Некрасов андрей сергеевич - библиогид. Анализ стихотворения Проводы Некрасова. Анализ стихотворения Возвращение Некрасова

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Произведение по жанровой направленности относится к пейзажной лирике поэта, раскрывающей отношение человека к природным явлениям, и адресованной маленьким любителям поэзии.

Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы Некрасова (дед Мазай)

Николай Алексеевич Некрасов - поэт, у которого детская поэзия явилась новой вехой в творчестве. Поэт прекрасно понимал, какую огромную роль в становлении личности ребенка и её личностных качеств играет детское чтение

Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта

Анализ поэмы Некрасова Русские женщины (стихотворения)

Н.А. Некрасов написал замечательное произведение «Русские женщины», посвященное женам декабристов. Эти смелые представительницы прекрасной половины человечества не побоялись и устроили настоящее восстание в Петербурге на Сенатской площади в 1825 году.

Анализ стихотворения Огородник Некрасова

Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

Анализ стихотворения На Волге Некрасова

Произведение посвящено центральной теме творчества Некрасова – тяжелой участи простого народа. Автор неторопливо разворачивает перед читателями картину Волги, где герой

Анализ стихотворения Маша Некрасова

Произведение посвящено нетипичному персонажу – чиновнику, не берущему взяток. В нем автор стремился показать, насколько трудным может быть следование принципам.

Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

В центре повествования образ плодородной пашни, которая часто становится образом повествования Некрасова, он часто описывает ее как незаменимую часть пейзажа Руси. Лирический герой с созерцанием и восхищением описывает то, что ему приходиться видеть

Анализ стихотворения Свобода Некрасова

Каждый результат творческой деятельности Н. А. Некрасова подтверждает участие автора в общественных событиях ХIХ века. Он не мог оставаться равнодушным к переживаниям народа, связанным с отменой крепостного права. Автор всегда разделял народные страдания

Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова

Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

Анализ стихотворения Возвращение Некрасова

Некрасов в мае 1864 года вынужден отправиться за границу, его поездка была около трех месяцев, на протяжении которых он находился в Париже. Произведение «Возвращение» было написано Николаем Алексеевичем на момент приезда в родную страну.

Анализ стихотворения Великое чувство! У каждых дверей Некрасова

В сложные периоды своей жизни каждый из нас подсознательно обращается к самому дорогому и близкому человеку, к маме, которая способна пожалеть и поддержать в любой трудной ситуации.

Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова

Произведение Некрасова Зелёный шум вышло из-под пера поэта во второй половине XIX века и сразу было допущено его публикование в журнале Современник.

Анализ стихотворения Плач детей Некрасова

Поэт посвящает свое произведение Плач детей всем детям, которым не приходится рассчитывать на эту неподкупную радость жизни

Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой

Анализ стихотворения Похороны Некрасова

Стихотворение Похороны описывает как застрелился человек, практически неизвестный гость села, который иногда приезжал в сезон, привозил гостинцы и в целом запомнился жителям этого села с положительной стороны

Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.

Анализ стихотворения Нравственный человек Некрасова

Произведение представляет собой едкую сатиру. В нем автор высмеивает не только лицемеров, но сами нормы жизни так называемого приличного общества, следование которым позволяет подлецу считаться добропорядочным членом общества.

Анализ стихотворения В деревне Некрасова

Практически для каждого человека существование представляет собой череду радостей и трудностей, достижений и испытаний, волнений, которые наполняют разные дни. Если посмотреть на эту картину в сумме

Анализ стихотворения Буря Некрасова

Стихотворение под названием «Буря», написанное Некрасовым, полностью раскрывает автора, как человека достаточно романтичного и целеустремленного. Складывается впечатление

Анализ стихотворения Проводы Некрасова

Лирика Некрасова в основном посвящена теме угнетения людей и угнетенных людей. Как известно, поэт довольно ярко переживал и судьбах своего народа.

Анализ стихотворения Вор Некрасова

Некрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.

Анализ стихотворения Пчелы Некрасова

В своем стихотворении Некрасов рассказывает о спасении пасеки в период наводнения. Когда вода заполнила часть пути между ульями и пространством, где пчелки собирали нектар, они стали недолетать и тонули в водице.

Анализ стихотворения Русь Некрасова

Произведение относится к классической лирике поэта, выраженной в форме народной песни, высказанной простым для народного понимания языком. Стихотворение является частью поэмы поэта «Кому на Руси жить хорошо»

Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность.

Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра

Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова

Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое

Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

Творчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства

Анализ стихотворения Поражена потерей невозвратной Некрасова

Стихотворение рассказывает о первой чувственной любви русского поэта, которая осталась в его сердце надолго. В центре событий Авдотья Панаева. Кроме того, в тот момент Панаева находилась в законном браке

Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова (10 класс)

Произведение Внимая ужасам войны вышло из-под пера Некрасова в начале второй половины XIX века. Доминирующей темой этого стихотворения стала тема военных действий, жертвами которых стало много неповинных людей

Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт Некрасова

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Анализ стихотворения Демону Некрасова

Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

Анализ стихотворения Мать Некрасова

Детство поэта проходило в не лучших для ребенка условиях. Тирания со стороны отца доставляла много горя матери, видя все это, маленький Николай испытывал большую досаду и неловкость за то, что не в состоянии повлиять на атмосферу в семье и защитить мать.

Анализ стихотворения Современная ода Некрасова

Данное произведение носит сатирический характер. Автор обозначил в названии жанр – ода, (который к моменту написания стихотворения уже вышел из употребления) имеющий характер славословия. Этим самым он дал прозрачный намек читателям.

Анализ стихотворения Горящие письма Некрасова

Анализ стихотворения Тишина Некрасова

Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.

Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях

Анализ стихотворения Дума Некрасова

Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

Анализ стихотворения Дедушка Некрасова

Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями

Анализ стихотворения Утро Некрасова

Произведение является одной из составных частей сборника стихотворений, написанных перед кончиной поэта и представляющих данный поэтический цикл как наиболее мрачные и пронзительные творения.

Анализ стихотворения Влюбленному Некрасова

Некрасов воспринимается многими читателями 21 века, как поэт, пишущий только на гражданскую тематику. Однако, также Некрасов много пишет романтичных стихов, в его поэзии много любви и нежности

Анализ стихотворения Влас Некрасова

Во многих своих произведениях Некрасов поднимал тему раскаявшегося грешника. В стихотворении «Влас», написанном в 1855 году, эпическое повествование с фольклорными элементами своеобразно воплотилось в лирическом тексте

Анализ стихотворения Жизнь Некрасова

Стихотворение Некрасова «Жизнь» наполнено глубоким философским смыслом. Поэт затронул интересную тему в своём произведение – это вечная борьба добра и зла в душе человека.

Анализ стихотворения Осень Некрасова

Анализ стихотворения Колыбельная песня Некрасова

Произведение представляет собой не традиционный материнский напев для любимого младенца, а является высказанной авторской позицией для взрослой читательской аудитории с целью изображения нелегкого и неоцененного существования русского народа.

Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

На первой позиции в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин

Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова

В стихотворении «Несжатая полоса» пессимистичное настроение с первых строк помогает прочувствовать осенняя пора. При этом поэт особым образом выделяет мотив одиночества, который усиливает впечатление печали и тоски: «грачи улетели», «поля опустели».

Анализ стихотворения Пророк Некрасова

Некрасов в своём произведении Пророк воспевает настоящие ценности жизни такие как: свобода и праведность, достоверность и согласованность. Стихотворение наполнено мотивами подлинного христианина

Анализ стихотворения Ночь Некрасова

Произведение создается в жанре лирической элегии и посвящается воспеванию волшебного природного явления в виде ночного времени суток.

Анализ стихотворения Некрасова Еду ли ночью по улице темной

Во всех поэтических текстах Некрасова видна авторская гражданская позиция. Его любовная лирика уникальна для произведений этого жанра. Персонажами становятся не романтические баловни судьбы или герои

Анализ стихотворения Горы Некрасова

Это стихотворение было напечатано в 1840, в дебютном сборнике «Мечты и звуки», который Николай Алексеевич Некрасов издал на собственные деньги. Он не получил признания публики и был жестоко раскритикован

Анализ стихотворения Перед дождем Некрасова

Некрасов всегда довольно пренебрежительно говорил о пейзажной лирике, считая, что подобное себе могут позволить только романтические натуры, которые запросто закрывают глаза на различия между людьми и существующее неравенство

Анализ стихотворения Приговор Некрасова

«Приговор» - лирическое произведение Некрасова, которое было написано в 1877 году, а именно ночью с 7 на 8 января. Автор пишет его, но при этом не вносит в очередной сборник, который скоро должен выйти в свет.

Анализ стихотворения Прости Некрасова

В году 1842 году Некрасов встречает женщину, которая полностью переворачивает его жизнь. Авдотья Панаева являлась одной из самых красивых девушек того общества и того времени

Анализ стихотворения Надрывается сердце от муки Некрасова

Николай Некрасов в 1862 году переживает трудное расставание с Авдотьей Панаевой, она была его единственной возлюбленной, которая оставалась в его сердце прямо до самой смерти

Анализ стихотворения Муза Некрасова

Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений.

Анализ стихотворения Зине Некрасова

После того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет

Анализ стихотворения Ты не забыта Некрасова

В центре событий стихотворения под названием «Ты не забыта» девушка, которая закончила жизнь самоубийством. Она была убита одной единственной пулей, которую она специально сберегла

Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей Некрасова

Николай Некрасов в 1842 году знакомиться с Авдотьей Панаевой, которая являлась законной женой известного публициста, в доме которых часто собирались разные литераторы.

Анализ стихотворения Ты всегда хороша несравненно Некрасова

Некрасов в 1840-ых годах знакомится с очаровательной Авдотьей Николаевной Панаевой. На тот момент она являлась законной супругой Ивана Панаева, окружающие люди считали ее одной из самых красивых

Анализ поэмы Саша Некрасова 6 класс

Одна из первых поэм Николая Алексеевича Некрасова «Саша», родилась в 1855 году. Незамысловатая история молодой деревенской девушки несет в себе глубокий смысл и отражает становление современного молодого поколения

Анализ стихотворения Сон Некрасова

Некрасов Николай Алексеевич появился на свет в 1821 году, в один год с другой великой творческой личностью - Достоевским Ф. М. Известен всем нам как выдающийся поэт и писатель, способствовавший гуманизации русской литературы

Анализ стихотворения Где твое личико смуглое Некрасова

Произведение относится к жанру романтической поэзии и повествует о расставании с любимой. Возлюбленная того, от чьего лица ведется повествование остается неназванной.

Анализ стихотворения Соловьи Некрасова 5, 6 класс

Произведение посвящено тяжелому положению простого народа. Описывая сцену из крестьянского быта, Некрасов показывает несправедливость существующего строя, по отношению к низшим слоям населения.

Анализ стихотворения Некрасова Забытая деревня

Стихотворение Некрасова «Забытая деревня» не оставит ни одного читателя равнодушным, потому как поднимает она социальную тему - проблему равнодушия властей. Эта тема будет актуально всегда

Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

В 1856 году Некрасов написал стихотворение «Прощанье», но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал его своим друзьям

Анализ стихотворения Некрасова Школьник 4, 6 класс

Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.

Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день в часу в шестом

Николай Некрасов в своих стихотворениях пытался изобразить суровую реальность, без каких-либо преувеличений, в его творчестве нет ярких эпитетов и метафор, в стихотворениях можно найти только прямой смысл

Анализ стихотворения Некрасова Размышления у парадного подъезда для 7 класса

Данное стихотворение делится на три части: Первая часть посвящена описанию обычных будней министра. Как он принимает более богатых лиц, как не уважает простых крестьян, которые пришли за помощью.

Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин

Некрасов признавал только самым лучшим поэтом – Пушкина. Но эти мысли были больше у Некрасова в молодом возрасте, но когда он подрос, стал взрослее

Анализ стихотворения В дороге Некрасова 6, 10 класс

Николай Некрасов часто упоминает в своих произведениях о крестьянских жизнях, которые всегда были печальны. Кроме того, поэт рассказывает часто в своих творческих работах о браках между барином и простой крестьянкой

Анализ стихотворения Некрасова Элегия

Данное стихотворение Элегия также посвящено теме простого народу. Поэт пишет, что тема страданий народа до сих пор актуальна. Ведь после отмены крепостного права крестьяне не стали лучше жить, они дальше бедствовали,

Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога (6, 7 класс)

Николая Некрасов – это человек очень талантливый. Именно он написал произведение, которое называлось «Железная дорога». Это произведение было создано автором в 1864 году. Недаром, оно носит такое название

Анализ стихотворения Некрасова Родина

Стихотворение написал Николай Алексеевич Некрасов в 1846 году. В стихотворении описывается то, что видел сам автор, он просто оглянулся и увидел то, что другие в то время считали нормой. Образ Родины в стихотворении поэта подразумевает

Анализ стихотворения Мы с тобой бестолковые люди Некрасова

В первой строке этого стихотворения, которое и даёт название, герой заявляет, что он с ней – со своей возлюбленной, просто бестолковые. И далее он поясняет это заявление. В минуту готова «вспышка»

Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

Анализ стихотворения Некрасова Признание

Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 10 класс

Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту

Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро

Произведение «Умру я скоро» было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен. Стихотворение «Не может быть» было отправлено Некрасову человеком

Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ. Я согласился, сел к столу и начал:

«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал. Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».

Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что? Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».

Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.

Ну, а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»

Вот с этого неё и началось.

Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» - «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»

Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!

Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.

Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:

Маша, можно мне молока?

Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума. Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.

Какие пустяки, - сказала она. - Брось этот рассказ, напиши другой. Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?

Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:

«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.

Мама, - мычит мальчик, - мама, мамочка…

Мария Михайловна молчит.

Мамуля, - мурлычет Митя, - можно мне маленькую морковку?

Можно, милый.

Мамуля, морковку моют?

Моют, Митя.

Мария Михайловна мрачнеет.

Митя, мальчик мой милый, молчи…»

Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…

«Довольно, - решил я, - не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:

«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»

Я вовремя остановился. «Нет, - решил я, - и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает..» И я написал:

«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»

И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:

«Мужественный муравей…»

Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер. Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…

Медный маятник мерно мерял минуты.

Мама, Мурка мучает мышку! - кричала дочка из кухни.

Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?

Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались. Я застонал.

Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.

Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:

Энциклопедию!

Вам Большую Советскую? - вежливо спросила библиотекарша.

Малую! - закричал я на весь зал. - Мне Малую! Должно быть, меня приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:

«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:

Мудрец, миленький, можно мне мухомора? Мелодично мычали морские млекопитающие…»

Что, скажете - плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…

Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена. Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!

Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?

Как видим, Некрасов писал прозу, разную по жанрам, стилевым особенностям, тематике. Активная работа 1840–1841 годов привела его к весьма значительному замыслу. В 1843–1848 годах Некрасов работает над большим романом «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Во многом произведение это выросло из «Повести о бедном Климе», недаром отдельные эпизоды повести вошли в роман, так и оставшийся незаконченным.

Книга о похождениях Тихона Тростникова должна была синтезировать темы и идеи ранней некрасовской прозы, показать, на что способен молодой литератор.

Несомненно, это наиболее зрелое прозаическое сочинение Некрасова. Свидетельством тому и широта охвата социальной действительности, и выверенность слога в отдельных эпизодах, и авторская зоркость, проявившаяся и при описании петербургского “дна”, теперь уже начисто лишенного какой бы то ни было романтики, и при взгляде на литературный и театральный быт столицы.

Говоря о возросшем писательском мастерстве Некрасова в романе о Тростникове, невозможно не остановиться на «Петербургских углах», фрагменте, который Некрасов опубликовал как самостоятельное произведение в альманахе «Физиология Петербурга». Альманах этот стал подлинным манифестом тех писателей, что объединились вокруг журнала «Отечественные записки», вокруг Белинского. Основным эстетическим требованием для них стала верность действительности, как говорили тогда, «натуре». Потому и получила новая школа наименование «натуральной» .

«Физиология Петербурга» стала коллективно написанным портретом столицы Российской империи.

Каждый из авторов сосредоточился на своем участке петербургской жизни. Некрасов писал о столичном «дне», увы, бывшем ему знакомым не понаслышке. В Петербургских углах бросается в глаза прежде всего конкретность описаний, наглядность всего, что изображено. «Натура» говорит сама за себя, а “натура” эта не только квартира, хуже какой не бывает, но и портреты героев: «зеленого господина», дворового человека, хозяйки и жильцов. Точность описаний, почти этнографическая верность в передаче особенностей языка героев делают рассказ максимально объективным. Но объективность повествования постоянно «подсвечивается» авторской иронией, неожиданными сравнениями в гоголевском духе («в комнату вошел полуштоф, заткнутый человеческой головой вместо пробки»). Начиная с кричаще безграмотного эпиграфа, читатель все время испытывает двойственное ощущение: все в высшей степени достоверно, и все же бессмысленность, гротескность описанного кажется невероятной. Это и было целью Некрасова, стремящегося показать бессмысленность, а тем самым и бесчеловечность жизни в «петербургских углах».

Удачей Некрасова стал и образ главного героя – Тихона Тростникова, поневоле оказывающегося «российским Жиль Блазом». Очевидно его родство с бедным Климом, но не менее очевидны и различия. Тростников в отличие от своего литературного предшественника отнюдь не «сумасшедший» в благородном смысле слова. Сверхзадача «бедного Клима» остаться чистым, не запятнать свою совесть, отсюда обаяние персонажа – отсюда же и то сложное отношение к нему, что испытывает автор, а за ним и читатели. Тростникову нужно другое – выстоять. Он внутренне близок Некрасову, и важны тут не только очевидные биографические параллели (скитание по «петербургским углам», контакты с миром театра, неудача с книгой стихов, работа в газете, «знаменитой замысловатостью эпиграфа», в которой читатели без труда узнавали тогдашнюю «Литературную газету» и т. п.), сколько психологическое единство героя и автора. Над графоманом Грибовниковым Некрасов смеялся, бедный Клим вызывал в нем смешанное чувство жалости, восхищения и иронии, Тростникова Некрасов понимает и любит. Понимает и любит и тогда, когда герой ведет себя нелепо, простодушно, и когда он поступает легкомысленно, и когда совершает ошибки. Во многом роман должен был стать исповедью Некрасова, его честным рассказом о собственном мужании.

Не исключено, что именно эта искренность тона, эта откровенность автобиографизма к заставили Некрасова прекратить работу над «Жизнью и похождениями Тихона Тростникова», когда, казалось бы, роман уже сложился, явно шел к завершению.

В сентябрьском номере «Современника» за 1847 год в числе других сочинений был анонсирован и роман Некрасова. Публиковать его редактор «Современника», которым уже был в это время сам сочинитель «Жизни и похождений...», не стал. Некрасов предпочел в «пожарном порядке» написать в соавторстве с А. Я. Панаевой другой роман – «Три страны света». Причины этой замены толкуются некрасоведами по-разному: указывают на возможные трудности с цензурой, говорят о сюжетной слабости романа о Тростникове, что могла бы помешать читательскому успеху, о том, что роман попросту надоел Некрасову... Бесспорно, все эти соображения важны, и все же ни одно из них не исчерпывает проблему. С цензурой бороться Некрасов умел (боролся же он за те же самые «Три страны света»), сюжет он мог бы и разработать (смог же он сделать это в приключенческом романе, что писал совместно с Панаевой). Наконец, ссылка на то, что Некрасову старый роман наскучил, таит в себе новую загадку: а почему, собственно говоря, так вышло?

Возможно, весьма важным основанием отложить роман в сторону был все-таки его автобиографизм. Искренность Некрасова могла стать оружием в руках его многочисленных литературных противников, многих из которых он не пощадил и вывел на всеобщее обозрение и в романе и в ряде рецензий и фельетонов. Насколько силен и резок был Некрасов-полемист, читатели на-стоящей книги могут судить по рассказу «Необыкновенный завтрак» и «Очеркам литературной жизни», явно выросшему из романа о Тростникове сочинению. Литературная полемика переполняет роман, в котором были задеты и Греч с Булгариным, и Николай Полевой, и издатели «Москвитянина» Шевырев и Погодин, и редактор «Библиотеки для чтения» Сенковский. Суровая правда о себе соседствовала с резкими выпадами против узнаваемых лиц, что мало подходило для литературной борьбы.

Была и еще одна причина, по которой Некрасов предпочел засесть за полукоммерческое повествование о «Трех странах света». Оставаясь профессиональным литератором, блестящим редактором, Некрасов все больше осознавал себя поэтом. Проза научила его трезвости, проза привела его к действительности – теперь он мог писать настоящие стихи: 1845 годом датируются «Стишки! Стишки! давно ль и я был гений...», «Я за то глубоко презираю себя», «В дороге», «Пускай мечтатели осмеяны давно», «Когда из мрака заблужденья»; 1846-м – «Перед дождем», «Огородник», «Тройка», «Родина»; 1847-м – «Если мучимый страстью мятежной...», «Еду ли ночью...», «Ты всегда хороша несравненно...» – это была большая поэзия.

В 1848-1849 годах Некрасов почти не пишет стихов, но не занимается он всерьез и прозой. Работа редактора, весьма тяжелая в эти годы (в России наступило «мрачное семилетие» и цензурные условия стали, как никогда, жестокими), деятельность критика, писание «Трех сторон света» (роман этот занимает два объемистых тома) почти не оставляли времени. «Психологическая задача», мастерски обработанный устный рассказ великого актера М. С. Щепкина, и остроумный рассказ о франте, выкрашенном в зеленую краску («Новоизобретенная привилегированная краска братьев Дирлинг и К°»). свидетельствуют прежде всего об очевидном росте мастерства писателя. Но при всей профессиональности вещи эти воспринимаются как в достаточной мере случайные, проходные.

С начала 50-х годов Некрасов становится поэтом по преимуществу. Он может написать в, соавторстве с Панаевой еще один длинный, сюжетно запутанный роман – «Мертвое озеро» (1851), он может задумать интересную повесть «Тонкий человек» (кстати, сам Некрасов ценил ее начало, печатаемое в нашем издании, очень высоко, однако проза перестает быть для него главным делом.

Незадолго до смерти в автобиографических записях 1877 года поэт писал, определяя значение своей трудной молодости для будущей судьбы: «Поворот к правде, явившийся отчасти от

писания прозой...».

Конечно, «писания прозой» были важны не сами по себе. Духовное воздействие Белинского, уроки школы Гоголя, навсегда оставшегося любимым писателем Некрасова, значили не меньше. Именно учеником Гоголя осознавал себя (и справедливо) молодой Некрасов-прозаик. У Гоголя учился он видеть мир таким, какой он есть, замыкать в слове самую действительность, смело смеяться над тем, что достойно осуждения и смеха.

Сегодня мы хотим знать, как Некрасов вырос из провинциального юноши в великого поэта. Это не нездоровое любопытство, но человеческая необходимость. Без этого мы не сможем оценить и той великой поэзии, что вырастала из физиологических очерков, петербургских анекдотов, светских повестей и литературной полемики. А потому сегодня стоит вглядеться в нечасто издаваемую, известную в основном специалистам прозу молодого Некрасова, Вглядеться и оценить литературное мастерство, богатство жизненных наблюдений, яркость и конкретность описаний, деталей,

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися...Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа , край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Андрей Некрасов

Как я писал рассказ

Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ. Я согласился, сел к столу и начал:

«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал. Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».

Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что? Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».

Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.

Ну, а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»

Вот с этого неё и началось.

Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» - «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»

Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!

Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.

Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:

Маша, можно мне молока?

Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума. Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.

Какие пустяки, - сказала она. - Брось этот рассказ, напиши другой. Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?

Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:

«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.

Мама, - мычит мальчик, - мама, мамочка…

Мария Михайловна молчит.

Мамуля, - мурлычет Митя, - можно мне маленькую морковку?

Можно, милый.

Мамуля, морковку моют?

Моют, Митя.

Мария Михайловна мрачнеет.

Митя, мальчик мой милый, молчи…»

Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…

«Довольно, - решил я, - не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:

«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»

Я вовремя остановился. «Нет, - решил я, - и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает..» И я написал:

«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»

И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:

«Мужественный муравей…»

Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер. Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…

Медный маятник мерно мерял минуты.

Мама, Мурка мучает мышку! - кричала дочка из кухни.

Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?

Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались. Я застонал.

Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.

Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:

Энциклопедию!

Вам Большую Советскую? - вежливо спросила библиотекарша.

Малую! - закричал я на весь зал. - Мне Малую! Должно быть, меня приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:

«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:

- Мудрец, миленький, можно мне мухомора? Мелодично мычали морские млекопитающие…»

Что, скажете - плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…

Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена. Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!

Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии