Герои рассказа дед архип и ленька. Урокьвнеклассного чтения по рассказу М.Горького "Дед Архип и Лёнька"7 класс

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Суровая правда жизни.Рассказ короткий,но с большим смыслом.

Недостатки

Подробности

Ещё в школьные годы, пришлось мне познакомиться с рассказом Максима Горького -"Дед Архип и Ленька", и хоть прошло уже много лет, я до сих пор вспоминаю о нём, с грустью в сердце.
Главные герои дед и внук-нищенствуют. Просят милостыню, для того, чтобы прожить и не умереть с голода.
Дед понимает, что совсем близко его смерть и отчаянно, пытается хоть как -то обеспечить существование своему десятилетнему внуку, что толкает его на воровство.
Ленька не в силах оценить такую пожертвованность от деда, что приводит их к сильной ссоре. В результате которой, двое умирают на чужбине.
Признаюсь рассказ довел меня до слёз. Уж больно много в нем задето тонких струн человеческой души. Трагический финал окончательно поставил точку, в отношении благодарности человеческого сердца. Люди редко ценят добрые поступки, заботу, любовь, иной раз даже от родных людей. Мне искренне было жаль чувства деда Архипа, которого бросил маленький Ленька в ночь смерти.

Но всё же слишком жестоко Горький, преподал урок для маленького мальчика, который в итоге умер в ту же ночь, захлебнувшись в луже грязи.
Хотелось бы более светлой концовки!
Всем советую почитать!

Главные герои рассказа М.Горького «Дед Архип и Лёнька» — старик по имени Архип и его внук, Лёнька. Дед с внуком уже много лет жили тем, что собирали подаяние. Дед Архип чувствовал приближение смерти, и беспокоился о том, как десятилетний внук будет без него искать себе место в жизни. Он мечтал скопить достаточную сумму денег, чтобы Лёнька мог на них жить, когда останется один.

В поисках лучшей доли дед и внук отправились на Кубань, где милостыню подавали более щедро, чем у них на родине. Одна беда, подавали им, в основном, еду. Подавали хорошо, еда оставалась, и ее приходилось выбрасывать, а покупать еду у них никто не хотел.

На переправе через реку Кубань дед разговорился с одним казаком, который интересовался, как живется людям в тех местах, откуда пришли два путника?

Дед Архип стал рассказывать о голоде, о том, что земля перестала быть плодородной. На это казак возразил, что причина плохой жизни не в истощенной земле, а в плохих руках у людей, которые не умеют на этой земле работать.

Казак оказался добрым и подвез двух путников до своей станицы. Узнав, что дед с внуком пойдут по станице собирать подаяние, он сказал им, чтобы вечером они приходили в его дом переночевать.

Дед с внуком, договорившись вечером встретиться у церкви, разделились и пошли по улицам станицы. Лёнька не любил просить подаяние, ему было трудно унижаться перед людьми. Выбрав место поукромнее, он уснул. Разбудил его детский плач. Плакала маленькая девочка. Лёнька узнал, что она потеряла новый платок. Как мог, Лёнька ободрил плачущую девочку и ушел.

Когда он добрался до церкви, туда пришел и дед Архип. Он нес тяжелый мешок с подаянием. Они уже собирались искать дом того казака, что пригласил их на ночлег, когда к ним подошел другой казак и потребовал следовать за ним.

Лёнька понял, что дед опять что-то натворил. Старика уже ловили однажды на краже, и в этот раз он тайком сунул Лёньке сверток, попросив выбросить его незаметно. Внук выполнил просьбу деда, но в этом свертке он распознал голубой платок, и сразу понял, что этот тот самый платок, что потеряла девочка.

Потом деда и внука обыскивали, говоря, что в станице пропали кинжал и платок. Дед Архип говорил, что они ни в чем не виновны. У нищих ничего не нашли, но все равно выгнали из станицы.

Сидя под корявым деревом неподалеку от селения, внук услышал от деда историю о том, как тот в одном доме тайком снял со стены дорогой кинжал, который можно выгодно продать. Он же нашел и потерянный платок, который и не подумал возвращать владельцам. Эти вещи дед сумел подобрать, когда их выпроваживали из станицы, и, сидя под деревом, он рассуждал о том, как много за них денег можно будет выручить для будущей жизни Лёньки.

Внук был против того, чтобы дед занимался воровством. Он потребовал, чтобы они вернулись в станицу и отдали вещи их владельцам. Возникла ссора, которую усилила начавшаяся гроза. В результате, Лёнька убежал от деда, куда глаза глядят.

Утром деда Архипа, еле живого, обнаружили местные ребятишки. При нем были пропавшие кинжал и платок. К вечеру старик умер, и его похоронили под тем деревом, возле которого нашли. На погосте его не стали хоронить, признав в нем вора.

А через два дня нашли и его внука, Лёньку. Он лежал на дне оврага, в который мальчик сорвался в ту грозовую ночь. Поначалу его, как невинного ребенка, хотели похоронить на погосте, но потом передумали и положили рядом с дедом, поставив над могилой каменный крест.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Горького «Дед Архип и Лёнька» заключается в том, что даже в самых тяжелых обстоятельствах нужно оставаться человеком. Не следует опускаться до воровства. Дед Архип, который украл кинжал, желая обеспечить жизнь внука, был похоронен, как вор. И его внука Лёньку, о судьбе которого дед так заботился, люди тоже сочли вором, положив его рядом с дедом.

Рассказ учит за добро платить добром. Казаки по-доброму отнеслись к двум нищим: их подвезли до станицы, дали хорошее подаяние и пригласили на ночлег. А в ответ дед Архип совершил кражу.

Какие пословицы подходят к рассказу Горького «Дед Архип и Лёнька»?

Нищему нет друга.
Старый — что малый, а малый — что глупый.
Украсть – в беду попасть.

На берегу Кубани, поджидая паром, отдыхают дед Архип и его внук Ленька. Старика мучает кашель, он не может уснуть. С каждым днем ему становится все хуже, дед предчувствует свою скорую смерть, и его печалит мысль о дальнейшей судьбе внука, который останется совсем один.

Из голодной России они пришли на богатую Кубань, и дед стремится изо всех сил хоть как-то облегчить будущее внука. Ленька - маленький хилый парнишка, ему всего лишь одиннадцатый год, всю свою жизнь он ходит с дедом, собирая подаяния.

Когда Ленька проснулся, дед Архип завел разговор о своей кончине, спрашивая внука, что тот будет без него делать. Леньке не нравятся такие разговоры, обычно приводящие к ссоре, да и что может ответить ребенок, сам не представляющий жизни без деда. Их разговор прервал чей-то крик, призывающий паром, и они увидели въезжающую на песок арбу со здоровенным казаком, стоявшим на ней в полный рост. Архип успел поговорить с казаком об их нелегкой доле, пожаловаться на голодную жизнь, и тут прибыл паром. Погрузившись и устроившись на пароме, они поплыли на ту сторону Кубани. Переплыв на тот берег, казак предложил деду подвезти их до станицы, а когда довез, то позвал и на ночлег, назвавшись Андреем Чёрным.

Архип с Ленькой договорились встретиться у церкви, и разошлись по разным сторонам собирать подаяния. Когда старик ушел, Ленька присел в тени плетня, а потом и вовсе уснул. Он проснулся от детского плача. Ленька встал, и увидел маленькую девочку, которая шла по дороге и горько плакала. Ему стало жаль девчонку, и он спросил у нее, что случилось. Девочка рассказала Леньке, что отец подарил ей платок, а она его потеряла и теперь боится наказания. Мальчишка, как мог, успокоил ребенка, и отправился к церкви. К паперти уже подходил и дед с полной котомкой, довольный щедрыми пожертвованиями.

Немного отдохнув, странники уже собрались идти на ночлег к Андрею Черному, пригласившему их, но тут подошел казак и потребовал идти с ним в правление. Ленька понял, что дед опять что-то украл, как это было уже не раз, и ему стало страшно. Дед сунул ему какой-то сверток, и велел незаметно выбросить. Выбрасывая свёрток, мальчик увидел платок, и сразу вспомнил девочку. Когда их привели в правление, их обыскали, стали бить деда, и Ленька потерял сознание. Когда он очнулся, старик сказал, что их отпустили. Они находились на выходе из селения, сидели под деревом. Дед похвастался Леньке кинжалом и платком, которые он украл в станице. Мальчишка начал ругать деда, за то, что тот украл платок у ребенка. Дед начал объяснять внуку, что он это делает ради него, Лёньки. Внезапно началась сильная гроза, в страхе мальчик бросился бежать, сам не зная куда.

Старика нашли назавтра, у него отнялась речь, а рядом с ним нашли платок и кинжал. Вечером он умер, и его закопали там же, под деревом, рассудив, что вору не место на кладбище. Через несколько дней нашли труп мальчика и похоронили рядом с дедом, поставив над холмиком крест.

Рассказ учит чуткости и милосердию, состраданию к людям.

Картинка или рисунок Дед Архип и Лёнька

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Готорн Алая буква

    Действия романа разворачиваются в пуританском городе Северной Америке XVII века. В произведение описывается жизнь молодой женщины Эстер Прин. Так вышло, что Эстер забеременела и родила при неизвестных обстоятельствах

К числу «босяцких» рассказов Горького примыкает рассказ «Дед Архип и Ленька», значительный по своим художественным достоинствам и идейному содержанию.

В этом рассказе писатель обращается к теме украденного дет­ства. Горький повествует о странствующих нищих - деде Архипе и его внуке Леньке.

С первых же страниц рассказа у читателя рождается чувство сострадания к этим обойденным судьбой людям.

Архип - человек преклонных лет, в прошлом, наверное, кре­стьянин. Долготерпение, покорность богу, судьбе - все те качест­ва, которые видел в крестьянстве Л. Толстой, сродни деду Архипу. Он ничего от жизни не ждет, ни к чему не стремится. Единствен­ная его цель и забота - прокормить внука-сироту, которого он опе­кает вот уже семь лет.

Ленька иначе смотрит на мир. Очень любознательный, он жаж­дет открытий, тянется ко всему хорошему. Странствуя, Ленька уже достаточно хлебнул горя, не раз сталкивался с несправедливостью, но он мечтает о «больших чудесных городах, населенных невидан­ными или добрыми людьми, у которых не нужно будет просить хлеба.».

Основу рассказа составляет столкновение различных нравствен­ных идеалов деда и внука. Для деда средство поддержания сущест­вования - воровство, а Ленька хочет видеть жизнь чистой и спра­ведливой.

Завязкой в рассказе становится история с платком, который украл у девочки дед Архип. Ленька, движимый благородным чув­ством, пытается успокоить девочку, в страхе ожидающую наказа­ния за утерянную вещь, защитить ее от отца. Мальчик оскорблен, узнав, что платок похитил его дед, но еще большее угрызение со­вести, стыд, возмущение испытывает Ленька, услышав, как дед публично отрицает то, что снял со стены кинжал. Драма в душе Леньки нарастает.

Открытое столкновение между дедом и внуком происходит в степи, в стороне от людей. Это безлюдное пространство усиливает драматизм их конфликта. Ленька, убедившийся в том, что дед его - вор, проклинает его, желая ему смерти и непрощения на не­бесах. Дед почти с отчаянием объясняет внуку, почему он воровал. О своей нечисто прожитой жизни он говорит как о подвиге во имя внука: «Семь лет я тебя нянчил! Все для тебя. и жил. для тебя. Рази мне надо что? Умираю ведь. Умираю. а ты говоришь-вор. Вот возьми. бери. На жизнь твою. на всю. копил. ну и воро­вал. Бог видит все». Как бы в унисон разыгравшейся между людьми драме в степи начинается гроза, во время которой дед и внук гибнут.

Так же как и в рассказах романтических, пейзаж становится здесь одним из важных сюжетных компонентов, организующих по­вествование, хотя природа здесь рисуется в сдержанных, спокой­ных тонах, исключающих всякую экзотику.

Горький стремился показать, что даже у людей, замордованных подневольным трудом, живо чувство прекрасного.

Рассказ «Двадцать шесть и одна» писатель назвал поэмой. По­этическое чувство красоты, щедро насыщающее это произведение, давало полное право на такое жанровое определение.

Рассказ автобиографичен и навеян впечатлениями того време­ни, когда А. Пешков работал в крендельной пекарне Василия Се­менова в Казани. А время то было мрачное. Много лет спустя Горький, опровергая утверждение, будто бы его сделали марксис­том лишь произведения великих философов, писал: «Вы скажете марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдуб­лена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казан­ский булочник Семенов и русская интеллигенция, которая наибо­лее поучительна со стороны своей духовной шаткости».

В рассказе «Двадцать шесть и одна» Горький изображает мрач­ную обстановку булочной Семенова. Огромная печь похожа на чу­довище, готовое поглотить согнанных к нему рабов. А сами рабы, грязные, измученные, ненавидят свой труд.

О труде в капиталистическом обществе, о его подневольном ха­рактере Горький писал неоднократно. Так, в рассказе «Челкаш», воспроизводя музыку трудового дня в порту, он подмечает, что люди незаметно превратились в механические придатки машин.

Труд крендельщиков тяжел. «Изо дня в день в мучной пыли, в грязи, натасканной нашими ногами со двора, в густой пахучей духоте, мы рассучивали тесто и делали крендели, смачивая их на­шим потом, и мы ненавидели нашу работу острой ненавистью. Сидя за длинным столом друг против друга,-девять против де­вяти,- мы в продолжение длинных часов механически двигали ру­ками и пальцами и так привыкли к своей работе, что никогда уже и не следили за движениями своими».

Но даже эти изнуренные люди, «арестантики», у которых не было ни сил, ни желания даже говорить друг с другом, не лишены чувства прекрасного.

Для того чтобы раскрыть внутренний мир своих героев, мир, полный страстей, затаенных дум, Горький использует песню. При­чем он воспроизводит не только ее содержание, но и подробно опи­сывает тембр голоса поющего, выражение его лица, реакцию слу­шающих.

Эти полумертвые люди, «живые машины», иногда начинали петь. И самым замечательным было, когда пели все двадцать шесть. Их «громкие голоса, давно спевшиеся голоса» наполняли помещение; песне становилось тесно в нем, она билась о камень стен, стонала, плакала и оживляла «сердце тихой щекочущей болью», бередила в нем старые раны и будила тоску.

Поющим густая, широкая волна звуков представлялась «доро­гой куда-то вдаль, освещенной ярким солнцем,- широкой дорогой.».

Было у крендельщиков и еще нечто хорошее, заменявшее солнце. Каждое утро к ним заглядывала шестнадцатилетняя горничная Таня, с румяным личиком, толстой косой каштановых волос.

Грязные, темные, уродливые люди ждали с нетерпением ее прихода и говорили ей какие-то особые слова, которые находились у них только для нее. У крендельщиков и голоса становились мяг­че, ласковей и шутки легче, у них для нее все было особое.

Горький утверждал, что все красивое по-настоящему вызывает уважение к себе у людей, даже и у грубых людей. И хотя каторж­ный труд превращал людей в тупых волов, они все-таки оставались людьми и, как все люди, не могли жить без того, чтобы не покло­няться чему бы то ни было.

Горький впервые в русской литературе показал трудовой кол­лектив в своем стремлении к прекрасному.

Проблема активного отношения человека к жизни, которую ставит Горький в своих ранних романтических и реалистических рассказах, сопряжена с требованием героико-романтического искусства, способствующего обновлению жизни.

Эта позиция неоднократно и целенаправленно обосновывалась писателем в его литературно-критических статьях раннего перио­да. Эстетические взгляды Горького нашли также свое выражение в таких его произведениях, как «Читатель», «О Чиже, который лгал, и о Дятле - любителе истины», «Об одном поэте», «О черте», «Еще о черте» и других. Эти выступления были направлены про­тив декадентов и натуралистов, порвавших с демократическими традициями русской литературы, ратующих за искусство, свобод­ное от общественных идеалов и отражающее субъективное восприя­тие действительности.

Я иду на урок №2

Марианна Юрьевна Борщевская,

к. п. н., доцент НИРО,

учитель гимназии № 13 г.Нижнего Новгорода

Ещё раз о слезе ребенка…

Читаем рассказы М.Горького «Дед Архип и Лёнька»

и Л.Андреева «Ангелочек»

Обращение к горьковскому рассказу в 6-7 классе предполагает поэтапную, довольно подробную работу с текстом. Привлечение текста рассказа Л.Андреева нацелено на проблемное сопоставление произведений, развитие навыков компаративного анализа. Такой разговор необходим современному читателю, для которого практически ни один текст не существует вне сложных контекстуальных связей.

Изучение рассказа М.Горького «Дед Архип и Ленька» становится поводом для серьёзного разговора с младшими подростками о жестоком мире, трагическом одиночестве человека, сложных душевных переживаниях, о любви, добре и зле, страдании и сострадании, жизни и смерти. Опыт показывает, что самостоятельно прочитанный к уроку рассказ вызывает у детей сильные эмоции. От них и следует оттолкнуться, чтобы перейти к осмыслению прочитанного, углубить и разнообразить чувственное переживание . В начале урока могут быть сформулированы следующие вопросы к классу:

Какие сцены, эпизоды, образы особенно ярко представляются, когда вы вспоминаете рассказ? (Вопрос на пластическое воображение, активизирующее чувственное восприятие.)

Что вы переживали, испытывали, когда дочитали произведение?

Чем отличается грустный финал от трагического? (Можно дать первоначальное представление об эстетической категории трагического.)

Вторичное восприятие художественного текста основывается на углублённом, вдумчивом, аналитическом чтении (вчитывании). Учитывая возрастные психологические особенности шестиклассников, выбираем метод вслед за автором и постепенно погружаемся в текст.

Горький – мастер завладевать вниманием читателя, вербально воздействуя на различные органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. Перечитывая начальные абзацы рассказа, ученики могут выделить те детали описания, которые «включают» наши ощущения. Например:

Что мы «видим»? Мутная река, желтый песок, серая полоса дороги, темно-коричневая земля, бурые лохмотья странников, дед – старое иссохшее дерево, Ленька – его хрупкий корявый сучок, вдали золотое море пшеницы, в которое падает ослепительно яркое небо, серебряная пелена марева (обращаем внимание на палитру писателя), пелена на глазах деда – всё дрожит и колеблется.

Что «слышим»? Тишина, удушливый кашель деда, шорох волн о песок.

Летний пейзаж тревожен, несмотря на то, что день тепел и тих, его тишина обманчива, как та струистая пелена и жара, отнимающая у деда зрение и остатки сил. В этом убеждаемся далее.

О чем говорят детали портрета деда Архипа?

Какая мысль не даёт ему покоя?

Прокомментируйте обратившие на себя внимание детали портрета мальчика. (Много пережил, болел, страдал.)

Что может рассказать первый диалог героев об их взаимоотношениях, характерах? (Следует обратить внимание не только на прямую речь, но и на слова автора.)

Не страх приближающейся смерти, а мысль о внуке (куда он денется?) не дает покоя деду Архипу. Он ласков к внуку, хотел бы, но не может порадовать ребёнка, за что-то словно извиняется. Лёнька не по-детски серьёзен, рассудителен, осторожен, сосредоточен; заметна слегка раздражённая, даже покровительственная интонация в адрес деда. Любопытен фрагмент диалога, приоткрывающий внутренний мир мальчика: Лёнька растёр в руках кусочек земли – далее следует ряд незавершённых фраз и замечание автора: «И, не умея уловить свою мысль, Лёнька снова молча задумался, посматривая вокруг себя». Зададим вопрос, активизирующий художественное воображение, чувственно-эмоциональную сферу восприятия :

О чём думает, но не умеет высказаться мальчик?

Для того чтобы сформулировать за героя его мысль, ученики должны проникнуться его ощущениями, состоянием, вжиться в образ.

Какие чувства испытывает нищий странник?

В каких словах особенно ярко выражены его взгляды на жизнь? («Враги друг другу – сытый и голодный… Ты – хилый ребёночек, а мир-то – зверь…»)

Обращаем внимание на доминирующие чувства в состоянии дедушки (злоба и бессилие против жестокости мира) и реакцию Лёньки на каждое из этих чувств. Так мы близко подходим к нравственно-психологическому конфликту героев , во многом объясняющему дальнейшие события. Следующая ниже пейзажная зарисовка контрастирует с душевной драмой человека: «Река торопливо катилась вдаль, звучно плескалась о берег, точно желая заглушить этим плеском рыдания старика. Ярко улыбалось безоблачное небо…»

Мысль деда о вражде сытого и голодного начинает буквально воплощаться в жизнь. Портрет казака, его повадки, голос, разговор – резкая антитеза внешности, жестам и чувствам старика и ребёнка. «И от всей его фигуры, прочной и большой… разило сытостью, силой, здоровьем».

Далее сосредоточим внимание учащихся на ощущениях и переживаниях Лёньки в его последний, трагический день жизни: от слабости и головокружения он засыпает на пароме и просыпается от резкого толчка, странные звуки песни казака и скрип колёс навевают невесёлые размышления о предстоящем унижении – опять придется просить милостыню… На минуту повеяло человеческим теплом и участием, когда их с дедом приглашают на ночлег. Равнодушие Леньки к заботам деда (уже собрал одиннадцать с полтиной!) вызывает вопрос: любит ли он вообще дедушку, сопереживает ли ему? Чувства мальчика не по-детски сложны, здесь и любовь, и привязанность, и сострадание, и стыд, и раздражение: «Всегда, когда слышал он просьбы деда, ему становилось неприятно и как-то тоскливо, а когда деду отказывали, он даже робел, ожидая, что вот сейчас разревётся дедушка». И всё же ребёнок, даже в отчаянном положении, остается ребёнком. В «посвежевшем от близости вечера» воздухе отдохнули и посвежели после сна его детские силы и чувства. Портрет плачущей девочки дан в восприятии Лёньки, он содержит ряд милых и трогательных деталей: «У неё были большие чёрные глаза, теперь – обиженные, грустные и влажные, маленькие, тонкие, розовые ушки шаловливо выглядывали из прядей каштановых волос, растрёпанных и падавших ей на лоб, щеки и плечи. Она показалась Лёньке очень смешной, несмотря на свои слёзы, - смешной и весёлой… И озорница, должно быть!..»

Диалог с девочкой может прозвучать в классе. Это должно быть подготовленное, выразительное чтение по ролям , с большим вниманием к психологическим авторским ремаркам, отчётливо рисующим состояние героев, практически не требующим комментария и объясняющим, почему мальчику вновь «сделалось скучно. Он… снова сгорбился и присмирел»…

То, что произошло далее (встреча с дедом, привод в сборную, брошенный в бурьян свёрток, переживания мальчика и его обморок), можно воспроизвести в пересказе, попросив учащихся сохранить в нем наиболее важные художественные детали . Интересно, какие именно детали выделят дети как наиболее существенные и яркие. В первую очередь это должно быть то, что вызвало в мальчике вспышку ярких эмоций: «Падая, тряпка развернулась, и в глазах Лёньки промелькнул голубой с цветами платок, тотчас заслонённый образом маленькой плачущей девочки. Она встала перед ним, как живая, закрыв собой казака, деда и все окружающее… Звуки её рыданий снова ясно раздались в ушах Лёньки, и ему показалось, что перед ним на землю падают светлые капельки слёз». Это переживание – центральное в данной части рассказа, важное звено сюжета, подводящее нас к восприятию кульминации.

Кто прав в своих обвинениях: ребёнок или старик?

Рассуждая в поисках ответа на этот вопрос, ученики неизбежно выйдут к тому, что у каждого из героев своя правда. Для деда Архипа «мир – зверь», и чтобы защитить мальчика, он готов и на грех, и на преступление, страдая и осознавая свою вину: «Господи! Наказал ты меня!.. Рукой ребенка убил ты меня!.. Верно, господи!..» Чистая, страдающая душа Лёньки, мечтающего о «чудных городах, населённых невиданными им добрыми людьми», не принимает зла как такового. И слова отчаяния, брошенные деду («У дити украл… Не будет тебе на том свете прощенья за это!..), брошены на самом деле в лицо несправедливо, безнравственно и жестоко устроенному миру. И никуда от этого мира не скрыться кинувшемуся во тьму, ослепляемому молниями, обезумевшему от страха ребёнку.

Финал рассказа трагичен. В итоге развернувшейся на наших глазах истории – лежащие в грязи кинжал и платок да грубый каменный крест на холме земли. Заключительный вопрос (или домашнее задание) может быть как раз связан со значением этих предметов-образов в рассказе. Вопрос рассчитан на личностное восприятие прочитанного, разный уровень воображения, различную степень умения обобщать – то есть на интерпретационную деятельность учащихся. Обобщая ответы учеников, необходимо отметить не только фабульное, но и символическое значение этих предметов, причём два из них соотнести с мировосприятием каждого из героев (дед - и кинжал, мальчик - и платок с цветами), и один (крест) - с общим концом, смертью героев.

После изучения этого горьковского рассказа уместно обращение к рассказу Леонида Андреева «Ангелочек» (1899 г.). Сопоставление этих произведений возможно по нескольким причинам. Авторы рассказов – современники, «это был союз антиподов, а дружба их – дружбой-полемикой, дружбой-противоборством»,- пишет В.И.Баранов . М.Горький отмечал, что именно Л.Андрееву «обязан бесконечно в смысле прояснения…писательского мировоззрения». И хотя «Л.Андреев больше задумывается не над внешне материальными условиями человеческого существования и тем, как изменить их, а над внутренним «устройством» человека, над сложностью, противоречивостью его душевного хозяйства» , перед нами в «Ангелочке» та же тема – ребёнок и жестокий мир.

Рассказ Л.Андреева может быть прочитан детьми заранее. Если же условия не позволяют дать такое задание, в классе можно прочитать только 2-ю главу, а 1-ю и 3-ю учитель дает в своем пересказе. Центральный вопрос для фронтальной беседы :

Что сближает мальчиков из рассказов М.Горького «Дед Архип и Лёнька» и Л.Андреева «Ангелочек»?

Чтобы ответить на него, можно опереться на ряд вспомогательных вопросов и заданий:

Как относились люди к Лёньке и Сашке?

Сравните чувства Сашки при встрече с мальчиком Колей с чувствами Лёньки при встрече с девочкой.

Отчего вид рождественской ёлки вызывает в мальчике ощущение, что «чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови»?

Почему Л.Андреев говорит, что восковая ёлочная игрушка была тем, «чего не хватало в картине его (Сашки) жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые»?

Найдите в тексте рассказа Горького то, чего не хватало душе Леньки в окружающем его мире. Сравните мысли и чувства героев двух рассказов.

Почему в произведении Андреева важно замечание о том, что «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка»?

В чем сходство и отличие отношения мальчиков к отцу и деду?

Каким вам представляется финал рассказа Л.Андреева – трагическим или светлым? Почему? (Проблемный вопрос, ответ на который требует читательской интерпретации и может быть различным.)

Изучение рассказа М.Горького и знакомство с рассказом Л.Андреева – важный этап в развитии читательского сознания учащихся. Он эстетически, нравственно, психологически, интеллектуально готовит их к восприятию в дальнейшем темы «маленького человека», к сложным проблемам, которые ставит перед читателем отечественная литература.

Литература

    Баранов В.И. Огонь и пепел костра. М.Горький: творческие искания и судьба. – Горький: Волго-Вятское кн. Издательство, 1990.

    Быков Д.Л. Был ли Горький?: биографический очерк. – М.: АСТ: Астрель, 2008.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии