Когда был изобретен парашют. История развития парашюта. «Парашюты в авиации - вообще вещь вредная…»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Человеку всегда было свойственно мечтать о великом — о покорении неба, космоса, водных просторов, северного и южного полюсов и даже других, неизвестных еще миров.

Возможно, кто-то, когда-то, в холодной пещере, нарисовал обломком угля на каменной стене человека с крыльями, летящего по воздуху словно птица, и вот, спустя тысячелетия, это стало вполне обычной реальностью благодаря изобретению самолета.

Ранние изобретения

Чьей эта мечта была изначально – изобрести устройство, позволяющее безопасно спускаться с высоких скал и деревьев, мы точно не знаем.

Первое описание с рисунком, дошедшее до наших дней, относится к эпохе итальянского Ренессанса и содержится в рукописи 1470 года, неизвестного автора.

На рисунке изображен человек, держащийся руками за раму, к которой прикреплен купол конической формы. Немного позже, в 1485 году, Леонардо да Винчи изобразил набросок подобного устройства в своей работе «Атлантический кодекс».

Он описывает свое изобретение как пирамиду из льняной ткани с основанием в 12 ярдов, с помощью которой можно прыгать с любой высоты без вреда для здоровья.

Позднее, другой изобретатель, Фауст Веранчино, исследовав наброски да Винчи, заменил пирамидальный купол куском паруса и даже испытал свое изобретение, прыгнув с Собора Святого Мартина в Братиславе, хотя свидетелей этого прыжка не было.

От древности до наших дней

Современное название – парашют происходит от сочетания греческого слова para - «отклонять» и французского chute - «падать». Оно появилось благодаря французскому физику и испытателю Луи Себастьяну Ленорману, который в 1783 году совершил первый в истории, засвидетельствованный прыжок. Он использовал парашют с твёрдым деревянным каркасом.

Первым человеком, совершившим парашютный прыжок с воздушного шара, стал в 1797 году французский воздухоплаватель Андре-Жак Гарнерин. Он впервые использовал бескаркасный парашют из шелковой ткани.

Появлению современного ранцевого парашюта, который и по сей день
используется в авиации, мир обязан русскому испытателю Глебу Котельникову. В 1911 году он изобрел парашют, который имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, закрепленный за спиной прыгающего.

Парашют автоматически выбрасывался в воздух за счет пружин, закрепленных на дне ранца. Кстати, в годы Первой мировой войны, изобретение Котельникова уже использовалось русской армией.

Кому лавры

Однозначного ответа на вопрос, кто именно изобрел парашют, не существует. За этим достижением, как и за многими другими, стоят труды многих людей.

Ведь если бы тогда, во времена Ренессанса, неизвестный ученый не создал бы первый набросок, возможно, сейчас бы у нас не было того самого парашюта, который используется профессионалами и любителями во многих областях человеческой деятельности.

Еще в 1483 году гениальный Леонардо да Винчи набросал в своих тетрадях эскиз пирамидального парашюта и описал принцип его действия. Однако реализация идеи отложилась на столетия. Первый прыжок с парашюта осуществил хорват Фауст Вранчич в 1597 году, но изобретение еще долгие годы не приживалось. Официально Вранчич и считается изобретателем первого парашюта.
Есть древние записи, свидетельствующие, что попытку овладения воздушным пространством человек делал уже задолго Леонардо да Винчи. Люди пытались спускаться с возвышенностей на приспособлениях, похожих на зонты.

Через пол столетия идеей воспользовался французский преступник по Лавен - он сделал нечто вроде шатра из простынь и связал китовым усом, а затем совершил удачный прыжок из окна тюремной камеры. Через какое-то время еще одному преступнику, приговоренному к смертной казни, предложили испытать так называемый «летающий плащ профессора Фонтажа». Тот прыгнул удачно, и ему даровалась . Но в человеческий обиход ввел «парашют» французский изобретатель Луи-Себастьян Ленорман, который прыгнул с башни Монпелье в 1783 году. Он не стал изобретать велосипед и лишь немного модернизировал конструкцию, предложенную Вранчичем. После этого люди долго не могли решиться на прыжки и испытывали новые модели с домашних , овец и кошек. Также было несколько неудачных прыжков, завершившихся гибелью испытателей.

Изобретатели современных парашютов

В начале двадцатого века немка Кэт Паулс изобрела первый складной парашют. Паулс считается легендарной фигурой и первой женщиной-парашютистом. Через несколько лет русский военный Греб Котельников, огорчившись гибелью известного летчика Мациевича, изобрел принципиально новый тип парашюта РК-1. Это уже не дедушка, а отец современного парашюта. Его парус был сделан из шелка, который крепился с помощью строп к плечевым обхватам. Парашют впервые компактно укладывался в ранец. Котельников обладал недюжинной коммерческой хваткой и запатентовал свое изобретение как авиационный ранцевый парашют.
Могила Котельникова превратилась в место паломничества парашютистов. Они завязывают на ветви деревьев возле могилы ленточки для затяжки парашютов, считая, что это убережет их в воздухе.
Изобретение взяли на вооружение уже в советской армии. Парашютный спорт развивался в СССР с невиданной скоростью и силой. В 1926 году Котельников даровал свое изобретение советскому правительству.

Последнее время меня все чаще стала преследовать мысль о том, что неплохо было бы прыгнуть с парашютом. Но прежде чем проходить специальные курсы и обучаться технике правильного прыжка, я решила сама немного разузнать об истории парашюта и о его создателе.

Кто создал парашют

Как я выяснила, парашют - это чуть ли не самое древнее изобретение , если сравнивать его с автомобилем, самолетом и кораблем. Первые упоминания о парашюте появились еще в записях Леонардо Да Винчи . Он описывал парашют как длинную ткань, которая должна развеваться над человеком, быть способна выдержать его вес и равняться 12 человеческим локтям по длине (с каждой стороны). Леонардо Да Винчи утверждал, что спуск с высоты с помощью такого приспособления абсолютно безопасен.


Конечно же, были еще и другие ученые и просто люди, которые пытались создать нечто, похожее на парашют. Но только обычный российский человек смог придумать и создать тот парашют, который до сих пор используют люди по всему миру. Звали этого изобретателя Котельников Глеб Евгеньевич . Прочитав его биографию, я узнала, что всю свою жизнь он интересовался авиацией, самолетами, всегда мечтал придумать и сконструировать что-то необычное.


После того, как Глеб Котельников увидел трагическую смерть одного из русских пилотов, которая произошла из-за неисправности самолета, он решил, что он просто обязан изобрести вещь, которая будет спасать наших пилотов. После этого он превратил свою квартиру в полноценную мастерскую и занялся разработкой парашюта. После многих лет труда Глеб Котельников наконец создал идеальный парашют (такой, каким мы его знаем и сегодня) и запатентовал свое изобретение во Франции в 1912 году.

Препятствия в жизни Глеба Котельникова

Сейчас, когда читешь биографию Глеба Котельникова и историю изобретения самого парашюта, может показаться, что все это произошло по одному мановению волшебной палочки. Но, тем не менее, все было намного труднее, по крайней мере, для Глеба Котельникова.


Как видите, выражение «все гениальное - просто» вряд ли подходит для этого случая.

Как прозрения Леонардо да Винчи воплотились в бессмертной конструкции русского актера-изобретателя Глеба Котельникова успешно испытавшего парашют 6 июня 1912 года

ВКонтакте

Одноклассники

Владимир Лактанов


Когда изобретение доведено почти до совершенства, когда оно доступно практически любому человеку, нам кажется, что этот предмет существовал если не всегда, то издавна. И если, скажем, по отношению к радио или автомобилю это не так, то по отношению к парашюту - почти так. Хотя то, что называется этим словом сегодня, имеет совершенно конкретную дату рождения и совершенно конкретного родителя.

Первый в мире ранцевый парашют с куполом из шелка - то есть такой, какими пользуются и по сей день, - изобрел русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. 9 ноября 1911 года изобретатель получил «охранное свидетельство» (подтверждение приема заявки на патент) на свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». А 6 июня 1912 года прошло первое испытание парашюта его конструкции.


Глеб Котельников с парашютом собственного изобретения.

От Возрождения до Первой мировой

«Парашют» - калька с французского parachute, а само это слово образовано от двух корней: греческого para, то есть «против», и французского chute, то есть «падать». Идея подобного приспособления для спасения прыгающих с большой высоты довольно древняя: первым человеком, высказавшим идею такого устройства, был гений эпохи Возрождения - знаменитый Леонардо да Винчи. В его трактате «О летании и движении тел в воздухе», который датируется 1495 годом, есть такой пассаж: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м. - РП .) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Любопытно, что да Винчи, который так и не довел идею «палатки из накрахмаленного полотна» до воплощения, совершенно точно высчитал ее размеры. Например, диаметр купола самого распространенного учебного парашюта Д-1-5у - около 5 м, знаменитого парашюта Д-6 - 5,8 м!

Идеи Леонардо были оценены и подхвачены его последователями. К тому времени, как француз Луи-Себастьян Ленорман в 1783 году придумал само слово «парашют», в копилке исследователей возможности управляемого спуска с большой высоты были уже несколько прыжков: хорвата Фауста Вранчича, который в 1617 году и реализовал на практике идею да Винчи, и французов Лавена и Думье. Но первым настоящим прыжком с парашютом можно считать рискованную авантюру Андре-Жака Гарнерена. Именно он прыгнул не с купола или карниза здания (то есть не занимался бейсджампингом, как это называется сегодня), а с летательного аппарата. 22 октября 1797 года Гарнерен покинул корзину воздушного шара на высоте 2230 футов (около 680 м) и благополучно приземлился.

Развитие аэронавтики влекло за собой и усовершенствование парашюта. Жесткий каркас сменился полужестким (1785 год, Жак Бланшар, парашют между корзиной и куполом аэростата), появилось полюсное отверстие, позволившее избежать болтанки при приземлении (Жозеф Лаланд)… А потом пришла эра летательных аппаратов тяжелее воздуха - и для них потребовались совершенно другие парашюты. Такие, каких еще никто не делал.

Не было бы счастья…

Создатель того, что сегодня называется словом «парашют», с детства отличался страстью к конструированию. Но не только: не меньше, чем расчеты и чертежи, его увлекали свет рампы и музыка. И нет ничего удивительного в том, что в 1897 году, после трех лет обязательной службы, выпускник легендарного Киевского военного училища (которое окончил, в частности, и генерал Антон Деникин) Глеб Котельников подал в отставку. А еще через 13 лет оставил государственную службу и полностью перешел на службу Мельпомене: стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне и выступал под псевдонимом Глебов-Котельников.

Будущий отец ранцевого парашюта так бы и остался малоизвестным актером, если бы не талант конструктора и трагический случай: 24 сентября 1910 года Котельников, присутствовавший на Всероссийском празднике воздухоплавания, стал свидетелем внезапной гибели одного из лучших летчиков того времени - капитана Льва Мациевича. Его «Фарман IV» буквально развалился в воздухе - это была первая авиакатастрофа в истории Российской империи.


Полет Льва Мациевича

Полет Льва Мациевича. Источник: topwar.ru

С этого момента Котельникова и не оставляла идея дать летчикам шанс на спасение в подобных случаях. «Гибель молодого летчика настолько глубоко меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности, - писал в своих воспоминаниях Глеб Котельников. - Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением». По отзывам очевидцев, над своей идеей Котельников работал как одержимый. Мысль о новом типе парашюта не оставляла его нигде: ни дома, ни в театре, ни на улице, ни на редких вечеринках.

Главной проблемой были вес и габариты устройства. К тому времени парашюты как средство спасения пилотов уже существовали и использовались, они представляли собой своего рода гигантские зонтики, укрепленные позади пилотского места на самолете. В случае катастрофы летчик должен был успеть закрепиться на таком парашюте и отделиться с ним от летательного аппарата. Однако гибель Мациевича доказывала: у пилота может просто не быть этих нескольких мгновений, от которых в буквальном смысле слова зависит его жизнь.

«Я понял, что необходимо создать прочный и легкий парашют, - вспоминал потом Котельников. - Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на человеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с борта любого самолета». Так родилась идея ранцевого парашюта, который сегодня, собственно, мы и подразумеваем, когда употребляем слово «парашют».

Из шлема - в ранец

«Я хотел сделать свой парашют таким, чтобы он всегда мог быть на летящем человеке, не стесняя по возможности его движений, - писал в своих воспоминаниях Котельников. - Я решил изготовить парашют из прочного и тонкого непрорезиненного шелка. Такой материал дал мне возможность уложить его в ранец совсем небольшого размера. Для выталкивания парашюта из ранца я применил специальную пружину».

Но мало кто знает, что первым вариантом размещения парашюта была… каска летчика! Котельников начинал свои эксперименты, пряча в буквальном смысле слова кукольный - поскольку все ранние эксперименты он проводил с куклой - парашют в цилиндрический шлем. Вот как об этих первых опытах вспоминал потом сын изобретателя Анатолий Котельников, которому в 1910 году было 11 лет: «Мы жили на даче в Стрельне. Был очень холодный октябрьский день. Отец поднялся на крышу двухэтажного дома и сбросил оттуда куклу. Парашют сработал отлично. У отца вырвалось радостно только одно слово: "Вот!" Он нашел то, что искал!»

Впрочем, изобретатель быстро понял, что при прыжке с таким парашютом в тот момент, когда купол раскроется, оторвется в лучшем случае шлем, а в худшем - голова. И в итоге он перенес всю конструкцию в ранец, который сначала предполагал делать из дерева, а потом - из алюминия. Тогда же Котельников разделил стропы на две группы, раз и навсегда заложив в конструкцию любых парашютов этот элемент. Во-первых, так куполом было проще управлять. А во-вторых, так можно было крепить парашют к подвесной системе в двух точках, что делало прыжок и раскрытие более удобными и безопасными для парашютиста. Так появилась подвесная система, которая почти без изменений используется и ныне, разве что ножных обхватов в ней не было.

Как мы уже знаем, официальным днем рождения ранцевого парашюта стало 9 ноября 1911 года, когда Котельников получил охранное свидетельство на свое изобретение. А вот почему ему так и не удалось в итоге запатентовать свое изобретение в России, до сих пор остается загадкой. Зато через два месяца, в январе 1912 года, изобретение Котельникова было заявлено во Франции и весной того же года получило французский патент. 6 июня 1912 года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи: изобретение продемонстрировали высшим чинам русской армии. Через полгода, 5 января 1913 года, парашют Котельникова представили иностранной публике: студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с ним в Руане с моста высотой 60 метров.

К этому времени изобретатель уже доработал свою конструкцию и решился дать ей имя. Свой парашют он назвал РК-1 - то есть «Русский, Котельникова, первый». Так в одной аббревиатуре Котельников соединил все важнейшие сведения: и имя изобретателя, и страну, которой он был обязан своим изобретением, и свое первенство. И закрепил его за Россией навсегда.

«Парашюты в авиации - вообще вещь вредная…»

Как это часто бывает с отечественными изобретениями, их долго не могут оценить по достоинству на родине. Так, увы, случилось и с ранцевым парашютом. Первая попытка обеспечить им всех российских летчиков наткнулась на довольно глупый отказ. «Парашюты в авиации - вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!» - такую резолюцию наложил на ходатайство Котельникова главнокомандующий Российскими воздушными силами Великий князь Александр Михайлович.

С началом войны о парашютах вспомнили. Котельникова даже привлекли к выпуску 70 ранцевых парашютов для экипажей бомбардировщиков «Илья Муромец». Но в тесных условиях тех самолетов ранцы мешали, и летчики от них отказались. То же случилось, когда парашюты передали аэронавтам: им было неудобно возиться с ранцами в тесных корзинах наблюдателей. Тогда парашюты вытащили из ранцев и просто прикрепили к аэростатам - чтобы наблюдатель в случае необходимости просто прыгнул за борт, а парашют раскроется сам. То есть все вернулось к идеям вековой давности!

Все изменилось, когда в 1924 году Глеб Котельников получил патент на ранцевый парашют с ранцем из парусины ― РК-2, а потом доработал его и назвал РК-3. Сравнительные испытания этого парашюта и такого же, но французской системы показали преимущества отечественной конструкции.

В 1926 году Котельников передал все права на свои изобретения Советской России и больше изобретательством не занимался. Зато написал книгу о своей работе над парашютом, которая выдержала три переиздания, в том числе и в трудном 1943 году. А созданный Котельниковым ранцевый парашют до сих пор используется по всему миру, выдержав, образно говоря, уже не один десяток «переизданий». Случайно ли на могилу Котельникова на Новодевичьем кладбище в Москве непременно приходят нынешние парашютисты, повязывая на ветви деревьев вокруг стопорные ленты от своих куполов…

Парашют - от французского parachute (от греческого para - «против» и французского chute - «падать») - устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.

Считается, что впервые идея создания парашюта пришла итальянцу Леонардо Да Винчи. В его рукописи 1495 года можно найти следующий текст «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона, которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». В рукописи был и набросок, изображающий подвязанного к парусу человека, падающего с башни. Парус за четыре угла схвачен веревками и имеет выпуклость вверх. Это первое упоминание о безопасном спуске с высоты.

В начале семнадцатого века другой итальянский ученый Фауст Веранчино описал аппарат для опускания человека, похожий на изобретение Леонардо Да Винчи и указал что величина паруса зависит от тяжести человека. Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен в двадцатых годах семнадцатого века. Будучи заключен в крепость он решил бежать. Сшив из простыней шатер, он прикрепил к его низу пластины из китового уса и веревки. Держась за сведенные вместе веревки, он прыгнул со стены крепости в протекавшую внизу реку и благополучно приводнился.

В 1777 году еще один француз Жан Думье был приговорен к смертной казни, и должен был испытать летающий плащ профессора Фонтанжа. В случае удачи ему было обещано даровать жизнь. Он также выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив.

Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах. Первый парашют изобрел и выполнил на практике Луи Себастьян Ленорман (Sebastien Lenormand). В 1783 г. он сделал удачную попытку - прыгнуть из окна первого этажа, имея в руках два зонтика по 30 дм. диаметром, у которых концы ребер были притянуты веревочками к рукоятке. Потом вместе с аббатом Бертолоном он произвел ряд подобных опытов над различными животными.

По вычислениям Ленормана, зонтик в 14 футов диаметром был бы достаточен для безопасного спуска вниз человека, если он вместе с зонтиком не весили бы больше 200 фунтов. В декабре 1783 г. Ленорман бросился на подобном парашюте с башни обсерватории. Он назвал свое изобретение «парашют» фр. - "parachute". Хоть и практического применения его конструкция не нашла из-за неудобства крепления к корзине воздушного шара, но утвердил это название за подобными устройствами.

Недостатком парашютов тех времен было постоянное раскачивание купола при снижении. Эту проблему удалось решить англичанам. . Кокинг в 1836 г. изготовил устройство в виде конуса, повернутого острием вниз и распираемого легким каркасом; он полагал, что при таком устройстве тяжесть, подвешенная к острию, заставит прибор падать вниз, причем в полостях конуса образуется разреженное пространство, которое обусловит значительную разность давлений на нижнюю и верхнюю поверхность его парашют, чем и замедлится его падение. Результатом опыта была смерть изобретателя, вследствие слишком быстрого падения.

Другой ученый - Лаланд предложил делать отверстие для выхода воздуха из под купола. Этот принцип применяется во многих системах парашютов и наших дней.

В ХХ-м веке стала бурно развиваться авиация. Потребовались парашюты для спасения летчиков. Парашюты прежней конструкции были громоздки и не могли применяться в авиации. Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников. В 1911 год он зарегистрировал свое изобретение - ранцевый парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в воздушный поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. В последствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

В 1919 году Лесли Ирвин разработал парашют, который помещался в заплечный рюкзак. Его идею так же реализовал Г.Е. Котельников, разработавший еще 2 модели аппарата с различными основами.

После революции Котельников продолжил работу над парашютами уже для советской авиации. Впервые в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М. Громов. Это произошло 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из штопора не смог, и на высоте 600 м покинул самолет. Известно, что использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка. Тогда всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручался отличительный знак - маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда.

В этом же году парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям В. Писаренко и Б. Бухгольцу. Вскоре в авиации появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете. Ее организатором стал Л. Г. Минов. В 1929 году он выезжал в Америку для ознакомления с работой парашютно-спасательной службы. Там он выполнил несколько прыжков с парашютом. Вернувшись - руководил проведением первых учебных прыжков в авиации Советского Союза.

Увеличение скорости самолетов, сделало полеты более опасными. Поэтому постепенно начали появляться системы катапультирования с парашютами. Впервые они были опробованы в 1947 году Г. Кондратовым.

Так же было создано несколько КБ, которые проектировали парашюты. За короткое время были созданы несколько новых систем парашютов, которые позволили начать обучение летчиков технике прыжков с парашютом. А 26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством Минова впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. Этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР.

В 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Этот прибор совершил настоящую революцию в парашютном деле. С этими приборами парашютисты могли совершать прыжки с любых высот в самых сложных погодных условиях.

В настоящее время применяются электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни. Парашюты получили огромное распространение. Существует несколько видов парашюта: стабилизирующие, тормозящие, грузовые, спасательные, военные, спортивные и т.д.

Круглые и овальные купола из спорта постепенно вытеснили купола нового поколения. Это купола типа "крыло", впервые появившееся в 70-х годах, они обладают хорошей маневренностью и устойчивостью. Современные парашюты развивают горизонтальную скорость до 20-27 м/с при весе всего в несколько кг, и площадью до 16 квадратных метров. Данные купола не имеют стабилизирующих парашютов и рассчитаны на более опытных спортсменов.

На сегодняшний день значение парашютов переоценить сложно. Их используют и для обеспечения безопасности летчиков, пассажиров, и для организации зрелищных мероприятий, и для самостоятельных прыжков. Парашюты стали гораздо надежнее и прочнее. Перебои в их функционировании практически невозможны.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поступление на расчетный счет Поступление на расчетный счет Продукты для восстановления хряща, суставов и связок Продукты для восстановления хряща, суставов и связок Биография Батиста фульхенсио краткая биография Биография Батиста фульхенсио краткая биография