Хвойные композиции в ландшафтном дизайне — фото грамотного обустройства вечнозеленых растений. Роль композиции в дизайне ландшафтов. Типы пространственной структуры

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что ландшафтный дизайн – это настоящее искусство, в котором господствуют свои собственные принципы и законы, без знания которых невозможно создать привлекательный, целостный и гармоничный образ. И хотя в современном садоводстве можно выделить несколько главных принципов ландшафтного дизайна, ведущее место среди них принадлежит композиции.

Композиция в ландшафтном дизайне – это такое размещение на участке отдельных компонентов, которое позволяет создать целостную, стилистически завершенную и гармоничную картину. Иными словами, это такое соотношение предметов и растений, которое радует глаз и излучает тепло, уют и гармонию. Композиция подчиняется теоретическим основам ландшафтной науки и неразрывно связана с пространственными формами ландшафтного дизайна. Поэтому при решении композиционных задач учитываются основные свойства пространственных форм, соотношение и сочетание которых, собственно, и определяет привлекательность и целостность будущей композиции.

Создавая ландшафтный дизайн, каждый садовод должен понимать, что любой элемент сада имеет свою собственную форму. В ландшафтной науке известно три главных формы – линейная, плоскостная и объемная. Так, дорожки и тропинки, бордюры и заграждения являются ярким примером линейных форм, а низкие цветочные насаждения напоминают плоскости. А что говорить о кронах деревьев, в которых угадываются разнообразные геометрические фигуры, преимущественно шары и конусы.

Для создания композиции посредством использования разных геометрических форм профессионалы советуют руководствоваться принципом контрастов (высокий – низкий, шаровидный – пирамидальный), который позволит создать нескучную и «живую» картину. К примеру, эффектным дополнением прямых дорожек в саду станут объемные и буйно цветущие клумбы, а аккуратный зеленый газон превосходно украсят деревья с кронами шаровидной формы.

В процессе создании композиции огромное значение имеет не только форма основных компонентов, но и их размер. В данном случае разрешается руководствоваться не только принципом контрастов, но и принципом подобия, поскольку в некоторых композициях неприемлемы предметы разной величины. Все зависит от выбранного стиля и идеи ландшафтного дизайна.

Сочетание цветов

Цвет – это один из тех инструментов ландшафтного дизайна, посредством которого можно добиться яркости и выразительности в ландшафтном дизайне. И если цвет рукотворных элементов можно запросто изменить, то цветовая гамма растений зависит от времени года. Не секрет, что цветовая гамма древесных растений изменяется каждый сезон: в зимний период их цветовой тон обусловлен только окрасом коры, а вот летом, осенью и весной палитра красок растений состоит из окраса листьев, цветков и плодов. Поэтому, чтобы избежать кричащей пестроты или перенасыщенности цвета в саду, нужно учитывать принцип гармонии и выбирать растения таким образом, чтобы в любое время года они органично дополняли друг друга.

Чтобы композиция выглядела привлекательно, не стоит забывать и о создании единого цветового фона, которым может стать зеленый газон или обильные насаждения вечнозеленых растений (туи, ели, пихты).

Сочетание фактур

На привлекательность ландшафтной композиции влияет характер поверхности всех компонентов садово-паркового дизайна – дорожек, лестниц, заборов. Чтобы достичь гармонии фактур, при создании всех этих элементов важно подбирать однофактурные материалы или материалы, которые хорошо сочетаются между собой (например, металл и стекло, дерево и камень).

Особенного внимания заслуживает фактура древесных растений. В ландшафтном дизайне различают такие типы фактур древесных растений – грубую (дуб), среднюю (липа) и тонкую (ива), и советуют не смешивать их для создания целостных, гармоничных и по-настоящему красивых природных композиций.

Ни одну композицию невозможно представить без фокусной точки, которая служит для привлечения и направления внимания. Фокусной точкой может стать мостик, беседка, фонтан, цветочная клумба или, к примеру, группа деревьев с фигурными кронами. Главное условие – фокусная точка не должна отличаться по цвету, стилю и фактуре от других компонентов ландшафтного дизайна.

Симметрия и асимметрия

В ландшафтном дизайне композиция может быть симметричной или ассиметричной. Композиции, созданные по принципу симметрии, характеризируются прямолинейностью, четкостью и строгостью линий, равновесием всех присутствующих компонентов. Обычно в таких композициях невооруженным глазом ощущается рукотворность всех компонентов, а малейшее отклонение от заданных форм вызывает дисбаланс. В отличие от симметричной, ассиметричная композиция предполагает неравномерное размещение предметов на участке, которое помогает воссоздать натуральные формы ландшафта, но при этом представляет собой единую и стилистически завершенную природную картину.

Таким образом, композиция – это один из ключевых принципов ландшафтного дизайна, благодаря которому можно придать стильный вид даже самому маленькому саду в любое время года.

Важнейшими композиционными приемами ландшафтного проектирования являются ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.

Ритм. Примером ритмического повторения отдельных элементов и расстояний между ними могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, но до определенного предела, поскольку может возникнуть ощущение монотонности восприятия. Чтобы избежать эмоционального утомления, в ритмические построения включают скульптуру, цветники, фонтаны, чередуют группами различные виды деревьев и кустарников (например, три пирамидальные ели и пять кустов сирени).

Контраст представляет собой сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам - по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, свету и тени и т.д. В целях усиления создаваемого впечатления может одновременно использоваться несколько контрастных признаков, но следует помнить, что при контрастном сопоставлении противоположные свойства каждого объекта выступают значительно рельефнее, поэтому контраст не должен быть слишком резким и частым.

Уголок отдыха оформлен ритмическим рядом садовых вазонов

Существуют также и последовательные контрасты. Они возникают во время движения, и поэтому впечатление от ландшафта в значительной мере зависит от предшествующих впечатлений. Например, после замкнутого пространства темного ельника открытая солнечная местность покажется еше более радостной и светлой и т.д.

Нюанс. В построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок, пространств. Нюансные соотношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют очень тщательной проработки. Чаще всего в ландшафтных композициях используются цветовые нюансы, например, в древесной группе могут применяться породы, контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансными оттенками - схожесть по плотности кроны и сезонной окраске листвы.

Симметрия и асимметрия. Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов - симметрии и асимметрии. При асимметричном композиционном решении (свойственном пейзажному направлению) формируется так называемое динамическое равновесие, когда объекты, разные по своему колориту, величине и форме (пространственной, объемной, плоскостной), размещаются таким образом, что создается впечатление гармонии.Иными словами, динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов, групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.



Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности, строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие

Можно сделать сравнительный анализ композиционного построения архитектуры зданий и архитектуры ландшафта. Композиция зданий – статична, элементы зданий не перемещаются в пространстве, не меняют цвет и структуру с изменением времен года в отличии от композиции ландшафтных садов и парков, где происходят эти постоянные динамические изменения. Поэтому, композиционное построение ландшафтных объектов более сложны. Доказательством и образцом сложности композиционного построения ландшафта являются японские сады, гармоничность их структур не изменяется и не теряет своих качеств во все времена года. Многим ландшафтным дизайнерам не удается создать или повторить японские шедевры, даже многим специалистам из Востока.

Ландшафтный дизайн и соотношение геометрических форм. Структура листвы растений - важный элемент в ландшафтном дизайне. Природой не создано четких геометрических линий, они – изобретение человека. Каждый природный элемент тесно связан с какой-либо геометрической формой. Посмотрите на кроны деревьев! Все они имеют различную форму, но каждую из них можно представить в виде шара, конуса, пирамиды и т. д. Низкорослые кустарники, цветники и травы имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.

Соотношение величин форм в ландшафтном дизайне. При выборе деревьев и кустарников для сада мы основываемся на контрастах: большой - маленький, высокий - низкий, конусовидный - шарообразный и т.д. Например, прямые дорожки прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников. При планировании дизайна участка не стоит использовать большое количество различных элементов, для достижения разнообразия лучше использовать закон масштабирования. Геометрические формы интересны в проектировании дорожек, бордюров, газонов. В центре композиции необходимо расположить что-нибудь оригинальное, например, необыкновенной формы дерево, яркий цветник, устроенный в клумбе или кадке. Подстриженные деревья и кустарники будут хорошо смотреться по углам цветника квадратной и прямоугольной формы или в конце дорожек.

Использование фактуры в ландшафтном дизайне Фактура – это характер поверхности предметов. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).

Динамика и статика в ландшафте Одним из особенностей в садово-парковой архитектуре является создание динамических и статических композиций. Хотя, по сути ландшафт всегда динамичен во времени. Но, создавая пейзажные панорамы, мы можем «нарисовать тихое умиротворение», или добавить динамику бурного потока, извилистого ручья или многоярусного водопада. Легко создать динамическую «картинку» на участке с рельефом или большим перепадом высот. Очень важно умело сочетать динамические и статические элементы в садах и парках.

Контрольные вопросы: 1. Назовите важнейшие композиционные приёмы в ландшафтном дизайне. 2. Приведите пример ритма в ландшафтном дизайне. 3. Как избежать зрительного утомления в ритмическом повторе? 4. Что представляет собой контраст? 5. Что представляет собой нюанс. 6. Что представляет собой симметрия и асимметрия в ландшафтном дизайне? 7. Как соотносится величина и форма в ландшафтном дизайне? 8. Как можно увидеть динамику в ландшафтном дизайне?

_____________________________________________________________________________________

Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если у вас нет рамки, то можно просто сложить ладони так, как показано на рисунке (ил. 73а).


73. Поиски композиции пейзажа с помощью:

а – ладоней,

б, в – рамки-видоискателя




Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.

Итак, вы, переполненные жизненными впечатлениями или от прочитанной книги, садитесь рисовать. В вашем сознании начинает складываться образ, и сразу же встает проблема композиции. С чего же начать работу?

Важно, еще до начала изображения, попытаться представить себе, какой будет картина.

Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) и ее размер.

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности (ил. 74). Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия (ил. 75). Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток (ил. 76), а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции (ил. 77). При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции – по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета – слева направо, в глубину картины или как-то иначе.


74. К. БРЮЛЛОВ. Всадница



75. П. УЧЕЛЛО. Битва при Сан Романо


76. ВАТАНАБА КАЗАН. Весна и осень. Часть диптиха


Формат в виде квадрата (ил. 80) лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.

Композиция произведения в овале (ил. 79) и круге (ил. 82) строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения.



77. А. ИВАНОВ. Понтийские болота


78. Схема картины А. Иванова «Понтийские болота»


79. Д. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет Урсулы Мнишек


80. Э. ДЕГА. Голубые танцовщицы


Художники могут использовать форматы сложной конфигурации, состоящие из сочетания двух перечисленных геометрических фигур, например полукруга и прямоугольника (ил. 81).

В эскизе прорисовывается общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки (ил. 83). Возможно тоновое и цветовое решение эскиза. Далее обычно выполняется рисунок композиции, затем живописное или графическое ее воплощение.


81. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Мадонна с цветком


82. МИКЕЛЬАНДЖЕЛО. Святое семейство


83. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна и младенец с котом. Эскиз композиции


Один из интересных этапов работы – сбор натурного материала, который включает наблюдения окружающей жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице в связи с выбранным сюжетом. Можно заняться сбором натурного материала сразу после выбора сюжета или выполнить эту работу после первого эскиза композиции. Если что-то не получается в рисунке композиции, можно еще раз отправиться на этюды, зарисовать неполучающиеся детали, а затем уточнить рисунок с использованием собранного натурного материала. Можно даже выполнить новый композиционный эскиз с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры, уточнить замысел.

Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях. Однако художники, бывает, отказываются от какого-нибудь этапа. Все они работают по-разному. Одни выполняют детально разработанный эскиз, а другие пишут сразу начисто или выполняют композицию на цветном фоне мелками, без предварительного рисунка карандашом. Кто-то настойчиво ищет в натуре все детали для картины, делает этюды при различных состояниях природы, рисует натурщиков в соответствующих костюмах и позах, изучает необходимый исторический или искусствоведческий материал. Другой художник больше доверяет своей зрительной памяти и воображению и вообще отказывается от изучения натуры.

Все, что здесь сказано о работе над композицией, не нужно понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших результатов, ведет к вершинам мастерства.

Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения композиции натюрморта.

Даже об одном предмете можно рассказать по-разному: изобразить его крупно на первом плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника.



84. Примеры построения композиции рисунка



85. Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте


Формат листа у рисунков натюрмортов на этой странице одинаковый, а вот впечатление возникает самое разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.

Подобных схем построения композиции может быть множество, но в творческой работе важно помнить, что выбирать схему необходимо в зависимости от того, какого художественно-образного решения хочет достигнуть художник. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, обеденный стол остался неприбранным, художник разложил для работы свои кисти и краски, актриса забыла убрать парфюмерию после гримирования и т. п. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.


86. П. КОНЧАЛОВСКИЙ- Сухие краски


87. Красота и многообразие форм предметного мира. Панорама


88. Фрагмент панорамы, обрамленный рамой


А теперь попробуем сами составить натюрморт. Для этого возьмем тарелку с двумя яблоками, банан, грушу, нож (ил. 89). Вариантов построения композиции может быть много. Можно разложить перечисленные предметы на столе так, чтобы они не загораживали друг друга (ил. 89а), но такая композиция выглядит однообразно и скучно. Попытаемся сгруппировать предметы (ил. 896). Получился более выразительный вариант, однако банан, груша и нож слишком одинаково направлены к центру. На следующей композиции (ил. 89в) все предметы опять собраны в центре, а банан и нож одинаково параллельны краю стола, что тоже мало выразительно. На наш взгляд, наиболее удачной является композиция, в которой достигается ритмическое разнообразие линий и объемов (ил. 89г). Предметы красиво расположены на плоскости стола, составляют очень живописную группу, уравновешивают друг друга.





89. Варианты композиций натюрморта


Но даже и в одной композиции можно подчеркнуть разные моменты (ил. 90), каждый раз добиваясь новой образной выразительности.


90. Схемы выделения акцентов композиции


Если взглянуть на один и тот же натюрморт с разных точек зрения в поисках наиболее интересной и выразительной композиции, то можно заметить, что изменение ракурса помогает создать образ натюрморта (ил. 91).






91. Натюрморт с разных точек зрения


Еще один совет. В композиции натюрморта постарайтесь научиться видеть общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет правильно разместить натюрморт на листе, точнее передать абрис всей композиции, добиться ее цельности (ил. 92).



92. Натюрморт с лампой


Композиционная игра « Зашифрованные кубики»

Вспомните, как вы в детстве складывали из отдельных кубиков целую картинку. Создание композиции можно сравнить с этим процессом и представить, что каждый кубик – это одно из средств выразительности композиции.


93. Условные обозначения для рисунка «Кот в сапогах»


Давайте поиграем и сочиним условные обозначения для этих средств. Попробуем зашифровать рисунок с помощью придуманных знаков. Вот что у нас получится (ил. 94).



94. Работа учащегося. Иллюстрация к сказке «Кот в сапогах»



95. Средства композиции.


Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы для передачи художественной выразительности картины.

Понятно, что мы придумали специальные знаки для обозначения элементов композиции не только ради игры, а еще и для того, чтобы научиться их выделять при анализе произведений изобразительного искусства и своих собственных рисунков.


Композиция из разнообразных материалов и природных форм

Нетрадиционные для создания художественных произведений материалы (скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки, оловянные солдатики, колесики и т. п.), а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т. п.) могут вдохновить художника для творческой деятельности.



96. Разнообразные материалы и природные формы


Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов.

Во время самостоятельной работы можно негромко включить соответствующую музыку.

Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может использовать художник для создания своей композиции. Попробуйте сделать подобную работу. Обдумайте замысел. Составьте несколько композиций. Не забудьте о разных выразительных возможностях симметричной и асимметричной композиций, о способах выделения композиционного центра, о том, как с помощью ритма добиться необходимого впечатления.

Понравившийся вариант композиционного расположения предметов закрепите специальным клеем (ПВА, «Момент», «Суперцемент» и т. п.) на жесткой основе (картон, холст на картоне, оргалит, фанера и т. п.).

Такой коллаж может успешно украсить интерьер и в школе, и дома, а также быть хорошим подарком для близких и друзей.



97. Коллаж Практические задания


Моя семья (гуашь)

1. Выполнение многофигурной композиции карандашом. Следите за тем, чтобы части композиции были уравновешены.


2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен фигур и фона.


3. Продолжение работы, уточнение тоновых и цветовых отношений.


4. Проработка деталей, обобщение и завершение работы. Постарайтесь передать взаимосвязь* персонажей и их характеры.


На спортивных соревнованиях (акварель)

1. Выполнение рисунка карандашом тонкими линиями. Композиционное размещение персонажей, передача движения.


2. Нанесение основных цветовых пятен фона и персонажей. Соблюдение тональных и цветовых отношений.



3. Проработка деталей тонкой кисточкой по сухому слою краски и завершение работы.


Иллюстрация к сказке Аксакова «Аленький цветочек» (гуашь)

1. Выполнение рисунка композиции карандашом.


2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен персонажей и фона в холодном колорите.


3. Продолжение работы, уточнение тональных и цветовых отношений, выделение сюжетно-композиционного центра – аленького цветочка.


4. Проработка деталей с помощью белил, обобщение и завершение работы.


Ритмы города Эскиз панно (декоративная композиция) (гуашь)

1. Выполнение рисунка карандашом, прорисовка общего композиционного расположения объектов четкими линиями.


2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен фона в холодных тонах.



3. Обобщение, уточнение деталей и завершение работы.


Пряхи за работой (гуашь)

1. Выполнение детального рисунка карандашом, нанесение светотени.


2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен композиции.


3. Продолжение работы, выявление тональных отношений.


4. Завершение работы, проработка деталей, обобщение.


Лето Эскиз витража (гуашь)

1. Выполнение рисунка карандашом четкими линиями. Форма объектов для композиции витража должна быть ясной и обобщенной, без лишних деталей. Поскольку уже в эскизе необходимо учитывать особенности создания витража, то рисунок общей формы разбивается на небольшие кусочки, как бы для подбора цветовых стеклышек.


2. Прокрытие основных цветовых пятен фона. Используйте яркие тона, цветовые контрасты для достижения гармонии цветов и опасайтесь пестроты. Найти правильное решение вам поможет цветовой круг.


3. Завершение работы. Нанесение черного контура тушью пером или кистью. Можно использовать для этого гуашь или толстый фломастер, поскольку в эскизе витража только создается общее впечатление о его композиции и цветовом решении, а не имитируется техника его создания.


Фольклорный праздник (гуашь)

1. Выполнение рисунка карандашом.


2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен персонажей и фона.



3. Проработка деталей, обобщение и завершение работы.

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – таких, как архитектура, живопись, поэзия, музыка. Эти правила диктует нам сама природа. Природный ландшафт включает в себя несколько тесно взаимосвязанных элементов: воду, воздушные массы, растительность и животный мир. Но в своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира. Практически везде оставлен след человеческой деятельности. Современные загородные усадьбы являются образцом искусственного ландшафта, созданного руками человека.

Композиция

«Композиция» в переводе с латинского языка обозначает «связь, соединение». Мы же вкладываем в это слово более обобщенный смысл и подразумеваем под композицией расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое. Другими словами, располагая предметы в пространстве, мы добиваемся того, чтобы их сочетание радовало глаз и вызывало ощущение гармонии. Выстроить композицию не так просто. Здесь необходимо учитывать несколько свойств, определяющих пространственную форму, таких, как геометрический вид, величина, масса, фактура, расположение, свет и светотень. Соотношения форм по их свойствам образуют средства композиции. Сюда входят единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы, а также приемы симметрии и асимметрии, контраста и нюанса, ритма, масштабности и т. д.

Соотношение форм по геометрическому строению

Природой не создано четких геометрических линий, они изобретение человека. Поэтому каждый природный элемент можно визуально поместить в какую-нибудь геометрическую форму. Форма может быть линейной, плоскостной и объемной в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной форме одно измерение доминирует над двумя другими, в плоскостной – два измерения относительно равны между собой, но преобладают над третьим. А в объемной форме все три измерения близки по величине. Посмотрите на кроны деревьев. Все они имеют свою форму. И каждое из них можно представить в виде геометрической фигуры – шара, конуса, куба и т. д. По сравнению с ними более низкие массивы, например низкорослые кустарники, цветники и травы, выглядят как плоскости и имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.

Соотношение форм по величине

При выборе деревьев и кустарников для сада мы, как правило, основываемся на контрастах: большой – маленький, высокий – низкий, конусовидный – шарообразный и т. д. Например, прямые дорожки в саду, соединяющие разные точки, прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников. При оформлении участка следует использовать какую-то одну определенную форму. Применение сразу нескольких внесет в ваш уголок природы хаос. А разнообразия можно достичь, придавая этим формам различную величину. Так, круглый бассейн можно расположить в центре овальной площадки. Очень интересна композиция из квадратных и прямоугольных площадок. Но геометрические формы интересны только тогда, когда они четко просматриваются – в дорожках, бордюрах, газоне или очертаниях пруда. В центре композиции необходимо расположить что-то эффектное, например подстриженное, оригинальной формы дерево или цветник, устроенный в клумбе или кадке. Подстриженные деревья и кустарники прекрасно смотрятся по углам цветника квадратной или прямоугольной формы или в конце дорожек. В этом случае они подчеркивают четкость геометрических линий.

Соотношение форм по фактуре

Фактура – это характер поверхности предметов. В нашем случае речь идет о фактуре деревьев, кустарников, газонов, цветников, материалов, лестниц, ограждений и т. д. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).

Соотношение форм по цвету

При выборе цветовой гаммы необходимо учитывать время года, возрастные изменения растений, колорит цветников. Летом, весной и осенью цветовая гамма растений определяется окраской листьев, цветов, плодов, стволов, ветвей. Зимой она состоит из окраски ствола и ветвей. Особое место в колорите композиции занимают вечнозеленые растения. Фоном для деревьев могут служить газоны, цветники, водоем.

Соотношение форм по положению в пространстве

Здесь имеется в виду положение предметов относительно друг друга и по отношению к наблюдателю. Располагая предметы в пространстве, мы можем получить три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Во фронтальной композиции представлены только два измерения. В объемной композиции ярко выражены все три. В глубинно-пространственной композиции образуются глубокие перспективы, восприятие которых определяется законами линейной и воздушной перспективы.

Перспектива

Под перспективой понимается зрительное изменение предметов по мере удаления их от наблюдателя. Она бывает линейной и воздушной. При удалении от вертикального столба мы можем заметить, что он остается вертикальным относительно земли, но уменьшается в размере. Также мы можем сказать, что здание, расположенное вблизи, кажется выше, чем более высокое здание, находящееся дальше от нас. В этом случае речь идет о линейной перспективе. Если по мере удаления от объекта происходит изменение его яркости и четкости, то здесь мы имеем дело с воздушной перспективой. Перспектива основывается на точке обзора, объекте, за которым наблюдают, и промежуточном поле. Все эти компоненты должны образовывать единство и составлять одно целое. Важным элементом перспективы является то, что ее завершение оправдывает начало, а ее начало оправдывает конец. Перспектива является важной составляющей дизайна. В зависимости от перспективы мы можем ощущать движение или покой. Некоторые перспективы являются статичными. Они видны только с одной определенной точки. Другие раскрываются при наблюдении с нескольких мест сада. Перспектива состоит из трех плоскостей: верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальной плоскостью могут стать стены дома, изгородь, вертикально подстриженный кустарник или дерево. Горизонтальной плоскостью может быть газон, водоем, мощеная дорожка, верхней – небо или полог листвы раскидистых деревьев. При помощи перспективы можно зрительно увеличивать или уменьшать пространство. Для увеличения глубины пейзажа группу деревьев или кустарников располагают таким образом, чтобы по мере удаления наблюдателя они становились меньше по величине. Воздушная перспектива строится в зависимости от восприятия цвета и его эмоционального воздействия на человека.

Цвет

При выборе цвета нельзя допустить излишней пестроты вашего участка и беспорядка красок. При сочетании различных цветов необходимо достичь гармонии. Этого можно добиться, либо используя контрасты, либо с помощью сочетания различных оттенков одного цвета. Цвет влияет на эмоции и чувства. Цвета бывают холодными или теплыми, они способны делать предмет легким или тяжелым, вызывать чувство веселья или грусти, успокаивать и возбуждать. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) являются активными, холодные (синий, голубой, фиолетовый) действуют успокаивающе. Зеленый – промежуточный цвет, который также называют цветом физического равновесия. Существует мнение, что цвет обладает терапевтическим действием. В санаториях для успокоения нервов организуют так называемые голубые сады. Растениями для таких садов могут стать голубая ель, ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, незабудка, лобелия, василек и др. Известно, что в спальне, решенной в холодных тонах, человек засыпает быстрее, чем в комнате, выполненной в теплых. Из всего сказанного можно сделать вывод, что, правильно подобрав определенную гамму цветов на участке, вы можете управлять своим настроением и даже подлечить имеющиеся заболевания. Цвета делятся на хроматические и ахроматические. Хроматические – это цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый. В спектре не существует резких градаций цвета. К ахроматическим относятся белый, черный и все оттенки серого. Белый цвет вносит свет и оживление, дает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, наоборот, уменьшает объем и усиливает действие теплых цветов – красного и желтого. Цвет характеризуется насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой). Насыщенность цвета зависит от степени присутствия в нем белого цвета. Яркость, наоборот, определяется степенью отличия цвета от белого. В природе редко встречаются чистые, насыщенные цвета. В основном они вялые и размытые. Усилить насыщенность желтого цвета цветка можно, расположив рядом с ним фиолетовый; бледно-красный цветок смотрится ярче на фоне зеленого. Ярко-синее растение будет выглядеть менее насыщенным, если рядом с ним разместить цветок красного цвета. При выборе цветов следует также учитывать, что светлые тона кажутся легкими, а темные – тяжелыми. Ярко-желтый цвет стремится вверх, и кажется, будто он приподнимает плоскость, особенно если его разместить на темном фоне. Голубой цвет также является легким. Цвета различаются на цвета переднего и заднего плана. Все теплые тона при дневном освещении кажутся более близкими, их относят к цветам переднего плана. Холодные тона, наоборот, зрительно кажутся отдаленными. Чистые насыщенные тона в отдалении смешиваются, превращаясь в голубоватую дымку, голубые и синие, напротив, в отдалении приобретают большую густоту. Все эти цветовые особенности необходимо учитывать при составлении композиции. При оформлении участка важно помнить, что в общий колорит войдут не только цветы, деревья, пруд, лужайки, но и окраска стен дома, забора, бетонного ограждения водоема. Все эти цвета и оттенки займут соответствующее место в вашей палитре. Важно научиться видеть цвет и оценивать его в соотношении с окружением. Только в этом случае можно будет подобрать подходящий фон и составить композицию таким образом, чтобы фон не раздражал глаза и не вызывал отрицательных эмоций. Следует знать, что в сумерках цветовое соотношение меняется. Синий и зеленый становятся цветами переднего плана и смотрятся более светлыми. Красный и желтый превращаются в более глубокие и отдаленные тона. Не забывайте о контрастах. На фоне темной стены высаживайте светлые цветы с желтовато-зелеными или серебристо-серыми оттенками листьев. Около белого здания красиво смотрятся цветы с темно-зеленой листвой, которая частично поглощает отраженный свет. Здесь можно посадить барбарис, устроить цветник из красных роз. Если дом построен из красного или терракотового кирпича, растения около него должны быть холодных или нейтральных тонов. Для этого подходят сине-зеленый можжевельник, магония с серо-зелеными листьями, сизо-серебристый лох. Дизайн участка должен соответствовать и внутреннему интерьеру дома. Например, цвет мебели может быть сходным с цветом растущих на лужайке возле дома растений. Желтая занавеска на окне будет соответствовать ярким желтым одуванчикам на фоне зеленой травы. Ограждение сада, площадок, водоема также необходимо включить в цветовую гамму вашего участка.

Светотень

Важную роль в композиции играет светотень. С помощью светотени можно сделать растения более выразительными и объемными. Поверхность любого предмета отражает световые лучи, падающие на него, и оставляет на земле неосвещенный участок, называемый тенью. На той части поверхности, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень, а от границы собственной тени в сторону света появляется полутень. Внутри самих теней могут возникать рефлексы – свет, отраженный от других предметов. Рефлексы хорошо заметны на блестящих предметах, на которых дополнительно присутствуют блики – сверкающие пятна. Все эти особенности света и тени зависят от места расположения предмета относительно источника света. Цветовые градации в светотени определяются силой освещения, окраской самого предмета и густотой тени. При фронтальном освещении, когда источник света находится впереди предмета, переходы от света к тени практически незаметны и композиция выглядит невыразительно. При боковом освещении светотень становится более выраженной и рельефной. Когда освещаемый предмет находится между источником света и наблюдателем, появляется контражур. В этот момент солнце высвечивает фактуру предмета, подчеркивает силуэт, его окраска становится более яркой. Цвет может меняться в зависимости от характера освещения. При электрическом освещении синий цвет кажется менее насыщенным, а красный, наоборот, становится ярче. Сегодня существует множество источников света: лампы накаливания, люминесцентные, натриевые и др. Лампа накаливания делает красный цвет более чистым и светлым. Оранжевый цвет под воздействием этой лампы краснеет, голубой – зеленеет, синий и фиолетовый – темнеют и приобретают пурпурный оттенок. При освещении люминесцентной лампой цвета остаются практически такими же, как при дневном освещении. Ртутная лампа придает большую насыщенность синему и зеленому цветам, а красный под воздействием ртутной лампы превращается в черный. Под воздействием натриевой лампы все цвета, за исключением желтого, становятся серыми. В качестве источника света также используются пары ртути. Они дают приятное голубовато-зеленое освещение, которое рекомендуется использовать для хвойных пород деревьев. Натриевые лампы, дающие золотисто-желтый свет, больше подходят для освещения осенней листвы. В ночное время при помощи искусственного освещения можно достичь эффектного чередования света и тени. Цвета при этом преобразуются, усиливается контраст. Световой режим не одинаков в различных полосах земного шара. На севере свет более мягкий и слабый. Постоянные туманы и облачные дни смягчают краски. На юге, наоборот, свет очень насыщенный, границы между светом и тенью ярко выражены. При сильном освещении притупляется способность различать цвета, особенно теплые. Человек с юга способен различать меньше оттенков, чем человек, живущий в средней полосе. В дневное время лучше всего воспринимаются красные цвета, в сумерках – сине-голубые. А теперь поговорим о приемах композиции.

Симметрия и асимметрия

Элементы могут располагаться на участке симметрично или асимметрично относительно выбранной оси. В качестве таковой может стать линия взгляда, дорога, жилище, пруд. В природе симметрия встречается довольно редко. Она создается человеком и ассоциируется с определенным порядком. В Европе это слово было синонимичным слову «красивый» и означало изящную, приятную форму. Возможно, симметрия близка человеку потому, что его организм построен на относительной симметрии, которая подразумевает систему и ассоциируется с ясностью, равновесием, ритмом и стабильностью. В симметричной композиции важна законченность. В ней нет ничего лишнего, и если убрать из нее один предмет, то симметричность сразу исчезает, а следом за ней теряются равновесие и единство. При созерцании симметричной композиции взгляд улавливает определенную упорядоченность, ритм, может предугадать наличие последующего предмета и приходит в замешательство, если такового не обнаруживается. Баланс очень важен не только в ландшафтном дизайне. Он играет существенную роль для всех видов искусства. Любая картина, при отсутствии на ней равновесия, оказывает раздражающее и угнетающее воздействие. Хотя в естественном ландшафте не встречаются одинаково расположенные по отношению друг к другу предметы, здесь также присутствует условное равновесие. В симметричных композициях оно достигается при помощи равенства форм и расстояний. Но существует и другой способ достижения равновесия – с помощью асимметричной композиции, когда применяются неодинаковые предметы. Располагаются они таким образом и на таком расстоянии друг от друга и по отношению к наблюдателю, что создается эффект уравновешенности объектов. Асимметрия неординарна и более интересна. Она никогда не надоедает, так как является непреднамеренной и наиболее приближенной к естественности. Асимметрично можно расположить цветы, кустарники и деревья на территории участка. Асимметричным можно сделать водоем. В этом случае он станет более динамичным и близким к природным условиям участка. Контраст и нюанс. Эти два средства не менее важны для композиции. Контраст – это ярко обозначенная разница между свойствами пространственных форм, например светлый – темный, большой – маленький, высокий – низкий и т. д. Расположенные рядом два противоположных по свойствам предмета противопоставляются и подчеркивают особенность друг друга. Предмет кажется большим по величине, если рядом с ним стоит что-то, меньшее по размерам. Водоем будет смотреться совсем крохотным, если его окружить высокими деревьями, но покажется намного значительнее, если рядом с ним высадить низкорослые кустарники и цветы. При помощи контраста можно зрительно изменять не только форму и величину, но и цвета. Так, светлые предметы на фоне темных выглядят еще светлее, но тускнеют в сером безликом окружении. Серый цвет на фоне синего приобретает желтоватый оттенок, на красном – зеленый, на зеленом – красный. При оформлении участка контраст может оказать неоценимую услугу. Если вас не устраивает слишком строгое геометрическое построение вашего водоема, окружите его плавными очертаниями газонов, цветов, выложите несколько извилистых дорожек. Они смягчат контуры и внесут равновесие. Но не стоит злоупотреблять контрастом. Чрезмерное противопоставление одного качества другому может вызвать раздражение, усталость. Нельзя только на нем строить свою композицию. Контраст лучше всего сочетать с нюансом. Нюанс – это постепенный переход от одной формы к другой с помощью похожих друг на друга расположенных вместе предметов. Нюанс используется чаще, чем контраст, и требует глубокого знания материала и аккуратности выполнения.

Ритм

В ландшафтном дизайне под ритмом понимается повторяемость отдельных компонентов и расстояние между ними. Ритм чаще всего используется при устройстве аллей. Он хорошо просматривается при повторяемости одних и тех же предметов не менее 6–8 раз. При увеличении числа повторов возрастает эмоциональное воздействие композиции. Но нельзя переборщить с ритмом, так как он может перерасти в монотонность. Для того чтобы избежать монотонности, изменяют расстояние между предметами, ритмический ряд украшают фонтанами и статуями. При составлении ритма из кустарников их можно разнообразить вкраплением цветников. В саду можно чередовать плодовые деревья с ягодниками. Итак, мы познакомились с основными правилами и приемами ландшафтного дизайна. Теперь стоит поговорить о стиле, который, как и предыдущие компоненты, является неотъемлемой частью искусства дизайна.

Стили водных сооружений

Независимо от того, какой вид примет ваше водное сооружение, будь это тихий маленький ручеек, спрятавшийся в зарослях декоративных растений, или большой водопад, поражающий гостей своим великолепием и богатством, будь это мини-водоем, устроенный на вашем балконе, или настоящий дикий пруд в центре сада с яркими рыбками и экзотическими растениями, независимо от масштаба вашего предприятия следует подумать о стиле. В понятие стиля входит прежде всего планировка водоема, использование определенных сочетаний растительных экземпляров или отдельных растений, тип декоративного оформления. Выбор стиля водоема определяется прежде всего особенностями самого участка. Он должен непременно сочетаться с архитектурным стилем самого дома. Стиль складывается из уклада жизни, моды, национальных особенностей. При выборе стиля исходите из своего вкуса и остановитесь на том, который вам ближе всех остальных по духу. Он должен стать как бы отражением вашего собственного стиля. В первую очередь внимательно изучите все особенности вашего приусадебного участка, тщательно продумайте детали и выполните необходимые экологические мероприятия. Традиционно принято различать формальный (геометрический) и свободный (пейзажный) стили. Между этими двумя противоположностями в искусстве на протяжении многих лет ведется борьба.

Формальный стиль

Изначально в природе не существовало ничего формального: четких геометрических линий, форм. Человек, стремясь подчинить себе все живое, установить свои правила, желая обуздать хаос и привести необузданность природы в четкое соответствие, ввел в жизнь формальность, строгость, регулярность. Подстриженные в виде конусов, ромбов, квадратов деревья приобрели правильные геометрические формы. Многолетняя дикорастущая трава была заменена ровно подстриженными газонами. Многие полагают, что геометрия является истинной красотой, именно она создает порядок в окружении, придает ему ухоженный вид. Формальный стиль предполагает строгую симметрию в планировке вашего водоема и участка в целом. Симметрия – это размещение одинаковых предметов на равном расстоянии от оси. Формальный стиль, как правило, придает участку строгий, торжественный вид, дает ощущение порядка и организованности. Главная особенность этого стиля состоит в том, что в нем искусственность оттесняет все естественное и выступает на первый план; участок, водоем как бы закрепощаются в стены, изгороди, обосабливаются от мира природы и создают свой собственный. Глядя на такой участок, можно сказать, что здесь поработали руки человека. Этот стиль предпочитаем большинством людей, так как они чувствуют себя комфортнее в порядке, нежели в хаосе, для них симметрия намного привычнее асимметрии. Однако формальный стиль имеет свои недостатки. Своей точностью и правильностью он может легко разрушить столь привлекательную порой естественность ландшафта, превратить его в нечто ординарное и малоинтересное. Чрезмерная формальность может перерасти в напыщенность и чопорность. В строгом формальном стиле, как правило, строят бассейны с жесткой гидроизоляцией и, соответственно, строгой формы, а также фонтаны, каскады, пристенные фонтанчики. Формальный стиль сегодня менее популярен, чем раньше, когда великолепные дворцы были украшены множеством скульптур, придававших им торжественность и театральность. Однако многие элементы того времени почитаются и сегодня. Водоемы формального стиля особенно хорошо смотрятся около старинных особняков, построенных в классическом стиле с колоннами, террасами, скульптурами, павильонами и ротондами. Контейнеры для растений для прудов строгого стиля обычно изготавливают из керамики и украшают выпуклым орнаментом.

Пейзажный стиль

Особенностью пейзажного стиля является сохранение естественности. Этот стиль был создан на Востоке и широко распространился по всей Европе. В Китае и Японии преклонялись перед естественной красотой пейзажей, считали, что они обладают своеобразной гармонией и равновесием. В отличие от формального пейзажный стиль не отделяет строение от окружающего мира, не делает его чем-то обособленным и резко выделяющимся из окружающей среды. Его задачей является сохранить природную естественность строения, сделать его частью дикой природы. При взгляде на пруд свободных очертаний, устроенный в пейзажном стиле, никогда не подумаешь, что это чудо сотворено руками человека. Но тем не менее и здесь есть некоторая искусственность. Ведь при устройстве любого искусственного водоема зачастую сталкиваешься с проблемой неудобного ландшафта, неподходящего рельефа, отсутствия красивой растительности. Человек исправляет все эти недостатки в соответствии со своим вкусом, но делать это нужно так, чтобы максимально приблизить свое творение к естественному ландшафту. Для этого наилучшим образом подходит асимметрия. Асимметричное расположение предметов, освобожденных от жесткой планировки, гармонично вписывается в природный ландшафт. Рядом с таким водоемом предметы самой разнообразной формы установлены таким образом, что создается ощущение уравновешенности и гармоничности. Именно по такому принципу устроен каждый элемент природного ландшафта, будь это дикий пруд в глубине леса или горная местность, испещренная извилистыми ручьями. Как правило, водоем в пейзажном стиле является более экономичным по сравнению с водоемом формальных очертаний. Он не требует больших земляных работ, специальных подпорных стен, экранов и конструкций. Пейзажный стиль с его естественностью и лишь некоторой корректировкой со стороны человека пробуждает романтические чувства, сентиментальность. Здесь нет ничего насильственного. На участке, устроенном в пейзажном стиле, вы никогда не увидите прямых линий и очертаний, здесь нет строго подстриженных деревьев и газонов, ровных дорожек. Везде царят свобода и гармония. Как уже говорилось ранее, пейзажный свободный стиль пришел с Востока, где никогда не существовало формального стиля. На весь мир известен знаменитый японский сад, о котором просто невозможно не упомянуть при повествовании о стилях.

Японский сад

Площадь японского сада обычно невелика. Основной смысл его создания заключается в том, что каждая деталь здесь наделена своим внутренним содержанием. Это могут быть мощеные дорожки в виде волн на песчаном покрытии или символические композиции из природного камня. Но что бы это ни было, не должен нарушаться основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и умиротворенности, наслаждение природой, ее миниатюризация. На небольшом участке при помощи незамысловатых средств японские мастера пытаются создать впечатление пространственной глубины. Для этого приходится изменять естественный масштаб, уменьшая его, использовать карликовые деревья и скалы, создавая таким образом ощущение романтизма. Возможно, при созерцании японского сада вы спросите, что же тут естественного. Пейзаж, устроенный в японском стиле, не очень похож на дикий ландшафт природы. Но здесь это не главное. Основной задачей при устройстве японского сада является то, что мастера, создавая образы, берут за основу естественную картину природы. Автор творения вносит определенный смысл в величину, форму искусственно выращенной ветки, расположение камня, материал покрытия. Японский сад, устроенный на приусадебном участке недалеко от дома, предназначен не для прогулок, а для пассивного созерцания с определенной точки, например из окна дома. Его можно сравнить с живописной картиной, от которой невозможно оторвать глаз. Всматриваясь в такую картину, вы незаметно проникаете в ее пространство и оказываетесь наедине с великолепием дикой природы. Элементами японского сада, как правило, становятся вечнозеленые деревья, камни причудливой формы и всевозможных оттенков. Среди вечнозеленых растений особой популярностью пользуется зонтичная сосна. Сад построен на основе символов. Небольшой осколок скалы, покрытый мхом, и горсть песка символизируют морской берег. Воду в сад вводят при помощи устройства пруда, ручья, водопада. Эти составляющие обогащают сад, вносят в него свежесть и разнообразие. Японский сад может быть построен в разных стилях. Наиболее простой из них – стиль шин, более сложный – стиль со и самый сложный – стиль джио. Такие композиции могут принимать вид плоского или холмистого сада. Элементами плоского сада являются песок, гравий, несколько камней и мох. Так, например, в одном из десяти знаменитейших садов всех времен, в саду Ройан-Джи, на обработанном граблями гравии расположена композиция из пятнадцати камней и мха. Холмистый сад можно устроить и без использования живого материала. Здесь грандиозные пейзажи состоят из утесов, холмов, гор, камней, символизирующих морской берег; гальки, песка, изображающих реку. При помощи выставления на первый план некоторых деталей, а также создания направления течения воды (обычно слева направо) мастера наделяют композицию определенным смыслом. Сочетая таким образом элементы природы, можно по-разному воздействовать на человеческое восприятие. На этом и основан принцип построения композиций японского сада. Например, прямостоящий камень ассоциируется с крутым утесом, булыжник обозначает мягкие склоны, речная галька символизирует реку, а морская изображает море. В композиции с наличием водоема его форме также придается определенный смысл. В российских условиях на территории приусадебного участка можно свободно соорудить небольшой японский садик или ограничиться оформлением маленького фрагмента уголка Японии. В стиле японского пейзажа можно также украсить и внутренний дворик дома. Здесь следует посадить несколько зеленых деревьев и кустарников и окружить их серыми природными камнями. При этом архитектура самого дома должна соответствовать выбранному вами стилю. Если вы хотите создать уединенный уголок для отдыха, то выбранное вами для этой цели место необходимо отгородить от внешнего мира высокой изгородью. Основным элементом здесь является наличие вечнозеленого дерева. Дорожка из гравия приведет вас к незамысловатой скамейке, созданной из камня, вблизи которой расположится небольшой декоративный кустарник. В вашем саду можно принимать гостей, устраивать чаепития по-японски. Осуществление этой идеи не требует больших затрат времени и специальных знаний. На деревянном помосте расположите соломенный мат. Место отгородите от остального участка бамбуковым забором. Вдоль забора высадите вьющиеся растения, которые, разрастаясь, будут украшать вашу изгородь. На противоположной стороне уголка для чаепития постройте бассейн или изящный пруд. Вблизи водоема высадите красивый декоративный кустарник, например айву японскую. Вместо обычной газонной травы засадите территорию почвопокровными растениями. Японский сад обычно украшают антикварными вещами, фонарями из камня и вазами. Характерным аксессуаром являются ограждения из бамбука, прохладные водоемы с мостиками или переходами из отдельных натуральных камней. При необходимости используются цветы глубоких переливающихся тонов. Из цветочных растений, привезенных из Японии, в нашей стране акклиматизировались хоста и астильба. Японская хризантема, так любимая всеми японцами, приживается в условиях России плохо. Поэтому можно заменить ее хризантемой корейской. Контейнеры и клумбы для декоративных растений изготавливаются из керамики и других натуральных материалов и украшаются красивым орнаментом. Емкости могут быть в виде деревянных плошек с рельефным рисунком. Также приветствуются изящные занавески с узелками или мох под соснами, которые японцы называют деревьями долголетия, группы камней и каменные светильники. Каменные фонарики считаются основным элементом японского сада. Их помещают в определенной композиционной точке в сочетании с камнями, кустарниками, деревьями и водоемами, например у подножия горы или на берегу пруда и т. д. Фонарики являются не только декоративным компонентом сада, но и используются в качестве освещения в вечернее и ночное время. Они, в отличие от остальных элементов сада, максимально приближенных к природе, являются искусственным дополнением. Поэтому необходимо расположить их таким образом, чтобы они вписывались в окружение, не нарушая стиля. Японские светильники бывают нескольких видов: приземистые, с широкой крышкой, по форме напоминающие домик; изящные фонари на подставке; потайные фонарики. Светильники бывают на подставке и на ножках. Каменный фонарь на подставке состоит из таких элементов, как основание, пьедестал, держатель для светильника и навершие. Иногда у фонарей отсутствуют основание, верхушка и пьедестал. Такие фонари располагаются прямо на земле. Эффектно смотрится фонарь на берегу водоема. Прибрежные горизонтально расположенные камни красиво контрастируют с вертикально стоящим светильником, а высокий кустарник, произрастающий на соседнем берегу, прекрасно уравновешивает композицию. Фонарь-светильник помещают на мостик перед чайным домиком. Он отлично смотрится среди вертикальных камней и высокой зелени на открытом пространстве. Маленькая частичка Японии окажется у вас в саду, если вы украсите его такими аксессуарами, как цукубаи (резервуар с водой для омовения), маленькие пагоды и резные каменные ступеньки. Посадите у себя азалию (рододендрон) и декоративную вишню (сакуру).

Модерн

Стиль модерн всегда отличался простотой линий. Сад, устроенный в этом стиле, представляет собой открытую комнату, примыкающую к дому. Она лишена каких-либо украшений, имеет строгие очертания. В центре, как правило, расположен бассейн. Белые стены могут украшаться темными решетками. Принцип устройства участка в стиле модерн – простота и отсутствие громоздкости. Растения должны также соответствовать данному стилю. Сюда идеально подойдут хоста и гладиолусы со своими остроконечными листьями, а также декоративные травы. Цвета должны быть чистыми, без различных примесей и оттенков, и строго контрастировать друг с другом. В качестве ограждений используются решетки темных тонов. Контейнеры для растений изготовлены из бетона или исполнены в виде терракотовых горшков простой формы. Поверхность вымощена плитками в виде геометрических рисунков из плит двух цветов – черного и белого. Возможны вставки из гальки. Мебель строгой формы лишена всяческих украшений и изготовлена из современных материалов – пластика и алюминия. Сад в стиле модерн, как правило, имеет формальные очертания, но не при этом придерживается строгой симметрии.

Колониальный стиль

Колониальный стиль является американским изобретением. Его законодателями стали американские колонисты, отсюда и название. Сегодня этот стиль очень популярен не только в Америке, но и в других странах. При оформлении приусадебного участка и сада в колониальном стиле используют кирпич и доски. Растения помещаются в деревянные кадки или контейнеры из терракоты, выкрашенные в белый цвет. Они подстрижены в виде сложных фигур и тем самым напоминают формальный геометрический стиль. Но в отличие от него композиция выполнена небрежно, нет четких соответствий, все сделано как бы наугад. Поверхность вымощена плитняком или застелена досками. В качестве украшения здесь можно использовать анималистические скульптуры из камня и дерева. Находясь в таком саду, вы непременно почувствуете некоторую леность и мягкое, плавное течение жизни. Здесь находится множество солнечных веранд, украшенных цветущими лианами. На территории участка около водоема можно разместить гамаки, кресло-качалку, складные кресла с плетеными спинками.

Стиль кантри

Этот стиль также называют деревенским, так как он по своему оформлению максимально приближен к природе и к сельской жизни около леса, речки, озера или моря. Данный стиль, как и предыдущий, характеризуется простотой форм, но предпочтение отдается естественности. Здесь доминируют естественные материалы – такие, как дерево, кирпич и натуральный камень. Дом и приусадебный участок выполнены из одного и того же материала. Сад является как бы продолжением самого жилища. В отличие от модерна стиль кантри наполнен яркими красками. Растения, великолепные в своей простоте, пестреют всевозможными оттенками, контрастируя друг с другом. Среди них маргаритка, мальва, душистый горошек. Мальву обычно высаживают у крылечка возле дома или по краям изгороди. Сараи и другие хозяйственные постройки украшены вьющимися розами и душистым горошком. На старой деревянной стремянке размещаются горшки с цветами. Вдоль забора пестреют яркими красками георгины. Мебель для оформления в стиле кантри лучше сделать собственными руками из подручного материала. Вместо стульев используйте чурбаны. Стол изготовьте из остова спиленного дерева, контейнеры для растений – из простой глины. Дорожки вымощены плитняком или кирпичом. Дорожку можно посыпать каменной крошкой и высадить туда стелющиеся растения. Элементами декорации могут служить любые орудия труда или предметы обихода, например обычная цинковая лейка. Место с наиболее плодородной почвой можно отвести под грядки с овощами. В качестве ограждения используйте доски, вкопанные в землю, прутья или плетень. Также можно изготовить ворота из старого кирпича и украсить их вьющимися лианами, диким виноградом или хмелем и цветущими кустарниками.

Природный экологический сад

В связи с неблагоприятной экологической ситуацией в мире данный стиль приобретает все большую популярность во многих странах. Если вы решили остановиться на нем, то возникают две основные задачи: восстановление нарушенной экологии и получение максимальных результатов при наименьших затратах, связанных с обустройством вашего приусадебного участка и уходом за ним. При создании вашего экологического уголка не следует руководствоваться модой и пользоваться последними ее достижениями. Здесь на первый план выходит фактор среды, обеспечивающий нормальное существование живых организмов в различных экосистемах: лесах, пустынях, озерах, реках и т. д. При создании природного сада остаются неизменными рельеф, состав почвы и произрастающие на ней растения. Если на вашем участке имеются овражки и впадины, то в них можно устроить водоем и заселить его влаголюбивыми растениями, которые будут собирать дождевую воду и лишнюю влагу. На открытых солнечных местах можно создать цветущую лужайку. Скошенная трава, засохшие ветки и опавшие листья в вашей мини-экосистеме также найдут применение. Их можно компостировать и использовать в качестве удобрений для растений. На участке с природным садом могут сосуществовать сразу несколько экологических зон: на солнечном участке – «степь» или «луг», во влажных местах – «болотце» или «пруд», в холмистой местности – «горы», в тени – «лес» и т. д. Сад может постепенно переходить в настоящий лес. На территории природного сада отведите место и для плодовых деревьев и огорода. Кроме перечисленных особенностей, во всем остальном этот сад ничем не отличается от других. Здесь могут расположиться и детская площадка, и цветник, и мощеные дорожки. Главное, чтобы сохранялся основной принцип природного экологического сада – принцип сохранения нормального функционирования экологической системы, обеспечения долговечности всех его элементов. Природный сад очень удобен в содержании, за ним легко ухаживать, на его создание требуется наименьшее количество сил и времени по сравнению со всеми остальными стилями. Всего этого можно добиться, если постоянно помнить, что ваше маленькое приусадебное творение живет по тем же законам, что и вся дикая природа. Поэтому необходимо создать для растений и животных условия, максимально приближенные к естественным. Сделать это можно, если: 1. Организовать сбалансированный агрофон для флоры и фауны, заселяющих ваш сад и водоем. 2. Использовать отходы для удобрения. 3. Тщательно подбирать растения исходя из того, что некоторые из них хорошо растут по соседству с другими, но совершенно не выносят соседство третьих. 4. Создавать благоприятные условия для успешного сосуществования растений, животных, птиц, рыб и насекомых. 5. Исключать из использования вредные для человека и всех живых организмов ядохимикаты. Не расстраивайтесь, если ваш участок очень мал или у вас вообще его нет. Ведь уголок живой природы можно создать и у себя дома, например устроить на балконе небольшой мини-водоем, заселить его водными растениями и маленькими пестрыми рыбками. Таким образом вы приобретете свою мини-экосистему.

Мини-водоемы

В последнее время водные сооружения становятся все более миниатюрными и могут служить как в качестве крупного, останавливающего на себе глаз объекта, так и в качестве фрагментарного элемента сада, обнаруживаемого лишь по тихому журчанию воды. К тому же это значительно экономит силы и средства на создание водоемов, упрощает уход за ними. Водоем не очень больших размеров можно устроить не только у себя на участке, но и на балконе или террасе. В этом случае нужно рассчитать, выдержит ли она это. В качестве декоративного водоема может служить и крупное сооружение, и емкость диаметром 0,5–1,2 м. В качестве емкости можно использовать ящик или кадушку, куда нужно налить воду, высадить водные растения, и у вас будет маленький прудик; из нескольких кадок получится композиция, причем величина кадки может быть неодинаковой. В качестве материала для их изготовления можно применять прочное дерево, покрытое гидроизоляционным слоем (если это кадка). Но предпочтительнее использовать бочки. Причем бочки не должны быть новыми, так как это может повредить растениям. А вообще материалы используются самые различные. Например, прекрасно выглядят керамические и фаянсовые чаши, но они не приспособлены для резких перепадов температуры и легко бьются, а дешевая пластмасса, хотя и долговечна, не производит впечатления роскоши, в отличие от керамики. При использовании глиняных чаш учтите, что их внутренняя поверхность должна быть покрыта глазурью, чтобы вода постоянно не убывала, испаряясь. В такой мини-водоем можно не только высадить растения, но и пустить рыбок. Растения же подойдут изящные, небольших размеров. Подробнее о них будет рассказано в главе «Пруды». Главное, необходимо грамотно подойти к составу флоры и фауны, учитывая совместимость всех компонентов вашего мини-водоема. Это же следует помнить и при планировке. Расположение мини-водоема должно подходить всем его обитателям. Самые важные составляющие их хорошего развития и роста – чистая вода, свежий воздух и солнечный свет. Из этого следует сделать вывод, что нельзя допускать загрязнения воды, а в жару непременно нужно доливать ее из-за сильного испарения; водоем не рекомендуется располагать в северных или затененных местах, т. к. время его освещения солнцем должно составлять 6–8 часов в сутки. Перед тем как заполнять его водой, следует на дно поместить газету, чтобы не произошло перемещение гравия, затем сажать растения. Не нужно забывать и о том, что для миниатюрного водоема оформление не менее важно, чем для крупного. В качестве обрамления могут служить композиции из камней, растений, оригинально подобранных друг к другу и дополняющих общий дизайн. Например, мини-водоем, обложенный валунами, и вьющиеся растения на заднем фоне. Мы вкратце рассказали вам о том, как устроить у себя на террасе мини-водоем. В следующих главах речь пойдет о более крупных водных сооружениях, устраиваемых непосредственно на приусадебном участке. Читать

Страница 1 из 2

От эстетического совершенства окру­жающей среды зависит гармоничное развитие личности. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека. Немалую роль в этом играют сады и другие озелененные пространства - неотъемле­мые ландшафтные элементы.

Воспринимая природный пейзаж, че­ловек ищет в нем особенности, гармони­рующие с его деятельно­стью, индивидуальной жизнью, настрое­ниями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчита­но на положительное воздей­ствие. Поэтому в основе формирования архитектурно-ландшафтного ансамбля находятся закономерности пре­красного, взятые у природы, с учетом эстетических и психологических потребностей челове­ка.

Особенности зрительного восприятия

Эмоционально-эстетическая реакция людей в определенной ситуации отражает в первую очередь соответствие или несоответствие воспри­нимаемого объекта их актуальным потребностям.

Восприя­тие зависит:

  1. от принадлежности человека к опреде­ленной возрастной и социальной группе;
  2. от его ценностной ориентации, образа жизни, традиций, нравов и обычаев в данной ;
  3. от настроения;
  4. от вида занятий человека, его преобладающих форм отдыха.

Виды восприятия:

  1. целенаправленное, предна­меренное, с динамическими формами движения или показа элементов приро­ды, архитектуры, искусства (экскурсии, движение к определенным объектам, осмотр объектов и т.д.);
  2. непреднамеренное (непроизвольное), при котором нет заранее поставленной цели.

Наиболее специфическими для ланд­шафтного проектирования факторами зрительного восприятия являются:

Роль времени наблюдения в ландшафтном дизайне

Решающее влияние на степень детальности рассмотрения объ­екта, а следовательно, глубину познания его содержания оказывает время осмот­ра . В процессе восприятия сознание человека стремится распознать содержание пейзажа путем детального осмотра наиболее важных его компонентов.

По мере уменьшения времени зритель­ного восприятия сокращается площадь осмотра пейзажа за счет исключения компонентов второстепенной важности, поэтому чем меньше возможное время осмотра, тем выразительнее и ярче должна быть композиционно подчеркну­та разница между главным и второсте­пенным. Расположение главных эле­ментов должно быть ритмичным, ком­пактным и легко усваиваться созна­нием зрителя на фоне общей кар­тины.

Однообразный пейзаж, лишенный художественного замысла, выразитель­ности, вызывает у зрителя психологиче­ское утомление, потерю к нему интереса, что является результатом бесплодных поисков его содержания и психологиче­ской неудовлетворенности.

Избыточное количество информации также не спо­собствует благоприятному воздействию парковой композиции на зрителя, по­скольку часть ее оказывается не воспринятой и не осознанной. В резуль­тате снижаются оценки декоративно­художественных качеств пейзажа, он плохо запоминается. Из психологии известно, что количество объектов, одномоментно удерживаемых в кратковременной памяти человека, не превышает 7 (±2), поэтому наиболее оптимальны ландшафтные композиции с 5-6 акцентами (узлами) .

Пределы зрительного восприятия влияют на общее восприятие простран­ства, особенно в зонах, огражденных плотной «стеной» высокоствольной зелени:

  • пространства, размеры которых не превышают 25 м, создают впечатление интимности;
  • пространства, размеры которых пре­вышают 140 м, с давних времен воспринимались как очень большие (гипертрофиро­ванные).

Роль освещения и времени наблюдения в ландшафтном дизайне - landscape 400

Роль освещения в ландшафтном дизайне

Характер освещения непосред­ственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха (вспомним, как притягивает нас залитая солнцем поляна при выходе из темной чащи и т.п.). Скользящие лучи солнца на рассвете, яркое солнце днем, закаты, вечерние сумерки, лунное освещение, пасмурные дни и туманы кардинально изменяют выражение ландшафта и условия его зрительного восприятия.

Светотень выявляет форму, пластику, фактуру предметов, во многом определя­ет цветовое восприятие окружения и является одним из важных факторов архитектурно-ландшафтной компози­ции.

Из всего многообразия условий есте­ственного освещения можно выделить наиболее типичные, специфически влия­ющие на восприятие ­ландшафтной композиции, а именно:

  1. дневное солнечное освещение;
  2. рассе­янное, диффузное - в пасмурный день, туман, дождь.

В ясную погоду территория и находящиеся на ней предметы освещены солнечным направ­ленным светом, а также рассеянным, исходящим от небосвода и облаков, который смягчает контуры, подсвечивает затененные поверхности и создает тончайшие переходы на границах света и тени. Изменение угла падения солнечных лучей значительно видоизме­няет объемно-пространственную харак­теристику пейзажа и его элементов:

  1. при низком стоянии солнца над горизонтом больше освещены вертикальные по­верхности, выразительно выявляется фактура горизонтальных (цвет дерева кажется светлее, а масса меньше; падающие тени на землю значительно удлинены);
  2. при падении солнечных лучей на поверхность под углом 45° создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм (этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне);
  3. при падении лучей под углом 60° большая часть листвы деревьев с обычной (раскидистой) формой крон (дуба черешчатого, вяза, сосны обыкновенной и других деревьев) находится в тени; наиболее выразитель­на при этом освещении фактура деревьев с пирамидальной и колонновидной формами крон (например, вечнозеле­ный кипарис, тополь пирамидальный, ель и др.).

Художественная выразительность ландшафтной композиции - landscape 1 400

Факторы, влияющие на художественную выразительность пей­зажа:

  • ориентация всей композиции и ее элементов по странам света;
  • размещение зеленых насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу;
  • направление осмотра.

Во время солнечного заката превали­руют желтые и красные цвета, заметно окрашивающие наземные предметы. В местах визуальной видимости точки перехода солнца за горизонт могут быть созданы видовые площадки, обеспечива­ющие осмотр панорамы солнечного заката. Наиболее подходят для этого возвышенные территории, бельведеры, террасы, плоские крыши парковых сооружений. Отсюда живописная карти­на будет восприниматься в окружении и через ажур зеленых насаждений, которые расположены на передних планах и видны темным силуэтом.

Рельеф, климатические условия также влияют на условия освещения. В се­верных широтах предпочтительнее раз­мещать сады на склонах южной ориентации с благоприятным микрокли­матом. В этом случае все предметы освещены солнцем, имеются большие возможности использования светотене­вых приемов. В садах южных широт предпочтительны склоны северной ори­ентации. При одинаковом составе насаж­дений на ровной местности затененность территории больше, чем на южных склонах. На северных склонах падающие тени удлиняются, а площадь затененной территории увеличивается.

Фронтальное солнечное освещение делает крону более плоской, но создает контрастные границы теней от ее выступающих частей. Наиболее осве­щенные места здесь больше соответству­ют их природному цвету и значительно отличаются от затененных поверхностей, где колорит меняется, а светотеневые переходы смягчаются. Деревья, имею­щие темные глянцевитые листья, заметно отражают голубизну неба. Растения с теплым оттенком листвы в тени выглядят свежими, ярко-зелеными, чему способствует смешение желтого и голу­бого цветов.

Выразительность растений, восприни­маемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листвы, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высве­ченные листья располагаются только по контуру и не всегда могут создать должный эффект. У деревьев с раскиди­стой кроной и тонкой листвой большая часть кроны может эффективно светить­ся в «контровом» освещении.

В условиях диффузного освещения хорошо различается цвет предметов, особенно блестящих, глянцеватых фак­тур, которые оживляют пейзаж и увели­чивают контраст форм. Смоченные дождем, росой или туманом, они приобретают повышенную отражатель­ную способность. В тумане предметы теряют объемность и воспринимаются в пространстве плоскими кулисами, происходит выбеливание цвета с резким снижением видимости. Это явление усугубляется при просвечивании тумана солнечными лучами. В этих условиях темные деревья, здания, сооружения, стоящие на переднем плане, хорошо выделяются на общем фоне.

Характер освещения во многом опре­деляет и восприятие цвета . При формировании ландшафтных компози­ций использование цвета в основном сводится к сопоставлению теплых и холодных, светлых и темных, ярких и сдержанных тональностей сообразно их положению в пространстве и сочета­нию между собой. Соче­тание цветов играет важную роль в объемно-пространственных компози­циях.

Факторы цветовой гармонии:

  1. особенности климата и свя­занного с этим естественного освещения;
  2. цвет местного ассортимента раститель­ности, его изменения по временам года;
  3. колорит местных строительных материалов и окружающей природной среды.

Например, в районах с продолжи­тельной зимой, особенно в северных зонах страны, яркое колористическое решение архитектурных объектов может оказывать мощное эстетическое воздей­ствие в условиях тусклого освещения, преобладания серо-белых и приглу­шенных зеленых тонов в окружающем пейзаже и при отсутствии красочной листвы у деревьев.

Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства, светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные - уменьшать пространство, теплые - приближать и холодные - удалять предметы от на­блюдателя.

Цвет в ландшафтном дизайне - landscape Color 400

Цветовые приемы в ландшафтном дизайне

В ландшафтном проектировании ис­пользуется целый ряд приемов:

  1. цветовой контраст между главным объектом рассмотрения и фоном. Он может достигаться силой цвета, а также сочетанием холодных и теплых тонов, сопоставлением жестких и мягких цветовых оттенков;
  2. количественный цветовой контраст, когда на преобладающем фоне одного цвета выделяется малое цветное пятно другого;
  3. решение отдельных зон парка в ло­кальном, присущем только им колорите;
  4. ритмическое построение цветовых композиций и пространств;
  5. создание иллюзии, зрительно усилива­ющих или ослабляющих отдельные элементы парковой композиции или ансамбля, исправляющих с помощью цветового нюанса пропорции, форму предметов и глубину пространств.

Светоцветовые формы природы в тече­ние суток, сезона находятся в посто­янной динамике, а формы и цвет архитектурных сооружений неизменны, поэтому необходимо учесть все осо­бенности колористических изменений ландшафта. Так, одним из приемов колористического решения ан­самбля может быть размещение светлых по тону зданий и светлой по колеру раститель­ности на высоких отметках рельефа, а темных по тону, небольших по объему и низких сооружений и растительности темных оттенков - на пониженных уча­стках, подчеркнув пластические осо­бенности рельефа, усилив выразитель­ность силуэта.

Архитектурно-пространственная структура сада является важной со­ставляющей частью художественного замысла, т. е. находится во взаимосвя­занной композиционной системе его центров, основных и второстепенных доминант, локальных акцентов и ней­трального фона. Степень сложности этой структуры зависит:

  1. от назначения и функционального террито­рии;
  2. от рельефа и других особенностей ландшафта;
  3. от размеров участка и других факторов.

Геометричность и живописность ком­позиционных приемов предопределя­ются прежде всего топографией местно­сти, общей ландшафтной характеристи­кой. Геометричные по форме архитек­турно-ландшафтные ансамбли обладают ясностью, быстро постигаемой структу­рой, однако в случае частых и долговре­менных посещений их одними и теми же людьми начинают производить впечатле­ние монотонности.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином