Задания для олимпиады по биологии для школьников. Приспособлениями птиц к полету можно считать. Где расположены органы вкуса у рыб

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Центр развития талантов «Мега-Талант» проводит всероссийские онлайн-олимпиады по биологии. Мы верим, что каждый ученик талантлив и предлагаем задания, которые раскрывают скрытые способности. Мы награждаем всех участников и после каждой олимпиады бесплатно выдаем учителям свидетельства и благодарности.

Немного статистики о нашей работе:

  • ЦРТ «Мега-Талант» организовал более 400 интернет-олимпиад по 47 школьным дисциплинам.
  • Участниками олимпиад по биологии уже стали 9000 школьников и студентов из 12 стран.
  • Мы компенсируем организационные расходы и уже выплатили учителям 2.500.000 рублей.
  • 98 % учителей довольны результатами участия в олимпиадах и становятся постоянными организаторами олимпиад «Мега-Талант».

5 шагов навстречу учителю

Мы хотим, чтобы вам было легко и приятно работать с нами. Для этого мы следуем 5 шагам, продуманным с мыслью о заботах учителя:

  1. Открываем доступ к заданиям для всех классов и предоставляем методические рекомендации по проведению олимпиады.
  2. Выдаем каждому учителю свидетельство и благодарность. Каждый сезон обновляем дизайн наградных материалов, чтобы ваше портфолио было содержательным и ярким.
  3. Возвращаем деньги на распечатку заданий, наград и другие орграсходы.
  4. Каждый месяц награждаем самых активных организаторов олимпиад.
  5. Консультируем по любым вопросам, связанным с дистанционными олимпиадами.

Олимпиады «Мега-Талант» - это как обычные олимпиады, только лучше!

Олимпиады «Мега-Талант» проводятся дистанционно. Вы сами выбираете время и место проведения мероприятия. В привычной обстановке ученики чувствуют себя увереннее, а значит, полностью концентрируются на решении заданий.

В наших олимпиадах участвуют ученики с разным уровнем успеваемости, потому что задания олимпиад «Мега-Талант» основаны на школьной программе и соответствуют ФГОС. Задания помогают оценить уровень знаний и поощряют учеников к развитию логического и аналитического мышления.

Комплекты заданий для каждого класса состоят из 15 тестовых вопросов разных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
  • Вопросы на исключение и соотнесение двух рядов данных.
  • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
  • Тестовые задания на решение задач.

Сколько стоит участие во всероссийской олимпиаде по биологии?

Для каждой олимпиады мы устанавливаем минимально возможную стоимость участия. Кроме этого, из оргвзноса каждого участника учителю возвращается до 30%: на печать подготовленных нами заданий, дипломов, сертификатов и другие организационные расходы, оставшуюся сумму оплачиваете нам (точную сумму вы можете узнать после регистрации ).

Каждый учитель-организатор участвует в рейтинге учителей . Проводя больше олимпиад, вы повышаете свои шансы получить действительно ценные и нужные призы. Каждый месяц ЦРТ «Мега-Талант» награждает самых активных учителей. Труд каждого педагога бесценен, и мы рады сотрудничеству со специалистами из России, а также стран ближнего зарубежья.

Как часто мы проводим олимпиады по биологии?

Когда бы вы ни решили провести олимпиаду, наверняка именно в этот период будет проходить одно из наших основных образовательных мероприятий. Всего в году три сезона всероссийских олимпиад по биологии (зимний, весенний и осенний) и четыре сезона международных олимпиад. Для каждого сезона мы готовим новые задания. Это позволяет участвовать несколько раз за год.

Как мы подсчитываем результаты?

Все задания проверяются автоматически. Это позволяет добиться объективности оценивания результатов. Компьютер подсчитывает результат и публикует его на сайте. После этого организатор может скачать, распечатать и вручить наградные своим ученикам.

Как организовать олимпиаду по биологии для своих учеников?

Все очень просто:

  • вы регистрируетесь на сайте и оплачивает участие в олимпиаде по биологии для своих учеников (это нужно сделать до окончания срока приема заявок);
  • после старта мероприятия в вашем личном кабинете на сайте станут доступны файлы с заданиями.
  • распечатав их, вы уже сможете приступить непосредственно к проведению олимпиады по биологии (для каждого участника необходимо распечатать отдельный комплект заданий);
  • ответы каждого из участников вы заполняете онлайн в своем личном кабинете;
  • после проверки заданий системой и нашими методистами результаты сразу публикуются на нашем сайте;
  • в вашем личном кабинете станут доступны для скачивания все наградные материалы.

Как оплатить участие во всероссийской интернет-олимпиаде по биологии?

Вы можете оплатить участие в олимпиаде при помощи:

  • банковской карты (онлайн);
  • квитанции, в отделении Почты России;
  • электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли в мероприятии участвовать школьники и студенты из других стран?

ЦРТ «Мега-Талант» занимается организацией образовательных мероприятий международного уровня. К участию допускаются все учащиеся, независимо от их национальной принадлежности или страны проживания. Однако, для того чтобы понять суть заданий, ученики должны свободно владеть русским языком.

Задание 1

    Сезонные явления в жизни организмов изучает
    А. Биология
    Б. Фенология
    В. Ботаника
    Г. Экология

    Споры бактерий – это приспособление
    А. К питанию
    Б. Размножению
    В. Дыханию
    Г. Перенесению неблагоприятных условий

    Участки стебля, на которых развиваются листья, называются
    А. Пазухи
    Б. Узлы
    В. Междоузлия
    Г. Рубцы

    Главными частями цветка являются
    А. Лепестки и венчик
    Б. Тычинки и пестики
    В. Чашелистики и лепестки
    Г. Цветоножка и цветоложе

    Водоросль в составе лишайника обеспечивает его
    А. Только органическими веществами
    Б. Органическими веществами и солями
    В. Органическими веществами и водой
    Г. Минеральными солями и водой

    Передвижение веществ в растении обеспечивает:
    А. Покровная ткань
    Б. Образовательная ткань
    В. Проводящая ткань
    Г. Фотосинтезирующая ткань

    Хлоропласты есть в клетках:
    А. Листа земляники
    Б. Корня земляники
    В. Кожи лягушки
    Г. Бактерии, вызывающей чуму

    Число хромосом в половых клетках тигра:
    А. Такое же, что и в клетках тела тигра
    Б. В два раза больше, чем в клетках тела тигра
    В. В два раза меньше, чем в клетках тела тигра
    Г. В четыре раза больше, чем в клетках тела тигра

    Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
    А. зеленых;
    Б. красных;
    В. бурых;
    Г. сине-зеленых.

    В клетках грибов нельзя обнаружить:
    А. вакуоли;
    Б. митохондрии
    В. пластиды;
    Г. рибосомы

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям и впишите их в таблицу ответов.

  1. Клеточная стенка растений состоит из…
  2. Испарение большей части воды растением происходит через специальные структуры листа …
  3. Процесс образования органических веществ в растениях с участием света…
  4. Половая клетка...
  5. Стебель, с расположенными на нем листьями и почками…

Задание 3 . Соотнесите тип дыхания и названия животных, у которых он встречается, вписав ответы (буквы) в таблицу

Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

  1. Морковь и фасоль имеют стержневую корневую систему
  2. Кровь – это соединительная ткань
  3. Рыбы – теплокровные животные
  4. Все животные всеядны
  5. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка

Задание 5 . Составьте правильно цепь питания, расположив объекты в необходимой последовательности. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

А. Щука
Б. Фитопланктон
В. Хищная птица
Г. Карась

Задание 6 . Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Почему?

Задание 7 . Ученые подсчитали, что потомство одной бактериальной клетки через 10 дней может заполонить все моря и океаны. Почему этого не происходит?

Задание 8 . Объясните, почему срезанный вами гриб – подберезовик или подосиновик – представляет собой только часть организма.

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 7 класса

Задание 1. За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Б Г Б Б А В А В Г В

Задание 2

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4
Б Г А В

Задание 6 . В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше плодов.

Задание 7 . Этого не происходит потому, что бактерии гибнут под воздействием света, холода, химических веществ, других живых организмов

Задание 8 . Срезанный гриб представляет собой только часть организма(плодовое тело), так как в лесной подстилке осталась грибница в виде волокнистых переплетений тонких нитей (гифов).

Олимпиада по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . Выполните тесты. Из четырех ответов выберите один правильный и впишите его в таблицу

    Самые древние растения на Земле
    А. Мхи
    Б. Хвощи
    В. Водоросли
    Г. Плауны

    Для растений семейства крестоцветных характерен плод
    А. Стручок
    Б. Боб
    В. Ягода
    Г. Костянка

    В коробочке мха кукушкин лен развиваются
    А. Гаметы
    Б. Сперматозоиды
    В. Яйцеклетки
    Г. Споры

    Через сердце орла протекает
    А. Только артериальная кровь
    Б. Только венозная кровь
    В. И артериальная, и венозная кровь
    Г. Днем артериальная, а ночью венозная кровь

    Клетка растений в отличие от клеток животных содержит:
    А. Ядро и цитоплазму
    Б. Рибосомы и хромосомы
    В. Митохондрии и рибосомы
    Г. Пластиды и вакуоли с клеточным соком

    Транспирация – это…
    А. Испарение воды
    Б. Поглощение углекислого газа
    В. Выделение углекислого газа
    Г. Широко распространённый тип жилкования

    При партеногенезе не происходит:
    А. Размножения
    Б. Накопления питательных веществ в яйцеклетке
    В. Митоза
    Г. Оплодотворения

    Открытие двойного оплодотворения принадлежит…
    А. Н.И. Пирогову
    Б. Н.А. Северцеву
    В. Н.И. Скрябину
    Г. С.Г. Навашину

    Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
    А. груди и брюшка;
    Б. груди;
    В. головогруди и брюшка;
    Г. головогруди.

    Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладает:
    А, амеба;
    Б. дождевой червь;
    В. гидра;
    Г. вольвокс.

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям

  1. В результате слияния половых клеток образуется …
  2. Клеточная стенка грибов состоит из...
  3. Наука о грибах…
  4. Древняя амфибия...
  5. Образовательная ткань стебля...

Задание 3 . Соотнесите классы и названия животных, вписав буквы в бланк ответа

Задание 4 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

  1. Мхи произошли от псилофитов
  2. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
  3. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  4. Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше.
  5. Вирусы – это особые безъядерные клетки

Задание 5 . Расположите отделы растений в порядке появления их на Земле, согласно эволюционной теории. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

Задание 6 . Человек употребляет соль в пищу каждый день, но если обильно посыпать солью траву, она засохнет, и в этом месте некоторое время растения не будут расти. Почему?

Задание 7. Издавна известно, что при систематическом окучивании растений (картофеля, томатов, капусты, земляники) они лучше растут. Объясните это явление

Задание 8. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В А Г В Г А Г В Б Б

Задание 2 . За каждый правильный ответ – один балл

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4
В А Б Г

За полный ответ в заданиях 6-8 выставляется 5 баллов

Задание 6 . Соль проникает в почву, раствор соли в воде с концентрацией ионов выше, чем концентрация ионов цитоплазмы корня, будет вытягивать воду из корней; растение погибнет

Задание 7 . При окучивании растений увеличивается образование придаточных корней, что приводит к усилению минерального питания.

Задание 8 . Инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера и обитают в лесу.

Литература:

  1. Б.Б. Захаров, Н.И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Н.И. Сонин Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
  3. С.В. Багоцкий, Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания. М.: Дрофа, 2003.
  4. Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.:Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 3

Задания Всероссийской олимпиады школьников

по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

(школьный тур)

подготовила

учитель биологии высшей категории

Лаппо Валентина Михайловна

Сортавала 2011

Блоки содержания, подлежащие проверке

Обращаем внимание, что в содержание теоретического тура включаются тестовые задания, охватывающие не только указанные темы школьного предмета «Биология», но и блоки содержания предыдущих из классов.

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология

Биология клетки. Молекулярная биология. Биохимия

Генетика

Примерное количество заданий для школьного этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).

Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1. http://www.rosolymp.ru/

Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии

школьный тур 2011/2012 г. 11 класс

Максимальное количество баллов – 87,5

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Наука, изучающая клетку:
    а) гистология;
    б) морфология;
    в) цитология; +
    г) эмбриология.

    Функции носителей наследственной информации выполняют:
    а) белки;
    б) углеводы;
    в) жиры;
    г) нуклеиновые кислоты. +

    Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
    а) интерфаза; +
    б) профаза;
    в) метафаза;
    г) телофаза.

    Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
    а) профаза;
    б) метафаза;
    в) анафаза; +
    г) телофаза.

    Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
    а) белки и жиры;
    б) жиры и углеводы; +
    в) углеводы и нуклеиновые кислоты;
    г) вода и углеводы.

    Не является обязательным структурным компонентом клетки:
    а) клеточная мембрана;
    б) ядро; +
    в) генетический аппарат;
    г) цитоплазма.

    Из перечисленных способов размножения к половому относится:
    а) семенное размножение; +
    б) почкование;
    в) черенкование;
    г) спорообразование.

    Становление систематики как науки связывают с именем:
    а) Роберта Гука;
    б) Антони ван Левенгука;
    в) Карла Линнея; +
    г) Чарльза Дарвина.

9. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:

а) зеленых;

б) красных;

в) бурых;

г) сине-зеленых.

10. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызыва­ют брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

11. Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.

12.Клеточная оболочка отсутствует у:

а) корненожек;

б) жгутиконосцев;

в) инфузорий;

г) всех простейших.

13. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

а) сморщиваются;

б) набухают и лопаются;

в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

14. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

а) жиры и нуклеиновые кислоты;

б) углеводы и аммиак;

в) жиры и углеводы;

г) углекислый газ и воду.

15. Поверхностный комплекс клетки не включает:

а) плазмалемму;

б) гликокаликс;

в) кортикальный слой цитоплазмы;

г) матрикс.

16. В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи;

б) клеточный центр;

в) эндоплазматическая сеть;

г) ядрышко.

17. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

а) профазу;

б) метафазу;

в) анафазу;

г) телофазу.

а) вирус гриппа;

б) вирус оспы;

г) вирус герпеса.

19. При созревании яйцеклеток в процессе мейоза из одной исходной клетки образуется количество гамет:

20. Доминантный ген подавляет рецессивный:

а) всегда

б) иногда

г) никогда

21. Ген-участок:

22. Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена:

а) в определенном локусе хромосом

б) половой хромосоме

в) аутосоме

г) любой из гомологичных хромосом

23. Мейоз происходит на стадии гаметогенеза в период:

б) размножения

в) подготовительной

г) созревания

24. Дигибридным называется скрещивание, при котором родительские организмы:

а) различаются по одному признаку

б) различаются по нескольким признакам

в) не различаются

г) различаются по двум признакам

25. Фенотип- совокупность признаков:

а) доминантных

б) внешних и внутренних

в) рецессивных

г) закодированных в генотипе

26. Закон сцепленного наследования признаков справедлив, если гены, их определяющие, располагаются:

а) в гомологичных хромосомах

б) одной хромосоме

в) разных хромосомах

г) половой хромосоме

27. Ген, вызывающий развитие дальтонизма, локализован …

а) в Х-хромосоме

б)в Y — хромосоме

в) в аутосоме

г) такого гена нет

28. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется …

а) генотип

б) фенотип

в) кариотип

г) генофонд

29.Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гетерозиготной?

30. Генотип человека, имеющего II группу крови:

б) АО или АА

в) ВО или ВВ

31. Какую функцию в клетке выполняет АТФ?

а) защитную

б) транспортную

в) энергетическую

г) опорную

32. Какое из свойств воды обусловлено её полярностью?

а) теплопроводность

б)теплоёмкость

в) способность растворять неполярные соединения

г) способность растворять полярные соединения

33. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

б) фосфор

в) кальций

34. Какое из названных химических соединений не является биополимером?

б) глюкоза

в) дезоксирибонуклеиновая кислота

г) целлюлоза

35. В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза

б) крахмал

в) глюкоза

г) гликоген

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Из названных полимеров к неразветвленным относятся :
    I . хитин .
    II . амилоза .
    III . гликоген.
    IV . целлюлоза .
    V . амилопектин.
    а) I , II , IV ;
    б) I , II , III , IV ;
    в) II , IV , V ;
    г) III , IV , V .

    В организме человека гормональные функции выполняют соединения :
    I . белки и пептиды .
    II . производные нуклеотидов.
    III . производные холестерина .
    IV . производные аминокислот .
    V . производные жирных кисл от.
    а) III , IV , V ;
    б) I , III , IV , V ;
    в) III , V ;
    г) II .

    Каковы функции белков в клетках?

I . каталитическая

II . строительная

III . транспортная

IV . регуляторная

V . защитная

VI . сократительная

VII . рецепторная

а) I ,II ,III ,IV

б) I ,II ,III ,IV ,V

в) I,II,III,IV,V,VI

г) I,II,III,IV,V,VI,VII

4. В молекулу хлорофилла входят

I . Ca

II. Na,K,CL

а) I.II

б) I,III

в) II

г) IV

5. По участку Ц-Т-Г-А молекулы ДНК синтезирован участок молекулы и-РНК

6. Наиболее часто встречающиеся способы деления клеток:

I . митоз

II . амитоз

III . мейоз

а) I,II

б) I,III

в) II,III

г)I,II,III

7. В какой из фаз митоза происходит утолщение(спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и формируется веретено деления?

I .анафазе

II .телофазе

III .профазе

IV. метафазе

а)I

б)II

в)III

г)IV

8. Биологическое значение мейоза состоит в:

а) увеличении числа клеток

б) уменьшение вдвое числа хромосом в половых клетках и спорах высших растений

в) обеспечение новых комбинаций генетического материала гамет

9. Прямое развитие характерно для:

1. Гидры

2. Планарии

3. Аскариды

4. Дождевого червя

5. Беззубки

6. Кузнечика

7. Речного рака

8. Ящерицы

9. Слона

10. Какие генотипы возможны у гибридов F 1 при скрещивании особей с генотипами

Аа х Аа в случае полного доминирования:

I . АА

II .Аа

III .аа

а) I,II,III

б) II ,III

в) I ,III

г) I,II

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

    Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

    После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

    У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

    Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

    Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

    Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

    В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

    В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

    Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

    Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

    С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

    Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

    Суккуленты легко переносят обезвоживание.

    Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

    Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

    Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

    Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

    У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

    Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.

    Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


Обозначение

Структура

      Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

Последовательность

Процессы

      Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

Соединение

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

Фамилия ________________________ Имя ________________________

Класс ________________________ Шифр _____________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-30

31-35

Задание 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

Задание 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

16

17

18

19

20

ответ

Задание 4.

    [мах. 2,5 балла]

    Красящие реактивы

    Эффект применения

  1. Ответ:

  2. Обозначение

    Структура

  3. Последовательность

    Процессы

Функции

Соединение

Ключи ответов

Ключ к заданиям 1 части(35 баллов)

Ключи ответов к 2 части(20 баллов)

Ключи ответов к Заданию 3.

ответ

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да

нет

да

да

ответ

нет

нет

да

да

нет

Ключи ответов к заданию 4

Красящие реактивы

Эффект применения

Ответ:

01, 02, 03, 05, 08.


Обозначение

Структура

Последовательность

Процессы

Функции

Соединение

Использованные ресурсы

1. Методические материалы школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года http://www.rosolymp.ru/

Задание 1

    Сезонные явления в жизни организмов изучает
    А. Биология
    Б. Фенология
    В. Ботаника
    Г. Экология

    Споры бактерий – это приспособление
    А. К питанию
    Б. Размножению
    В. Дыханию
    Г. Перенесению неблагоприятных условий

    Участки стебля, на которых развиваются листья, называются
    А. Пазухи
    Б. Узлы
    В. Междоузлия
    Г. Рубцы

    Главными частями цветка являются
    А. Лепестки и венчик
    Б. Тычинки и пестики
    В. Чашелистики и лепестки
    Г. Цветоножка и цветоложе

    Водоросль в составе лишайника обеспечивает его
    А. Только органическими веществами
    Б. Органическими веществами и солями
    В. Органическими веществами и водой
    Г. Минеральными солями и водой

    Передвижение веществ в растении обеспечивает:
    А. Покровная ткань
    Б. Образовательная ткань
    В. Проводящая ткань
    Г. Фотосинтезирующая ткань

    Хлоропласты есть в клетках:
    А. Листа земляники
    Б. Корня земляники
    В. Кожи лягушки
    Г. Бактерии, вызывающей чуму

    Число хромосом в половых клетках тигра:
    А. Такое же, что и в клетках тела тигра
    Б. В два раза больше, чем в клетках тела тигра
    В. В два раза меньше, чем в клетках тела тигра
    Г. В четыре раза больше, чем в клетках тела тигра

    Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
    А. зеленых;
    Б. красных;
    В. бурых;
    Г. сине-зеленых.

    В клетках грибов нельзя обнаружить:
    А. вакуоли;
    Б. митохондрии
    В. пластиды;
    Г. рибосомы

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям и впишите их в таблицу ответов.

    Клеточная стенка растений состоит из…

    Испарение большей части воды растением происходит через специальные структуры листа …

    Процесс образования органических веществ в растениях с участием света…

    Половая клетка...

    Стебель, с расположенными на нем листьями и почками…

Задание 3 . Соотнесите тип дыхания и названия животных, у которых он встречается, вписав ответы (буквы) в таблицу

Тип дыхания

Животные

1. Кожное

А. Карась

2. Легочное

Б. Лягушка

3. Трахейное

В. Майский жук

4. Клеточное

Г. Крокодил

5. Жаберное

Д. Амеба

Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

    Морковь и фасоль имеют стержневую корневую систему

    Кровь – это соединительная ткань

    Рыбы – теплокровные животные

    Все животные всеядны

    Зигота – оплодотворенная яйцеклетка

Задание 5 . Составьте правильно цепь питания, расположив объекты в необходимой последовательности. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

А. Щука
Б. Фитопланктон
В. Хищная птица
Г. Карась

Задание 6 . Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Почему?

Задание 7 . Ученые подсчитали, что потомство одной бактериальной клетки через 10 дней может заполонить все моря и океаны. Почему этого не происходит?

Задание 8 . Объясните, почему срезанный вами гриб – подберезовик или подосиновик – представляет собой только часть организма.

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 7 класса

Задание 1. За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2

вопроса

Ответ

Клетчатка

Устьице

Фотосинтез

Гамета

Побег

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

Задание 4 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

Да

Да

Нет

Нет

Да

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

Задание 6 . В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше плодов.

Задание 7 . Этого не происходит потому, что бактерии гибнут под воздействием света, холода, химических веществ, других живых организмов

Задание 8 . Срезанный гриб представляет собой только часть организма(плодовое тело), так как в лесной подстилке осталась грибница в виде волокнистых переплетений тонких нитей (гифов).

Олимпиада по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . Выполните тесты. Из четырех ответов выберите один правильный и впишите его в таблицу

    Самые древние растения на Земле
    А. Мхи
    Б. Хвощи
    В. Водоросли
    Г. Плауны

    Для растений семейства крестоцветных характерен плод
    А. Стручок
    Б. Боб
    В. Ягода
    Г. Костянка

    В коробочке мха кукушкин лен развиваются
    А. Гаметы
    Б. Сперматозоиды
    В. Яйцеклетки
    Г. Споры

    Через сердце орла протекает
    А. Только артериальная кровь
    Б. Только венозная кровь
    В. И артериальная, и венозная кровь
    Г. Днем артериальная, а ночью венозная кровь

    Клетка растений в отличие от клеток животных содержит:
    А. Ядро и цитоплазму
    Б. Рибосомы и хромосомы
    В. Митохондрии и рибосомы
    Г. Пластиды и вакуоли с клеточным соком

    Транспирация – это…
    А. Испарение воды

    Б. Поглощение углекислого газа

    В. Выделение углекислого газа

    Г. Широко распространённый тип жилкования

    При партеногенезе не происходит:
    А. Размножения
    Б. Накопления питательных веществ в яйцеклетке
    В. Митоза
    Г. Оплодотворения

    Открытие двойного оплодотворения принадлежит…
    А. Н.И. Пирогову
    Б. Н.А. Северцеву

    В. Н.И. Скрябину
    Г. С.Г. Навашину

    Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
    А. груди и брюшка;
    Б. груди;
    В. головогруди и брюшка;
    Г. головогруди.

    Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладает:
    А, амеба;
    Б. дождевой червь;
    В. гидра;
    Г. вольвокс.

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям

    В результате слияния половых клеток образуется …

    Клеточная стенка грибов состоит из...

    Наука о грибах…

    Древняя амфибия...

    Образовательная ткань стебля...

Задание 3 . Соотнесите классы и названия животных, вписав буквы в бланк ответа

Классы

Названия животных

1. Пресмыкающиеся

А. Орел

2. Птицы

Б. Тритон

3. Млекопитающие

В. Акула

4. Рыбы

Г. Гадюка

5. Земноводные

Д. Ехидна

Задание 4 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

    Мхи произошли от псилофитов

    У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

    Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

    Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше.

    Вирусы – это особые безъядерные клетки

Задание 5 . Расположите отделы растений в порядке появления их на Земле, согласно эволюционной теории. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

Задание 6 . Человек употребляет соль в пищу каждый день, но если обильно посыпать солью траву, она засохнет, и в этом месте некоторое время растения не будут расти. Почему?

Задание 7. Издавна известно, что при систематическом окучивании растений (картофеля, томатов, капусты, земляники) они лучше растут. Объясните это явление

Задание 8. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2 . За каждый правильный ответ – один балл

вопроса

Ответ

Зигота

Хитин

Микология

Стегоцефал

Камбий

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

Задание 4 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

За полный ответ в заданиях 6-8 выставляется 5 баллов

Задание 6 . Соль проникает в почву, раствор соли в воде с концентрацией ионов выше, чем концентрация ионов цитоплазмы корня, будет вытягивать воду из корней; растение погибнет

Задание 7 . При окучивании растений увеличивается образование придаточных корней, что приводит к усилению минерального питания.

Задание 8 . Инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера и обитают в лесу.

Литература:

    Б.Б. Захаров, Н.И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

    Н.И. Сонин Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

    С.В. Багоцкий, Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания. М.: Дрофа, 2003.

    Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.:Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

Биология 6 класс.

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Итого в части 1 можно набрать максимальное количество 5 баллов.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6 – 10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных. Максимальное количество 15 баллов

Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) – на установление соответствия и 5 заданий (16-20) – на последовательность. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16-20 – нужно установить правильную последовательность. Максимальное количество 50 баллов.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.Максимальное количество 30 баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

    Назовите органоиды клетки, которые характерны только для растений.

    Митохондрии 3) Рибосомы

    Хлоропласты 4) Вакуоли

    Назовите цветковое растение, которое образует корнеплоды.

    Картофель 3) Георгин

    Свекла 4) Лук

    Растение, изображенное на рисунке размножается бесполым путем при помощи?

    Семян 3) Спор

    Гамет 4) Гифов

    Как называют тело водоросли?

    Грибница или мицелий 3) Строма

    Плодовое тело 4) Слоевище

    Какие растения называют «оленьим мхом»?

    Лишайники 3) Мхи

    Хвощи 4) Плауны

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.

    Выберитерастения, у которых формируется соцветие простой колос.

    Черемуха

  1. Подорожник

    Что из перечисленного характерно для вегетативного размножения?

    Участвуют части таких органов, как корни и побеги

    Участвуют специализированные половые клетки

    Вновь образуемые организмы являются идентичными материнскому организму

    Оплодотворение отсутствует

    Включает в себя оплодотворение

    В его основе лежит мейоз

    По каким признакам грибы отличаются от животных

    Питаются готовыми органическими веществами

    Имеют клеточное строение

    Растут в течение всей жизни

    Имеют тело, состоящее из нитей-гифов

    Всасывают питательные вещества всей поверхностью тела

    Имеют ограниченный рост

    Назовите растения, у которых созревает плод ягода.

  1. Земляника

    Смородина

    У каких растений имеются подземные побеги?

    Картофель

    Земляника

  1. Подорожник

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

    Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

А.

в цикле развития имеется заросток

Б)

спорангий на растении имеет вид коробочки

В)

из споры вырастает зелёная нить

предросток

Г)

корни отсутствуют

Д)

спорангии расположены на нижней стороне листа

Е)

имеют корневища

ОТДЕЛ

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

    Установите соответствие между растением и способом распространения его плодов и семян.

РАСТЕНИЕ

А)

Б)

В)

Г)

Д)

подсолнечник

Е)

СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН

1)

2)

животными

    Установите соответствие между признаком организма и группой для которой он характерен.

ПРИЗНАК ОРГАНИЗМОВ

А) Выделяют в особое царство

Б) Тело представляет собой слоевище

В) Имеют плодовое тело

Г) по способу питания авто-гетеротрофны

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) Представляют симбиоз грибов и водорослей

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

    Грибы

    Лишайники

    Установите соответствие между растением и отделом, к которому его относят.

РАСТЕНИЕ

спирогира

хламидомонада

хлорококк

кукушкин лён

улотрикс

ОТДЕЛ

1)

Зелёные водоросли

2)

Моховидные

    Установите соответствие между видоизменённым побегом и способом вегетативного размножения растений, который он обеспечивает.

ВИДОИЗМЕНЁННЫЙ ПОБЕГ

А)

корневище

Б)

В)

луковица

Г)

Д)

стеблевой черенок

СПОСОБ ВЕГЕТИТАВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ

1)

подземными побегами

2)

надземными побегами

В заданиях 16-20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу номера выбранных ответов (без пробелов и других символов).

    Установите последовательность расположения зон (участков) в корне начиная с верхушки.

    Зона проведения

    Зона деления

    Зона всасывания

    Зона роста

    Установите хронологическую последовательность появления основных групп растений на Земле.

    Цветковые

    Папоротникообразные

    Псилофиты

    Водоросли

    Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

    Покрытосеменные

    Паслёновые

    Двудольные

    Паслён черный

    Установите последовательность усложнения организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле.

    Образование в клетках хлорофилла

    Возникновение ризоидов

    Образование плодов

    Появление корней, стеблей, листьев

    Возникновение одноклеточных гетеротрофных организмов

    Установите последовательность соподчинения систематических категорий у растений, начиная с наибольшей.

    Семейство Кувшинковые

    Отдел Покрытосеменные

    Вид Кубышка желтая

    Род Кубышка

    Класс Двудольные

    Царство Растения

Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

Задания 21-25 с кратким ответом на поставленный вопрос.

    Из Европы в Америку в свое время были случайно завезены семена одного вида растений, которое коренные жители Америки – индейцы – называют «следом белого человека». Назовите это растение.

    У произрастающего в Индии бенгальского фикуса, или баньяна, на крупных горизонтальных ветвях взрослого растения образуются врастающие в землю структуры. Что представляют собой эти структуры по своему происхождению и строению?

    В Африке, в восточных районах Уганды, обитает небольшая гадюка. Свернувшись кольцом, она днями лежит под кустом пизонии, похожей на произростающую в России жимолость. Если небольшая птичка сядет на куст и будет прыгать с ветки на ветку, то потревоженный куст обдаст её фонтаном мелких липких плодиков. Они залепят ей крылья и хвост, после чего птичка падает на траву и станет жертвой гадюки. Назовите явление, с которым связана особенность строения плодов пизонии.

    Белена черная, белладонна, и дурман обыкновенный являются ядовитыми растениями; их используют для приготовления лекарственных препаратов. Назовите семейство, к которому относятся эти растения.

    «Корабельными рощами» называли леса состоящие из…….



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение