Could have время. Модальный глагол can, could, be able to в английском языке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Модальные глаголы являются новым понятием для русскоговорящего и, начиная их изучение, вам следует прояснить для себя, что это за тип слов и чем они отличаются от обычных глаголов:

Это небольшая группа слов, которые не обозначают действие, а только возможность, допустимость, вероятность или необходимость совершения какого-либо действия

Действие :
Она пишет стихотворения. — She writes poems .

Вероятность действия :
Она может писать стихотворения. — She can write poems . Модальные глаголы выражают не действие, а возможность действия

  1. Модальный глагол стоит перед смысловым и в совокупности с ним образуют сложное глагольное сказуемое.
    • He must work a lot if he wants to become a good specialist. — Он должен много работать, если он хочет стать хорошим специалистом
  2. Глагол, стоящий после модального, всегда в инфинитивной форме, но в большинстве случаев без инфинитивной частицы -to
    • You may take my laptop. — Ты можешь взять мой ноутбук
  3. Они не нуждаются в отрицательных и вопросительных типах предложении во вспомогательном глаголе. Отрицание и вопрос строятся в помощью самих модальных слов .
    • May I take your copybook? — Могу я взять твою тетрадь ?
      Yes, you may.- Да, можешь
    • I can not translate these quotations into English. — Я не могу перевести эти выражения на английский язык
  4. В Present Simple tense (настоящем простом времени) в третьем лице они не имеют типичного окончания -s .
    • She must make a choice. -
    • Она должна сделать выбор

Что выбрать — may или can?

Тему модальных глаголов нельзя назвать трудной, однако среди них встречаются пары слов с «одинаковым» переводом на русский язык. Такие пары слов, конечно же, имеют в английском языке определенные смысловые оттенки, которые и определяют их употребление. Сегодня мы рассмотрим одну из таких затруднительных пар глаголов:
may — can мочь

Употребление can или may очень часто является для новичков трудностью, хотя их перевод, казалось бы, ничем не отличается. Однако, думаю, изучив эту таблицу, вы поймёте, что есть четкие различия между ними, которые не так уж и сложно запомнить. Почему так важно разобраться с этим? Потому, что именно can и may являются одними из самых часто употребляемыми в английском языке.

Модальный глагол can — выражает способность умственную либо физическую. Показывает на то, что действующее лицо имеет силы выполнить действие

  • I can read in Russian, Bulgarian and French. — Я могу читать на русском, болгарском и французском языках
  • I can work 10 hours a day, but I am very tried at the end of the working day. - Я могу работать по 10 часов в сутки, но я очень устаю к концу рабочего дня

Модальный глагол may — выражает чье-либо одобрение или разрешение выполнить действие. Указывает на то, что субъект получил возможность сделать что-то


Модальные глаголы can и may имеют разные смысловые оттенки
  • He may use this desk when he prepare his homework. — Он может пользоваться этим столом, когда будет выполнять домашнее задание
  • Granny, you got a letter. May I read it to you? — Бабушка, ты получила письмо. Могу я прочитать тебе его?

Применение can и may в неформальной речи

То, что было сказано выше, является «нерушимым» правилом употребления can и may в стандартном английском языке. А вот то, что мы наблюдаем в неформальном, разговорном английском несколько отличается — модальный глагол can вытесняет may из употребления.

Так, спрашивая разрешение, ребенок не употребляет may , как следовало бы:

Mom, can I play in the yard? — Мам, можно я поиграю во дворе?
Yes, you can. — Да.

При этом даже взрослые, зная правила и смысловые тонкости этих слов, все равно ими пренебрегают, считая модальный глагол may слишком чопорным. Рассказав о данном феномене в современном разговорном английском, я ни в коем случае не призываю вас говорить также — наоборот, моим советом будет все же правильное использование данных слов в соответствующих ситуациях.

Видео: Какая разница между Can и May?

Can и его прошедшая форма could – практически самый самый часто употребляемый модальный. Он встречается и в литературе, и в масс-медиа, и в разговорной речи. Если сравнить частоту употребления can и could, становится понятно, что can встречается намного чаще. Это связано с тем, что в разговорной речи и литературе события происходят преимущественно в настоящем времени, а значит в значении физической возможности будет употребляться именно can. Рассмотрим грамматические особенности этих модальных глаголов и особенности их употребления.

Грамматические особенности can и could

Как и большинство модальных, can/could употребляются без частички to после них, то есть, с так называемым «голым » или bare infinitive. Употребление to после этих модальных - одна из самых грубых и карикатурных ошибок. Это равнозначно предложению «he haves” вместо грамматически правильного “ ”. Модальных, которые после себя требуют частичку инфинитива, не так много и их можно легко запомнить. Согласно же общему правилу, to после модальных глаголов не ставится:

  • I can do this of course, but you should be careful and take care of yourself — Конечно же, я могу это сделать, но тебе следует быть аккуратным и самому о себе заботиться.
  • Who can translate this text into Spanish? — I can, I am a translator but with little practice. — Кто может перевести этот текст на испанский? — Я могу, я переводчик, но у меня мало опыта.
  • Could you help me with this luggage? It’s too heavy and I have just had a surgery and not allowed to lift heavy things – Не могли бы вы помочь мне с багажом? Он очень тяжелый. А я только недавно после операции и мне нельзя поднимать тяжести.

Во всех трех примерах видно, что после can/could идет сразу глагол без частицы инфинитива.

Следующая особенность, больше относящаяся к can, в том, что этот глагол имеет форму прошедшего времени - could. Она используется не только непосредственно в прошедшем времени, но и в предложениях с согласованием речи, а также в условных предложениях.

  • I could do it when I was younger, but I am not twenty now and even not thirty, you should admit. — Я мог сделать это, когда был моложе. Но мне уже не двадцать, и даже не тридцать, как ты, должно быть, заметил.

В данном случае говорящий относит свою речь к прошлому, когда он мог совершить определенное действие. Здесь мы просто используем could в основном значении — физическая возможность что-то сделать в прошедшем времени и ничего более.

  • The doctor said that they could swim if they want to but not for long distances – Доктор сказал, что им можно плавать, если они хотят, но при этом надо избегать длинных дистанций.

Здесь - предложение, которое, очевидно, было переведено из прямой речи в косвенную. По правилу согласования времени can должен был перейти в прошедшее время, а именно - стать could из-за того, что в первой части предложения есть said – указатель на необходимость согласования.

В вопросительных и отрицательных предложениях can/could используются без вспомогательных глаголов и сами занимают их место в предложениях:

  • Can we get out of here? I don’t like this place, I am scared and I don;t believe this woman, she looks strange – Мы можем отсюда убраться? Мне не нравится это место, мне страшно и я не доверяю этой женщине. Она выглядит странно.
  • I can’t tell you the truth just because I don’t know all the details, I am not the person to be asked for truth in this matter – Я не могу сказать тебе правду, так как не знаю всех деталей. Я - не тот человек, которого нужно спрашивать о правде, касающейся этой ситуации.

В первом предложении в вопросе can занял место вспомогательно глагола в общем вопросе. А во втором случае он же стоит там, где по смыслу должен быть вспомогательный с отрицательной частицей not. Это - отражения истории развития модальных, когда вспомогательные глаголы еще не появились в том виде, как мы их знаем, а модальные уже существовали и использовались. Для того, чтобы подчеркнуть особый статус большинства модальных, позднее их начали употреблять без вспомогательных глаголов.

Can не имеет формы будущего времени. Это значит, что для обозначения возможности в будущем используется эквивалент to be able to:

  • I will be able to read this book in English in a year I suppose – Я думаю, я смогу прочитать эту книгу на английской.

Также модальные can/could не меняются по лицам. То есть, у них употребляется только одна форма:

  • We can sing, she can sing, but you – you can’t at all – Мы умеем петь, она умеет петь, а ты - ты не умеешь вообще.

Использование can/could в разных ситуациях

Как было сказано выше, can, по основному правилу, обозначает физическую или ментальную способность что-то сделать. То есть, это то, что человек может сделать, опираясь на свои собственные силы и навыки. Лучше всего это правило иллюстрируют именно случаи для обозначения физической возможности:

  • I can swim well, don’t be afraid – Я умею плавать, не волнуйся.

Второй случай - общая возможность или вероятность, что-то такое, что легко предположить из имеющихся фактов.

  • She can be there, it’s quite her style – to vanish in some hidden nook for a couple of days – Она может быть там, это похоже на нее - исчезнуть на пару дней и засесть в каком-то укромном уголке.

Третий - не конкретная, а теоретическая возможность. Предложения этого типа знакомы всем еще со школьной программы:

  • You can see a lot of pictures in the museum – В музее можно увидеть множество картин.

Часто can используется в вопросах, выражающих просьбу. К слову, в отрицаниях, которые значат отказ, используется только can, что видно из следующего примера:

  • Can I come in? — No, you can’t, I am too busy. — Можно войти? — Нет, нельзя, я очень занят.

У can есть эквивалент - may. Но даже на вопрос, который начинается с may в ответе все равно будет can’t. Такой вопрос более формальный и вежливый, чем вариант с can.

  • May I take this cake? — No, you can’t. It’s for guests. — Могу я взять тортик? — Нет, не можешь, это для гостей.

Could, в отличие от can, используется либо как более вежливый вариант, либо для выражения действия в прошлом. Для обозначения упрека используется could + have +V3:

  • Look what you did! You could have been more careful! — Посмотри, что ты наделал! Ты мог бы быть поаккуратнее!

Не can climb any tree.
Он может взобраться на любое дерево.

После сочетания be able следует инфинитив с частицей to.

He is able to climb any tree.
Он может (он в состоянии) взобраться на любое дерево.

Формы:

CAN употребляется во всех лицах в настоящем времени в форме can + Indefinite Infinitive и соотносит действие с настоящим или будущим.

COULD употребляется в прошедшем времени в форме could + Indefinite Infinitive и в условных предложениях.

Отрицательная форма: cannot (can’t), could not (couldn’t). (Отрицание not с глаголом can пишется слитно.)

Вопросительная форма: can I?, could I? и т. д.

Вопросительно-отрицательная форма: can I not (can’t I)?, could I not (couldn’t I)? и т. д.

To be able (to) - эквивалент глагола Can

Отрицательная форма: I am not able (I’m not able), he is not able (he’s not able) и т.д.

Вопросительная форма: Am I able? Is he able? Are you able? и т. д.

Вопросительно-отрицательная форма: Am I not able? Aren’t I able? (ain’t I able — разговорный вариант ) Is he not able? (isn’t he able?)и т. д.

Употребление can и его эквивалента be able (to)

1. Can и be able (to) употребляются для выражения физической возможности или способности совершить действие.

ЗАМЕТЬТЕ при этом, что модальный глагол can означает возможность совершения действия вообще, обычно, постоянно, a to be able (to) - возможность совершения действия для единичного, конкретного случая. Например:

Can you skate?
Вы катаетесь на коньках? (Вы умеете (вообще ) кататься на коньках?)

Are you able to skate?
Ты в состоянии кататься на коньках (т. е. встать на коньки после падения, травмы и т. д. )?

I can swim across this river.
Я могу переплыть эту реку (вообще).

I am able to swim across this river.
Я в состоянии переплыть эту реку (сейчас, когда необходимо).

Could you speak English last year?
Вы могли говорить по-английски в прошлом году?

He wasn’t able to come yesterday because he had no time.
Он не мог прийти вчера, так как у него не было времени.

Can употребляется для выражения возможности, обусловленной чем-либо (состоянием чего-либо, обстоятельствами и т. д.).

You can ski on the hills. (There is enough snow.)
Ты можешь кататься (ходить) на лыжах на горках. (Уже достаточно много снега.)

We couldn’t bathe there. (The river was very deep.)
Мы не могли там купаться. (Река была очень глубокая.)

Dad, can I change my job?
Отец, можно мне поменять работу?

Форма could для выражения вежливой формы может заменить в предложении слово please (пожалуйста).

Could you bring a piece of chalk?
Не могли бы вы принести кусок мела? (Принесите, пожалуйста, кусок мела.)

Granny, could I taste your pudding?
Бабушка, можно попробовать твой пирог?

НО: Если хотят подчеркнуть особое значение разрешаемого действия, используется to allow в страдательном залоге - to be allowed .

Each child was allowed to take any book home. Mary chose «Robinson Crusoe».
Каждому ребёнку разрешалось взять домой любую книгу. Мери выбрала «Робинзона Крузо».

Заметьте:
1. Could можно употреблять в значении настоящего времени, если подразумевается условие.

Could you get another job? Можешь ли ты найти другую работу (если ушёл с этой)?
I could get you a ticket if you want one. Я могу достать тебе билет, если ты хочешь.

2. Can и could в сочетании с глаголами to see, to hear, to smell, to test и другими, выражающими чувство восприятия, на русский язык обычно не переводятся.

Can you see that hill in the picture? Видите этот холм на картине?
Can you hear the baby’s crying (weeping)?
Вы слышите плач ребёнка?

4. Could + Perfect Infinitive употребляется для выражения способности, возможности произвести действие в прошлом. При этом выражается два значения - действие либо не выполнено, либо неизвестно, выполнено оно или нет, т.е. выражается сомнение. В отрицательных предложениях выражается невероятность совершения действия.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Какие разделы входят в состав возрастной психологии Какие разделы входят в состав возрастной психологии Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Адвокат Соколовского о Тинькове и «Немагии»: «Все это напоминает ситуацию с моим подзащитным Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5