учебников

Изобразительное искусство 5 – 7 классы

Специальных учебников нет.

Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится

Практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;

Составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов

Составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям

Демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров

- Развитие воображения и творческого мышления

- Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.

Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.

II . Основное содержание предмета, практические работы по ИЗО

Краткое содержание рабочей программы по ИЗО

(по крупным разделам программы)

I четверть (8 ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование

Рисование на темы.

Беседы об

изобразительном

искусстве.

II четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы. Беседы об

изобразительном

искусстве

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

III четверть (10ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы Беседы об

изобразительном

искусстве.

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

IV четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Беседы об

изобразитель-ном

искусстве

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Рисование на темы

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

5 класс

Темы

Краткое содержание тем

Рисование с натуры

Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.

Рисование на темы

Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.

Беседы об изобразительном искусстве

Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.

7 класс


М.А. Овчинникова
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Елабуга, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елабужская школа №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Работа с детьми на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе VIII вида
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
У этих детей отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, иногда чересчур обидчивы. Их поведение лишено стойких мотивов.
В настоящее время преобладает количественный подход в оценке качеств человека. Наука относится к человеку, как к прибору, параметры которого можно измерить и, соответственно, определить его место среди других людей. В психологии возникло понятие норма и ее количественная оценка. Однако, понятие нормы очень условно и чаще всего означает большинство (или около 70%). Все остальное не норма, которая включает в себя и недостаточность и одаренность.

Одаренность - это не просто избыток над нормой, часто она сопровождается недостатком в других областях, а недостаточность (в частности интеллектуальная) может сопровождаться одаренностью в чем-либо другом. Для актуализации компенсаторных возможностей были предложены методы, направленные на выявление этих возможностей и организацию пространства для работы, а также на активизацию элементарных и высших психических функций в комплексе.
У умственно отсталых школьников наблюдается недоразвитие целенаправленности деятельности, что выражается прежде всего в нарушении ориентировки в задаче. При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя дети-олигофрены приступают к выполнению поставленной задачи без должной предварительной ориентировки в ней.
Это отчетливо обнаруживается у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида. Так, при выполнении практических действий с предметами по предложенному образцу они приступают обычно сразу к построению объекта, не анализируя предварительно образец, следовательно, появляется множество ошибок.
Рисунки детей до коррекции

Формирование графических навыков
Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования графических навыков у учеников коррекционной школы VIII вида. При формировании графических навыков обнаруживаются следующие недостатки.
1. Недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения.
2. Неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.), недостаточная дифференцированность восприятия и представлений.
3. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности.
4. Грубое (у определенных групп) нарушение моторики, нескоординированность движений, параличи, парезы и др.
В результате этого графические навыки формируются на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормально развивающихся школьников. У умственно отсталых затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др. В структуре речи умственно отсталых наблюдаются нарушения всех ее сторон: информационной, эмоционально-выразительной, регулятивной. Характерны бедный словарный запас, примитивность высказываний. Таким детям трудно действовать по словесной инструкции, они не могут согласовать речь и деятельность, прокомментировать происходящее.
Общие дидактические принципы
1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Формирование у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения.
2. Принцип связи обучения с жизнью. Для этих детей важно знать, зачем нужны те или иные знания, они должны быть закреплены на практике, перенесены в реальную жизнь.
3. Принцип научности и доступности предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Важное значение для систематизации имеют уроки обобщающего повторения.
5. Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное усвоение ЗУНов, использование этих знаний в жизни.
6. Принцип наглядности в обучении. Самый важный, с него начинается обучение. Использование игрушек, картинок, иллюстраций. Необходимо правильное соотношение наглядных и словесных методов.
7. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.
8. Принцип прочности в обучении. В школе 8 вида необходимо постоянное повторение. Повторение предусмотрено в самой программе школы 8 вида.
Специфические принципы обучения
1. Принцип коррекционной направленности в обучении. В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета. Помимо предметов общей подготовки в программу введены специальные дисциплины (социально-бытовая ориентировка). На таких уроках решаются коррекционные задачи. Коррекционные задачи решаются и на уроках общеобразовательного цикла.
2. Принцип профессионального характера трудового обучения. Школьников обучают доступным профессиям. По окончании коррекционной школы сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивают квалификационный разряд. Таким образом, выпускаясь из школы, они уже имеют профессию.
3. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной школе. Направленность всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения материала по труду.
4. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные и неточные знания. Для того, чтобы их сформировать необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.
Работа на уроках, мероприятиях

Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.
Наиболее целостным отображением действительности является восприятие. Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания у умственно отсталого ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).
Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.
Коррекция нарушений, свойственных умственно отсталым школьникам, осуществляется путем избирательного воздействия (по Выготскому) на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между объектами. Продуктивность такой работы возрастает благодаря целенаправленному использованию вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве.
Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путем тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы.
В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.
В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.
Внеурочная деятельность по предмету
Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление.
В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.
Работы детей

Наглядность
На уроках рисования часто используются игрушки, которые служат учебными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Используя на уроках игрушки и скульптуру малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не только о том, что изображено, но и как изображено. Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов. Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след осознании детей.
Правильное использование наглядности в сочетании со словом обогащает представления детей, делает обучение более доступным, развивает мышление и наблюдательность, способствует углубленному и прочному усвоению учебного материала.
Один из создателей советской вспомогательной школы А. Н. Граборов, подчеркивая значение дидактических средств коррекции, писал: «...Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования
Среди наглядных средств обучения важное место занимает педагогическое рисование - выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями.
Результаты деятельности. Грамоты детей.

Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся. адаптироваться им в социуме и начать полноценную самостоятельную жизнь.
Примечания
Астафьева О. П., Имашева Е. Г. Коррекционная психология.
Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М., 1997.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст]. – М.: Просвещение, 2007.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст]. – М.: Академия, 2002. –207 с.
Воспитание и обучение во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой– М.: Школа – ПРЕСС, 2004. – 416 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – 500 с.

Статья по теме:

«Коррекционно-развивающее значение уроков декоративного рисования для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Овчинникова Светлана Александровна, учитель ОГКОУ СКОШ № 39 VIII вида г. Ульяновск.
Описание. Данная статья будет полезна для учителей начального блога специальной (коррекционной) школы VIII вида. Поможет в разработке планирования тематики уроков изобразительного искусства.
Цель: распространение педагогического опыта.
Задачи:
- познакомить педагогов с коррекционно-развивающим значением уроков декоративного рисования;
- сообщить о доступности декоративного рисования детьми с ОВЗ;
- вызвать интерес у педагогов к данному материалу и использование его в планировании тем уроков рисования.

Латинское слово «декор» означает «узор» . Отсюда декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов. Декоративному рисованию обучающиеся коррекционной школы отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы.
Тесно соприкасаясь с декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен обучающимся коррекционной школы. Параллельно с практическими занятиями декоративным рисованием обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий.




Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе практических занятий отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. При составлении узоров обучающиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование их по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большее количество разнообразных орнаментов.


Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, то есть расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно обучающиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует детей и тем самым активизирует их деятельность.


Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, освоить тот или иной способ действий.
Во время декоративного рисования обучающиеся отрабатывают ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду. Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.



Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью изображения, чем другие виды изобразительной деятельности, и во многом соответствует возможностям умственно отсталых школьников.
В процессе декоративного рисования, проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений обучающихся о геометрических формах. Геометрическая форма, как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то в других видах занятий связывается с предметом, то есть происходит опредмечивание.
В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой – круг маленький, круг большой – круг маленький).


Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг – квадрат, круг - квадрат).
Более сложную композицию, состоящую из двух – трех форм и других геометрических элементов.



При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая, правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и другие в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества.
Яркость, красочность, ритмичность, присущие работам декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. Обучающие упражняются в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном.
В начальный период следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами, а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета. Надо давать детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов.


Заключение. Уроки изобразительного искусства оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (моторика рук), развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия.




Это самодельные трафареты, которыми пользуемся на уроках рисования. А заводскому трафарету лет 20, он уже не отмывается, кое-где укреплен скотчем. В магазинах таких не видела.

В качестве фотоматериалов к статье использовала детские работы, выполненные на уроках рисования.

Спасибо за внимание.

Литература.

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1975.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах

Рисование является одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании ребенка. Но многие люди не придают рисованию особого значения, считают его одной из форм досуга.

В школах же рисование занимает очень скромное место, ведь ему уделяют очень мало времени и считают его дополнительным, а не основным предметом для детей. Хотя рисование дает ребенку очень многое.

В истории развития человечества рисунок играет большую роль, как средство общения, передачи информации, самовыражения, даже прежде чем появилось письменность. Рисование положило основу изобразительному искусству и многим видам других.

В системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы уроки изобразительного искусства имеют большое значение и являются одним из самых главных и необходимых моментов в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации «особого» ребенка.

На уроках ИЗО развивается целый комплекс качеств, умений и навыков ребёнка. Во-первых он обращает пристальное внимание на формы, светотени и цветные оттенки. Во-вторых, он развивает у себя глазомер, понимает перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление. В-третьих, у ребенка вырабатывается отчетливая зрительная память, которая побуждает его к исследованию, развитию эстетического вкуса и взгляда. Он воспитывает в себе благородный вкус, развивает чувство прекрасного, одухотворяет свои взгляды и свою жизнь. Изобразительная деятельность развивает в нем психологическую оценку выражения лица, значение поз и движений. И, несомненно, школьник получает огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества.

С точки зрения психологии изобразительное искусство можно рассматривать как изобразительную деятельность (ИЗО деятельность). Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятия, памяти, внимания. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

В рамках ИЗО деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации.

На начальном этапе (в младшей группе) занятия проводят на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО деятельности.

Операциональные предпосылки ИЗО деятельности формируются на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога.

Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследования анализа строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.

Сколько проводить занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), при этом их логическая последовательность сохраняется в ИЗО коррекционной школы. Ребенок, который умеет рисовать, облегчает себе обучение других школьных предметов, ведь от рисования малыш получает огромную пользу, особенно, развитие своего собственного логического мышления. В работу включаются двигательные и зрительные, мускульные и осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование помогает ребенку развивать память и внимание, учит ребенка правильно думать и анализировать ситуацию, сочинять и воображать. Расширение запаса собственных знаний очень хорошо влияет на умственное развитие у детей.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования