СПП с придаточными обстоятельственными.doc - Конспект урока по русскому языку на тему " Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (9 класс, русский язык). Урок на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственн

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Вейделевского района Белгородской области»

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.

Цель : узнать отличительные признаки СПП с придаточными обстоятельственными

Задачи:

    Образовательная: изучить особенности СПП с придаточными обстоятельственными; формировать умение использовать СПП с придаточными обстоятельственными в речи, правильно ставить знаки препинания в СПП; использовать полученные знания при решении заданий ОГЭ.

    Воспитательная: способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения;

    Развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умение применять теоретические знания на практике), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование орфоэпических умений, развитие навыков работы в парах; вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная.

Оборудование: презентация к уроку, рабочие листы, оценочные листы

Структура урока.

1.Оргмомент. Приветственное слово учителя. Эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний.

1)Работа по карточкам (3 человека)

Карточка

2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:

3)Синтаксическая разминка.

Замените словосочетание сосновым иголкам

Какие средства выразительности использованы в данном предложении? (олицетворение, сравнение, метафора)

    Там счастье не диво где

Какой тип придаточного?

К чему относится?

Чем присоединяется?

Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?

Какова тема урока?

Сформулируйте цели.

4.Открытие нового знания. Работа с презентацией. Чтение правила в учебнике.

Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.

5.Закрепление материала.

1)Комментированное письмо. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.

2

6.Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.

1. Выпишите цифры

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) (3) (4) и я хотел спросить, (5)

Нет, (6) нет, (7) (8)

2. Выпишите цифру

Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) (3) Ваня страдал.

Ответы: 1)5,8; 2)3

Итог урока.

    На уроке узнали….

    научились…

    Эти знания понадобятся ….

Остались вопросы…

Домашнее задание : П.24, упр. 127

Источники.

1.Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 9 класс. М. «ВАКО», 2011.

2.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. М. «Мнемозина», 2010.

3.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Ростов-на-Дону. Легион, 2016.

Рабочий лист.

1)Работа по карточкам (3 человека)

Карточка

Спишите, расставьте знаки препинания, обозначьте грамматические основы, составьте схемы предложений, определите тип придаточного.

1.Я попр…сил его что(бы) он пр…нес книгу. 2. Было слышно как в саду тихо шуршал дождь. 3.Это была книга которую я помн…л с детства.

2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

3)Синтаксическая разминка.

    Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.

    Утром моното(н,нн)ый осе(н,нн)ий дождь старательно пр…кр…пил к с…сновым иголкам капли-серёжки и они долго в…сят на каждой иголочке укр…шая их будто бри(л,лл)ианты.

Составьте схему предложения.

Замените словосочетание сосновым иголкам синонимичным со способом управление.

Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от значения.

Какие средства выразительности использованы в данном предложении?

Найдите в предложении обстоятельства, укажите их значение.

Какие еще виды обстоятельства вам известны? Приведите примеры.

3.Определение темы и целей урока.

Анализ предложения. Записать, составить схему, определить тип придаточного.

    Там счастье не диво где

Какой тип придаточного?

К чему относится?

Чем присоединяется?

Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?

Какова тема урока?

Сформулируйте цели.

4.Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.

5.Закрепление материала.

1)Комментированное письмо . Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.

1)Народными сказками восхищался Пушкин настойчиво советуя молодым писателям читать их «чтобы видеть свойства русского языка» 2 ) Глупец один (не)изм…няется ибо время (не) пр…носит ему развития а опыт для него (не) существует. 3) С тех пор как я живу на свете я (н…)чего (не) читал скучнее этой статьи.4)Я хотел бы жить и умереть в Париже если (б) (не) было такой земли – Москва.5) Он (не) рассказ…вал об этом сильном впеч…тлении (н…)кому потому что ему (н…)кто бы (не) поверил

6 .Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.

1. Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями СП, связанными подчинительной связью.

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

2. Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями СП, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, (3) Ваня страдал.

Итог урока.

    На уроке узнали….

    научились…

    Эти знания понадобятся ….

Остались вопросы…

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

урок русского языка в 9 классе

1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали? (слайд 1)

ПП

БСП

СПП

ССП

СП

Предложение

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?

2. Интеллектуальная разминка. (слайд 2)

Сегодня каждый из вас будет работать в рабочем листе, они лежат у вас на партах.

Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?

Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.

В этом предложении много обстоятельств различного вида, а именно:

в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия;
вечером – обстоятельство времени;
несмотря на дождь – обстоятельство уступки;
во двор - обстоятельство места;
поиграть – обстоятельство цели;
увлеченно – обстоятельство образа действия;
очень – обстоятельство степени

3. Формулировка темы и цели урока.

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: (слайд 3) СПП с придаточными обстоятельственными.

Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.

4. Выдвижение гипотезы

Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?

(щелчок) Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.

5. Проверка гипотезы. слайд 4

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.

Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (один ученик у доски)

1. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

2. Когда пьешь воду, помни об источнике.

3. Чтобы много знать, надо много читать.

4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

5. Я счастлива, потому что умею любить.

6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)

6. Подумай! (слайд 5)

Ребята, обратите внимание! На слайде вам представлены три предложения. На первый взгляд они практически одинаковы, но разница есть. Подумайте и скажите: в чём разница между этими предложениями. (устная работа)

1.Медведь остановился там, где только что стоял лось.

2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

3. Медведь заметил, где стоял лось.

7. Самостоятельная работа (слайд 6)

А теперь выполним самостоятельную работу и закрепим ваши знания.

Упражнение 135 (учебник)
Распределите предложения в три колонки (указывайте только номер предложений):

1 – СПП с придаточными обстоятельственными;

2 – СПП с придаточными определительными;

3 – СПП с придаточными изъяснительными.

Составьте схемы 1, 6, 7 предложений.

А теперь проверьте свою работу по образцу на слайде. (слайд 7) один ученик - схемы на доске.

У кого всё выполнено верно? У кого есть ошибки? Почему не получилось?

8. Домашнее задание (слайд 8) : одно на выбор (есть в рабочих листах)

    « на 3» - Выписать из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 5 СПП с придаточными обстоятельственными и составить схемы.

    « на 4» - Выписать из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 2 ССП и 3 СПП с придаточными всех видов.

    « на 5» - Дать характеристику одного из главных героев романа, используя все виды придаточных предложений.

9. Повторение.

    что мы сегодня изучали на уроке?

    что вы узнали о придаточных обстоятельственных?

10. Этап рефлексии.

В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи. (слайд 9)

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Знание теоретического материала: ___________

Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________

Умение конструировать СПП: ____________

Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________

Умение решать нестандартные лингвистические задачи: _____________

Оценка

14.12.2015г. Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.

    продолжить знакомство со сложными предложениями

    учиться определять типы сложноподчиненных предложений, выяснять общее и различное между ними;

    выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;

    совершенствовать навык постановки знаков препинания.

Основные задачи:

    Обобщить изученное по теме «Сложное предложение»

    Проверить сформированность навыка постановки запятой в сложных предложениях.

    Формировать навык уместно и правильно употреблять их в речи.

    Формировать умение работы с тестами, заданиями разного уровня и характера (т.к. это способ проверки знаний, положенный в основу ВОУД и ЕНТ)

Оборудование: индивидуальные карты оценивания для учащихся, карточки для индивидуальной работы, флипчарты (таблица «Верные/неверные утверждения», распределительный диктант, закрепление нового материала).

Знать и уметь: Определять главную и придаточную часть, границы частей, постановка запятых на границе частей, перед союзами.

Вступительное слово учителя о том, что продолжается работа над СПП, пополняя и углубляя знания учащихся. На уроке работа будет состоять из 3-х этапов (назвать) и системы оценивания (указать):

На рабочих листах, указали фамилию.

Урок начинаем с повторения. Приготовились. 10 утверждений, на которые необходимо дать либо утвердительный ответ, либо отрицательный.

Словосочетание-это связь двух слов по смыслу и грамматически

нет

Сад и огород-это словосочетание

Предложение является основной единицей общения

нет

Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, является простым предложением

нет

Союзы: или, либо, то-то- соединительные

Предложение «Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются»- ССП с противительным союзом.

нет

В предложении «Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали» значение последовательности.

Запятая в ССП не ставится, если есть общий член или вводное слово

Если придаточное предложение отвечает на вопросы косвенных падежей, то он изъяснительное

Чтобы определить вид придаточного, нужно задать вопрос от главного предложения к придаточному.

(флипчарт № 1)

Взаимопроверка (обмен листами, выставление первой оценки).

Исправление ошибок.

    На какие виды делятся сложные предложения? (ССП и СПП)

    Чем отличаются ССП от СПП?

    Какие виды СПП вам известны?

    Что собой представляют СПП с придаточными изъяснительными?

    Что собой представляют СПП с придаточными определительными?

Переходим к диктанту.

(флипчарт № 2)

Взаимопроверка (обмен листами, выставление второй оценки).

Исправление ошибок.

Сегодня мы познакомимся с еще одним видом СПП.

    Как вы думаете, каким? (СПП с придаточным обстоятельственным)

Открыли учебники стр.126 § 14, взяли в руки карандаши, работаем над параграфом с карандашом в руке по стратегии «Чтение с пометами».

    Прочитайте теоретические сведения, отметьте знаком «+» информацию, которая была вам известна, знаком « \/ » новую для вас информацию, поставьте знак «?» над информацией, которая осталась для вас непонятной (время работы 1,5 минуты).

У кого возникли вопросы? Что непонятно?

Назовите, что оказалось известным для вас?

Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельства: как? где? куда? когда? и т.д.

Придаточное обстоятельственное будет присоединяться к главному с помощью союзов или союзных слов.

Что узнали нового?

Что придаточные обстоятельственные имеет те же значения, что и обстоятельства в простом предложении

Посмотрите таблицу на стр.127

Какие виды обстоятельств вы знаете?

А как мы различаем виды обстоятельств? Как отличить обстоятельство времени от обстоятельства причины, например?

А как мы будем различать виды придаточных обстоятельственных? (таким же образом, по вопросам и еще по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединены к главному предложению)

Давайте проверим!

Практическое задание - упражнение, даны предложения, расставьте недостающие знаки препинания, выделите главное и придаточное предложение, укажите вид придаточного предложения.

Используя таблицу стр.127 (попробуем указать вид обстоятельственного придаточного)

(флипчарт № 3)

1. Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трех девочек. (Паустовский) (СПП с пр.обстоят. времени)

2. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком (Паустовский) (СПП с пр. обст. условия)

3. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (Паустовский) (СПП с пр. обст. цели)

4. Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (СПП с пр.обст. причины)

И последний этап нашего урока, на котором мы повторим материал, ранее изученный, тем самым готовя себя к ВОУД и ЕНТ, а также закрепим материал последних уроков по теме «Сложное предложение».

Работаем на время: 1 минута - 1 задание. Ознакомитесь с заданиями.

Вопросы есть? Кому что непонятно?

Распределите задания между собой. Приготовились. Начали!

Самопроверка! Получите ключи правильных ответов. Проверьте. (2 минуты) Можно помочь проверить друг другу.

Подвели итог работы по заданиям «Вертушка», проставили «+ -» в таблице.

Рефлексия.

Кто полностью справился с заданиями, не допустив ошибок? Хорошо.

Посмотрели на систему оценивания и подвели общий итог работы на уроке, поставьте себе оценку.

Кто поставил себе оценку «5»? Молодцы!

Поднимите руки, кто оценил себя на оценку «хорошо» и вставил себе «4»?

Какие ошибки допустили? (спросить об ошибках 2-3 человека)

У кого сегодня «тройки»? Какие ошибки допустили? (спросить 1-2 человека)

А двойки за урок есть?

Итак, подведем итоги.

Мы сегодня продолжили работу над темой….

Что нового узнали? (можно спросить 2-3 человек)

Что было трудным сегодня на уроке?

Качество нашего урока составило____%

Урок окончен. Спасибо.

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 31 города Темиртау»

Разработка урока

по русскому языку для учащихся 9-го класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

высшего уровня квалификации

Беспятова Елена Леонидовна

В рамках городского семинара «Использование современных технологий как один из факторов обновления содержания образования»

Темиртау 2015г.

Самоанализ урока русского языка по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» в 9а классе КГУ «ОСШ № 31» учителя русского языка и литературы Беспятовой Е.Л.

Предмет: русский язык

Дата: 14.12.15

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

    Организация урока . И учитель, и учащиеся к уроку готовы, поставлены цели урока и сформулированы задачи согласно теме.

    Оснащенность урока . Урок достаточно оснащен: использовано интерактивное оборудование - доска (работа во флипчартах), у каждого учащегося раздаточный материал, учебники, справочники.

    Содержание урока, формы реализации . По типу урок комбинированный, по календарному плану – первый урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными», за которым следует еще три урока. Материал урока доступный, понятный, изложен в соответствии с уровнем знаний учащихся, связанный с материалом предыдущем и последующим. Структура урока, выбранные формы работы и приемы соответствуют целям урока. На уроке использованы две стратегии философии критического мышления через чтения и письмо: «Верные/неверные утверждения» в начале урока и «Чтение с пометами» на этапе знакомства с новым материалом. Прием «Верные/неверные утверждения» дает возможность учащимся выбрать утверждение, полагаясь на свой опыт, свои знаний, свою логику. Стратегия «Чтение с пометами» учить учащихся работать с текстом, вдумчиво читать, умению ранжировать информацию по степени новизны и значимости, выделяя по пунктам (знаю, новое, вопрос) основные мысли. При этом формируются навыки самостоятельной работы.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самым распространенным является таблица, которую я использовала для проведения распределительного диктанта, чтобы проверить уровень усвоения ранее изученных тем, связанных с изучением сложного предложения.

На этапе закрепления нового материала, было предложено небольшое упражнение, цель которого показать различие СПП с придаточным обстоятельственным от СПП с другими видами придаточных.

В заключение урока использован прием «Вертушка», цель которого не только повторить и закрепить новое и ранее изученное по теме «Сложное предложение», но и повторить ранее изученные орфограммы и другие темы для подготовки учащихся к ВОУД и в последующем к ЕНТ. «Вертушка» этого урока содержала материал по темам: «Правописание пре-при-», «Способы связи слов в словосочетаниях», два тестовых задания, связанных с изучением СПП.

    Выбранные мною методы работы считаю эффективными, т.к. они позволяют сразу выявить на уроке пробелы в знаниях, усвоил/не усвоил материал ученик.

    Деятельность учащихся . На данном уроке степень активности средняя, видимо, влияние оказали следующие факторы: присутствие гостей, сложность выбранной темы. Дети показали свои умения и навыки работы с интерактивной доской, навыки работы в предложенных формах работы.

    Если говорить об эффективности и вариативности форм контроля на уроке, то он был разный: взаимоконтроль на первых двух этапах, самоконтроль – на последнем, самооценка в конце урока.

    Атмосфера рабочая, жесткий регламент времени, намеченный план урока выполнен, цель урока достигнута.

14.12.15. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

1) «Верные/неверные утверждения» (да/нет) Итог:

2) Распределительный диктант

1. Он понял, что ответить надо.

2. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облагала небо.

3. Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.

4. За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

5. Недаром говорится, что дело мастера боится.

6. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

Упражнение : расставьте знаки препинания, определив главное и придаточное предложения; укажите вид придаточного предложения.

    Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу то увидел далеко впереди трех девочек.

    Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком.

    Все молчали чтобы расслышать шорох цветов.

    Я не удивился его поступку потому что знал его характер.

    Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.

3) «Вертушка»

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Подведение итогов:

Фамилия, имя ученика___________________________________ Оценка за урок

Урок в 9 классе

Проводила учитель русского языка Абильдина Карлыгаш Капановна

І.Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

ІІ Цели :

1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.

2. Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными.

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс”,

ІІІ. Ход урока

I. Орг. момент. (Распоряжения учителя, организующие работу класса).

II. Повторение изученного материала.

1. Теоретические вопросы.

Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

На какие виды делятся сложные предложения?

Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

2 . Записать предложения и построить схемы.

1) Чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста.

2) Достаточно бывает иногда смочить рукопись тем или другим химическим составом, чтобы выступили на поверхность голубоватые или красноватые очертания старого текста.

3) А до ее изобретения материалами, которые использовали наши предки для письма, были камень, глина и металл.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника.

Рассмотрим таблицу.

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.

Где, куда, откуда

Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.

Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Если (если…то), когда, раз и др.

Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.

Чтобы, для того чтобы и др.

Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).

Следствия

Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Придаточные обстоятельственные

V. Закрепление. Выполнение упражнения учебника.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте придаточные предложения, а также союзы и союзные слова, прикрепляющие придаточное к главному.

1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору.

2) Куда ни взглянешь всюду холмы.

3) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.

4) Утром как только мы отошли от бивака тотчас же натолкнулись на тропу.

5) Должно быть солнце скрылось за горизонтом потому что вдруг стало темно.

VII. Итоги урока.

С чем познакомились сегодня на уроке?

Какие виды придаточных обстоятельственных выделяются?

Как различать эти виды придаточных?

VIII. Домашнее задание: правило упр. 5-6,7




Аннотация Синтаксис СПП многообразен и функционален. Известно, что большинство придаточных обстоятельственных в таких предложениях имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды. Материал данного урока можно использовать в качестве дидактического материала к урочной, внеурочной деятельности, для организации индивидуального обучения, работы с одаренными детьми в области языка и литературы.




Интеллектуальная разминка Разберите по членам предложение. Чем оно интересно? Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол. В этом предложении очень много различных обстоятельств, представлены практически все их разряды: в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия; вечером – обстоятельство времени; несмотря на дождь – обстоятельство уступки; во двор - обстоятельство места; поиграть – обстоятельство цели; увлеченно – обстоятельство образа действия; очень – обстоятельство степени



Придаточные обстоятельственные А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных. Вероятно, их так же много, как и обстоятельств; они отвечают на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ? и КАК?


Проверяем гипотезу Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1. Смелый там найдет, где робкий потеряет. 2. Когда пьешь воду, помни об источнике. 3. Чтобы много знать, надо много читать. 4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 5. Я счастлива, потому что умею любить. 6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (Выполнение задания у доски. Проверка).




СПП с придаточными места Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. 1.Откуда ветер оттуда и дождь. 2.Смелый там найдет где робкий потеряет. 3.Куда ветер дует туда и тучи несутся. 1. (откуда), [оттуда ]. 2.[там ], (где). где? 3.(куда), [туда ]. куда? откуда?


Проведение физкультминутки Закрыть глаза (досчитать до пяти) – вдох. Открыть глаза (посмотреть вверх, вниз, в стороны) – выдох. «Эмоциональная разрядка» Нахмуриться так, как это делает рассерженный человек или как осенняя тучка. Затем улыбнуться друг другу, как дети, увидевшие чудо.


Обобщим! Начинаем заполнять таблицу «Виды придаточных обстоятельственных в СПП») Вид придаточ- ного На какие вопросы отвечает К чему относится Средства связи Указатель- ные слова Обстоятель- ственное места Где? Куда? Откуда? Ко всему главному предложени ю (к сочетанию сказуемого с указательны ми словами) Союзные слова: где, куда, откуда Там, туда, оттуда


П\П Придаточные Вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяет ся Указательные слова 1 Места Где? Куда? Откуда? ______ Где, куда, откуда Сказуемое, обстоятельств о места Там, туда, оттуда 2 Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Когда, как только, едва _______ Сказуемое, обстоятельств о времени Тогда, до тех пор, после того как 3 Образа и степени действия Как? Каким образом? До какой степени? Как, будто, словно, точно Как, что, сколько, насколько Сказуемое, обстоятельств о образа действия Так, такой, таким образом 4Условия При каком условии? Если, если..то, когда, кабы _______Сказуемое В случае, тогда 5Причины Почему? Отчего? По какой причине? Потому что, так как, ибо _______Сказуемое Потому, ввиду того, вследствие того 6Цели Зачем? С какой целью? Для чего? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы _______Сказуемое Для того, затем, с тем 7Сравнения Как? На сколько? Как, как будто, словно, точно _______ Все предложение, обстоятельство образа действия Так, настолько, только


Подумай! Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1.Медведь остановился там, где только что стоял лось. [ там ],(с.с. где). – Придаточное обстоятельств. места где? 2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. какой? [ той сущ ],(с.с. где). – Придаточное определительное 3. Медведь заметил, где стоял лось. [ глаг. ],(с.с. где). – Придаточное изъяснительное что?


Различие СПП с придаточными определительными и места, присоединенными при помощи союзных слов где, куда, откуда. Придаточные определительные Распространяют член предложения, выраженный существительным. Союзные слова могут быть заменены союзным словом который. Союзным словам в главной части соответствует указательное местоимение тот. Отвечает на вопросы какой?, каков?, какое? и т.д. Придаточные места Распространяют сочетание сказуемого с указательными словами там, туда, оттуда. Замена невозможна Союзным словам в главной части предложения соответствуют указательным словам (наречия) там, туда, оттуда. Отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?


Различие СПП с придаточным изъяснительным и места Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Указательные слова там, туда, оттуда к сказуемому, требующему изъяснения, поставить нельзя Придаточные места Отвечают на вопросы обстоятельств: где?, куда?, откуда? При сказуемом, к которому относятся придаточные места, можно поставить указательные слова там, туда, оттуда


Творческая работа -прочитайте текст; -озаглавьте его; -найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными; -какие ассоциации у вас вызывает бабочка? Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась так далеко, что он был известен за пределами родного города. Но был в городке человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Таким образом все поймут, насколько я умнее» Так все и случилось. Хитрец поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрому старцу. Спросил он у него: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец ответил так, что завистник побагровел от злости. Он сказал: ???










Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии