В результате крестьянской реформы 1861

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была затем претворена в жизнь.

Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесён в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на прогнившую систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочерёдно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известнейший консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Рис. 3. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года
  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 8 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 176.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

крестьянский реформа экономический

Аграрно-крестьянский вопрос в середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Сохранение крепостного права тормозило процесс индустриальной модернизации страны, препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, повышению покупательной способности населения, развитию торговли.

К середине XIX века старые производственные отношения в России пришли в явное несоответствие с развитием экономики, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Это несоответствие стало проявляться давно, и оно могло бы тянуться ещё очень долго, если бы в недрах феодальной формации не развивались ростки, а затем и сильные элементы новых капиталистических отношений, которые подрывали устои крепостничества. Происходили одновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитие этих процессов в течение первой половины XIX века вызвало непримиримый конфликт между ними и в области базиса - производственных отношений, и в области политической надстройки.

Целью данной работы является проведение исследования сущности и содержания крестьянской реформы 1861 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Описать аграрную ситуацию до 1861 года;

Описать процесс осуществления крестьянской реформы;

Раскрыть сущность крестьянкой реформы 1861 года;

Раскрыть содержание крестьянкой реформы;

Описать крестьянские движения 1861-1869 гг.;

Описать влияние крестьянской реформы на экономическое развитие страны.

Объектом данного исследования является сущность и содержание крестьянской реформы 1861 года.

Предметом данного исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении крестьянской реформы 1861 года.

Методологию данного исследования составили следующие методы познания: метод индукции и дедукции, метод анализа и синтеза, исторический метод, логический метод, сравнительный метод.

Теоретической основой для написания контрольной работы послужили научные труды следующих авторов: Юрганов А. Л., Кацва Л. А., Зайцева Л.А., Зайончковский П.А., Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. и т.д.

Контрольная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1.ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ

1.1 Аграрная ситуация до 1861 года

При Павле I начался пересмотр прежнего отношения к земле как к объекту податного обложения. Указ от 18 декабря 1797 г. устанавливал дифференцированный подход к податям для различных местностей (количество, качество земли, размер доходов), т.е. поголовный характер обложения переходил в кадастровый. Вводились 4 разряда. К высшему классу были отнесены губернии черноземной полосы и Центральной промышленной области, кроме Московской и Тверской; к низшему - северные, финско-новгородские, сибирские губернии. При Павле казенные селения должны были обеспечены из расчета 8-15 дес. на ревизорскую душу.

Оставалось в неопределенном состоянии право свободных крестьянских общин и отдельных крестьян на свои земли. Какого-либо централизованного органа, ведающего вопросами сельского хозяйства и связанного с ним землеустройства, не было, не существовало и учреждения, ведающего делами свободного крестьянского населения.

Крепостническая система организации сельского хозяйства на рубеже XVIII-XIXв. испытывала период разложения и кризиса. Производительные силы в сельском хозяйстве к этому времени достигли относительно высокого развития, показателем чего было использование машин, определенные достижения в области агрономической науки, распространением посевов новых трудоемких технических культур.

В начале XIXв центром всей экономической жизни в деревне являлось помещичье имение. Земля, принадлежавшая помещику, подразделялась на две части: собственно барскую запашку, которая обрабатывалась трудом крепостных, и крестьянскую, находившуюся в их пользовании. Соотношение этих частей определялось хозяйственными соображениями самого помещика.

Основой крепостного хозяйства являлась феодальная собственность на землю. Этот вид собственности характеризуется следующими признаками: монопольное право владения землей принадлежало лишь дворянству; непосредственный производитель, крепостной крестьянин, находился в личной зависимости от помещика, был прикреплен к земле, чтобы гарантировать рабочие руки феодалу. Поэтому за крепостными крестьянами фиксировался обусловленный надел, который отнюдь не являлся его собственностью и мог быть у него отнят помещиком. Крепостное хозяйство было по-своему характеру натуральным, представляя собой замкнутое целое.

В первой половине XIXв. наблюдается существенный рост товарно-денежных отношений, которые в условиях начавшегося введения новой, капиталистической техники и частичного использования вольнонаемного труда характеризовали собой кризис феодально-крепостнической системы.

Расширение крепостной запашки за счет крепостных наделов и повышение количества барщинных дней не только ухудшали материальное положение крестьянина, но и оказали влияние на состояние принадлежащего ему рабочего скота и инвентаря, необходимых для обработки как своего надела, так и земли помещика.

С ухудшением положения крестьянства испортилось и качество обработки помещичьей земли. Увеличение оброка порой превышало рост крестьянских доходов. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке, увеличивая доходы не за счет улучшения ведения хозяйства, а за счет усиления эксплуатации крепостных. Стремление же части помещиков перейти к иным, более рациональным методам ведения хозяйства в обстоятельствах крепостного труда не могло иметь значительного успеха. Проведение тех или иных агрикультурных мероприятий находилось в совершенном противоречии с малопроизводительным подневольным трудом. Именно в силу этого уже в начале XIXв. ряд помещиков ставит в печати вопрос о переходе к вольнонаемному труду.

Усиление эксплуатации крепостного крестьянства на протяжении первой половины XIXв. вызвало усиление классовой борьбы, что проявилось в росте крестьянского движения.

Одной из наиболее частых форм протеста против крепостного права было устремление крестьян к переселениям. Так, в 1832г. Помещичьи крестьяне ряда губерний устремляются на Кавказ. Поводом к этому явился указ 1832г., по которому в целях колонизации Черноморья разрешалось селиться там различным категориям свободного населения. Этот указ не имел ввиду крепостных, но вызвал большую волну самовольных переселений. Правительству пришлось применять энергичные меры для задержания беглецов и аннулировать изданный приказ. Крестьянское движение. Направленное на борьбу против крепостного права, нарастало с каждым годом, представляло собой угрозу для существования самодержавного крепостного государства.

Кризис феодально-крепостной системы под влиянием развития капитализма обусловил возникновение революционной идеологии, буржуазной по своему объективному содержанию.

Крымская война вскрыла все несовершенство крепостнической системы как в экономическом, так и в политическом отношении и оказала огромное влияние на отмену крепостного права. Несмотря на героизм войск, армия терпела неудачу за неудачей.

В это время правительство начинает понимать необходимость радикальных перемен, невозможность существовать по старому.

В период крымской войны замечается существенный подъем крестьянского движения, принявший массовый характер.

В 1855г. Движение приняло еще более массовый характер. Волнения крестьян были связаны также с их надеждой получить волю, вступив в государственное ополчение. Вступивший на престол в феврале 185 г после смерти Николая I Александр II отличился еще большим консерватизмом, нежели его отец. Даже те ничтожные мероприятия, которые были проведены в отношении крепостных крестьян при Николае II, встречали всегда сопротивление наследника престола. Однако сложившееся в стране положение Первым актом, знаменовавшим собой официальное заявление о необходимости отмены крепостного права, явилась крайне невразумительная речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856г.

Не меньшую тревогу вызывало общее для крестьянства, напряженно ожидавшего свободы, «Трезвенное движение», начавшееся в 1858 г. и не было непосредственной угрозы восстания, память о пугачевщине, об участии крестьянства в европейских революциях многократно усиливала страх «верхов».

Снизу стихийно возникла гласность. В самой России «как грибы после дождя» (по выражению Толстого) стали выходить издания, олицетворявшие собой оттепель. Раскрепощение духовных сил общества предшествовало реформам и явилось их предпосылкой.

Только с конца 1811 г. управление государственными имуществами и казенными крестьянами было сосредоточено в Департаменте государственных имуществ Министерства финансов. При Николае I (1825-1855 гг.) попечительство над государственными крестьянами осуществляло Министерство государственных имуществ. Главой нового ведомства был назначен генерал-адъютант граф П.Д. Кисилев Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. I. - М.: Экономика, 2009, стр. 78; Зайцева Л.А. Реформы П.Д. Кисилева//Аграрная история: реформы и революции. - Улан-Удэ, 2005., ст. 121 . Поземельное устройство крестьян было начато работами по межеванию земель. Полностью безземельными и не имеющими никакой оседлости крестьянами, нуждающимся в наделении полноценными земельными участками, были признаны 325 тыс. человек. Поземельное устройство крестьян происходило путем отвода свободных казенных земель малоземельным общинам в местах их расположения или путем организации переселений в слабонаселенные районы. На нарезанных землях устанавливался прочный порядок владения: одна часть определялась под выгон для общественного употребления; прочая земля, предназначенная для сенных покосов, пашни и усадьбы, разделялась между государственными крестьянами по решению крестьянского схода. В правилах об устройстве семейных участков (1846 г.) устанавливались условия подворного владения землей, указывались размеры участкового владения. Семейный участок находился в пользовании одного домохозяина, который был обязан платить государственную подать. Имущество в полном составе переходило к старшему из законных наследников умершего домохозяина. Формировались условия подворного владения землей, регулирование отношений между хозяйствами и владеющими землей на основаниях подворно-участкового землепользования возлагалось на крестьянское общество.

В 1842 г. был принят Закон об обязанных крестьянах. Инициатором закона явился граф П.Д. Кисилев. Он считал, что регламентация отношений помещиков и крестьян нужна, но дворянство должно сохранить в своих руках всю принадлежавшую ему землю. Помещики сохраняли право собственности на землю, им предоставлялось право заключать с крестьянами договоры о пользовании землей, все зависело от воли и желания помещиков. Закон фактически не имел практического знания. Реформы в части государственных крестьян, удельных и частично помещичьих показали необходимость существующего строя Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 2008., стр. 34 .

Таким образом, новая хозяйственная организация крестьян явилась как бы переходной к частному крестьянскому землевладению с твердым механизмом единонаследия. На практике семейных участков было мало, в основном, в Самарской губернии. Податная система, установленная при Павле I, оставалась практически без изменений.

Огромная масса населения, живущая вековыми традициями, отдаленная в большинстве случаев от городской среды и изолированная от товарно-денежного механизма общественного хозяйства, могла быть связана с ним исключительно через разного рода посредников, перекупщиков, ростовщиков, спекулянтов. Без надлежащей государственной опеки русская деревня была обречена на положение жертвы формирующегося класса буржуазии.

1.2 Осуществление крестьянской реформы

Поражение в Крымской войне поставило самодержавие перед неотвратимым выбором: либо империи, как европейской державе, сойти на нет, либо в спешном порядке догонять соперников. Александр II (1855 - 1881) признал, что гораздо лучше отменить крепостное право «свыше, нежели снизу».

Противники крепостного права постепенно объединялись вокруг двух основных платформ: революционно-демократической и либеральной. Наиболее последовательно за отмену крепостного права выступили революционные демократы - Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Они требовали передачи крестьянам земли без выкупа, сокращения податей государственных крестьян, введения общинного владения землей, самоуправления и всенародного представительства.

Крестьянский вариант реформы в ходе подготовки отмены крепостного права не был выдвинут.

Либералы (Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, ученый П.П. Семенов) исходили из идеи освобождения крестьян, но сохранения помещиков как владельцев земли. Поэтому в центре их позиции был вопрос о размере надела, оставляемого крестьянам, выкупа, который крестьяне должны заплатить за свое освобождение.

Против реформы выступала значительная часть помещичьего класса, защищавшая крепостничество.

Другая часть помещиков, среди которых были и представители высшего чиновничества, отстаивала наиболее выгодный для себя вариант реформы - освобождение крестьян без земли и за выкуп.

Подготовка крестьянской реформы заняла 4 года. Она началась с традиционных подходов, но закончилась совершенно новаторским законом. 3 января 1857 был учрежден очередной (10-й для дореформенного времени) Секретный комитет по крестьянскому делу из высших сановников страны. Но с принятием 20 ноября 1857 рескрипта на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова традиционная судьба бесплодных секретных комитетов была преодолена. Высочайший (за подписью Александра II) рескрипт давал первую правительственную программу реформы для трех губерний - Виленской, Гродненской и Ковенской. Помещикам сохранялось право собственности на всю землю, но крестьянам оставлялась их усадебная оседлость, которую они могли приобрести в собственность посредством выкупа (срок не определялся); полевая, надельная земля предоставлялась крестьянам в пользование за повинности (без указания точных размеров). Вотчинная власть помещиков сохранялась, термин «освобождение крестьян» заменен более осторожным - «улучшение быта». Для подготовки реформы предусматривалось открытие дворянских комитетов в названных трех губерниях. Сам по себе рескрипт Назимову носил локальный характер и впрямую еще не означал приступа к общероссийской реформе. Однако важность и кардинальная новизна этого акта заключалась в его гласности. Сразу же он был разослан всем губернаторам и губернским предводителем дворянства для ознакомления, а через месяц появился в «Журнале Министерства внутренних дел». Гласность отныне стала мощным двигателем подготовки реформы и затрудняла (и даже исключала) отказ от нее. 5 декабря 1857 был принят аналогичный рескрипт для Петербургской губернии, что по сути означало неизбежность ее дальнейшего распространения вслед за столицей. Герцен и Чернышевский высоко оценили эти первые шаги Александра II на пути к реформе Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. История России с древнейших времен до ХХ века, -М.: Норма, 2007. - 388 с., c.87 .

В начале 1858 Секретный комитет, утратив свою секретность, превратился в Главный комитет по крестьянскому делу. В течение года в ответ на инициированные правительством адреса дворянства были даны рескрипты европейским губерниям России, так что к началу 1859 открылось 46 губернских комитетов, гласность подготовки реформы ширилась. В комитетах развернулась борьба между консервативным большинством, отстаивавшим право помещиков на всю землю и вотчинную власть, и либеральным меньшинством, согласным на выкуп крестьянами надельной земли в собственность. Только в одном комитете - Тверском, возглавляемом А.М. Унковским, либеральное дворянство имело большинство. Гласность обсуждения крестьянского вопроса способствовала усилению среди крестьянства напряженного ожидания воли, а вспыхнувшее в Эстляндии весной 1858 массовое крестьянское движение показало правительству, как опасно безземельное освобождение - так называемый «остзейский вариант» реформы. К концу 1858 либеральная бюрократия взяла верх над консервативными силами в деле подготовки крестьянской реформы. 4 декабря Главный комитет принял новую правительственную программу отмены крепостного права, которая, в отличие от рескриптов, предусматривала выкуп надельной земли крестьянами в собственность и лишение помещиков вотчинной власти.

Главный комитет уже не мог справиться с такой грандиозной задачей, как рассмотрение всех губернских проектов и создание нового законодательства, не имевшего аналогов в предшествовавшей истории России. Для этой цели было создано новое, нетрадиционное учреждение -- Редакционные комиссии (1859-60) из представителей бюрократии и общественных деятелей, большинство которых поддерживало либеральную программу реформы. Общепризнанным лидером в этой сфере был Н.А. Милютин, его ближайшими соратниками и помощниками Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, Н.Х. Бунге, а председателем Редакционной комиссии - Я.И. Ростовцев, пользующийся безграничным доверием Александра II. Здесь был создан и кодифицирован проект закона, прошедший затем обсуждение в Главном комитете по крестьянскому делу и в Государственном совете, где консервативное большинство его не поддержало. Однако Александр II одобрил мнение меньшинства cовета и подписал закон - «Положение 19 февраля 1861». Великий акт об освобождении от крепостного права был принят в день восшествия Александра II на престол, а сам он вошел в историю как царь-освободитель Отечественная история. Элементарный курс: учеб. пособие для вузов под ред. И. М. Узнародова, Я. А. Перехова - М.: Гардарики, 2009.- 463 с., c.72 .

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КРЕСТЬЯНКОЙ РЕФОРМЫ

2.1 Сущность крестьянкой реформы 1861 года

Крестьянская реформа в России (известная также как отмена крепостного права) - реформа, начатая в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

Вместе с тем, ряд современников и историков называли эту реформу «крепостнической» и утверждали, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый.

Экономические предпосылки отмены крепостного права сложились задолго до реформы 1861 г. Неэффективность экономической системы, в основе которой лежал труд крепостных, была очевидна; даже для многих правителей России. На необходимость этого шага, указывали Екатерина II, Александр I, Николай I. При Александре I крепостное право было отменено в западных губерниях страны.

К середине 50-х гг. феодально-крепостническая экономика испытывала особенно тяжелые времена: упадок многих помещичьих хозяйств и крепостных мануфактур, усиление эксплуатации крепостного труда делали необходимостью реформирование экономики. Вместе с тем значительный и быстрый рост новых, буржуазных экономических отношений (увеличение численности капиталистических мануфактур, появление фабрик, бурный промышленный переворот, усиление расслоения крестьянства, активизация внутренней: торговли) требовал отмены тех препон, которые стояли на его пути Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России: Учебникдля средних учебных заведений. М.: - МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010. - 466 с., стр. 90 .

Однако решающим аргументом в пользу пересмотра самих основ феодальной экономики стало поражение России в Крымской войне. В 1856-1857 гг. по стране прокатилась серия выступлений крестьян, на плечи которого выпали основные тяготы войны. Это заставило власти ускорить разработку реформы. Кроме того, претендующая на роль великой европейской державы Россия должна была предстать в глазах европейского общественного мнения в виде современного, а не архаичного государства.

В январе 1857 г. под председательством императора Александра II начал работать Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, переименованный затем в Главный комитет по крестьянскому делу. Однако среди членов Комитета не было единства в том, что касалось сроков и содержания реформы. Первоначально предполагалось освободить крестьян без земли (как это уже было сделано в Прибалтике в начале века) и сохранить внеэкономическое принуждение. Однако в ходе обсуждения этого варианта вскоре выяснилось, что такая полумера приведет к социальному взрыву, так как крестьяне ожидали не только воли, но и земли. В рамках Главного комитета были созданы Редакционные комиссии, которые возглавили сторонники либерального варианта переустройства аграрного сектора граф Я.И. Ростовцев и товарищ (заместитель) министра внутренних дел Н.А. Милютин. В 1858 г. о работе Комитета стало известно широкой общественности (ранее такие комитеты работали в обстановке полной секретности) и в его адрес стали поступать многочисленные проекты реформы от дворянских комитетов на местах.

Ряд конкретных вариантов решения аграрного вопроса был заимствован именно из них. Ключевую роль в противодействии консерваторам сыграл сам император, занявший позицию, близкую к программе либералов. 19 февраля 1861 г. он подписал Манифест и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Они вступали в действие после опубликования, которое состоялось через две недели. В документе рассматривалось пять основных позиций: личное освобождение крестьян, крестьянские наделы, крестьянские повинности, управление освобожденными крестьянами, статус временнообязанных крестьян.

19 февраля 1861 г. были подписаны царем «Положение» и «Манифест». 1 марта 1861 г. «Манифест» о реформе был объявлен Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 2008., стр. 78 .

Материалы «Положения» образуют три отдела: общие положения (для всех крепостных), местные положения (для отдельных регионов страны) и дополнительные правила (для отдельных категорий крепостных - при заводах и т.п.)

Все отношения между помещиком и крестьянином регулируются крестьянской общиной. Другими словами, не крестьянин лично берет, выкупает, платит, а от имени всех крестьян это делает община. И платит помещику сама она только часть выкупа. А основную часть выкупа помещики получают от государства. За принудительно выданный на эту сумму кредит община 50 лет платит государству с процентами.

Рассмотрим как решался вопрос о наделе. За основу был взят существующий надел. В Великороссии были выделены три полосы: черноземная, нечерноземная, степная. В каждой полосе вводился высший и низший пределы (на 1/3 меньше высшего). Высший предел надела нечерноземной полосы был от 3 до 7 дес.; для черноземной - от 2 /4 до 6 дес. (1 дес.= 1,1 га). В степной - надел был единым. Если существующий надел больше высшего, то помещик может его урезать, если ниже низшего - должен прирезать, или уменьшить плату.

Не менее 1/3 земли всегда должна оставаться у помещика.

В итоге в 8 западных губерниях крестьянские наделы были увеличены на 18-20 %, в 27 губерниях землепользование крестьян сократилось, в 9-оставалось таким же. 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили около 34 млн. дес. земли, или 3,4 дес. на душу.

За пользование усадьбой и наделом крестьянин должен был 9 лет выполнять конкретные обязанности перед барином, отсюда и термин «временно-обязанные крестьяне». Предусматривались две формы повинности: оброк и барщина. Норма оброка - 10 руб. в среднем по стране за высший надел. Но если надел был не высшего размера, то оброк снижался непропорционально размеру надела. За первую десятину надо было платить 50 % оброка, за вторую - 25 % и т.д., т.е. за первую десятину земли помещику поступала половина оброка.

Барщина была построена так: 40 дней мужских и 30 женских, но 3/5 этих дней надо было отработать летом. И летний день попродолжительности составлял 12 час.

Выкуп был обязателен, если того пожелал помещик. В противном случае помещик был обязан выделять надел крестьянину сроком на 10 лет, а что будет дальше оставалось не ясным.

Размер выкупа был определен. За надел надо было заплатить помещику такую сумму, которая, если ее положить в банк, выплачивающий на вклады в год 6 % прибыли, приносила бы ежегодно сумму оброка. При размере оброка в 10 руб. величина выкупа (при полном наделе) определялась так: 10 руб. - 6 % Х руб. = 100 %.10х100 6

Помещик, получив за каждого крестьянина 166 руб. 66 коп., на эти деньги мог купить сельскохозяйственные машины, нанять работников, купить акции, т.е. использовать по своему усмотрению.

Крестьяне не могли сразу выплатить помещику всю сумму.

Поэтому государство представляло кредит крестьянам в размере 80 % выкупной суммы, если крестьяне получали полный надел и 75 % - при получении неполных наделов. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу же при заключении выкупной сделки. Остальные 20-25 % крестьяне должны были уплатить помещику по договоренности. Государство давало крестьянам деньги под проценты, крестьяне выплачивали 6 % предоставляемой ссуды, и выплата растягивалась на 49 лет.

Для сравнения проведем пример центральных районов: 1 дес. обычно стоила 25 руб. при свободной продаже, а выкуп ее обходился крестьянину в 60 руб. В среднем по стране выкуп превышал цену земли на одну треть, т.е. цена надела прямого отношения к реальной цене земли не имела Зайцева Л.А. История российского крестьянства// Спецкурсы по истории: Учеб пособие. - Улан-Удэ, 2004., стр. 121 .

ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНКОЙ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА

3.1 Крестьянские движения 1861-1869 гг.

Крестьяне не ждали такого освобождения. Во многих селах вспыхнули восстания. В 1861 году было зарегистрировано 1889 восстаний крестьян.

В крестьянском движении после реформы можно выделить 2 этапа:

1) весна - лето 1861 - отразил отношение крестьян к реформе, крестьяне не мыслили, что у них отнимут землю и заставят платить за нее;

2) весна 1862 - связан с реализацией реформы.

Всего за 1860-1869 годы произошло 3817 выступлений, или в среднем 381 выступление в год.

Бывшие государственные крестьяне наделялись землей на более благоприятных условиях, чем бывшие (помещичьи крестьяне. По закону они сохраняли за собой имевшиеся у них земельные «наделы, на которые им выдавались владенные записи. В ряде случаев площадь используемых крестьянами земель сокращалась. До закона 24 ноября 1866 г. нередко земли государственных крестьян не были отграничены от казенных земель, частью которых пользовались сельские общества. С получением владенных записей крестьяне полностью лишались возможности пользоваться землями казны, что вызывало их недовольства, которые часто (выливались в открытые выступления.

Царское правительство разработало свой особый вариант реформы: у крестьян, в основном, оставалась та земля, которую они обрабатывали до реформы.

Это был вариант, который отвечал интересам помещиков, интересам сохранения царя и самодержавия.

Тяжелым бременем па крестьянское хозяйство ложились платежи за земельные наделы; у бывших государственных крестьян они были ниже, чем у бьивших помещичьих. Если бывшие государственные крестьяне за одну десятину надельной земли платили от 58 коп. до 1 руб. 04 коп.,8, то бывшие помещичьи - 2 руб. 25 коп. (Новохоперский уезд)9. С переходом бывших государственных крестьян на обязательный выкуп (по закону 12 июня 1886 г.) выкупные платежи были повышены, в сравнении с оброчной податью, на 45 процентов, тем не менее они были ниже выкупных платежей, выплачиваемых бывшими помещичьими крестьянами.

Кроме платежей за землю крестьяне обязаны были выплачивать и другие многочисленные налоги. Общая сумма налогов не соответствовала доходности крестьянского хозяйства, о чем свидетельствовали высокие недоимки. Так, в Острогожском уезде в 1899 г. недоимки составляли от годового оклада у бывших помещичьи« крестьян 97,2 процента, у бывших государственных - 38,7 процента.

В. И. Ленин писал, что бывшие государственные и бывшие помещичьи крестьяне «...отличаются между собой не только количеством земли, но и размерами платежей, условиями выкупа, характером землевладения и т. д.», что среди бывших государственных крестьян «...меньше царила кабала и быстрее развивалась крестьянская буржуазия». В. И. Ленин считал, что без учета особенностей положения крестьян различных разрядов «...история России XIX века и особенно ее непосредственный результат - события начала XX века в России - совершенно не могут быть поняты...».

3.2 Влияние крестьянской реформы на экономическое развитие страны

В деревне стали формироваться две новые группы: сельская буржуазия и сельский пролетариат. Экономической основой данного процесса стало развитие торгового земледелия.

Традиционные конфликты с помещиками дополнялись в 60-90-е годы ХIХ в. новыми противоречиями между сельской буржуазией и беднотой, что приводило к росту крестьянских выступлений. Требования крестьян ограничивались возвращением земель, отрезанных помещиками во время реформы, ослаблением неравномерности.

Все крестьяне имели надельные земли (в отличие от частных земель - они до полного выкупа считались неполной собственностью крестьян, можно передать их по наследству, сдать в аренду, но не продавать, нельзя и отказаться от надела). Размер надела колебался от 2-3 дес. до 40-50 дес. на один двор.

Таким образом, в результате крестьянской реформы крестьяне получили:

Личную свободу;

Ограниченную свободу передвижения (оставалась зависимость от крестьянских общин);

Право на общее образование, за исключением особо привилегированных учебных заведений;

Право заниматься государственной службой;

Право заниматься торговлей, прочей предпринимательской деятельностью;

Отныне крестьяне могли вступать в гильдии;

Право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий;

Крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до тех пор, пока не выкупали себе надел земли, при этом объем работ или оброк оговаривался законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г., однако государство достаточно демократично подошло к решению вопроса о земле и предусмотрело, что если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную - государство Отечественная история. Элементарный курс: учеб. пособие для вузов под ред. И. М. Узнародова, Я. А. Перехова - М.: Гардарики, 2009.- 463 с., c.84 .

Главным положительным итогом крестьянской реформы является уравнение членов общества в их естественных правах и прежде всего в праве на личную свободу.

Минусы крестьянской реформы:

Сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина);

Уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество;

Размер платежей был больше размера оброка.

Плюсы крестьянской реформы:

Появлялись свободные рабочие руки;

Стал развиваться внутренний рынок;

Сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.

Бывшие крепостные, несмотря на то, что получили волю, были втянуты в новую зависимость, освободиться от которой многим было не под силу. Некоторые крестьяне, имевшие небольшие денежные средства, покинули деревню и начали искать лучшую жизнь в промышленных городах.

Многим крестьянам удалось заработать нужное количество денег и эмигрировать в Канаду, где земли переселенцам предоставлялись бесплатно. Крестьяне, сохранившие желание заниматься сельским хозяйством уже весной 1861 года организовывали антиправительственные протесты.

Волнения продолжались до 1864 года, затем резко пошли на убыль. Историческое значение крестьянской реформы. Проведение реформы сыграло значительную роль в социальном и экономическом развитии государства, а также поспособствовало укреплению позиций на международной арене История России. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. - М.: ИНФРА-М. 2008. - 472с., c.129 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крепостное право просуществовало в России намного дольше, нежели в других европейских государствах, и со временем приобрело формы, которые фактически могли отождествлять его с рабовладением.

Разработка законопроектов об отмене или либерализации крепостной зависимости проводилась еще в начале 19 века.

Однако ряд исторических событий, в частности Отечественная война и восстание декабристов, несколько приостановили этот процесс. К вопросам реформаторства крестьянской сферы вернулся только Александр II во второй половине 19 века.

19 февраля 1861 года Александром II был торжественно подписан Манифест, который даровал личную свободу всем зависимым от помещиков крестьянам.

Манифест включал в себя 17 законов, которые регулировали имущественные, экономические, социальные и политические права бывшего крепостного населения.

Свобода, предоставленная крестьянам, в первые несколько лет должна была носить исключительно номинальный характер люди обязывались отработать определенный период времени (четко не регламентируемый законом) на помещика, чтобы получить право пользования земельным наделом.

Крестьянская реформа 1861 предусматривала упразднение вотчинной власти, а также устройство крестьянского выборного самоуправления, которое рассматривалось как основа для участия крестьян в новом местном всесословном самоуправлении.

В соответствии с общими положениями реформы крестьянину предоставлялась личная свобода бесплатно, так же бесплатно он получал право на свое личное имущество. Помещик сохранял право на все земли, но он был обязан предоставить крестьянину в постоянное пользование усадьбу, а крестьянин обязан ее выкупить. Далее, помещик обязан дать, а крестьянин не имеет права отказываться от надела, если помещик его дает. В этот период за пользование наделом крестьяне платят оброк или отбывают барщину. В любое время помещик имеет право предложить крестьянам выкупить наделы, крестьяне в том случае обязаны принять это предложение.

Таким образом, сословность, как и община, представлялась институтом временным, неизбежным и оправданным только для переходного периода.

Для крестьян, имеющих деньги (что представляло собой единичные случаи), была предоставлена возможность выкупить у землевладельца нужное количество земли.

Реформа 1861 г. ускорила развитие России по капиталистическому пути в промышленности и торговле. А вот в сельском хозяйстве - сковала крестьян общиной, малоземельем и безденежьем.

Поэтому крестьянство в своем развитии не смогло быстро продвинуться по капиталистическому пути: разложение на кулаков и бедняков.

Резкий подъем волны выступлений бивших помещичьих крестьян против грабительской реформы 19 февраля 1961 г. заставил правительство отложить проведение реформы у го сударственных крестьян. Оно опасалось, что государственные крестьяне, недовольные (предполагаемой реформой, поддержат выступления бывших помещичьих крестьян. Поэтому только 24 ноября 1866 г. был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях», в число которых входила и Воронежская губерния.

Реформа создала возможность перехода к новым формам хозяйства в земледелии, но не сделала этот переход неизбежностью, необходимостью.

Как и помещики, абсолютизм получил возможность за долгие годы медленно перестраиваться, сохраняя себя путем превращения из монархии феодальной в монархию буржуазную.

Отмена крепостного права, строительство железных дорог, появление кредита увеличивали возможность сбыта хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, повысили товарность земледелия и животноводства. Россия вышла на первое место в мире по экспорту хлеба.

Сельскохозяйственное производство росло вследствие его специализации по районам, распашки новых земель. В помещичьих и кулацких хозяйствах стали применяться сельскохозяйственные орудия и машины на конной тяге. После 1861 г. помещики больше продавали земли, чем покупали, чаще сдавали в аренду, чем использовали сами в своем хозяйстве. За аренду помещичьей земли крестьяне платили деньгами или обработкой. Отработочная система хозяйства стала переходной от барщинной к капиталистической.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. История России с древнейших времен до ХХ века, -М.: Норма, 2007. - 388 с.

2. Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. I. - М.: Экономика, 2009

3. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 2008.

4. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 2008.

5. Зайцева Л.А. История российского крестьянства// Спецкурсы по истории: Учеб пособие. - Улан-Удэ, 2004.

6. Зайцева Л.А. Реформы П.Д. Кисилева//Аграрная история: реформы и революции. - Улан-Удэ, 2005

7. История России. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. - М.: ИНФРА-М. 2008. - 472с.

8. Отечественная история. Элементарный курс: учеб. пособие для вузов под ред. И. М. Узнародова, Я. А. Перехова - М.: Гардарики, 2009.- 463 с.

9. Отечественная история. Элементарный курс: учеб. пособие для вузов под ред. И. М. Узнародова, Я. А. Перехова - М.: Гардарики, 2009.- 463 с.

10. Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России: Учебникдля средних учебных заведений. М.: - МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010. - 466 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве. Процесс подготовки и проведения реформы, положения основных законодательных актов. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Причины проведения крестьянской реформы 1861 года, ее подготовка и содержание. Реформа как поворотное событие российской истории, во многом определившие последующие события и судьбу страны. Причины ограниченности крестьянской реформы и ее значение.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Предпосылки и подготовка реформы 19 февраля 1864 г. Александр II как реформатор. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Проведение реформы и ее особенности. Повинности временно-обязанных крестьян и выкупная операция. Итоги крестьянской реформы.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2014

    Понятие крестьянской реформы, ее сущность и особенности, причины и предпосылки осуществления. Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе, ее порядок и этапы проведения. Основные положения реформы, ее место и значение в истории России XVII века.

    реферат , добавлен 20.02.2009

    Причины и предпосылки отмены крепостного права в России. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2014

    Обстановка в стране в начале второй половины XIX века (1850-е гг.). Предпосылки крестьянской реформы 1861 года, а также процесс ее разработки. Положение "о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Историческое значение крестьянской реформы.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2013

    Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы 1861 г. и ее основные положения. Создание органов местного самоуправления. Проведения коренных реформ в армии, суде, в области просвещения. Конституционные метания. "Диктатура сердца".

    контрольная работа , добавлен 19.06.2013

    Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

    презентация , добавлен 11.10.2014

    Предпосылки проведения реформ. Крестьянская реформа 1861 г. в удельной и государственной деревне, ее значение. Буржуазные реформы 1863-1874 гг.: в области местного самоуправления; судебная реформа; финансовая; военная; в народном образовании и печати.

    реферат , добавлен 07.12.2007

    Россия накануне отмены крепостного права. Основные радикальные нововведения 1861 года, временный характер крестьянской реформы. Причины неудач Красной Армии в начальный период ВОВ. Печальные последствия и результаты политики перестройки в Советском Союзе.

Время правления Александра Второго (1856-1881) вошло в историю как период «великих реформ». Во многом благодаря императору произошла отмена крепостного права в России в 1861 году - событие, которое, безусловно, является основным его достижением, сыгравшим большую роль в будущем развитии государства.

Предпосылки отмены крепостничества

В 1856-1857 годах ряд южных губерний потрясли крестьянские волнения, которые, впрочем, очень быстро затихли. Но, тем не менее они послужили напоминанием для правящей власти, что положение, в котором находится простой народ, в итоге может обернуться для нее тяжелыми последствиями.

Кроме того, действующее крепостное право существенно замедляло прогресс развития страны. Аксиома, что свободный труд эффективней подневольного проявлялась в полной мере: Россия существенно отставала от западных государств и в экономике, и в социально-политической сфере. Это грозило тем, что созданный ранее образ мощной державы мог попросту раствориться, и страна перешла бы в разряд второстепенной. Не говоря уже о том, что крепостничество очень походило на рабство.

К концу 50-х годов из 62-миллионного населения страны в полной зависимости от своих хозяев жило более трети. России срочно требовалась крестьянская реформа. 1861 должен был стать годом серьезных перемен, которые следовало провести так, чтобы они не смогли поколебать сложившиеся устои самодержавия, а дворянство сохранило господствующее положение. Поэтому процесс отмены крепостничества требовал тщательного анализа и проработки, а это из-за несовершенного государственного аппарата уже было проблематично.

Необходимые шаги для грядущих перемен

Отмена крепостного права в России в 1861 году должна была серьезно повлиять на жизненные устои огромной страны.

Однако если в государствах, живущих по конституции, прежде чем провести какие-то преобразования, идет их проработка в министерствах и обсуждение в правительстве, после чего готовые проекты реформ отдаются в парламент, выносящий окончательный вердикт, то в России ни министерств, ни представительного органа не существовало. А крепостное право было узаконено на государственном уровне. Отменить его единолично Александр II не мог, так как это нарушило бы права дворянства, являющегося основой самодержавия.

Поэтому в стране для продвижения реформы предстояло заведомо создать целый аппарат, специально занимающийся отменой крепостничества. Предполагалось, что он будет состоять из учреждений, организованных на местах, чьи предложения должны подаваться и обрабатываться в центральном комитете, который, в свою очередь, контролировался бы монархом.

Так как в свете предстоящих изменений больше всего теряли именно помещики, то для Александра II лучшим выходом было бы, если бы инициатива по освобождению крестьян шла именно от дворян. Вскоре такой момент подвернулся.

«Рескрипт Назимову»

В середине осени 1857 года в Петербург приехал генерал Владимир Иванович Назимов - губернатор из Литвы, который привез с собой прошение о предоставлении права ему и губернаторам Ковенской и Гродненской губерний дать вольную своим крепостным, но без предоставления им земли.

В ответ Александр II отправляет на имя Назимова рескрипт (личное императорское письмо), в котором поручает местным помещикам организовать губернские комитеты. Их задача заключалась в разработке собственных вариантов будущей крестьянской реформы. При этом в послании царь давал и свои рекомендации:

  • Предоставление полной свободы крепостным.
  • Все земельные наделы должны остаться за помещиками, с сохранением права собственности.
  • Предоставление возможности освобожденным крестьянам получать земельные наделы при условии выплаты оброка либо отработки барщины.
  • Дать возможность крестьянам выкупать свои усадьбы.

Вскоре рескрипт появился в печати, что дало толчок ко всеобщему обсуждению вопроса крепостничества.

Создание комитетов

Еще в самом начале 1857 года император, следуя своему плану, создал секретный комитет по крестьянскому вопросу, который тайно занимался разработкой реформы по отмене крепостничества. Но лишь после того, как «рескрипт Назимову» стал достоянием общественности, учреждение заработало в полную силу. В феврале 1958-го с него снимают всю секретность, переименовав в Главный комитет по крестьянскому делу, возглавил который князь А.Ф. Орлов.

При нем создавались Редакционные комиссии, которые рассматривали проекты, подаваемые губернскими комитетами, и уже на основе собранных данных создавался общероссийский вариант будущей реформы.

Председателем этих комиссий был назначен член Госсовета генерал Я.И. Ростовцев, который полностью поддерживал идею отмены крепостничества.

Противоречия и проделанная работа

В ходе работы над проектом между Главным комитетом и большинством губернских землевладельцев не обошлось без серьезных противоречий. Так, помещики настаивали на том, чтобы освобождение крестьян ограничивалось только предоставлением свободы, а земля могла за ними закрепляться лишь на правах аренды без выкупа. Комитет же хотел дать возможность бывшим крепостным приобрести землю, став полноправными собственниками.

В 1860 году Ростовцев умирает, в связи с чем главой Редакционных комиссий Александр II назначает графа В.Н. Панина, который, кстати, считался противником отмены крепостничества. Будучи беспрекословным исполнителем царской воли, он был вынужден довести до конца проект реформы.

В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат кропотливого труда был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. 19 февраля 1861 года стал официальным днем отмены крепостничества.

Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года

Основные положения документа были следующими:

  • Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями».
  • Отныне (то есть с 19 февраля 1861) крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами.
  • Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью.
  • За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы.
  • За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству.

Необходимый компромисс реформы

Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер.

Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов.

Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же - большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела.

Нормы предоставляемых наделов

Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную.

  • Норма земельных наделов для степной части - от шести с половиной и до двенадцати десятин.
  • Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин.
  • Для нечерноземной полосы - от трех с четвертью до восьми десятин.

В целом по стране площадь надела стала меньше, чем была до перемен, таким образом, крестьянская реформа 1861 года лишила «освобожденных» более 20% площади возделываемых земель.

Условия передачи земли в собственность

Согласно реформе от 1861 года, земля крестьянам предоставлялась не в собственность, а только в пользование. Но у них имелась возможность выкупить ее у хозяина, то есть заключить так называемую выкупную сделку. До того же момента они считались временнообязанными, и за пользование землей должны были отработать барщину, которая составляла не более 40 дней в году для мужчин, и 30 - для женщин. Либо же заплатить оброк, сумма которого за высший надел составляла от 8-12 рублей, причем при назначении налога обязательно учитывалось плодородие земель. При этом временнообязанные не имели права просто отказаться от предоставляемого надела, то есть барщину все равно приходилось бы отрабатывать.

После же совершения выкупной сделки крестьянин становился полноправным собственником земельного участка.

И государство не осталось внакладе

С 19 февраля 1861 года, благодаря Манифесту, у государства появилась возможность пополнить казну. Такая статья дохода открылась из-за формулы, по которой рассчитывался размер выкупного платежа.

Сумма, которую крестьянин должен был внести за землю, приравнивался к так называемому условному капиталу, который положен в Госбанк под 6% годовых. А эти проценты приравнивались к тому доходу, который ранее получал помещик от оброка.

То есть если землевладелец имел с одной души в год 10 рублей оброка, то расчет производился по формуле: 10 рублей делились на 6 (проценты с капитала), а потом умножались на 100 (общее количество процентов) - (10/6) х 100 = 166,7.

Таким образом, итоговая сумма оброка составляла 166 рублей 70 копеек - деньги «неподъемные» для бывшего крепостного. Но тут вступало в сделку государство: крестьянин должен был заплатить помещику единовременно только 20% от расчетной цены. Оставшиеся же 80% вносило государство, но не просто так, а предоставляя долгосрочный кредит со сроком погашения 49 лет и 5 месяцев.

Теперь крестьянин должен был выплачивать Госбанку ежегодно 6% от суммы выкупного платежа. Получалось что сумма, которую бывший крепостной должен был внести в казну, превышала заем троекратно. По сути, 19 февраля 1861 года стало датой, когда бывший крепостной крестьянин, выбравшись из одной кабалы, попадал в другую. И это притом, что размер самой суммы выкупа превышал рыночную стоимость надела.

Итоги перемен

Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. Свободу получили 23 миллиона человек, что привело к серьезной трансформации в социальной структуре российского общества, а в дальнейшем выявило необходимость в преобразовании всей политической системы страны.

Своевременно вышедший Манифест 19 февраля 1861 года, предпосылки которого могли привести к серьезному регрессу, стал стимулирующим фактором для развития капитализма в Российском государстве. Таким образом, искоренение крепостничества, безусловно, является одним из центральных событий в истории страны.

36.-подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г.

Причины отмены крепост-го: была обусловлены политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. 1.Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы2. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. 3. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.4. протест самих крестьян и их частые восстания(огарёв) 5. Поражение в Крымской войне продемонстрировало отсталость социально-политической системы страны, и военно тех-кую 6. Требование отмены крепостного права выдвигалось не только радикальными, но и оппозиционными кругами(славянофилы и западники),- Сперанский при Ник.1, и после крымс. Войны выступали сами консерваторы Погодин, кот. решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. (фёдоров)

18 февраля 1855 г. умер Николай I. на престол Александром II (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь крестьянской. О необходимости отмены крепостного права Александром II официально заявил в его речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г.-он говорил, что лучше отмену крепостного права провести сверху, чем это придёт снизу.

И началась подготовка реформы.3 января 1857 г. был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Составленный из ярых крепостников, но работу они тормозили. В итоге Алек. 2 поручил генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. доследовал указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». С этого момента подготовка крестьянской реформы уже перестала быть секретом, и в феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости». В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель - Я.И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

Подготовка самой реформы проходила при общест-но-полит-м Подъёме в стране- Герцен в Лондоне, и Чернышевский в Питере. – выражали они свои идее в журналах герцен в Колоколе, с 1857г.-он выступал за освобождение крестьян с землёй, Чернышевский «современник». Права, свободу печати, Отношение помещиков к готовящейся реформе было разным, одни- протв, др.- за отмену, но выдвигали свои проекты-помещики чернозёмных губерний предлагали предоставить сразу землю в собственность за выкуп.

В конце августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» Редакционными комиссиями в основном был подготовлен. Затем он под­вергся исправлениям, и только в 1860г. проект был отправлен в Главный комитет где обсуждался он до 14 января1861г., затем поступил в Гос. Совет,но в него были внесены членами гос. Совета исправления о праве помещика предоставить крестьянам в собственность бесплатно четверть высшей нормы надела. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» (они включали в себя 17 законодательных актов), в них было о: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые и промышленые заведения, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, без разрешения вступать в брак, поступать на службу,переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась.Положение» сохранило общину, вводило выборное крестьянское самоуправление - сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, определять очередность в отбывании рекрутской повинности.

Крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась. По закону крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г.) должны были отбывать практически те же повинности, что и при крепостном праве. До перевода крестьян на выкуп они находились на временнообязанном положении, т. е обязаны за предоставленные им наделы по установленным законом нормам нести барщину или платить оброк. Но окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет.. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размеры надела и повинностей за него) фиксировались в уставных грамотах, которые в соответствии со статьями закона должны были составить помещики при содействии мировых посредников(назнач-х из помещиков).

Наделы: Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности помещика на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали землю в пользование, за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. При определении норм надела закон учитывал особенности местных природных и экономических условий. В связи с этим вся территория Европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную, В первых двух устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов, а в степной - одна так называемая «указная» норма. Закон предусмотри нал отрезку от надела» если он превышал «высшую» или «указную» нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. Отрезки стали правилом –отрезали в основном луга, выпасы, кот. Приходилось крестьянину затем арендовать; усложнялось это всё чересполосицей. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной - 10 %. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы(орлов).

Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне.Из категории временнообязанных они переходили в разряд «крестьян-собственников». Однако собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму.В о снову ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказалась в 1,5 раза выше.Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы.Выкупную сумму с крестьян государство ежегодно в виде «выкупных платежей» взыскивало с самих крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. Все эти гос. Опреации оказались выгодными для казны, т.к. позволило ликвидировать все помещичьи долги(кот. Закладывали крестьян). Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. крестьяне не верили, что это царь разрешил этот закон, и решили, что документы поддельны. Их возмущало, что на 2 года оставляли их в прежнем подчинении помещикам, принуждали исполнять барщину и платить оброки, лишали их части земли, а предоставленные им в пользование наделы объявляли помещичьей собственностью, которую надлежало выкупить у помещика. Всё это привело к восстниям и волнениям в Поволжье, украине, Бездне(казанская губ). Восстания в бездне было кровавым. К осени 1861г. правительсту с помощью воинских подразделений удалось подавить восстания. Но в 1862г.-новая волна выступлений связан. С введением уставных грамот, но с 1863г. кресть-ие движения пошли на убыль.

В 1863г. –завершена начатая в 1858г. аграр. Реформа в удельной деревне(дворцо. Крестьяне), в этом же году-поземельная реформа, из-за кот. Сократились земельные наделы на 3%, с 1863г-65-удельные крестьяне переведены на выкуп.

Гос-ые крестьяне- положене определено законом 1866г. сельские общины сохраняли земли, находившиеся в их пользовании, но не свыше 8 десятин на 1 душу мужского пола. Земля по за­кону 1866 г. признавалась собственностью казны, и выкуп наделов бы произведен только через 20 лет. При этом выкупные платежи возросли по сравнению с прежней оброчной податью на 45%. Однако условия реформы в удельной и государственной деревне были более благоприятными, нежели в помещичьей: наделы у удельных крестьян оказались в полтора раза большими, чем у бывших поме­щичьих, а у государственных - в два раза; несколько.

Помещики тоже понесли потери, реформа ущемляла их экономические интересы: личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда, и отдавали они крестьянам в собственность надельную землю.

По мнению фёдорова Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам не только имущественных, но и определенных гражданских прав благоприятствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

По мнении. Орлова, Григорьева -реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX - начале XX в. (О влиянии реформы на экономическое и социально-политическое развитие страны во второй половине XIX в. - см. ниже.). Иг: соловьёв, ключевский, погодин

Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая промышленность - купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта.

Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30 - 50-е годы XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.

Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян подрядностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земли. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян с целью повышения доходности своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путей их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многий помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 - 1861 гг. революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.

Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведение крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права.

Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. В целях его выяснения царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту об отмене крепостного права.

На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников. В результате с учетом мнения губернских комитетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом, большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

Революционная ситуация 1859-1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономического развития.

С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиками сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также и имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись по существу прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

В целях урегулирования взаимоотношении между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки по замечание ям и предложениям крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавался содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, так как самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями - барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 г. таких крестьян оставалось примерно 1%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо потерять право на земельные наделы. В 1883 г. категория временно-обязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт - сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общины на основе уравнительного землепользования. Староста следил главным образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму решения, которые касались всей волости.

На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задерживал бродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшину избирали, как правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.

Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенно волостные старшины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.

В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение