Нетрадиционные формы проведения уроков. Современный и традиционный урок: плюсы и минусы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Главная > Урок

Достоинства и недостатки современного урока.

Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

    В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока . На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение.
    Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат. Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное. К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков. Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл. Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках. Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока. Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров. И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.
Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.

(Подготовлено по материалам Безруковой Валентины Сергеевны, доктора педагогических наук,
профессора кафедры общей педагогики Института специальной педагогики и психологии имени Валленберга,
Санкт-Петербург)

Урок

Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок биологии в школе? В какой форме организовать обучение? Нужен ли план урока учителю и если нужен, то какой? Очень часто задаваемые вопросы студентов и молодых преподавателей.

  • План занятия: Современный урок, его наиболее важные особенности. Типы и структура современного урока

    Урок

    Современный урок-это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.

  • Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека

    Документ

    Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, добрым и жёстким одновременно, знающим современные чаяния молодежи.

  • Уроки толерантности сборник методических материалов Пермь 2005 Уроки толерантности: Сборник методических материалов

    Урок
  • В. А. Сухомлинский Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые

    Документ

    Городской методический кабинет отдела образования администрации г. Сорочинска в целях повышения педагогического мастерства учителей, обеспечивающее высокое качество образования и соответствие требованиям ФГОС второго поколения, направляет

  • Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии.

    Ее достоинства:

    · четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса;

    · простое управление им;

    · возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач;

    · постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения;

    · экономичность обучения, поскольку учитель работает с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в тоже время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.

    Между тем, в современных условиях классно-урочная система стала все явственнее обнаруживать свои принципиальные недостатки и приходить в противоречие с новыми условиями и задачами обучения в профессиональной школе.

    Во-первых , при такой организации обучения усвоение учебной дисциплины растягивается на длительное время. Есть факты, когда предметы, рассчитанные на 10-20 часов, изучаются в течение целого полугодия - уроки по ним включаются в расписание не более одного раза в неделю. Следует подчеркнуть, что в последние годы тенденция увеличения в учебном плане профессиональных училищ и лицеев так называемых «карликовых» курсов стала усиливаться. И связано это с введением в учебные планы все новых и новых предметов за счет сокращения объема часов на другие дисциплины. Подобная организация обучения приводит к забыванию материала, поскольку противоречит психологическим закономерностям запоминания информации. Немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что воспринятый новый материал наиболее интенсивно забывается в первое время. Им был сформулирован психологический закон, в соответствии с которым заученный материал быстрее забывается в первые часы после восприятия. Это психологическое явление имеет свою физиологическую основу. Исследованиями И.П. Павлова и его научной школы установлено, что вновь образовавшиеся нервные связи непрочны и легко тормозятся. Сильнее всего это торможение проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу после восприятия. Поэтому, чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в первые же часы после его восприятия.

    Во-вторых , при традиционной организационной структуре обучения учащиеся в течение дня изучают от 5 до 8 разнородных, разнохарактерных предметов. Кроме того, во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на следующий день - а это еще столько же дисциплин. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, не дает возможности остановиться на чем-то, задуматься поглубже над заинтересовавшим вопросом, предметом. Каждый урок - это новая доминанта для них, а значит, и необходимость соответствующим образом настраиваться. Частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов, педагогов приводит в итоге к тому, что училище, вслед за школой, несколько лет подряд неустанно и насильственно, по определенному алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит одной из главных причин их повышенной нервозности, быстрой утомляемости, низкой эффективности учебного труда.




    Ситуация успеха на уроке предоставляет ребенку возможность: - выражать свое «я», - выдвигать разного рода инициативы, - брать на себя ответственность, - самоутверждаться с учетом сильных сторон его личности, - формировать взгляд на другого ребенка как на безусловную личность,. - сохранять свое здоровье.


    Положительные стороны ситуации успеха на разных этапах урока 1.Организационный: - создание положительного настроя, - побуждение к новой деятельности с подчеркиванием предыдущих достижений, -усиление акцента на предстоящей работе, чем-то удивив, заинтересовав детей.


    Здравствуйте, ребята, садитесь…. -Здравствуйте, ребята, мы сегодня отправимся в увлекательное «путешествие»…. -Здравствуйте, ребята, садитесь, вы вчера меня очень порадовали своими знаниями… Как можно по-другому поприветствовать друг друга? Орг. момент – камертон урока.


    2. Проверка домашнего задания. -Предоставление возможности в устранении ошибок в задании, выполненном самостоятельно, что дает шанс получить более высокую оценку, - предупреждение и устранение подобных ошибок после их анализа в дальнейшем, что ведет к более успешному выполнению аналогичных заданий, - вызывание чувства относительной неудовлетворенности чем-то из предыдущей деятельности с целью улучшения результата.


    3. Изучение нового. - Лавирование между известным и неизвестным, -предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, - скрытое инструктирование ученика в способах совершения действий, - обозначение важности усилий ребенка в совершаемой деятельности, -рассмотрение решений проблемы, предложенных детьми, - использование жизненного опыта ребенка.


    4. Закрепление изученного. - Использование ситуации «от простого к сложному», - высокая оценка каких-либо деталей, (Успешное выполнение простого задания дает уверенность в том, что возможно выполнение сложного. Успех не результата в целом, а какой-то детали, тоже помогает почувствовать себя успешным.). -скрытая помощь учителя (опорные карточки, алгоритм действий,…).


    5.Итог. - Аргументирование выставляемой отметки ученику, - оценивание действий ученика с акцентом на детали. - подчеркивание положительного личного опыта ученика,. - определение трудностей и выбор путей их преодоления, -рассматривание каждого ребенка при оценивании, как «персональную исключительность».


    Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности? Учащийся начинает относиться к успеху как к чему- то само собой разумеющемуся; перестает переживать из-за возможного неуспеха; формируется уверенность в своем постоянном успехе появляется завышенная самооценка; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; требует, ждет постоянного подтверждения успешности своей учебной деятельности.


    К снижению старательности и ответственности меньше времени уделяет выполнению домашних заданий вырабатывается небрежное отношение к учебному материалу. Поверхностный взгляд на самого себя и учебный материал. Снижается успеваемость, т.е. появляются "пробелы" в значениях.



  • Вопрос 10. Уважение чести и достоинства личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
  • Вопрос 5. Теория ХУ МакГрегора: характеристика, преимущества, недостатки
  • Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

    Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

    Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

    Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

    · В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока . На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение.
    Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.

    · Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.

    · К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.

    · Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.

    · Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.

    · Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.

    · Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.

    · И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

    Другое направление в совершенствовании классно-урочной системы было связано с поисками таких форм организации учеб­ной работы, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержа­ния и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры: опрос, изложение нового, задание на дом. След­ствием недостатков традиционного урока явилось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятель­ности учащихся.

    Дидактические требования к современному уроку:

    Урок- это логический законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно- воспитательного процесса. Основные требования к уроку:

    -​ четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

    -​ определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

    -​ прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

    -​ выбор наиболее рациональных методов и приемов, и средств обобщения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

    -​ реализация на уроке всех дидактических принципов;

    -​ создание условий успешного учения учащихся.

    Условия организации урока : социально-педагогические и психолого-дидактические.

    Социально-педагогическим условиям относятся:

    -​ наличие квалифицированного, творчески работающего условия с хорошей дидактической и методической подготовкой;

    -​ наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

    -​ наличие учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующим образом оборудованного помещения;

    -​ наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.

    Психолого-дидактическим условиям относятся:

    -​ высокий уровень обученности учащихся соответствующий данному моменту, этапу обучения;

    -​ наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и труда, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности под руководством данного преподавателя;

    -​ соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.

    А) 2. Основные структурные элементы (этапы) урока:

    Организационный момент,

    Проверка домашнего задания,

    Переходный момент,

    Изучение новой темы,

    Закрепление материала,

    Рефлексия,

    Выставление оценок,

    Домашнее задание.

    Б) Анализ заданий:

    Вопросы и задания Какие знания и умения проверяются? Приемы и средства учебной работы(в какой форме ученики отвечают) На каком уровне познавательной деятельности?
    1. Вопросы на с.19 учебного пособия: раздел 2.1 Проверяются знания учащихся по теме «Основы конституционного строя РБ» ; умения находить ответы на вопросы из учебника. Устный опрос.
    2. Обсуждение сообщения о гос. символах Беларуси Проверяются знания учащихся о гос. символах Беларуси; умения выполнять творческие задания, поиск материала, и отбор сообщений. Устный доклад(сообщение) с последующим обсуждением.
    3. Письменные задания (приложение 2, с. 339-340) Проверяются знания по теме; умения в письменной форме фиксировать полученные знания, выполнять задания. Интерпретирующая активность.
    4. Работа с текстом на с 20 учебного пособия и заполнение таблицы Проверяются умения работы с текстом. Работа с текстом, заполнение таблицы.
    5. Заполнение конспекта по изучению избирательного права в Беларуси Проверяются умения вести конспекты по материалам. Ведение конспекта Воспроизводящая деятельность.
    6. Заполнение таблицы «Основные стадии избирательного права» Проверяются умения заполнять таблицы. Заполнение таблицы. Воспроизводящая деятельность.
    7. Работа со статьей 69 Конституции РБ Работа с документом. Интерпретирующая деятельность.
    8. Игра «Выборы» Проверяются усвоенные во время знания о избирательном процессе; умения организации игровых форм обучения. Игровая форма обучения. Творческая деятельность.
    9. Работа по группам с документами(1- со 2 главой Конституции, 2- с выдержками их Избирательного кодекса.) Проверяются умения самостоятельной работы с документами, изучение их и ответы на поставленные вопросы. Работа с документами, устный опрос. Интерпретирующая деятельность.
    10. Работа с документами 5,6 на с.51-53 учебного пособия. Проверяются умения самостоятельной работы с документами. Работа с документами. Интерпретирующая деятельность.
    11. Ответы на вопросы учителя. Проверяются усвоенные знания учащихся. Фронтальный опрос. Воспроизводящая деятельность.
    12. Работа по вариантам: 1 вар.- карточки с вопросами. 2 вар.- написание памятки. Проверяются знания учащихся; умения написания творческо работы. Рефлексивный опрос. Написание памятки. Интерпретирующая деятельность. Творческая деятельность.

    4. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

    5. В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

    При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

    При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

    Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной . С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой .

    6. Главное в подготовке к уроку - осмысление цели, задач, содержания, структуры и хода урока вплоть до деятельности учащихся, которая стимулируется, управляется и контролируется учителем.

    Различают два этапа в процессе подготовки учителя к уроку: предварительный, непосредственный.

    Предварительная подготовка к уроку учителя включает в себя:

    1) изучение специальной, методической, психолого-педагогической литературы;

    2) тщательное знакомство с учебными планами, программами; 3)разработку индивидуального (авторского, собственного)

    плана или конспекта урока.

    Для более тщательной и эффективной подготовки к уроку учитель должен всегда быть в курсе современного состояния и развития той области знаний, которую он преподает. Не будет полной подготовка к уроку с привлечением литературы, написанной и изданной давно. Наука не стоит на месте, она пополняется новыми открытиями и достижениями. И учитель должен обо всем этом знать, чтобы донести знания до учащихся.

    Учитель обществознания должен систематически и повседневно анализировать различные педагогические явления и факты из своей практики. Это позволяет ему выявлять положительные и отрицательные моменты в организации и проведении различных видов работы с учащимися, устанавливать причины успеха или неудачи и давать обоснованную оценку эффективности своей работы. Все это поможет каждый последующий урок сделать лучше предыдущего. Кроме всего указанного, начинающему учителю не будет лишним заранее продумать, каких учащихся и по какому материалу спрашивать, учитывая при этом индивидуальные особенности класса.

    Важной для начинающего учителя будет самостоятельная проработка всех заданий, которые будут им предложены учащимся. Это поможет учителю не запутаться, не допустить ошибки при проведении урока, вовремя заметить ошибку учащегося.

    Кроме вопросов, которые должны быть обязательно рассмотрены па уроке, учителю необходимо проработать и вопросы, которые могут возникнуть в ходе урока. Ведь часто урок складывается совсем не так, как планировал учитель, поэтому к неожиданностям и отклонениям от плана учитель должен быть всегда готов, хотя истинное мастерство учителя заключается именно в том, чтобы вести урок в том русле, в каком он запланирован. Часто учитель разрабатывает собственную программу проведения уроков -авторскую. В таком случае учитель также соблюдает все требования, предъявляемые к подготовке к уроку, но здесь ему предоставляется большая свобода.

    Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

    Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

    Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

    1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в , подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

    2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

    3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

    4) Методическую сторону урока:

    А) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

    Б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

    В) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

    Г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

    Д) техника на дом и проверка домашних заданий;

    Е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять , делать чертежи, схемы;

    5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

    Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение-это лишь первый этап контроля, второй-разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.

    Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все “элементы” - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

    Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:

    А) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

    Б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются) ;

    Г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

    Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

    А) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

    Б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

    В) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

    Г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

    Д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение