Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.
Самой большой проблемой для учащихся является морфологический анализ (разбор) слова. Это можно объяснить тем, что части речи изучаются на протяжении нескольких лет, и их признаки вылетают из головы. Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы - планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
Учащимся не нужно обращаться к разным учебникам, чтобы вспомнить многие правила. Эта памятка пригодится не только в 5-7 классах, но и при подготовке к экзаменам, итоговом повторении.
Ганус Антонина Валентиновна, 30.03.2018
3498 289
Содержимое разработки
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО .
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .
Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )
II. Постоянные признаки:
собственное или нарицательное,
одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);
несклоняемые (неизменяются по падежам и числам) ,
Непостоянные признаки:
в … числе (ед., мн. ),
в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ).
И. Кто? Что? В. Кого? Что? Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО .
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)
II. Постоянные признаки:
Качественное (может быть в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
Непостоянные признаки:
в степени сравнения (для качественных);
в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
в … падеже (для полной формы),
в …числе (ед., мн.),
в … роде (для единственного числа).
III. Синтаксическая роль
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА .
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)
II. Постоянные признаки:
вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).
Непостоянные признаки: (!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова)
в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
в … числе (ед., мн.),
в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО .
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).
Н .Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
разряд по структуре (простое/сложное/составное),
разряд по значению (количественное + подразряд (целое/дробное/собирательное)/ порядковое ),
особенности склонения:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
– 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
– 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
– тысяча скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
– сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
– сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.
Непостоянные признаки :
число (если есть),
род (в ед.ч., если есть).
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ .
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
разряд по значению с доказательством:
– личное , т.к. указ. на лицо;
– возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
– притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
– вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
– относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
– неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
– отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
– определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
лицо (для личных).
Непостоянные признаки:
число (если есть),
род (если есть).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ .
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
)
Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ .
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ .
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
Н.ф. – … (И., ед., м.).
II. Постоянные признаки:
действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
вид (совершенный – что с делавший? несовершенный – что делавший?).
возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
Непостоянные признаки:
полная (какой?) или краткая форма (каков?) (только для страдательных).
падеж (только для причастий в полной форме).
число (ед., мн).
род (только для прич в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ .
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Вид (совершенный – что с делав?/несовершенный – что делая?).
Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор СОЮЗА .
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
II. Признаки:
Простой (из одного слова: и, а, но… потому что… ).
Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
Неизменяемая часть речи.
11. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА .
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
II. Признаки:
Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
Неизменяемая часть речи.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ .
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).
II. Признаки:
Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ .
I. Часть речи – межд, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию.
II. Признаки:
III. Не является членом предложения.
14. Морфологический разбор ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА .
I. Часть речи – зв/п.слово, т.к. передаёт звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
III. Не является членом предложения.
Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.
Что такое морфологический разбор имени существительного?
Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.
Как разобрать существительное как часть речи?
Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:
- 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
- 2. Начальная форма
, морфологические признаки:
- 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
- 2.2. Непостоянные (число, падеж).
- 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).
Примеры морфологического разбора существительных
Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:
«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».
Андрей
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
- 1. Андрей – существительное (кто?).
- 2. Начальная форма – Андрей;
- 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
- 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
- 3. Подлежащее.
Кофе
- 1. Кофе – существительное (что?).
- 2. Начальная форма – кофе;
- 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
- 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
- 3. Дополнение.
Из чашки
- 1. Чашки – существительное (из чего?).
- 2. Начальная форма – чашка;
- 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
- 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
- 3. Обстоятельство.
Морфология – это один из разделов языкознания, который изучает такой языковый объект, как слово, его значимые части и свойства. Все употребляемые слова относятся к определённым частям речи. Развёрнутый грамматический анализ конкретного слова с позиции отнесения к определённой части речи даёт морфологический разбор. В целях получения быстрого результата можно сделать морфологический разбор слова онлайн. Но основные правила этого процесса должны знать ученики начиная с 4 класса.
Как производится морфологический разбор
Отвечая на вопрос, что такое морфологический разбор слова, необходимо отметить, что слово разбирается как в контексте фразы, так и в его первоначальной форме. Поэтому важным навыком является умение правильно определять синтаксическое значение слова в рассматриваемом предложении, его первоначальную форму, изменяемые и неизменяемые признаки.
Образцы разбора основных самостоятельных частей речи в контексте предложения
Самостоятельные части речи имеют определённое лексическое значение и выступают членами предложения – главными или второстепенными. Например, существительные, прилагательные или причастия. Планы морфологического разбора отличаются в некоторой степени для разных частей речи , а также изменяются по сложности в зависимости от программы обучения и класса, в котором даётся подобное задание.
По общему правилу указывается часть речи с определением её грамматического значения, первоначальная форма, неизменяемые и изменяемые признаки, какова роль в рассматриваемом предложении. Далее предлагаются варианты, как сделать морфологический разбор учениками 5 класса и старше основных частей речи.
Существительное
Начало морфологического разбора существительного, как и любых других слов, следует производить с определения части речи.
- Указать часть речи.
- Поставить к существительному вопрос.
- Найти начальную форму.
- Выяснить, является ли слово собственным или нарицательным , можно ли считать его одушевлённым или нет, к какому склонению и роду относится.
- Определить падеж и число в данном предложении.
- Какой член предложения.
Для наглядности разобрано существительное «котята» предложения «Котята весело играют».
- Котята – существительное, которое обозначает живое существо;
- Поставленный вопрос – кто;
- Первоначальная форма – котёнок;
- Нарицательное, одушевлённое, второе склонение, мужской род;
- Падеж – именительный, число – множественное;
- Подлежащее.
Глагол
Первые три пункта повторяются. Далее следует определить спряжение глагола и такие изменяемые признаки, как число и время. Род указывается в том случае, если глагол употреблён в единственном числе . Для глаголов будущего или настоящего времени определяется лицо.
Образец морфологического разбора на примере слова «рисовали» предложения «Ученики рисовали карандашами».
- Рисовали – глагол, обозначающий действие;
- Поставленный вопрос – что делали;
- Первоначальная форма – рисовать;
- 1 спряжение;
- Множественное число прошедшего времени;
- Сказуемое.
Прилагательное
Первые три пункта для прилагательного повторяются так же как и для существительного или глагола. Далее оцениваются и указываются падеж , число и род.
Образец морфологического разбора на примере слова «маленькая» предложения «Маленькая девочка играет в песочнице».
- Маленькая – прилагательное, обозначающее признак;
- Поставленный вопрос – какая;
- Начальная форма – маленький;
- Падеж именительный,
- Число единственное;
- Род женский;
- Является определением.
Причастие
При морфологическом разборе причастия, кроме части речи, следует указать глагол, от которого оно образовано. Кроме того, для причастия характерны такие признаки , как залог и возвратность.
Образец морфологического разбора на примере слова «бурлящий» предложения «Путь преградила бурлящая река».
- Бурлящая – причастие, от глагола «бурлить»;
- Начальная форма – бурлящий;
- Поставленный вопрос – какая;
- Действительный залог, несовершенный вид;
- Применено в настоящем времени;
- Является невозвратным;
- Единственное число, падеж именительный;
- Род женский;
- Является определением.
Наречие
Схема морфологического разбора наречия несколько проще и содержит меньше пунктов, чем существительного или прилагательного, поскольку наречие – неизменяемое слово , которое не имеет начальной формы.
Образец морфологического разбора на примере слова «медленно» предложения «По небу медленно плыли облака».
- Медленно – наречие, обозначающее признак действия;
- Поставленный вопрос – как;
- Обстоятельство.
Кроме самостоятельных частей речи, существуют служебные и междометия. Они не выступают членами предложения, не обладают каким-либо определённым лексическим значением .
Например, предлоги или союзы применяются для установления отношений между членами предложения или словосочетаниями. Служебные части речи также могут подлежать морфологическому разбору по определённой схеме. Схемы разбора в классе, установленные учителем для конкретной части речи, могут отличаться от предложенных выше по степени сложности.
Хорошо ли мы помним то, чему нас учили в школе? Ну вот, например, можете ли вы сказать, как делать морфологический разбор слова и зачем вообще это нужно? Особенно актуальным этот вопрос становится тогда, когда родители пытаются помочь своему ребенку в подготовке к сдаче ЕГЭ. И как ни странно, зачастую их ставит в тупик не физика с химией или математика, а наш родной и любимый русский язык.
Что такое морфологический разбор слова
Морфология – это раздел языкознания, изучающий слово, как часть речи. Морфологический разбор слова, это его полная характеристика именно с точки зрения грамматики русского языка. Делая морфологический разбор слова, нужно уметь определить, какой часть речи оно является, какие у него имеются постоянные признаки, а какие признаки этого слова являются изменяемыми. Нужно также понимать, в какой форме данное слово употреблено в предложении, и какую роль оно здесь играет.
Зачем нужен морфологический разбор слова
Те ошибки, которые обычно делаются в письменной речи, являются не случайными. Многие слова имеют «ошибкоопасные» части, которые при изучении в школе русского языка указываются специальными орфограммами, призванными обратить внимание именно на наиболее вероятные ошибки. Морфологический разбор слова придуман вовсе не для того, чтобы усложнять жизнь ученикам и их родителям. А для того чтобы было легче понять, как именно следует писать данное слово. Например, определяя к какой части речи оно относится, мы можем быстро вспомнить, как именно следует проверять правильное написание, в случае возникших сомнений. Так, прилагательное проверяется путем постановки к нему вопроса, существительное – по падежам и склонениям, окончания глагола в безударной форме – в соответствии со спряжением. Если же это глагол прошедшего времени, то его написание проверяется по роду, к которому его нужно отнести.
Правописание суффиксов и окончаний слова полностью зависит от того, к какой части речи относится данное слово. Вот поэтому в школе уделяют довольно много времени изучению этого момента, а кроме того, морфологический разбор слова обязательно входит в программу экзаменов ГИА в 9 классе, в программу ЕГЭ и в программу вступительного экзамена по русскому языку в высших учебных заведениях.
Давайте вспомним, как делать морфологический разбор слова
Итак, чтобы сделать морфологический разбор существительного, нужно указать:
- часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч.);
- постоянные признаки: имя собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение;
- непостоянные признаки: падеж, число;
- синтаксическая роль.
Давайте посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, у нас есть предложение: «Я надела шляпу». Попробуем сделать морфологический разбор слова «шляпу».
- Шляпу – сущ, н.ф.: шляпа.
- Пост. пр.: нарицат, неодуш., ж.р., 1 скл.;
- Непост. пр.: В.п., ед.ч.;
- Синт. роль: дополнение.
Как видите, все очень просто.
Это было у нас имя существительное. А теперь попробуем для примера взять прилагательное. Оно разбирается по такой же схеме, однако есть и некоторые отличия. Чтобы сделать морфологический разбор прилагательного, нужно будет указать:
- часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч., муж или жен.р.)
- постоянные признаки: качественное, притяжательное, относительное.
- непостоянные признаки: для качественных – степень сравнения, полная или краткая форма; для всех – падеж, число, род (в ед.ч.).
- синтаксическая роль в предложении.
Возьмем предложение: «Впереди мелькнула голубая гладь реки». Что мы можем сказать о прилагательном «голубая»?
- Голубая – прилаг., н.ф.: голубая.
- Пост. пр.: качеств.;
- Непост. пр.: положит. степень сравн., полная форма, Им.п, ед.ч.;
- Синт. роль: определение.
Ладно, с существительными и прилагательными мы разобрались. А что делать, если нужен морфологический разбор глагола? В принципе, все то же самое. Ну – почти:
часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив);
постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение;
непостоянные признаки:наклонение глагола, время, лицо, число, род (если есть).
синтаксическая роль.
«Слушатели оживились, начали хлопать в ладоши». Разберем глагол «оживились».
Оживились – глаг., н.ф. – оживиться;
Пост. пр.: сов.в., непереход., возвратн.,ІІспряж.;
непост. пр.: изъявит. наклонение глагола, прош.вр., мн.ч.;
синт. роль: сказуемое.
Как сделать морфологический разбор числительного и местоимения
Ну вот, мы немного разобрались с основными членами предложения. Но ведь здесь есть и другие части речи, которые тоже являются полноценными словами и играют в предложении весьма важную роль. Поэтому мы сейчас посмотрим, как нужно делать морфологический разбор числительного и местоимения.
При морфологическом разборе числительного необходимо указать:
- часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п.)
- постоянные признаки: простое/составное; количественное/порядковое/собирательное;
- непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть).
- синтаксическую роль.
Возьмем для примера предложение: «Мы выбирали из десяти претендентов».
- Десяти – числительное, н.ф.: десять;
- Пост. пр.: простое, колич.;
- Непост. пр.: Р.п.;
- Синт. роль: определение.
Если все понятно, то переходим к морфологическому разбору местоимения. Здесь нужно будет указать:
- часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п., ед.ч.)
- постоянные признаки: разряд, лицо (для личных местоимений)
- непостоянные признаки: падеж, род, число (если есть), лицо (для личных местоимений).
- синтаксическая роль.
Используем в качестве примера предложение: «В этой книге рассказывается о древнем китайском городе».
- Этой – местоимение, н.ф.: эта.
- Пост.пр.: указательное;
- Непост. пр.: П.п., ед.ч., ж.р.;
- Синт. роль: определение.
Очень надеемся, что этот небольшой тренинг поможет вам на предстоящих экзаменах.