Меры по преодолению кризиса. Государственные меры по преодолению кризиса. Программа антикризисных мер правительства РФ. Обычно используется в ситуациях

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Социально-профилактические и организационные меры

проведение разъяснительной работы среди всех категорий военнослужащих, а также гражданского персонала частей и подразделений;

активизация усилий армейских коллективов, медицинских учреждений
на раннем выявлении случаев употребления наркотиков;

совершенствование оказания медицинской помощи наркоманам;

социальная адаптация таких лиц после излечения;

мероприятия по упорядочению учета, хранения, реализации лекарственных средств, содержащих наркотики, в целях исключения незаконного их использования, по ограничению посевов наркосодержащих культур, улучшению
охраны таких посевов, уничтожению зарослей дикорастущей конопли и др.

Важным средством в борьбе с наркоманией являются также медицинские, гражданско-правовые, административные и уголовные меры.

Медицинские меры

Замеченные в употреблении наркотиков военнослужащие берутся командованием и медицинской службой на учет. Врачом части они направляются на консультацию к психиатру в целях выявления степени заболевания. При
отсутствии явлений наркомании за ними устанавливается диспансерное или
амбулаторное наблюдение. В случае если военнослужащий будет замечен в
повторном употреблении наркотиков, он направляется на консультацию к психиатру для решения вопроса об обследовании в условиях стационара и проведения лечебных мероприятий.

По возвращении в часть после лечения военнослужащие продолжают находиться под амбулаторным или диспансерным наблюдением до конца службы.

Заключения о негодности к военной службе лиц, страдающих наркоманией, выносятся при резко выраженном изменении личности или интеллектуально мистическом нарушении (Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1995 г.
№ 315).

Гражданско-правовые меры

ГК РФ (ст. 30) предусматривает возможность ограничения судом дееспособности лиц, которые вследствие злоупотребления наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Над такими лицами
суд устанавливает попечительство.

Появление гражданина на работе не только в нетрезвом состоянии, но и в состоянии наркотического или токсического опьянения является основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта) по инициативе администрации.

Административная ответственность
Административная ответственность предусмотрена за:

приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в
небольших количествах;

потребление наркотических средств без назначения (имеются в виду
случаи, когда лицо к административной ответственности за такие действия
еще не привлекалось);

невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, в силу чего они потребляют наркотические средства без назначения врача;

незаконный посев или выращивание масличного мака и отдельных сортов конопли;

Непринятие мер к обеспечению охраны наркосодержащих посевов.

В соответствии с действующим законодательством военнослужащие за указанные административные правонарушения несут ответственность по ДУ ВС
РФ. К ним могут быть применены меры общественного воздействия, наложены дисциплинарные взыскания.

Уголовная ответственность

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную выдачу
либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение
наркотических средств (ст. 233); вымогательство наркотических средств
(ст. 229) и нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранение, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (ч. 5 ст. 228).

Ответственность за такие действия несут должностные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать указанные правила.

Кроме того, в уголовном порядке преследуются:

незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических
средств в крупном размере (ч. 1 ст. 228 УК РФ). Наказывается лишением
свободы на срок до трех лет;

незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств (ч. 2 ст. 228 УК РФ). Наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой;

те же действия, совершенные при отягчающих обстоятельствах (группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, в крупном размере (ч. 3 ст. 228 УК РФ) либо организованной группой или в особо крупном размере (ч. 4 ст. 228 УК РФ), наказываются более строго - лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества;

склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ). Наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок до
шести месяцев, либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.

Те же действия, совершенные при отягчающих обстоятельствах (группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), неоднократно, в отношении несовершеннолетнего либо двух или более лиц, с применением или угрозой применения насилия, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

предупреждение наркомании в подразделении

Профилактика наркомании в Вооруженных Силах Российской Федерации обеспечивается комплексом организационных мероприятий, направленных на
предотвращение проникновения наркотиков в воинские части, предупреждение их распространения среди личного состава, активное выявление лиц, употребляющих наркотические средства, принятие к ним мер воспитательного, правового, дисциплинарного и медицинского характера.

Основа профилактики наркомании в подразделении - разъяснительная
работа. Главным в ее содержании должен быть показ того огромного вреда,
который наносит организму и психике человека употребление наркотиков,
пагубных социальных последствий этого пристрастия. При проведении такой работы не должны приводиться сведения о способах получения и применения наркотических средств, об особенностях их воздействия и связанных с ними приятных ощущениях, чтобы не стимулировать нездорового любопытства.

Кроме того, необходимо учитывать специфику аудитории и местные особенности. Целесообразно лишь обращать внимание на те наркотические средства, которые употребляются в данном регионе и в данной группе, а не давать их подробный перечень, с тем чтобы не вооружать присутствующих справочным материалом по приобретению наркотиков.

Необходимо выделить в подразделении группу военнослужащих, потенциально склонных к употреблению наркотиков. При этом необходимо обязательно учитывать, что пристрастие к наркотикам формируется в силу следующих основных причин:

социальной незрелости, когда человека влечет любопытство, и он не задумывается о возможных последствиях наркомании или игнорирует их, неспособен контролировать свое поведение;

личных переживаний и проблем;

влияния нездорового окружения;

стремления следовать «моде», желания подражать;

культурных традиций, существующих в ряде регионов;

вследствие неправильного лечения или после тяжелого и длительного
заболевания, для лечения которого использовались наркотические препараты.

Основания для занесения лица в «группу риска»:

проживание в определенном регионе. Следует обращать внимание на
воинов, призванных или продолжительное время проживавших, особенно в
подростковом возрасте, в районах с высоким уровнем развития наркомании
(Дальний Восток, Средняя Азия, Северный Кавказ, Поволжье, Краснодарский
край, Ростовская, Астраханская, Челябинская области). Наркоманы - это в основном городские жители, в первую очередь представители крупных городов;

наследственность. Результаты исследований показывают, что наркоманами очень часто становятся те лица, у которых родители (чаще отец) или близкие родственники - алкоголики или страдают психическими заболеваниями;

пристрастие к алкоголю или раннее знакомство с ним;

общение с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными
элементами до призыва в Вооруженные Силы;

нахождение на учете, приводы в милицию, привлечение к административной ответственности за мелкие правонарушения;

социальная незрелость, подверженность чужому влиянию;

пониженное настроение, связанное с переживаниями по поводу лишений
и утрат, стремление к уединению;

пониженная адаптация к службе;

страсть к азартным играм;

признания в том, что наркотики употреблялись ранее или высказывания
о том, что наркотики не приносят заметного вреда, частое обсуждение тем,
связанных с лекарствами;

обнаружение у вновь прибывшего пополнения снадобий, порошков, таблеток, шприцев, медицинских игл, жгутов и других приспособлений, которые
могут быть использованы для приема наркотиков, а также следов от уколов,
наличие фармацевтической литературы;

перенесенные ранее тяжелые, длительные заболевания;

изменение характера и отношения к службе, а также еще целый ряд
факторов, указывающих на потребление и производство наркотиков;

Работа по выявлению «группы риска» должна начинаться с момента прибытия воинов в подразделение. При этом целесообразно придерживаться определенной последовательности. С самого начала необходимо обратить внимание на внешний вид каждого вновь прибывшего, а также тщательно изучить все те документы, которые позволили бы составить первое впечатление о личности, морально-деловых качествах воина, его семье, родственниках, ближайшем окружении, условиях воспитания, интересах, увлечениях, состоянии здоровья, а иногда содержат и прямые свидетельства об употреблении наркотиков.
К таким документам следует отнести: характеристики с места работы, учебы,
прежнего места службы, медицинскую книжку, автобиографию. Отметка об
употреблении наркотиков может стоять в военном билете. Уже на этом этапе
необходимо проанализировать: присутствуют ли в перечисленных документах факты, дающие основания занести вновь прибывшего воина в «группу
риска» или требующие уделить более пристальное внимание кому-то из них в
последующем.

Исключительно важным мероприятием должен стать медицинский осмотр,
на котором командир подразделения обязан присутствовать лично. Перед осмотром он должен указать врачу на тех лиц, которые, по его мнению, требуют более углубленного обследования на предмет употребления наркотических средств. Кроме того, командиру самому необходимо обратить внимание на кожные покровы (наличие татуировок, позволяющих предположить, что воин имел контакты с криминальной средой, наличие гнойничковой сыпи, расчесов кожи, следов от уколов), а также выявить лиц, страдающих излишней худобой, дефицитом массы тела. Все эти признаки могут свидетельствовать о том, что военнослужащий употребляет наркотики.

Внешние признаки у военнослужащих, употребляющих наркотические вещества:

покраснение лица, шеи (иногда отек), резкий переход к бледности;

наличие бледности кожных покровов;

пошатывание, походка не уверенная;

признаки простуды (озноб, насморк, слезотечение);

губы сухие, постоянно облизывает;

в выдыхаемом воздухе запах бензина, ацетона или другой необычный
запах;

мышечные подергивания, вздрагивания;

от одежды курившего исходит сохраняющийся несколько часов сладковатый запах;

дрожь в руках, иногда во всем теле;

краснота, блеск глаз;

на руках, ногах вдоль вен следы уколов, капли крови;

чрезмерное сужение или расширение зрачков;

замедленность в движениях;

на теле имеются татуировки в виде рисунков шприца, иглы и др.;

активное употребление жаргонных слов;

отсутствие или значительное повышение аппетита;

значительное колебание настроения в течение дня;

неадекватные реакции на обращение, невнятное бормотание;

громкая речь, утрированная мимика, выразительные позы и телодвижения;

нарушение самоконтроля, частое почесывание тела;

сонливость днем, бессонница ночью;

выраженное нарушение координации;

легкость перехода от безудержного веселья к раздражительности, конфликтности;

признаки сильного чувства жажды;

появление светобоязни, драчливости, гневности;

стремление находиться в затемненных помещениях;

плачь, жалобные причитания, самоупреки и самобичевание

растерянность, отрешенность;

замедление ответов и беспричинный смех;

Стремление «сделать запасы», приобрести чрезмерное количество зубной пасты, лосьонов, дезодорантов, пудры, сапожного крема, средств для чистки обуви, пятновыводителя, стеклоочистителя, клея, дихлофоса, карбофоса, хлорофоса и других предметов бытовой химии, приготовление питья из ядовитых грибов.

Работа по выявлению «группы риска» не должна ограничиваться лишь временными рамками периода прибытия пополнения в подразделение. Она должна вестись постоянно. Беседы, педагогическое наблюдение, профилактический медицинский осмотр, изучение общественного мнения, информация, поступающая от сослуживцев, переписка по месту учебы, работы и жительства воинов позволяют командиру своевременно предотвратить развитие такого страшного явления, как наркомания.

Приложение 3

I . Меры по преодолению последствий

мирового финансового кризиса, предпринимаемые

в государствах – участниках СНГ

Мировой финансовый кризис в разной степени затронул финансовые рынки государств – участников СНГ, что объясняется различиями в уровне развития экономики этих государств, их финансовых рынков, степенью интеграции в глобальную экономику, глубиной экономических связей, в том числе в валютно-финансовой сфере, как с другими государствами участниками СНГ, так и с третьими странами.

В настоящем разделе приводятся сведения о влиянии кризиса на экономическую ситуацию в некоторых государствах - участниках СНГ и мерах, предпринимаемых в этих государствах по преодолению его негативных последствий.

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Резкое ухудшение во второй половине 2008 года конъюнктуры на мировых товарных и сырьевых рынках привело к снижению ценовых индексов и падению спроса на основные товары белорусского экспорта (нефть и нефтепродукты, металлы, удобрения, сельскохозяйственная техника и др.). С учетом прогнозируемого международными экспертами подорожания импорта энергоносителей для Беларуси в 2009 году, а также рецессии в основных развитых странах мира (США, ЕС, Япония) ожидается сохранение давления на текущий счёт платёжного баланса Беларуси.

Кроме того, в настоящих условиях существенно ограничено привлечение внешних финансовых средств в Беларусь на долговой основе. Принятие Концепции управления внешним долгом Республики Беларусь, предусматривающей систему мониторинга и ограничений на внешние заимствования предприятий и организаций всех форм собственности, как ожидается, будет способствовать повышению экономической безопасности страны.


Меры по поддержке финансового рынка

В настоящий момент в банковском секторе Беларуси наблюдается довольно стабильная ситуация. Нормативы ликвидности банками республики соблюдаются.

В качестве превентивных мер по поддержанию стабильной ситуации с внутренней ликвидностью и привлечением средств нерезидентов Национальным банком предприняты следующие меры:

повышена ставка рефинансирования (с 15 октября 2008 года на 0,25 % до 10,75 % годовых, с 12 ноября 2008 года еще на 0,25 % до 11 % годовых);

увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. тенге до 5 млн. тенге. Данная мера будет введена на определенный период времени (на 3 года);

дальнейшее снижение нормативов минимальных резервных требований с 5 % по внутренним обязательствам и 7 % по иным обязательствам до 2% как по внутренним, так и по иным обязательствам, что позволит банковской системе высвободить дополнительную ликвидность в объеме около 400 млрд. тенге (около 3,3 млрд. долларов США).

Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор.

В этой связи в Республике Казахстан разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на годы, который определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране и обеспечение необходимой основы для будущего экономического роста.

Для достижения этих целей Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций сконцентрируются на следующих пяти направлениях:

стабилизация финансового сектора;

решение проблем на рынке недвижимости;

поддержка малого и среднего бизнеса;

реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов .

Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долларов США (1200 млрд. тенге).

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

На текущий момент в экономике страны отмечается ухудшение показателей платежного баланса , возросший дефицит торгового баланса требует больших средств в иностранной валюте для финансирования, соответственно возрастает спрос и укрепление доллара США. В этом случае осложняется ситуация с нехваткой иностранной валюты, например доллара США, внутри рынка, что может спровоцировать проблемы с ликвидностью.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Мировой финансовый кризис, перешедший в открытую стадию в августе 2008 года, кардинально изменил условия функционирования экономики и финансовой системы России. В условиях ухудшения ситуации на мировых финансовых рынках усилился чистый отток частного капитала из страны: только в августе - ноябре текущего года, по предварительным оценкам, он составил порядка 100 млрд. долларов США. Снижение золотовалютных резервов за этот период превысило 140 млрд. долларов США. В таких условиях резко обострилась ситуация с ликвидностью в банковской системе, которая переросла в полноценный кризис доверия среди коммерческих банков. Возникла угроза состоятельности частных финансовых компаний, банков и нефинансовых предприятий, в значительной степени зависящих от долгового финансирования. Дополнительным дестабилизирующим ситуацию фактором явились падающие цены на энергоносители. С июля по декабрь 2008 года российская нефть подешевела на мировых рынках в 4 раза. На этом фоне капитализация российского рынка акций за несколько месяцев упала почти в 5 раз.

Системность возникших проблем требовала разработки комплексного подхода к их решению, основанного на координации действий Правительства и Банка России. Таким образом, в августе-ноябре 2008 года был осуществлен широкий комплекс мер экономической политики, направленный на сглаживание негативных последствий глобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь, на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономического развития страны.

Банк России, расширяя имеющийся инструментарий регулирования ликвидности в банковской системе, а также задействуя существующие регулятивные возможности, за последние месяцы осуществил:

Ключевыми проблемами аграрного сектора республики являются ограниченная доступность кредитных ресурсов, передовых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, слабо развитая сельскохозяйственная инфраструктура и отсутствие современных методов промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Таджикистану необходимо внедрение современных агротехнологий с использованием элитного семенного материала и химических удобрений, инновационных методов ведения агробизнеса, освоение новых площадей орошаемых земель, эффективное использование водных ресурсов, сохранение окружающей среды.

Сильные морозы и маловодье в годах, недостаточность поступления электроэнергии и природного газа из соседних государств негативно повлияли на социально-экономическое положение страны.

Правительство Республики Таджикистан в связи с этим предприняло ряд действий, направленных на недопущение углубления кризисной ситуации. В частности, в стране был введен режим жесткого ограничения подачи электроэнергии и экономии воды в водохранилищах , ограничена подача электроэнергии крупным промышленным предприятиям, а также на объекты социального назначения.

Советом национальной безопасности и обороны Украины принято Решение «О безотлагательных мерах по усилению финансово-бюджетной дисциплины и минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономку Украины», которое введено в действие Указом Президента Украины. Указанные меры предусматривают сокращение бюджетных расходов на содержание органов управления , стимулирование инвестиционных расходов, в частности, на финансирование инфраструктурных проектов, приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги к экономически обоснованному уровню, повышение прозрачности в корпоративном управлении банками , в частности, определение реальных владельцев банков и усиление их ответственности за поддержку финансовой стабильности банков, обеспечение стабильности на валютном рынке.

Кабинет Министров Украины в целях недопущения спада производства и роста безработицы принял постановление «О первоочередных мерах по стабилизации ситуации, сложившейся в горно-металлургическом и химическом комплексе», которое предусматривает введение моратория на повышение тарифов для горно-металлургических и химических предприятий на грузовые перевозки до конца текущего года, на повышение тарифов на электроэнергию и цен на коксующийся уголь; ускоренный механизм возмещения налога на добавленную стоимость для данных предприятий; установление до конца 2008 года нулевых ставок сбора в виде целевой надбавки к тарифу на природный газ.

В ноябре текущего года утверждены Порядок использования средств Стабилизационного фонда и Порядок участия государства в капитализации банков . В кратчайшие сроки были проведены переговоры с Международным валютным фондом для получения стабилизационного кредита.

Украиной подписан Меморандум об экономической и финансовой политике, разработанный Кабинетом Министров Украины и Национальным банком совместно с МВФ. Он нацелен на восстановление макроэкономической и финансовой стабильности в Украине. В первую очередь Меморандумом предусматривается необходимость решения проблем финансового сектора путем обеспечения поддержания ликвидности банков и увеличения объема гарантирования депозитов, предоставления финансовой помощи банкам, в том числе за счет бюджетных средств, решения проблем с кредитными долгами населения и субъектов предпринимательской деятельности . Все вышеперечисленное поможет адаптироваться к возможным внешним рискам (дальнейшее сокращение экспортно ориентированного производства в результате падения мирового спроса) и будет способствовать постепенному сокращению инфляции за счет адаптации макроэкономической политики . Это будет обеспечено за счет политики гибкого обменного курса; приведения доходов населения в соответствие с целевым показателем инфляции и одновременным обеспечением защиты наиболее незащищенных слоев населения; внедрения более жесткой фискальной политики и приведения цен в энергетическом секторе в соответствие с затратами.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности и минимизации возможных убытков для экономики и финансовой системы Украины от финансового кризиса принят Закон Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Нормы указанного Закона предусматривают также максимальное сохранение непрямой поддержки сельхозтоваропроизводителей за счет специальных режимов обложения налогом на добавленную стоимость , которые не противоречат требованиям ВТО. Указанное достигается путем распространения режима аккумулирования сельхозтоваропроизводителями средств налога на добавленную стоимость на все операции по реализации сельскохозяйственной продукции, включая продажу молока и мяса, на перерабатывающие предприятия.

10. Облегчить доступ банков к ресурсам центральных банков (расширение перечня предметов залога или его изъятие при кризисных ситуациях).

11. Установить максимальный уровень беззалогового доступа банков, принимая во внимание платежеспособность банка или величину его капитала.

12. После оценки потенциального спроса на ликвидность со стороны банков обсудить масштабы и механизмы возможной поддержки центральными банками и со стороны правительства каждого государства.

13. Проведение совместной фискальной политики, способствующей стимулированию спроса на внутреннем рынке.

14. Реализация приемлемых для каждого государства - участника СНГ и в целом для Содружества рекомендаций, предложенных странами – участницами саммита «Группы двадцати».

15. Воздержание от введения новых ограничений во взаимной торговле и инвестициях в течение последующих 12 месяцев.

16. Согласование подходов государств - участников СНГ к разработке и реализации мер денежно-кредитной и финансово-банковской политики:

По увеличению ликвидности кредитных организаций путем снижения нормативов обязательных резервов, повышения доступности для банков инструментов рефинансирования, включая увеличение сроков и уменьшение требований к обеспечению кредитов, повышения лимита на размещение средств бюджета на банковские депозиты и др.;

По укреплению устойчивости банковского и финансового сектора путем повышения требований к прозрачности и подотчетности кредитных организаций, а также координации политики государств-участников СНГ в сфере надзора и контроля на национальных финансовых рынках в целях защиты инвесторов и потребителей услуг, предупреждения финансовых рисков, связанных с мошенничеством и злоупотреблениями.

17. Координация политики по предупреждению банкротства кредитных организаций по следующим направлениям:

Выделение системообразующим банкам государственных финансовых средств на поддержку банковской системы путем предоставления субординированных кредитов;

Предоставление центральным банкам права компенсировать банкам часть убытков по сделкам на межбанковском рынке в результате кредитования банков, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

Предоставление права специализированным государственным структурам, занимающимся страхованием вкладов физических лиц, оказывать финансовую помощь инвесторам, приобретающим акции/доли в уставном капитале банков с наличием признаков неустойчивого финансового положения.

18. Согласование политики государств участников СНГ в области валютного регулирования .

Следует ускорить заключение Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ.

19. Создание условий для дальнейшего расширения сферы использования национальных валют государств - участников СНГ для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей .

В целях дальнейшего увеличения внешнеэкономических связей предлагается заключить двусторонние соглашения между центральными (национальными) банками государств - участников СНГ об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка в развитие Решения Совета глав правительств СНГ от 01.01.01 года о сотрудничестве и координации деятельности государств - участников СНГ в области организации интегрированного валютного рынка государств участников Содружества Независимых Государств

20. Формирование предпосылок для создания региональной резервной валюты на базе российского рубля.

Выполнение российским рублем роли региональной резервной валюты предполагает выполнение им таких функций в международном обороте, как валюта цены контрактов, средство международных расчетов, средство финансирования и инвестирования, а также средство накопления. Поэтому согласованные меры могут включать создание условий для расширения использования российского рубля в обслуживании внешнеэкономических отношений государств - участников СНГ в качестве:

а) валюты цены контрактов и средства платежа во взаимной торговле, в том числе по поставкам энергоносителей;

б) валюты предоставления кредитов и займов, финансирования инвестиционных проектов,

в) компонента международных резервов, наряду с долларом США, евро другими валютами, с учетом удельного веса Российской Федерации во взаимной внешней торговле государств - участников СНГ и доли российского рубля во взаимных расчетах .

21. Согласование мер по поддержанию экономической активности в целях преодоления негативных последствий финансового кризиса.

Данное направление совместных действий предполагает согласование подходов к внесению изменений в национальное законодательство государств-участников СНГ в целях оздоровления ситуации в финансово-банковском секторе, в отдельных отраслях экономики, стимулирования внутреннего спроса, социальной поддержки граждан.

В качестве согласованной позиции государств участников СНГ по мерам, разрабатываемым и реализуемым в рамках МВФ и других международных финансовых и нефинансовых организаций, целесообразно рассмотреть следующие меры:

22. Согласование позиции государств-участников СНГ по усилению требований к банкам при совершении кредитных сделок и к деятельности спекулятивных хедж-фондов в странах с развивающимися рынками.

Важной целью координации политики по данному направлению сотрудничества является обеспечение минимизации резких разрушительных перепадов в объемах притока и оттока спекулятивного иностранного капитала на рынки государств участников СНГ. Учитывая, что возникновению мирового финансового кризиса во многом способствовали такие факторы, как несовершенные методы управления рисками, постоянно растущий отрыв сложных и непрозрачных производных финансовых инструментов от базовых активов и связанные с этим чрезмерные заимствования для биржевых спекуляций , важно принять ограничительные меры при совершении кредитных сделок и для операций хедж-фондов, в том числе на рынках государств участников СНГ.

К числу таких мер можно отнести установление более высоких норм по размеру собственного капитала для банков при предоставлении структурированных кредитов и проведении операций по секьюритизации активов, а также для хедж-фондов, активно развивающих спекулятивную деятельность на финансовых рынках. Такие меры способствовали бы снижению волатильности притока/оттока капитала, особенно в странах с развивающимися рынками.

23. Выработка согласованных подходов государств ~ участников СНГ к реформированию мировой валютно-финансовой системы и роли Международного валютного фонда и других структур в новой финансовой архитектуре.

Признавая неадекватность новым реалиям сложившегося в последние десятилетия мирового финансово-экономического мироустройства, основанного на принципах Бреттон-Вудской валютной системы и в целях перестройки мировой валютно-финансовой архитектуры, включая реформирование международных финансовых институтов, предлагается:

Наделить Международный валютный фонд функцией надзора и контроля, прежде всего за транснациональными банками в целях создания системы раннего оповещения, позволяющей отслеживать все крупные международные сделки и появляющиеся на рынке новые производные финансовые инструменты;

Согласовать подходы государств участников СНГ по вопросу источников пополнения ресурсов МВФ с целью расширения его возможностей для поддержки государств с развивающимися рынками, наиболее пострадавших от мирового финансового кризиса;

Реформировать деятельность Форума финансовой стабильности путем расширения его состава за счет стран с развивающимися рынками и придания его деятельности нормотворческого характера, прежде всего по вопросам надзора и контроля за операциями на мировом финансовом рынке;

Согласовать позиции государств участников СНГ по вопросам перехода к многополярной мировой валютно-финансовой системе, формируемой на основе международных финансовых центров и региональных резервных валют;

Содействовать формированию внутренних и внешних условий для возобновления доступа стран с развивающимися рынками к ресурсам мирового финансового рынка на качественно новой основе, учитывая, что потоки долгосрочного частного капитала играют важную роль в достижении устойчивого экономического роста.

Каким образом разработать стратегию преодоления сопротивления изменениям? Как правило, ответить на этот вопрос непросто. Прежде всего потому, что как нет двух полностью одинаковых организаций, так не существует универсальных правил преодоления сопротивления. Многие менеджеры недооценивают не только разнообразие, с которым люди могут реагировать на изменения в организации, но и то, какое положительное влияние эти изменения могут оказывать на отдельных людей и коллективы. Однако все-таки существует ряд достаточно универсальных методов преодоления сопротивления стратегическим изменениям. Здесь мы рассмотрим две группы методов, предложенные Дж. Коттером и Л. Шлезингером.

Коттер и Шлезингер предлагают следующие методы преодоления сопротивления изменениям:

    информирование и общение;

    участие и вовлеченность;

    помощь и поддержка;

    переговоры и соглашения;

    манипуляции и кооптации;

    явное и неявное принуждение.

Ниже мы рассмотрим пути и условия успешного осуществления выделенных Дж. Коттером и Л. Шлезингером методов, однако предварительно представим результаты анализа в табл. 5.

Таблица 5. Методы преодоления сопротивления изменениям

Подход

Обычно используется в ситуациях:

Преимущества (достоинства)

Недостатки

Информирование и общение

При недостаточном объеме информации или неточной информации в анализе

Если вам удалось убедить людей, то они часто будут помогать вам при осуществлении изменений

Подход может требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей

Участие и вовлеченность

Сотрудники имеют значительные силы для сопротивления

Люди, которые принимают участие, испытывают чувство ответственности за осуществление изменения

Подход может потребовать много времени

Помощь и поддержка

Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям

Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям

Подход может быть дорогостоящим и требовать большого количества времени и тем не менее может потерпеть неудачу

Переговоры и соглашения

Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений

Иногда это является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления

Подход может стать слишком дорогостоящим, если ставит целью добиться согласия только путем переговоров

Манипуляции и кооптации

Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими

Этот подход может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления

Подход может порождать дополнительное сопротивление, если у людей поймут, что ими манипулируют

Явное и неявное принуждение

Когда необходимо быстрое осуществление изменений и когда инициаторы изменений обладают значительной силой

Этот подход отличается быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления

Рискованный способ, люди остаются недовольными инициаторами изменений

Информирование и общение. Мы уже отмечали выше, что один из наиболее распространенных путей преодоления сопротивления осуществлению стратегии заключается в предварительном информировании людей. Получение представления о предстоящих стратегических изменениях помогает осознать необходимость этих изменений и их логику. Процесс информирования может включать в себя дискуссии один на один, групповые семинары или отчеты. На практике это осуществляется, например, путем проведения семинаров менеджером для менеджеров низших уровней. Программа общения или информирования может восприниматься как наиболее подходящая, если сопротивление стратегии основывается на неверной или недостаточной информации, особенно если «стратеги» нуждаются в помощи противников стратегических изменений при осуществлении этих изменений. Эта программа требует времени и усилий, если осуществление ее связано с участием большого количества людей.

Участие и вовлеченность . Если «стратеги» вовлекают потенциальных противников стратегии на этапе планирования, то они зачастую могут избежать сопротивления. Стремясь добиться участия в осуществлении стратегических изменений, их инициаторы выслушивают мнение сотрудников, вовлеченных в эту стратегию, и впоследствии используют их советы. Исследователи обнаружили, что многие менеджеры очень серьезно относятся к вопросу участия персонала в осуществлении стратегии. Иногда это носит положительный характер, иногда - отрицательный, т. е. некоторые менеджеры считают, что всегда должны принимать участие в процессе осуществления изменений, в то время как другие считают это безусловной ошибкой. Оба отношения могут создавать ряд проблем для менеджера, так как ни одно из них не является идеальным.

Помощь и поддержка . Поддержка может осуществляться как предоставление возможности обучения новым навыкам, свободного времени служащим для обучения, просто возможности быть выслушанным и получить эмоциональную поддержку. Помощь и поддержка особенно необходимы, когда в основе сопротивления лежит страх и беспокойство. Бывалые суровые менеджеры обычно игнорируют подобные виды сопротивления, так же как и эффективность такого способа борьбы с сопротивлением. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что он требует большого количества времени, следовательно, является дорогостоящим и тем не менее зачастую терпит неудачу. Если же времени, денег и терпения просто нет, то использовать методы поддержки не имеет смысла.

Переговоры и соглашения . Еще один путь борьбы с сопротивлением заключается в предоставлении стимулов активным или потенциальным противникам изменения. Например, менеджер может предложить сотруднику более высокую заработную плату в обмен на изменение рабочего задания, он может повысить пенсию отдельному служащему взамен на более ранний срок ухода на пенсию. Переговоры особенно подходят в том случае, когда ясно, что кто-то теряет в результате изменения, и тем не менее он обладает существенной силой сопротивляться. Достижение соглашения является сравнительно легким способом избежать сильного сопротивления, хотя оно, как и многие другие способы, может быть довольно дорогостоящим. Особенно в тот момент, когда менеджер дает понять, что он готов идти на переговоры, чтобы избежать сильного сопротивления. В этом случае он может стать объектом шантажа.

Манипуляции и кооптации . В некоторых ситуациях менеджеры пытаются скрыть свои намерения от других людей, используя манипуляции. Манипуляции в данном случае подразумевают избирательное использование информации и сознательное изложение событий в определенном, выгодном для инициатора изменений порядке. Одна из наиболее распространенных форм манипуляции - кооптация. Кооптация личности подразумевает предоставление ей желаемой роли при планировании и осуществлении изменений. Кооптация коллектива подразумевает предоставление одному из его лидеров или кому-то, кого группа уважает, ключевой роли при планировании и осуществлении изменений. Это не является формой участия, потому что инициаторы изменения стараются получить не совет кооптируемых, а только их поддержку. При определенных обстоятельствах кооптация может быть относительно дешевым и легким способом достижения поддержки отдельного индивидуума или группы служащих (более дешевый способ, чем переговоры, и более быстрый, чем участие). Но он имеет ряд недостатков. Если люди чувствуют, что их просто дурачат, чтобы они не сопротивлялись изменениям, что с ними обращаются не на равных или им просто лгут, то их реакция может быть крайне отрицательной. Кроме того, кооптация может создать еще и дополнительные проблемы, если кооптированные используют свои возможности оказывать влияние на организацию и реализацию изменений путем, который не отвечает интересам организации. Другие формы манипуляции также обладают недостатками, которые могут оказаться еще более существенными. Более того, если менеджер будет и в дальнейшем пользоваться репутацией манипулятора, то он рискует потерять возможность использовать такие необходимые подходы, как образование, общение, участие, и даже может испортить свою карьеру.

Явное и неявное принуждение. Менеджеры часто преодолевают сопротивление путем принуждения. В основном они заставляют людей смиряться со стратегическими изменениями путем скрытой или явной угрозы (угрожая потерей работы, льгот, возможности продвижения и т. д.), или путем реального увольнения, или путем перевода на более низкооплачиваемую работу. Так же как и манипуляция, использование принуждения - это рискованный процесс, потому что люди всегда сопротивляются навязанному изменению. Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить стратегию, и там, где она не пользуются популярностью, независимо от того, как она осуществляется, принуждение может быть единственным вариантом для менеджера.

Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является использование только одного или ограниченного числа подходов независимо от ситуации. Это касается и сурового начальника, который часто прибегает к принуждению, и менеджера, ориентированного на своих сотрудников, который постоянно пытается привлекать и поддерживать своих людей, и начальника-циника, всегда манипулирующего своими сотрудниками, и интеллигентного менеджера, который в большой степени полагается на образование и общение, и, наконец, менеджера типа адвоката, который все время старается вести переговоры.

Хьюз выделяет восемь факторов преодоления сопротивления изменениям .

Фактор 1 : учет причин поведения личности в организации:

принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения;

демонстрировать получение ими индивидуальной выгоды от реализации стратегии.

обладание достаточными властью и влиянием.

Фактор 3: предоставление информации группе:

соответствующая информация, относящаяся к делу и достаточно важная.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений;

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5 : чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям;

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7 : поддержка изменений лидером группы:

привлечение лидера в конкретной рабочей обстановке (без отрыва от непосредственной работы).

Фактор 8 : информированность членов группы:

открытие каналов связи;

обмен объективной информацией;

знание достигнутых результатов изменения.

Рассмотрим содержание этих факторов подробнее.

Учет причин поведения личности в организации . При любых изменениях необходимо принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения. Перед тем как принять участие в процессе изменений, человек должен видеть определенный персональный выигрыш, который он получит в результате этих изменений, тогда он вряд ли будет оказывать сопротивление изменению.

Значение авторитета руководителя . Чем выше авторитет руководителя, тем больше то влияние, которое он может оказать на процесс изменений. В большинстве организаций руководитель имеет больший престиж, чем члены вверенного ему трудового коллектива, поэтому пожелания руководителя обычно являются более мощным стимулом для начала и поддержания процесса изменений, чем пожелания того или иного его подчиненного. При этом официальный лидер коллектива и реальный лидер (часто неформальный) не обязательно должны быть одним и тем же лицом. Зачастую неофициальный лидер, обладающий высоким авторитетом в трудовом коллективе, может иметь большое влияние на процесс изменений. Независимо от того, имеется ли неофициальный лидер, непосредственный руководитель имеет больше власти и влияния, чем «тренер» из службы обучения персонала.

Предоставление информации группе . В группе может возникнуть осознанное стремление к изменениям, если ей предоставляется информация о том, как будет действовать группа в процессе изменений, в чем ее задача, как изменится ее работа и т. п., особенно если эти данные объективны и в них содержится новая информация, дополняющая уже имеющуюся. Относящаяся к изменениям информация, сосредоточенная в какой-либо одной организации или группе, имеет большее влияние, чем общая информация о деятельности отдельных людей. Чем в большей степени информация централизована, доступна, значима и связана с проблемой, тем больше возможностей для успешного проведения изменений. Например, информация, полученная с помощью анкетирования, при правильном использовании может принести больше пользы для конкретного трудового коллектива, чем общие данные о намерениях.

Достижение общего понимания . Сильное стремление к изменениям может быть вызвано достижением общего понимания всеми членами группы необходимости изменений, при этом инициатива, направленная на стимулирование изменений, будет исходить от самой группы. Для этого сотрудники должны знать, с какими проблемами реально столкнулась организация, какие пути для решения этих проблем выбраны. Факты, добытые отдельными сотрудниками или группами, либо участие этих сотрудников или групп в планировании, а также в сборе, анализе и интерпретации данных оказывают существенное влияние на процесс изменений. Информация, полученная одним из членов группы сотрудников, более понятна, более приемлема и имеет больше шансов быть использованной, чем та, которая предоставлена «внешним экспертом». В частности, участие в анализе и трактовке данных позволяет уменьшить или исключить противодействие, возникающее из-за слишком медленного или слишком быстрого хода дела. Если данные должны стать фактической основой для проведения изменений, они должны быть правильно поданы и восприняты. Все дело в принципиальном отличии ситуации, когда приглашается независимая консалтинговая фирма, которая проводит исследование и готовит отчет, от ситуации, когда исследование проводится своими силами при содействии независимых экспертов.

Чувство принадлежности к группе . Сила противодействия изменениям снижается, когда сотрудники, которые должны испытать это изменение на себе, и те, кто пытается оказать влияние на ход изменений, ощущают себя принадлежащими к одной и той же группе. Изменение, которое исходит изнутри, выглядит гораздо менее угрожающим и вызывает меньшее противодействие, нежели изменение, которое навязывается извне. Степень участия в изменениях может быть различной. Наибольшая степень участия (обычно наиболее эффективная) характеризуется участием всех членов группы. Следующая степень участия соответствует участию отдельных членов группы. Наименьшая степень подразумевает участие только руководителя. Это не обязательно усиливает положительное отношение к изменениям, но существенно уменьшает открытое сопротивление.

Авторитет группы для ее членов . Чем более авторитетна группа для своих членов, тем большее влияние она может на них оказать. Группа является привлекательной для своих членов в той мере, в какой она удовлетворяет их потребности. Это влечет за собой готовность каждого члена группы к тому, что на него будет оказано влияние со стороны других членов, и усиление стимулов к сплоченности группы, если это для нее важно. В том, что касается изменений, сплоченность группы может способствовать как снижению, так и усилению сопротивления, в зависимости от того, полезными или вредными считает группа эти изменения.

Поддержка изменений лидером группы . Группа, которая сохраняет психологическую значимость для отдельных ее членов, имеет большее влияние, чем группа, членство в которой кратковременно. Процесс изменения, который включает в себя объединение отдельных руководителей во временные группы с отрывом от основной работы, менее эффективен в случае длительных изменений, чем процесс изменения, в котором руководители участвуют без отрыва от конкретной рабочей обстановки.

Информированность членов группы . Информация, относящаяся к необходимости изменений, планам изменений и их последствиям, должна быть доведена до сведения всех членов группы, кого она касается. Этот принцип можно сформулировать и так: процесс изменения требует целенаправленного и продуманного открытия каналов общения. Блокировка этих каналов обычно ведет к недоверию и враждебности. В частности, объективная информация о масштабах и направленности изменений (знание результатов) облегчает дальнейшие изменения, так как люди представляют, что их ждет в результате реализации стратегии. Процессы изменений, обеспечивающие конкретную информацию о достигнутом к данному моменту прогрессе и дающие критерии, по которым можно оценить имеющиеся улучшения, приводят к большему успеху при организации изменений и поддержании их хода, чем процессы, которые не дают такой конкретной информации и не имеют обратной связи.

Успешная реализация стратегии в организации всегда характеризуется умелым применением целого ряда перечисленных подходов, часто в самых различных сочетаниях. Однако успешное осуществление характеризуется двумя особенностями: менеджеры используют эти подходы с учетом их достоинств и недостатков и реалистично оценивают ситуацию.

Ключевые вопросы:

Перечислите основные методы снижения сопротивления по Коттеру и Шлезингеру.

Перечислите факторы преодоления сопротивления по Хьюзу и поясните.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Дефицит фед-го бюджета утверждается фед. законом о фед. бюджете на очередной фин. год и плановый период

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступат ь:

· Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

· Сокращение доходов гос бюджета в период эк-о кризиса.

· Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

· Неэффективность фин-й системы государства.

· Рост социальных программ, не обеспеченных фин-ми ресурсами.

· Коррупция в госу-м секторе.

· Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на фин-й год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Временный дефицит может длиться в течение недолгого срока. Он является не столь опасным для эк-ки и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым , то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:



циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по преодолению

Мировая практика знает четыре главных способа решения проблемы дефицита:
– сокращение бюджетных расходов;

– отыскание источников дополнительных доходов;

– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;

– заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по гос-м цен. бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для эк-ки гос-ва, приводит к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, эк-му спаду. Помимо этого, в условиях инфляции гос-во вынуждено каждый новый выпуск гос-х цен.бумаг обуславливать более высокой %-й ставкой, а также вводить цен.бумаги с плавающей % ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение доп-х налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части эк-ки в теневой сектор. Т.о, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.



Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, используются такие меры, которые с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов гос-ва. К ним так же относятся: a) повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей эк-и, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет; b) изменение направлений гос-х инвестиций в отрасли эк-ки с целью значительного повышения фин-ой отдачи бюджетных средств; c) привлечение в страну ин-го капитала; c) расширение базы для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

33. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТОВ .

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представит-й) власти в законе о бюджете на очередной фин. год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение БР долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муницип-х образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования деф-та бюджета.

Источниками финанс-я деф-та феде-го бюджета явл:

1) внутренние источники в след-х формах: кредиты, полученные РФ от КО в валюте РФ;  гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж.системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности; сумма превышения доходов над расходами по гос запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств фед бюджета;

2)внешние источники в след формах: гос займы, осуществляемые в ин валюте путем выпуска цб от имени РФ; кредиты правительств иностр-х государств, банков и фирм, международных фин-х организаций, предоставленные в ин валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах: гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж-й системы РФ; кредиты, полученные от КО; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности субъекта РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в след-х формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муницип-х цб от имени муниц-го образования; кредиты, полученные от КО; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюд. системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муницип-й собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования бюджетных дефицитов стал гос. кредит. Под гос кредитом понимается вся совокупность финансово-эк-х отношений, при которых гос-во выступает в качестве заемщика.

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении гос расходов, например, на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года. Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

Какие экономические меры используются в настоящее время для снижения долговой нагрузки на экономику и вместе с тем - в целях повышения потенциала экономического роста? В области макроэкономической политики - это прежде всего сокращение дефицита государственного бюджета средствами ограничительной налогово-бюджетной политики. В средне- и долгосрочной перспективе такие меры позволят уменьшить темпы роста государственного долга и даже снизить его уровень. Развитые государства - ведущие должники в мировом хозяйстве - в настоящее время проводят политику так называемой бюджетной корректировки (бюджетной консолидации), в соответствии с которой реализуется сокращение бюджетного дефицита на величину порядка 1% ВВП в год. Это позволит достичь в среднесрочной перспективе компромисса между восстановлением бюджетной устойчивости и стимулированием экономического роста. Так, в Испании и Италии в течение ближайших лет будут продолжены значительные сокращения дефицита государственного бюджета для восстановления доверия мировых финансовых рынков. Отличительной особенностью программ снижения бюджетного дефицита в Греции, Ирландии и Португалии является их поддержка кредитами ЕС, МВФ и Европейского ЦБ (так называемой «тройки» кредиторов). В США администрация Б. Обамы в 2011 г. приняла план по сокращению дефицита государственного бюджета до 2020 г. на общую сумму 3,8 трлн долл, (до 2,2% ВВП).

В то же время в краткосрочном плане сокращение государственных расходов в целях оздоровления государственных финансов оказывает скорее дестимулирующее воздействие на экономический рост. Это можно утверждать и в отношении повышения налогов, которое может сопровождаться снижением налоговой базы. В современной мировой экономике примером опасности такого рода явилась угроза так называемого «фискального обрыва» в США в начале 2013 г. Его причиной послужило совпадение по времени двух факторов, имеющих однонаправленное воздействие на бюджет: истечение срока налоговых льгот и сокращение бюджетных расходов на социальные нужды. В результате крупнейшая экономика мира оказалась на грани рецессии.

Известным в мировой практике способом облегчения долгового бремени является девальвация национальной валюты. В условиях плавающего обменного курса или в рамках участия той или иной страны в интеграционном объединении по типу валютной зоны (например, в «зоне евро») возможности обесценения национальной валюты ограничены. Тем не менее «валютные войны» с целью обесценения национальных денежных единиц и увеличения за счет этого объема экспорта стали распространенным явлением в международных валютно-финансовых отношениях.

Некоторые развитые страны, например США, Великобритания (с 2010 г.), государства - члены «зоны евро» (с ноября 2012 г.), Япония (с апреля 2013 г.) используют в настоящее время другой метод поддержания доходности государственных долговых бумаг, обеспечения ликвидности и платежеспособности обремененной долгами экономики, некоторого облегчения национальной валюты и стимулировании спроса. Эти цели достигаются путем эмиссии доллара, евро и других валют монетарными властями названных выше стран в обмен на выкуп с рынка государственных ценных бумаг в условиях крайне низких, практически нулевых процентных ставок. В масштабе мировой экономики это, пожалуй, первый случай широкого использования нетрадиционных методов при проведении стимулирующей кредитно-денежной политики.

Первой такую политику начала проводить Федеральная резервная система США в рамках программы так называемого «количественного смягчения» (англ, quantitative easing , QE). По итогам первого и второго раундов количественного смягчения (ноябрь 2008 г. - середина 2011 г.) Федеральная резервная система выкупила облигаций на сумму свыше 2 трлн долл. В отличие от предыдущих, третий раунд «количественного смягчения» (QE3 ), начавшийся в сентябре 2012 г., является бессрочным. В его рамках Федеральная резервная система ежемесячно выкупает государственные и ипотечные облигации на 85 млрд долл. Сигналом к сворачиванию этой политики является снижение уровня безработицы в стране до 7% (при более чем 12% в посткризисный период).

Какова же эффективность политики «количественного смягчения» в США? По состоянию на май 2013 г., можно констатировать следующие положительные эффекты: снижение доходности по 10-летним казначейским облигациям (англ, treasury notes), т.е. повышение цены государственного долга, преодоление дефляции, поддержание невысоких, но все же положительных темпов роста экономики (на уровне 1,5-2%), обеспечение достаточной ликвидности в банковской системе и на финансовых рынках, некоторое снижение курса доллара. Однако спрос в экономике по-прежнему невелик, уровень безработицы стабильно высок, долг растет неснижающимися темпами. Главным же бенефициаром неограниченного вливания ликвидности в финансовую систему стали мировые рынки нефти, газа, золота, а также акционерного капитала. Так, фондовый индекс S&P 500 с 2009 до конца 2013 г. вырос почти на 150%. Перенасыщение экономики США ликвидностью повышает риск надувания «пузырей» на финансовых рынках и возможного обесценения долга.

Существуют и институциональные меры урегулирования долговых проблем. Во многих странах мира, в том числе США, это законодательное установление предельно допустимого уровня государственного долга в абсолютном выражении. Следует отметить, что конгресс США вынужден периодически повышать потолок федерального долга. В середине октября 2013 г. очередное повышение стало 79-м по счету случаем за последние

53 года. Однако законодательное ограничение госзаимствований не может сдержать их растущее накопление и расходы на обслуживание. К концу 2013 г. государственный долг США превысил 17 трлн долл, (мировой рекорд в абсолютном выражении), что больше ВВП страны на 7,6%. В расчете на душу населения это порядка 54 тыс. долл. При этом совокупная задолженность страны, в которую также входят долги штатов, муниципалитетов, компаний и домохозяйств, оценивается более чем в 60 трлн долл., что уже сопоставимо с величиной мирового ВВП, а в подушевом исчислении составляет почти 190 тыс. долл.

Среди других мероприятий институционального характера в сфере регулирования долговых отношений следует выделить огосударствление банков, как правило, крупнейших из проблемных, в целях предотвращения угрозы перерастания банковского кризиса в долговой. Такие действия практиковали на рубеже последних десятилетий правительственные органы Великобритании, Испании, Исландии.

К группе институциональных мер относятся и специально создаваемые с определенной целью финансовые учреждения. Например, в 2010 г. были основаны Европейский фонд финансовой стабильности и Европейский механизм финансовой стабилизации как инструменты реагирования на острую фазу долгового кризиса в ЕС. Призванные оказывать содействие странам ЕС, испытывающим трудности с обслуживанием государственного долга, созданные учреждения при соучастии МВФ оказывали финансовую помощь Греции (164 млрд евро), Ирландии (85 млрд евро) и Португалии (78 млрд евро) - странам, наиболее пострадавшим от долгового кризиса. Эти средства выделяются отдельными траншами по мере необходимости и с учетом выполнения странами-заемщиками согласованных программ бюджетной экономии.

В конце 2012 г. оба учреждения были заменены новым - Европейским стабилизационным механизмом (ЕСМ) с капиталом 700 млрд евро. Он является самостоятельной организацией, цель которой - оказание помощи странам «зоны евро» путем выкупа их государственных облигаций. Воспользоваться средствами этой финансовой организации могут только государства, которые ратифицируют подписанный в марте 2012 г. Договор о стабильности, сотрудничестве и управлении стран ЭВС. Согласно этому договору, создаются обязательные нормативы снижения государственного долга тех стран-членов, у которых он превышает 60% ВВП; учреждается процедура контроля над дефицитом бюджета; предполагается контроль органов ЕС над бюджетной политикой проблемных стран и жесткие санкции за нарушение взятых ими обязательств. Таким образом, оказание финансового содействия со стороны ЕСМ строго обусловлено выполнением норм и правил бюджетной дисциплины, принятых странами при вступлении в «зону евро».

В заключение необходимо отметить особенности протекания долгового кризиса в «зоне евро», поскольку именно этот регион является воплощением современных долговых проблем развитых стран. Европейский континент наиболее полно демонстрирует переход банковского кризиса в долговой. Это связано с тем, что главным источником финансирования бизнеса в Европе является, в отличие от США, банковская система. Ее активы превышают ВВП «зоны евро» в 2,7 раза, в то время как в США они равновелики ВВП. Обратная ситуация характерна для глубины финансового рынка: 37% в «зоне евро» и 82% в США. Примером перерастания банковского кризиса в «зоне евро» в долговой являются Ирландия, Португалия, Испания, Кипр. Урегулирование кризисных ситуаций в экономиках первых трех из этих стран производилось преимущественно за счет использования традиционных каналов получения финансовой помощи от стабилизационных фондов ЕС, МВФ и Европейского центрального банка («тройки» кредиторов). Особенностью преодоления финансового кризиса на Кипре выступает обусловленность получения им финансовой помощи изъятиями с банковских вкладов (так называемой «стрижкой» депозитов) и ограничительными мерами валютного контроля (введением лимита трансграничных операций). Общим для всех этих стран является сопутствующий рост государственного долга и ухудшение его обслуживания.

Практически все государства - члены «зоны евро» в той или иной степени оказались пораженными долговым кризисом, и это обстоятельство, как уже отмечалось, отразилось на качестве их суверенных кредитных рейтингов. Произошедшее расползание долгового кризиса поразило в первую очередь так называемые периферийные страны «зоны евро» - группу PIIGS в составе Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании (см. долговые позиции стран этой группы на рис. 34.1). Под угрозой были не только национальные финансовые системы, но и единство ЕС и стабильность единой европейской валюты. В эпицентре же долгового кризиса оказалась в 2010 г. Греция с объемом государственного долга в размере 300 млрд евро, из которых 23 млрд были краткосрочными обязательствами. Обслуживание этой категории долга не представлялось возможным при дефиците государственного бюджета страны, превышавшем в 2009-2010 гг. 10% ВВП.

Следует отметить, что платежеспособность стран «зоны евро» осложнена отрицательной экономической активностью в этом регионе. В отличие от США, которые ощутили спад экономической динамики лишь в течение одного посткризисного 2009 г., «зона евро» не подавала сигналы о выходе из рецессии до середины 2013 г. Политика количественного смягчения Европейского ЦБ и бюджетной консолидации пока не увенчалась успехом. Это обстоятельство способствует утяжелению бремени долга государств «зоны евро» и значительно осложняет его обслуживание.

Можно сделать вывод о том, что глобальный долговой кризис сформировал один из полюсов в системе рисков, с которыми сопряжено развитие мировой экономики. Поэтому мониторинг и решение долговых проблем рассматривается международным сообществом как важный фактор поддержания стабильности мировой валютной и финансовой системы. Вопросы управления долгом становятся одним из центральных пунктов повестки дня как правительственных органов и бизнес-сообщества, так и в деятельности международных организаций.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования