Классификация насекомых. §29. Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека 4 основные признаки главнейших отрядов насекомых

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Задание 1. Заполните таблицу.

Особенности развития насекомых-вредителей .

Вид Группа Зимующая стадия развития Место зимовки Питание личинки
Капустная белянка чешуекрылые куколка деревья и почва наземные части растений
Свекловичный долгоносик жесткокрылые куколка почва корни растений
Колорадский жук жесткокрылые куколка почва корни растений
Яблонная плодожорка чешуекрылые гусеница в коконе плодохранилища растения, яблоки, айва
Яблонный цветоед жесткокрылые гусеница в коконе опавшие листья сок почек, бутоны яблони
Майский жук жесткокрылые куколка почва корни деревьев, растений
Непарный шелкопряд чешуекрылые яйцо углубления коры листья
Сосновый шелкопряд чешуекрылые яйцо стволы и пни сок растений

Задание 2. Десять колорадских жуков в течение 30 суток объедают 2000 кв.см листьев картофеля. За период своего развития личинка колорадского жука съедает примерно 50 кв.см листьев картофеля. Подсчитайте и запишите, какую площадь листьев картофеля съедят 1000 колорадских жуков. Сколько личинок этого жука могут уничтожить такую же площадь листьев? На основании приведенных подсчетов сделайте вывод о влиянии колорадского жука на урожайность картофеля.

10 жуков = 2000 кв.см

1000 жов - х кв.см

х = 1000*2000/10 = 20 000 кв.см - площадь, которую съедят 20 000/50 = 400 личинок.

Задание 3. Дополните схему.

Методы сокращения численности насекомых-вредителей:

1. Химические : опрыскивание ядохимикатами, ядовитые приманки, обрабатывание хлорной известью, обрабатывание растений ядом .

2. Физические: сбор вредителей, ловля специальными приспособлениями, уничтожение личинок малярийного комара с помощью керосина .

3. Агротехнические: посев и посадку растений проводят с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть ко времени появления вредителей .

Задание 4. Заполните таблицу.

Насекомые - переносчики возбудителей заболеваний .

Задание 5. Комнатная муха размножается очень быстро. Например, одна муха откладывает за один раз примерно 120 яиц. В течение лета может появиться семь поколений мух, примерно половина которых - самки. Подсчитайте и запишите, почему этого не происходит в действительности.

За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха самка за 20 дней вырастет настолько, что сама сможет откладывать яйца. Тогда размножение будет происходить так: 15 апреля - самка откладывает 120 яиц; в начале мая выросло 120 мух, из них 60 самок; 5 мая - каждая самка кладет 120 яиц; в середине мая выходит 120*60=7200 мух, из них 3500 самок и т.д.

На самом деле этого не происходит, потому что многие особи погибают в результате естественного отбора.

Ни одно живое существо не рождается на свет зря. И даже по отношению к комарам и букашкам это утверждение верно. А ведь их вон сколько - целая таблица. Отряды насекомых, тем не менее, тоже по-своему несут и пользу, и вред. Об их особенностях и пойдёт сегодня разговор.

Фантазия природы безгранична

Классифицировать всех существующих на нашей планете насекомых непросто. И всё потому, что это самая многочисленная группа организмов. Причём её разнообразие столь велико, что энтомологам-систематикам приходится проделывать огромнейшую работу по распределению на группы и классы всего этого ползающего, летающего и прыгающего многообразия.

Обычно используется для облегчения записи и сортировки характеристик, которыми обладают отряды насекомых, таблица. Неудивительно, что запутаться так легко, ведь в природе существует более миллиона разновидностей особей, и ежегодно прибавляется от 3 до 10 тысяч новых видов, ещё не внесённых в «реестр» и не известных пока науке.

Проживают и размножаются даже в холоде

Самое большое число открытий выпадает на долю малоизученных и богатых насекомыми тропических районов. Но как ни странно, и в холодных местах, к примеру на севере нашей страны, их тоже немало, судя по растущему ежегодно списку. И потому, используя различные группы, подразделы и так далее, учёные стараются привести эту многочисленную братию к понятной для изучения системе. Например, таблица по биологии (7 класс) "Отряды насекомых" подразделяет все новые виды по общим признакам, которые указаны в нижеприведённом списке.

Список для составления характеристик

  1. Сегментация тела.
  2. Ротовые органы.
  3. Конечности.
  4. Наличие линьки.
  5. Отделы тела.
  6. Симметрия.
  7. Способы передвижения.
  8. Развитие органов чувств.
  9. Раздельнополость.
  10. Развитие.
  11. Кровеносная система.
  12. Наличие сердца.
  13. Количество крыльев.
  14. Нервная система.
  15. Органы дыхания.
  16. Органы выделения.

Для столь внушительного видового разнообразия насекомых существует несколько причин. И в первую очередь следует отметить, что, обладая типично наземным организмом, как видно даже из пунктов, классифицирующих отряды насекомых (таблица, 7 класс), они отлично приспособлены к жизненным условиям суши.

Причины широкомасштабной видовой феерии

Вся жизненная организация насекомых тесно переплетена с защитой от высыхания и рациональной экономией влаги. Поверхность покровов как у давно известных науке, так и у только обнаруженных особей защищена тонкой воскоподобной плёнкой, которая называется эпикутикулой. Вот именно она и препятствует испарению воды. Плюс к тому трахейное дыхание у насекомых очень эффективно в аспекте экономии влаги, в сравнении с легочным. Это объясняется тем, что дыхальца, а так называются дыхательные отверстия у рассматриваемых нами представителей фауны, очень невелики по размерам и отличаются способностью закрываться.

Защитная система

Выделительная система, которую рассматривает в 16-м пункте вышеупомянутая классифицирующая отряды насекомых таблица (7 класс школьной программы), представлена мальпигиевыми сосудами. Суть заключается в производстве кристаллов мочевой кислоты, которые могут связывать небольшие количества воды.

Задний проход у насекомых отличается наличием особых ректальных желез, которые способны вытягивать влагу из формирующихся экскрементов и возвращать ее обратно в полость тела. К тому же у большинства особей даже откладываемые ими яйца также прекрасно защищены от потери влаги. Вывод: насекомые отлично адаптированы к обитанию в наземной среде, так как с лёгкостью справляются с одной из наиважнейших задач - защитой от высыхания.

Бурная эволюция

Предки современных насекомых уже являлись наземными организмами, и поэтому среди них не найти обитателей морей и океанов. Есть, конечно, часть насекомых, которая связана с пресными водоемами, где развиваются отложенные ими личинки. К таким относятся ручейники, поденки, стрекозы, веснянки, ещё некоторые виды жуков и двукрылых. Но учёные считают, что это всего лишь вторичная связь с водной средой. А само становление их как класса произошло примерно около 350 млн лет назад (девонский период). Бурно протекающая эволюция позволила им уже в следующем, каменноугольном периоде сформировать все современные и приспособленные к среде (как указывает таблица) отряды насекомых.

Влияние растительной эволюции

Процесс эволюции у всех этих прыгающе-летающих и кусающихся полчищ тесно переплетён со временем развития растений. Когда одни осваивали сушу, другие расселялись от приводных площадей далее, покоряя возвышенности. Меловой период, отмеченный появлением цветковых, также стал отсчётом сформировавшихся между насекомыми и растениями тесных связей. Ими опыляется и большинство современных цветковых представителей флоры.

А для класса фитофагов именно этот вид растений является основным кормовым объектом. Особенности отрядов насекомых, таблица которых представлена в статье, их становление и дифференциация как отдельных групп пришлись на период перехода от обитания в почве к проживанию на возвышенностях, с чем и связывают появление полета.

Летать - не ползать

Если рассмотреть всех беспозвоночных, то только класс насекомых обзавёлся крыльями и освоил воздушную среду. Понятное дело, что полёт не сравним по эффективности с передвижением по суше. Это возможность свысока выбрать наиболее привлекательное место и к тому же существенная экономия сил. К примеру, учёными подсчитано, что на 3 метра пешего хода пчела затрачивает количество энергии, равное перелёту на 78 метров. Согласитесь, ощутимая разница. Вообще, сама способность насекомых расселяться на дальние расстояния может впечатлить кого угодно. Ещё в Библии описаны случаи глобальных миграций перелётной саранчи. Удивительно, но этот вид с лёгкостью способен пересекать Средиземное море, их полчища видели с кораблей на расстоянии не менее 1000 км от суши. А лабораторные тесты и эксперименты показывают, что саранча может провести 6 суток в полёте, не садясь ни на секунду, при этом вращая небольшую мини-карусель, к которой её привязывают ниткой.

Путешественница

Из тех особей, которых описывает таблица "Отряды насекомых", лидирующие позиции занимает, пожалуй, самая известная американская мигрирующая бабочка, называемая монархом. Эта представительница вида совершает регулярные перелеты из Америки на зимовку в Мексику, после чего вновь возвращается на родину с готовностью размножаться.

Отдельные экземпляры монархов находили даже на побережье Англии и Франции. Туда их уносило воздушными течениями, по причине чего им и приходилось пересекать Атлантический океан.

Главнейшие и основные отряды насекомых (таблица)

Класс насекомых насчитывает до 40 отрядов, которые, в свою очередь, подразделяются по типажу развития на 2 отдельные группы:

  1. Отряды с полным превращением.
  2. Отряды насекомых (таблица ниже) с неполным превращением.

Равнокрылые

К этому отряду относятся медяницы, тля и щитовки. Эти особи питаются соками растений. Голова у этих представителей малоподвижная, а ротовой аппарат - колюще-сосущий, имеющий хоботок. У большинства равнокрылых по две пары тонких, прозрачных крыльев. Наблюдать скопления зеленоватой мелкой тли можно на молодых побегах кустарников, деревьев и прочих травянистых растений. А взрослых медяниц обычно можно видеть в начале лета на листьях яблонь и груш. В это время стоит случайно задеть ветку, как в воздухе сразу же появляется множество этих мелких листовых блошек. Щитовок часто можно встретить на комнатных растениях либо на садовых кустарниках

Прямокрылые

В отряд прямокрылых особей причисляют кузнечиков, саранчу, сверчков, медведок и им подобных. Ротовой аппарат у этих представителей по своему строению относится к категории грызущих. Две пары их крыльев различны по виду: первые - веерообразные, а вторые - узкие по форме, имеющие продольное жилкование. Строение задних ног относится к разряду толчково-прыгательных. Прямокрылые особи обладают нитевидными усиками. Большинство представителей этого отряда не только прекрасно воспринимают звуки, но и сами их издают. Например, кузнечики: у них есть и звукоиздающий аппарат, который находится на крыльях, и слуховой, расположенный на голенях передних ног. У самок прямокрылых особей имеется яйцеклад. Также стоит упомянуть, что некоторые насекомые этих отрядов ведут роюще-земляной образ жизни, например медведки

Полужесткокрылые

Представители отряда полужесткокрылых, или клопов, - это наземные и водные насекомые с колюще-сосущим ротовым аппаратом. Особи получили такое название за обладание двумя парами крыльев, верхние из которых полужёсткие, а нижние - нежные, перепончатые. Этих особей дачники и огородники часто могут видеть в летнее время при сборе урожая. Особенно часто они попадаются на листьях земляники, малины, смородины. Это такие зелёные лесные клопы, обладающие неприятным запахом

Группа отрядов с полным превращением

Теперь обратим внимание на то, как классифицирует таблица отряды насекомых с полным превращением. Эта группа включает в себя жесткокрылых, двукрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых и блох.

Жесткокрылые

К этому отряду причислены майские жуки, жужелицы, навозники, дровосеки, божьи коровки, усачи, или долгоносики. Выделяется это подразделение тем, что у большинства представителей, когда они находятся в состоянии покоя, задние перепончатые крылья полностью прикрыты сверху жёсткими, что служит для них защитой от повреждений. Рты у жукообразных грызущие.

Двукрылые

В отряд двукрылых вошли мухи и комары. У них имеется только по одной паре перепончатых крыльев. Колбовидные органы, которые называются жужжальцами, по предположениям ученых, некогда были задними крыльями. Ротовые органы представителей данного класса колюще-сосущие, а также лижущие. Их молодые личинки не имеют ног. Развиваются особи в гниющих остатках растений, в воде, почве, в телах, и не только живых, но умерших животных.

Чешуекрылые

В отряд чешуекрылых, или так называемых бабочек, входят насекомые, отличающиеся от других по двум признакам:

1. По наличию чешуйчатого покрова крыльев.

2. По ротовому аппарату сосущего типа и свёрнутого при этом в спираль.

Чешуйки на их крыльях представляют собой полые внутри, сплюснутые и видоизмененные волоски. У дневных бабочек усики, как правило, булавовидные, у ночных же - перистые. Личинки бабочек - червеобразные гусеницы. Бабочки обладают тремя парами ног, а также наростами, которые учёные определяют как ложные ноги. Ротовой аппарат - грызущий.

Перепончатокрылые

Ещё некоторые виды особей с неполным превращением

Наиболее распространенными особями, представляющими отряды насекомых с неполным превращением, таблица которых представлена выше,являются рыжие тараканы. Эти особи помогают людям, намекая на то, что пора уделить внимание своему дому. Появление их в жилищах всегда считалось признаком неряшливости. Тараканы тихо выходят по ночам из своих укрытий и питаются оставленными на столах остатками пищи, крошками и небрежно хранимыми продуктами, при этом загрязняя их.

Термиты

К этому отряду относятся насекомые, проживающие большими семьями. Это организованные сообщества, в которых существует разделительная трудовая иерархия - от простых рабочих до самки - царицы. Гнёзда этих особей, называющиеся термитниками, бывают, как правило, больших размеров, порой даже довольно значительных.

Например, их высота в африканских саваннах достигает 10-12 м, а в диаметре подземное основание может доходить до 60 м. Едят термиты преимущественно древесину, нанося этим вред деревянным постройкам. Кроме этого, в рацион их питания входят сельскохозяйственные растения. На сегодня известно и зафиксировано приблизительно 2 500 видов термитов. Если бы в школьный учебник была внесена сравнительная характеристика отрядов насекомых, таблица даже по одним только этим особям заняла бы половину его страниц.

Немного подробнее о жуках

Жуки, или жесткокрылые, это самое многочисленное войско среди отрядов насекомых. Насчитывают их на сегодня до 300 000 видов. Большинство их представителей имеют большие размеры и бывают чрезвычайно красивы. К примеру, занесенный в Красную книгу рогач, в народе более известный под названием "жук-олень", достигает в длину до 8 см, а его личинки, попадая в благоприятную среду развития - гнилые пни - могут находиться там до 5 лет и вырастают в длину до 14 см.

Таблица по биологии (7 класс) "Отряды насекомых" разделяет этих представителей ещё на множество подгрупп по приведённым в ней признакам. Живут жуки и в водоемах, они также отличаются друг от друга по размерам и способу питания. Например, жуки-плавунцы являются хищниками, а жуки-водолюбы черные - растительноядными.

Роль жуков на планете

Жуки, как уже известно, входят в главные отряды насекомых (таблица их представлена выше). Они по-своему приносят и вред, и пользу. К особям этой группы, портящим пищевые продукты, относятся жуки, которые называются "хлебным точилом" и "гороховой зерновкой". Портит шерстяные и кожаные изделия жук-кожеед. А небольшой по размеру его собрат, называющийся трубковёртом, портит листья растений. По весне он разрезает их до основной жилки. Начиная увядать, надрезанная часть перестаёт быть упругой, что и нужно этому жуку. Далее он сворачивает её в виде кулёчка и откладывает туда яйца. Подобный свёрнутый лист напоминает небольшую сигару. Такова его природа, так он заботится о потомстве.

Но есть жуки, которых можно назвать санитарами, потому что питаются они гниющими останками растений и живности. Названия у этих представителей соответствуют их функциям: гробарик и гноевик. Вот такая характеристика отрядов насекомых. Таблица подобных особей составляется учёными отдельно. Потому что таких представителей можно использовать для установления баланса там, где вредных насекомых расплодилось излишне много, и это несёт угрозу будущему урожаю. Например, божьи коровки уничтожают тлю, а жуки-краскотелы - гусениц.

Разнообразие в природе

Каких только особей не изучает биология! Таблица "Отряды насекомых" - ярчайший тому пример. Невозможно было даже предположить существование столь щедрого разнообразия. Например, бабочки, или чешуекрылые, отличаются великолепной окраской крыльев. Среди них есть ночные представители, обитающие на Дальнем Востоке, у которых размах крыльев равен ширине развернутой тетради. А тутовых и дубовых шелкопрядов люди с давних времен разводят с целью получения из их коконов шелка. Большинство бабочек необычайно красивы, к примеру аполлон, махаон и им подобные. Они представляют класс "Насекомые". Отряды, таблица которых достаточно внушительная, имеют свои особенности. Только вспомните, как привлекательно выглядит крупная бабочка, называющаяся ночным павлиньим глазом. На крыльях её имеются овальные пятна, напоминающие око.

Заключение

Насекомые, что бы о них ни говорилось, не считаются крупными представителями природного мира. Многие из них приносят пользу, опыляя цветущие растения и уничтожая вредителей посевных культур. Большинство этой многочисленной братии имеют довольно организованный жизненный уклад, где строго соблюдается иерархия. Даже те, которые не несут очевидной пользы, всё равно о чём-то сообщают нам своим существованием, о чём-то предупреждают. Возможно, когда-нибудь все живые существа на планете научатся понимать друг друга без слов, и тогда представители этого класса расскажут нам много интересного.

Калиева Бибигуль Сериковна учитель биологии, сертифицированный учитель II(основного) уровня, КГУ «Гимназия», Костанайская область, город Житикара

Урок № 35 Класс: 7 Дата проведения: ________________

ТЕМА : Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

Цель методическая: Развитие познавательного интереса к предмету, естественно научной грамотности через призму семи модулей программы для повышения качества обучения.

Лаб.раб. № 5 «Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей».

Образовательные.

Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.

Развивающие.

Развивать интерес к энтомологии.

Развивать зрительную память.

Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.

Воспитывающие.

Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

Воспитание экологической грамотности.

Тип урока : комбинированный

Педагогические технологии : критического мышления, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения

Приемы, методы: активные методы в обучении,приемы, стратегии критического мышления.

Оборудование : интерактивное оборудование, презентация , таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. Момент

Стадия вызовая

1.Формирование групп- интерактивная игра «Стикеры».

2.Разработка правила работы в группах

3. раздаются листы оценивания- с этапами работы урока

4. выбрать наблюдателей в группе

5. выбрать оценщиков в группе

    Под музыку учащиеся выбирают стикера и рассаживаются по группам, согласно выбранного цвета

    Повторяем правила работы в группе

4.загадки

Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
( муха)

Продолжаем изучать насекомых

Цель- повторение отрядов насекомых

5 прием Зиг-Заг

Прослушивание и коррекция ответов.

Прием Зигзаг (систематическое положение отрядов насекомых в империи клеточных)

Индивидуальная, парная работа

Понимание

6. Повторение материала

Заполнение таблицы

Работа в группе заполнить таблицу- шаблоны у каждой группе

ПРЯМОКРЫ-ЛЫЕ

ДВУКРЫЛЫЕ

ЖЕСТКОКРЫ-ЛЫЕ

ЧЕШУЕКРЫ-ЛЫЕ

ПЕРЕПОНЧА-ТОКРЫЛЫЕ

Работа в группах

7.прослушивание ответов спикеров .

Выступление спикеров

Выступление спикеров

Применение

8. создайте Схему по типам развития насекомых, впишите отряды, представителей.

Работа групп

Прослушивание спикеров

Работа в парах, группах

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

(Г. Виеру)

Учащиеся под музыку выполняют зарядку.

Все учащиеся одновременно

9. демонстрация картинок насекомых

Цель: выйти на тему урока

10. прием Думай в паре –делись

Составить таблицу о насекомых вредителях и возбудителях заболеваний

Записывают тему урока. Оформление Л.Р.№5

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Работа в группе

11.Прослушивание спикеров

12. Выполнение заданий ПИЗа

13. из предложенного текста выберите способы борьбы с насекомыми.

14. Выполнение тестирования

Защита спикеров

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Д – Вши.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

    Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.

    Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.

    Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.

    Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.

    Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.

    Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.

    Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.

    Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

Рефлексия

Заполнение рефлективных карт

Заслушивание наблюдателей,

Оценщиков.

– Что нового узнал на уроке?
– Где испытывал трудности?
– Что понравилось на уроке?
– Что не понравилось на уроке?
– Где пригодятся эти знания?

Итог урока

Сдача листов оценивания.

5 4 3

Само, взаимооценивание.

Анализ наблюдателей

Заполнение рефлективных карт

Источники, оснащение и оборудование:

Бумага, ручки и т.д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы.

Последующие задания и чтение

А. Учебник 7кл,§ 43,с168,конспект Составить таблицу о способах защиты насекомых вредителей

В. Повторите материал по изученной теме составьте задания из 10 вопросов;

Творческая работа - найти интересные факты о насекомых ;

Составить сравнительную таблицу по типу членистоногие

Задания опережающего характера: составьте 5 вопросов в порядке усложнения.

Составить логико- смысловую схему ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ? В ТЕТРАДИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

Мини сочинение «Любил бы я лето, когда б... не комары да мухи...»

Анализ и оценивание урока

На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу.

Самоценивание,

суммативное взаимооценивание, формативное -жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально,формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования.

Изменения к уроку

Провести наблюдение за учениками А,В.С.

Приложения Приложение 1

Определительная таблица отрядов насекомых

1) Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые

Крыльев две пары…………………………………………………………………………….2

2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3

Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7

3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………...4

Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)

4)Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5

Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6

5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками; грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит

ширину в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы

Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены

между глазами ……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые

6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые

Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами; ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков, часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии живет от нескольких часов до нескольких дней…………………………………………………………………………….. отряд Поденки

7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)

Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8

8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско………………………………………………….. отряд Полужесткокрылые (клопы)

Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую, веерообразно складывающуюся заднюю пару ………………………. отряд Прямокрылые

Карточка №1

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?


Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство :

Тип :

Класс :

Отряд:

Приложение №2

Отряды

Тип развития

Кол-во пар крыльев

Ротовой аппарат

Особенность развития крыльев

Некоторые представители

Равнокрылые

С неполным превращением

2 пары

Колюще-сосущий

Сетчатые

Цикады, тля

Бабочки, или чешуекрылые

С полным превращением

2 пары

Сосущий

Сетчатые с чешуйками

Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд

Двукрылые

С полным превращением

1 пара

Колюче-сосущий

Сетчатые

Комары, мухи, оводы, мошки

Блохи

С полным превращением

Нет

Колюче-сосущий

Бескрылые

Блоха человеческая, блоха крысиная

Приложение 3

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: Бабочка

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: Комар

На большой цветной ковёр
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Ответ: Бабочки

Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать…
Ответ: Сверчок

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ: Стрекоза

Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
Ответ: Паук

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
Ответ: Осы

Без прядева прядёт нитку,
Без иглы вяжет сетку;
Целое лето пташек душит,
Мясо ест, а перья сушит.
Ответ: Паук

Кто на себе свой дом носит?
Ответ: Улитка

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно меленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Ответ: Муравьи

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
Ответ: Муха

Восемь ног.
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Ответ: Паук

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится.
Ответ: Муха

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ответ: Оса

Приложение 4

    Проверка знаний.

Задание №1. Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию. Ответ аргументируйте.

А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная

Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.

Задание№2. Назовите насекомых

    Жуки, повреждающие зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы (хлебные жуки, или кузьки)

    Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков (божьи коровки)

    Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда вредителя леса (жуки - красотелы)

    Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде (стрекоза)

    Клопы, обитающие на поверхности воды (водомерки)

Задание№3 Дайте ответы на вопросы.

1. Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомые не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?

(Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, глаза их – незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение – признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)

2. Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан следующий опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?

(В основе опыта – предположение о том, что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми они питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании)

II .Изучение нового материала

Задание. Составить таблицу

Название отряда

Признаки отряда

Представители

Бабочки (Чешуекрылые)

Равнокрылые

Двукрылые

Задание . Размножение и развитие бабочек.

    Прочитайте текст на стр. 80, рассмотрите рисунок №67, дайте ответы на вопросы

    Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?

    Какой образ жизни ведут гусеницы?

    Каково внешнее строение гусеницы (форма тела, окраска тела, ротовой аппарат)

III . Закрепление изученного материала.

Задание №1

К каким отрядам относятся следующие насекомые.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

Задание№2. Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

в) одну пару перепончатых крыльев,

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(Выделение едкой жидкости – защитное приспособление гусениц капустной белянки)

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

(Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение вместе с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой)

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

(Неправильно. Комары занимают определенное место в сообществе организмов: взрослыми особями питаются, например птицы, личинками и куколками комаров – водные животные.)

Тестирование

    Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Белянка капустная (чешуекрылые)

    Цикада полосатая (равнокрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Тля обыкновенная (равнокрылые)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Тутовый шелкопряд (чешуекрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

    Белокрылка цитрусовая (равнокрылые)

    Пяденица крыжовниковая (чешуекрылые)

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

    За урок я: устал, не устал

Лист оценивания 7 класс 34урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

Лист оценивания 7 класс 34 урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

Ответы на вопросы тестового контроля …………………………………………….51.

Литература…………………………………………………………………………………….52.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей истории сталкиваясь так или иначе с насекомыми, люди уже имеют огромные знания об этих удивительных существах. Энтомологи, химики, биофизики, инженеры-конструкторы, генетики, архитекторы, медики различных направлений изучают насекомых.

К сожалению, в рамках курса общей биологии медицинского университета, студенты ограничиваются изучением раздела «Основы медицинской энтомологии», который включает довольно поверхностный обзор представителей отрядов, имеющих эпидемиологическое значение.

Цель нашего пособия – несколько расширить и углубить информацию по указанному разделу в дополнение к материалу учебника, что позволит студентам сэкономить их дефицитное время за счет поисков материала в различных источниках.

Учебное пособие «Медицинское значение насекомых» представлено тремя разделами.

В первом даётся общая характеристика и классификация насекомых, морфология, биология, эпидемиологическое значение наиболее важных представителей отрядов с полным и неполным метаморфозом. Приводятся описания некоторых трансмиссивных заболеваний.

Второй раздел посвящён ядовитым насекомым, поскольку этот важный материал в учебниках представлен совсем кратко. Даётся их токсикологическая классификация и приводятся описания насекомых с жалящим аппаратом, с ядовитой кровью и тканями, с ядовитым ротовым аппаратом, картина отравления и первая помощь.

Для лучшего восприятия теоретический материал снабжается иллюстрациями.

Третий раздел представлен вопросами тестового контроля по изученному материалу и ответам на них.

В конце пособия приводится список литературы.

Раздел I. Морфо-биологическая характеристика. Эпидемиологическое значение насекомых

1. Общая характеристика Насекомых.

Насекомые – самый многочисленный класс типа членистоногих. Он включает более 2 млн видов. Для насекомых характерно четкое разделение тела на голову, грудь, брюшко.

Голова состоит из четырех слившихся сегментов, несущих соответственно четыре пары придатков, которые представляют собой видоизмененные передние конечности.

Первая пара – усики, или сяжки, - органы обоняния и осязания. Вторая – верхние челюсти – мандибулы, третья и четвертая пары – нижние челюсти – максиллы. Ротовой аппарат насекомых образован верней губой (кожная складка покровов головы), парой верхних челюстей, парой нижних челюстей и нижней губой, которая образована путем слияния второй пары нижних челюстей. В соответствии с разнообразием способов питания ротовые аппараты разных групп насекомых значительно отличаются по строению. Они могут быть грызущего, грызуще-сосущего, лижущего, колюще-сосущего, сосущего типа. Однако все это многообразие – результат изменения одного исходного типа – грызущего ротового аппарата.

Брюшко состоит из 4-11 сегментов. Конечности на брюшке отсутствуют. Только у некоторых видов иногда сохраняются видоизмененные остатки конечностей, например в виде яйцеклада или вилочек на конце брюшка, которые помогают делать прыжки.

Покровы насекомых образованы однослойным эпителием – гиподермой и выделяемой ею хитинизированной кутикулой, которая выполняет роль наружного скелета и защищает его от воздействия различных факторов, в т.ч. механических повреждений. Кроме того, хитиновый покров предотвращает испарение влаги из организма насекомых. В период роста насекомые несколько раз линяют – сбрасывают хитиновый покров, под которым развивается новый. Кожа богата различными железами (пахучими, воскоотделительными), выростами в виде шипиков, щетинок или волосков.

Мышечная система представлена пучками, которые прикрепляются изнутри к наружному скелету насекомых.

Пищеварительная система начинается ротовой полостью, куда открываются протоки слюнных и прядильных желез, как у гусениц бабочек. Передняя кишка дифференцирована на глотку и пищевод, который часто имеет расширение – зоб. У некоторых насекомых существует жевательный желудок. В средней кишке находятся многочисленные складки, которые, по-видимому, гомологичны печени других членистоногих. Задняя кишка, кроме удаления остатков пищеварения, принимает участие в выделении продуктов обмена.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами (которых может быть 100 и более) - длинными тонкими трубочками, которые своим слепозамкнутым концом лежат в полости тела, а другим – впадают в кишечник, на границе средней и задней его частей. Продукты обмена накапливаются также в жировом теле, которое служит почкой накопления.

Органы дыхания насекомых представлены системой трубочек трахей. Они пронизывают все тело и поставляют кислород непосредственно к клеткам. Трахеи возникают у зародыша как выпячивание эктодермы, имеют хитиновую выстилку, препятствующую спадению стенок. По бокам тела находится до 10 пар дыхалец (стигм), ведущих в каналы, от которых и берут начало трахеи.

В связи с развитием трахей незамкнутая кровеносная система упрощена, гемолимфа почти не принимает участия в обмене газов, а разносит к тканям тела питательные вещества и гормоны. Кровь циркулирует в сердце, затем движется по аорте, а из нее попадает в полость тела, омывая все органы.

Нервная система насекомых представлена головным мозгом, подглоточным ганглием и сегментарными ганглиями брюшной нервной цепочки. Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего отделов. В переднем мозге располагаются грибовидные тела, которые особенно развиты у насекомых со сложным общественным поведением (пчел, муравьев). От головного мозга отходят нервы к антеннам, глазам, к верхней губе и подглоточному узлу.

Развитие насекомых сложное. Они являются раздельнополыми животными с выраженным половым диморфизмом. Постэмбриональное развитие осуществляется с полным и неполным превращением.

В первом случае (бабочки, жуки, пчелы, мухи и др.) из яйца выходит личинка значительно отличающаяся по строению и образу жизни от взрослой особи. Она интенсивно питается и растет и после нескольких линек превращается в неподвижную куколку. Под покровом куколки происходит перестройка органов и тканей личинки, заканчивающаяся выходом взрослого насекомого – имаго.

При неполном превращении (саранча, кузнечики, тараканы) личинка по строению, в основном, похожа на взрослое насекомое, но отличается от него малыми размерами, недоразвитием крыльев и половой системы. Личинка растет, периодически линяет и превращается во взрослое насекомое.

В класс насекомых входит более 20 отрядов, важнейшие из них следующие:

Класс Insecta (Насекомые)

Надотряд 1. Насекомые с неполным метаморфозом (Hemimetabola)

Отряд прямокрылые (Orthoptera)

Отряд таракановые (Blattoidea)

Отряд вши (Anoplura)

Отряд полужесткокрылые, или клопы (Heteroptera)

Надотряд 2. Насекомые с полным метаморфозом (Holometabola)

Отряд жесткокрылые, или жуки (Coleoptera)

Отряд чешуекрылые, или бабочки (Lepidoptera)

Отряд перепончатокрылые (Hymenoptera)

Отряд блохи (Aphaniptera)

Отряд двукрылые (Diptera)

Мы остановимся на представителях отрядов, имеющих медицинское значение.

Систематическое положение класса, деление на отряды и семейства.

Насекомые - высшие беспозвоночные.

Класс насчитывает более 1 млн. видов.

Среда обитания : почва, воздушно-наземная, организмы других живых существ

Тело разделено на отделы : голова, грудь, брюшко.

Грудной отдел состоит из трёх сегментов; каждый несёт одну пару ног. Следовательно, для насекомых характерно наличие 3 пар конечностей. Второй и третий сегменты, кроме того, могут нести по паре крыльев. У некоторых насекомых обе пары крыльев хорошо развиты, но известны и бескрылые насекомые. Брюшко состоит из 6 - 12 сегментов. Тип сложно устроенного ротового аппарата насекомых определяется способом питания и может быть грызущий (жуки), сосущий (бабочки), колюще - сосущий (вши), лижущий (мухи).

Покровы тела и мышечная система : имеют хитинизированный покров, под которым залегает однослойный гиподермальный эпителий. Кожа богата разнообразными железами: пахучими, восковыми, линочными и т.д. Мышцы поперечно-полосатые.

Пищеварительная система : рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, средняя кишка, задняя кишка заканчивается анусом. Имеются слюнные железы и железа выполняющая функции печени и поджелудочной железы. Переваривание и всасывание пищи происходит в средней кишке.

Органы дыхания : трахеи.

Органы выделения : мальпигиевы сосуды и жировое тело.

Органы кровообращения : кровеносная система незамкнутая, трубчатое сердце и аорта расположены на спинной стороне. В связи с тем, что имеется разветвленная сеть трахей, кровеносная система развита слабо и лишена функции переносчика кислорода . По сосудам циркулирует гемолимфа .

Нервная система : брюшная нервная цепочка с сильно выраженной тенденцией к концентрации ганглиев в головном отделе, так надглоточный ганглий преобразован в «головной мозг», имеющий три отдела (передний, средний, задний). Имеются органы чувств: глаза (фасеточные, но могут быть и простые), равновесия, вкуса, осязания и обоняния, у некоторых - слуха.

Половая система : насекомые раздельнополые, часто выражен половой диморфизм . Гонады парные (у самок яичники, у самцов семенники). Размножение половое: с оплодотворением или партеногенетическое. Развитие не прямое: с полным метаморфозом (стадии: яйцо - личинка - куколка - имаго) или неполным метаморфозом (стадии: яйцо - личинка - имаго).

Практическое значение насекомых очень велико : опылители цветковых растений, участвуют в процессах почвообразования и т.д.

Среди насекомых, имеющих медицинское значение, выделяют следующие группы:

Класс Насекомые делится на большое число отрядов.

Распространение : повсеместное

Морфология: Тело его сплюснуто в дорсальном направлении и покрыто сильно растяжимым хитиновым покровом. Крылья полностью редуцированы. На человека клопы нападают ночью, а день проводят в укрытиях - в мебели, за обоями. Слюна постельного клопа содержит ядовитый секрет, поэтому его укусы болезненны, перенос постельным клопом возбудителей каких либо инфекционных болезней не доказан.

Медицинское и эпидемиологическое значение:

Местно при укусе: гиперемия , отек, зуд, волдыри. Поглощают за 1 раз до 7 мл крови. На человека способны также нападать клопы, живущие на птицах, млекопитающих - возможно при этом передаются вирусы, вызывающие орнитозы . В тропических странах клопы могут передавать трипаносом и ряд других возбудителей заболеваний.

Профилактика : санитарная обработка жилищ.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение