Провалами рынка называются. Провалы рынка, Фиаско рынка. Какие другие провалы рынка можно назвать

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мировой опыт свидетельствует о важной роли государства в управлении социально-экономическими процессами. Современная экономика - «смешанная» экономика, базирующаяся на рыночных принципах организации хозяйственной жизни (частная собственность, свобода предпринимательской инициативы, рыночные способы распределения ограниченных ресурсов) при активном регулирующем воздействии государства на поведение экономических субъектов.

Необходимость государственного регулирования экономических процессов обусловлена неспособностью рынка путем саморегулирования решить ряд проблем, подрывающих основы рыночной системы хозяйства и снижающих ее эффективность. В условиях рыночной конкуренции возникают так называемые «провалы рынка» - ситуации, когда экономика, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, не обеспечивает эффективного использования ресурсов и динамичного развития.

Традиционно к провалам рынка относят:

Монополию;

Недостаток и ассиметрию информации;

Внешние эффекты (экстериалии);

Производство общественных благ.

Монополизм, затрудняющий вход на рынок для других хозяйствующих субъектов, а также искажающий рыночный механизм ценообразования, является феноменом, нарушающим основы рынка и принципы свободной конкуренции.

Государство в этих условиях своей деятельностью должно обеспечивать условия свободной конкуренции, осуществлять антимонопольное регулирование.

Как правило, именно монополии завышают цены на товары и услуги, и государство вынужденно вносить соответствующие коррективы в устанавливаемые ими цены. В некоторых случаях по отдельным социально значимым товарам и услугам государство выступает регулятором цен, в том числе устанавливаемых и не монополистами, регулируя величину торговой надбавки или устанавливая налогообложение для этих товаров по льготной ставке.



В условиях рынка экономические агенты действуют в условиях несовершенной (ассиметричной и неполной) информации . Это порождает неэффективность осуществляемых рыночных сделок.

Недостаток информации может блокировать взаимодействие субъектов рынка. Результатом выступает неполнота рынков, проявляющаяся прежде всего в финансовой сфере. Рынки ценных бумаг и фьючерсных контрактов как составная часть рынка капитала, как правило, не являются всеохватывающими и совершенными. Прогнозировать долгосрочные изменения на них крайне сложно. Более того, финансовые рынки функционируют относительно самостоятельно от рынков потребительских благ, труда, земли и физического капитала. Все это приводит к тому, что большинство сделок осуществляется в условиях неопределенности.

Обычно государство неспособно полностью преодолеть проблему неполноты информации. Но оно может частично ослабить риски принимаемых решений, распределив их между налогоплательщиками, что недоступно частным инвесторам. Государство может профинансировать долгосрочные инвестпроекты либо выступить гарантом при их реализации, ввести обязательное страхование вкладов банковскими институтами, предпринять другие действия, способные повысить эффективность общественного использования ресурсов.

Ассиметрия информации проявляется во многих сферах экономической деятельности. Так, классическим примером выступают здравоохранение и медицинское обслуживание. Пациент, обращаясь к врачу, полагается на него в постановке диагноза и выборе методов лечения. Потребитель медицинских услуг не имеет возможности контролировать производителя. Если производители руководствовались бы исключительно принципами личной выгоды, то широкое распространение получила бы дорогостоящая и малоэффективная медицинская помощь.

В равной степени подобная ситуация возможна и в области образования. Здесь потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальная услуга будет оказана. Оплата услуг осуществляется на основании недостаточно точной оценки, которая строится на основе предположений, базирующихся на основе имеющегося опыта. Информационная ассиметрия имеет место и при приеме на работу; наниматель заведомо хуже знает возможности лица, ищущего работу, нежели сам потенциальный работник.

Проблема ассиметрии информации может быть решена и без участия государства, на основе учета репутации . Однако в сложных ситуациях более продуктивным оказывается вмешательство государства, которое может принимать различные формы. Одной из них является лицензирование , выступающее обязательным условием осуществления отдельных видов деятельности, например, в здравоохранении, при оказании образовательных услуг, производстве медицинских препаратов и т.д. Возможно также прямое участие государства в производстве товаров и услуг, с которыми связана значительная информационная ассиметрия. Наконец, для предотвращения ассиметрии информации либо блокировки ее последствий могут быть использованы различные инструменты государственного контроля над производствоми сбытом соответствующих товаров и услуг.

Очевидным провалом рынка являются внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды, связанные с конкретным видом деятельности, не получившие отражения в ценах. Внешними они называются потому, что касаются не только участников конкретной рыночной сделки, но и третьих лиц.

Различают отрицательные и положительные экстерналии. Рыночное саморегулирование не устраняет отрицательные «внешние эффекты», т.е. негативное воздействие деятельности одних субъектов хозяйствования на других. Примером здесь является загрязнение окружающей среды, которое приносит экономические убытки всему обществу (загрязнение рек, воздуха). В этом случае через административные штрафы или дополнительное налогообложение государство заставляет производителей избегать таких эффектов для других участников рынка.

При положительных экстерналиях деятельности одних экономических агентов приносит определенные выгоды посторонним лицам. Так, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, опасность заражения снижается не только для него лично, но и для тех, кто вступает с ним в контакт. В этом случае предельные общественные выгоды выше предельных частных выгод. Другим примером достижения положительного внешнего эффекта является развитие образования, в результате чего в выигрыше оказываются не только отдельные люди, но и общество в целом. Если бы сферы, порождающие положительные внешние эффекты, развивались исключительно на основе принципов свободного рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих благ по сравнению с эффективным уровнем.

Блага, порождающие положительные внешние эффекты, создаются в основном в сферах образования, здравоохранения и культуры. Эти социально значимые блага оказывают положительное влияние на общество в целом, поэтому является оправданной государственная поддержка их потребителей и производителей путем предоставления налоговых льгот и субсидий.

Предельный случай деятельности, порождающей позитивные экстерналии, представляет создание общественных благ . Это блага, производимые за счет общества и потребляемые всеми членами общества. Они отличаются двумя свойствами: несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью в потреблении подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу новых потребителей. Блага, которым присущи оба этих свойства, называются чисто общественными благами . Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется не в полной мере, налицо смешанное общественное благо .

Примерами чисто общественных благ служат национальная оборона, правоохранительная деятельность, законодательство. Так, увеличение численности населения не требует внесения дополнительных изменений в гражданский, семейный или административный кодекс. Законы определяют права и обязанности каждого, причем размер получаемых «выгод» не зависит от количества «потребителей». При этом ни один житель страны не может быть выведен из-под действия законодательства, так как оно одновременно обращено ко всем членам общества.

Чисто общественные блага не могут быть произведены и проданы по частям, их производство и потребление происходит коллективно.

Исправить изъяны рынка призвано государство. В настоящее время сложились апробированные в различных государствах механизмы коррекции рыночного механизма. К ним относятся мероприятия по поддержанию макроэкономического равновесия, при этом само понятие «равновесие» распространяется не только на экономические, но и социальные элементы, прежде всего систему социальных гарантий граждан. Основные споры ведутся о масштабах подобного регулирования.

Основные причины провала рынка, внешние и внутренние особенности

Рынок является системой, которая функционирует эффективно в том случае, когда задача обеспечения организации торговли на взаимовыгодных условиях реализуется полноценно. Идеальный рынок обязан сделать реальным любой обмен, если он выгодный для обеих сторон. Когда рынок неспособен выполнить свою функцию, возникает понятие провалов рынка, при этом ограниченные ресурсы распределяются нецелесообразно. Как правило, к провалам рынка относится недостаточная конкуренция, также ученые причисляют к этой категории внешние эффекты и общественные блага.

Действующая теория провалов рынка и внешние эффекты

Специалисты говорят, что к провалам рынка можно отнести внешние эффекты. При этом рынок не способен адекватно передавать информацию о цене. Ценовая политика обязана отображать объективную стоимость производства товаров, услуг. В процессе покупки-продажи участвуют производитель и клиент. Если их действия начинают оказывать влияние на третьих, непричастных к процессу торговли лиц, то речь идет о таких типах провала рынка, как внешние эффекты. Например, загрязнение окружающей среды.

Каковы последствия провала рынка: общественные блага и рыночное фиаско

Товары и услуги обладают двумя основными характеристиками. Во-первых, это свойство исключения. То есть производитель одним лицам предлагает свой товар, а другим – нет. Второе свойство – соперничество. Если единицу использует одно лицо, то другое ее использовать уже не может. Такие особенности обычно рассматриваются в условиях наличия или отсутствия конкуренции. Если товар не обладает свойствами исключения и соперничества, то его называют общественным благом. К таким относятся, например, работа милиции, космическая программа, уход за улицами населенных пунктов и многое другое. Известно, что виды провалов рынка включают в себя блага общественного значения.

Недостаточна конкуренция и основные типы провалов рынка в экономике

Также к провалам рынка относится недостаточная конкуренция. Рыночные цены должны отражать альтернативную стоимость. Если начинают проявляться пагубные эффекты извне, цены падают ниже альтернативных. В случае, когда конкуренция недостаточно высокая, цены начинают неоправданно повышаться, что может повлечь за собой рыночное фиаско. Среди причин провала рынка эта, наверное, является одной из главных. Подобная схема характерна для рынков-монополий, когда потребитель начинает получать ложный сигнал о цене. Далее могут последовать экономически необоснованные замены. Подобные ситуации сильно расшатывают рынок товаров и услуг, вносят нестабильность.

Какие другие провалы рынка можно назвать?

Также провалы рынка включают в себя инфляцию, появление безработицы. В этих случаях действия продавцов и покупателей становятся некоординируемыми. Надо отметить, что к провалам рынка не относят равномерное распределение доходов, регулирование ценообразования, принятие антимонопольного законодательства. Государство может урегулировать ситуацию рыночных фиаско. Для этого принимаются законы, которые предписывают использование оборудования, контролирующего уровень загрязнения окружающей среды. Могут также вводиться налоги, которые отражают ущерб от пагубных внешних эффектов производства. Права собственности владельцев уточняются с целью уберечь природу от загрязнения. Безусловно, провалы рынка являются очень важной экономической проблемой, требующей поиска новых путей разрешения.

Провалы рынка - экономические проблемы, которые не могут решаться с помощью рыночного механизма .

Рынок выполняет свои функции наиболее эффективно в условиях экономической свободы, что предполагает:

Свободу перемещения ресурсов;

Своду выбора продавцов и покупателей;

Свободу предпринимательства;

Своду ценообразования.

Важнейшим преимуществом рыночной системы является то, сто данная система - саморегулирующаяся. Она обладает собственным внутренним порядком и подчиняется собственным закономерностям. Однако тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, действует через постоянное нарушение равновесия, как частичного - на отдельных рынках, так и общего - между совокупным спросом и совокупным предложением.

Макроэкономическая нестабильность проявляется:

В неустойчивых темпах экономического роста и циклическом характере развития экономики;

В недоиспользовании ресурсов, включая неполную занятость;

В нестабильности общего уровня цен и инфляции .

Все перечисленное является следствием не только внешних факторов, но и следствием несовершенства самого рыночного механизма. Речь идет о функциях, которые не свойственны природе рынка и о ситуациях, когда рыночный механизм приводит к неэффективному с точки зрения общества распределению ресурсов.

Виды провалов рынка:

1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики необходимым количеством денег. Регулирование денежной массы в соответствии с экономическими потребностями, а следовательно, эмиссия денег - монополия государства.

2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворения тех потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе, то есть не имеют рыночной денежной оценки. Речь идет о товарах, которые необходимы обществу, но на которые не предъявляется платежеспособный спрос. Следовательно, отсутствует стимул к их производству. Это общественные блага. Эти блага при предоставлении одному индивиду автоматически становятся доступны всем. Их характеристики: неконкурентность и неисключаемость.

3. Рыночной системе внутренне присуща склонность к монополизации.

Рыночный механизм стимулирует процессы, ослабляющие конкуренцию:

Каждый отдельный производитель стремится к той или иной форме монополии, что порождает практику тайных сговоров производителей и создание их объединений с целью захвата рынка;

Технический прогресс, стимулируемый рыночным механизмом, требует с чисто технологической точки зрения крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размера фирмы, как абсолютных, так и относительно размеров рынка. Это приводит к централизации и концентрации капитала и производства и, как следствие, к монополизации рынка.


Таким образом рынок сам порождает тенденцию к монополизации, а монополия препятствует эффективному распределению ресурсов и портит рыночный механизм. Тенденция к монополизации вытекает из логики конкурентной борьбы. Рыночная система не может противодействовать монополизации, так как эта тенденция - следствие действия рыночного механизма. Рынок сам порождает то, что его убивает.

4. Рыночная экономика включает инфляцию как имманентную характеристику рыночного механизма. В результате инфляции деньги обесцениваются, и цены перестают играть роль рыночных сигналов.

5. Рыночный механизм не может решить всей совокупности региональных проблем. Регионы располагают разным объемом ресурсов (природных, финансовых, трудовых). При недостатке финансовых ресурсов невозможно использовать и все другие их виды. Система перемещения ресурсов с помощью рыночного механизма приводит к оттоку средств из «бедных» регионов. Они перемещаются в регионы с более благоприятным инвестиционным климатом. Это приводит к дальнейшему обострению экономического положения «бедных» регионов.

6. Рыночный механизм не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, не может обеспечить полную занятость ресурсов.

7. Рыночный механизм не может реализовать национальные экономические интересы в сфере международных отношений. Страны, менее развитые, с низким уровнем производительности труда лишаются возможности развития.

8. Рыночный механизм социально нейтрален, то есть одновариантен с точки зрения распределения доходов (сильные выигрывают и становятся еще сильнее, слабые проигрывают). Рыночное распределение доходов не соответствует социальным потребностям общества, раскалывает его и ведет к социальным конфликтам. Более того, такое распределение может подорвать будущее развитие общества.

9. Рыночный механизм приводит к существованию внешних эффектов (экстерналий).

Провалы государства - ситуации, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов. Выше мы рассмотрели так называемые «провалы рынка». Логично предположить, что государство должно сосредоточить усилия на решении проблем, которые не в состоянии решить рынок. К ним, в первую очередь относится производство общественных благ, регулирование и контроль естественных монополий, разработка политики доходов, регулирование экстерналий и т.д. Однако вероятность принятия государством неоптимальных экономических решений весьма велика.

Это объясняется следующими обстоятельствами:

1. Недостаток информации и/или низкое качество информации, исходя из которой принимаются решения. Правительственные решения могут приниматься при отсутствии надежной статистики. Более того, наличие активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению имеющейся информации.

2. Сложная и многозвенная система сбора информации, принятия решения, доведения его до исполнителя и контроля исполнения решения. В итоге информация искажается, решения реализуются в ситуациях, отличных от тех, применительно к которым они принимались, решения не выполняются и т.п. Качественный контроль при многозвенности управления вообще невозможен.

3. Политизация экономических решений.

4. Недостаточная мотивация управленческих структур. Лица, принимающие решения и распределяющие финансовые потоки, не несут личной имущественной ответственности за свои последствия своих решений. Бюрократия распределяет ресурсы, собственником которых не является. Более того, если законодательные и представительные органы власти зависят от воли общества, интересы которого представляют, выражают и обеспечивают (наличие политического цикла), то бюрократия в основном автономна, от позиции общества практически не зависит.

5. Прогноз последствий экономических решений, принимаемых государством, зачастую невозможен. Экономические агенты могут реагировать и часто реагируют отнюдь не так, как ожидалось. Поэтому конечные результаты государственных регулирующих мероприятий могут отличаться, в том числе диаметрально, от их цели.

Как видим, ни рыночный, ни командно-административный механизмы принятия решений не являются панацеей. Второй должен использоваться таким образом, чтобы не подменять действия рыночных сил. Однако и без государственного регулирования сбалансированное экономическое развитие в современных условиях обеспечить невозможно.

План.

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

Таким образом,

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка:

Рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями, основанная на купле и продаже товаров, услуг и денег.

Наиболее полно сущность рынка раскрывается через его функции :

  • Информационная.
  • Регулирующая.
  • Стимулирующая.
  • Контролирующая.
  • Ценообразующая
  • Дифференцирующая.

Рынок – великое завоевание человеческой цивилизации, но в то же время он имеет и недостатки.

Положительные черты рынка:

  • Гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.
  • Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек.
  • Независимость производителей и потребителей в принятии решений.
  • Способность удовлетворять потребности в необходимом количестве и высоком качестве.
  1. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок имеет определённую структуру – внутреннее строение отдельных элементов рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

  1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок денег и т.п.
  2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.
  3. По степени ограничения конкуренции : рынок свободной конкуренции, рынок чистой монополии, рынок олигополии, рынок монополистической конкуренции.
  4. По отраслям : автомобильный, зерновой и т.д.
  5. По характеру продаж : оптовый, розничный.
  6. С точки зрения соответствия закону : легальный рынок (соответствующий закону) и теневой рынок (не соответствующий).
  7. Также разделяют рынок продавцов и рынок покупателей.

Инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, обеспечивающих успешное функционирование рынка. Инфраструктура выполняет очень важные функции: облегчает встречу продавцов и покупателей, облегчает сделки, позволяет государству и обществу контролировать рынок.

Следует различать инфраструктуру товарного, финансового рынков, рынка труда.

Элементы инфраструктуры рынка: товарная биржа, фондовая биржа, биржа труда, банки, налоговые службы и т.д.

Биржа – рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы, где цены устанавливаются публично (котируются). Это определение не относится к бирже труда.

В практике товарных бирж встречаются несколько типов сделок : форвардные, фьючерсные, опцион. Биржевая практика связана с понятием «хеджирование» (ограждение, страхование). Это процесс, который преследует цель обеспечить страхование от возможных потерь из-за резкого колебания цен.

Основными действующими лицами на бирже являются : брокер, маклер, дилер, «бык», «медведь».

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Провалы – это случаи, когда рыночное саморегулирование не решает экономические и социальные проблемы рынка и требуется государственное вмешательство для их решения. Форм проявления провалов рынка много:

  • Возникновение внешних эффектов.
  • Рынок не производит общественные блага.
  • Асимметричность информации.
  • Рынок связан с риском и неопределённостью.

Что такое внешние эффекты ? Это издержки или выгоды от побочного воздействия внешних эффектов в процессе рыночных операций, не отражающиеся, однако на рыночных ценах товаров и услуг. Внешние эффекты воздействуют прежде всего на третьих лиц (людей, непосредственно не участвующих в материальных и денежных затратах на производство этих услуг и товаров. Внешние эффекты бывают отрицательными и положительными.

Последствия существования внешних эффектов заключаются в том, что ресурсы распределяются неэффективно и теряется общественная полезность. Примером отрицательных внешних эффектов могут быть такие явления как загрязнение окружающей среды фирмами (вредные выбросы) или эффект «пассивного курения».

Сегодня последствия загрязнения окружающей среды приняли международный характер (мировой «парниковый эффект»).

Вопрос о регулировании внешних эффектов в ХХ-ХХI веках стоит очень остро. Отрицательные внешние эффекты регулируются при помощи стандартов и норм, налогов, «платы за выбросы» и т.д.

Положительные внешние эффекты – допустим, облегчение возможности получить дополнительное образование – учёные, например, А. Пигу, предлагают регулировать через субсидии и гранты.

Общественное благо – это товары и услуги, в которых нуждаются все, независимо от платы за них. Чисто общественное благо – благо, которое нельзя предоставить одному лицу без предоставления всем остальным. Обычно эти блага потребляются сообща. Общественные блага обладают чертами неисключаемости и совместного потребления; появление новых потребителей обычно не уменьшает выгоду потребления для других и т.д.

Эти блага обычно связаны с эффектом «безбилетника», который заключается в том, что у людей возникает соблазн не платить за их производство. Трудность получения платы за них приводит к невыгодности их производства, так что государство вынуждено брать его на себя. Пример чисто общественных благ: национальная оборона, дорожная сеть, пожарная служба и т.п. Фактически эти товары оплачиваются всеми налогоплательщиками. Есть и другие виды общественных благ, которые люди могут получать как бесплатно, так и за плату.

Ещё один вид провала рынка – асимметричность информации . Это ситуация, когда часть участников рынка в процессе сделки владеют важной информацией, которой не владеют другие участник сделки. Это явление имеет отношение ко многим рынкам: рынку труда, рынку сложных товаров и услуг, ценных бумаг и т.п.

Контрольные вопросы для самопроверки.

  1. Назовите функции рынка. Какие из этих функций, на ваш взгляд, не работают в экономике современной России?
  2. Какие функции выполняет инфраструктура рынка? Какие элементы инфраструктуры финансового рынка вы знаете?
  3. Назовите формы проявления провалов рынка.
  4. Назовите основных агентов рынка.

Вопросы для обсуждения.

  1. Объясните, каким образом рынок служит средством обмена информацией о решениях домохозяйств и фирм.
  2. Связаны ли провалы рынка с этическими проблемами? Или здесь только экономика?

Основная литература.

1. Пястолов С.М. Экономика.гл.6

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.10,11.


Вопросы для размышления.

  1. Дайте экономическое объяснение графическому изображению постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек.
  2. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, фирмы могут осуществлять все желательные изменения в структуре применяемых ресурсов. Чем в таком случае будет определяться минимальный эффективный размер фирм?

Основная литература.

1. Пястолов.С.М.Экономика.,гл.3

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.3-7,11.

Дополнительная литература.

  1. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2./Под ред. Журавлевой Г.П.- Гл.5,6.
  2. Экономика. /Под ред. Булатова А.С.- Гл.5.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика. /Под. Ред. Грязновой А.Г., Юданова В.П. Т.2
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл.3-13.
  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл.4,30.

Вопросы для размышления.

  1. Как вы понимаете выражение Ф. Хайека: «Конкуренция – процедура открытия…»?
  2. От чего зависит, будет ли отрасль конкурентной, то есть состоящей из большого количества небольших фирм, или в ней будут господствовать несколько крупных фирм?
  3. В чём сходство и в чём различие между монополистической конкуренцией и совершенной конкуренцией?
  4. В чём сильные и слабые стороны антимонопольного регулирования в России?
  5. Немногочисленность конкурентов-олигополистов означает всеобщую взаимосвязанность. При прочих равных условиях эта взаимозависимость изменится прямо или обратно пропорционально дифференциации продукта по числу фирм?

Лекция 5.

План

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.
  2. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.
  3. Основные принципы классификации инфляции.
  4. Измерение инфляции: показатели и основные проблемы.
  5. Социально-экономические последствия инфляции.
  6. Антиинфляционная политика.

Аннотация лекции

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio – «вздутие») впервые был введён в оборот в ходе Гражданской войны в США в 1861-1865 гг. XIX века для обозначения ситуации потери деньгами своей покупательной способности. В научной литературе это понятие появилось в ХХ веке.

Однако само по себе данное явление известно человечеству с момента появления денежного обращения. А в ХХ веке инфляция стала хронической, практически неизбежной, так как провоцирующих её факторов было значительно больше, чем сдерживающих.

В экономической теории подходы к пониманию роли и последствий инфляции были разные. Представители классической буржуазной политэкономии изучали инфляцию как часть теории денег. Даже Дж. М. Кейнс впервые проанализировал инфляцию в качестве элемента макроэкономической теории, а позже монетарная теория уже включила проблемы инфляции в макроэкономическую теорию как её важную составляющую. Всё это позволяет предположить, что инфляция – неоднозначное явление.

В российской экономической литературе инфляция трактовалась по-разному. В 1930-е годы – как чрезмерный выпуск денежных знаков; в 1960-1970-е гг. – как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования.

Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты. Инфляции можно дать такое определение: инфляция – снижение покупательной способности номинальной денежной единицы под действием целого ряда факторов, что выражается, прежде всего, в появлении устойчивой тенденции к повышению общего уровня цен на рынках товаров и платных услуг.

В этом определении важны акценты:

  • «ряд факторов»
  • «устойчивая тенденция»
  • «общий уровень цен»
  • «на рынках товаров»
  1. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.

Условием возникновения инфляции является несоответствие номинальной денежной массы, с одной стороны, и товарной массы – с другой. Ситуация выводится из уравнения денежного обмена (модель И. Фишера) количественной теории денег: M × V = P × Y,

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Y – реальный доход;

Р – индекс цен.

Но одно лишь это условие не объясняет причины возникновения инфляции. Инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства.

Важнейшие причины можно сгруппировать по-разному, например, разделить на внутренние и внешние.

Лекция 6.

План:

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.
  2. Исторический подход к анализу причин безработицы и классификация её видов.
  3. Монетаристский подход к анализу безработицы. Современная классификация безработицы.
  4. Последствия безработицы: неэкономические и экономические. Закон Оукена.
  5. Государственная политика борьбы с безработицей.
  6. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Аннотация лекции.

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.

Рынок труда – сфера устойчивого обмена меду продавцами услуг труда и покупателями этих услуг .

Этот рынок, в отличие от других, подчиняется не только законам экономики, но и социально-психологическим законам. Экономическая функция рынка труда – обеспечение оптимального воспроизводства рабочей силы, а социальная функция – обеспечение качества жизни работника и его семьи.

Механизм рынка труда на макроуровне представляет собой сочетание совокупного рыночного спроса (AD) на трудовые услуги и рыночного предложения (AS) трудовых услуг.

Объект и субъект рынка труда – население, а исходный показатель рынка труда – занятость населения.

Население (POP) с макроэкономической очки зрения делится на две группы:

  1. Включаемые в число рабочей силы (по классификации MOT – «экономически активное население» (L).
  2. Не включаемое в число рабочей силы (NL).

POP = L + NL

Людей, не включённых в состав рабочей силы NL иногда называют институциональным населением. В эту группу входят две большие подгруппы:

  • Дети до 16 лет.
  • Люди, отбывающие срок в тюрьмах.
  • Люди, находящиеся в психиатрических больницах.
  • Инвалиды.
  • Студенты дневного отделения.
  • Вышедшие на пенсию.
  • Домохозяйки.
  • Бродяги (бомжи).
  • Люди, искавшие работу, но прекратившие её поиски.

Таким образом, рабочая сила включает в себя две группы населения: занятые и безработные.

Занятые (Е) – люди, имеющие работу, при этом неважно, занят человек полный или неполный рабочий день

Безработные (U) – люди, не имеющие работы, но активно её ищущие, или ожидающие начала трудовой деятельности. Поиск работы – главный критерий безработного.

Показатели безработицы:

  1. Основной показатель – уровень безработицы. Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы.

U = U х 100%

  1. Показатель средней продолжительности безработицы в расчёте на одного безработного.
  2. Удельный вес рабочего времени, потерянного из-за безработицы.

Рынок: сущность, функции. Провалы рынка.

План.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.
  2. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.
  3. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.

В истории развития рыночного хозяйства можно выделить ряд этапов: обмен, товарное обращение, рынок.

Главное условие появления обмена, а затем и рынка – общественное разделение труда. Обмен существует во всех исторических эпохах (может быть также и обмен продуктами труда – бартер), товарное же обращение появилось позднее. Оно представляет собой товарный обмен, опосредованный деньгами (Т – Д – Т), поэтому связано с денежным обращением. Примерно 6-7 тысяч лет назад товарное обращение начало носить всеобщий характер и утвердилось как система рынка.

Таким образом, рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного хозяйства, обусловленный разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования. При этом рынок не только историческое явление, но и культурное, философское и, конечно, экономическое.

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка.

Рынок – основной механизм распределения ограниченных ресурсов.

Условий Парето–оптимального распределения ресурсов в рыночной экономике:

· цены потребительских благ соответствуют их предельной полезности;

· цены на ресурсы отражают их относительную ограниченность. Другими словами предельные «частные» издержки производства, учитываемые фирмами, идентичны «общественным» альтернативным предельным издержкам;

· рыночная ставка процента на капитал («частная ставка дисконтирования») совпадает с общественной ставкой дисконтирования;

· состояние неполной занятости при определенном соотношении цен на ресурсы приводит в движение процессы субституции, которые приближают экономическую систему к состоянию полной занятости.

Увы, существуют ситуации, в которых в силу тех или иных обстоятельств – особенность используемой технологии производства, маленькая емкость рынка, специфика потребления, качественные характеристики производимых товаров (услуг) или по каким-то другим причинам – вышеуказанное правило конкурентной эффективности не соблюдается. И тогда конкурентный рыночный (в узком смысле – «ценовой») механизм дает «сбой», т.е. неэффективно распределяет ресурсы либо вообще не возникает. В результате рентабельность не тождественна экономической эффективности, максимизация прибыли не означает максимизации общественного благосостояния, т.е. достижения Парето–эффективности в производстве и в распределении.

Такие случаи именуются таким достаточно условным и не совсем удачным термином, как провалы/фиаско (несостоятельность) рынка (market failures

Провалы/фиаско рынка – случаи, когда рынок совершенной конкуренции не обеспечивает Парето–эффективности, ценовая система не в состоянии «в одиночку» эффективно распределить ограниченные ресурсы. Соответственно ее необходимо «дополнить» либо заменить на другой механизм.

Современная экономическая теория насчитывает порядка восьми типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

· существование внешних/побочных эффектов ;

· недопроизводство (либо полное отсутствие рынков) общественных (неисключаемых) благ . Строго говоря, это частный случай внешних/побочных эффектов;

· отсутствие рынков некоторых частных благ, в частности – для многих форм риска и для большинства будущих сделок. Данный провал рынка принято обозначать термином неполнота рынков частных благ.

· недопроизводство некоторых частных благ из-за неделимости крупных производственных мощностей и как следствие – дискретности функции рыночного предложения.

· неэффективность конкуренции , т.е. ее невозможность или нецелесообразность в условиях возрастающей отдачи от масштаба, приводящей к возникновению естественных монополий .

· информационная асимметрия между продавцами и покупателями, порождающая неопределенность и приводящая к возникновению трансакционных издержек (подробно рассматривалась в теме 10);

· неполная занятость ресурсов (в частности, трудовых);

· чрезмерное (с точки зрения доминирующих общественных представлений, культуры общества, системы ценностей) неравенство доходов .

Данный перечень провалов рынка не является (как станет понятным далее) их строгой классификацией, но удобен для дальнейшего анализа.

Разумеется, нормальное функционирование рыночного механизма предполагает следование продавцов и покупателей определенным юридическим нормам и моральным традициям. Формальные правила и неформальные нормы – неотъемлемая часть рыночного механизма, т.к. в любом понимании рынок – это институт. Нарушение правил и норм приводит к деформациям рыночного механизма и (как следствие) к неэффективному распределению ресурсов, но они не считаются «провалами рынка» в силу их иной – «внешней» – природы. Здесь будет уместна аналогия с физико–химическими процессами: нарушение правил эксплуатации какого-либо механизма, приводящее к его сбоям, нельзя считать недостатком данного механизма.

Кроме того, существуют важные общественные проблемы, для решения которых рынок в принципе не предназначен. В частности, рынок «нейтрален» по отношению к проблеме «социальной справедливости». Поэтому представляется некорректным критиковать рыночный механизм с точки зрения целей, для достижения которых он не предназначен (как, например, нельзя критиковать автомобиль за то, что он не летает).

Внешние/побочные эффекты

Главной причиной, по которой конкурентная рыночная система иногда не обеспечивает Парето–оптимального распределения ресурсов, принято считать т.н. «внешние/побочные эффекты».

Внешние/побочные эффекты или «экстерналии» (externalities) – сопутствующие рыночным сделкам блага или нежелательные явления, для которых не может быть создан рынок. В несколько более узком и точном смысле – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах и/или в условиях контрактов (если учитывать неценовые компоненты контрактов). На языке новой институциональной экономики – «неспецифицированы» в условиях контрактов. Внешние эффекты возникают в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Ярким примером блага с положительным внешним эффектом является образование; классическими примерами отрицательных внешних эффектов являются загрязнение окружающей среды промышленностью и «трагедия общедоступных ресурсов».

Чистые общественные блага (pure public goods) – неделимые товары и (чаще всего) услуги, которые потребляются коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за них или нет.

Чистое общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Первое свойство характеризует потребительские особенности чистых общественных благ, второе – особенности взаимоотношений потребителей с «поставщиками» общественных благ.

Свойство неизбирательности (неконкурентности) в потреблении означает, что потребление чистого общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны для потребителей, т.к. предельные издержки их предоставления дополнительному потребителю равны нулю.

Свойство неисключаемости из потребления (главное свойство) означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Иначе это называют режимом свободного доступа к благу. Для чистых общественных благ ограничить число пользователей (потребителей) технически невозможно; они неделимы и не исключаемы из потребления третьих лиц. Поэтому их часто называют неисключаемые блага .

Чистое частное благо (pure private good) – такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Другими словами, это благо, обладающее свойствами конкурентности при потреблении и исключительности доступа. Таких благ большинство. Практически все материальные предметы потребления (пища, одежда, жилье, автотранспорт и т.д.) являются частными благами.

В отличие от чисто частного блага, чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть продано по частям.

Некоторые блага можно отнести к категории смешанных (mixed goods) – они отчасти поддаются делению.

Для них исключение из пользования «технически» возможно, но сопряжено со значительными издержками. В некоторых случаях – слишком дорогостояще либо по иным причинам нежелательно. Примером смешанных благ могут служить некоторые автомобильные трассы, а также технические изобретения.

я них исключение из пользования Нтелевизионное и радио–вещаниеило можно "Поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то у многих из них (в силу экономического оппортунизма) возникает желание обойтись без лишних затрат, получить это благо даром. В случае «обычного» – частного – блага потребитель отказывается от покупки в двух случаях: если товар не очень нужен или если цена слишком высока. В случае чисто общественного блага у потребителя появляется третья причина, чтобы не платить – возможность получить это благо бесплатно, «проехаться зайцем». Такая ситуация получила в экономической теории название проблема безбилетника (free rider problem) .

Из-за большого количества «безбилетников» частная фирма не сможет даже покрыть затраты. В результате частного производства чисто общественных благ чаще всего не возникает, ценовая система не создает стимулов для их производства. Ярким примером неспособности «рынка» (а точнее – коммерческих предприятий) создавать общественные блага является отсутствие коммерческого финансирования фундаментальных научных исследований и недофинансирование перспективных инновационных разработок – своего рода «близорукость» в отношении долгосрочных инновационных инвестиций.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение