Какой транспорт выгоднее: собственный или наемный? Бизнес-план транспортной

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Говорят, что счастье - это отсутствие выбора. Пикантность же нашей ситуации состоит в том, что заинтересованные юридические или физические лица вынуждены выбирать, пусть даже только из трёх позиций: собственный, наёмный транспорт или и то и другое вместе в определённой пропорции. Когда выбор верен, бизнес находится на подъёме.

Процесс принятия решения разбивается ещё множеством вопросов: каково оптимальное соотношение собственного и наёмного транспорта в компании в зависимости от профиля деятельности? Какие факторы влияют на выбор марок и моделей автомобилей для подвижного состава компании? Где ремонтировать свой автопарк - строить собственную ремонтную зону или пользоваться услугами «на стороне»? Как грузовладельцу не ошибиться в выборе транспортной или экспедиционной компании-партнёра?

Это лишь некоторые вопросы, на практике их гораздо больше. О том, как руководители автотранспортных компаний подходят к решению этой многогранной проблемы, о пути достижения экономического счастья в сентябре текущего года шёл разговор на Третьем Международном Автотранспортном Форуме в Москве в «Крокус Экспо» на конференции «Практика профессионалов».

Собственный транспорт всегда выгоднее, чем наёмный?

Метод-инженер Schneider Electric, кандидат экономических наук, независимый эксперт по логистике Роман Беспалов представил своё виденье вопроса: «на самом ли деле собственный транспорт всегда выгоднее, чем наёмный?».

По мнению Р. Беспалова, собственный транспорт выгоднее, чем наёмный, но только при условии обеспечения масштабируемости транспортного парка, построения эффективной системы контроля и управления транспортными бизнес-процессами, а также при грамотной мотивации персонала. В ситуации, когда транспортировка грузов является непрофильной для предприятия функцией, вопрос логично ставить прямо противоположно: какой комплекс мер нужно предпринять, чтобы собственный транспорт не был менее выгодным, чем наёмный? Сразу оговоримся, что речь пойдёт о предприятиях, имеющих в своём распоряжении не менее пятидесяти большегрузных автомобилей.

Анализ плюсов и минусов собственного и наёмного автопарков

Преимущества собственного автопарка:

  • клиентам предоставляется максимально высокий уровень сервиса за счёт гибкого регулирования сроков и частоты отправления грузов;
  • полный контроль технического состояния и местонахождения транспортных средств (при условии оборудования их радиостанциями, RFID-метками, GPS-приборами и пр.), что обеспечивает высокий уровень точности соблюдения сроков доставки;
  • возможность применения гибких мотивационных схем для водителей и экспедиторов.

К недостаткам собственного транспортного парка следует отнести:

  • вынужденное долгосрочное замораживание финансовых средств, затраченных на приобретение транспортных средств и объектов недвижимости для организации гаражных боксов, ремонтных мастерских, складов для хранения ГСМ, запчастей и пр.;
  • увеличение налогооблагаемой базы;
  • амортизация основных средств;
  • расходы на страхование;
  • необходимость регулярного контроля технического состояния автомобилей (расходы на техобслуживание машины и её ремонт составляют приблизительно 60 % от общего числа затрат на автопарк);
  • затраты на администрирование автомобильного хозяйства;
  • затраты на наём дополнительного транспорта в случае недостатка собственного;
  • холостой пробег и простои в периоды сезонных спадов, ремонта транспортного средства;
  • распыление усилий и финансовых средств на непрофильную деятельность.

Преимущества наёмного автопарка:

  • полное отсутствие недостатков, присущих собственному транспорту;
  • простота управления процессом доставки.

Недостатки наёмного транспортного парка:

  • затраты на компенсацию подачи автотранспорта под погрузку;
  • риски при выборе поставщиков услуг;
  • необходимость постоянного мониторинга рынка на предмет более выгодных вариантов сотрудничества;
  • ошибки, совершённые сторонней транспортной компанией, всё равно ложатся на вашу компанию;
  • недостаточная гибкость транспортной компании - поставщика услуг при необходимости ранее незапланированных доставок;
  • недостаточное развитие рынка аутсорсинга транспортных услуг;
  • высокая стоимость транспортных услуг.

Относительно последнего пункта - высокой стоимости услуг наёмного автотранспорта - можно сказать, что таковой она кажется до момента, пока не будут подсчитаны издержки на содержание собственного транспортного парка.

Возможные варианты создания собственного транспортного парка

Это может быть покупка с единовременной выплатой полной стоимости автомобилей. Какие-либо скрытые риски здесь отсутствуют, но существенные финансовые средства будут изъяты из оборотных средств. Это ограничит возможность инвестиций предприятия, к тому же произойдёт автоматическое увеличение налогооблагаемой базы.

Можно рассмотреть покупку транспортных средств в кредит. В этом случае не требуется извлечение из оборота компании всей суммы денег единовременно, но существуют некоторые негативные факторы. В кредитно-финансовое учреждение необходимо будет представить пакет документов о финансовом состоянии предприятия. Дополнительным финансовым бременем на компанию ляжет обязательное страхование КАСКО каждого автомобиля. До полного погашения кредита транспортные средства будут находиться в залоге у банка, что лишит компанию возможности совершать с автомобилями какие-либо действия. Например, продать машину станет уже невозможно до погашения кредита. Банку, сомневающемуся в финансовой благонадёжности фирмы, может потребоваться дополнительный залог. К тому же после подписания кредитного договора на заёмщика переходят все риски, связанные с владением транспортными средствами.

Если воспользоваться финансовым лизингом, то экономия средств по сравнению с прямой покупкой и приобретением в кредит транспортного средства, составляет до 20 % от стоимости автомобиля за счёт некоторых особенностей. В лизинге существуют возможности легального сокращения налоговых платежей, упрощён бухгалтерский учёт, к минимуму сводятся административные затраты. Лизинг позволяет избежать морального и физического износа автопарка.

Возможные варианты осуществления перевозок третьими лицами

Здесь поле для манёвров значительно шире - можно полностью передать процесс управления транспортным парком в аутсорсинг. Ещё большей эффективности можно добиться при одновременной передаче в аутсорсинг и складских функций (использование услуг 3PL операторов).

Существует и такая услуга, как оперативный лизинг. Это подразумевает то, что кроме непосредственно транспортного средства лизингодатель предоставляет набор дополнительных услуг, связанных с сервисным, техническим, административным и прочим обслуживанием автотехники. В том числе может быть предоставлена услуга управления транспортным средством. Но из-за того, что этот рынок ещё не развит на постсоветском пространстве, по разным оценкам оперативный лизинг дороже полного аутсорсинга на 10 - 20 %.

Также можно воспользоваться услугами транспортно-экспедиторских компаний или компаний-автоперевозчиков. Практикуется наём (с оформлением договоров) индивидуальных владельцев транспортных средств.

Использование услуг экспедиторских компаний, компаний-автоперевозчиков и водителей - индивидуальных владельцев транспортных средств - наиболее широко распространено в работе предприятий. По принципу взаимоотношений эти варианты похожи, с той лишь разницей, что при подписании договоров с владельцами транспортных средств уровень контроля значительно выше.

Критерий выбора - собственный или наёмный транспорт?

Среди факторов, влияющих на выбор (своим или чужим транспортом осуществлять доставку груза), важнейшая роль отводится экономическому фактору.

Экономическая оценка состоит из двух этапов.

1. Следует определить оптимальное соотношение объёма работы для собственного и наёмного автопарка. Одной из важнейших причин снижения эффективности собственного автопарка являются простои из-за сезонности продаж. Избежать потерь подобного рода - одна из основных задач в управлении собственным автопарком. Поэтому максимально эффективный транспортный парк не может состоять только из собственного транспорта, а должен дополняться наёмным. При выборе такого варианта работы потребность в перевозках для расчёта количества необходимых единиц собственного транспорта определяется как минимальное значение возможных объёмов работ.

На этапе создания собственного автопарка должны рассматриваться альтернативные возможности использования «лишнего» транспорта (например, продажа услуг по перевозке свободными автомобилями).

Здесь сравниваются возможные затраты на собственный транспорт с затратами на наёмный в следующей последовательности:

  • производится анализ рынка поставщиков транспортных услуг и выбираются те, которые наиболее полно удовлетворяют существующим требованиям;
  • на основании существующих на рынке тарифов рассчитывается средняя стоимость перевозки (например, за час работы);
  • рассчитываются издержки на использование собственного автопарка;
  • на основании расчётов строятся графики, в точке пересечения которых находится та самая точка безразличия.

При расчёте затрат на содержание собственного транспорта следует учитывать следующие статьи расходов:

  • постоянные затраты - фонд оплаты труда (если оплата сдельная, данный пункт будет находиться в переменных издержках), ремонт и техническое обслуживание, износ, ремонт и хранение автомобильных покрышек, общехозяйственные расходы, амортизация основных средств, налоги, страхование рисков;
  • переменные затраты - горюче-смазочные и прочие эксплуатационные материалы, непредвиденные расходы.

Например, собственные постоянные издержки равны 37984 долларам, собственные переменные издержки - 1,4 долл./час. Среднерыночный тариф перевозчика составляет 5 долл./час. Точка безразличия находится на уровне примерно 11100 часов. Это значит, что при стандартном восьмичасовом рабочем дне и тридцатидневном рабочем месяце с данным потоком грузов справятся примерно 46 автомобилей (количество автомобилей = 11100308 ≈ 46,25). Другими словами, если объём потребности в перевозках будет больше, чем 11100 часов в месяц, то более экономичным вариантом будет организация собственного автопарка.

Обеспечение эффективного управления и контроля работы автопарка

Существует множество факторов, снижающих эффективность работы транспортного парка. Они могут быть связаны как с внешним воздействием (например, пробки на дорогах), так и с ошибками собственного персонала. Отсутствие специальных средств контроля неизбежно приведёт к финансовым потерям.

Для обеспечения необходимого уровня управления и контроля могут быть использованы следующие методы:

  • применение геоинформационных приложений для планирования маршрутов доставки;
  • использование оборудования оперативной связи с транспортным средством (радиостанции), мониторинга и навигации по маршруту (системы на основе GPS);
  • использование информационных систем для учёта и анализа транспортных издержек;
  • внедрение эффективных мотивационных схем для персонала всех уровней.

Корпоративная стратегия развития

Необходимо понимать, что снижение объёма оборотных средств может помешать компании в достижении намеченных ключевых показателей эффективности. Доказано практикой, что открытие предприятием новых направлений деятельности приносит значительно меньшую отдачу по сравнению с инвестицией тех же средств в развитие своей основной деятельности.

Так, например, организация торговой фирмой собственного транспортного подразделения при наилучшем раскладе принесёт рост рентабельности на 10 - 15 %, тогда как открытие новых магазинов при инвестировании той же денежной суммы способно обеспечить рост рентабельности до 30 %.

Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что на первых порах - три-шесть месяцев - эффективность работы собственного автопарка будет ниже, чем услуги профессиональных перевозчиков из-за отсутствия опыта у персонала и необходимости урегулирования множества организационных, административных и правовых аспектов деятельности.

Часто встаёт вопрос: необходим ли компании спецтранспорт (краны, цистерны, бетономешалки, инкассаторские автомобили) и насколько регулярным предполагается его использование? Очевидно, что если спецтранспорт нужен часто, его лучше иметь в собственности, поскольку стоимость его аренды высока. Велика и вероятность того, что у поставщиков услуг спецтехники в нужный момент может не оказаться машин в наличии.

И ещё один немаловажный аспект в построении стратегии развития компании: нужно сразу определить, что для фирмы важнее - максимально высокий сервис для клиента или же минимальные логистические издержки? Собственный автопарк позволит выполнять заказы клиентов с максимальной оперативностью, но очевидно, что она не обойдётся дёшево. Если специфика деятельности компании такова, что выгодней максимально удовлетворить потребности клиента, а не экономить на логистике, тогда выбор однозначно следует сделать в пользу собственного автопарка (или как минимум наличия нескольких машин хотя бы для выполнения срочных доставок). В противном случае - выгодней доверить задачу доставки груза профессионалам.

Прежде чем осуществить какие-либо вложения, инвесторы в обязательном порядке стараются узнать, когда инвестиции начнут приносить прибыль.

Для этого используется такой финансовый коэффициент как срок окупаемости.

Понятие

В зависимости от целей финансовых вложений можно выделить несколько основных понятий срока окупаемости .

Для инвестиций

Срок окупаемости – это промежуток времени, по прошествии которого сумма вложенных средств сравняется с суммой полученных доходов. Иными словами в этом случае коэффициент показывает, какое время потребуется для того, чтобы вернуть вложенные деньги и начать получать прибыль.

Нередко показатель используется для того, чтобы выбрать один из альтернативных проектов для инвестиций. Для инвестора более предпочтительным будет тот проект, значение коэффициента у которого меньше. Это связано с тем, что он быстрее станет доходным.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Для капитальных вложений

Данный показатель позволяет оценить эффективность реконструкции, модернизации производства. В этом случае этот показатель отражает период, в течение которого возникающие в результате экономия и дополнительная прибыль превысят сумму, затраченную на капитальные вложения.

Нередко подобные расчеты используются для оценки эффективности и целесообразности капиталовложений. Если значение коэффициента будет слишком большим, возможно, придется отказаться от подобных вложений.

Оборудования

Срок окупаемости оборудования позволяет рассчитать, за какое время средства, вложенные в данный производственный агрегат, будут возвращены за счет прибыли, полученной при его использовании.

Методы расчета

В зависимости от того, учитывается при расчете срока окупаемости изменение стоимости денежных средств с течением времени или нет, традиционно выделяют 2 способа расчета этого коэффициента:

  1. простой;
  2. динамичный (или дисконтированный).

Простой способ расчета представляет собой один из самых старых. Он позволяет рассчитать период, который пройдет с момента вложения средств до момента их окупаемости.

Используя в процессе финансового анализа этот показатель, важно понимать, что он будет достаточно информативен только при соблюдении следующих условий :

  • в случае сравнения нескольких альтернативных проектов они должны иметь равный срок жизни;
  • вложения осуществляются единовременно в начале проекта;
  • доход от инвестированных средств поступает примерно равными частями.

Популярность такой методики расчета обусловлена ее простотой, а также полной ясностью для понимания.

Кроме того простой срок окупаемости довольно информативен в качестве показателя рискованности вложения средств . То есть большее его значение позволяет судить о рискованности проекта. При этом меньшее значение означает, что сразу после начала его реализации инвестор будет получать стабильно большие поступления, что позволяет на должном уровне поддержать уровень компании.

Однако помимо указанных достоинств, простой метод расчета имеет ряд недостатков . Это связано с тем, что в этом случае не учитываются следующие важные факторы:

  • ценность денежных средств значительно изменяется с течением времени;
  • после достижения окупаемости проекта он может продолжать приносить прибыль.

Именно поэтому используется расчет динамического показателя.

Динамическим или дисконтированным сроком окупаемости проекта называют длительность периода, который проходит от начала вложений до времени его окупаемости с учетом дисконтирования. Под ним понимают наступление такого момента, когда чистая текущая стоимость становится неотрицательной и в дальнейшем таковой остается.

Важно знать, что динамический срок окупаемости будет всегда больше, чем статический. Это объясняется тем, что в этом случае учитывается изменение стоимость денежных средств с течением времени.

Далее рассмотрим формулы, применяющиеся при расчете срока окупаемости двумя способами. Однако важно помнить, что при нерегулярности денежного потока или различных по размеру суммах поступлениях удобнее всего пользоваться расчетами с применением таблиц и графиков.

Способ расчета простого срока окупаемости

При расчете используется формула вида:

Пример 1

Предположим, что некий проект требует вложений в размере 150 000 рублей. Ожидается, что ежегодные поступления от его реализации составят 50 000 рублей. Необходимо рассчитать срок окупаемости.

Подставим имеющиеся у нас данные в формулу:

РР = 150 000 / 50 000 = 3 года

Таким образом, ожидается, что вложенные средства окупятся в течение трех лет.

Предложенная выше формула не учитывает, что в процессе реализации проекта может возникать не только приток средств, но и их отток. В этом случае полезно воспользоваться модифицированной формулой:

РР = К0 / ПЧсг, где

ПЧсг — , получаемая в среднем за год. Она рассчитывается как разность между средними доходами и расходами.

Пример 2

В нашем примере дополнительно введем условие, что в процессе реализации проекта существуют ежегодные издержки в размере 20 000 рублей.

Тогда расчет изменится следующим образом:

РР = 150 000 / (50 000 – 20 000) = 5 лет

Как видим, срок окупаемости при учете издержек оказался больше.

Подобные формулы расчета приемлемы в случаях, когда поступления по годам одинаковы. На практике это встречается редко. Гораздо чаще сумма притока изменяется от периода к периоду.

В этом случае расчет срока окупаемости осуществляется несколько иначе. Можно выделить несколько шагов этого процесса:

  1. находится целое количество лет, за которые сумма поступлений максимально приблизится к сумме инвестиций;
  2. находят сумму вложений, которые еще непокрыты притоками;
  3. считая, что вложения в течение года идут равномерно, находят количество месяцев, необходимых для достижения полной окупаемости проекта.

Пример 3

Сумма инвестиций в проект составляет 150 000 рублей. В течение первого года ожидается получение дохода в размере 30 000 рублей, второго – 50 000, третьего – 40 000, четвертого – 60 000.

Таким образом, за первые три года сумма дохода составит:

30 000 + 50 000 + 40 000 = 120 000

За 4 года:

30 000 + 50 000 + 40 000 + 60 000 = 180 000

То есть, срок окупаемости больше трех лет, но меньше четырех.

Найдем дробную часть. Для этого рассчитаем непокрытый остаток после третьего года:

150 000 – 120 000 = 30 000

30 000 / 60 000 = 0,5 года

Получаем, что окупаемость инвестиций составляет 3,5 года.

Расчет динамического срока окупаемости

В отличие от простого, этот показатель учитывает изменение стоимости денежных средств с течением времени. Для этого вводится понятие ставки дисконтирования.

Формула приобретает следующий вид:

Пример

В предыдущем примере введем еще одно условие: годовая ставка дисконтирования – 1%.

Рассчитаем дисконтированные поступления за каждый год:

30 000 / (1 + 0,01) = 29 702,97 рублей

50 000 / (1 + 0,01)2 = 49 014,80 рублей

40 000 / (1 + 0,01)3 = 38 823,61 рублей

60 000 / (1 + 0,01)4 = 57 658,82 рублей

Получаем, что за первые 3 года поступления составят:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 = 117 541,38 рублей

За 4 года:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 + 57 658,82 = 175 200,20 рублей

Как и при простой окупаемости, проект окупается более чем за 3 года, но менее чем за 4. Рассчитаем дробную часть.

После третьего года непокрытый остаток составит:

150 000 – 117 541,38 = 32 458,62

То есть до полного срока окупаемости не хватает:

32 458,62 / 57 658,82 = 0,56 года

Таким образом, окупаемость инвестиций составит 3,56 года. В нашем примере это не намного больше, чем при простом способе окупаемости. Однако ставка дисконтирования нами была принята слишком маленькая: всего 1%. На практике она составляет около 10%.

Срок окупаемости является важным финансовым показателем. Он помогает инвестору оценить насколько целесообразны вложения в тот или иной проект.

Следующая видео лекция посвящена основам финансового планирования, инвестиционному плану и сроку окупаемости:

Срок окупаемости оборудования – это экономический показатель, который необходимо рассчитывать при анализе и планировании хозяйственной деятельности. Он характеризует время, за которое деньги, потраченные на приобретение очередного средства производства, возвратятся в полном объеме за счет использования агрегата.

Для начала определите сумму, которую компания готова выделить для покупки нового оборудования . В нее включите непосредственно стоимость приобретения, а также расходы, связанные с установкой и наладкой. Например, если планируется обзавестись дополнительным конвейером, который позволит перераспределить нагрузку, то в параметре «Капитальные вложения» посчитайте цену аппарата, сумму доставки, стоимость работ по монтажу и запуску. Однако если все подготовительные мероприятия осуществлял штатный сотрудник фирмы, и поэтому организации удалось избежать дополнительных расходов, то и сверх покупных затрат прибавлять ничего не нужно.

Вычислите размер валового дохода, полученного от использования оборудования . Например, если в новой печи в месяц будет выпекаться буханок хлеба и продаваться по цене 20 р за единицу товара, а затраты на сырье из расчета одной булки составят 5 р, то валовая прибыль будет равна 7 р (7 = (20 р – 5 р) *). При этом расходы на содержание зарплатного фонда не учитываются, но если для обслуживания оборудования будет нанят дополнительный персонал, то выплаты вновь принятым сотрудникам необходимо учесть. Налоговые отчисления следует проигнорировать – они в любом случае будут зависеть от итоговой суммы дохода. Таким образом, валовый доход – это разница между продажной ценой и себестоимости продукции, в торговле – сумма надбавок.

Подставьте найденные показатели в формулу:T = К / ВД, где T – срок окупаемости; К – капитальные вложения; ВД – валовой доход.При подсчете периода окупаемости можно взять любой интервал времени. Если выбран квартал, то сумма валового дохода тоже берется из расчета за 3 календарных месяца.

Вместо показателя доходности можно подставить величину экономии, которая станет возможной после внедрения дополнительной единицы оборудования , ведь согласно народной мудрости, «Сэкономил – значит заработал».

  • О умении рассчитать окупаемость
  • Разработка проекта, как правило, заканчивается расчетом его окупаемости.
  • Срок окупаемости – это тот интервал времени,
  • Как рассчитать срок окупаемости
  • Окупаемость - один из показателей, отражающий эффективность экономической деятельности компании.
  • Сущность срока окупаемости капитальных вложений
  • Расчет срока окупаемости
  • Для оценки эффективности инвестиционного проекта в финансовом менеджменте используются различные методы и критерии.
  • Расчет простого срока окупаемости
  • Расчет дисконтированного срока окупаемости

Думать о том, что умением рассчитать окупаемость должны обладать только экономисты и бизнесмены, в корне неверно. Каждая семья вкладывает денежные средства в квартиры, дома, автомобили и банковские вклады. Все это способно через некоторое время вырасти в цене и принести выгоду своим хозяевам. Поэтому говорить об окупаемости вложений можно и с друзьями, и с коллегами, и с соседями по лестничной площадке. И нет ничего удивительного, если они не знают словосочетание «окупаемость вложений», ведь не всем дано быть экономистами и бизнесменами.

  • - калькулятор
  • - ручка
  • - лист бумаги

Для бытового применения расчет окупаемости крайне прост и незатейлив. Чтобы рассчитать окупаемость, нужно величину вложенных средств разделить на сумму получаемой прибыли. Полученная величина будет показывать период времени, в течение которого наступит окупаемость.

Например, мы купили квартиру на первом этаже жилого дома за 3 000 000 руб. Еще 600 000 рублей мы потратили на ремонт, бюрократические процедуры и обустройство прилегающей территории. После чего, подав объявление, сдали это помещение арендатору, который будет ежемесячно оплачивать коммунальные услуги и сумму в размере 40 000 рублей.

Таким образом, наши вложения составили 3 600 000 руб. А ежемесячная прибыль с проекта – 40 000 рублей. Для полной окупаемости вложений потребуется сдавать наше помещение в аренду в течение (3 600 000 / 40 000) 90 месяцев, или 7,5 лет.

Еще один пример. Друг предлагает нам заняться грузоперевозками. Для этого понадобится автомобиль ГАЗель, который придется приобрести. Предположим, что величина ежемесячной прибыли от грузоперевозок после всех затрат на ремонты и топливо ожидается порядка 40 000 руб. Допустим, мы купим подержанную ГАЗель за 300 000 руб.

Таким образом, окупаемость вложений наступит через (300 000 / 40 000) 7,5 месяцев работы.

Кроме того, окупаемость вложений можно сравнивать, выбирая более выгодные возможности. Сравним доход от ГАЗели из предыдущего примера с доходом по банковскому вкладу при ставке 10,5% годовых.

Для простоты сравнения возьмем сумму вклада, равную стоимости ГАЗели, 300 000 руб. Предположим, что, по условиям банка, проценты выплачиваются в конце срока. Таким образом, по истечению 1 года сумма наших вложений прирастет на (300 000 * 10,5%) 31 рублей. И у нас на руках будет 331 рублей.

За 12 месяцев работы в грузоперевозках мы получим (40 000 * 12) 480 000 руб. С математической точки зрения, это означает, что в наших примерах выгоднее вложить деньги в грузоперевозки, а не в банк.

Надеемся, что теперь вы будете принимать финансовые решения с еще большей рациональностью.

  • доступ в Интернет
  • калькулятор
  • Блокнот и ручка
  • весы (для определения веса груза)
  • сантиметровая лента или рулетка (для определения размеров груза)

Определите расстояние между пунктами доставки. Если перевозка осуществляется междугородняя и на автомобиле, то это расстояние необходимо умножить на два, так как обратная дорога тоже входит в стоимость доставки.

Узнайте стоимость перевозки за один километр. Самый простой способ узнать это – обратиться к сети интернет или позвонить в фирму, которая будет заниматься транспортировкой груза. Также можно использовать различные печатные издания или спросить у знакомых, которые недавно заказывали доставку груза.

Определите вес груза. Если он превышает допустимые нормы, то стоимость будет несколько выше, так как посылка будет перевозиться в других условиях. Например, на другом транспорте, способном перевезти больший вес.

Обратите внимание на габариты. За негабаритные грузы также придется доплатить по причине замены транспорта.

Определите, насколько срочно нужно доставить посылку. В случае если это требуется сделать как можно быстрее, то лучше воспользоваться экспресс доставкой. Практически все фирмы в настоящее время имеют возможность сделать ее. Но цена доставки значительно возрастет.

Определите необходимость дополнительных услуг, при наличии которых оплата возрастает. В различных фирмах спектр оказываемых дополнительных услуг значительно меняется. Это может быть упаковка, охрана груза, страховка, оформление документов самой фирмой. Часто такая ситуация возникает при перевозке объемных и тяжелых грузов.

Рассчитайте итоговую стоимость доставки. Расстояние умножается на стоимость одного километра перевозки, затем умножается на вес посылки и прибавляется добавочная стоимость за излишний вес, негабаритный груз или дополнительные услуги (если таковые имеются).

Видео по теме

Если по каким-либо причинам проект признается неперспективным, меняются его экономические показатели (например, уменьшаются расходы на материалы). Как же можно посчитать окупаемость проекта и что для этого потребуется?

  • калькулятор, ручка, блокнот, экономические показатели реализации проекта

Рассчитайте период окупаемости проекта, то есть тот интервал времени, по прошествии которого проект начинает приносить прибыль.Т = К/П, где

Т – период окупаемости, К – ежегодные капитальные вложения, П – проектная прибыль.Допустим, в первый год реализации проекта предприятие осуществило закупку нового оборудования на сумму 15 миллионов рублей. Во второй год реализации проекта предприятие провело капитальный ремонт цехов для усовершенствования работы отдела. На ремонт было потрачено 2 миллиона рублей. В первый год прибыль от проекта составили 5 миллионов рублей, а во второй – 17 миллионов рублей. Если денежные потоки в течение года, квартала или месяца неодинаковы, стоит рассчитывать период окупаемости на каждый из вышеперечисленных интервалов времени. В первый и второй год он составит соответственно:

Т1 = 15/5 = 3 года

Т2 = 2/17 = 0.11 года или примерно через месяц проект окупится при аналогичной сумме прибыли.

Посчитайте простую норму прибыли или показатель, который указывает на то, какая часть инвестиционных вложений окупается за счет прибыли.ПНП = ЧП / ИЗ, где

ПНП – простая норма прибыли, ЧП – чистая прибыль, ИЗ – инвестиционные затраты.

Согласно нашему примеру, простая норма прибыли в первый и второй год составит соответственно:

ПНП1 = 5/15 = 0.33 миллиона рублей,

ПНП2 = 17/2 = 8.5 миллионов рублей.Иными словами, на втором году реализации проекта можно утверждать, что инвестиции окупили себя, проект признается перспективным.

Сопоставьте полученные результаты согласно простой норме прибыли и срока окупаемости. В нашем примере на второй год реализации проекта инвестиции начинают работать на прибыль. Примерно через два года и один месяц проект полностью окупит себя, а значит, можно утверждать, инвестиции в проект были вложены не зря.

Зачастую этих показателей недостаточно для расчета окупаемости сложных проектов, которые реализуются поэтапно и в разных областях (например, строительство и продажа товаров). В данном случае показатели рассчитываются на каждый конкретный вид деятельности и с учетом изменения денежных поступлений в отдельном отчетном периоде.

Срок окупаемости – это тот интервал времени, за который инвестиции, вложенные в проект, окупят себя в полном объеме. Как правило, этот интервал времени измеряется месяцами или годами. Но как найти срок окупаемости и что для этого может потребоваться?

  • таблица с указанием времени (например, года) и соответствующих капитальных вложений в проект, калькулятор, блокнот и ручка

Составьте таблицу инвестиций (вложений) и планируемых доходов от реализации проекта на каждый год. Например, на предприятии планируется внедрить проект «Икс», стоимость которого оценивается в 50 миллионов рублей. В первый год реализации проект потребовал дополнительных инвестиций в размере 10 миллионов рублей. Во втором, третьем, четвертом и пятом году планируется, что проект начнет приносить прибыль в размере 5, 20, 30 и 40 миллионов рублей соответственно. Тогда итоговая таблица будет выглядеть следующим образом:

Временной период и Вложения и прибыль

0 - 50 миллионов рублей

1 - 10 миллионов рублей

2 + 5 миллионов рублей

3 + 20 миллионов рублей

4 + 30 миллионов рублей

5 + 40 миллионов рублей

Определите накопленный дисконтированный поток, то есть ту сумму вложений, которая изменяется согласно планируемым доходам. Допустим, на предприятии проект «Икс» отдача от проекта или ставка дисконтирования равна 10%. Рассчитайте накопленный дисконтированный поток до первой положительной величины по формуле:

НДП = В1 + В2/(1 + СД) + В3/(1 + СД) + В4/(1 + СД) + В5/(1 + СД), где

НДП – накопленный дисконтированный поток, В1-5 – вложения на определенный период времени, СД – ставка дисконтирования.

НДП1 = - 50 – 10 / (1+0.1) = - 59.1 миллионов рублей.

Подобным образом рассчитываем НДП2,3,4 и так далее, пока не получится нулевого или положительного значения.

НДП2 = - 54.9 миллионов рублей

НДП3 = - 36.7 миллионов рублей

НДП4 = - 9.4 миллионов рублей

НДП5 = 26.9 миллионов рублей

Таким образом, инвестиции, вложенные в проект, окупятся полностью только на пятом году реализации проекта.

Рассчитайте точный срок окупаемости проекта по формуле:

Т = КЛ + (НС/ПН),

Где Т – срок окупаемости, КЛ – количество лет, предшествующих окупаемости, НС – невозмещенная стоимость проекта на начало года окупаемости, то есть на 5 год (последняя отрицательная сумма НДП), ПН – приток наличности в первый год окупаемости (40 миллионов рублей).

В нашем примере Т = 4 + (9.4 / 40) = 4,2 года.

Иными словами, проект окупит себя за 4 года, 2 месяца и 12 дней.

Обратите внимание

Срок окупаемости позволяет определить, еще на стадии разработки, в каких случаях (при известных затратах и сумме прибыли) проект будет рентабельным.

Скорость возврата вложенных средств является ключевым критерием привлекательности того или иного инвестиционного проекта. Период окупаемости дает возможность инвестору сравнить разные варианты бизнеса и выбрать наиболее подходящий, соответствующий его финансовым возможностям.

Помните, что период окупаемости проекта – это отрезок времени от начального этапа (внедрения проекта) до того момента, когда он полностью окупится. Моментом окупаемости считается то время, после которого финансовый поток от проекта приобретает положительное значение и остается таковым.

Метод расчета периода окупаемости инвестиций заключается в определении периода, который понадобится для возмещения начальной стоимости вложений. Срок окупаемости является показателем того, возместятся или нет первоначальные инвестиции в течение жизненного цикла проекта.

Существует два способа расчета периода окупаемости. Если денежные поступления от проекта по всем годам одинаковы, то срок окупаемости можно рассчитать следующим образом:

РР = I/CF, где:

РР – период окупаемости проекта,

I – первоначальный объем инвестиций в развитие проекта,

CF – среднегодовая стоимость денежных поступлений от реализации проекта.

Если денежный поток по годам не одинаков, то расчет периода окупаемости осуществляется в несколько этапов. Сначала найдите целое число периодов, за которые накопленная сумма поступлений от проекта станет наиболее близкой к первоначальному объему инвестиций, но не превзойдет его. Затем рассчитайте непокрытый остаток – разницу между величиной вложений и полученной суммой денежных поступлений. Затем непокрытый остаток разделите на величину денежных поступлений следующего периода.

Учтите, что указанные методы обладают некоторыми недостатками. Они игнорируют различие ценности денег во времени и существование денежных поступлений после окончания срока окупаемости. В связи с этим рассчитывают дисконтированный период окупаемости, под которым понимают продолжительность периода времени от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования.

Помните, что дисконтирование – это определение нынешней стоимости денежных потоков, которые мы получим в будущем. Иными словами, это перенесение будущей стоимости денег в настоящее. При этом ставка дисконтирования определяется на основе процента по безрисковым вложениям на основе процента по заемному капиталу, по экспертным оценкам и т.д.

Дисконтированный срок окупаемости является наиболее адекватным критерием оценки привлекательности инвестиционного проекта, поскольку позволяет заложить в проект некоторые риски, такие как снижение дохода, повышение расходов, появление альтернативных наиболее выгодных направлений инвестирования, тем самым снизив его номинальную эффективность.

Одна из важных задач на этапе проектирования вентиляции, кондиционирования и отопления здания – расчет тепловой нагрузки. Проектная мощность – это количество энергии, которое нужно доставить в помещение (или удалить из него), для поддержания требуемой температуры и влажности воздуха.

  • - калькулятор;
  • - термометры;
  • - исходные данные.

При расчете мощности следует учесть, что существует два типа тепловой нагрузки: sensible cooling load (сухое или явное тепло) и latent cooling load (скрытое или влажное тепло). Величину явного тепла находят по показателям «сухого» термометра, а скрытого – по «влажному» термометру. Эти две величины учитываются при расчете тепловой нагрузки.

На величину сухого тепла влияют следующие факторы: наличие окон и дверей в помещении, отопление, характер освещения, толщина стен, присутствие людей в здании, воздухообмен через щели и трещины и т.д. Источники влажного тепла: люди, оборудование, установленное в помещении, и поток воздуха, поступающий извне через щели в стене.

Зная факторы, влияющие на температуру и влажность воздуха внутри помещения, проанализируйте их. Так, поступление солнечной энергии через окно зависит от времени суток и года, внешних затеняющих устройств, а также от того, куда выходит окно. Помимо этого, приток солнечной энергии поступает через крышу и стены здания, поэтому конструкционные особенности строения и используемый для его возведения материал существенно влияют на темп передачи тепловой энергии.

Рассчитать почасовое поступление тепла за счет теплопроводности можно по формуле: qi=U*A*(te-trc), где qi – поступление энергии за счет теплопроводности поверхности, U – суммарный коэффициент теплопроводности поверхности, A – величина площади поверхности, trc – расчетная температура воздуха внутри помещения, а te – температура внешней поверхности в определенный час.

Для расчета теплового потока, поступающего через стены или крышу, используется следующая формула: qQ= c0qiQ + c1qiQ-1 + c2qiQ-2 + c3qiQ-3 +…+ c23qiQ-23, в которой qQ – ежечасное поступление тепла, qiQ – количество тепла, поступившее в течение последнего часа, Q-n – поступление тепла n часов тому назад, c0, c1, с2 и т.д. - время поступления тепла.

Расчет тепловой нагрузки позволяет выявить отдельные компоненты, оказывающие наибольшее влияние на суммарную нагрузку, и при необходимости скорректировать проектную мощность.

Обратите внимание

Будьте внимательны при расчетах! Ошибки недопустимы!

Расчетная температура наружного воздуха определяется как средняя температура самого холодного пятидневного периода.

Он характеризует, насколько грамотно и успешно используются капиталовложения.

В экономическом анализе существуют различные подходы к определению срока окупаемости. Этот показатель применяют в рамках сравнительного анализа при определении наиболее выгодного варианта вложений. Стоит отметить, что он используется только в комплексном анализе, принимать срок окупаемости за главный параметр эффективности не совсем верно. Определение срока окупаемости в качестве приоритетного возможно только при условии, если компания ориентирована на быстрый возврат инвестиций.

С другой стороны, при прочих равных условиях, предпочтение отдается тем проектам, которые имеют наименьший срок окупаемости.

При реализации проекта на заемные средства важно, чтобы срок окупаемости был короче периода пользования внешними заимствованиями.

Показатель является приоритетным в том случае, если для инвестора главным является максимально быстрый возврат инвестиций, например выбор путей финансового оздоровления обанкротившихся предприятий.

Под сроком окупаемости понимается период, в течение которого возмещаются капитальные затраты. Это достигается за счет получения дополнительных доходов (например, при вводе более производительного оборудования) или экономии (например, при введении энергоэффективных производственных линий). Если же речь идет о стране, тогда возмещение происходит за счет прироста национального дохода.

На практике срок окупаемости - это тот временной промежуток, в течение которого прибыль компании, обеспеченная капитальными вложениями, сравняется с суммой инвестиций. Он может различным - месяц, год и пр. Главное, чтобы срок окупаемости не превышал нормативных значений. Они отличаются в зависимости от конкретного проекта и от отраслевой направленности. Например, для модернизации оборудования на предприятии нормативный срок один, а при строительстве автодороги - другой.

Расчет срока окупаемости стоит производить с учетом временного лага между капитальными вложениями и эффектом от них, а также изменений цен и других факторов (инфляционных процессов, роста стоимости энергоресурсов и пр.). Согласно такому подходу срок окупаемости - временной промежуток, через который при рассматриваемой ставке дисконта произойдет выравнивание положительного денежного потока (дисконтированного дохода) и отрицательного (дисконтированных инвестиций).

В упрощенном виде срок окупаемости рассчитывается как отношение капитальных вложений к прибыли от них. Однако такой подход не учитывает временную оценку инвестиционных затрат. Это приводит к неккорректной, заниженной оценке срока окупаемости.

Более правильным является анализ инвестиционной привлекательности проектов с учетом инфляционных процессов, альтернативных вариантов инвестирования, необходимости обслуживания заемного капитала.

Поэтому срок окупаемости равен сумме числа лет, которые предшествовали году окупаемости, а также отношения невозмещенной стоимости на начало года окупаемости к притоку наличности в течение года окупаемости. Алгоритм расчета выглядит следующим образом:

Расчет дисконированного денежного потока, исходя из ставки дисконта;

Расчет накопленного дисконтированного денежного потока как суммы затрат и доходов по проекту - он рассчитывается до первой положительной величины.

Остается только подставить указанные значения в формулу.

Самый простой способ оценить привлекательность проекта – это рассчитать срок окупаемости.

Метод простого срока окупаемости – это один из самых легких способов оценки проекта. Для расчета этого показателя достаточно знать чистый денежный поток по проекту. С учетом этого показателя рассчитывается сальдо накопленного денежного потока. При выборе между несколькими инвестиционными проектами к реализации принимается то проект, у которого срок окупаемости будет наименьшим.

Предположим, что первоначальные инвестиции по проекту составили 180 млн рублей. Проект будет реализовываться в течение 5 лет, он будет ежегодно генерировать денежные потоки:

1 год: 40 млн рублей

2 год: 30 млн рублей

3 год: 50 млн рублей

4 год: 70 млн рублей

5 год: 90 млн рублей

С использованием представленных данных необходимо составить аналитическую таблицу. Период окупаемости по проекту рассчитывается путем суммирования ежегодных денежных потоков до тех пор, пока сумма притоков денежных средств не сравняется с величиной первоначальных инвестиционных затрат.

Из таблицы видно, что сальдо накопленного денежного потока принимает положительное в период между 3 и 4 годом реализации инвестиционного проекта. Рассчитать точный срок окупаемости поможет следующая формула:

В этом примере срок окупаемости составит: 3 года 10 месяцев

Основной недостаток этого метода заключается в том, при расчете не применяется процедура дисконтирования, а следовательно, не учитывается уменьшение стоимости денег во времени.

Дисконтированный срок окупаемости – это период, за который дисконтированные денежные потоки покрывают первоначальные затраты, связанные с инвестиционным проектом. Дисконтированный срок окупаемости всегда меньше простого, так как со временем стоимость денежных средств всегда уменьшается. Процедура дисконтирования позволяет учесть при расчетах стоимость используемого капитала.

Предположим, что первоначальные инвестиции по проекту составили 150 млн рублей. Ставка дисконтирования составляет 15%. Проект будет реализовываться в течение 3 лет, он будет ежегодно генерировать денежные потоки:

1 год: 30 млн рублей

2 год: 120 млн рублей

3 год: 15 млн рублей

С использованием представленных данных необходимо также составить аналитическую таблицу. На первом этапе рассчитывается дисконтированный денежный поток в каждом периоде. Дисконтированный срок окупаемости по проекту рассчитывается путем суммирования ежегодных дисконтированных денежных потоков до тех пор, пока сумма притоков денежных средств не сравняется с величиной первоначальных инвестиционных затрат.

Из таблицы видно, что сальдо накопленного дисконтированного срока окупаемости не принимает положительное значение, следовательно, в рамках реализации проекта окупаемость не будет достигнута.

Для создания эффективной транспортно-логистической системы при оптимальных затратах необходимо произвести анализ эффективности транспортно-логистической системы компаниив соответствии со следующими разделами:

2. Проанализировать необходимость приобретения собственных ТС или использования наёмного транспорта;

3. Определить оптимальное соотношение собственных и наемных ТС;

4. Выбрать варианты аренды ТС.

Количество используемых транспортных средств напрямую зависит от грузооборота – чем выше грузооборот, тем большее количество транспортных средств необходимо для доставки. Рассчитать необходимое количество транспортных средств можно по формуле:

, где:

n – количество транспортных средств, (штук),

Q – грузооборот, (тонны, паллетоместа),

Kн – коэффициент неравномерности грузооборота,

W — производительность транспортного средства.

, где

W- производительность транспортного средства, (тонны/час, паллетоместа/час),

g – количество груза, которое может перевезти одновременно транспортное средство (грузоподъемность, вместимость), (тонны, паллетоместа),

Ки – коэффициент использования транспортного средства

, где

q — количество груза, загруженное в транспортное средство, (тонны, паллетоместа)

tц – время цикла (время на погрузку, доставку, разгрузку, возврат транспортного средства), (час.).

Определив количество необходимых транспортных средств необходимо решить задачу о приобретении собственного транспорта, использования арендованного или использования услуг транспортно-логистических компаний. Для принятия обоснованного решения необходимопроизвести оценку затрат.

При использовании собственного транспорта необходимо учитывать затраты на материалы (включая топливо, ГСМ, запчасти, технические средства, расходные материалы, спец.одежду и обувь), учесть амортизацию транспортных средств, отчисления в государственные фонды, рассчитать заработную плату персоналу и прочие расходы.

Альтернативным решением является аренда транспортных средств. Оплата производиться по договору фрахта, а арендный платёж вычисляется следующим образом:

Ар.пл. – Арендный платеж, (ден. ср.),

В – вознаграждение арендодателю, (ден. ср.),

Д.У. – дополнительные услуги арендодателя, (ден. ср.),

НДС – налог на добавленную стоимость за предоставленные услуги арендополучателю, (ден. ср.)

В зависимости от срока аренды и возможности возврата арендодателю транспортных средств выделяется текущая идолгофинансируемаяаренда, а так же лизинг.

Таблица 2. Виды аренды в РФ

Рассмотрим так же возможность использования транспорта на условиях лизинга. Лизинг делится на операционный и финансовый их особенности представлены в таблице 2.

Таблица 3. Виды лизинга

Расчёт лизингового платежа производиться по формуле:

, где

Л.пл. – Арендный платеж, (ден. ед.),

А.О. – амортизационные отчисления (ден. ср),

В – вознаграждение арендодателю, (ден. ед.),

Д.У. – дополнительные услуги арендодателя, (ден. ед.),

К– проценты по кредиту банка на приобретение транспортных средств, (ден. ед.),

НДС – налог на добавленную стоимость за предоставленные услуги арендополучателю, (ден. ед.)

Для принятия решения об использовании собственного или арендованного (наемного) транспорта необходимо сопоставить затраты в зависимости от грузооборота компании. На рисунке показано, что при небольшом грузообороте выгоднее использовать арендованный транспорт, при увеличении грузооборота снизить затраты на транспортировку товаров можно путём приобретения транспорта в собственность. Принимая решение на основании данной методики показатели транспортной логистики Вашей компании будут оптимизированы.

Рисунок 1. Зависимость затрат на транспортировку товаров от грузооборота

Наиболее эффективным способомоптимизации транспортной логистики является выбор и внедрение системы маршрутизации. Выбор оптимальных маршрутов доставки грузов позволяет определить в территориальном и временном разрезе объемы перевозки, рассчитать необходимое количество транспорта, сократить простои подвижного состава.

Для разработки оптимальных маршрутов проводится сравнительный анализ всех возможных маршрутов, при котором учитываются следующие параметры:

  • место отправки и назначения груза;
  • сроки доставки;
  • ограничения по габаритам и весу груза;
  • стоимость перевозки;
  • возможность перевозки груза различными видами транспорта;
  • доступность транспортных единиц;
  • требования по сопровождению груза;
  • ограничения по прохождению груза через логистичечкие узлы и пропускные пункты.
  • и др.

Как выбрать оптимальный маршрут? Одним из способов решения этого вопроса будет планирование маршрута доставки на основе сетевого графика.

Сетевая модель выбора маршрута позволяет оптимизировать затраты на перевозку и учесть временной параметр транспортировки.При использовании сетевой модели выбора маршрута работа начинается с определения всех возможных маршрутов доставки груза и составления сводной таблицы, отражающей их стоимостные и временные характеристики.

Затем строится сетевой график альтернативных путей доставки с учетом анализа маршрутов и дополнительных нетранспортных составляющих.Параметр время Т, стоимость С и приведенная стоимость С* для первой работы приравниваются к 0.

Принцип построения сетевого графика

1. Вектор (дуга) = работа

2. Проекция дуги на ось Х = время выполнения работы

3. Узлы моменты завершения работы

4. tij– время выполнения работы

5. i, j – события

6) Тм – максимальное время выполнения работы;

tм — минимальное время выполнения работы;

tв – наиболее вероятное время выполнения работы;

7. Критический путь – путь, по которому время движения равняется полному времени.

8. Полное время – наибольшее время, затраченное на маршрут.

9. Vi – событие.

10.E (Vi) – срок совершения события.

11. E (V1) = 0 – срок выполнения исходного события;

12. (E (Vk) + t ki);

(E (Vp) + t pi); ……………..

(E (Vz) + tzi) – время выполнения событий;

13. E (Vi) – время выполнения i-й работы;

14. Раннее время завершения последней работы – полное время осуществления проекта;

15.L (Vi) – поздний срок наступления события – (время проекта не меняется).

16. L (Vn) = E (Vi) – для последней работы;

17. (L (Vk) – tik);

(L (Vp) – tpi); ……………..

(L (Vz) – tzi);

Минимальная разность = поздний срок L (Vi);

18. Резервы:

18.1. Общий Rij = L (Vj) – E (Vi) – резервное время, задержка на которое не повлияет на общее время выполнения работ.

18.2.rij = E (Vj) – E (Vi) – tij

Свободный резерв отражает время, на которое можно задержать начало работы i без потерь для срока Vj.

18.3. Pij = E (Vj) – L (Vi) – tij

Независимый резерв показывает насколько можно увеличить время выполнения работы без влияния на резервы времени предшествующих и последующих работ.

19.Логистическая схема при смешанной транспортировке.

20. Критерии выбора вариантов доставки:

— время (Т);

— стоимость (С)

— приведенная стоимость

С* = (Сгруза + Ст) * (1 + ,

где С* — интегральная оценка стоимости груза;

Сгруза– стоимость груза при закупке;

Ст – цена перевозки;

(1 + — множитель наращивания процентов;

— процентная ставка;

n – период n = ;

21. Каждой работе Vi соответствуют три значения:

Ti – время

Сi – стоимость доставки

С* — интегральная оценка стоимости груза.

22. Сетевой график доставки груза

23. Для пункта (работа V5) появляются альтернативы.

Выбор осуществляется исходя из определяющего показателя на данный момент времени. Если же показатели имеют равнозначное значение, то применяютя дополнительные критерии такие как критерии Лапласа, Вальда, Сэвиджа и Гурвица. Эти критерии позволяют принимать решение на основе исследования матрицы предполагаемых результатов: строки – варианты доставки Rj, столбцы – критерии доставки Si.

Критерий Лапласа берет в основу принцип, что все состояния природы S i (i= ) являются равновероятными, а вероятность вычисляется по формуле:

Варианту оптимальной стратегии доставки будет соотвествовать минимальное значение W = min {M j (R)}.

Критерий Вальда отражает принцип наибольшей осторожности. Сначала выбирается наибольший элемент в каждой строке, а потом – действие, которое отражает минимальный из наибольших результатов

По критерию Сэвиджа анализируются риски, которые определяются формулой:

По данному критерию выбирается та стратегия, в которой риск минимален в самой неблагоприятной ситуации.

Критерий Гурвица берет в основу 2 принципа: вероятность нахождения в самом невыгодном положении (1 — ), а вероятность самого благополучного положения — , где - коэффициент доверия. Если в матрице отражены потери, то оптимальным является действие, выполняющее условие:

В результате применения метода сетевого планирования при выборе маршрута выбирается оптимальный вид транспорта для доставки и логистические посредники. В то же время, нереализованные варианты доставки могут оставаться в резерве на случай непредвиденных изменений.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования