Сознание как форма отражения мира виды отражения. Шпаргалка: Сознание как идеальное отражение действительности. Основные функции сознания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

(ФГБОУ ВПО «БГИТА»)

Экономический факультет

Кафедра «Инженерной психологии, педагогики и права»

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Сознание, как высшая форма отражения»

Выполнил: Манукян В.А Фк-102

Приняла: Сычева Т.М.

Брянск 2015

Введение

2. Эволюция форм отражения

Заключение

Введение

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей - от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии - человека.

С диалектических позиций достигается цель данной работы - характеристика эволюции отражения форм сознания.

Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы -- абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления, через посредство которого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению.

1. Сознание как высшая форма отражения

Сознание - высшая сфера человеческой психики, т.е. социального отражения, связанного с трудом и речью. В психике человека аккумулированы в обобщенном и превращенном виде отражательные возможности предшествующих человеку форм материи и, кроме того, появляются новые свойства.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Выделяют следующие свойства сознания: построениеотношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции -- формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют, как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания -- это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Выделяют два слоя сознания:

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение; 2) смысл.

Значение -- содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения -- понятия.

Смысл -- субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознание). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3)регулятивно-оценочная, 4)рефлексивная -- основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, итерационное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает чело веку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания -- сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция -- защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для самосознания наиболее значимо стать самим (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы само актуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забью свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью, в каждый данный момент.

2. Эволюция форм отражения

Способность человеческого мозга отражать действительность есть результат длительного развития высокоорганизованной материи. Диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение внешнего мира -- это такое свойство материи, которое появляется лишь на высоком уровне развития живого, когда образуется нервная система.

Отражение как общее свойство материи обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения. Эти изменения выступают в виде определенного "следа", который фиксирует особенности воздействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. А содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят. Отражение присуще материи на всех уровнях ее организации, но высшие формы отражения связаны с живой материей, с жизнью. Что такое жизнь? Это особая, сложная форма движения материи. Ее важными признаками являются раздражимость, рост, размножение, в основе которых лежит обмен веществ. Он-то и составляет сущность жизни. Обмен веществ связан с определенным материальным субстратом (в условиях Земли -- с белками и нуклеиновыми кислотами).

Элементарной и исходной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость. Она выражается в избирательном реагировании живых тел на внешние воздействия (на свет, изменения температуры и т.д.). На более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство -- чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. сознание психика отражение

Более высокого уровня отражение достигает у позвоночных животных. У них возникает способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия -- целостного образа ситуации. Ощущения и восприятия, являются образами вещей. Это означает появление элементарных форм психики как функции нервной системы и формы отражения действительности.

Обычно различают два тесно между собой связанных типа поведения животных: инстинктивное -- врожденное, которое передается по наследству, и индивидуально приобретенное. Животным присуща способность отражать биологически значимые (т.е. помогающие удовлетворять потребность в пище, избегать опасностей и т.д.) свойства предметов окружающего мира.

С совершенствованием этой способности связано формирование различных сложных форм поведения. У высших животных -- обезьян -- они выражаются, например, в отыскании обходных путей при достижении цели, в употреблении различных предметов в качестве орудий, словом, в том, что в обиходе называется "сообразительностью" животных. Высокий уровень развития психики животных показывает, что сознание человека имеет свои биологические предпосылки и что между человеком и его животными предками не существует непроходимой пропасти, а имеет место известная преемственность. Однако это ни в коей мере не означает тождества их психики.

Заключение

Человек - часть живой природы, т. е. - материи. И ему, соответственно, присущи все те свойства, которыми обладает земная материя в целом. Эти вопросы были рассмотрены в данной работе: формы отражения материи, сознание, как форма «человеческого отражения». Развитие сознания и мышления неразрывно связано с речью, языком как семиотической (знаковой) системой. Таким образом, человек - это венец эволюции и развития материи. Отражение, пройдя долгий путь развития от примитивной формы, воплотилось в человеческом сознании.

Вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением - свойством отражения. Любое отражение несёт в себе информацию об объекте отражения. Способность к отражению, а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. Высшая форма организации материи - человек, его психика имеет высшую форму отражения - сознание.

Создание электронно-вычислительных машин, способных распознавать образы, различать вещи, осуществлять формально-логические операции, вырабатывать условные рефлексы, т. е. отражать отношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает идею об отражении как всеобщем свойстве материи.

Универсальные свойства материи проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: в законе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей современной наукой.

Список используемой литературы

1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства.- В 2-х т. Т.1. - М., Искусство,1994.- 542с.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Под общ. Ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990. - 367 с.

3. Спиркин А. Г. Основы современной философии: Учебник для вузов. - Спб.: Издательство «Лань»,1998. - 384 с.

4. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие для вузов. Ростов-на - Дону: из-во «Феникс», 1999. -544с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование эволюции форм отражения, как генетических предпосылок сознания. Характеристика сознания, как высшей формы отражения объективного мира, его творческая и регуляторная деятельность. Единство языка и мышления. Проблема моделирования мышления.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Анализ эволюции концепции познания, понятие сознания. Основные положения концепции отражения. Творческая природа сознания, сознание как функция мозга. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Свойства человеческого сознания.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе. Происхождение категории сознания. Сознание как основа существования человека. Философские толкования проблемы сознания.

    реферат , добавлен 15.12.2008

    Отражение как общее свойство бытия. Развитие форм отражения как генетической предпосылки сознания. Специфика информационного отражения. "Идеальное" в абстрактном и конкретном значении. Сознание и мозг. Творческое воображение как главный элемент сознания.

    лекция , добавлен 23.11.2011

    Сознание как высшая форма психического отражения действительности человеком. Системно-структурный метод анализа сознания (ощущение, восприятие, память, представление, мышление, эмоции). Сверхсознание (самосознание) и бессознательное (инстинкты).

    контрольная работа , добавлен 12.08.2009

    Представление о сущности оценки в философии. Категория отношения в философии и анализ видов объективных отношений. Проблема отражения отношений в философии и общенаучные подходы к познанию отношений. Последовательность образования новых систем отношений.

    реферат , добавлен 11.08.2010

    Объяснение познавательных способностей и возможностей человека основано на теории отражения, религиозных и разного рода иррациональных концепциях. Теория отражения изучает познание с научно-светских позиций. Теория познания - часть теории отражения.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Проблема сознания и основной вопрос философии. Проблема происхождения сознания. Сущность отражения. Общественная природа сознания. Становление и формирование мировоззренческой культуры. Структура и формы сознания. Творческая активность сознания.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Познание как высшая форма отражения. Пять ступеней бытия в эволюции мира согласно философской концепции В.С. Соловьева. Теория личности Л.П. Карсавина. Соотнесение методов в процессе познания. Частные, общенаучные и всеобщие методы научного познания.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2009

    Сознание как способность идеального (психического) отражения действительности. Основные принципы гносеологического подхода к проблемам сознания в философии. Онтологический аспект сознания, диалектико-материалистическая традиция в учении К. Маркса.

— это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.

Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:

  • наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;
  • людей, с другой стороны.

А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Основные качества сознания:

  • когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;
  • целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;
  • интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;
  • эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Основные функции познания:

  • познавательная (отражает действительность);
  • оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);
  • целеполагающая (ставит перед собой цели);
  • управленческая (управляет своим поведением).

Сознание как феномен бытия, его возникновение и эволюция

С того времени, когда человек начал размышлять о самом себе и окружающем его мире, перед ним неизбежно возникают вопросы о том, что он представляет собой, и в силу каких причин существуют его мысли о предметах и явлениях, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, о деяниях, совершаемых им самим и другими людьми и т.п.

Стремление найти ответы на эти и подобные вопросы породило различные объяснения сознания, начиная с объяснений, имеющихся в мифах, до объяснений, содержащихся в современных учениях, базирующихся на новейших данных психологии и нейрофизиологии. Трудность получения ответов на эти вопросы заключается в том, что невозможно провести непосредственную связь между чувственно воспринимаемым миром и мыслями (представлениями, понятиями) о нем, чувственно невоспринимаемыми.

Первым, кто создал целостную концепцию, с помощью которой объяснил, каким образом возникают мысли человека и в какой форме они существуют, был древнегреческий философ . Он исходил из признания того, что существуют параллельно два мира: один мир конкретных, чувственно-воспринимаемых предметов и вещей; они возникают и исчезают, подвержены случайным изменениям; другой мир — мир невещественных (нематериальных) образований, так называемых идей или идеальных сущностей; они не изменяются, самосохраняясь. По словам Платона, чувственно воспринимаемые предметы есть своего рода тени идеальных сущностей или идей. Олицетворением этих сущностей является душа — как некая особая невещественная сила, бессмертная, она существует всегда, хотя и небессмертен ее обладатель — человек. Душа, поселяясь в человека как природное существо, наделяет его способностью быть разумным, приобретать знания.

Примерно таким образом длительное время решался вопрос о соотношении между вещественным, материальным и невещественным, нематериальным.

На протяжении истории философии, вплоть до ХIX в., все явления, которые так или иначе относились к области сознания, объяснялись наличием души, квалифицировались как духовные. Например, еще в конце XIX в. мыслители, в том числе и российские, доказывали, что, говоря словами В.С. Соловьева, не тело человеческое существует само по себе, а благодаря душе, которая обуславливает и его существование и действия, “живет и мыслит не организм, а душа посредством организма”. Далее он утверждает: “неправомерно отвергать существенную связь между индивидуальными душами, и, следовательно, солидарность всего существующего”. Это “одинаково противоречит и опыту и разуму”.

Другое направление в решении вопроса о сознании основывались на тезисе, гласящем о том, что в мире с самого начала его существования есть некое духовное начало — либо в форме составной части “Абсолютного единства” (как доказывал греческий философ Плотин), либо в форме бесчисленных деятельных субстанций — монад, изначально способных к психической жизни (Г. Лейбниц) и т.д.

Третье направление в объяснении сознания представлено значительно большим числом вариантов решения вопросов о сущности и происхождении сознания. Все они объединяются на основе признания двух постулатов: сознание не имеет сверхъестественного характера и не существует сознания (идеального) вне связи с мозгом (материальным). Отсюда следует, что рациональное объяснение сознания возможно — в той или иной степени — лишь на основе обобщения результатов конкретных исследований конкретных проявлений сознания.

Однако, это не помешало тому, что внутри этого направления сложилась весьма широкая разноголосица. Одни, признавая факт неразрывного характера связи “сознание — мозг”, оставляют в тени вопрос о происхождении сознания. Оно рассматривается как факт само собой разумеющийся, который проявляет себя в наличии разума у человека; оно дано человеку как бы от рождения. В своих философских построениях И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, представители философии позитивизма не ставят и не решают вопросы о происхождении, да и о сущности сознания, ограничиваясь констатацией конкретных (и бесконечно различных) его проявлений.

Подобный подход к сознанию обусловлен, главным образом, отрицанием сходства между ним и всеми другими явлениями реального мира. Результаты конкретно-научных исследований, как правило, служит иллюстративным материалом для различных концепций, сформировавшихся под углом зрения аналогичных подходов к решению вопросов о сознании.. Э.Мах — крупный физик и философ конца XIX и начала XX вв. — вообще считал ложной самую постановку вопроса о существовании в фундаменте материи (неорганической) cвойства, тождественного ощущениям. По его словам ощущения, из коих возникает сознание, существуют изначально как “элементы мира”. А “наше тело и наше сознание есть сравнительно замкнутая, изолированная система фактов”.

Для более или менее рационального понимания и объяснения сути сознания следует иметь ввиду такое положение: чем сложнее материальная система, тем более длительное время требуется для ее формирования, тем больший у него предшествующий эволюционный период. И на каждом последующем — по сложности — структурном уровне, тем различнее элементы, составляющие систему и ее свойства. Общей же чертой, какими бы своеобразными эти системы не представлялись, остается то, что их свойства не имеют способности воздействовать на свои материальные носители. Исключением из “общего правила” является сознание: оно способно воздействовать на “своего носителя”.

Итак, что такое сознание? Оно как особое свойство есть высшая форма отражения особым образом организованной материи. Понятие “высшая” форма означает, что более высокой по сложности и совершенности формы отражения не может быть, ибо законы эволюции природы не “в состоянии” породить более совершенное отражение.

“Высшей форме”, естественно, предшествуют менее совершенные формы отражения. К ним относятся отражение в неорганической (неживой) природе и особенно в живой природе. По своей сути отражение представляет собой конкретные результаты взаимодействия материальных образований, по содержанию — изменения их структуры, либо их энергетического потенциала, либо того и другого вместе взятых, а способом его выражения выступают присущие ему признаки. В неживой природе отражение характеризуется “системностью”, т.е. проявлением какой-либо “организованности”, тенденцией направленности развития и действия. В живой природе материальные образования — особи, даже самые простейшие из них — непременно проявляют стремление к самосохранению при малейшем изменении условий их существования. Наглядной иллюстрацией уже первых признаков такого стремления служит появление различного рода тропизмов, т.е. четкой реакции простейших организмов на изменение химического состава среды ее температуры, освещенности и т.п. Подобное отражение, присущее живой природе, определяется как раздражимость.

Эволюция живой природы на стадии относительно высокого уровня организации имела характер, преимущественно, совершенствования системы регуляции всей совокупности жизнедеятельности организма. “Жесткость” регуляции, проявляемая в форме запрограммированности поведения живых организмов, дополнялась образованием системы относительно гибкого реагирования на внешние воздействия (спектр которых постоянно расширялся под влиянием непрерывных изменений условий жизни). Способности к “гибким реагированиям” зафиксировались в образовании условно-рефлекторной системы, на основании которой отражение у высших животных приняло форму психики. Ее материальными носителями стали головной мозг со специализированными клетками как основной регулятор жизнедеятельности, а физиологически — резкое возрастание (по сравнению с другими органами особей) скорости биохимических и биофизических процессов и объема потребления энергии.

Если в виде раздражимости и ощущения отражение представляется и по способу и по содержанию как относительно прямая, т.е. непосредственная связь между раздражителем и характером действия организма, то на уровне психики — и как непосредственная и опосредованная (т.е. в форме способности к свободе выбора ответных реакций на тождественные раздражители). Однако, как бы ни эволюционировала психика животных, она не в состоянии породить отражение, которое могло бы иметь качественно новую форму. Основным “препятствием” является ествественным путем устанавливаемая связь “инстинкты — потребность”. Причем эта связь односторонняя: удовлетворенная потребность на определенное время останавливает действие инстинкта, а не порождает новую потребность. Данная связь не выходит за пределы тех внешних факторов, действия которых так или иначе непосредственно соотносятся с инстинктами. И, стало быть, отражение не может не быть конкретно-чувственным; а как только происходит отвлечение от этой связи, исчезает и само отражение.

Пределом совершенствования психики в живой природе на основе биологических законов является психика приматов — высших животных. Поэтому она рассматривается как биологическая предпосылка сознания. Первым отличительным признаком сознания является способность к обобщенному отражению, т.е. образованию и непосредственной и отвлеченной (неоднократно опосредованной) связи действия внешних факторов и формирования ответных реакций. Этот признак называют интегративным, синтетическим и т.п. Вторым отличительным признаком сознания является способность к неограниченному совершенствованию (благодаря обобщенности) отражения. Третьим признаком сознания как “свойства особым образом организованной материи” является способность воздействия (в силу обобщенности отражения) на материальный носитель — мозг, и тем самым на, так сказать, самое себя или, образно говоря, отражение на отражение.

Сознание как высшая форма отражения есть только сознание человека. Стало быть, история возникновения и развития сознания есть история возникновения и развития человека — как биологического и, особенно, как социального существа. Поэтому сознание в собственно смысле слова изначально есть общественное явление.

Сознание, как особое свойство материи , неразрывно связано с языком, речью и их развитием. С другой стороны, вне языка, речи невозможно сознание. Без слова — основы “конструкции” языка и речи невозможно обобщенное отражение. Так называемый язык жестов, мимики и т.п. вне слов не в состоянии отражать, и тем самым осуществлять передачу и обмен информацией. Слово, язык, речь будем употреблять в однозначном смысле. Уже самое простое слово обобщает, в то время, как другой “носитель” информации — жест, мимика, звуковые сигналы и т.п. — способен обозначить то или иное событие в его конкретно-чувственном, непосредственно данном виде.

Слово, конечно, изначально формировалось как потребность в выработке таких средств взаимного обмена информацией, которые соответствуют становлению и развитию трудовой деятельности, — деятельности по изготовлению и использованию орудий для создания или производства предметов потребления. Оно, слово, было вызвано — с самого начала вполне инстинктивно — необходимостью выработки целевой установки, т.е. того, что требовало объединения усилий в достижении конкретных результатов с наибольшей эффективностью. А каждый цикл деятельности: цель — достижение соответствующих результатов — удовлетворение потребности порождал новый цикл. Слово, кроме информативности, выполняло и выполняет функцию накопления и сохранения опыта, знаний и является средством регуляции отношений в обществе. Поэтому каждому уровню развития трудовой деятельности, в принципе, соответствовала степень совершенства словарного запаса, языка, речи.

Сознание человека, в целом являясь обобщенным отражением, наряду с этим имеет ярко выраженный активный характер. Его истоком может быть только переход от инстинктивного использования орудий деятельности естественного порядка к использованию специально сознанных орудий деятельности, т.е. к труду. Можно сказать, что активность человеческого сознания неразрывно связана с преодолением инстинктивности в деятельности становящегося человека.

Активностью сознания (или “отражением отраженного”) является то, что называется мышлением.

Мышление есть то же самое, что и обобщенно-активное отражение внешнего мира в мозгу человека. В силу такой особенности на определенном этапе своего формирования и развития сознание начинает приобретать (в ускоренном виде) относительную самостоятельность и характеризуется соответствующими нейрофизиологическими, психоневрологическими процессами. Развиваясь, мыслительный процесс достигает столь высокого уровня относительной самостоятельности, что воспринимается самим органом отражения как отдельное и особое явление, ему противостоящее и обозначается как духовная жизнь.

С точки зрения концепции, в которой сознание понимается как свойство отражения, основой сферы духовной жизни может быть только многократное и опосредованное отражение, в процессе которого, естественно, возникает абсолютизация относительной самостоятельности и, тем самым, придание ей полной самостоятельности, отрицание какой-либо ее связи с каким-либо признаком “вещественности”. Именно такой подход позволяет рационально понять и объяснять духовную жизнь, а вместе в тем не согласиться с утверждениями о наличии некоего духовного начала существующего мира. Равно также не следует предполагать, будто духовная сфера, возникнув, остается неизменной. Ибо она постоянно изменяется и развивается, совершенствуется как и все ее разделы и направления, методы и способы действия.

Сознание является свойством человеческого мозга. Вне человеческой головы нет и не может быть самостоятельного существования духовного мира и, тем более, параллельно материальному миру.

Сознание по своему содержанию представляет собой совокупность всех тех продуктов отражения, которые отличают психику человека от психики животных. К таким продуктам относятся ощущения, представления, идеи и т.д., которые порождаются в процессе трудовой деятельности в широком смысле. Однако не все продукты отражения в голове человека “проходят” через порог его сознания, так как не все, а точнее — абсолютное большинство раздражителей не имеют в данное конкретное время существенного значения для нормальной жизнедеятельности. Все воспринимаемые организмом раздражители такого рода не исчезают, а навсегда оставляют — в том или ином виде, — след в “своей памяти”, проявляя себя в форме “непонятных” переживаний, немотивированных поступков и т.п. Все они — эти продукты отражения — образуют содержание бессознательного, а возникающие из “него” образы, мысли как бы вдруг, внезапно проявляются в русле определенного умонастроения.

Другую часть бессознательного образуют раздражители , “прошедшие” через порог осознания. Но они “вытеснены” из стадии активного состояния другой информацией, имеющей актуальное и более важное значение для жизнедеятельности организма в данное время. Эта часть бессознательного (которую З. Фрейд обозначил как сверхсознание), как правило, играет ведущую роль в отношении содержания сновидений и различного рода иных видений, которые постоянно сопутствуют человеку в состоянии сна, нарушениях психики, появления феноменов, обозначаются как интуиция, иррациональное и т.д.

Во время бодрствования сознания как бы приглушаются проявления сферы бессознательного, а раздражители, имеющие определенную значимость для организма -воспринимаются через призму осознания. Пассивная, в значительной степени хаотическая картина калейдоскопических образов, сменяется активным и, преимущественно, системным построением ответных реакций на раздражители (внешние и внутренние) в виде различных представлений, понятий, суждений, умозаключений и т.д. и соответствующих практических действий.

Процесс этого построения активной частью сознания представляет собой мыслительный процесс или, коротко, мышление, которое подчиняется определенным правилам или законам, а их строгое соблюдение обуславливает уровень мышления, его эффективность. Мысль — понятие, которое обозначает конкретный результат (независимо от его формы) функционирования сознания в активной фазе психического состояния. Его материальным носителем является слово (язык, речь) и его производными (в виде знаков, фигур и т.п.). Они — хранители и средство передачи информации.

Любая мысль — абстрактная или конкретно-образная — по своему содержанию не имеет каких-либо элементов вещественности, материальности. Поэтому она идеальна в смысле противоположного материальному. Идея, идеальность — как понятия с самого начала (с философии Платона) обозначали нечто совершенное, самостоятельное и независимое от конкретных предметов (вещей, явлений) существующее. Этот смысл понятий сохранился, в основном, и до сих пор.

Иногда кое-кто (в том числе из философов, а не говоря о естествоиспытателях) пытается провести грань между материальным и идеальным. И нередко возникают споры, порой разделяющие их участников, отстаивающих четко выраженные противостоящие друг другу позиции: одни полагают, что к идеальным относятся все продукты психического отражения (в том числе чувства, эмоции и т.п.), другие, напротив, — полагают, что к идеальным относятся только продукты мыслительного процесса (представления понятия и т.п.).

В подобных дискуссиях остается в тени вопрос об историческом характере возникновения проблемы о соотношении идеального и материального. Во-первых, во внечеловеческом “cознании” подобная постановка вопроса не имеет смысла, ибо “пассивное” сознание не различает предмет и образ предмета. Во-вторых, при осмыслении процесса познания возникает вопрос: каким образом человек приобретает знания о форме понятий, суждений, умозаключений, т.е. об общем, существенном, необходимом, — путем саморазвития сознания, независимо от преобразовательной деятельности или “черпает” эти знания каким-либо образом из предметов. Очевидно, что попытки найти зримую грань различия идеального от материального и наоборот, бессильны, ибо она подвижна. И тем не менее она становится вполне уяснимой при рассмотрении вопросов, относящихся к теме познаниия.

Сознание как отражение

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сознание как отражение
Рубрика (тематическая категория) Философия

Проблема сознания является одной из самых сложных проблем философии и естествознания. Оно является предметом исследования не только философии, но и психологии, физиологии, психиатрии, кибернетики, информатики, педагогики и других наук. Сознание до сих пор является большой загадкой, мы не полностью знаем, что такое сознание, какова ᴇᴦο природа, как сознание влияет на материю, психика на соматику.

Представители идеалистической философии рассматривают сознание как отдельную, самостоятельную сущность, отдельную субстанцию. Они придают ей статус мирового разума, космического начала. В понимании человеческого сознания такая логика приводит к признанию существования отдельной от тела души. Некоторые естествоиспытатели и философы считают, что человеческий мозг через духовную субстанцию общечеловеческой культуры (ʼʼтретий мирʼʼ) вступает в контакт с мировым разумом и как детектор, приемник делает доступным ᴇᴦο ʼʼволныʼʼ для человеческого восприятия, что и выглядит как ʼʼмое сознаниеʼʼ. Вульгарные материалисты (К. Фогт, Л. Бюхнер, И. Молешотт) считали, что сознание представляет собой следствие только физиологических процессов. Признавая физиологические процессы причинои̌ сознания, они отождествляли сознание и материю, рассматривали мысль в качестве вещественного выделения мозга.

Идеалисты и вульгарные материалисты совершают одну и ту же ошибку – отрывают сознание от мозга и превращают ᴇᴦο в субстрат. Современная философия, основываясь на фактический материал естественных наук, дает научное объяснение сознания, раскрывает ᴇᴦο сущность и структуру. С одной стороны, наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа - мозга. С другой стороны, логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Поэтому с генетической точки зрения сознание сформировалась как результат развития такого общего свойства материи как отражение.

Отражение есть всеобщее свойство материи вытекающее из способности предметов адекватно воспроизводить характерные черты, структуры и отношения других предметов. Отражениеесть способность одних предметов, материальных систем запечатлевать, сохранять, воспроизводить следы действия других материальных предметов или систем. Отражение – это воспроизведение особенностей, сторон (структуры, организации, упорядоченности, содержания, свойств и связей) одного предмета в инои̌ форме в другом предмете в процессе их взаимодействия1. Отражение есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.

В зависимости от уровня организации материи различают несколько форм отражения. В неживой природе встречается механическое, физическое, химическое отражение. Это различные следы, деформации и разрушения взаимодействующих тел. В органической материи существует биологическое отражение – раздражимость. Это есть свойство простейших живых существ выборочно реагировать на внешние раздражители, что ведет к оптимальному приспособлению к окружающей среде. Раздражимость проявляется через тропизмы, таксисы и другие реакции. У простейших организмов отражение ещё более сложное и осуществляется через чувствительность – воспроизведение отдельных свойств и сторон предметов и явлений. Результатом этого отражения является образ, который носит сигнальный характер.
Размещено на реф.рф
У организмов с развитой центральной нервной системой проявляется психическое отражение. Оно реализуется посредством мышления – воспроизведение связей и отношений предметов и явлений. С формированием человека и общества возникает высшая форма отражения – сознание (социальное отражение).

Введение

Сущность, структура и функции сознания

Психическое и идеальное

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего о собственном духовном опыте – это центр между первым и вторым. То есть сознание это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В Новое время же человек отказывается от Бога. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира.

Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни.

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат, сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи. Условие идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой психики человека, поэтому являются нейрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

Сущность, структура и функции сознания

Сознание, как идеальное отражение, являясь, существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. На основе языка и в связи с ним в истории человечества развились и другие способы овеществления идеального - знаковые системы. Язык, как и другие знаковые системы, - это не просто заместитель реальных вещей. За ними стоит общественная практика, откристаллизованная в значениях.

Идеальное овеществляется не только в языке и знаковых системах. Оно материализуется вообще в любых продуктах человеческого труда: в созданных людьми предметах, в покоящихся свойствах которых зафиксирована сознательная деятельность. Именно как продукты труда они обладают «идеальной стороной», которая раскрывается в актах их осознанного восприятия, понимания, действия с ними и т. д. В этом заключается основная сущность сознания, как преобразование воспринятой информации для реализации познания, его передачи в жизнь. Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта, поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир.

«Без идеального образа человек вообще не может осуществлять обмен веществ между собой и природой, а индивид не может выступать действительным посредником между вещами природы, поскольку эти вещи вовлечены в процесс общественного производства. Идеальное как таковое рождается только процессом предметно-практической деятельности общественного человека, изменяющего природу. Оно вообще только и существует в ходе этого процесса и до тех пор, пока этот процесс длится, продолжается, воспроизводится в расширенных масштабах»

Преобразующая деятельность общества потребовала особой формы отражения, обеспечивающего предвосхищение будущего ее результата, и эта форма возникла и развилась именно как идеальное отражение.Главное в идеальном определяется тем, что оно является общественно-историческим продуктом; в развитом обществе формируются и развиваются особые виды «духовной» деятельности (научной, художественной, идеологической и т. д.), специальным предметом которых является идеальное. Когда человек что-то «строит в своей голове», то он так или иначе пользуется теми приемами, способами и средствами работы сидеальными объектами (отражающими реальные объекты), которые сложились в ходе исторического развития человечества. Осознаваемые образы, которыми он оперирует, выступают в функции идеальной меры, овеществляемой впоследствии в предметно-практической деятельности. При этом далеко не всегда (более того, редко) идеальный образ, созданный каким-либо конкретным индивидом, овеществляется им же самим. Он может овеществляться (обычно это и бывает) в деятельности других людей. Иначе говоря, идеальное отражение как бы получает самостоятельное существование: человек может «отделить от себя» идеальный образ, овеществить его (например, в чертеже) и действовать с ним, не трогая до поры до времени самый объект, отраженный в этом образе. Эта относительная самостоятельность идеального отражения, различных видов общественного сознания имеет для понимания законов развития человеческой психики исключительное значение.

Сознание как идеальная форма отражения бытия имеет реальный смысл только в обществе и для общества; результаты идеального отражения, возникая в процессе общественной жизни, диктуемые ее потребностями, рано или поздно в ней же и воплощаются, реализуются, овеществляются в продуктах человеческой деятельности.Будучи общественным по своей сути феноменом, сознание существует не над индивидами, и не между ними, и не помимо них, а в их головах.

Структуру сознания можно представить в виде круга, это «поле» делится на четыре части.

1. Сфера телесно-перцептивных способностей знания получаемого на их основе ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель – полезность и целесообразность бытия тела человека.

2. Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

3. У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой. К самосознанию человек приходит только через социализацию.

4. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:

Познавательная

Прогноза, предвидения, целепологания

Доказательства истинности знания

Ценностная

Коммуникативная

Регулятивная

Положение о трех основных функциях психики: когнитивной, регулятивной и коммуникативной – в том или ином виде проявляются на всех ступенях психического развития, но с возникновением и развитием сознания (имеется в виду, прежде всего индивидуальное сознание) они приобретают новые качественные особенности.

Когнитивная функция только на уровне сознания выступает как познание в полном смысле этого слова, т. е. как активное целенаправленное приобретение знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, - писал Маркс, - это знание».При этом, прежде всего имеются в виду знания как идеальные результаты отражения, созданные в процессе общественно-исторической практики и «отлитые в форму» научных, идеологических, этических и других идей, принципов, норм и т. д. Овладевая ими, индивид вместе с тем усваивает и сложившиеся виды общественного сознания. Знания фиксируются и передаются от человека к человеку в основном при помощи языка, хотя используются и другие средства. Иногда сознание рассматривается как интеллектуализированная психика; в этой связи оно отождествляется с мышлением; ощущения, восприятие чувства рассматриваются как до-сознательные уровни психического отражения или даже как не психические, а как физиологические явления. Иногда сознание рассматривается как интеллектуализированная психика; в этой связи оно отождествляется с мышлением; ощущения, восприятие чувства рассматриваются как до-сознательные уровни психического отражения или даже как не психические, а как физиологические явления. Конечно, в системе психических процессов, протекающих на уровне сознания, мышлению принадлежит важнейшая, быть может, ведущая роль. Но ограничивать когнитивную функцию сознания только мышлением было бы неверно. Она реализуется также в процессах чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Когнитивная функция психики на уровне сознания может выступать как особая относительно самостоятельная целенаправленная деятельность. В процессе познавательной деятельности индивид не только овладевает имеющимися знаниями, но и получает возможность создавать новые знания.

Регулятивная функция сознания – это ее произвольность. Поведение индивида реализуется как проявление его воли. Произвольная регуляция относится не только к моторным компонентам поведения - к движениям. При определенных условиях индивид получает возможность целенаправленно регулировать и самые психические процессы (перцептивные, мнемические и иные). Это показано многими исследованиями, особенно в школе культурно-исторического развития. Согласно позициям этой школы, непосредственные, натуральные процессы перцептивные, мнемические, мыслительные превращаются в высшие произвольно регулируемые благодаря включению в поведение специальных социально созданных стимулов (орудий, средств). В результате в мозгу человека происходит объединение простых элементов (типа условных рефлексов) в новую «единицу». Именно благодаря им создается возможность саморегуляции. Основным условием овладения своим поведением является общение индивида с другими людьми.

При помощи знаковых систем индивид овладевает общественным опытом, человеческой культурой (которая, конечно, не сводится к знакам). Знак может стать средством саморегуляции лишь тогда и лишь постольку, когда и поскольку индивид овладевает его значением. Чтобы раскрыть «орудийную функцию» знака в произвольной регуляции движений и психических явлений, нужно исследовать процесс усвоения индивидом достижений культуры во всей его полноте Овладение знаковыми системами - лишь момент (важный, но не единственный) этого процесса. Это становится очевидным при переходе от изучения отдельных психических процессов и двигательных актов к изучению поведения индивида. В качестве регуляторов здесь выступают осваиваемые им нормы, правила, принципы общественной жизни. Необходимость произвольной регуляции собственного поведения обусловлена социальным бытием индивида. Включаясь в общественные отношения, он должен регулировать свое поведение, иначе его жизнь в обществе будет невозможной (или весьма затрудненной).

Уровень развития саморегуляции, в конечном счете, определяется общественно организованным образом жизни индивида.

Коммуникативная функция психики получает на уровне сознания свое наиболее полное развитие. Более того, сознание без этой функции вообще не могло бы существовать как идеальная форма отражения бытия. Именно идеальное отражение создает возможность качественно своеобразных форм человеческого общения и вместе с тем в процессе общения развивается само идеальное отражение.Коммуникативная функция сознания формируется и развивается в процессе общения между людьми, которое является необходимой «составляющей» жизни общества.Именно эта функция обеспечивает обмен идеями, замыслами, деятельностями и т. д. Благодаря ей в опыт индивида включается (конечно, трансформируясь) опыт других людей, происходит как бы воспроизводство, отражение свойств одного человека в другом.

Коммуникативная функция реализуется в процессах не только обмена знаниями, но также и взаимной регуляции поведения людей. Именно в общении формируется идеальный план деятельности (и поведения в целом) как индивидуальной, так и совместной. Общение существенно повышает «мощность» и адекватность опережающего отражения.Благодаря коммуникативной функции сознания индивид как бы освобождается от необходимости повторять в своем развитии тот путь, который прошло общество.Конечно, общение не есть некоторый самостоятельный духовный процесс, независимый от жизни общества. Наоборот, оно необходимым образом детерминируется общественным развитием, прежде всего материальными условиями жизни общества (а значит, и отдельных индивидов). Этим определяется, в конечном счете, и развитие коммуникативной функции сознания.

Психическое и идеальное

Весьма часто «психическое» означает «сознание», «духовное», «субъективный образ» или даже употребляется как равнозначное «идеальному», что является данью традиции, идущей от тех времен, когда психология пребывала в лоне философии и еще не выделилась в самостоятельную науку.

«Психическое отражение» далеко не совпадает по объему с «психическим» как центральной категорией психологии. Категория психического охватывает не только субъективные образы и состояния, но также действия и многообразные свойства индивида, которые не могут быть без натяжки подведены под категорию отражения, например темперамент, характер и др. Понятие, же психического отражения фиксирует главным образом те отражательные акты, которые совершаются в форме субъективных образов и состояний (в отличие от актов отражения в неживых системах и в простейших биологических системах, а также в определенных звеньях сложных биологических и социальных систем, которые исключают наличие каких-либо ощущений или эмоциональных состояний).

Содержательная близость этих понятий не должна заслонять их различий. Философское понятие сознания более абстрактно, определяется путем логического соотнесения с понятием материи. Оно интегрально отображает (и в наиболее общем виде) многообразие явлений человеческой психики, в то время как психологическое понятие сознания более дифференцировано, более конкретно по содержанию, обусловлено эмпирической феноменологией, описанием интроспективных данных и обобщением результатов психологических экспериментов.

Сознание как отражение действительности есть психическое, что вне и помимо психического сознание не существует. Такого рода интерпретация философской категории сознания не означает, конечно, сведения сознания к психическому. Этим лишь конкретизируется одно из содержательных «измерений» категории сознания, ограничивается сфера существования сознания, устанавливается необходимая связь философского понимания сознания с эмпирической фиксацией явлений сознания в психологии и в терминах обыденного языка, в котором аккумулирован исторический опыт познания человеком своей психики. Категория психического, помимо явлений сознания, охватывает многие другие объекты психологического исследования, в том числе и бессознательно-психические явления. Последние описываются обычно весьма нечетко. К ним относятся крайне разнообразные явления - как содержательно-определенные состояния и структуры интеллектуальной деятельности, так и психические регуляторные механизмы, явно не осознаваемые. Существуют к тому же и весьма различные истолкования того, что именуют бессознательно-психическим.

Независимо от различных истолкований бессознательно-психическое является, по общему признанию, важнейшим фактором человеческой психики, учет которого необходим при философском анализе сознания. Однако понятие бессознательно-психического неправомерно соотносить непосредственно с философским понятием сознания и тем более с понятием идеального. Оно должно соотноситься с психологическим понятием сознания и только в связи с ним может использоваться для интерпретации философского понимания сознания. Поэтому абстрактные определения бессознательно-психического как идеального малопродуктивны.

Психическая деятельность человека представляет собой целостный контур сознательно-бессознательных информационных процессов. Специфика понятия бессознательно-психического обусловлена тем, что оно противопоставляется понятию сознательно-психического. Философское же понимание сознания охватывает и интегрально выражает не только сознательно-психическое, но и нерефлексируемые компоненты и структуры субъективной реальности, т.е. то, что в психологии рассматривается как разновидность бессознательно-психического. Отсюда следует, что, по крайней мере, некоторые бессознательно-психические феномены имеют существенное значение для понимания структурных, содержательных и процессуальных аспектов субъективной реальности. Но здесь необходим конкретный анализ, способный уточнить, какие именно бессознательно-психические феномены связаны с субъективной реальностью и какова мера этих связей. Абстрактное же утверждение, что все бессознательно-психические явления суть явления идеальные, представляется некорректным.

Понятие психики в психологии, выражающее момент целостности (всегда личностной, индивидуализированной), является однопорядковым с философским понятием субъективной реальности как целостного духовного образования, включающего различные компоненты. Когда мы называем явление психическим, то всегда имеем в виду какой-либо компонент психики или психику в целом. Аналогично, когда речь идет об идеальном, подразумевается либо целостная субъективная реальность, либо ее отдельные компоненты.

Весьма часто возникает теоретическая необходимость четко указать конкретный смысл, в котором употребляется категория идеального: как целостная субъективная реальность или как всякое отдельно вычленяемое явление субъективной реальности. Одно дело, когда мы говорим: сознание идеально (здесь чаще всего акцентируется субъективная реальность как целостность); другое дело, когда утверждаем, что ощущение идеально. Оба этих содержательных плана категории идеального находятся в диалектическом единстве.

Аналитический план категории идеального весьма важен при исследовании структуры субъективной реальности, ее внутреннего многообразия, а также при размежевании различных подходов к проблеме идеального и выяснении их правомерности. Так, некоторые авторы, следуя определенным классическим традициям, ограничивают идеальное только абстрактно-логическим и понятийно-всеобщим. При таком подходе ощущение, чувственный образ, эмоциональное переживание не могут быть названы идеальными, что порождает серьезные теоретические неувязки, ведет к отказу от определения идеального как субъективной реальности.

Аналитический план содержания категории идеального предполагает специфическую задачу интерпретации явлений субъективной реальности посредством психических явлений, т.е. образует специфическую плоскость соотнесения категорий идеального и психического. По нашему убеждению, всякое явление субъективной реальности должно быть интерпретировано в качестве психического явления. Но, разумеется, не всякое психическое явление (в том числе не всякое бессознательно-психическое явление) может быть интерпретировано в качестве идеального. В равной степени все «целостные» характеристики субъективной реальности могут весьма плодотворно интерпретироваться посредством характеристик психики.

Таким образом, философское понятие сознания, а следовательно, и понятие идеального нельзя считать более широким, чем понятие психического. Тезис «сознание есть психическое» имеет принципиальный мировоззренческий и методологический смысл. Его принятие исключает объективно-идеалистическую и дуалистическую трактовки сознания (и идеального) как некой сущности, находящейся за пределами психики реальных человеческих индивидов, как особой духовной субстанции.

Вместе с тем указанный тезис имеет важное методологическое значение при анализе проблемы сознания и в общественно-историческом плане, ибо не позволяет выносить сознание за пределы деятельной способности социальных индивидов и «помещать» его в «готовых» результатах сознательной деятельности, в социальной предметности, как таковой.

Сознание (идеальное) неотчуждаемо от психического, не существует вне и помимо психики реальных социальных индивидов.

Заключение

В процессе развития индивида формируется внутренняя связность его сознания, своеобразная, «собственная логика». Идеальная форма отражения дает субъекту относительную независимость от непосредственного момента. Его поведение в каждый данный момент определяется не только этим моментом, но также предшествующей историей и представлениями о будущем, замыслами, целями, помыслами, воспоминаниями, представлениями о принципах поведения, мировоззрением и т. д. Все это в целом образует то, что принято называть «внутренним миром» личности. Нужно отметить, что понятие «внутренний мир» иногда считается якобы несовместимым с понятием отражения. Однако в действительности он выступает именно как отражение, но сложно организованное, «накопленное» в течение жизни, включающее многие уровни глубины и полноты осознаваемого и неосознаваемого, эмпирических и теоретических обобщений и т. д. Именно внутренний мир характеризует уникальность каждой личности, ее своеобразие. Это своеобразие проявляется в более простых феноменах отражения лишь в той мере, в которой они связаны с внутренним миром личности.

Все основные характеристики индивидуального сознания: активность, идеальная форма отражения, рефлексивность и внутренняя связность - формируются и развиваются в процессе жизни индивида в обществе. Раскрыть объективные законы, которым подчиняется индивидуальное сознание (и внутренний мир личности), можно только на пути изучения развития индивида в обществе, как действительного субъекта деятельности, общения и познания.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

На базе современных знаний можно подвести некоторые итоги. Итак:

1. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2. «Ядром» сознания, способом его существования является знание.

3. Формирование сознания связано с возникновением труда.

4. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

5. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы – человеческого мозга.

6. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно - единое целое.

7. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.


Список используемой литературы

1. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. - М.: Канон+, 2002.- 368с.

2. Куликов Л.В. Психология сознания / хрестоматия по психологии, СПб.: Питер, 2001. – 480 стр.

3. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания / Е.В. Улыбина, М.: Смысл, 2001. – 24 стр.

  • Лекция № 2. (продолжение темы)
  • 4. Функции философии.
  • 5. Философия в структуре мировоззрения
  • 6. Проблема метода в философии.
  • 7. Проблема классификации философских направлений. Исторические типы философии.
  • Лекция № 3. Античная философия
  • 1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли.
  • 2. Основные этапы и проблемы античной философии.
  • 3. Натуралистический этап (VII–IV вв. До н. Э.). Проблема первоначала.
  • 4. Сократический этап – (IV в. До н. Э.). Учение об эйдосах.
  • 5. Эллинистический этап (III в. До н. Э. – VI в. Н. Э.). Вопрос об «атараксии».
  • Лекция № 4. Средневековая философия
  • 2. Исходные принципы средневековой философии
  • 3. Периодизация средневековой мысли. Апологетика и патристика (III - V).
  • 4. Пять классических доказательств существования Бога.
  • Лекция № 5. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения
  • 1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.).
  • 2. Философия Нового времени.
  • 3. Философия Просвещения.
  • Лекция № 6. Немецкая классическая философия
  • 2. Философия Иммануила Канта (1724 - 1804).
  • Лекция № 7. Современная западная философия
  • 1. Общая характеристика эпохи
  • 2. Философия марксизма.
  • 3. Философия ф. Ницше.
  • 4. Фрейд - основоположник психоанализа.
  • 5. Теория «коллективного бессознательного» к. Юнга
  • 6. Философия экзистенциализма (на примере творчества а. Камю).
  • 7. Философия неотомизма п. Тейяра де Шардена.
  • Лекция № 8. Русская философия
  • 1. Предфилософия допетровской Руси (X – нач. XviiIвв.).
  • 2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.).
  • 3. Русская философия хх века.
  • Раздел II. Философские проблемы и категории Лекция № 9. Учение о бытии (онтология)
  • 1. Понятие бытия. Различные концепции.
  • 2. Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.
  • 3. Проблема единства и многообразия мира.
  • Лекция № 10. Учение о развитии (диалектика)
  • 1. Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
  • 2. Основные законы диалектики.
  • 3. Основные категории диалектики.
  • Лекция № 11. Природа человека и смысл его существования
  • 1. Основные этапы в истории исследования человека.
  • 2. Марксистское понимание сущности человека.
  • 3. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • Лекция № 12. Учение об обществе (социальная философия)
  • 1. Философские представления об обществе.
  • 2. Предмет и функции социальной философии.
  • 3. Понятие общества: его признаки, особенности.
  • 4. Специфика философского исследования общества.
  • Лекция № 13. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
  • 1. Понятие ценности. Ценность и целеполагание.
  • 2. Теории ценностей.
  • 3. Нравственные ценности и мораль.
  • 4. Религиозные ценности.
  • 5. Эстетические ценности и искусство.
  • Лекция № 14. Проблемы сознания
  • 1. Постановка проблемы сознания в истории философии.
  • 2. Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.
  • 3. Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное.
  • 4. Структура сознания. Сознание и самосознание.
  • 5. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
  • Лекция № 15. Познание (гносеология)
  • 1. Познание как отражение человеком внешнего мира.
  • 2. Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека.
  • 3. Совпадение диалектики, логики и теории познания.
  • 4. Проблема научной истины. Абсолютное и относительное, теоретическое и практическое.
  • 5. Чувственное познание и его формы.
  • 6. Логическое познание и его формы.
  • Лекция № 16. Научное познание
  • 1. Научное познание как один из видов познавательной деятельности.
  • 2. Уровни научного познания и их методы.
  • 2. Общенаучные методы познания.
  • Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники
  • 2. Из истории изобретения техники.
  • 3. Сущность техники как предмет познания.
  • 4. Ноосфера и ноотехносфера.
  • Лекция № 18. Будущее человечества (философский аспект)
  • 1. Римский клуб и исследование глобальных проблем.
  • 2. Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их разрешения.
  • 3. Современная техническая цивилизация и ее будущее.
  • Библиография
  • 2. Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.

    Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-прежнему нет ответа на вопросы; вся ли материя обладает сознанием или нет, и как возникло сознание? Современная наука считает, что сознание существовало не всегда, оно возникло в процессе перехода одной формы материи в другую, более сложную, в результате чего возникла живая материя. Современная наука считает, что сознанием обладает только живая материя. Если к решению этого вопроса подходить неисторически, а это уже было в истории философии, то мы получим утверждение, которое высказывали представители философского направления, получившего название гилозоизма. В частности, Б.Спиноза и Робинэ утверждали, что сознание присуще всей материи, что мыслит не только человек, но и камень, а различие между ними количественные.

    Сегодня известно, что в неживой материи никакого сознания нет, но есть свойство, сходное с ощущением, которое является основой для возникновения сознания, - отражение.

    Отражение – всеобщее свойство материи, а сознание не является таковым, но оно является всеобщим в потенции, которая реализуется там и тогда, где и когда наличествуют пригодные для жизни мыслящих существ условия. Отражение – это способность материальных систем к воспроизведению, к взаимодействию.

    В силу своей внутренней активности материя порождает различные формы отражения. Так, в неживой природе широко распространены изоморфные отображения, отпечатки, возникающие в результате взаимодействия двух или более объектов (след, вмятина, царапина, намагничивание и т.д.). Как свойство живого, организма выступает раздражительность, которая проявляется в виде физиологических реакций, еще не связанных с возникновением образа объективного мира. Она средство управления, регулирования приспособительного поведения.

    Дальнейший этап в развитии форм отражения после раздражимости связан с возникновением у более высоких форм живой материи нового свойства – чувствительности, то есть способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм.

    Ощущения, составляют начальную форму психики животных. Психика не является свойством живой, материи вообще. Она есть свойство высших форм органической материи. Психика – это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

    Психика как форма отражения присуща и человеку. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные процессы.

    При изучении действий животных и людей на уровне психики часто возникает вопрос: «Думают ли животные?» Да, думают, но не так, как люди.

    По шкале швейцарского зоолога А. Нортмана способности мышления человека, оцениваются в 214 баллов, дельфина – в 195, слона – 150, обезьяны – 63, зебры – 42, жирафа – 38, лисы – 8, а самого глупого существа – бегемота – 18 баллов. Животные не осознают ни своих действий, ни своего места в мире и среди себе подобных. Животное не обладает ни сознанием, ни тем более самосознанием. Итак, сознание есть высшая форма отражения. Сущность его состоит в том, что оно есть особое свойство мозга давать идеальное отражение реального мира. К такому пониманию сущности сознания ближе всего подошла марксистская философия. Марксистское понимание сознания характерно тем, что материализм подчеркивает, что сознание содержит в себе противоречия. Сознание, с одной стороны, материально, а с другой нет. Когда марксистская философия говорит о материальности сознания, это значит, что сознание не самостоятельно существующая сущность, а свойство высокоорганизованной материи, т.е. мозга, отражать в себе окружающий мир. Основываясь на вышеназванном понимании сущности сознания, попытаемся определить, что такое сознание.

    Сознание – это знание чего-либо, осознание результатов общественного познания и преобразования мира. Сознание включает не все знания, а лишь ту часть, которая добыта в процессе жизненного опыта итак или иначе воспроизводится при решении конкретных задач, удовлетворении потребностей. Другая же часть знания, будучи не нужной в данной обстановке, может не осознаваться человеком. Это положение означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство. Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, что составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные копии последних.

    Единство и связь между сознанием и материей также раскрываются в двух аспектах. С одной стороны, психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстракт, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует; с другой - возникающие в сознании психические образы сходны, тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

    Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.

    Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями, – способностью прежде всего отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Например, если бы людям каменного века каким-то образом попала книга о конструировании автомобилей, то они не смогли бы ее «идеализировать», то есть преобразовать в идеальное, в понятие, осмысленное представление о ней, так как в их жизни еще, не сложились те нормы действительности, которые обусловили бы уровень знаний и деятельности, обобщенные в этой книге.

    Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие «идеальное» позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения и тем самым конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, его противоположность материи. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

    В то же время идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней.

    "


    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования