Краткое содержание герой по главам. «Герой нашего времени». Кратко

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Герой нашего времени» — роман М. Ю. Лермонтова (1814-1842). Написан в 1836-1840 годах. Первый в истории русской литературы, где цикл повестей объединен фигурой главного героя, а не рассказчика или сочинителя. «Герой нашего времени» считается первым русским психологическим произведением, в котором автор произвел углубленный психологический анализ современного ему человека и общества

Главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией. Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон. При этом Лермонтов рисует в деталях характер Печорина, передает его размышления, впечатления, чувства, но обходит молчанием его биографию, лишь вскользь сообщая самое необходимое

- В повести «Бэла» — Печорин — эгоист, ломающий жизни и судьбы окружающих его людей со скуки, ради удовлетворения своих желаний.
- В «Тамани» — Печорин неожиданно вовлекается в деятельность контрабандистов, не содействуя ей, а даже мешая, что едва не приводит его к гибели. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» — сетует он.
- «Максим Максимыч» — повесть вовсе не о Печорине. Её главный герой — пожилой офицер Максим Максимыч, знакомец Печорина. В «Максиме Максимыче» Лермонтов первый и последний раз дает портрет Печорина:

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…, его походка была небрежна и ленива, … он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб…. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! … Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, …то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…»

- «Фаталист» — ещё один эпизод биографии Печорина. Действие происходит в казачей станице, где Печорин в компании за картами ввязывается в спор с поручиком Вуличем о фатализме…
- «Княжна Мэри» — приключения Печорина на водах, в Пятигорске и Кисловодске, его бесчестное поведение в отношении княжны Лиговской, дуэль с Грушницким…

«Герой нашего времени». Распределение по главам

Повести, из которых составлен роман, расположены не в хронологической последовательности жизни главного героя, а в по второстепенной, связанной с автором произведения. Ведь, например, о смерти Печорина читатель узнает ещё в середине романа. Части романа «Герой нашего времени» были опубликованы в следующей последовательности, и до сегодняшнего дня она неизменна
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Тамань» — первая часть
  • «Княжна Мэри»
  • «Фаталист» вторая

Однако, если установить хронологические рамки романа, то получится следующее

  1. По пути из Петербурга на Кавказ Печорин остановился в Тамани («Тамань»)
  2. После участия в военной экспедиции Печорин поехал на воды в Кисловодск и Пятигорск, где влюбил в себя княжну Мэри и убил Грушницкого («Княжна Мэри»)
  3. За это Печорина ссылают в глухую крепость, где он познакомился с Максим Максимычем («Бэла»)
  4. Из крепости Печорин на 2 недели отлучился в казачью станицу, где он повстречал Вулича
  5. Через пять лет после этих событий Печорин, живший в Петербурге, отправился в Персию и по дороге встретился с Максим Максимычем «Максим Максимыч»
  6. На обратном пути из Персии Печорин умер (предисловие к «Журналу Печорина»)

История создания романа «Герой нашего времени». Кратко

  • 1836 — Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать роман «Княгиня Лиговская», в котором впервые появился гвардеец Печорин. Ромн закончен не был. Образ Печорина из «Княгини Лиговской» более автобиографичен. Свое сходство с Печориным «Героя нашего времени» Лермонтов отрицал
  • 1839, первая половина марта — В журнале «Отечественные записки» за подписью «М. Лермонтов» напечатана «Бэла. Из записок офицера о Кавказе».
  • 1839, 18 марта — в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» помещено сообщение о том, что в мартовской книжке «Отечественных записок» напечатан рассказ Лермонтова «Бэла»
  • 1839, 16 сентября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» сообщалось, что в ближайшей книжке «Отечественных записок» будет напечатана повесть Лермонтова «Фаталист»
  • 1839, 5 ноября — редактор и издатель «Отечественных записок» А. А. Краевский пишет цензору А. В. Никитенко: «Со мной случилась беда ужасная. Наборщики и верстальщик в типографии, вообразив, что от вас получена уже чистая корректура „Фаталиста“, третьего дня отпечатали весь лист, в котором помещалась эта повесть, оттиснув таким образом 3000 экз… .можете представить весь мой ужас…, прошу вас позволить… напечатать эту статью без ваших изменений… Я бы не умолял вас, …если бы не видел, что эта маленькая статейка может пройти в своем первоначальном виде. Лермонтова любит и князь Михаил Алексндрович Дундуков-Корсаков, и министр С. С. Уваров; право, тут худа быть не может…»
  • 1839, 10 ноября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» дано сообщение, что в ноябрьской книжке «Отечественных записок» напечатаны стихотворение Лермонтова «Молитва» и повесть «Фаталист»
  • 1840, первая половина февраля — в февральской книжке «Отечественных записок» напечатаны «Тамань» (с. 144-154) и «Казачья колыбельная песня» (с. 245-246), подписанные «М. Лермонтов».
  • 1840, первая половина апреля — вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени»
  • 1840, 27 апреля — в «Литературной газете» — извещение о выходе «Героя нашего времени»
  • 1840, 5 мая — в газете «Северная пчела» (№ 98) и в ряде следующих номеров - извещение о выходе в свет «Героя нашего времени»
  • 1840, 14 мая — в «Отечественных записках» — статья Белинского (без подписи) о романе Лермонтова
  • 1840, 25 мая — в «Литературной газете» снова без подписи напечатана сочувственная рецензия литературного критика В. Г. Белинского на «Героя нашего времени»

«Печорин — Это нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось… Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения»

«Я прочел Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер. Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, все же она оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых кажущиеся наилучшие поступки проистекают из отвратительных и ложных побуждений. Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к человечеству…
…Итак, я повторяю, что по моему убеждению это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора»

  • 1840, 15 июня — в «Отечественных записках» — начало статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 14 июля — в «Отечественных записках» — окончание статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 16 и 17 декабря — в «В Северной пчеле» в форме письма к её редактору, писателю, журналисту, литературному критику Ф. В. Булгарину напечатан восторженный отзыв журналиста, литературного и театрального критика В. С. Межевича о «Герое нашего времени» и о первом издании «Стихотворений М. Лермонтова». Как утверждали современники, издатель И. Глазунов попросил Булгарина услужить ему и написать похвальную рецензию, чтобы публика быстрей раскупила «Героя нашего времени». Тот поросил Межевича…

Здесь вы найдете краткое содержание романа Лермонтова «Герой нашего времени» . Следует сказать, что публика восприняла героя романа с раздражением. Одни по той причине, что им в пример поставили такого безнравственного человека, другие - потому что, по их мнению, автор нарисовал не очень привлекательный портрет.

Часть первая – БЭЛА – краткое содержание

Повествование ведется от первого лица. Рассказчик едет на перекладных до Тифлиса. В дороге он знакомится с попутчиком, штабс-капитаном Максимом Максимычем .

Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

Новые знакомые останавливаются на ночлег в одном из аулов. Разговорившись, Максим Максимыч рассказывает автору историю Григория Александровича Печорина .

Печорин, молодой офицер лет двадцати пяти, приехал в крепость за Тереком на службу.

Славный он был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеху… Да-с, с большими странностями, и, должно быть, богатый человек: столько у него было разных дорогих вещиц!..

Недалеко от крепости жил местный черкесский князь. Его сын Азамат , мальчик лет пятнадцати, начал довольно часто, наведываться в крепость. Несмотря на свой юный возраст, Азамат отличался горячим нравом. Многие любили дразнить его - при этом глаза его наливались кровью и он хватался за кинжал.

Однажды старый князь пригласил Печорина и Максима Максимыча на свадьбу своей старшей дочери. Там Печорин увидел младшую дочь князя Бэлу , и девушка ему очень понравилась.

Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу.

На свадьбе присутствовал некто Казбич - довольно темная личность. О нем поговаривали, что он занимается кражей скота, ходит за Терек с абреками и проч. У Казбича был конь Карагез - животное необыкновенной красоты, которое не раз пытались у хозяина украсть.

Максим Максимыч выходит на воздух и случайно слышит разговор, состоявшийся между Казбичем и Азаматом. Мальчик восхищается конем, а Казбич рассказывает, как конь спас ему жизнь, когда он спасался бегством от казаков. Азамату очень хочется получить этого коня, и он предлагает сделать все, что только захочет Казбич. Мальчик плачет, даже предлагает украсть для Казбича сестру Бэлу. Но хотя Бэла и нравится Казбичу, тот отказывается и подшучивает над юным джигитом. Азамат злится, между ними происходит стычка. Мальчик кричит, что Казбич хотел его зарезать. Поднимается шум, Казбич вскакивает на своего коня и исчезает. Печорин и Максим Максимыч возвращаются. Максим Максимыч рассказывает другу об услышанном им разговоре.

Во время визитов Азамата Печорин начинает специально заводить разговор о коне Казбича, тем самым дразня мальчика. Печорин договаривается с мальчиком о том, что добудет для него Карагеза в обмен на Бэлу. Азамат вечером привозит сестру. На следующий день рано утром приехал Казбич и привез с собой баранов на продажу. Он привязал лошадь у забора, а сам стал пить чай у Максима Максимыча. В этот момент Азамат вскакивает на коня и скрывается. Казбич стреляет в него, но промахивается. Когда Казбич понял, что коня ему не вернуть, он «повалился на землю и зарыдал, как ребенок» . Почти сутки пролежал он, убитый горем, на дороге. Когда он узнал имя похитителя, то решил мстить.

Максим Максимыч отправляется к Печорину, чтобы усовестить его. Но усилия тщетны - Печорин отвечает, что девушка ему нравится. Бэла же «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит. не смотрит: пуглива, как дикая серна» .

Напрасно Печорин делает ей подарки, говорит, что любит, - она остается неприступной. Максим Максимыч подшучивает над Печориным, тогда тот предлагает пари, что через неделю она будет его. Он накупил много новых подарков, но его усилия оказались напрасными. Тогда Печорин делает вид, что уезжает навсегда. Бэлу это известие потрясло, она бросается на шею Печорину, признается, что тоже любит его. Отец Бэлы к этому времени был убит Казбичем из мести за украденного коня.

Утром Максим Максимыч и рассказчик отправляются в путь. Они любуются природой Кавказа - буйной, дикой, прекрасной. Максим Максимыч рассказывает финал этой истории.

Максим Максимыч привязался к Бэле, полюбил ее, как родную дочь. От нее долго скрывали то, что ее отец умер, но потом сказали. Бэла плакала два дня, но вскоре забыла. Печорин же все чаще начинает отлучаться из крепости. Он пропадает на охоте. Частые отлучки Печорина ранят Бэлу. Она жалуется Максиму Максимычу, что надоела своему возлюбленному. Однажды, прогуливаясь вдоль крепостной стены, Максим Максимыч и Бэла видят Казбича. Когда возвращается Печорин, Максим Максимыч рассказывает ему об этом. Печорин говорит, что нужно соблюдать ОСТОРОЖНОСТЬ, и запрещает Бэле выходить из крепости.

Максим Максимыч укоряет Печорина за то, что тот разлюбил Бэлу. На это Печорин отвечает, что таков его несчастный характер: он несчастлив сам и приносит несчастья другим. Он признается Максиму Максимычу:

В первой моей молодости… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело: влюблялся в светских красавиц и был любим. - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно…

Печорин говорит, что «любовь дикарки » немногим лучше любви светской дамы. Он еще любит Бэлу, но ему скучно с ней.

Невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.

Вскоре Максим Максимыч и Печорин отправляются на охоту. Возвращаясь, они слышат выстрел. Казбич похитил Бэлу из крепости. Казбича преследуют, ранят его лошадь. Он понимает, что далеко ему не уйти, и ранит Бэлу ножом. Промучившись два дня, Бэла умирает.

В предсмертном бреду она звала Печорина, просила о том, чтобы он поцеловал ее, жалела, что на том свете они не будут вместе из-за того, что принадлежат разной вере. Хотя Максим Максимыч очень любил Бэлу, она ни разу не вспомнила о нем перед смертью. После того как она умерла, Максим Максимыч и Печорин выходят на крепостной вал. Максим Максимыч пытается найти слова утешения для Печорина, но тот в ответ смеется. Бэлу похоронили. Печорин долго болел, а потом был переведен в Грузию.

Часть вторая — Максим Максимыч – краткое содержание

Рассказчик и Максим Максимыч расстаются, но спустя время снова встречаются на постоялом дворе. Они сидят за самоваром. К постоялому двору подъезжает еще одна коляска. Автор и Максим Максимыч спрашивают у лакея, чья она. Лакей отвечает, что эта коляска Печорина, а сам он на ужине у местного полковника. Максим Максимыч говорит лакею, чтобы тот шел к Печорину и передал, что здесь Максим Максимыч. Лакей уходит.

Максим Максимыч

Максим Максимыч ждет Печорина, но тот так и не приходит. Наутро Максим Максимыч собирается к коменданту и говорит рассказчику, что если появится Печорин, то пусть за ним пошлют. Повествователь вскоре видит Печорина вместе с полковником и посылает за Максимом Максимычем.

Портрет Печорина глазами рассказчика:

Он был среднего роста; стройный, тонкий стаи его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способность переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов… Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке… Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…

С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30. В его улыбке было что-то детское. Его, кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором только по долгом наблюдении можно было заметить следы морщин, перетекавших одна в другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке… У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза…

(Глаза) не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском… Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял о себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.

Печорин собирается в дорогу - уже заложены лошади. Автор просит его подождать, так как скоро должен появиться Максим Максимыч. Печорин говорит: «Ах, да, мне сообщили вчера». Прибегает, запыхавшись, Максим Максимыч.

Он готов броситься на шею старому другу, но Печорин холоден, он протягивает штабс-капитану руку с приятной улыбкой. Максим Максимыч просит Печорина остаться, но тот говорит, что ему нужно уезжать, - он едет в Персию. Максим Максимыч спрашивает его, чем он занимался все это время, и Печорин отвечает, что скучал. При разговоре о Бэле Печорин нарочито зевает. Перед отъездом Печорина Максим Максимыч спрашивает его, что ему делать с бумагами, принадлежащими Печорину. «Что хотите», - отвечает Печорин и уезжает. Максим Максимыч огорчен таким приемом.

Он собирается уезжать. Максим Максимыч прощается с рассказчиком довольно сухо, говорит, что собирается идти к коменданту. То есть к коменданту он ранее не ходил, а, видимо, искал Печорина.

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного побуждения возбудить участие или удивление… Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно… Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе… Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина. Мой ответ - заглавие этой книги. “Да это злая ирония!” - скажут они. - Не знаю.

Тамань

Повествование ведется от первого лица (от лица Печорина). Поздно ночью на перекладных Печорин приезжает в Тамань. Его отводят в хату на самом берегу моря, так как казенных квартир не оказалось. В хате находится сирота - слепой мальчик. Он говорит, что хозяйка умерла, а ее дочь уехала за море с лодочником из Керчи, крымским татарином.

Печорин ложится спать, но через час замечает, что мальчик берет какой-то узел. Печорин следит за ним. Слепой вместе с узлом крадется на берег моря. На берегу к слепому подходит девушка и говорит, что Янко не будет, так как сегодня сильная буря. Но слепой возражает, что Янко обязательно приплывет, ведь он человек смелый. И действительно, через какое-то время появляется лодка, полностью загруженная чем-то. В лодке человек в татарской бараньей шапке.

Печорин возвращается в дом. Утром он отправляется к коменданту узнать об отъезде в Геленджик, но из-за отсутствия судов покинуть Тамань пока невозможно. Печорин возвращается в хату, и денщик сообщает ему, что пришла старуха, а с ней девушка. Печорин пытается узнать у слепого, куда тот ходил ночью, но он не признается. Позже Печорин слышит песню, которую поет девушка.

Именно эту девушку Печорин и видел на берегу прошлой ночью. Описывая девушку, Печорин отмечает ее свободный и веселый характер. Она пытается заигрывать с ним. Вечером Печорин делает попытку расспросить ее о том, кто она такая и как ее зовут. Но девушка огранивается насмешливыми ответами и не говорит о себе ничего.

Тогда Печорин заявляет, что видел ее прошлой ночью. На это девушка смеется:

Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком !

Печорин угрожает ей, что донесет коменданту, однако угрозы его несерьезны. Проходит некоторое время, и девушка приходит в комнату Печорина, садится напротив него, молча смотрит. Затем она начинает целовать Печорина и назначает ему свидание ночью на берегу моря. Через два часа Печорин идет к морю, берет с собой пистолет и предупреждает денщика о том, что если тот услышит выстрел, то пусть бежит на берег. Девушка уже ждет на берегу. Они садятся в лодку и отплывают от берега. Девушка обнимает Печорина и говорит, что любит его, а затем вытаскивает у него пистолет и толкает Печорина в воду. Он не умеет плавать, а девушка пытается его утопить. Между ними завязывается схватка. Девушка говорит: «Ты видел, ты донесешь» . Печорину удается сбросить ее за борт. Он гребет к берегу, там забирается на утес, откуда видит, как девушка вылезает на берег, и вскоре приплывает лодка Янко. Девушка говорит Янко, что все пропало. Спустя несколько минут приходит слепой с мешком.

Татарин и девушка сообщают ему о том, что уезжают. Слепой спрашивает: «А я?» Татарин отвечает, что он ему не нужен. Он кидает несколько монет слепому «на пряники», но тот не поднимает их. Когда лодка уплывает, слепой рыдает. Печорин:

И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну.

Когда Печорин возвращается, он понимает, что нес в мешке слепой: шашку с серебряной оправой, шкатулку, дагестанский кинжал - вещи, принадлежавшие Печорину. Но жаловаться начальству на то, что его обокрал слепой мальчик и едва не утопила молоденькая девушка, по мнению Печорина смешно. Утром Печорин уезжает в Геленджик. «Что сталось с старухой и бедным слепым – не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих.

(Окончание журнала Печорина) Княжна Мери

Повествование ведется в дневниковой форме.

Грушницкий - юнкер. Он только год в службе. Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему на вид можно дать двадцать пять лет. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.

Грушницкий рассказывает Печорину о «водяном обществе». Единственными интересными людьми он считает здесь княгиню Литовскую и ее дочь Мери, но лично он с ними не знаком.

В это время Литовские проходят мимо. Мери очень хороша собой и одета по строгим правилам вкуса. У нее бархатные глаза, длинные ресницы. Печорин становится свидетелем любопытной сцены: Грушницкий уронил на песок стакан, из которого пил минеральную оду, и силился поднять его, но больная нога не позволяла это сделать. Княжна Мери «с телодвижением, исполненным невыразимой прелести», подняла стакан и подала его Грушницкому. Тот ничего не успел сказать - княжна быстро ушла. Грушницкий считает ее поступок проявлением благосклонности к нему. Но Печорин из чувства противоречия и некоторой зависти осаживает влюбленного Грушницкого.

Утром к Печорину приходит русский доктор по фамилии Вернер.

Он скептик и матерьялист…, а вместе с этим поэт… Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом… Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнему шагу… У него был злой язык…

Вернер некрасив, он мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой. Молодежь называла его Мефистофелем. Вернер и Печорин понимают друг друга без слов. Вернер рассказывает о том, что княгиня Литовская помнит Печорина по Петербургу. Княжна же, по словам доктора, интересуется Грушницким, так как девушка уверена, что тот разжалован в солдаты за дуэль. Вернер говорит, что к Литовским приехала родственница. Он описывает ее внешность, и по описанию Печорин понимает, что это Вера - женщина, в которую он когда-то был влюблен.

После обеда Печорин отправляется на бульвар. Там и Литовские, вокруг которых толпа молодых людей. Печорин видит среди них знакомых офицеров. Он завязывает с ними разговор, рассказывает анекдоты и мало-помалу переманивает их в свой круг. Княжну это сердит - она лишается внимания поклонников. Все последующие дни Печорин ведет себя в этом же духе. Он сердит и раздражает Мери своими поступками. Он, например, покупает персидский ковер, который хотела купить Мери. Грушницкий же, напротив, всеми способами старается познакомиться с княжной, заинтересовать ее своей персоной. Печорин убеждает Грушницкого, что Мери никогда не будет относиться к нему серьезно - она будет морочить ему голову, а потом выйдет замуж за богатого урода и станет уверять Грушницкого, что будет любить его всю жизнь. Но Грушницкий не слушает Печорина, он безумно влюблен в Мери. Печорин видит, что Грушницкий ведет себя по отношению к Мери назойливо, и понимает, что он очень скоро надоест княжне. Грушницкий покупает кольцо, на котором выгравировал имя Мери.

Около источника Печорин встречает Веру. Она вышла замуж во второй раз. Ее новый муж - дальний родственник Литовских, богатый хромой старик. Вера уважает его «как отца, - и будет обманывать, как мужа». Чтобы иметь возможность встречаться с Верой в доме Лиговских, Печорин решает для прикрытия «волочиться» за княжной. Попрощавшись с Верой, Печорин скачет в горы.

По дороге ему встречаются всадники, впереди которых скачут Грушницкий и Вера. Мери думает о Грушницком как о романтическом герое. Он рассуждает трагически о своем будущем. Печорин решает влюбить в себя Мери, когда ей надоест Грушницкий.

Бал в ресторации . Печорин вальсирует с Мери. Он просит у нее прощения за свое поведение. Более того, он спасает ее от приставаний пьяного господина. Постепенно неприязнь Мери к Печорину исчезает.

Печорин сообщает как бы между делом, что Грушницкий вовсе никакой не разжалованный офицер и «романтический герой», а обычный юнкер.

Печорин получает приглашение к Литовским Почти весь вечер он разговаривает с Верой, очень мало внимания уделяет Мери. Он не слушает ее пения. Мери в отместку пытается любезничать с Грушницким, хотя тот ей уже совсем не интересен. Печорин понимает, что задуманное им начинает осуществляться и совсем скоро княжна влюбится в него. Грушницкий же уверен в том, что княжна любит его, он ведет себя очень глупо. Но любовь княжны Печорину нужна только для того, чтобы почувствовать власть над ней. Он сознает то, что не способен на глубокое чувство.

Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?

Грушницкий наконец произведен в офицеры. Он необыкновенно счастлив и рассчитывает на то, что произведет впечатление на княжну новыми эполетами. Но Вернер говорит Грушницкому, что теперь он затеряется в толпе поклонников Мери, поскольку в солдатской шинели он был исключением. Однако Грушницкий ничего не хочет слышать.

Прогуливаясь вечером на привале. Печорин злословит по поводу общих знакомых. Мери пугает его сарказм, и она просит не говорить о ней в таком духе. Печорин говорит о том, что с самого детства ему приписывали качества, которыми он не обладал.

Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там умерли… Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что не знал о существовании погибшей ее половины…

Княжна признается в том, что еще никогда не любила. Она обвиняет себя в холодности по отношению к Печорину. Печорину же скучно - все этапы подобных отношений он давно изучил наизусть.

На следующий день Печорин встречает Веру. Она мучится ревностью - княжна Мери стала поверять ей свои сердечные тайны. Печорин успокаивает ее, говорит, что уедет вслед за ней в Кисловодск.

Грушницкий собирается на бал. Он облачился в новый мундир, облился духами. Грушницкий встречается с Мери, но она отвергает его. Грушницкий понимает, что Печорин каким-то образом причастен к тому, что княжна стала ненавидеть его. Вокруг Печорина складывается враждебная «шайка», возглавляет которую Грушницкий. Грушницкий распускает по городу слухи, что Печорин собирается жениться на княжне. Печорин же едет в Кисловодск, где часто встречается с Верой. Далее следуют описание окрестностей Кисловодска и размышления Печорина о женской логике, точнее, об отсутствии таковой.

Литовские тоже приезжают в Кисловодск. На верховой прогулке Печорина и Мери при переезде вброд горной речки княжне становится дурно. Печорин поддерживает ее за талию и целует. Княжна говорит, что не понимает, любит ли он ее или ненавидит. Она признается ему в любви. Но Печорин довольно холодно реагирует на признание.

Печорин раздражает «водяное общество» своим высокомерием, и Грушницкий с товарищами решают проучить его. Грушницкий планирует вызвать Печорина на дуэль, а драгунский капитан, который будет секундантом, берется подстроить все так, что пистолеты не будут заряжены. Печорин совершенно случайно слышит этот разговор. Он решает отомстить Грушницкому.

Утром Печорин встречает княжну у колодца. Она признается ему в любви и говорит, что сумеет убедить родных не чинить им препятствий. Печорин отвечает Мери, что он не любит ее и не будет объяснять причины своих поступков. Печорин размышляет о том, что ради женщины он готов на многое, но он никогда не женится, потому что одна гадалка предсказала ему смерть от «злой жены».

В Кисловодск приезжает фокусник, и все «водяное общество» отправляется на представление. Печорин приходит в это время к Вере, где проводит вечер и ночь. Вера живет в одном доме с Литовскими, и, уходя от нее, Печорин заглядывает в окно Мери. Неожиданно его пытаются схватить Грушницкий и драгунский офицер, караулившие у плетня. Печорин вырывается, бьет по голове драгунского офицера, убегает домой. Утром в городе ползут слухи о том, что ночью на дом Литовских было совершено нападение черкесов. Вторично Печорину судьба предоставляет случай услышать, как о нем говорит Грушницкий. Грушницкий рассказывает, что ночью не нападали черкесы - это был Печорин, который выходил от княжны. Во время этого рассказа Печорин вошел, и Грушницкий, стремясь не уронить себя перед обществом, повторяет эту ложь уже в присутствии Печорина.

Тот вызывает его на дуэль. Секундантом Печорина выступает Вернер, который подозревает, что заряжен будет только пистолет Грушницкого. Но Печорин решает идти до конца.

Ночь перед дуэлью Печорин не спит. Он не боится умирать - ему скучно жить. Он размышляет о том, для чего живет.

Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я не жертвовал для тех, кого любил: я любил только для себя, для собственного удовольствия… И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно… Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. После этого стоит труда жить? а все живешь - из любопытства…

Наутро Печорин ожидает дуэль.

Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придется первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу, спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.

Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устройлось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала: Кто не заключал таких условий с своею совестью?

Бросьте жребий, доктор, - сказал капитан.

Вы счастливы, - сказал я Грушницкому, - вам стрелять первому! Но помните, что если вы меня не убьете, то я не промахнусь - даю вам честное слово.

Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?.. Ему оставалось одно средство - выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух! <…>

Пора, - шепнул мне доктор, дергая за рукав, - если вы теперь не скажете, что мы знаем их намерения, то все пропало… Посмотрите, он уж заряжает… если вы ничего не скажете, то я сам…

Ни за что на свете, доктор! - отвечал я. <…>

Капитан между тем зарядил свои пистолеты, подал один Грушницкому, с улыбкою шепнув ему что-то, другой мне.

Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад.

Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб…

Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.

Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.

Трус! - отвечал капитан.

Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено.

Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтобы поскорей удалиться от края.

Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся, - сказал капитан: - теперь твои очередь, становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! - Они обнялись; капитан едва мог удержаться от смеха: - Не бойся, - прибавил он, хитро взглянув на Грушницкого, - все вздор на свете-… Натура - дура, судьба - индейка, а жизнь - копейка!

После этой трагической фразы, сказанной с приличной важностью, он отошел на свое место. <…>

Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого роду чувство кипело тогда в груди моей; то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, как собаку; ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса.

Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть легкий след раскаяния. Но мне показалось, что он удерживал улыбку. <…>

И вы не отказываетесь от своей клеветы? не просите у меня прощения?.. Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?

Господин Печорин! - закричал драгунский капитан, - вы здесь не для того, чтоб исповедовать, позвольте вам заметить… Кончимте скорее; неравно кто-нибудь проедет по ущелью - и нас увидят.

Хорошо. Доктор, подойдите ко мне.

Доктор подошел. Бедный доктор, он был бледнее, чем Грушницкий десять минут тому назад.

Следующие слова я произнес нарочно с расстановкой, громко и внятно, как произносят смертный приговор.

Доктор, эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!

Не может быть! - кричал капитан, - не может быть! я зарядил оба пистолета, разве что из вашего пуля выкатилась… Это не моя вина! - А вы не имеете права переряжать… никакого права… это совершенно против правил; я не позволю…

Хорошо, - сказал я капитану, - если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях…

Он замялся.

Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущенный и мрачный.

Оставь их! - сказал он наконец капитану, который хотел вырвать пистолет мой из рук доктора… Ведь ты сам знаешь, что они правы.

Напрасно капитан делал ему разные знаки, - Грушницкий не хотел и смотреть.

Между тем доктор зарядил пистолет и подал мне.

Увидав это, капитан плюнул и топнул ногой:

Дурак же ты, братец, - сказал он, - пошлый дурак!.. Уж положился на меня, так слушайся во всем… Поделом же тебе! околевай себе, как муха…. - он отвернулся и, отходя, пробормотал: А все-таки это совершенно против правил.

Грушницкий! - сказал я, - еще есть время, откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, вспомни, - мы были когда-то друзьями…

Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.

Стреляйте, - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Я выстрелил. Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.

Finita la comedia! - сказал я доктору.

Печорин возвращается домой. Он получает две записки. Одна - от Вернера, где говорится, что все улажено, другая - от Веры (она пишет, что призналась мужу в том, что любит Печорина, и теперь уезжает навсегда).

Печорин пытается догнать ее, он скачет вслед, загоняет до смерти лошадь, но не догоняет Веру. Возвращается в Кисловодск. Вернер говорит о том, что в городе подозревают о дуэли. Он прощается с Печориным довольно холодно. На следующий день Печорин получает новое назначение. Он заходит к Лиговским, чтобы проститься. Княгиня предлагает ему жениться на ее дочери, потому что Мери любит его. Печорин, испросив позволения поговорить с Мери наедине, говорит княжне, что смеялся над ней, и просит вывести княгиню из заблуждения на его счет. Мери говорит Печорину, что ненавидит его. Печорин благодарит ее, почтительно кланяется и уходит.

Часть последняя – Фаталист – краткое содержание

Казачья станица. Окончив карточную игру, офицеры рассуждают о мусульманском поверье, что судьба человека написана на небесах. Среди присутствующих - поручик Вулич, серб.

Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, - все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи. Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн, вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, которых прелесть трудно постигнуть, не видав их, он никогда не волочился.

Вулич испытывал только одну страсть - страсть к игре. Он играл однажды даже во время боя и отдал проигранные деньги. Вулич предлагает испытать, может ли человек заранее знать о смерти. Печорин утверждает, что предопределения нет. Вулич берет пистолет, о котором неизвестно, заряжен он или нет, приставляет себе к виску и стреляет. Осечка. Следующий выстрел - в воздух. Выясняется, что пистолет все-таки заряжен. На лице Вулича - отпечаток скорой гибели. Печорин говорит ему: «Вы нынче умрете» .

Месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из- за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником.

Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо е своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою.

Печорин видит на дороге свинью, которую разрубил пополам пьяный казак. Этого казака ловят его товарищи. Ночью Печорина разбудили - Вулич зарублен пьяным казаком. Последними словами Вулича были: «Он прав». Убийца заперся в пустой хате на окраине станицы, и никто не может выманить его оттуда. Печорин решает испытать судьбу так же, как и Вулич. Он хочет взять убийцу живым. Есаул отвлекает казака, Печорин проникает в дом через окно. Казак стреляет в Печорина, но промахивается.

После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом? но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет? и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера - напротив; что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!

Надеюсь, это краткое содержание Героя нашего времени помогло вам подготовится к уроку или вспомнить основные сюжетные моменты этого произведения.

«Герой Нашего Времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор не ставил задачу «сделаться исправителем людских пороков», «ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».

произошла по дороге из Тифлиса. Часть пути пришлось проделать вместе. За это время новые знакомые сблизились. Буран стал причиной вынужденной ночевки в сакле. Коротать время за рассказами было быстрей. Первая история, услышанная от Максима Максимыча, посвящена воспоминаниям четырехлетней давности, когда штабс-капитан был комендантом сторожевой крепости. У него в подчинении находился молодой офицер по фамилии Печорин .

Григорий Печорин молод, красив собой. Умен. Много времени проводя вместе, они сдружились. Парнем Гришка был неплохим, но безбашенным. Характер его был непонятен Максиму Максимычу. Он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя. Как-то раз им прислали приглашение на местную свадьбу в горный аул. Замуж выходила старшая дочь князя.

Веселье было в самом разгаре. Печорину приглянулась младшая дочь хозяина . Звали ее Бэла . Григорий не единственный, обративший внимание на прелестное создание. Разбойник Казбич, присутствовавший на свадьбе, не сводил с девушки глаз. У него был лучший конь на всю Кабарду, что вызывало зависть соседей.

Брат Бэлы Азамат мечтал видеть в конюшне великолепного скакуна. Парень предлагал любые деньги, но Казбич был непреклонен в своем решении. Азамат, зная, что бандиту нравится Бэла, предлагает украсть для него младшую сестру, но в ответ вместо благодарности видит усмешку и слышит очередной отказ. Азамат был взбешен. Между молодыми людьми завязалась драка. Свидетелем неприятной сцены стал Максим Максимыч. Он же и рассказал о подслушанном разговоре Печорину, вернувшись в крепость.

Печорин из всего вышеуслышанного сделал свои выводы. Вскоре по аулу разнеслись слухи, что конь Казбича пропал. После стали известны подробности. Григорий обратился к Азамату с просьбой привести ему Бэлу . Взамен пообещал, что конь будет его.

Азамат ради коня был готов на все. Выкрав сестру, он привез ее Григорию. Казбич, пригнав баранов в крепость, проворонил гнедого. Печорину удалось отвлечь его внимание на себя, чем и воспользовался Азамат. Казбич был взбешен, поклявшись отомстить тому, кто осмелился увести коня. Первой жертвой стал князь. Разбойник убивает отца Бэлы и Азамата, будучи уверенный, что кража коня его рук дело.

Бэла была пуглива и дика. Печорину пришлось много времени и сил потратить на то, чтобы приручить ее. Он нанял для нее прислугу, одаривал подарками. Добившись ее любви, Григорий был счастлив, получив, что хотел, но недолго. Девушка поднадоела ему. Он стал реже появляться дома, стараясь избегать с ней встреч.

Однажды Григорий и Максим Максимыч поехали поохотиться. Возвращаясь домой они услышали звук выстрела. Почуяв неладное, всадники ускорили темп. Вдалеке показалась лошадь Казбича. В седле разбойник был не один. Он держал перед собой Бэлу. Кинжал вонзился ей в спину. Казбич сумел избежать правосудия, ударившись в бега. Бэла умирала в мучениях. Два дня Печорин не отходил от кровати. Умирая, она признавалась ему в любви. После похорон Бэлу старались не вспоминать. Максим Максимыч считал, что смерть для нее лучший выход. Григорий бросил бы ее, а пережить предательство девушка вряд ли смогла. Вскоре Печорина перевели в Грузию. Связь оборвалась.

Глава 2. Максим Максимыч

Попутчики расстались, не предполагая, что вскоре вновь увидятся. Максим Максимыч встретил Печорина , когда тот уже вышел в отставку и собирался уехать в Персию. Штабс-капитан не видел друга, почти пять лет и был несказанно рад неожиданной встрече. Однако Печорин казался безразличным, чем сильно обидел старика. Максим Максимыч долго ждал его в гости, но Григорий не спешил. Рассказчику было интересно взглянуть на человека, о котором он столько слышал.

Статный, привлекательный мужчина. В нем чувствовалась породность. Женщины , несомненно, его любили. Одевался хорошо. Стильно, со вкусом. Улыбаясь, глаза его оставались холодны. Равнодушный и безучастный ко всему.

Когда коляска с Печориным тронулась в путь, штабс-капитан вспомнил, что не успел передать другу бумаги, хранившиеся у него. Бумаги оказались личными записками Печорина.

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Глава 1. Тамань

Глава посвящена опасному приключению, случившемуся с Печориным в Тамани . Однажды он остановился на ночлег у слепого парня. Парень казался странным. Было видно, что он что-то скрывает. Григорий решил проследить за ним. Оказалось, что хозяин дома тайно встречается с девушкой. Встречи происходили на берегу. Они ждали третьего участника событий. Янко появился нагруженный мешками.

Что находилось в мешках, Печорину было неизвестно. Парень на вопросы не отвечал, делая вид, что не понимает о чем речь. Тогда Григорий решил узнать правду через девушку. Она была хитра и быстро поняла, что постоялец догадывается о том, что они занимаются контрабандой. Избавиться от свидетеля, она решила на свидании.

Когда они катались на лодке, девушка попыталась скинуть его за борт, но вместо этого сама оказалась под водой. Ей удалось спастись. Плавать она умела, и волны ей были не страшны. На берегу ее поджидал Янко. Они решили бросить слепого и уехать из города вдвоем. Когда Печорин вернулся домой, то увидел, что лишился своих вещей. Их украли.

Раздосадованный происшедшим, чуть было не погибший от рук контрабандистов, Григорий в спешке покидает Тамань.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(Окончание журнала Печорина)

Глава 2. Княжна Мэри

В этой главе Печорин поведает о своем пребывании в Кисловодске, где ему пришлось провести какое-то время.

Встреча со старым другом юнкером Грушницким скрасила скучные будни. Они недолюбливали друг друга, но тщательно скрывали свою неприязнь. Печорин знал, что сердце юнкера разбила княжна Мэри Лиговская. Он часто подтрунивал над чувствами влюбленного, сравнивая его музу с английской лошадью. Мэри сразу невзлюбила Печорина, зато Грушницкий казался ей интересным молодым человеком, с которым приятно поговорить и неплохо провести время.

В городе происходит знакомство Григория с доктором Вернером . Он нравился Печорину. Мужчина был остр на язычок. Начитан. С ним было нескучно. Когда Вернер заглянул в гости к Печорину, Григорий поделился с ним идеей, как хочет подшутить над Грушницким, переняв внимание княжны на себя.

Вернер сообщает новость о том, что скоро в дом княжны прибудет гостья. Какая-то дальняя родственница. Дама оказалась первой любовью Печорина. В свое время у них был бурный роман, но пришлось расстаться и вот сейчас спустя столько лет они понимают, что чувства не остыли. Вера сказала, где остановилась и пригласила Печорина в гости к Лисовским. Такой расклад был Григорию на руку.

В гостях у Лисовских он был само совершенство. Ухаживал за дамами, шутил, приглашал на танцы. Он не отходил от Мэри, вовремя оказываясь рядом, когда девушке была необходима помощь. К концу вечера княжна смотрела на него другими глазами. Он стал частенько бывать у них в гостях. Мэри ему нравилась, но и Веру он забыть не мог. Вера, видя его душевные терзания, признается, что смертельно больна.

Ухаживания за Мэри не прошли даром. Девушка влюбилась. Печорин был доволен. План удался. Грушницкий, узнав о том, что его любимая потеряла голову от Печорина, был взбешен. Город гудел, что свадьба не за горами. Григорий не торопился признаваться в любви, ожидая, что Мэри первая скажет о своих чувствах. Когда это произошло на одной из прогулок, он решил сказать правду о том, что не испытает к ней никаких чувств.

Для Мэри это откровение стало ударом. Сердце было разбито. Душа растоптана. Григорий сам не знал, за что так жестоко обошелся с ней. Он ценил свободу и боялся быть привязанным к кому-то, искренне полагая, что не способен сделать кого-то счастливым в этой жизни.

Обиженный и оскорбленный Грушницкий не нашел ничего лучше, как вызвать Печорина на дуэль. Доктор Вернер пытался примирить соперников, но Грушницкий не желал идти на мировую. Местом для дуэли стала маленькая площадка над пропастью. Один шаг в сторону и шансов выжить нет. Стрелять первому выпало Грушницкому. Печорин получает легкое ранение в ногу. Следующий выстрел контрольный. Печорин не промахнулся. Грушницкий, сраженный пулей, летит в пропасть.

Вернувшись домой, Печорин видит записку от Веры. Она прощается с ним, предчувствуя скорую смерть. Он летит к ней, чтобы увидеть в последний раз, загнав в усмерть коня. О дуэли становится известно в обществе. Это грозило переводом Печорина в другое место. Перед отъездом он решает навестить княгиню. Княгиня предлагает ему руку и сердце дочери, но Печорин отказывается. Оставшись с Мэри наедине, ему удалось убить в ее сердце любовь парой фраз, заставив возненавидеть себя в ее глазах.

Глава 3. Фаталист

Заключительная глава поведает о двухнедельном пребывании Печорина в казачьей станице. Однажды среди военных зашел спор. Темой жарких дебатов стала судьба, и какова ее роль в жизни каждого. В спор вступил серб Вулич.

Он предлагает офицерам испытать судьбу на себе. Тогда станет ясно, все предопределено свыше или нет. Убежденный фаталист , он придерживался позиции, что если в эту ночь ему не суждено умереть, то, как ни пытайся искушать судьбу, смерть не придет за тобой.

Чтобы другие поверили его словам, он предлагает заключить пари. Согласие выражает один Печорин. Печорин был твердо уверен, что серб сегодня умрет. Приставленный ко лбу Вулича пистолет дает осечку. Вторым выстрелом он пробивает фуражку.

Все стали расходиться по домам. Печорин в раздумьях не заметил труп свиньи, лежащей на дороге, и спотыкается об нее. Животное было перерублено надвое. Люди, попавшиеся Печорину навстречу, гнались за убийцей, боясь, чтобы он еще не натворил бед.

Утром Григорию сообщили, что Вулич убит. Последние слова сербского офицера были «Он прав» и относились они к Печорину, сумевшему прочитать судьбу парня. Убийца заперся в доме, не желая выходить. Печорин решил наказать казака и залез через окно к нему в хату. Чудом ему удалось уцелеть, когда пуля просвистела прямо над головой. Хорошо, что вовремя поспели на помощь другие казаки и схватили преступника.

На этом и заканчивается краткий пересказ психологического романа «Герой нашего времени», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Очень кратко

Максим Максимыч снова встречается со своим недавним путником, с которым общался до этого в поездке. Они встречаются вновь на одной станции. Когда порадовавшись, что снова встретились, вместе хорошенько пообедали. После этого они стояли у окна, и тут вдруг видят, как во двор станции въезжает красивая, и очень видно дорогая карета. Она выглядит особенно щегольски. Это удивляет Максима Максимыча, так как он понимает, что из этой кареты только что вышел его знакомый, о котором он совсем недавно рассказывал своему попутчику.

Штабс-капитан очень радуется, и уже в предвкушении от встречи. Он живо зовет слугу, и узнает, что только что новый приезжий останавливается здесь на ночь. Тогда он велит передать Печорину, так как он это и есть, чтобы тот прибыл к нему в комнату, чтобы поговорить, ведь давно уже не виделись. Максим Максимыч, душа открытая, ждет своего знакомого и приятеля возле ворот, думая, что тот сразу же прибежит. Но приходит вечер, а тот так и не появляется. Тогда Максим Максимыч очень разочарованно идет спать и не может всю ночью заснуть. Утром Печорин собирается уезжать, потому слуга зовет штабс-капитана.

Их встреча все же происходит, но очень холодно со стороны Печорина. Максим Максимыч ужасно разочарован и огорчен. Печорин уезжает.

Читать краткое содержание главы Максим Максимыч

Повесть начинается с рассказа автора о том, как ему пришлось ждать в гостинице во Владикавказе оказии. Гостиница была простая, обслуживало её три человека, и автор приготовился провести в скуке время в ожидании. Но на следующий день приехала повозка с его знакомым, Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Как оказалось, Максим Максимыч понимал толк в поваренном искусстве и смог приготовить вкусного фазана. Позже, знакомые сидели за бутылкой вина и молча смотрели на улицу, потому что говорить им было особо не о чем.

Вдруг мимо проезжает несколько повозок с армянами, а позади них едет красивая карета, сделанная по последней моде и явно не предназначенная для тех дорог. Позади этой коляски шёл балованный лакей, у которого автор поинтересовался, не оказия ли пришла. Лакей презрительно посмотрел и ничего не ответил, на заданный вопрос ответил армянин, что, да, приехала оказия.

Барский лакей стал выгружать вещи в гостинице и Максим Максимыч поинтересовался, чья эта коляска. Узнав, что её владельцем является Григорий Александрович Печорин, штабс-капитан сильно обрадовался, потому что считал его своим близким другом. Узнав, что Печорин остался в гостях у одного полковника, старик попросил лакея доложить о нём, и, с радостью и надеждой в сердце, он сел на скамейку за воротами и стал ждать приезда своего товарища. Прождав его весь день, но, так и не дождавшись, расстроенный Максим Максимыч вернулся в гостиницу поздно ночью.

На следующий штабс-капитан встал очень рано, сказав, что ему нужно сходить к коменданту, он попросил своего знакомого, послать за ним, если приедет Печорин. Через какое-то время, автор увидев Печорина, послал слугу за Максим Максимычем. Печорин велел лакею собирать вещи, а сам он уселся на скамейку. Автор внимательно рассматривал пришедшего, и сделал вывод, что он как раз той наружности, которая привлекает женщин. Он подошёл к нему и сказал, что его хотел видеть штабс-капитан. И в этот момент они увидели бегущего к ним старика. Он был очень рад Печорину, хотел было кинуться ему на шею, но тот лишь равнодушно протянул ему руку. Обида и досада захлестнули бедного Максим Максимыча. Немного поговорив, Печорин. Старик был разочарован, зол и обижен, отдал автору все заметки своего друга. Когда его знакомый стал собираться, старик ехать отказался, сказав, что ему надо закончить дела, потому что, торопясь встретить Печорина, он их не успел сделать. Знакомый уехал один, взяв с собой заметки.

В этой повести главная мысль заключается в том, что нельзя пренебрегать чувствами других людей, особенно старшего поколения, потому что им просто нечем их заменить, надо относиться к ним с уважением.

Картинка или рисунок Максим Максимыч

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мольер Дон Жуан

    Дон Жуан – был самым ужасным из всех грешников, вместе взятых. Так как этот человек нарушал не земной закон, но нарушал закон моральный, небесный. Он попирал самое чистое, нежное и невинное

    Произведение писателя представляет собой цикл романов и новелл, соединенных между собой одной тематикой о жизни французского общества периода девятнадцатого века.

Русский путешественник ехал по горам из Тифлиса. Телегу с его поклажей везли быки, погоняемые нанятыми горцами. Близ подошвы Койшаурской горы он встретил другого такого же соотечественника – офицера лет пятидесяти, ещё бодрого вида, по имени Максим Максимыч. Они оказались попутчиками. Во время нелёгкой дороги по перевалам близ пропастей Максим Максимыч стал вспоминать про свою службу в Чечне.

Он рассказал спутнику, что раз к ним в крепость приехал служить офицер лет 25-ти, Григорий Александрович Печорин , человек богатый, с твёрдым и независимым характером. Его поведение поначалу казалось несколько странным. Печорин то пропадал целые холодные дни на охоте, выходя в одиночку и на кабана, а то не выносил даже комнатного сквозняка. Часто он по целым дням одиноко сидел в своей комнате со скучающим видом.

Рядом с крепостью жил один союзный русским князь, у которого был сын Азамат – юноша храбрый, но неуравновешенный и беспутный. Князь пригласил офицеров из крепости на свадьбу своей старшей дочери. Во время плясок и песен на этом пиршестве младшая дочь хозяина, Бэла, пропела Печорину нечто вроде комплимента: «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны на них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их». Печорину Бэла очень понравилась (см. статью Печорин и женщины), но на неё жадно глядел и известный отчаянным нравом горец Казбич.

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Пока шла свадьба, Максим Максимыч вышел во двор – и услышал тихий разговор Казбича с Азаматом. Азамат восторгался лошадью Казбича, Карагёзом, которая и вправду была необыкновенно хороша. Юноша просил, чтобы Казбич отдал ему лошадь, обещая украсть у отца и отдать за неё лучшую винтовку или шашку. Разошедшись, он предложил похитить и отдать за коня свою сестру Бэлу.

Казбич не соглашался. Между ним и Азаматом закипела ссора и драка. На крики сбежались другие гости, свадьба едва не перешла в резню. Офицеры уехали. Максим Максимыч пересказал всю историю Печорину.

Казбич часто приезжал к ним в крепость. Приезжал и Азамат. Печорин стал то и дело заводить с Азаматом разговор о лошади Казбича. Он обещал помощь в её похищении, но требовал взамен Бэлу. Максим Максимыч убеждал Печорина, что он затеял нехорошее дело, но Григорий Александрович отвечал: дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа, как я.

Однажды Казбич привёз в крепость на продажу десяток баранов. Печорин задержал его у себя, предупредив Азамата, и тот угнал Карагёза. Услышав ржание своего коня, Казбич побежал за похитителем с выстрелами, но тот ускакал. В страшном горе Казбич упал на землю и пролежал так до утра. Отдавший сестру Печорину Азамат скрылся неизвестно куда.

Максим Максимыч хотел вернуть Бэлу отцу, но Печорин говорил ему, что князь может в гневе зарезать дочь, побывавшую у чужеземцев. Пугливая Бэла поначалу всё время молчала. Печорин относился к ней ласково, дарил богатые подарки, клялся в любви. Долго не получая взаимности, он наконец сказал: «Бэла, ты свободна! Можешь возвращаться к отцу, а я от тоски поеду теперь куда-нибудь искать смерти…» Услышав это, горянка бросилась ему на шею.

Казбич тем временем убил отца Бэлы, считая, что Азамат украл лошадь по сговору с ним. Бэла и Печорин некоторое время жили в страстной любви, но потом горянка стала надоедать ему. Он всё чаще уходил от неё на охоту. Бэла тосковала, часто плакала, жаловалась на Печорина Максиму Максимычу. Раз тот гулял с ней по крепостному валу – и они вдруг увидели вдалеке Казбича на лошади отца Бэлы. Часовой выстрелил в него, но промахнулся. Казбич ускакал.

Бэла. Художник М. Зичи, 1902

Максим Максимыч стал пенять Печорину на равнодушие к Бэле. Тот в ответ рассказал старику о своей жизни. (См. .) В ранней юности Печорин много кутил, но это вскоре надоело ему. Тогда он начал посещать большой свет – но не нашёл и там ничего привлекательного, светские красавицы быстро стали казаться ему пустыми. Он поехал «развеять скуку под чеченскими пулями», однако скоро «привык и к их жужжанию». Вид Бэлы оживил в нём последнюю надежду на сильное чувство, но и она вскоре сменилась разочарованием. «Любовь дикарки, – говорил Печорин, – немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Теперь он думал отправиться в путешествие: «в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге!»

Вскоре Печорин и Максим Максимыч поехали на охоту. Возвращаясь, они вдруг услышали у крепости выстрел, а потом увидели Казбича, который увозил на коне Бэлу. Офицеры бросились за ним, стреляя. Они уже нагоняли Казбича но в последний момент он ударил Бэлу в спину кинжалом, а сам соскочил с лошади, взобрался на утёс и скрылся. Оказалось, Казбич подстерёг девушку у реки, куда она пошла за водой.

Раненая Бэла умерла в мучениях на руках у Печорина. Печорин стоял над телом горянки со своим обычным непроницаемым лицом, но когда Максим Максимым подошёл утешать его, вдруг захохотал – и от этого исполненного крайним отчаянием смеха мороз пробирал по коже.

Месяца через три Печорина перевели служить в Грузию, и Максим Максимыч больше не имел о нём вестей.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение