Социальная философия и философия общества. "философское осмысление общества"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Философия общества предполагает метафизический анализ социальной реальности, в частности стремление к умственному раскрытию объективных общественных связей и отношений между людьми, осмыслению их места и роли в мире вещей, предметов, явлений, а также к выявлению новых связей и отношений, которые складываются между ними.

Философия общества как способ его осознанного понимания людьми развивается в виде раскрытия самосознания различных социальных групп и слоев населения. Она делает ясным то, что до определенного момента было призрачным. Это некая строгая система абстрактных понятий, объясняющих объективный ход исторических событий, раскрывающих причины и механизмы установления и поддержания общественного порядка. Это совокупность принципов организации межличностного и социального общения, укрепления морально-правового порядка в государстве, защиты интересов всех граждан страны и мира. Это стремление к пониманию естественных процессов функционирования конкретных социальных связей и отношений в обществе как живом организме, предвидение их качественных изменений. Это, наконец, ключ к пониманию того, что люди созданы для достойной жизни в обществе.

Важнейшими целями и задачами социальной философии являются обнаружение внутренних (объективных) импульсов, инициирующих процесс самоорганизации общества, анализ сочетания закономерного и случайного, личностного и общественного. Чтобы понять феномен общества как живого организма, необходимо ясно представить себе ментальное состояние человека как разумного существа и одновременно как социальной единицы. Надо разобраться в причинах и тенденциях, объединяющих очень разных людей в сложную систему взаимосвязи — общество как целостное образование, находящееся в агрегатном состоянии, позволяющем каждому человеку свободно выполнять собственные функции жизнедеятельности. Так, во всех сложных технических агрегатах, подобных часам или унифицированным узлам машин, четко реализуются определенные функции взаимодействия всех отдельных частей и элементов. Выход из строя хотя бы одного из них ведет к нарушению ритма работы всего агрегата или даже к его остановке. То же самое происходит и в живом общественном агрегате, все структурные единицы которого (органы, организации, институты, объединения и т.д.), позволяющие людям полнее реализовывать свои способности и удовлетворять материальные потребности и духовные интересы, должны выполнять собственные функции, гармонично взаимодействуя между собой.

Человеческое общество — это целостный живой организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность разнообразных связей и отношений — таких, как производственные, экономические, финансовые, классовые, национальные, семейные, духовные. Исходя из этого, выделяют следующие формы общественного сознания: мораль, политика, философия, право, наука, искусство, религия, и т.д. Все эти грани единого целого, живущего по объективным законам, внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. Выдающийся русский религиозный философ Вл. Соловьев, рассматривая общество в качестве «расширенной личности», понимал последнюю как сферу средоточия всеобщих интересов. Главным призванием личности должно быть освобождение человечества, ограждение его от проявления различных форм зла. А это значит, что человеческая личность всегда должна стремиться выполнять теургическую роль (греч. theurgia — божественное действие) в обществе. Последнее, ограничивая личные свободы людей определенными нормами и правилами, исходит в принципе из интересов людей, правда, далеко не всех. Поэтому некоторые современные философы (экзистенциалисты, персоналисты, позитивисты и др.) искренне убеждены, что общество больше причиняет вреда индивиду, чем приносит ему пользы.

Один из представителей экзистенциализма А. Камю писал, что человеку сужено вечно нести «крест несчастья и факел надежды», «улучшать в мире все, что может быть улучшено». «Но и после этого, — продолжает мыслитель, — даже в самом совершенном обществе, будут умирать невинные дети. При всем желании человек способен лишь арифметически уменьшить количество горя в мире. Но несправедливость и страдания останутся, и, сколь бы ограничены они ни были, они не перестанут быть причиной соблазна. Вовек не умолкнет «отчего?” Дмитрия Карамазова» . А вот для марксистов, напротив, общество -это естественное условие движения человека к самореализации. И как бы ни было велико зло, порожденное законами того или иного общества, оно все равно остается необходимым условием для формирования и развития личности индивида. «Хорошее общество», согласно К. Марксу, тождественно обществу культурных, нравственно воспитанных, физически и психически здоровых людей, то есть всесторонне развитых, здравомыслящих и продуктивных личностей.

Чтобы лучше понять, как действует, образно говоря, «общественная машина», слагаемая из множества психофизиологических и социально-духовных комбинаций в единое целое в процессе частной жизнедеятельности людей, находящихся в определенной независимости друг от друга, следует уяснить характер объективных условий и субъективных факторов интеграции естественных потребностей и духовных интересов индивидов. Жизнь каждого конкретного человека всегда слагается из функционирования его организма и деятельности его личности как части общественного агрегата. При этом целостная жизнедеятельность человека в природе и обществе определяется степенью сознания им своей ответственности, а также его активностью в природной среде и в сфере материальной и духовной культуры, где, собственно, и складывается его личная судьба. Речь идет о том, что в своей жизнедеятельности человек лично оценивает отношения между людьми, социальными коллективами, а также состояние духовного мира, в котором аккумулируются индивидуальный опыт и общественно-исторические традиции поколений. Объединение людей в единое целое (живой социальный организм) осуществляется по многим объективным причинам: материальным, духовным, политическим, морально-этическим.

В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» . Зависимость человека от природы и общества предстает в виде проблем, связанных с характером производства продовольствия, энергии, сырья и т.д. Неоправданное смещение философских акцентов с природы на общество в единой системе бытия приводит к тому, что люди, калеча во имя общественных интересов природу, калечат и себя, но прежде всего свое общественное здоровье.

Для компетентного управления всеми процессами общественного развития необходимо их тщательное изучение, научное исследование, которым занимаются многие общественные науки, в том числе политология. Объектом этой философской науки являются политические отношения и связи, объективно складывающиеся в обществе в целом, а также между общественными организациями, партиями, отдельными гражданами в самых разнообразных жизненных проявлениях. Предметом же политологии являются объективные условия функционирования общественного 6ытия, правовые и моральные факторы возникновения и развития политической сферы общественной жизни и деятельности людей.

Нередко от людей приходится слышать, что они живут вне политики. Это глубокое заблуждение, ведь человек существует в обществе, а последнее всегда политизировано. Следовательно, каждый член социума оказывается изначально включенным в политику. Людей же, которые сознательно и добровольно возлагают на себя ответственность за судьбу государства, за жизнь народа или какой-либо его части, принято называть политиками. Они вступают на стезю такой общественной деятельности, которая тесно связана с различными параметрами государственной власти, ведущей их к участию в управлении государством. В свое время К. Маркс обратил внимание на то, что любая, даже незначительная, общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти .

Перед социальной философией и политологией стоит множество непростых задач по критическому осмыслению и переосмыслению сути и смысла политики. При этом главными являются содержательные аспекты основных морально-политических и правовых ценностей — таких, как социальная справедливость, свобода, гражданская ответственность, всеобщее благо и т.д. Перед политологией как философской дисциплиной стоит задача поиска ответов на вопросы о целесообразности и правомерности взаимодействия власти и политики, об управлении и насилии, о революции и реформах и т.д. Она занимается объяснением основных принципов политической жизни (патриотизм, права личности, классовая солидарность, борьба и др.), а также раскрытием смысла и значения политических акций — таких, как сопротивление, забастовка, политический компромисс и т.д. Социальная философия и политология решают проблемы осмысления сути гражданского общества, демократии, социально ориентированной рыночной экономики, общественного здоровья и т.д.

Философия общества

1. Философия общества

1.2 Диалектика общественной жизни

1.3 Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества

1.4 Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

Список использованных источников


1. Философия общества

Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество представляет собой целостную систему, многообразные элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Общество постоянно и непрерывно развивается.

1.1 Определение общества. Общество как система

Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для обозначения добровольных объединений людей по интересам, например, общество «Рыболов-спортсмен» и т.п. В научном (категориальном) значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В философской и исторической литературе можно насчитать по крайней мере пять основных значений. Во-первых, отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (например, российское, французское, японское и др. общества). Во-вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.). В-третьих, все человечество в целом. В-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное). В-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Пятое значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия.

Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества. Его содержание раскрывается элементным составом. Более конкретно сущность общества выражается в родовых и видовых признаках.

Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам общества можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особые способ и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры.

В широком значении общество как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Понятие «социум» в научный оборот ввел К.Х. Момджян. По его мнению, социум - это организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем. Общество вообще, или социум как подсистема мира, форма совместной жизнедеятельности людей является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей мира как целостной системы, а с другой - специфических социальных отношений и форм. Общество как носитель своих специфических социальных связей конкретизируется по различным основаниям и признакам. Если понятие «общество» в широком плане фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности индивидов, то понятие «общество» в узком смысле раскрывает факт существования конкретного сообщества людей.

Общество также - это коллектив людей, совокупность индивидов. Данное утверждение верно, но оно содержит лишь ту очевидную истину, чтo о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность людей. Общество как раз является результатом, продуктом человеческой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия.

Линией отсчета осмысления феномена общества является античная философия. Уже Платон и Аристотель выделяли проблемы общественной жизни. Ключом к анализу общества у них было государство. С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, нравственность, искусство: Если же связь с государством некоторых общественных явлений не просматривалась, они не принимались в расчет или объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в государстве как одном из своих определений и выражений. Такое поглощение общества государством объясняется определяющей ролью политических институтов и специфическим городом-полисом, городом-государством как механизмом самоорганизации общества на ранних классовых ступенях. Позиция отождествления общества и государства (хотя и неполного) просматривалась до Нового времени. Лишь в XVII в. Т. Гоббс, не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII в. классик английской экономической теории А. Смит увидел границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является единственным способом удовлетворения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Известный немецкий мыслитель Г. Гегель разграничивал уже государство и гражданское общество. Последнее определял как систему зависимостей людей с целью их материального обеспечения. Иначе, гражданское общество - это система экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт, разработав основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой, социальным организмом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования, функционирования и динамики социальной системы.

Приведенные примеры взглядов на общество показывают, что с XVIII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследователей становится очевидной заглавная роль экономики в закономерном развитии общества. К такому выводу приходит не только О. Конт, но и К. Маркс.

К. Маркс, сформулировав принципы материалистического понимания истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Иными словами, общество - это система общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, социальные институты (государство, политические партии, религиозные, культурные и другие объединения).

Английский историк А. Тойнби, считавший себя противником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он писал: «Человеческое общество само по себе представляет собой отношение, вернее, особый вид отношений между людьми, как явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными, в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей». Общественные отношения между людьми, рассуждал А. Тойнби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных механизмов, именуемых социальными институтами. Без них общество не могло бы существовать. Как видно из приведенного положения, историк выделял три элемента общества: люди, живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широкого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.

Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы и самого человека как личность, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения - главные, хотя и не единственные, его элементы.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация – этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основой, субстанцией, способом существования людей в мире.

Исторический процесс не существует вне и помимо деятельности. Она выступает главным способом существования и развития исторической действительности. «История, - подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс - не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается» ни в каких битвах! Не «история», а именно человек, действительный живой человек - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется... История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека».

Термин «деятельность» широко используется в обыденном языке (вулканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, занятие чем-либо и др.). В науке деятельность рассматривается прежде всего как понятие. Деятельность - это любое проявление социальной активности субъекта, его упорядоченные, организованные, осознанные поступки по созданию, производству чего-либо. Деятельность как жизнедеятельность присуща биологической системе. В этом значении она состоит в. поддержании равновесия биологической системы через приспособление к внешней среде и продолжении рода. В ней отсутствует социальное, то есть общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека, обретает свойство адаптивно-адаптирующей системы, то есть приспособительно-приспосабливающей целенаправленной, целесообразной, конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании внутренних необходимых условий и мотивов общественной жизни, в превращении внешней природы во «вторую природу», в практическом преобразовании внешнего мира с целью сохранения динамического равновесия системы общества.

Социальная деятельность, представляя собой тождество субъекта и объекта, раскрывается в процессах опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание заключается в превращении способностей субъекта в свойства объекта. Способности человека через деятельность переходят вжоздаваемый им предмет, закрепляются в нем. Предмет становится необходимым для человека. Распредмечивание представляет процесс превращения свойств объекта в мысленные образы и действующие способности субъекта. Это процесс «раскодирования» предмета посредством формирования мысленных образов, благодаря которым предмет интериоризируется человеком и используется для собственного совершенствования. Распредмечивание - это процесс познания и саморазвития человека, опредмечивание - процесс созидания, «вкладывание» знаний в производство конкретного предмета. Опредмечивание и распредмечивание - необходимый социокультурный процесс, в ходе которого осуществляется социальное наследование.

Деятельность - это единство живой (текущей, наличествующей) опредмеченной (уже осуществленной) деятельности. Две стороны деятельности характеризуют моменты соответственно движения и покоя. Живая деятельность заключается в процессе расходования интеллектуальных и физических способностей субъекта, в воплощении чувственных, эмоциональных, нравственных, художественных, политических и других ценностей в производимый им предмет или процесс материального иди духовного характера. Опредмеченная деятельность выступает в виде конкретных произведенных продуктов, предметов, а также самого человека. Так, опредмеченная финансовая деятельность выступает в виде денег; хозяйственная - в виде заводов и фабрик, орудия труда, техники; художественная - в виде скульптур, картин, нот; научная - в виде научных текстов, исследовательских приборов и т.п. Живая и опредмеченная деятельность существуют в единстве, каждая - через свое иное.

Деятельность, будучи сложной многоплановой системой, дифференцируется по разным основаниям. В качестве первого всеобъемлющего основания выделяется характер отношения человека к окружающему миру. На основе этого критерия деятельность подразделяется на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности, а духовная разворачивается в сфере сознания и мировоззрения. Практическая деятельность выражается в воспроизводстве человека как индивида, в материальном производстве и процессах функционирования общественных отношений (социальная революция и эволюция, реформа, проведение выборов, референдумов; принятие законов; экологические мероприятия и т.п.). Духовная деятельность осуществляется в воспроизводстве сознания и мировоззрения субъектов общества, в художественном творчестве, развитии научных знаний, нравственной и религиозной активности, в процессах воспитания, образования и т.д.

В научной литературе существуют и другие основания классификации деятельности, в зависимости от субъектов деятельности ее подразделяют на индивидуальную, этническую, государственную, классовую, партийную и т.п.; в зависимости от объектов - на экономическую, экологическую, политическую и др.; в зависимости от социальной направленности - прогрессивную и регрессивную. Деятельность может быть позитивной и негативной, творческой (продуктивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктивной) и разрушающей (деструктивной) и т.д.

Деятельность всегда осуществляется в форме общественных отношений. Общественные отношения представляют собой особый класс социальных связей. Социальные связи возникают, во-первых, между субъектами - субъект-субъектные; во-вторых, между человеком и предметом -субъект-объектные; в-третьих, между социальными предметами - объект-объектные. Общественные отношения - это всегда связи между субъектами по поводу объектов. В качестве объектов могут выступать и сами субъекты. Атрибутивными признаками субъекта являются: познание, целенаправленность, целесообразность, творчество, планирование, управление, социальная (осознанная) активность и другие. Воплощая признаки, социальный субъект осуществляет отношения общения (межличностные, личность - группа), отношения поведения и отношения собственно деятельности. В качестве субъектов деятельности и всех других форм отношений выступают социальные общности, группы, слои и прослойки, отдельный человек.

Совокупность общественных отношений подразделяется на материальные и идеологические. Материальные отношения включают связи воспроизводства самого человека как физического существа и производственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества - материальную жизнь.

Производство материальных благ составляет основу существования и развития общества. Поэтому материальные производственные отношения, будучи естественно первичными, обладают способностью существовать вне и независимо от сознания людей. Духовно-идеологические отношения являются вторичными в соотношении с материально-производственными. Но они играют определяющую роль в формировании социальности и собственно духовности субъектов, выступают формой внеэкономической деятельности людей. Духовные отношения имеют идеологический характер вне зависимости от идеологии как сферы общественного сознания, соотносящейся с общественной психологией. Идеологический характер духовных отношений связан прежде всего с тем, что в основе их лежит идея - способность человека осознавать и выражать существенные связи и закономерности общественной жизни, осознанно управлять социальными процессами. Они составляют второй уровень жизни общества - духовную жизнь. Содержание духовно-идеологических отношений составляют связи, направленные на развитие сознания и духовного мира субъектов, а также нравственные, эстетические, информационные отношения, отношения свободы совести и др.

Социальные связи как общественные отношения имеют ту особенность, что их невозможно зафиксировать эмпирически, они невидимы, неосязаемы, как бы идеальны. Но эти связи даны для изучения человеку косвенно: в материальных и духовных благах, в поступках людей, в языке, в способах организации и социальных институтах, без которых люди не могут жить.

Анализ общества, как обособившейся части бытия с точки зрения деятельности, общественных отношений и субъектов предполагает его рассмотрение как целостной, саморазвивающейся системы. Деятельность и в целом общественные отношения выступают системообразующими факторами. В общем плане система, как известно, - это упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее элементов. Общество обладает признаками системы: целостностью, структурностью, иерархичностью элементов и связей, субстанциальностью, субстратностыо, функциональностью, самодостаточностью, динамизмом. Общество - сложноорганизованная, иерархическая, многоуровневая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в качестве подсистемы или самостоятельной системы.

Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом. Структурный аспект исследования общества связан с установлением элементного состава и субстратности, с выделением относительно самостоятельных автономных образований, каковыми в социальной системе являются, например, сферы жизни общества, уровни жизни. Задача функционального анализа состоит в установлении механизмов, поддерживающих целостность социального организма, создаваемую взаимодействием подсистем общества. Динамический аспект раскрывает источники и постоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной организации. Структурный анализ исследует подсистемы в отдельности как самостоятельные единицы; функциональный - изучает взаимодействие элементов; динамический - исследует способы разрешения противоречий в обществе.

Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляются в процессе реализации законов народонаселения и общественного производства. Общественное производство, то есть производство общества в целом, включает: воспроизводство материальных условий жизни; производство идей и духовных ценностей, символов и знаков; производство социальных связей и отношений; производство самих людей как общественных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают, прежде всего, два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и блага (ценности) людей. Первым необходимым элементом функционирования социальной системы являются ее субъекты, без физической и умственной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементом выступают объекты - социальные предметы, создаваемые или используемые людьми для своей жизнедеятельности. Социальные предметы делятся на два класса, различающиеся социальными функциями и назначением.

Первый класс составляют вещи (или орудия). Это предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах. С помощью вещей реализуется особый адаптивный характер деятельности человека, а именно - приспособление к среде путем ее вещественно-энергетической переработки, целенаправленного изменения. С помощью вещей люди оказывают непосредственное воздействие, во-первых, на природу. Эти вещи или средства производства включают предметы труда, орудия труда, инфраструктуру хозяйства, кибернетические средства, хранящие, перерабатывающие и передающие технологическую и иную информацию. Во-вторых, с помощью вещей человек изменяет социальную среду: «техносферу» и «антропосферу». Например, пища, медицинские инструменты, спортивные снаряды, военное оружие - все это принадлежит миру вещей, физически изменяющих внешнюю реальность (в том числе биологическую организацию человека). В-третьих, к вещам относятся особые предметы, необходимые для физического воздействия на реальность в сфере духовного производства: например, ручка, карандаш, бумага, художественная кисть, краски, холст и т.п., которыми пользуются художники для воплощения своих идей.

Второй класс социальных предметов, воспроизводимых общественным производством, называют символами или знаками. Символы несут в себе определенным образом закодированную информацию, служат средством ее накопления, хранения и передачи. Назначение символов -согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение, стремления и желания людей. Символы воздействуют на внутренний мир человека, изменяя (или формируя) его представления о бытии. Идеи, образы, теории, чувства могут повлиять на поведение и сознание людей, лишь воплотившись в материальные предметы: печатный текст, дорожные знаки, картины и т.п. Эти предметы-знаки являются своего рода проводниками информации и культуры.

Разница между вещами (орудиями) и символами состоит только в их назначении, функциональности, но не связана с материалом, из которых они изготовлены. Если вещи (орудия) являются средством адаптации человека к природе, то символы - средством адаптации людей к культуре.

Общественное производство воспроизводит, кроме людей, вещей, явлений и процессов, совокупность связей, существующих между этими элементами. Социальные связи как признак и элемент системности общества существуют в форме соотношения, связей взаимообусловленности и взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия, связей субординации и координации, во многих других формах.

Таким образом, общество как объект философского анализа изучается с точки зрения определения понятия «общество», его признаков, содержания, структуры, особенностей. Важной философской проблемой выступает системность общества, характер взаимосвязи его элементов и подсистем в историческом процессе, в динамике изменения содержания, направленности и перспектив конкретных обществ.


Действовать, когда возникают определенные объективные условия, и сходят с исторической арены, когда эти условия исчезают. С другой стороны, социальные законы действуют не автоматически. Условие их возникновения, функционирования и исчезновения создаются людьми. И специфика общественных законов состоит в том, что это законы деятельности людей, а точнее – больших масс людей. Поскольку же действуют...

И фиксируется в понятии «общественно-экономическая формация», выработанном в марксистской философии. Общественно-экономическая формация - это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития. Формационный подход дает возможность обнаружить...

Исторического процесса - наличия в событийном пласте общественной жизни объективных, неслучайных связей, позволяющих историку считать себя ученым, объясняющим исторические события, а не только «понимающим» их мотивацию и т.д. Тем не менее задачи философии истории не сводятся лишь к методологическому обеспечению историографии. Они предполагают решение целого ряда содержательных задач, которые не...

Школ придерживаются разных взглядов на цели философского анализа общества, на саму возможность такого анализа, соответствующего универсальным канонам научности. Однако, признавая неслучайным многообразие взглядов на предмет социальной философии, мы все же не можем принять его как должное, мегитимизировать его. Все дело в том, что, признав социальную философию наукой, мы вынуждаем себя искать...

Объединяющую философов на основе общности интересов, работающих в области как философских исследований так и преподавания философии. Членами РФО считаются те из них, кто уплатил членские взносы за текущий год. В настоящее время РФО насчитывает более 4 тыс. членов, включая философов ближнего и дальнего зарубежья (например, членами РФО являются 8 философов из США).

В состав РФО входят около 100 региональных и городских отделений, философских обществ, первичных организаций и несколько десятков специализированных подразделений.

Философские конгрессы и конференции

РФО организует регулярные (раз в 2-3 года) Российские философские конгрессы, принимает участие во Всемирных философских конгрессах . В частности, в 1998 году на конгрессе в г. Бостон (США) участвовало 42 члена РФО.

Ежегодно РФО проводит около 100 Всероссийских и региональных научных конференций, Круглых столов, симпозиумов и т. д. по актуальным проблемам философских исследований и преподавания философии.

Структура Российского философского общества

первый вице-президент - д.ф.н., проф. А. Н. Чумаков;

главный учёный секретарь - к.ф.н. А. Д. Королёв;

вице-президенты - д.ф.н., проф. В. Д. Губин , академик РАН А. А. Гусейнов , д.ф.н., проф. В. С. Диев (Новосибирск), д.ф.н., проф. Г. В. Драч (Ростов-на-Дону), д.ф.н., проф. Н. С. Кирабаев, д.ф.н., проф., член-корр. РАН В. А. Лекторский, д.ф.н., проф. В. В. Миронов , д.ф.н., проф. А. В. Перцев (Екатеринбург), д.ф.н., проф. Ю. Н. Солонин (Санкт-Петербург).

Члены Президиума РФО - д.ф.н., доцент Бубнов Ю. А. (Воронеж), д.ф.н., проф. Билалов М. И. (Махачкала), д.ф.н., проф. Галимов Б. С. (Уфа), д.ф.н., проф. Грякалов А. А. (Санкт-Петербург), д.ф.н., проф. Денисов С. Ф. (Омск), д.ф.н., проф. Егоров В. К., д.ф.н., проф. Иваненков С. П. (Санкт-Петербург), к.ф.н., доцент Иванова И. И. (Бишкек, Кыргызстан), Казьмин А. К., д.ф.н., проф. Кожевников Н. Н. (Якутск), к.ф.н., проф. Ярощук Н. З. и многие другие.

«Вестник Российского философского общества»

Деятельность РФО освещает ежеквартальное периодическое издание общества «Вестник РФО».

Журнал содержит информацию о

  • новой научной и педагогической литературой по философской проблематике,
  • философской жизни в России и за рубежом
  • защите диссертаций
  • жизни и деятельности известных философов

Ежегодно печатается следующая информация:

  • в 3 номере - полный список членов РФО за текущий год.
  • в 4 номере - дополнительный список и план работы общества на будущий год, в котором указываются все предстоящие конференции и мероприятия.

Главный редактор - Чумаков А. Н., доктор философских наук , профессор , первый вице-президент РФО

Ответственный секретарь - Ярощук Н. З., кандидат философских наук , профессор , член Президиума РФО

Адрес

Адрес: 119992, Москва, Волхонка, 14. Российское философское общество.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Поляков, Александр
  • Озёрский район Московской области

Смотреть что такое "Российское философское общество" в других словарях:

    РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО - РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО (РФО) добровольная общественная научная организация, объединяющая граждан России, ведущих научную, педагогическую и просветительскую работу в области философии. Общество открыто для всех интересующихся… … Философская энциклопедия

    РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО (РФО) - – добровольная общественная научная организация, объединяющая граждан России, ведущих научную, педагогическую и просветительскую работу в области философии. Общество открыто для всех интересующихся философией, а также для лиц, не имеющих… … Философская энциклопедия

    Философское общество СССР

    Вестник Российского философского общества - Российское философcкое общество (РФО) российская философская организация (научное общество). РФО является преемником (с 1992 года) Философского общества СССР, созданного в 1971 году. РФО представляет собой некоммерческую, негосударственную… … Википедия

    Российская академия наук - Для термина «Ран» см. другие значения. Российская академия наук (РАН) Здание Кунсткамеры как символ РАН … Википедия

    Императорская Санкт-Петербургская академия наук

    Координаты: 55°42′38.86″ с. ш. 37°34′40.13″ в. д. … Википедия

Взгляд философии на общество нельзя отделить от философии человека, хоть и не сводится непосредственно к этой теме. На любой ступени своего развития общество — это сложное, многостороннее образование, имеющее разнообразные, сплетённые между собой связи, в которые входят и человеческие отношения. Жизнь социума не исчерпывается только жизнью людей, входящих в него. Общество созидательно и образует различные духовные, материальные ценности, которые не созданы отдельными людьми. Например, техника, искусство, разного рода учреждения, наука и языки, право, мораль и политика, философия наконец… Именно это сложное и противоречивое сплетение человеческих действий, результатов и отношений является составной частью общества как целостного организма.

Философское определение

Интересно то, что общество в философии — это понятие абстрактное. Оно чисто теоретическое. В реальности существуют вполне конкретные виды общества с различными историческими корнями и формами: древние племена, феодалы, азиатские монархии и т. п. Если речь идёт о конкретной организации людей, то обязательно должно быть указание на формальные признаки этой группы. Всем известно такое понятие, как «семья - элементарная ячейка общества». Существуют также разнообразные социальные, возрастные, этнические объединения людей. Кроме того, понятие "общество" в философии - это отождествление с государством. Ещё его сопоставляют с глобальным понятием «мирового сообщества».

Философия и обыденное сознание

Пока человек не задумывается о том, что такое общество, ему кажется, что это понятие для него хорошо известно. В обыденном сознании людей общество — это все окружающие люди, с которыми мы общаемся и те, которые далеки от нас, но также являются членами единого социума. От того, в каком обществе мы живём, зависит качество нашей жизни. Современное общество в философии — это понятие, которое сформировалось приблизительно в XVII—XVIII веках благодаря развитию европейской культуры. А этимологическое значение социума в большинстве языков - это слово, характеризующее не изолированного человека, а некую объединённую совокупность индивидов.

Типы социума

Современное общество прошло два этапа формирования: индустриальное и постиндустриальное. Уже в конце XVIII века появилось понятие гражданского об-щества, которое включало в себя нравы, обычаи всего народа. Считалось, не направлялось государством, а отличалось самодеятельностью, самоуправлением населения, участием в политической жизни простых людей .

Интересно то, что тогда простолюдинов не считали членами общества. Следовательно, по определению того времени, общество в философии — это аристократия, в руках которой были сосредоточены власть и богатство. Сегодня эта меньшая часть общества называется высшим светом, элитой.

Традиции

Ещё Платон и Аристотель выделяли общество как часть государства, включающего в себя только свободных граждан. Рабы не могли считаться его членами. Но и тогда, в античности, общество было в меньшинстве. После Великой французской революции политический облик Европы изменился, и понятие «общество» употребляется в широком смысле. Теперь оно стало отра-жать общее самосознание людей, их тягу к уча-стию в политике и жизни простого народа, большинства населения.

Какова роль философии в обществе и системе знаний

Как наука, философия всегда направлена на научное познание мира, но одновременно она максимально выражает интересы определённых классов и субъектов общества. Эта наука, как целостная система идей о мире, включает в себя идеологию и политику классовых обществ. Как следствие усилилась конфронтация между отдельными направлениями философии. Поскольку роль философии в обществе влияет на его идеологию, то она является важной частью изучения в системе знаний политических наук.

Значительную часть философских знаний составляет эстетика. Создавая философскую картину мира, её творцы должны быть наделены чувством красоты и гармонии. Философская наука родственна искусству, о чём свидетельствуют работы Камю, Рериха, Чюрлениса, Тагора, Гёте и других авторов.

Процесс распространения понятия «общество»

Довольно долгий и противоречивый путь формирования прошло человечество, прежде чем оформиться в современное общество. Философия всегда была направлена на изучение законов бытия и выявление механизмов регулирования отношений в социуме. Процесс формирования понятия «общество» был долгим, противоречивым и сложным. До сих пор существуют некоторые страны, где женщины не имеют право голоса. Также есть государства, где за рамки социума выведены целые слои населения.

Как было сказано выше, именно XVIII век считается рубежом, изменившим экономическую сторону Европы. Это произошло благодаря промышленной революции, когда на смену семейным мастерским пришла крупная промышленность с наёмными работниками. Урбанизация и индустриализация ворвались в современное общество. Философия как наука тоже не стояла на месте и стала стремительно развиваться.

Свобода граждан, их образованность стремительно стали расти. Экономика дала возможность многим обрести самостоятельность. Это привело к распространению понятия "личность" и на простых граждан, которых ещё недавно не считали за полноправных членов общества. Стала развиваться новая форма социума — демократия, основанная на равенстве каждого человека перед законом . Флагманом индустриализации в Европе выступила Англия, давшая ростки для развития промышленности, свободного предпринимательства и нового законодательства.

Условия жизни, природа и общество

Философия как социальная наука занимается изучением человека и окружающей его среды, куда относится и природа. Поэтому одним из главных пунктов анализа социума является его отношение к природе и её многообразию типов. Материалистическая философия выделила такие аспекты :

  • генетическая связь;
  • эволюция;
  • антропогенез и социогенез;
  • онтологическую связь.

Понятие «природа» - основа человеческого бытия, источник необходимых веществ, продуктов и предметов. Гносеологическую, духовная связь, которую имеют природа и общество, философия определяет как обязательное условие познавательной активности людей и условие их эмоционально-психологической стабильности.

«Природа» в философии — это синоним слов «мир», «материя», «Вселенная», «бытие». Оно также означает сущность многих явлений (природу электричества, болезни и т. д.); относительно противостоящая социуму естественная среда (все, что не является результатом человеческого труда).

В целом можно сказать, что понятие «природа» играет большую роль. Человека обществе философия определяет как часть совокупности.

Дисгармония

Практика потребителя по отношению к природным ресурсам привела к нарушению гармонии в окружающей среде. Начиная с XX века стало понятно, что возникла угроза существования человечества в целом как биологического вида, выраженная экологическим кризисом. Мы констатируем загрязнение воды, воздуха, почвы, нехватку ресурсов, исчезновение определённых видов растений и животных, уничтожение лесных массивов, глобальное потепление, озоновые дыры и т. п. Как следствие, здоровье населения всей планеты сильно ухудшилось. Заметна стала деградация генофонда.

Как наука, философия в жизни человека и общества стала играть ещё более важное значение. Изучая её, человек начинает задумываться о вечном, смысле бытия и роли человека на Земле. Необходимо менять сознание людей, оно слишком материализовалось и "прилепилось" к плоти. Сознание современных людей стало слишком потребительским. Понятно, вся природа, растения, животные созданы как блага для человечества, но если не относиться к ним бережно, с чувством благодарности, то очень скоро мы окажемся не только в кризисном состоянии, но и будем обречены на вымирание.

Массовое сознание

Сегодня озабоченность экологией стала главной чертой, формирующей сознание социума целых государств. Поэтому современная философия общества, кратко говоря, направлена на развитие самосознания и ответственности людей перед всей планетой, всеми творениями на этой Земле и даже во Вселенной, осознание ключевой роли в развитии эволюции и её деградации также. Если ещё недавно в состоянии экологии человечество видело лишь угрозу самой природе, её красоте, то уже сегодня мы понимаем - это прямой урон нашему здоровью, благосостоянию и существованию.

Современная философия в жизни общества тоже направлена на отношения с природой. Вся планета - это единый организм, поэтому человечество должно объединиться в решении экологического кризиса. Ведь чужой природы не существует. Она едина, и планета на грани катастрофы. Общество стало на пороге нового этапа взаимодействия, в наше сознание входит понятие, характеризующее сферу разума.

Ноосфера

Это понятие выражает высшую ступень интеграции существующих форм материи, как результата человеческой деятельности, которая перестраивает интересы человечества в соответствии с потребностями биосферы, делая его ответственным за её эволюцию. Современное развитие общества философия рассматривает как отношения человека и природы не в ракурсе его власти над ней, а как переплетение, параллельное развитие и взаимодействие. Концепция ноосферы воплощает идею необходимой разумной организации общества и его взаимодействия с природой, а не стихийное и хищническое отношение к ней.

Необходимо понять, что социум существует только благодаря живому окружению. Современное общество, как система, философия которого не будет развиваться в сторону понятий ноосферы, будет обречено на вымирание. Нельзя безответственно относиться к окружающему миру. Человек, как индивид, часть целого огромного мира, и он обязан считаться с законами, направленными на созидание, а не на разрушение. Иначе вряд ли он может претендовать на само звание человека разумного.

Философия общества

    Философские взгляды на проблемы общества в истории философии.

    Социологизаторские концепции общества (О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс)

    Культурологические теории общества (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. ДанилевскийП. П.Сорокин).

    Общество как система: основы философского анализа. Социальная структура и социальные общности (род, племя, народность, этнос, нации).

    Понятие цивилизации.

Социальная философия изучает общество (по лат. societas – общество,socialis – общественный). Осмысливая окружающий мир, люди, а потом уже и философы древности пытались понять и объяснить не только мир в целом, природу, но и общество. Анализируя общественные явления, они интересовались вопросами, почему и когда возникает общество, есть ли некий высший смысл в развитии общества, существуют ли некие законы общественного развития или это есть результат спонтанной деятельности правителей, личностей, лидеров.

Философские учения об обществе развивались исторически и как составная часть философии прошли длительный путь развития. Так, уже в древнем мире были сформулированы многие положения социальной философии. Философы Древней Греции в вопросе о происхождении государства придерживались религиозно-мифологических воззрений, согласно которым в обществе, как и в природе, господствует круговорот. Уже Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного состояния к общественному – “нуждой”, которая ставила их на путь приобретения знаний, обеспечения средствами существования и т.д. Платон в своих диалогах “Законы” и “Государство”, выстраивая теорию идеального государства, полагал, что отдельному человеку сложно удовлетворять все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д.

Человеку сложно поодиночке выживать – вот почему возникает государство, в основе которого лежит исходное неравенство людей. От природы каждый человек, по мнению Платона, несовершенен, и в этом земном мире только государство как высшая форма объединения людей реализует идею справедливости. Платон не только создал теорию идеального государства, но и пытался не один раз претворить этот проект в жизнь. Для Аристотеля необходимой предпосылкой происхождения государства явилось стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Согласно его взглядам, человек есть политическое, общественное, социальное животное и несет в себе инстинктивное стремление к совместному существованию. Правда, Аристотель еще не отделял общество от государства, он выводил политичность человека из его природы, а не наоборот – природу человека из его деятельности в обществе.

Для большинства античных философов была близка мысль о том, что поступки людей подчиняются воле судьбы и богов, что всё в человеческой истории рано или поздно повторяется, а решающим фактором человеческого поведения являются неизменные по своей природе страсти и воля вождей, героев и политических деятелей.

Более чем тысячелетняя эпоха Средневековья в своих воззрениях на общество выдвинула принципиально новые взгляды, идеи, исходя из мировоззренческих установок того времени. Как общественное бытие Древности сформулировало мировоззренческие парадигмы античности, так и Средневековье выработало новые подходы к проблеме происхождения общества. Уже в средние века социальный мир определялся как бытие особого рода, заданное Богом, общество рассматривалось как результат договора человека с Богом, а Бог – причина происхождения государства. Как Августин Блаженный, стоявший у истоков становления христианской мето­дологии и богословия, так и Фома Аквинский, завершитель христианской средне­вековой традиции, началом человеческой истории считали грехопадение Адама и Евы. Именно поэтому процесс развития цивилизации представлял собой длительную борьбу “царства благодати” с “царством зла”, обретение человечеством утраченного единства с Богом. Августиновская концепция происхождения человеческого обще­ства господствовала в европейской философии вплоть до заката Средневековья.

В противоположность христианским мыслителям гуманисты эпохи Возрож­дения в социальном познании стремились объяснить исторический процесс, исходя уже из земных условий, а именно – из природы человека, что было возрождением, в некоторой степени, античных представлений о происхождении социума.

Эпоха Нового Времени – период ломки феодальных и формирования буржуазных отношений – ищет новые ответы на старые вопросы в осмыслении общественных процессов и явлений. В этот период отчетливо проявляется тенденция объяснения философами происхождения общества, исходя из природы, а также материальных условий жизни. Для рационализма Нового времени (Гоббс, Руссо) характерно представление о том, что люди под давлением обстоятельств вынуждены передавать государству контроль над своими действиями, т.е. добровольно отчуждать или ограничивать свою свободу. Так, отвергая религиозную концепцию происхождения общества, сформировалась концепция общественного договора, которая объясняет объединение людей в социум естественным земным путем. Гражданское общество рассматривается философами как совокупность индивидов и познается на основе механического описания объекта.

Немецкий философ XVIII в. И.Г. Гердер рассматривает общественное развитие как непосредственное продолжение истории природы. Поэтому, по его мнению, законы развития общества носят естественный характер. Ему принадлежит мысль о том, что в исторических явлениях надо находить причины, эти явления породившие. Обращаясь к природе человека, Гердер рассматривал ее в неотделимости от общества, понимая его как единое органическое целое. Вне этого целого, как он полагал, индивид – ничто. Гердер – автор известного изречения: “Человек рожден для общества ”. Движущей силой исторического развития он считал живые человеческие силы, а основным законом общества – взаимодействие человеческих деяний и природных условий. Для Гердера поиски стимула общественного развития, смысла человеческой жизни сводились к деятельности людей, направленной на удовлетворение потребностей.

Ж.Ж. Руссо в своем трактате “Об общественном договоре” обосновал вывод о том, что частная собственность есть причина общественного неравенства и возникновения государства. Иной взгляд на проблему социального устройства высказал Гегель, который отверг “договорную концепцию” Гоббса и Руссо и выделил “гражданское общество” – сферу экономических, имущественных, трудовых отношений, которые являются в то же время сферой “всестороннего переплетения зависимости всех от всех”. Именно Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса. История движется, согласно Гегелю, не автоматически, а слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать собственные интересы. Однако в результате деятельности людей, преследующих свои цели, возникает новое в отличие от их первоначальных замыслов, с чем люди в процессе своего дальнейшего существования должны считаться как с объективной предпосылкой. Случайность становится необхо­димостью и в процессе общественного развития человечества.

Социальная философия того времени сделала шаг вперед благодаря взглядам Гегеля. Он сформулировал принцип историзма в общественном развитии. Один из главных тезисов его философии гласит: реальные люди делают историю, у которой есть своя объективная логика, мировой дух сам познает себя в истории. Гегель выделил три таких исторических ступени и соответственно три типа общества: восточный мир, античность и германский мир.

Вторая половина XIX–XX вв. характеризуется появлением социологизатор­ских концепций О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера, М. Дюркгейма, что связано с воз­никновением науки социологии как самостоятельной науки, выделившейся из лона философии. Основоположником науки об обществе стал основатель позитивизма Огюст Конт. Так, для Конта наука об обществе рассматривалась как естественнонаучная дисциплина, которую он называл позитивистской. Ему был присущ взгляд на общество как на организм, развитие которого определяется формами мышления. Он разработал классификацию общества, выделив три стадии: теологическая, метафизическая и позитивная. На теологической стадии люди объясняют все явления из действий сверхествественных сил, то есть из религии. На второй, метафизической стадии, события, процессы, происходящие в обществе, связываются с абстрактными причинами – “идеями и силами”. Для третьей стадии, позити­вистской, характерно объединение теории и практики, что ведет через наблюдение, эксперимент к формулированию законов.

М. Вебер задачу социальных наук видел в описании социальных действий, где важно объяснить их с точки зрения возникновения средств и целей. Через главное понятие “идеальный тип” он, исследуя капиталистическое общество, приходит к отрицанию объективных законов общественного развития, возводит в абсолют индивидуальные причины, цели деятельности отдельных индивидов. Исторический детерминизм Вебер сводит к связи индивидуальных побудительных мотивов друг с другом. Он считал, что капитализм существовал во все времена и его развитие осуществляется на основе бережливости, стремлении рационально организовать производство и развитие индивидуальной инициативы.

Иначе феномен общества осмысливается французским философом-социологом Эмилем Дюркгеймом. В его представлении общество можно уподобить, с одной стороны, природе с ее естественными законами, с другой стороны – оно есть реальность особого рода, отличная от всех других видов реальностей. Его концепция социального реализма как теории общества была противопоставлена индивидуа­листическим концепциям. Дюркгейм утверждал принцип специфичности и авто­номности социальной реальности, её примата и превосходства над индивидами, по сравнению с которыми общество представляет собой более богатую содержанием реальность. Проводя чёткое различие между индивидуальным и коллективным сознанием, он писал: “Группа думает иначе, чем каждый её член в отдельности ”, что позволило ему назвать коллективное, или общее сознание психическим типом общества. Отношение общества и индивида Дюркгейм расценивал как отношение целого и его частей, а социальную жизнь – как процесс деятельности.

Новым этапом в социальном познании явилась материалистическая теория марксизма, согласно которой общество – не простая сумма индивидов, а совокупность “тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу”. Продолжая традиции материалистов XVIII в., они вслед за Гегелем рассматривали развитие общества как исторический процесс, в котором, по их мнению, действуют и проявляют себя специфические, особые социальные законы. Особенность марксистской концепции исторического процесса, в противоположность идеалистической, рассуждающей об обществе вообще, абстрактном обществе, о прогрессе вообще – основоположники марксизма выработали понятие общественно-экономической формации, которое легло в основу их исторического материализма. Согласно материалистическому пониманию истории важнейшим содержанием обще­ственного бытия людей является производство материальных благ, благодаря кото­рому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. Более того, именно способ производства материальных благ обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества, что и нашло отражение в понятии общественно-экономичекой формации. Поэтому общественно-экономиче­ская формация – исторический тип общества, основывающийся на конкретном способе производства и выступающий ступенью прогрессивного развития истории. Смена общественно-экономических формаций – естественноисторический процесс развития чело­вечества от первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального и капита­листического к комму­нистическому обществу.

Особенностью марксистской социальной философии явилось то, что формационная теория позво­лила выделить то общее, что присуще, свойственно повторяющемуся процессу раз­вития отдельных стран и народов. Маркс и Энгельс внесли значительный вклад в дальнейшее развитие социальной философии. Ими была установлена определяющая роль материального производства в жизни общества, решающая роль народных масс в общественном развитии. Однако, если основоположники марксистской концепции общества исходили из общих закономерностей исторического процесса, то представители баденской школы (Риккерт, Виндельбанд) отрицали общие закономерности, а делали акцент на специфических особенностях социального бытия того или иного народа. Они утверждали, что нет никаких закономерностей, и каждое общество проходит свой собственный путь развития, а общие закономерности характерны только для естественных наук. Большое значение они придавали ценностному подходу при анализе общества.

Широкое распространение получили концепции исторического круговорота, или теории культурно-исторического типа (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский, П. Соро­­кин). При всём различии их взглядов есть несколько принципиальных идей в понимании общества, которые позволяют объединить этих философов культуры и истории. Так, общество подобно человеческому организму проходит в своей эволюции стадии детства, юности, зрелости, а затем смерти. Развитие социальных систем носит циклический характер. Подчеркивается идея своеобразия обществен­ного развития того или иного народа и отрицаются общие черты, сходство, повто­ряемость. Другими словами, обосновывается тезис об отсутствии объективных законов развития общества, присущих всем народам. Например, Освальд Шпенглер (1880–1936), немецкий философ истории в своей знаменитой монографии “Закат Европы” сформулировал ряд новых принципиальных положений своей социальной концепции. Так, применяя метод сравнительной морфологии всемирной истории, он отрицает идею прогресса в развитии общества, отождествляя культуру с государством, которое наиболее адекватно выражает дух культуры, выделяет в существовании каждой культуры два этапа (этап восхождения, что и является собственно культурой, и этап нисхождения, который означает смерть культуры после достижения всех своих возможностей) и приходит к выводу, что смерть культуры означает переход её в цивилизацию.

Шпенглер различает культуру и цивилизацию. По его мнению, культура может ещё существовать по инерции несколько столетий подобно дереву-великану с засохшими корнями, но уже в виде цивилизации, представляющей собой огромные мега полисы с высоким уровнем научно-технического прогресса, но с отсутствием духовности, отчужденностью и заброшенностью людей. Так, приход цивилизации в Западной Европе он заметил уже в конце XIX века, рассматривая это как итог всех эпох заката в истории. Шпенглер выделил в мировом культурном процессе восемь типов культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майи. Ожидается возникновение русско-сибирской культуры.

Теория локальных цивилизаций английского историка и социолога Арнольда Тойнби (1889–1975) также отрицает существование единой мировой истории челове­чества. По его мнению, общественно-историческое развитие совершается в виде круговорота локальных цивилизаций. Тойнби как и Шпенглер, признает лишь историю отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (тринадцать), из которых до настоящего времени сохранилось пять: китайская, индийская, исламская, русская и западная. Если в формационной концепции К. Маркса и Ф. Энгельса движущей силой истории является народ, то у Тойнби – это “творческое меньшинство, носитель мистического порыва”. Однако, подчеркивая своеобразие прохождения отдельными народами общественного развития, Тойнби тем не менее обращает внимание на проявления в цивилизациях некоторых эмпирических законов общественного развития, позволяющих предвидеть главные события в современном мире.

В основе теории исторического круговорота американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889–1968) лежит представление об историческом процессе как циклической смене социальных типов культур. Осмысление исторического процесса, привело Сорокина к мнению о его повторя­емости и правильности, что находит отражение в идеологических, духовных отношениях, которые он обозначает единым понятием “тип культуры”? Историче­ский процесс есть циклическая флуктуация трёх типов культуры или трёх типов мировосприятия, в основе которых лежит понятие ценности. И если в марксизме причиной смены социальных систем служит противоречие между способом производства и производственными отношениями, то у него такой причиной является мировоззрение, которое в процессе существования общества исчерпывает себя и заменяется другими.

Итак, что такое общество сегодня? Можно предположить, что важнейшим фактором превращения животного стада в человеческое сообщество было форми­рование способности фиксировать в знаковой системе и передавать из поколения в поколение накопленный опыт, что не присуще животным. Так, показ, пример, систе­ма запретов и ограничений получали свое выражение не только в невербальных, но и в постепенно формирующихся вербальных средствах комму­никации. Общение позво­ляло закреплять трудовые навыки, упорядочивать поиск и обработку пищи, согла­совывать свои коллективные действия.

Одним из самых распространенных мнений по вопросу происхождения культуры, цивилизации является теория запретов, которая положила начало становлению человеческого общества. Среди наиболее известных выделяются запреты, связанные с едой и сексом (каннибализм, инцест, промискуитет). Эти процессы способствовали установлению норм общения, поведения и отношений между людьми, а также осознанию необходимости их соблюдения. Человек, не имея возможности существовать поодиночке, вынужден был подчиняться этим нормам.

Таким образом, процесс формирования общества складывался на основе совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, ибо всё в конце концов обусловливалось потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами, ценностями. Общество – это такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т.е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Общественное производство – это многогранное сложное образование, явление, процесс, состоящий из воспроизводства самих людей, материального производства, духовного производства, под которым понимается производство знаний, опыта, ценностей, а также управление людьми, без которого невозможна согласованность действий людей. Включенность людей в общественное производство и общественные отношения носила спонтанный, стихийный характер, так как определялась природой человека, не способного выжить в одиночку.

Общество, представляя собой динамичную, целостную, социальную, исто­рическую систему, дифференцируется на относительно самостоятельные специфи­ческие подсистемы, каждая из которых выполняет необходимые для социального организма функции: экономические, социальные, политические, духовные и т.д.

Общественное разделение труда, обособление семей внутри рода привело к делению общества не только на подсистемы, но и на различные большие и малые группы, или общности людей в зависимости от их социального положения. Именно социальная структура отражает состав общественных групп, характерных для общества на данном историческом отрезке времени, представляя широкий спектр индивидов, объединенных в различные группы и общности по различным осно­ваниям. Социальная структура любого общества есть совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, отношений между ними, специализи­рованных институтов и учреждений, регулирующих данные отношения. Так можно назвать социально-профессиональную, демографическую, возрастную, половую и другие структуры.

Осмысление такого явления, как социальные общности и группы, показывает, что эти большие или малые целостные объединения людей связывает наличие общих социальных признаков. Например, этими признаками могут быть общие для группы потребности, интересы, ценности и нормы, образ жизни, место в обще­ственном разделении труда. Социальные общности и группы классифицируются по разным основаниям, например, малые социальные группы (коллектив, семья), большие социальные группы (классовые, этнические и др.). Большие социальные группы возникают исторически и складываются на основе общности хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, верований и образуют различные группы этнических общностей.

В историческом аспекте на заре человеческой цивилизации первыми социальными общностями, или группами явились род, а затем племя. Родоплеменная общность, будучи первой формой объединения людей, возникла на почве стадного образа жизни, свойственного обезьяноподобным предкам человека. Род – это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной генетической линии. Придя на смену первобытному человеческому стаду в эпоху палеолита, род просуществовал в двух формах – матриархальный род и позже патриархальный. Однако роды в первобытном обществе не могли существовать изолированно друг от друга (особенно из-за запретов на инцест), в результате чего они были вынуждены объединяться в племена, что обусловило появление второй исторической общности, свойственной первобытным отношениям. Эта общность уже представляла собой совокупность родов, связанных не только кровнородственными отношениями, а также общими чертами культуры, племенным самосознанием. Для племени уже характерна система централизованного управления всеми общественными делами (вожди, совет старейшин). В первобытном обществе родоплеменные отношения играли большую роль в материальном производстве, воспроизводстве населения, культуре. С переходом к классовому обществу происходит разложение родоплеменных отношений.

По мере развития общества дальнейшее углубление и усложнение хозяйства ведет к установлению и расширению связей с соседями, что подрывает родоплемен­ные отношения: с одной стороны, группы дифференцировались и распадались на социальные подгруппы меньшего масштаба (семьи), а с другой – интегрировались в территориальные общности, на основе которых формировались новые социальные структуры – этносы и государства.

Исследование такого феномена, как семья, показало, что из всех социальных групп, известных в истории цивилизации, она является самой долговечной. Очевидно, что до сих пор семья является основной “ячейкой” общества и содержит в себе основные элементы социума в целом: хозяйственно-экономическую, организационно-управленческую автономию, культурные традиции. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья в истории человечества претерпела эволюцию, пройдя последовательно определенные этапы, или исторические формы. Так, первоначальная форма семьи – групповая и парная. Различие между парной и групповой семьей было относительно: парность, переме­жалась с полигамией (полигинией – многоженством и полиандрией – много­муже­ством). Но особенность этой семьи состояла в том, что доминировала полигамия, поэтому связи между супругами были непрочны и недолговечны (кстати, надо сказать, что и супруги-то жили каждый в своем племени и у них не было общего хозяйства. По мере развития семьи происходит запрет на беспорядочные половые связи (инцест, промискуитет), что способствовало возникновению экзогамии (запрет на половые связи внутри рода). На смену полигамии приходит моногамия, поэтому следующей исторической формой семьи становится патриархальная семья.

На протяжении длительного периода истории моногамная семья была построена на экономической выгоде, а не на индивидуальной половой любви. И только в эпоху средневековья начинает осознаваться отношение к любви как к наивысшей жизненной ценности, получая дальнейшее развитие в общественном сознании, что и привело к изменению содержания семьи, основанной на принципах союза любящих.

Разложение родоплеменных отношений привело к появлению частной собственности, разделению общественного труда, появлению социального неравен­ства и в итоге к возникновению этносов и государств. Поэтому большие социальные группы, объединенные по признаку этнической принадлежности или территориаль­ному, в литературе принято называть социальными общностями. К ним относятся, кроме названных (рода и племени), народность, национальность, нация. Так, напри­мер, людей, принадлежащих к одному этносу (что в переводе с греческого означает – народ) объединяет этническое самосознание, осознание своей этнической принад­лежности. Однако и сегодня остается дискуссионным вопрос, чем определяется этни­ческое самосознание, что заставляет человека осознавать себя представителем опре­деленного этноса? Важно отметить, что при определении этноса главенствующим фактором является единство происхождения, что позволяет идентифицировать индивида с тем или иным этносом.

Такие факторы как место проживания, или территория, хозяйственно-экономическая деятельность, язык, культура, образ жизни, закрепленный в обычаях, нравах, традициях, определяют не только содержание этноса, но и характеризуют такие исторические социальные общности, как народность, нация. Но между народностью и нацией есть существенные различия. Предпосылкой становления народности являются союзы племен, миграция населе­ния, близость языка. Это факторы разрушения кровнородственных родовых связей. Однако связи, объединяющие народность, нельзя назвать достаточно крепкими, устойчивыми. Скорее эти связи рыхлые и непрочные. Важнейшим объединяющим началом для народности служит территория проживания племен.

Главной отличительной особенностью нации, следующей исторической формы социальной общности, является своеобразие материальной и духовной культуры, формирующейся на базе интенсивных экономических связей и формирования новых капиталистических отношений. Нации наследуют общие для составляющих её народностей признаки: территория, язык, общность психического склада, специфические черты культуры, сформировавшийся устойчивый образ жизни, традиции, общность исторических судеб. Отсюда понятна чувствительность наций к проблемам культурного развития, языка (например, гордость американцев, различных по происхождению, за свою страну).

В современной социальной философии, социологии существуют различные подходы к социальной структуре общества (теория классов, теория социальной стратификации, социальной мобильности, социального конфликта), улавливающие многообразие и многомерность социальной дифференциации в обществе. Известно, что в обществе на протяжении тысячелетий сохраняется социальное неравенство. Оно выражается прежде всего в том, что различные социальные группы имеют неравный доступ к материальным и духовным ценностям. Слои населения, раз­личавшиеся по имущественному положению в Древнем Риме, стали называть классами (от лат. classis – разряд).

Теория классов, основательно разработанная основоположниками марксизма-ленинизма, имела широкое распространение во второй половине XIX и первой половине XX веков. По Ленину, классами назывались большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, их отношению к средствам производства, их роли в организации труда, способам получения и размерам достающейся им доли обще­ственного богатства. Выделялось три основных класса: пролетариат, крестьянство и буржуазия. Однако критики этой теории указывали на ряд недостатков, свойственных данному определению: нечеткость определения оставляла за пределами понятия классов довольно большие группы людей, которые нельзя было причислить ни к одной из этих общественных групп, например, интеллигенция, ремесленники, чинов­ничество, студенты, военнослужащие, пенсионеры.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования