Основные черты тоталитарного режима. Характерные черты и признаки тоталитарного режима

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Первоначально системная характеристика тоталитарных полити­ческих порядков шла по пути выделения наиболее важных и принци­пиальных черт тоталитаризма. В частности, К. Фридрих и З. Бжезинский выделили шесть его основных признаков:

· наличие «тоталистской» идеологии;

· существование единственной партии, воз­главляемой сильным лидером;

· всесилие секретной полиции;

· моно­полию государства над массовыми коммуникациями и над средствами вооружения;

· моно­полию государства над всеми организациями общества, вклю­чая экономические.

Известный теоретик К. Поппер усматривал черты тоталитарной организации власти и общества

· в строгом классовом делении общества;

· в отождествлении судьбы государства с судьбой человека;

· в стремлении государства к автаркии, навязывании государством об­ществу ценностей и образа жизни господствующего класса;

· в при­своении государством права на конструирование идеального будуще­го для всего общества и т.д.

Как можно заметить, в этих первоначальных описаниях тотали­тарных порядков главный упор делался на определенных характерис­тиках государства. Однако само по себе государство не может стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей ориенти­ровано на закон и установленную им систему регламентации поведе­ния граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей «центра» как специфической структуры и института власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система власти, стремящаяся к абсолютному контролю над обществом и че­ловеком и не связанная ни законом, ни традициями, ни верой. Дик­татура становится здесь формой тотального господства над обществом этого «центра» власти, его всепоглощающего контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия.



5.2.3.1. Сфера сознания

Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Тоталитаризм - порож­дение человеческого разума, его попытка поставить под непос­редственный рациональный контроль всю общественную и лич­ную жизнь, подчинить ее определенным целям. Поэтому при вы­явлении общих черт этого типа политической системы отправным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и обще­ственного сознания. В идеологии тоталитарная система черпает свои жизненные силы. Именно идеология определяла со­циальные горизонты развития общества на пути утверждения того или иного политического идеала, формировала соответствующие институты и нормы, закладывала новые традиции, создавала пантеоны своих героев, ставила цели и задавала сроки их реализации. Только идеоло­гия оправдывала реальность, привносила смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицалось идеологичес­ким проектом, подлежало уничтожению, все, что предписывалось им, – непременному воплощению. Занимая центральное место в по­литических механизмах, идеология превращалась из инструмента вла­сти в саму власть. В силу этого и тоталитарный политический режим, и тоталитарная система политической власти становились разновид­ностьюидеократии , или, с учетом священного для властей характера этой доктрины, «обратной теократией» (Н. Бердяев ).

При этом в первую очередь решались задачи рационализации и идеологизации обществен­ного сознания.

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчи­нить единственно верной теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы - важнейшая черта по­литического тоталитаризма. Законода­тельная, исполнительная и судебная системы контролируются из од­ного центра - политического и идеологического института - партии. Различным формам тоталитарной идео­логии присущи некоторые общие свойства. Прежде всего это за­имствованная у религиозных идеологий телеологическая (целевая) ориентация во взглядах на общественное развитие. Тоталитарная идеология заимствует хилиастические идеи о счастливом заверше­нии истории, достижении конечного смысла существования че­ловека, которым может выступать коммунизм, тысячелетний Рейх и т.п. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ буду­щего строя, используется для оправдания повседневных трудно­стей и жертв народа.

Идеология политического тоталитаризма проникнута патер­налистским духом, покровительским отношением вождей, постиг­ших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специ­альный закон, предусматривающий еди­ную, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное об­щество создает мощную систему идеологической обработки населе­ния, манипулирования массовым сознанием.

Для политического тоталитаризма характерна монополия вла­сти на информацию, полный контроль за СМИ, нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. От­рицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиня­ется политической целесообразности и по существу разрушается.

Подавляется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и т.п. Проводится унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, а также низменные инстинкты: классо­вая или национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей создается образ врага, с которым не может быть примирения.

Несмотря на различия социальных целей, формулируемых в различных тоталитарных режимах, их идейные основания были по сути идентичными. Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления соци­ального счастья, справедливости и общественного благополучия. Од­нако установление такого идеального строя жестко увязывалось и основывалось на утверждениисоциальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан. Например, советские коммунисты связывали уста­новление общества «светлого будущего» с определяющей ролью про­летариата, рабочего класса. В то же время немецкие нацисты вместо класса ставили в центр созидания нового общества нацию, германс­кую расу, которая должна была занимать центральное место в пост­роении «рейха». Идеология «чучхе» ставит вопрос об исключительно­сти корейцев как особой национальной группы, находящейся под руководством «великого вождя» Ким Чен Ира – наследника Ким Ир Сена. Таким образом, независимо от занимаемого этими идеология­ми места в идейно-политическом спектре все они становились ору­дием обеспечения интересов социальных лидеров и, следовательно, средством оправдания репрессий и насилия над их противниками.

Тоталитарные идеологии относятся к типумифологических идей­ных образований, поскольку делают акцент не на отображение ре­альности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить. Констру­ируя образ будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма дей­ствуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации жи­вых социальных и политических связей и отношений и подгонки дей­ствительности под заранее созданные образы и цели.

Такие идеологемы оказываются чрезвычайно далекими от дей­ствительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного сознания масс. Учиты­вая, что тоталитарные идеологии выходят на политический рынок в годы тяжелейших общественных кризисов, их влияние, переориен­тирующее общественное мнение с реальных противоречий на буду­щие и потому легко решаемые чисто умозрительным путем, как пра­вило, усиливается.

Непременным фактором роста влияния тоталитарных идеологов на общественное мнение является и их неразрывная связь савтори­тетом сильного лидера, партии, который «знает», что говорит, и уже успел продемонстрировать обществу свою решительность в до­стижении намеченных целей, особенно в борьбе с врагами «народ­ного счастья».

Мифологические идеологии чрезвычайноконфронтационны . Они безапелляционно настаивают на своей правоте и бескомпромиссно настроены против идейных противников. В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения. Одна из главных задач носителей мифологических идеологий – развенчание идей противников и вытеснение конкурентов из поли­тической жизни. Именно с этой интенцией, как правило, связыва­ются идеи внешней экспансии соответствующих сил, их стремление «осчастливить» жизнь не только своему, но и другим народам. Исхо­дя из понимания непримиримости тоталитарной идеологии с ее оп­понентами и стремления сохранить идейную чистоту общества, власть видит в качестве своей основной задачи искоренение инакомыслия и уничтожение всех идейных конкурентов. Главный лозунг, которым она пользуется в этом случае, – «кто не с нами, тот против нас». Поэтому все тоталитарные режимы формировались как яростные бор­цы за чистоту идей, направляя острие политических репрессий прежде всего против идеологических противников.

Характерно, что интенсивность репрессий не менялась из-за при­знания «внешнего» или «внутреннего» врага. Так, для советских ком­мунистов политическими противниками была не только «мировая буржуазия», но и представители целого ряда социальных кругов: сто­ронники царского режима (белогвардейцы), служители культа (свя­щенники), представители либеральной гуманитарной интеллигенции («прислужники буржуазии»), предприниматели, кулачество (вопло­щавшие непереносимый коммунистами дух частной собственности). Германские нацисты внутренними врагами объявляли евреев и других представителей «низших рас», которые якобы несли угрозу рейху. Делалась ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде; например, в нашей стране - идея «единого советского народа»).

Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными про­тивниками, были практически одними и теми же: изгнание из стра­ны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов вы­ражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. В СССР с 1920-30-х гг. постоянно проводились массовые процессы над «шпионами», «врагами наро­да», «предателями», отдельными национальностями, «вступившими в сговор с врагами», «врачами-вредителями», «диссидентами», «внут­ренними иммигрантами» и т.д. Уничтожив или подавив на время кон­курентов в обществе, правящие партии неизменно переносили ост­рие «очистительной идейной борьбы» внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важ­нейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампа­ниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, конт­ролю над лояльностью.

В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные ре­жимы использовали собственнуюсемантику , изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упро­чение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не только проектировалось будущее, но и переосмысливалось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман , «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново пе­реиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, пре­образовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, из­менить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превра­щали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».

Однако, не имея возможности подкрепить пропагандируемые цели и идеалы устойчивым ростом народного благосостояния, раскрепос­тить гражданскую активность, утвердить атмосферу безопасности и доверительности к власти, тоталитаризм неизбежно «вымывал» соб­ственно идейное, смысловое содержание своих высоких целей, сти­мулировал поверхностное и формальное восприятие этих идеалов, превращал идейные конструкции в разновидность некритически вос­принимаемых вероучений. Таким образом создаваемая солидарность государства и общества поощряла не сознательную заинтересованность населе­ния в укреплении и поддержке режима, а бездумный фанатизм от­дельных индивидов. И ни жесткая фильтрация, ни контроль за ин­формацией не приносили успеха. «Железный занавес» не спасал лю­дей от их привычки к свободному мышлению.

Идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы и «культики», воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры - наилучшие выразители устремлений и чаяний народа. При тоталитаризме не идеология является инструментом государства, а государство используется в качестве средства создания и сохранения этой идеологизированной политической системы.

5.2.3.2. Политические черты

В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобщая идеологизация общества дополняется его тотальной политизацией , т.е. гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникно­вением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над насе­лением. Тоталитаризм стремится к полному устранению граждан­ского общества, частной жизни. Политическая система, а точнее партийно-государственная организация общества, служит стерж­нем, фундаментом всей социальной и экономической организа­ции, которая отличается жесткой иерархической структурой.

Ядром тоталитарной политической системы выступает предель­но централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия сраста­ется с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и созда­ние без санкций властей любых организаций.

В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно акламационные формы демократии, со­здающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие в выборах. В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтер­нативных политических и общественных объединений. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозицион­ные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.

К собственно политическим чертам тоталитарного общества от­носится также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), мас­совый террор или запугивание населения. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспече­ния правопорядка выполняют функции карательных органов госу­дарства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

5.2.3.3. Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма

Необходимость сохранения идейной чистоты и целеустремленности в по­строении «нового» общества пред­полагала и совершенно особое пост­роение институциональной и нормативной сферы тоталитарной сис­темы.

Потребность в жесткой идейной ориентации государственной по­литики, поддержании постоянного идеологического контроля над де­ятельностью всех органов власти предопределяет срастание государ­ства и правящей партии и образование того «центра» власти, кото­рый невозможно было идентифицировать ни с государством, ни с партией. Такой симбиоз государственных и партийных органов не давал возможности «развести» их функции, определить самостоятельные функции и ответственность за их исполнение. СССР дал значительно более богатый исторический опыт тоталитарного правления, чем дру­гие страны, показав образцы тех социальных и политических отно­шений, к которым вела логика развития тоталитаризма.

Именно на примере СССР хорошо видно, как партийные комитеты направляли деятельность практически всех государственных структур и органов власти. Руководящая роль коммунистической партии, закрепленная в конституции страны, означала полный приоритет идеоло­гических подходов при решении любых общезначимых (государствен­ных) экономических, хозяйственных, региональных, международ­ных и прочих проблем.

Монолитность политической власти предполагала не разделение, а практическое срастание всех ветвей власти – исполнительной, за­конодательной и судебной. Политическая оппозиция как публичный институт полностью отсутствовала. Механизмы самоуправления и самоорганизации утратили присущие им автономность и самостоятельность. Власть делала акцент только на коллективные формы и спосо­бы социальной и политической активности. Выборы целиком и пол­ностью подвергались беззастенчивому режиссированию, выполняя таким образом сугубо декоративную функцию. Так, в течение долгих лет число участвовавших в голосовании постоянно превышало 99%, различаясь лишь сотыми долями процентов. При этом результа­ты выборов нередко утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС еще до их окончания.

Для контроля над монопольным политическим порядком вла­сти создавалась мощная секретная политическая полиция (в Герма­нии – отряды СС, в СССР – ВЧК, НКВД, КГБ). Это был механизм жесткого всепроникающего контроля и управления, не имевшего ис­ключений и зачастую использовавшийся для решения конфликтов внутри правящего слоя. Одновременно это была и наиболее привиле­гированная область госслужбы, работники которой наиболее высоко оплачивались, а инфраструктура интенсивно развивалась, усваивая и воплощая самые передовые мировые технологии. В сочетании с уси­лением механизмов административного контроля потребность в по­стоянном контролировании общества обусловила тенденцию к воз­растанию и усилению массовости аппарата власти. Таким образом, в обществе все время присутствовала потребность в увеличении чис­ленности служащих. На этой основе в СССР сложился мощный слой номенклатуры, служебно-профессиональной касты, обладавшей ко­лоссальными социальными привилегиями и возможностями.

В силу этих базисных свойств тоталитаризм функционировал как система, наиболее ярко противостоявшая плюрализму, множественно­сти агентов и структур политической жизни, разнообразию их мне­ний и позиций. Самый страшный враг тоталитаризма – конкуренция, ориентированная на свободный выбор людьми своих идейных и по­литических позиций. Боязнь не только политического протеста, но и социального разнообразия, стремление к унификации всех социальных форм поведения не ограничивали только формы выражения поддер­жки властей, где, напротив, поощряли разнообразие и инициативу.

Универсальная и по сути единственная политико-идеологическая форма регулирования всех социальных процессов стерла при тотали­таризме границу и между государством и обществом. Власть получила неограниченный доступ во все сферы общественных отношений, вплоть до личной жизни человека, активно используя для этого методы террора, агрессии, геноцида против собственного народа. Причем конт­роль не только со стороны официальных структур за социальной ак­тивностью человека, но и со стороны непосредственного социально­го окружения (друзей, родственников, сослуживцев) оставлял человека один на один с громадой репрессивной власти. Как писала X. Арендт , «главная черта человека массы (при тоталитаризме) – не же­сткость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных соци­альных взаимоотношений». Создание захватившей все общество сис­темы осведомительства, нравственно-этическое оправдание доноси­тельства как высшего выражения гражданского долга атомизировало общество, разрушало скрепляющие социум связи и отношения.

Несмотря на постоянно провозглашаемый «народный» характер власти, система принятия решений в тоталитарных системах оказа­лась абсолютно закрытой для общественного мнения. Формально про­возглашенные законы, нормы, конституционные положения не имели никакого значения по сравнению с целями и намерениями властей. Конституция 1936 г. была одной из самых демократических в мире. Но именно она прикрывала массовые репрессии коммунистов против собственного народа. Политические свободы и права граждан зафиксированы фор­мально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано». Наиболее же типичным и распространенным основанием реального регулирования общественных отношений слу­жила ориентация институтов власти на мнение вождей и сакрализа­ция позиций последних.

Безусловным приоритетом в регулировании общественных отно­шений обладали силовые и принудительные методы и технологии. Но на достаточно высоком уровне зрелости это всепроникающее сило­вое регулирование социальных связей предопределило утрату тота­литарными системами их собственно политического характера, вы­рождение в систему власти, построенную на принципах администра­тивного принуждения и диктата.

Абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, что проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей (идеократия), обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима и его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно, вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.

Одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Конечно, репрессивные органы, обеспечивающие существование и функционирование тоталитаризма как антигуманной общественно-политической системы, возникают и складываются не в один день и, естественно, отличаются друг от друга не только по своей структуре, но и по своей жестокости. Весьма существенны также различия на разных ступенях истории той или другой системы тоталитаризма. Однако неизменно то, что, где бы ни имел место тоталитарный режим, террор - неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями - один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем.

5.2.3.4. Социальные и экономические признаки

Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг - бур­жуазия, империализм, евреи, коммунисты и т.п. Формально права национальных меньшинств провозгла­шены, на деле существенно ограничены.

Тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством.

Личность утрачивает автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого является беззавет­ная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».

Одновременно с ломкой прежней социальной структуры фор­мируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или вли­яние на нее становится основой социальной стратификации, эко­номических и социальных привилегий. Формируется новый, но­менклатурный господствующий класс - главная опора тотали­тарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, сталинистском варианте, осуществляя урав­ниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действи­тельности же порождает социальное неравенство. Несмотря на жесткий контроль государством всех сфер обще­ственной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем другое».

В тоталитарном обществе человек нигде и никогда не находится «у себя», а общество почти никогда и ни в каком аспекте не выступает как гражданское общество, отделенное от государства и существующее отдельно и независимо от него, ибо для существующей в тоталитарном обществе власти нет никаких законодательных или правовых ограничений, закрывающих ей доступ в те или иные сферы общественной или личной жизни: все подконтрольно, а сам контроль тотален.

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике . Здесь отличительными черта­ми политического тоталитаризма являются этатизация, огосударствление хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные ме­тоды управления. Полное господ­ство крупных предприятий, недопущение частной собственности ста­вило государство в положение единственного работодателя, самостоятельно определявшего и условия труда, и критерии оценки его результатов, и потребности населения. Устанавливается монополия государства на рас­поряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и са­мим человеком. Хозяйственная инициати­ва отдельных работников признавалась лишь в рамках укрепления этих отношений, а все виды индивидуального предпринимательства («спекуляции») причислялись к криминально наказуемым.

5.2.3.5. Разновидности политического тоталитаризма

Наряду с общностью основополага­ющих институциональных черт госу­дарства политического тоталитаризма имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господ­ствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

При всем относительном разнообра­зии тоталитарных порядков в фаши­стской Германии, сталинском СССР, Албании, ряде африканских стран, постреволюционном Иране вре­мен А. Хомейни, на Кубе, в Северной Корее и других странах мира история дала образцы двух основных типов тоталитаризма:фашистс­кого (национал-социалистского, нацистского)икоммунистического (со­ветского). Каждый из них отличается своеобрази­ем институтов, степенью элитаризма, идейными постулатами, ха­рактером и масштабами репрессий и т.п. Причем самой исторически длительной явилась коммунистическая форма тоталитаризма, проде­монстрировавшая этапы и фазы развития этих политических порядков.

Исторически первой и классической формой политического тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, на­чало которому положила военно-коммунистическая система, сфор­мировавшаяся в общих чертах в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выра­жает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой ав­тономии личности, абсолютную власть государства.

И все же характеристика социализма советского типа как то­талитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Несмотря на многие тоталитар­ные формы политической организации, социалистической систе­ме присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР эта система смогла резко повысить уровень образования народа, сделать доступным для него достижения науки и культуры, обес­печить социальную защищенность населения, развитие экономи­ки, космической и военной промышленности и т.д., резко сократить преступность, к тому же в послесталинский период власть не прибегала к массовым репрессиям.

Вторая разновидность тоталитаризма - право-экстремистское политическое движение, фашизм . Возник в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые фашистский режим был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового обще­ства, сколько к возрождению величия Римской империи, уста­новлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обес­печение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. Он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремившихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались за счет позиции наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офи­церского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала оче­видной, эти круги сами смогли отстранить Муссолини от власти.

Третья разновидность политического тоталитаризма - нацио­нал-социализм. Как реальный политический и общественный строи он возник в Германии в 1933 г. Цель - мировое господство арийской расы. Национал-социализм имеет род­ство с фашизмом, хотя многое заимствует у советского ком­мунизма, и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государ­ства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти - ненависть национальная и расовая. Главные различия основных разновидно­стей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответствен­но: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арий­ской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потом­ки римлян, германская нация). Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

Любые государства политического тоталитаризма так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.

Политический тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах (например, в Се­верной Корее) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способнос­тью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достиже­ния ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые ав­торы рассматривают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.

Нетрудно заметить, что изложенная выше классическая мо­дель тоталитаризма соответствует политическим реалиям лишь узкого круга государств: сталинскому СССР, гитлеровской Гер­мании и т.д., к тому же не отражает глубокие различия между ними. Хотя в той или иной степени некоторые из рассмотренных черт политического тоталитаризма, особенно отражающие командно-административный тип управления, были присущи целому ряду социалистических и других государств.

Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к дикта­торским политическим системам, противостоящим западным де­мократиям. Тоталитарные тенденции проявляются в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу, сформировать лояльный существующему строю тип личности и подчи­нить индивида, включая образ его мыслей и поведения, госу­дарственному и иному социальному контролю.

В последние десятилетия в современном мире не только зна­чительно возросло количество демократических государств, усилилась популярность демократической формы правления в целом, но стала заметной и другая тенденция - попытки осуществлять систематический контроль над сознанием и поведением людей и в первую очередь их электоральным выбором с помощью СМИ и экономических ресурсов. Учитывая приоритетную роль в управле­нии массовым сознанием масс-медиа и методов информационно­го манипулирования, а также денег, эту тенденцию можно оха­рактеризовать как информационный или информационно-финан­совый, тоталитаризм.

существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:

При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства;

Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению;

Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.



Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.



Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.

Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент

Гражданское общество.

Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество » и «государство » попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это «подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Признаки гражданского права

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

верховенство закона во всех сферах жизни общества:

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

взаимная ответственность личности и государства;

реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;

наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

законность и правопорядок в обществе.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.

Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.

По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

Структура гражданского общества охватывает:

Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

Общественные объединения и организации;

Политические партии и движения;

Сферу воспитания и негосударственного образования;

Систему негосударственных средств массовой информации;

Церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

Социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей (семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними;

Экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта;

Политическая система представляет собой комплекс определенных субъектов политики (органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними;

Духовная система представляет собой комплекс соответствующих культурно-просветительских, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения;

Информационная система представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе (прежде всего негосударственные средства массовой информации).

Последствия индустриализации и коллективизации.

Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового много-миллионного ядра индустриальных рабочих. Общая чис-ленность рабочих выросла с 8-9 млн в 1928 году до 23-24 млн в 1940 году. С другой стороны, существенно сокра-тилась занятость в сельском хозяйстве: с 80 % в 1928 году до 54 % в 1940 году. Высвободившееся население (15-20 млн человек) перешло в промышленность.

Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предпо-лагал резкое ослабление, если не полное устранение то-варно-денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способ-ствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.

Тоталитаризм — это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламента-ция со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и сред-ствами вооруженного насилия.

К основным признакам тоталитарного режима относят-ся:

1) верховенство государства, носящее тотальный харак-тер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, ого-сударствить любые проявления жизни;

2) сосредоточение всей полноты государственной поли-тической власти в руках вождя партии, влекущее факти-ческое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государствен-ных органов;

Сущность сталинского тоталитаризма

Главной харак-терной чертой политического режима в 30-е годы стал пере-нос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и кара-тельные органы. Решения XVTI съезда ВКП (б) значитель-но усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйствен-ным управлением, высшее партийное руководство приоб-рело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обя-зали строго подчиняться руководящим центрам партий-ной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в про-мышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функ-ционировали партийные комитеты, чья роль на деле ста-новится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осу-ществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сфе-ру с этого времени стало отличительной особенностью со-ветской политической системы. Выстраивалась своеобраз-ная пирамида партийно-государственного управления, вер-шину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально вто-ростепенная должность генерального секретаря преврати-лась в первостепенную, давая ее обладателю право на вер-ховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппара-та сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «трой-ки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного по-литического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои соб-ственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образует-ся Главное управление государственной безопасности, во-шедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем уч-реждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Политика репрессий: причины и последствия

Опира-ясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий.

По мнению ряда современных историков, репрессивная по-литика на данном периоде преследовала три главные цели:

1) действительное очищение от «разложившихся» от за-частую бесконтрольной власти функционеров;

2) подавле-ние в зародыше ведомственных, местнических, сепаратис-тских, кланоъых, оппозиционных настроений, обеспече-ние безусловной власти центра над периферией;

3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов. Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колон-ну» в условиях нараставшей военной угрозы.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйствен-ные, партийные, государственные, военные, научно-техни-ческие кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн до 9-10 млн человек.

К каким последствием привела политика массовых репрес-сий? С одной стороны нельзя не признать, что данная поли-тика действительно повысила уровень «сплоченности» насе-ления страны, которое смогло затем объединиться перед ли-цом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель мил-лионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые реп-рессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий и колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Обра-зовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинс-кое руководство в 1938 году отказалось от массовых репрес-сий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе сво-ей эта карательная машина осталась неприкосновенной.

В результате массовых репрессий закрепилась полити-ческая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выд-виженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким об-разом, принятие принципиально важных решений оконча-тельно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).

Периодизация

В эволюции сталинского тоталитариз-ма обычно выделяется четыре этапа:

1. 1923-1934 — процесс становления сталинизма, фор-мирование его основных тенденций.

2. Середина 30-х годов — 1941 год — реализация ста-линской модели развития общества и создание бюрокра-тической основы власти.

3. Период Великой Отечественной войны, 1941-1945 годы — частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост националь-ного самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.

4. 1946-1953 годы — апогей сталинизма, перерастаю-щий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции ста-линизма.

Во второй половине 50-х годов в ходе реализации ре-шений XX съезда КПСС была осуществлена частичная де-сталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов.

1. Контроль за свободой мысли и подавление инакомыслия.

Дж. Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать - определённые, но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства по меньшей мере столь же действенно, сколь контролирует их поступки."

2. Разделение населения на "наших" и "ненаших".

Людям свойственно - и это почти закон человеческой природы - быстрее и легче сходятся на негативной почве, на ненависти к врагам, зависти к тем, кому лучше живтся, чем на конструктивной задаче. Враг (и внутренний и внешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В тоталитарном государстве террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрировать гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения доказательства, почему данные авансы не реализованы. И сюда очень хорошо вписывается поиск внутренних врагов. Здесь действует старый, давно известный принцип: "Разделяй и властвуй". Те, кто "не с нами, а значит, против нас" должны подвергнуться репрессиям. Террор развязывался без какой-либо видимой причины и предварительной провокации. В нацистской Германии он был развязан против евреев. В Советском Союзе террор не ограничивался расовыми признаками, и его объектом мог стать любой человек.

3. Тоталитаризм создаёт особый тип человека.

Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы - одна из основных отличительных особенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменом исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими установками, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в человеке. Таким образом, конечная цель создания "нового человека" - формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимок и привело к моральному разложению общества.

4. Государство вмешивается даже в личную жизнь человека.

В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевой идеей. Одним из важнейших показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является "newspeak" - новояз, который является средством, делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайек писал: "... легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя."

Однако в конечном итоге это оружие оборачивается против режима. Так как люди вынуждены приспосабливаться к иррационализму языка, они вынуждены вести существование, при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт в поведении тоалитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом "doublethink" - двоемыслие и "thoughtcrime" - мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов "классического" тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.

Тоталитаризм - что такое? При таком устройстве государство в принудительном порядке регулирует жизнь всей страны. Нет права на самостоятельные мысли или деяния.

Власть контроля и репрессий

Нет таких областей жизни государства, которые бы не хотела контролировать власть. Ничто не должно укрываться от ее пристальных взоров. Если в демократическом понимании правитель должен выражать волю народа, то тоталитарные главы государств не стеснялись производить передовые идеи по своему разумению и навязывать их.

Люди должны безоговорочно подчиняться всем приказам и указаниям, которые поступают свыше. Человеку не предлагаются на выбор идеи и варианты мировоззрения, из которых он может выбрать то, что будет импонировать ему больше всего. Ему навязывали конечный вариант идеологии, которую он должен был принять или пострадать за свои убеждения, ибо не подлежали идеи государства ни оспариванию, ни сомнениям.

Где зародился тоталитаризм

Первым термин «тоталитаризм» начал использовать приверженец Дж. Джентиле. Это произошло в начале 20-го века. Италия - первое поле, где пустила ростки тоталитарная идеология.

Приемником стал Советский Союз, пребывая под правлением Сталина. Также популярна эта модель правления была в Германии, начиная с 1933 года. Каждая страна окрашивала тоталитарную власть теми чертами, которые были свойственны именно данному укладу, однако есть и общие особенности.

Как распознать тоталитаризм

О подобной системе можно говорить, если вам встретятся следующие черты тоталитаризма:

1. Как правило, провозглашают официальную идеологию. Все должны выполнять правила, предписанные ею. Контроль тотален. Похоже, будто полицейские следят за узниками или преступниками. Суть тоталитаризма заключается в том, чтобы найти злоумышленников и помешать им творить действия, которые могут повредить государству.

2. Органы власти могут всецело диктовать, что разрешено, а что - нет. Любое неповиновение строго карается. В основном функции надзирателя выполняет партия, устанавливающая монополию на управление страной.

3. Особенности тоталитаризма состоят в том, что нет такой сферы человеческой жизни, которая бы не подверглась наблюдению. Государство отождествляется с обществом для пущего контроля и регламентации. Ни в коей форме не дает ответа тоталитаризм, личности, право на самоопределение.

4. Демократические свободы здесь не пользуются популярностью. Человеку остается очень мало пространства для собственных интересов, устремлений и желаний.

По каким признакам можно определить тоталитаризм

Наиболее характерными для этой системы управления являются следующие признаки:

1. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм - все это разные режимы. В том устройстве, которое мы рассматриваем, свобода не то что не берется в расчет как необходимость для человека, но и считается чем-то неприличным, деструктивным и разрушительным.

2. Черты тоталитаризма включают в себя наличие идеологического абсолютизма. То есть свод правил и идей, выработанный правящей верхушкой, возводится в рамки божественной нерушимой истины, аксиомы, которую нет никакой возможности оспорить. Это то, что нельзя изменить. Так было и так будет, потому что это правильно, и иначе быть не может. Демократия и тоталитаризм откровенно враждуют.

Нерушимая власть

Если при более свободных схемах власти можно менять правителей, вносить свои предложения и комментарии, то в ситуации единовластия конкретной партии даже мысль о подобных переменах наказуема вплоть до ссылки или даже казни. Так что если кому-то что-то не нравится, это его проблемы, и лучше об этом помалкивать для собственной же безопасности.

Есть единая партия, которая лучше знает, как должен жить народ. Она создает специальные структуры, шаблоны и схемы, по которым должно работать общество.

Жестокость управления

Понятие тоталитаризма не включает в себя бережное и заботливое отношение к гражданам. Организуют террор, возможны репрессии и прочие устрашающие действия. Характерна жестокость. Партия всесильна и неоспорима. Народ - зависимый и ведомый.

Власть держит за своей спиной силовую структуру, которая всегда сможет помочь своими услугами по притеснению граждан. Запуганные люди повинуются и подчиняются. На самом деле, как правило, большинство народа ненавидит подобную власть, но боятся открыть рот и заявить об этом.

Монополизирует правление в свою пользу тоталитаризм. Что такое граждане страны обычно не знают. Контролируются все информационные источники. Люди не узнают больше, чем хотелось бы правящим лицам.

Информационная скованность

Все СМИ служат партии и распространяют только ту информацию, которая должна быть обнародована. Инакомыслие жестоко карается и пресекается очень быстро. Все, что остается - обслуживать власть имущих.

Тоталитаризм - режим, при котором экономика контролируется централизованно и характеризуется командно-административным характером. Она принадлежит государству, выражает цели политики, а не отдельных лиц или предприятий.

Страна постоянно живет в состоянии готовности к войне. Если поселиться в государстве, где царит тоталитаризм, вы вряд ли узнаете. Создается ощущение, будто живешь в военном лагере, со всех сторон которого враги. Они пробираются в ваши ряды и готовят вражеские планы. Либо ты уничтожаешь, либо уничтожают тебя.

Такую нервную обстановку создают главы стран своим гражданам. При том пропагандируется идея лучшего будущего, рисуется маяк, на чей свет люди должны идти. И только партия знает, как это сделать. Именно поэтому ей нужно всецело довериться и следовать приказам, если не хочешь потеряться, сойти с дороги и быть растерзанным хищными зверями, которые так и околачиваются вокруг, полные жажды крови.

Корни тоталитарной политики

Тоталитаризм кратко можно описать как свежее веяние прошлого века. Благодаря техническим достижением, стала доступной массовая пропаганда. Теперь есть больше возможностей для принуждения и подавления. В большинстве случаев такая смесь получается при сочетании экономических кризисов и связанных с ними периодов, когда особо высоко и активно промышленное развитие.

Тогда до культуры, социальных структур и прочих вещей, относящихся более к духовному и возвышенному спектру, никому особо дела нет. На повестке дня борьба за дележ территорий.

Человеческая жизнь теряет ценность в глазах самих людей, они готовы идти по головам и жертвовать чужими жизнями. Для того, чтобы столкнуть народные массы лбами, им нужно промыть мозги, лишить возможности мыслить, превратить в стадо, пришпорить, как лошадей, и погнать на достижение собственных целей.

В таких плачевных условиях человек - все-таки живое, думающее и чувствующее существо, как бы это не мешало партии - ощущает себя плохо и потерянно, ему хочется понимания и покоя. Он ищет защиты.

Волк в овечьей шкуре

Рушатся старые традиции. Царит насилие и вандализм в прямом смысле слова. Самое интересное, что варварство подается под благородным предлогом заботы и опеки. Ведь впереди светлое будущее, нужно лишь потерпеть.

Не верите партии? Придется избавиться от такого человека, иначе он своими умными мыслями отвлечет страну от достижения новых пиков развития.

Люди видят в своем правлении добро и зло, покровителя и терзателя. Это как отчим, который бьет ребенка. Он вроде и мороженное иногда покупает, и на аттракционы водит, но пятой точке от этого все равно не легче. Так что лучше бы не водил, а оставил в покое.

Людям хочется этой самой отцовской защиты, но в качестве бонуса они получают еще и ремень с огромной железной бляхой, который очень больно бьется. С помощью такой дисциплины должны быстро решаться социальные проблемы, но на деле появляются новые.

Большие скопления людей поддерживают партию, но сами же перед ней несут ответ, она же и связывает им руки в момент, когда хочется немного свободы. Народ сам возводит идола на пьедестал, гнет перед ним спину, боготворит и боится, любит и ненавидит. В основе этого лежит еще и желание отдать ответственность в одни руки. Но кто же согласится принять на себя большие обязанности без возможности извлечь из этого свободу властвовать и управлять бесконтрольно?

Видимый мотив

Чтобы убедить людей в правильности происходящего, говорят о теориях общей воли. Таким образом, один класс или нация должны воплотить все желания и идеалы человечества.

Инакомыслие в таком случае отвлекает людей с верного пути и должно быть искоренено, ведь слишком многое стоит на кону, просто нельзя допустить отвлечение от главной цели. Свободы и права человека имеют все меньше значения.

Все более пышно цветут утопические идеи, в которые верят, надеясь, что еще удастся дожить до их воплощения. Когда-то в счастливом будущем будет построено прогрессивное общество. Ну а сейчас для этого нужно немного поднапрячься и пролить пару капель крови тех, кто не понимает важности операции и осмеливается мешать ее ходу.

Тоталитарные системы, как правило, царствуют в тех государствах, где склоняются к идеологиям диктатуры и коммунизма. Муссолини - главарь фашистов в Италии - первым ввел это определение в обиход. Именно им государство было провозглашено главной ценностью для всех граждан, усилился контроль и репрессии.

Близкие схемы правления

Встречались даже примеры того, как абсолютный контроль сочетался с некоторыми свободами и авторитарной властью.

Под тоталитарной демократией подразумевается тот период, когда проводились массовые репрессии с Советском Союзе. Проходила повсеместная слежка, в которой принимали участие представители самых разных слоев населения. Целью наблюдения была частная жизнь сослуживцев, людей, живущих по соседству или родственников. Тогда широко использовалось понятие «враг народа», которым клеймили провинившихся на частых собраниях. Это считалось относительно демократическим стилем правления. Люди верили в целесообразность подобных акций и охотно принимали в них участие.

Что касается тоталитарного авторитаризма, эта форма власти имеет место тогда, когда не делается опора на силы широких масс. Повсеместный контроль ведется уже другими методами, преимущественно военными, присутствуют черты, характерные для диктатуры.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации