Образ революции в поэме 12 блока. Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Долгое время советские идеологи хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А.Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка во что-то лучшее и более справедливое.
Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков, которые проходят по городу, где царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку и они сами являются частью этого Хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они сами порождены Хаосом и сеют его везде, куда бы они не пошли. Мир, само бытие рушиться, и символ этого всеобщего разрушения - ветер:

Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал - пожар, то, после чего уже не останется ничего старого: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».
В центре поэмы - «частная» судьба Петрухи, попавшего в катаклизмы истории. Он оказался в положении личности, вынужденной объединить в себе интересы общие и личные. Без перерождения красногвардейцев не может победить революция. Но и человек не может найти себя без участия в борьбе со старым миром.
В Петьке, как и в остальных красногвардейцах, поэт подчеркивает разбойное начало: «бубновый туз» - знак каторжника. Переплавка Петьке необходима, возможно, но сложна. Герой переживает серьезные испытания. Возлюбленная Петьки, девушка Катька «Мертва, мертва! // Простреленная голова!» Гибнет Катька. Неважно, кто она. Главное, что прежде всего это женщина, единственное в поэзии Блока начало, способное к перерождению.
Блок показывает революционную стихию как
бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. Поэт изображает глубокую боль Петрухи. Личное и общественное приходят в болезненное столкновение. Для Блока преодоление этого - залог успеха нового мира. Сначала рождается реакция страшной мести:
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Жажда мести пока владеет и всеми красногвардейцами. Поэтому революционный поток похож на циклон, в центре которого едва может устоять человек:
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер! На всем божьем свете!
«Ветер хлесткий» - это символ революции, ее активного начала, сметающего старый мир. Ветер хлещет барыню в каракуле, попа, писателя, но одновременно
Рвет, мнет и косит //Большой плакат: // «Вся власть Учредительному собранию!»
В десятой главе вместо ветра изображается вьюга. Природа - не союзник гвардейцам. Движение героев - это и преодоление стихии:
Разыгралась что-то вьюга.
Ой, вьюга, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
И вьюга пылит им в очи!
Стена вьюги отделяет Христа от двенадцати.
Герои поэмы - дети стихии, ее порождение и воплощение. Но вьюга обернулась свей разрушительной стороной. В ней не оказалось созидательного, преобразующего. Преодолевая стихию, двенадцать преодолевают самих себя.
Уже не Катьке с Ванькой противостоят герои поэмы, а всему старому миру, и именно это обстоятельство оказывается решающим фактором в процессе их духовного перерождения:
Стоит буржуй, как пес голодный, //Стоит безмолвный, как
вопрос, //И старый мир, как пес безродный, //Стоит за ним,
поджавши хвост.
Виноват в «крови» старый мир, оказавшийся неспособным привить людям навыки гуманизма. Это реальное движение революции в истории. Ветер как символ революции снова появляется в последней главе:
Это - ветер с красным флагом //Разыгрался впереди... //В белом венчике из роз - //Впереди - Иисус Христос.
Христос стал вестником нового мира, построенного на основе равенства, братства, свободы. Одновременно -выразителем чистоты, святости и страдания во имя будущего. Блок воплотил в этом образе духовное перерождение мира и личности.
Путь истории противоречив. Поэма построена на контрастах цвета: «черное» - «белое». Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное отношение к нему. Нарисованная в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несовместимого. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. Конфликт поэты стоится на противопоставлении двух начал - светлого, гармоничного, которое Блок видит «впереди», и темного, прошлого, олицетворением которого служит «старый мир». Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость «провести» своих героев сквозь ветра и вьюги, показать настоящее лицо революции, каким бы жестоким оно не оказалось. Но, читая поэму, мы верим в то, что кровь окупится будущей светлой жизнью.

    В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока - художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, - явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота,...

    В поэме изображен Петроград в начале января 1918 года, то есть в те дни, когда и писалось произведение. Бушует метель - символ революции. Образ ветра, бури, стужи - это излюбленный образ Блока, к которому он обычно прибегал, когда стремился передать...

    «Сегодня я – гений» – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его поэма «Двенадцать». Поэт давно уже высказал убеждение, что «гений прежде всего – народен». Создав «Двенадцать», он почувствовал, что написал нечто от лица народа, во имя народа и для...

    Блоку - верьте. Это настоящий - волею божией - поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очеред- ного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного...

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» является ключевой. Поэт написал свое сочинение через год после февральских событий 1917 года и через несколько месяцев после октябрьского переворота. Текст по форме напоминает народную песню, частушки, присказки, однако традиционную композицию автор наполнил новым философским смыслом, отразившим его собственное видение тех страшных событий, очевидцем которых он стал.

Символы природы

Главный образ, выведенный в произведении, - это ветер, который сметает все на своем пути. Именно описанием снежной вьюги и пурги начинает поэт свое повествование. в котором смешались черные краски приближающейся ночи и белые - снега, олицетворяет мятежную бурю, которая разгорелась не только в городе, но и в душах людей. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» в начале представлена в образах природы, причем автор выбирает наиболее драматические стихии: ветер, снежный буран, затянутое облаками небо.

Вещественные образы

Помимо этого, он прибег и к материальным образам, изображая плакаты, флаги с революционными лозунгами, которые развеваются в Петрограде как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и тщетность этой суеты: рядом с этими плакатами мечутся простые люди, вроде бедной старушки, которая не понимает происходящего.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» носит двойственный характер. С одной стороны, автор принимает народную стихию и своим поэтическим чутьем как бы прислушивается к музыке мятежа. Но с другой, он ужасается безраздельному разгулу страстей, беззакония, символом чего выступают черные ремни винтовок, на которые автор постоянно обращает внимание.

Герои

Но в центре повествования, разумеется, остаются люди - двенадцать красногвардейцев, которые несут службу в городе в Они чувствуют себя хозяевами в этом новом мире и полагают, что им все дозволено. Кульминацией и апогеем данного разгула стало убийство одним из них своей бывшей возлюбленной Катьки.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» проявляется в первую очередь через конкретные человеческие судьбы. Поначалу убийца, молодой парень, искренне сожалеет о содеянном: он говорит о своей любви к девушке и злится на себя за свою ревность. Тем самым автор хотел показать, что совесть в людях все-таки осталась, несмотря на все ужасы военного времени. Однако хуже всего то, что его товарищи стыдят его, утверждая, что время оправдывает любое беззаконие. Таким образом, поэт чутко уловил новое веяние своего времени, когда многих охватило чувство вседозволенности.

О старом мире

Образ этого прежнего порядка занимает важное место в произведении. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать», краткое содержание которой составляет предмет настоящего обзора, отличается неоднозначностью трактовки данных событий, что делает данное произведение уникальным в отечественной литературе.

С одной стороны, поэт показывает, что вся мощь народной стихии со всей силой обрушилась на него, готовясь окончательно уничтожить то, что было накоплено веками предыдущей истории. С другой, повествователь, со стороны наблюдая за разгулявшейся народной стихией, выражает серьезное опасение за то, каковы могут быть последствия столь неосторожного обращения с собственным прошлым. И хотя он вслушивается в музыку этого мятежного духа, тем не менее все сочинение пронизано духом тревоги за будущее. Именно поэтому неоднозначное звучание приняла тема революции в поэме Блока «Двенадцать». Кратко эту мысль можно выразить так: суть происходящих событий заключалась не столько в противостоянии сословий и классов, сколько в борьбе добра и зла в душах людей.

Это противостояние наблюдается, прежде всего, среди тех, кто начал борьбу за свободу, а закончил разбоями и убийствами. Поэт надеется на то, что светлое начало в конце концов восторжествует, однако сама поэма остается по сути открытой и оставляет место для размышлений. Столь противоречивая трактовка событий привела к тому, что с приходом к власти большевиков сочинение оказалось под запретом.

О революции в поэме Блока «Двенадцать» трудно говорить однозначно: автор как будто одновременно и принимает ее, и в то же время страшится, что люди потеряли нравственный ориентир в жизни.

Тема революции в поэме Блока “12”

“Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”
(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”
В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.
Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.
Ветер, вьюга, метель, снег- это образы,символизирующие стихию
очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.
В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.
Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных(и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.
Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.
Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.
“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красо­ты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» ре­волюции мыслится поэтом как очищающая и возрождаю­щая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла А. А. Блока при­зывать в статье «Интеллигенция и революция», которая уви­дела свет в то же время, что и поэма: «Всем телом, всем серд­цем, всем сознанием — слушайте Революцию». Как писала в своих воспоминаниях М. А. Бекетова, в то время поэт «хо­дил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами — и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству…».

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенад­цать».

Обобщенный образ революции на страницах поэмы со­здается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, — все это под­чинено одной авторской цели — представить эпоху слома, хаоса. Не случайно А. А. Ахматова назвала А. А. Блока «тра­гическим тенором эпохи». Мотив ветра, гуляющего «на всем белом свете», становится лейтмотивным, придавая изобра­жаемому времени черты стихийного начала — это и есть са­ма революция. Она вбирает в себя и стихию мира природы, и стихию человеческих страстей (даже убийство Катьки яв­ляется стихийным поступком героя). Но вот останется эта стихия разрушительной или сможет преобразоваться в сози­дательное начало? Возможны ли гармония и достижение идеала через пролитие крови? Сам образ Христа становится символом нового времени, где отношения между людьми будут строиться на основе вечных ценностей, братской люб­ви. Появление в заключительной части поэмы образа Хрис­та с кровавым флагом предлагает несколько трактовок фина­ла: кровь — революция, трагедия, Христос — спасение, выс­шая справедливость. Сам А. А. Блок не давал однозначного решения финалу: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К со­жалению, Христос», а затем — «Что Христос идет перед ни­ми — несомненно».

Особенности композиции и художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

Жанровое своеобразие поэмы связано с раскрытием эпи­ческого сюжета и реализацией в рамках произведения лири­ческих принципов композиционного строения «Двенадца­ти». Поэма представляет собой некий калейдоскоп лиц и со­бытий (из 12 главок), на фоне которых предстает судьба Петьки. Страдания и исторические потрясения, по замыслу автора, должны привести героя нового мира к преображе­нию.

Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в худо­жественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представлен­ного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг).

Поэма «Двенадцать» стала одним из знаковых произведе­ний своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: «… в январе 1918 г. я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэто­му те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги и друзья моей поэмы».

Ноябрь 1917 года определил судьбу России на весь последующий век и продолжает влиять и на наш сегодняшний день, пусть и не так явно. Поэтому привожу найденную на просторах Сети статью (сочинение) о том, как изображена революция в поэме очевидца тех событий Александра Блока.

Любой социальный взрыв, именуемый революцией, происходит, по определению, не случайно. Для него, как и для любого явления в жизни общества, нужны предпосылки, причины, поводы. Выражаясь языком “великого и ужасного” теоретика и практика отечественного коммунизма В. И. Ленина, необходимо наличие “революционной ситуации”, той самой, когда “верхи не могут...”, а “низы не хотят...”

Последствия социального взрыва при этом могут быть самыми различными, но всегда одинаково неизбежным является идейный раскол в обществе, проходящий отнюдь не только между классами угнетателей и угнетаемых, эксплуататоров и эксплуатируемых, “буржуев” и тех, кому “нечего терять, кроме своих цепей”. Этот рубеж, эта линия “невидимого фронта” зачастую разделяет отца и сына, старшего и младшего братьев, старинных друзей. И самое ужасное, что ни те ни другие не имеют на своей стороне объективной истины. У каждого есть своя правда, но правда, подобно хамелеону, легко меняет цвет от белого до черного, в то время как красный — цвет безвинно и бессмысленно пролитой человеческой крови — одинаков для всех.


Начало XX века в нашей стране ознаменовано без преувеличения самым грандиозным социальным взрывом всех времен и народов — Октябрьской социалистической революцией. Центробежные силы в очень короткий срок расставили по своим местам ее сторонников и противников. Раскола, конечно же, не избежала и русская творческая интеллигенция. Представители литературного мира незамедлительно озвучили свои позиции. Четкая и всепоглощающая определенность стихотворных и прозаических “за” и “против” позволяла и позволяет судить каждого по его словам. Однако из правил исключением оказался Александр Александрович Блок и его поэма “Двенадцать”:

(Эскиз обложки неосуществленного издания поэмы А.Блока "Двенадцать")

И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Никогда еще не было до Блока и не будет после него в литературе столь неоднозначного произведения. Каждое слово, каждая фраза, каждый эпитет не поддается безапелляционному осмыслению. Обе стороны могли с легкостью найти оправдание себе в этой поэме. Любая из сторон видела в строках Блока потоки обличительной желчи, направленные на своего социального врага. В чем же загадка “Двенадцати”?
В первой части поэмы автор показывает сломленность старого мира и торжество мира нового:

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате — плакат:
“Вся власть Учредительному собранию!”.
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий — раздет, разут...
А вон и долгополый —
Сторонкой — за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед
И крестом сияло Брюхо на народ?..

Однако при всем, казалось бы явном положительном, отношении к революции, которое здесь видели большевики, Блок вкладывает в уста эпизодических персонажей слова негодования и отчаяния создавшимся положением:

Старушка, как курица,
Кой-как переметнулась через сугроб.
— Ох, Матушка-Заступница!
— Ох, большевики загонят в гроб!..

А это кто? —Длинные волосы
И говорит вполголоса:
— Предатели!
Погибла Россия! —

Должно быть, писатель —

В дальнейшем повествовании, в странном марше двенадцати человек с винтовками за плечами, в убийстве “толстомордой Катьки”, в потрясающих своей простотой и необузданной, животной силой словах: “Уж я ножичком полосну, полосну!..” каждый видел то, что хотел видеть, что мог видеть, что обязан был видеть. С одной стороны, это торжество революции во всей ее дикой красе. С другой — хаос и беззаконие, в которые погрузилась страна на долгие дни, месяцы, годы. Современники Блока, отрицавшие революцию, не могли понять, как автор проникновенных патриотических стихов о Родине мог воспеть разгул варварства. Как он позволил себе в страшные для своей Родины дни написать слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь!”? Большевики же, напротив, искренне восхищались талантом Блока-революционера: “В "Двенадцати" Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир...”

Но, как водится, ни те ни другие не были правы вполне. Сам Блок говорил о том, что политические мотивы в его поэме суть исторический фон. В центре же его произведения -грандиозное сплетение четырех стихий: природной, социальной, чувственно-человеческой и Божественной. Словно роза ветров, соединяющая в себе противоборствующие начала воздушных потоков, революция поглотила все проявления бытия.

Она, как нечто живое, дышащее, издает звук чудесной, необъяснимой тональности, и эта музыка революции, сплетающаяся из воя ветра, стона пурги, криков и причитаний людей, грохота выстрелов, стука шагов двенадцати пар ног, по мнению Блока, прекрасна! В своей статье “Интеллигенция и революция” поэт писал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию”. Блок считал, что ее, революцию, просто необходимо услышать, пропустить сквозь себя этот атональный, аритмичный мотив неподвластности и страсти. Стихотворный строй поэмы столь же неритмичен и спонтанен, как музыка революции.

Что же до самого социального явления, то Блок и здесь был до крайности объективен. Поэт беспристрастно изобразил жесточайший разгул “голытьбы” с его погромами, разбоями, обесцениванием человеческой жизни, полной потерей всяческих нравственных устоев, обозначая им народное возмездие.

И это возмездие есть очищение, через которое необходимо пройти России, чтобы, “погрузившись на самое дно, вознестись к небу”. Недаром впереди идущих двенадцати движется “с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим” сам Иисус Христос.
Революция — слишком острое явление, едва ли позволяющее относиться к себе с подобной метафизической отстраненностью. Поэтому, конечно же, образ революции, данный Александром Александровичем Блоком, воспринимался и воспринимается по сей день весьма различно. Но, на мой взгляд, именно так и никак иначе не мог бы представить ее гений русского символизма.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии Как приготовить творожный десерт с желатином Как приготовить творожный десерт с желатином Пюре из сельдерея – с вершками или корешками? Пюре из сельдерея – с вершками или корешками?