Гиперактивный ребенок. Что делать. Агрессивный и гиперактивный ребенок

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Мой сын излшне агрессивен. Я вижу это сама, об этом мне говорили воспитатели в детском саду, а сейчас говорят учителя в школе. Он часто дерется, кусается, дразнит младших, постоянно спорит и ругается. Из-за этого у него возникли проблемы в общении со сверстниками, никто не хочет с ним играть и не зовет к себе в гости, что еще сильнее злит и раздражает его».

Детская агрессия не считается нарушением психического развития. Она заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой поведения, в основе которого – самозащита и выживание. Однако люди используют агрессию по-разному. Одни – чтобы созидать и защищать, другие – для разрушения и нападения. Задача родителей – научить ребенка конструктивным формам использования агрессии – для самозащиты, для защиты слабых и близких людей, для того, чтобы добиваться цели, разозлившись на самого себя, и т. д. Если родители сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, постоянно применяя наказания, в том числе и физические, излишне контролируют все действия ребенка или, напротив, не обращают на него внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что он хочет, – это агрессивное поведение.

Установите в семье запрет на любое физическое наказание ребенка! Не шлепайте его. не раздавайте подзатыльников, не бейте ремнем. Подумайте: вы наказываете ребенка за то, что он бьет маленьких, а сами поступаете точно так же.

Не учите детей агрессии. Я много раз видела, как мама или папа советуют ребенку ударить стул, подоконник или скамейку, о которые ударился ребенок. «У. какая нехорошая скамейка. – говорит мама. – Ударь ее за то. что она сделала тебе больно». Таким образом у малыша вырабатывается стойкий рефлекс: если мне больно – надо бить. Немудрено, что таким родителям, возможно, вскоре придется обращаться к психологу с вопросом об излишней агрессивности ребенка.

Если вы видите, как ваш малыш ударил другого ребенка, сначала подойдите к обиженному. Обнимите его и скажите: «Мой сын (дочь) не хотел(а) обидеть тебя. Давай поиграем вместе, пока он отдохнет». Затем начинайте играть с малышом, лишая своего ребенка внимания. Ваше чадо быстро заметит, что он остался в одиночестве, и захочет присоединиться. В этом случае пригласите его в игру, но предупредите, что, если опять возникнет конфликт, вы сразу уведете его домой. Сдержите свое обещание. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

Скажите ребенку: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Помогайте ребенку справиться с собственными порывами. Если вы видите, что ваш малыш готов ударить другого ребенка, чтобы отнять игрушку, вмешайтесь в игру. Спросите ребенка: «Как нужно попросить? Что сказать? » Приносите с собой на прогулку или в детский сад собственные игрушки, чтобы ребенок мог обмениваться ими. Обговорите правила игры: если кто-то взял игрушку, подожди, пока она не освободится. Помогайте детям освобождаться от излишней агрессии. Предложите смять бумагу, взбить подушку, пять раз подпрыгнуть, помыть руки и т. д. Иногда достаточно потушить в ребенке первый импульсивный порыв, чтобы далее он отреагировал адекватно.

В детской драке не принимайте ничью сторону. В любой потасовке принимают участие как минимум двое. Всегда есть зачинщик, и есть жертва, но бывает очень трудно выяснить, кто есть кто. Словесная агрессия часто бывает гораздо обидней, чем удар. Дайте возможность драчунам успокоиться, разведи их по разным углам комнаты. Скажите, что они могут самостоятельно выйти оттуда, как только разрешат друг другу это сделать. Таким образом вы ставите детей перед необходимостью компромисса, а это – первый шаг к примирению. Тайм-аут. Усадите драчунов на стульчики или разведите по разным комнатам. Скажите: «Вам необходимо научиться не только драться, но и успокаиваться. Сделайте это сейчас. Я даю вам … минут». Время должно быть ограничено. Обычно дается столько минут, сколько ребенку лет.

Не скупитесь хвалить ребенка за добрые поступки. Не говорите просто: «Молодец»; лучше зафиксируйте еще раз вслух, что сделал ребенок: «Ты поделился с мальчиком игрушкой и предложил ему поиграть вместе. Ты поступил правильно. Я горжусь тобой».

Гиперактивный ребенок

«Моему сыну 7 лет. В этом году он пошел в школу, и сразу на нас cвалилась масса проблем. Учитель жалуется на неусидчивость, повышенную подвижность и рассеянность ребенка. Он не может ни минуты усидеть на месте, постоянно задает вопросы, во время урока встает и ходит по классу, поет песни, поднимает руку, но не отвечает, если его спрашивают. Классная руководительница посоветовала нам пройти обследование у невропатолога. Она считает, что наш малыш – гиперактивен, а это требует лечения. Я всегда считаю, что в основе подобного поведения лежит обычная активность мальчика. Есть ли необходимость обращаться к врачу, естли в ребенке столько энергии? »

Вы абсолютно правы, не всякого подвижного или возбужденного ребенка следует относить к гиперактивным. Часто в эту категорию записывают упрямых, непослушных, быстроутомляемых, подвижных, шумных и нетерпеливых детей. То, что ребенок становится как заводной, давая выход своей скуке, вовсе не признак гиперактивности. Ребенок, имеюший мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Определить, является ли ваш малыш гиперактивным, может только врач. Однако есть ряд симптомов, на которые родителям следует обратить внимание. Симптомы эти почти всегда появляются до 7 лет. обычно года в четыре. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности.

Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Как же проявляется гиперактивное поведение?

Вам следует обратиться к специалисту, если в поведении ребенка присутствует более 6 симптомов из 9:

  1. беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок постоянно крутится как юла и ведет себя так. будто у него внутри моторчик;
  2. ребенок встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставать ся на месте;
  3. он проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это совершенно неуместно;
  4. он совершенно не может тихо и спокойно играть сам с собой;
  5. ребенок болтает без умолку:
  6. он отвечает на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца;
  7. ребенок мешает другим играть или заниматься, он пристает к взрослым (например, постоянно вмешивается в беседы),
  8. подобное поведение длится не менее 6 месяцев;
  9. гиперактивность проявляется как минимум в двух местах (например, дома и в садике или школе).

Врач не имеет права ставить диагноз «гиперактивность», основываясь только на этом наборе симптомов, обычно специалист рекомендует пройти дополнительное обследование мозговой деятельности: ЭЭГ, ЭХО ЭГ или УЗДГ.

Предположим, в результате медицинского обследования диагноз «гиперактивность» подтвердился. Что делать?

Режим

Гиперактивному ребенку, как никакому другому, требуется четкий режим дня, сбалансированная диета и обязательный дневной сон,

В питании избегайте таких продуктов, как: шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. Прием пищи должен проходить в четко определенное время, но соответствовать суточным биоритмам ребенка. Не позволяйте делать перекусы! Разделите прием пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак или полдник, обед, полдник, ужин, сонник. Не перегружайте ребенка едой, не заставляйте съедать все до конца. Придерживайтесь принципа: плохо позавтракал, лучше пообедает. При составлении распорядка дня уделите особое внимание прогулке. Ребенок должен находиться на улице максимальное количество времени. Гулять с ним надо в любую погоду. Пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Предоставьте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам, стучит палкой по столбу и т. д. Его энергия должна находить выход. Старайтесь составить расписание таким образом, чтобы активные и спокойные виды деятельности сменяли друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон.

В младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2 до 4 часов. Постарайтесь выработать определенный ритуал отхода ко сну. Ему должен предшествовать прием теплой ванны с успокаивающими травами. Даже в холодное время года старайтесь купать ребенка в ванне (не под душем!) не реже 2 раз в день по 5-15 минут. Вода оказывает чрезвычайно успокаивающее действие на гиперактивных детей.

Пока малыш засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Можно сделать ему перед сном расслабляющий массаж.

Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного ребенка – дошкольника.

9:00 – 9:15 Подъем

9:15 – 9:30 Умывание

9:30 – 10:00 Завтрак (каша и др.)

10:00 – 12:00 Прогулка

12:00 – 12:10 Полдник (яблоко, сок)

12:10 – 12:45 Спокойные игры, развивающие занятия

12:45 – 13:15 Обед (салат, суп и т. д.)

13:15 – 13:30 Спонойные игры

13:30 – 13:45 Теплая ванна, массаж

13:45 – 15:45 Дневной сон

15:45 – 16:30 Активные игры дома

16:30 – 16:45 Полдник (кефир, печенье)

17:00 – 19:00 Прогулка

19:00 – 19:30 Ужин

19:30 – 20:00 Спокойные игры

20:30 – 20:45 Сонник {стакан молока)

Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного младшего школьника.

7:00 – 7:15 Подъем 7:15 – 7:30 Умывание

7:30 – 8:00 Завтрак (каша и др.)

8:00 – 8:30 Дорога до школы

8:30 – 13:00 Занятия в школе

13:00 – 13:45 Прогулка на улице

13:45 – 14:15 Обед (салат, суп и т. д.)

14:15 – 15:45 Дневной сон

15:45 – 16:45 Выполнение домашнего задания

16:45 – 17:00 Полдник (кефир, печенье)

17:00 – 19:00 Прогулка, занятия в секциях

19:00 19:30 Ужин

19:30 – 20:00 Спокойные игры

20:00 – 20:15 Теплая ванна, массаж

20:15 – 20:30 Спокойной ночи, малыши! (мультфильм)

20:30 – 20:45 Сонник (стакан молока)

20:45 – 21:00 Чтение сказки на ночь

Как исправить поведение ребенка?

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость, поэтапно используйте методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» (спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка).

Чаще хвалите ребенка и, напротив, старайтесь не обращать внимания на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

Заведите дневник самоконтроля, используйте балльную или знаковую систему для оценки и самооценки ребенком своего поведения. Продумайте систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это – самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько указаний. Задание должно быть коротким и ясным.

Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствий, лакомства;
  • запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач;
  • прием -выключенного времени– (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).

Гиперактивность – это не поведенческая проблема. не результат плохого воспитания, а медицинский и нейро-психологический диагноз, который может быть поставлен только но результатам специальной диагностики; она требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.

Ваш ребенок непоседа? Он не может просидеть спокойно и минуты? Не слушается, забывает, что ему только что не разрешили делать? Все домашние очень быстро устают от общения с ним, а воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, что у Вас гиперактивный ребенок.

Гипердинамический синдром – это медицинский диагноз . И установить его сама мама не может… и соседка по лестничной клетке тоже… и психолог не может. Это прерогатива врача – невропатолога, невролога.
Жаль только, что редко какой врач понятно и доступно объясняет родителям, что означает этот диагноз. Нередко, просто оставляет в медицинской карте ребенка свои таинственные зашифрованные письмена и назначает процедуры.

А нам, обязательно надо разобраться в медицинской стороне вопроса . Это здорово поможет и в понимании проблемы ребенка, и в том, чтобы найти способы помочь ему… да и себе облегчить жизнь.

Итак, заглядываем в медицинскую карточку ребенка. Возможно, там вы найдете такие слова:

Энцефалопатия.
Диагноз ставится неврологом. В медицинской карте ребенка может также обозначаться как ПЭП, пренатальная энцефалопатия. Буквально означает – «повреждение мозга». Если ставится ребенку до года, значит, врач полагает, что у ребенка есть нарушения в работе центральной нервной системы. А они, скорее всего, вызваны травмой в период внутриутробного развития, во время родов или уже после рождения. Хотя врачу крайне редко удается с уверенностью сказать, что эта травма была получена тогда-то, там-то и из-за того-то. Чаще всего она остается неустановленной. Тяжесть этого повреждения мозга бывает разной. Максимально тяжелый случай – детский церебральный паралич (ДЦП). Более легкие случаи делятся на несколько групп:

Часть самостоятельно компенсируется (проходит) без какого-либо медицинского вмешательства;

Часть требует медицинского и физиотерапевтического лечения и к концу первого года жизни также компенсируется;

У части детей легкие нарушения сохраняются. И тогда обычно к 5-6 годам невролог ставит еще один диагноз:

Минимальная мозговая дисфункция (обычно в медицинской карточке ребенка обозначается как ММД ) Невролог поставит этот диагноз, если у ребенка есть проблемы в обучении или поведении, расстройства внимания, но нормальный интеллект. А наиболее часто встречающимся проявлением ММД и является –

Гипердинамический синдром (в медицинской карточке врач может написать гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) Обратите внимание, что диагноз ММД совсем не означает, что у ребенка есть гипердинамический синдром! Могут быть и другие проявления минимальной мозговой дисфункции.

Точные причины и происхождение синдрома пока не известны. Одни исследователи говорят, что синдром – последствие родовой травмы. Другие – что к этому еще плюсуется нарушение биохимического баланса в центральной нервной системе. Еще одни – что причиной является нарушение кровообращения мозга.

Каковы же признаки, симптомы гиперактивности?

Проявляется у детей в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности.


Что происходит с ребенком, у которого диагностирован гипердинамический синдром?

1. Мозг ребенка получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

2. Так как все мы помним, что нервные клетки не восстанавливаются – здоровые клетки сразу же берут на себя функции пострадавших. То есть сразу начинается процесс восстановления мозга.

3. И как результат – нервная система малыша работает с двойной нагрузкой: энергия тратится на процесс нормального возрастного развития + энергия на восстановительные процессы.

4. При возникновении стрессовых ситуаций или после болезни может наступать ухудшение неврологического состояния: усиливаются нарушения поведения и проблемы с обучением. Нервная система не справляется с возросшей нагрузкой – ей же нужно выделить дополнительную энергию.

5. В нервной системе существуют два основных процесса – торможения и возбуждения. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Вот отсюда и возникают проблемы с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

6. При благополучном развитии событий раньше или позже здоровые клетки «разберут» функции пораженных и все связи восстановятся. Обычно это происходит к 14-15 годам и подросток уже ничем не будет отличаться от своих здоровых сверстников.

Как часто встречается гипердинамический синдром?

С каждым годом все большему количеству детей ставится диагноз ММД (а мы помним, что гипердинамический синдром – это одно из проявлений минимальной мозговой дисфункции). Но не стоит по ддаваться паническим высказываниям по поводу того, что неврологическое здоровье детей катастрофически ухудшается. Скорее, больше стали ставить такой диагноз потому, что методы диагностики улучшились. А процент гиперактивных детей остается примерно одним и тем же.

Кроме того школьные, да и детсадовские программы стремительно усложняются. Если в советской школе всех этих отвлекающихся и чересчур активных бы «тянули» до последнего и весь остальной класс бы подстраивался под отстающих и они были бы не так заметны. А к нынешнему стремительному темпу обучения гиперактивный ребенок просто не может приспособиться и его особенности ярко проявляются… и родителям часто предлагают подыскать другое учебное заведение… попроще…

По данным 10-летней давности, каждому 5-6 ребенку ставят этот диагноз. Девочкам гораздо реже: на 5-6 гипердинамических мальчишек всего одна девочка с подобным диагнозом. Наш слабый пол вообще гораздо устойчивее ко всяким неблагоприятным воздействиям среды, в том числе к травмам центральной нервной системы;)

Каковы признаки гипердинамического ребенка?

Младенчество :
Чрезмерная и «бестолковая» подвижность:
- выпутывается из любых пеленок и одежды. Только упаковали, накрыли одеялом, вроде заснул. Через час нашли ребенка голого и довольного ногами на подушке, все «упаковка» – скомкана и валяется в стороне

Нельзя оставить не на минуту без присмотра. Только зазеваешься – ребенок извернулся и с глухим стуком упал с пеленального столика или дивана. Обычно все последствия ограничиваются громким и коротким воплем. …и т.д.и т.п.
Нарушения сна.
Достаточно часто (не всегда) у гиперактивных детей бывают различные нарушения сна. Может прокричать всю ночь без какого-либо видимой причины… или просто не спать ночью и проспать весь день… или спать не больше двух часов подряд, а в коротких промежутках бодрствования изводить родителей бешеной активностью… Часто трудно засыпают: трясет-трясет мама кроватку… только перестала – глаза открылись и все заново.
Интенсивное, но не направленное взаимодействие с игрушками и предметами
Внимание гиперактивного малыша очень легко привлечь, но очень сложно удержать. Обычно ребенок тратит некоторое время на изучение предмета, который оказался у него в руках. Гиперактивный же малыш хватает игрушку и сразу отбрасывает, хватает новую… а то и две… и также через несколько секунд выбрасывает.
Часто моторные навыки развиваются с опережением. Обычно гипердинамически дети раньше начинают держать головку, переворачиваться на животик, ползать, ходить. Именно они просовывают голову между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и блестяще избавляются от одежды, на них надетой. После того, как ребенку открывается пространство пола – он начинает совмещать планомерный погром всего домашнего имущества с попытками нанесения себе телесных повреждений разной степени тяжести.

Ранний возраст и дошкольное детство.
Продолжение разрушительной деятельности
Лет до 2,5-3 гиперактивный ребенок продолжает славное дело, начатое в предыдущий возрастной период: переворачивает на себя кастрюли и тазы с кипятком… роняет елки, телевизоры… отрывает и обрушивает кухонный навесной шкаф, полный посуды… залезает на верхние полки шкафов за спрятанными от него ножами… или в бак с водой, стоящий на зажженной плите… постоянно совершает попытки зажечь газ на кухне, несмотря на строгий запрет это делать и так далее (это «подвиги» моей младшей сестры). Смыслом жизни родителей становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, ну и, по возможности, семейное имущество. Действует, похоже, без перерыва, круглые сутки.
Попытки наказать или вразумить не действуют. Он прекрасно понимает речь. И с памятью все в порядке. Но мы же помним про поражение структур, ответственных за торможение в центральной нервной системе. Просто он не может удержаться, и со словами «Нельзя Ване в шкаф лазить! Нельзя вазочку брать! Разобьется!» лезет в этот самый шкаф за этой самой вазочкой. После свершившейся катастрофы ребенок абсолютно искренне расстроен и не понимает, как это получилось. «Я шел-шел мимо, а оно само упало…» «Даже не знаю, как это случилось…»
Продолжаются проблемы со сном. Опять же, не у всех. Например, вечером процедура укладывания может растянуться на долгие часы: попили, пописали, книжку почитали, погладили по головке –животику,…,…,…. А ребенок все равно не засыпает. И не укладывать тоже не получается. Ребенок будет хотеть спать – но сам не ляжет. Будет бродить, капризничать, маяться, хныкать… Или, бывает – просыпается ребенок посреди ночи – и не спит до утра. Засыпает опять часов в шесть. И так день за днем.
Нарушения развития речи. Довольно часто встречаются и могут быть различными. Кто-то начинает говорить позже. Некоторые вовремя, или даже раньше, но понять их речь просто невозможно. Они не произносят две трети звуков русского языка и запросто «собаку» заменяют на «ва»,а «самолет» на – «силт». Говорят на этом «птичьем» языке активно и много, можно сказать непрерывно. Для формирования нормальной речи требуется помощь логопеда.

Просто ходить не могут, только бегают. Во время разговора или размахивают руками, или переминаются с ноги на ногу, или подпрыгивают на месте.
Не учатся на ошибках.
Не только на чужих, но и на своих. Если вчера он залез на крышу сарая, провалился и намертво застрял между реек…а потом, после благополучного спасения, весь в слезах от пережитого страха, искренне и истово сказал: «Никогда-никогда больше не полезу!!!»… Что сделает он сегодня? Конечно, сразу как вышел на улицу – первым делом полезет на крышу.
Те дети, которые теряются.
В вокзальной толпе, в очереди, в театре или музее, в магазине… Обезумевшие после долгих поисков родители найдут его где-нибудь возле мусорного бачка или другого увлекательного места… он удивленно скажет «Я только отошел. А вы что, меня искали?» И родители могут начать злиться и раздражаться, сомневаться в умственных или эмоциональных возможностях ребенка. А он – как Аленушка из сказки. Только ее грибок за грибок в глубокий лес завели. А в нашем случае в качестве грибов будут выступать разные окружающие интересности, которым нет сил противиться… тянут и тянут за собой.
Не могут остановиться в эмоциональном возбуждении.
Если говорить об эмоциях, то можно сказать, что гиперактивные дети – не злы. Вообще, обычно родители говорят об их доброте и незлопамятности. Гиперактивный ребенок не помнит обид: вчерашний обидчик – сегодня лучший друг. То же самое относится и к ситуации, когда он вчера обидел кого-либо. На следующий день он уже все забыл, и искренне не поймет сохранившейся обиды у приятеля. Не способны вынашивать планов мести, не склонны рассчитывать и планировать агрессию в отношении кого-то. Но в процессе эмоционального возбуждения, драки и без того слабые процессы торможения отказывают совсем. И последствия могут быть очень тяжелыми. Могут быть безотчетно жестоки и неостановимы. Долго могут сносить поддевки или обиды, а потом – взрыв агрессии, в которой они себя совсем не контролируют. Впоследствии искренне раскаиваются и могут не помнить, как все получилось. «Я сам не знаю, как все так получилось, честно»
Чувства поверхностны, лишены глубины и объема.
Он не замечает болезни папы, маминой усталости или расстройства друга и продолжает резвиться, никак не меняя своего поведения. И это вовсе не от того, что он бесчувственный эгоист. Просто оценка чувств и состояния другого человека – это сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на этом самом человеке. А мы то с вами помним, что концентрация внимания – это то, что страдает прежде всего. Поэтому не стоит ждать чудес понимания, а надо просто сказать, что вы (или кто-то другой сейчас испытывает). Наш гиперактивный ребенок примет это сообщение, как факт. И, возможно, постарается каким-либо образом это учесть.


Школьный возраст
Вот когда начинаются настоящие проблемы и у ребенка и у семьи. Или чуть раньше – если есть подготовка к школе. Родителей это может сводить с ума, раздражать, злить и приводить в отчаяние… Они прекрасно знают, что если их ребенок захочет и сосредоточится на школьном задании – он прекрасно справится с любым из них. Умственные способности и сообразительность, обычно, у них, обычно, хорошие. А вот сосредоточится он абсолютно не может . Сели за уроки – через несколько минут он уже витает в облаках, по 10 минут поднимает упавшие ручки, смотрит в окно, просит пить, есть, в туалет, в дороге долго блуждает по квартире… В примерах решает все абсолютно правильно… за исключением одного… там были знаки сложения, а он везде сделал вычитание. Делание уроков может длиться долгими часами…

Да и для учителя наш гиперактивный ребенок – не подарок. Вертится, разговаривает, отвлекается сам и всех вокруг. И одного не посадишь – будет общаться с впереди или сзади сидящими, пускать записочки… ну, или займется какой-нибудь «противоправной» деятельностью в одиночестве. Спросишь его – а он витал в своих мыслях и ответить не может. Или, напротив, он будет прыгать с поднятой к небу рукой, выбегать в проход и кричать «Я! Я! Меня спросите!», или просто кричать ответ с места. А ответ чаще всего – неполный или неточный.

Из проблем с обучением, самое распространенная – проблемы с письмом. Строчки ползут то вверх, то вниз…в словах пропущены буквы, в предложениях – слова… знаки препинания стоят как заблагорассудится автору… ошибок так много и они такие «дичайшие», что слово даже узнать невозможно… В общем, вся та «красота», которая называется красивым словом «дисграфия» – нарушения письма.

Проблемы с чтением более редки и обычно бывают у детей, которым ранее ставили «задержку речевого развития». Могут быть разными: один читает быстро, но изменяет окончания у слов и «проглатывает» слова или целые предложения. Другой – читает правильно, но очень медленно, запинаясь на каждом слове. Третий – читает быстро и правильно все произносит, но абсолютно не понимает прочитанного и не может запомнить и рассказать.

Все остальные проблемы по всем другим предметам связаны прежде всего с тотальной невнимательностью. Его абсолютно не смутят полтора землекопа в ответе… или он решит правильно, но запишет неверный ответ и т.д.

Его тетради грязные, рваные, с ошибками, поправками, исправлениями и дырками на месте неудачных попыток это сделать.

Постоянно все теряет. А его портфель напоминает запасник музея редких и нужных вещей… взрослые называют его часто «помойкой».

На перемене пытается выплеснуть всю энергию и напоминает тайфун. Бестолковая, сумасшедшая беготня заканчивается, как правило, врезанием «под дых» директору или иному не менее ценному члену педагогического коллектива.

Участвует во всех стихийных шалостях и всегда попадается. И потому, что репутация такая… и потому, что хитрить, изворачиваться и предвидеть последствия не умеет.

Это описание – максимально выраженные проявления гиперактивности у ребенка. Все может более сглажено.


Основная опасность в том, что все вокруг уверены, что гиперактивный ребенок может решить все свои проблемы, если «возьмет себя в руки и соберется». А на самом деле получается все наоборот. Наше гиперактивное чадо пытается соответствовать ожиданиям и требованиям. Изо всех старается… у него не получается… из-за внешнего давления и переживания неудач усиливается нагрузка на нервную систему… под влиянием стресса неврологическое состояние ухудшается… поведение становится еще хуже…

Уфффф… Если вы еще со мной – значит эта тема вам действительна интересна. И тогда нам надо еще набраться сил и опять вернуться к медицинской стороне вопроса.

Потому как, кроме проблем поведения, у наших гиперактивных детей обязательно «всплывают» 2-3 различных клинических симптома . Наиболее частые:

  • заикание
  • тики
  • задержка развития речи
  • нарушения сна
  • головные боли
  • аллергодерматоз (без связи с аллергеном)
  • различные гиперкинезы (навязчивые движения, моторные стереотипы)
  • энурез
  • астматический бронхит
  • различные нарушения осанки
  • вегетативно-сосудистая дистония

И для того, чтобы подвести итоги и обобщить такую длинную статью - своего рода тест на выявление гипердинамического синдрома у ребенка . Отметьте пункты, где вы можете ответить «да» про своего ребенка:

1. Есть неврологические диагнозы (энцефалопатия, ММД, синдром внутричерепной гипертензии).

2. Наблюдается неконтролируемая моторная активность.

3. Очень слабая для его возраста концентрация внимания. Ребенок бросает одно и сразу начинает другое; его очень легко отвлечь, если он чем-то занят

3. Есть стойкие нарушения сна.

4.В истории развития ребенка есть или были логопедические проблемы, задержки или общее недоразвитие речи (даже если бесследно прошли)

5. Не может приспособиться к дисциплинарным требованиям детского учреждения.

6. Быстрая «захлебывающаяся» речь.

7. Стойкая неуспеваемость в школе, которую нельзя объяснить недостатком интеллекта (по одному или сразу по всем предметам).

8. Повышенный травматизм и «влипание» в неприятности и истории.

9. Есть один или несколько тиков или моторных стереотипов (упорно до «мяса» грызет ногти, обрывает заусенцы, подскакивает на месте, крутит головой, моргает, подкашливает, трет нос или глаза, дергает себя за волосы, крутит или мнет что-нибудь в пальцах и т.д.)

10. Ночной или дневной энурез.

11. Поверхностная, часто избыточная общительность. Не всегда чувствует социальные грани и дистанции. Для него все вокруг – «друзья», но строить глубокие дружеские отношения не умеет.

12. Предпочитает младших партнеров по играм (с ними у него к взаимному удовольствию есть возможность поиграть в подвижные игры, которых ему всегда так не хватает)

13. Ведет себя как ребенок младшего возраста.

14. Метеочувствительность. Состояние, настроение зависит от времени суток, года.

15. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв

Если «да» набралось более 5 – скорее всего, гипердинамический синдром имеется.

Что же делать с гиперактивным ребенком? Каковы рекомендации специалистов?

Проблема №1. Неспособность гиперактивного ребенка регулировать свою моторную активность.

Мы то с вами помним, что нервная система у гиперактивного ребенка работает с перегрузом.

И если с интеллектом у него все в порядке, то с регулированием своей моторной активности – серьезные проблемы. И он не может усидеть на месте, перестать бегать или прыгать по просьбе взрослого не потому что плохой, а потому что не получается. Поэтому родителям на определенный период времени придется взять эту «неработающую» регуляторную функцию на себя.

Что делать родителям:

1. Организовать жесткий режим дня.

Для гиперактивного ребенка максимальная упорядоченность дня жизненно необходима.

Например, в 21:00 зажигается ночник – стакан кефира с печенькой на столе – душ – сказка – спать. Каждый день. Неизменно. Нет НИКАКИХ «уважительных» причин изменить этот порядок.

Тогда мозг вырабатывается своего рода условный рефлекс, как у той самой собаки Павлова. И тогда к концу всей этой неизменной процедуры ребенок будет уже почти спать… еще одно небольшое усилие – и возбуждение погашено, ребенок уснул. Без этого процедура укладывания может растянуться на часы и вымотать и родителей, и неспособное уснуть непоседливое чадо.

Вот приблизительный вариант режима дня для гиперактивного ребенка.

9:00 – 9:15 Подъем
9:15 – 9:30 Умывание
9:30 – 10:00 Спокойные игры (лепка, рисование)
10:00 – 10:30 Завтрак
10:45 – 12:00 Прогулка
12:30 – 13:00 Обед
13:00 – 16:00 Дневной сон
16:00 – 16:30 Активные игры
16:30 – 16:45 Полдник
17:00 – 19:00 Прогулка
19:00 – 19:30 Ужин
19:30 – 21:00 Спокойные игры, чтение
21:00 Отбой

2. Создать максимально предсказуемый, устойчивый, правильный и постоянный микромир для ребенка.

Для всех детей очень важна устойчивость их домашнего мира. И в пространственных характеристиках (стульчик стоит здесь, на кроватке желтое покрывало), и во временных (перед сном мама всегда читает сказку). Любое изменение заведенного порядка может восприниматься как катастрофа и даже вызвать истерику. Почему? А вы представьте, что вы проснулись, и обнаружили на небе два солнца… попробуйте вчувствоваться…панически страшно, да? Мир же изменился! Вот и малыш также реагирует на «ломку» его маленького мира: изменения – это опасность.

Если же «все как всегда» – тогда ребенок спокоен у него достаточно энергии для изучения и исследования этого мира.

А для гиперактивного ребенка его микромир должен быть «суперпредсказуемым». Частая реакция гиперактивного ребенка на «нештатную ситуацию» (то есть опасность) – бестолковая суета: он бегает, кричит, стучит ногами…

Это поведение – аналог «двигательной бури» в животном мире – когда напуганный зверь начинает бешено и нецеленаправленно метаться из стороны в сторону. И иногда таким образом ему удается напугать противника или найти выход из западни.

Возможно, вы видели подобное поведение у напуганных или возмущенных младенцев: он вопит, извивается, машет ручками и ножками, таращит глаза. С взрослением эта реакция уходит и заменяется другими, более зрелыми. А вот у гиперактивного ребенка из-за слабости тормозных механизмов она может проявляться и в значительно более позднем возрасте.

Поэтому постоянная беготня для гиперактивного ребенка – это именно такая разрядка, способ справиться со страхом, обидой, волнением… Но в этом случае энергии, сил и возможностей на адекватное его возрасту познание окружающего мира у него не остается.

Поэтому все, что нужно делать родителям гиперактивного ребенка – создать и поддерживать правильное постоянство домашнего мира для любимого чада.

3. Создать ритуалы.

Этот пункт вытекает из двух предыдущих. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы позволят максимально упорядочить микромир ребенка и заложить жесткий режим дня. И вот тут надо фантазировать и использовать интересы ребенка. Я знаю, что многие мамы (с подсказкой или интуитивно) организуют эти ритуальные действия для своего гиперактивного чада. Буду очень рада, если вы поделитесь примерами – это здорово может помочь другим родителям!


Проблема №2. Низкая способность к концентрации внимания.

Никаких познавательных проблем обычно не возникает в семьях, где до поступления в школу с ребенком ничем образовательным особо не занимаются. Просто играют с ним в игры, которые он сам любит: бегать, прыгать, возиться…А если он достаточно гуляет на улице, и у него есть где полазить и покувыркаться дома – то и проблема повышенной подвижности может быть не такой уж острой. Есть даже способ повышенную травматичность снизить, но об этом попозже…

С проблемой низкой концентрации внимания семья в полной мере столкнется в том случае, если родители решат заниматься с ребенком дома чем-либо образовательным или развивающим. Ну, и в садике, конечно. Давайте, с садика и начнем.

-Если ребенок отказывается участвовать в занятиях .

На занятиях в садике он бегает и крутится, отвлекая других детей. А иногда вообще отказывается от участия в занятиях, потому как чувствует, что неспособен соответствовать предъявляемым требованиям.

Например, отказывается от музыкальных занятий… хотя дома может с удовольствием танцевать под музыку. И объяснение этого феномена очень простое – дома ребенок сам решают когда, сколько и как танцевать. А на занятиях он должен совершать определенные движения… следить за другими детьми и делать тоже, что и они…слышать музыку… выполнять указания педагога… Слишком много всего…

Что делать родителям гиперактивного ребенка .

Договориться с воспитателем, чтобы он разрешил ребенку присутствовать на занятиях в удобном ему месте (в уголке, в дверях). Ему хочется во всем этом участвовать, просто пока он не очень уверен в себе. И когда он почувствует, что в к нему не применяется насилие – он решится попробовать присоединиться в те моменты и на тех действиях, в которых он максимально уверен.

Конечно, все тут зависит от педагога. Дети-то легко принимают и понимают любую долю индивидуального разнообразия, у них пока нет «взрослого» стремления к «справедливости» (читай – унифицированности и деланию «как все»). Задачей педагога будет сначала объяснить, что Петя во время занятий сидит на скамеечке, потому что у него такая личностная особенность. И объяснить и поддержать его участие в тот момент, когда малыш решится к участию в занятии: «Раньше Петя не был готов танцевать, а теперь это стало возможным. У него наверняка получится!»

-Если ребенок участвует в занятиях, но всем мешает:

бегает, крутится, отвлекает других детей.

В обычном садике все достаточно просто решается. Грамотный педагог понимает, что наше гиперактивное чадо неспособно вместе со всеми лепить слоника. И будет постоянно нагружать его различными поручениями по ходу: принести – отнести – полить цветы – помочь нянечке в каком-нибудь хозяйственном деле – или просто погулять или поиграть в уголке. И ничего трагичного не произойдет, если по итогу егоза так и не слепит пластилинового животного. Все-таки эта ситуация из серии «и волки сыты, и овцы целы». Если воспитатель не нашел этого решения самостоятельно – подскажите ему этот вариант

Все осложняется в ситуации платных развивалок-обучалок.

Родители гиперактивного ребенка платят деньги, и ожидают занятий с ребенком, а не игр в уголке.

Да и другим родителям может очень сильно не понравиться, что гиперактивный ребенок всех будоражит и воспитатель постоянно вынужден отвлекаться на него. В итоге, могут попросить из группы.

А родители потом в сердцах скажут, не скрывая разочарования и обиды «Вот тебе так нравилось туда ходить. Не можешь себя хорошо вести – сиди теперь дома!!!».

1. Не отдавать до шести лет в группы, в которых занятия организованы по школьному принципу: дети сидят за партами, пишут в тетрадях и выполняют задания, требующие внимания и усидчивости. Ему больше подойдут группы с игровой обстановкой: дети могут свободно перемещаться, бегать, прыгать, отвечать по желанию.

2. Если проявления синдромы очень сильны (ребенок-«катастрофа») – лучше ограничиться просто садиком. Нервная система ребенка итак слишком нагружена.

3. Если ситуация в «развивалке» накаляется вокруг вашего ребенка – не стоит ждать, пока «выгонят». Лучше уйти самим. Очень важно, как вы объясните это ребенку. Абсолютно недопустимо говорить вышеприведенную фразу про то, что сам виноват. Скажите, что просто эта группа не очень ему подходила, вы будете искать то, что ему больше подходит. Или он пока просто мал и вы пойдете на следующий год.

4. Если все же ходит в развивалку и ему задают домашние задания – не слишком усердствуйте в их выполнении. Если же он расстроился, что других за их выполнение похвалили, а его нет – предложите ему: «Ты тоже можешь сделать это задание. Я тебе помогу. Скажи, когда ты будешь готов». Такой подход поможет избежать насилия с вашей стороны и даст ребенку шанс начать формировать свою собственную волю. Громадное достижение для него!

-Если вы решили проводить занятия с гиперактивным ребенком:

И пазлы и мозаику он скорее разбросает, чем будет складывать. Да и скорее всего в трехлетнем возрасте он откажется учить буквы, например. Его нервная система и без букв «кряхтит» от нагрузки… поэтому организм заботливо отвергает еще одну, совершенно бесполезную, на его взгляд.

Ну, или он их все же выучит, эти буквы, за три дня, а на четвертый – забудет все абсолютно. Как будто и не было этого знания.

Что делать родителям гиперактивного ребенка:

1. Не пытаемся усадить. В этом случае он будет всю свои силы тратить на то, чтобы усидеть и энергии на само занятие уже не останется. Пускай ползает, ходит или даже бегает во время занятий.

2. Занятия должны быть очень короткими. Может удержать внимание только две минуты? Отлично! Просто эти две минуты могут повторяться каждый час. Потом будет три, четыре… но все же не больше десяти, пожалуй. Потому как гиперактивный младший дошкольник после десяти минут занятий будет думать только о том, как бы удрать.

3. Тщательно готовимся к занятию – оно должно проходить на одном дыхании. Все материалы должны быть заранее подготовлены. Если только вы отвлечетесь на поиск необходимого или обдумывание следующего шага – внимание ребенка вы потеряли.

4. Приучайте к регулярности занятий – тогда ребенок будет заранее на них настраиваться. Старайтесь их не пропускать. Лучше если занятия будут совсем короткими (5 минут), но зато каждый день по три раза. Старайтесь делать их в одно и тоже время.

5. Возможно, новомодные развивающие методики – не совсем то, что нужно вашему гиперактивному ребенку. Доман, Зайцев, Никитины… не самое лучшее решение…

6. Ориентируйтесь на состояние ребенка. Иногда у гиперактивных детей бывают «провальные» дни, когда они забывают все ранее выученное и приобретенное. В этом случае можно сказать, что «Сегодня у тебя не слишком это получается. Ничего страшного. Давай сейчас поиграем, а к этому вернемся следующий раз» .

И попробуйте вычислить часы его наибольшей эффективности: с утра?… или вечером?… сразу после еды?… или, может после физической нагрузки? А когда лучше точно не садится за занятия, а лучше поиграть-побегать? Наблюдайте за ребенком – эти знания еще очень пригодятся вам после его поступления в школу.

Проблема №3. Гиперподвижность

Дети дошкольного возраста вообще много движутся. А уж гиперактивному ребенку движение нужно как воздух. Но как бы привести эту энергию в более мирное русло;)

Что делать родителям гиперактивного ребенка:

1. Не ограничивайте (без крайней нужды) подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения: сажать на диван, ставить в угол

2. Организуйте специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность . Все потому, что подобные занятия разовьют гибкость, ловкость и координацию движений.

3. Отдайте в кружок или секцию (если есть возможность + желание ребенка).

Особенно подойдут такие, в которых структура занятия включает большое количество движения: занятия гимнастикой, бегом, плаванием, театральная студия, кружок народного танца. С одной стороны, в них придется много двигаться, с другой – это не бестолковая беготня, а занятия со смыслом и целью. Гиперактивные дети любят, когда уважаемый наставник их «организует». Поэтому основная забота – найти такого руководителем кружка, который сможет установить контакт с нашим чадом. Помните, что основное условие для того, чтобы ребенок ходил на занятия - ему должен нравится педагог.

Очень хороший вариант – занятия верховой ездой, например. И необходимая нагрузка, и терапевтичное общение с лошадьми «в одном флаконе».

Очень хороши занятия в бассейне также сочетанием терапевтичности и физической разрядки.

Внимание! Нагрузки профессионального «серьезного» спорта для гиперактивного ребенка абсолютно противопоказаны !

Если ничего из вышеперечисленного вам не доступно, договоритесь с другими родителями и сами организуйте во дворе или площадке «Веселые старты» для группы детей. Понравится не только гиперактивному ребенку;)

4. Обеспечьте максимальную возможность двигательной активности: ежедневные долгие прогулки, разрешите лазить по мебели, строить домики за диваном и т.д. Зимой нагрузка на нервную систему особенно велика, а возможности «разрядки» ограничены. Поэтому может очень здорово помочь ходьба на лыжах. Или катание на коньках. Ну или катание с ледяных горок до полного изнеможения.


Ряд общих рекомендаций родителям гиперактивного ребенка. Что еще важно делать:

1. Закаливать ребенка.

Например, ежедневное обливание ребенка ведром холодной воды… или другой приемлемый для вас вариант. Банально? Зато очень действенно! Знаете, почему закаливание эффективно и при легочных, и желудочно-кишечных и при нервных заболеваниях?

Холодная вода – это стресс. Организм не понял, что произошло, но готов защищаться: бежать, нападать, прятаться. В момент этой подготовки надпочечники выделяют гормон стресса – адреналин. А сражения-то никакого не происходит. Но адреналин-то уже обратно не загонишь… и он начинает работать там, где у организма слабое место. В нашем случае – в нервной системе.

Еще один плюс закаливания для гиперактивного ребенка – при обливании холодной водой или контрастном душе тренируются кровеносные сосуды, а значит – они лучше противостоят нагрузкам и лучше снабжают органы (а нам особенно важно – мозг!!!) кровью.

Кроме этого, вылитое на плечи и загривок (не голову!) ведро холодной воды снимет избыточное психомоторное напряжение на коре головного мозга. Оно характерно для гиперактивных детей и именно оно мешает им заснуть, когда спать им на самом деле хочется.

2. Не держать дома.

Очень желательно, чтобы гиперактивный ребенок посещал какое-либо детское заведение. После трехлетнего возраста дом для него окончательно становится тесен. Ему нужно общение и разнообразные впечатления, он же подвижен, общителен и легко сходится с людьми, предприимчив и необидчив.

Кроме того, этот опыт для него будет подготовкой к серьезному стрессу - школе. Лучше, чтобы он постепенно обретал социальный опыт общения с другими детьми и взрослыми, приспосабливался к требованиям, да и просто подготавливал иммунную систему к всестороннему обкашливанию и обчихиванию…

Также гиперактивного ребенка нужно особо подготавливать к школе. Это - особая и очень большая тема, на которой сейчас не буду останавливаться. Также как и на том, что важно делать родителям после поступления их гиперактивного чада в школу.

3. Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.

Звучит странно? Тем более, что большинство взрослых не очень умеет это делать…

А вот если этому учить ребенка с самого юного возраста – у него это отлично получается. Сначала родителям нужно отследить эти «хорошие» и «плохие» периоды у своего ребенка. Тогда мама будет регулярно и подробно сообщать своему ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: «Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра», «После садика ты кажешься очень возбужденным. Давай попробуем принять душ, а потом будем заниматься?», » В этот раз у тебя все просто и замечательно получилось. Пожалуйста, запомни это состояние» . И тогда скоро ребенок может сделать и свое наблюдение: «Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо и я подобрею» .

4. Учить ребенка расслабляться.

Это можно делать в форме веселой игры.

Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» – воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом – они расслабляют. И если на берегу реки или моря гиперактивный ребенок всласть ковыряется в песке, строит песочные башни, играет с водой, плавает-ныряет – может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т.п.

Для того, чтобы использовать целительные свойства воды и песка, совсем не обязательно ехать на море или речку.

Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается

в последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. в 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. игорьку интересно всё, и в то же время ничего. он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…часто ломает игрушки. среди детей игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. не слушается! не может успокоиться! и не может себя контролировать! с трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? пройдёт ли она со временем? отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? как правильно вести себя с таким ребенком? нужно ли его лечить? постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. на сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения сдвг (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и сдвг).

признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий сдвг, может иметь следующие характерные особенности поведения:

дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

двигательная расторможенность

1. постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (сдвг) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ммд) и неврологические нарушения.


что нужно знать родителям гиперактивных детей

если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или сдвг) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с сдвг – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

общие советы родителям гиперактивных детей

ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. в некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. по возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. и обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). соблюдайте режим приема пищи и диету.

воспитание малыша с сдвг

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. всё весьма индивидуально. и отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. в подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. на агрессию он часто отвечает агрессией. поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «нет, я сказала, больше никаких игр! живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (и пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

развитие и занятия с ребенком с сдвг

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. предлагайте зрительные опоры – подсказки. убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).

в нашем магазине:

Материал к занятию.

Вы быстро устаете, проводя время со своим ребенком? Вы видите, что он постоянно «вертится», и не может успокоиться? Возможно, что ваш ребенок гиперактивен.

Активный ребенок

Если ваш ребенок большой непоседа, он не может заниматься одним и тем же дело больше 15 минут, то, возможно, он гиперактивен. Таких детей очень сложно успокоить, они суетливы и весьма подвижны. Взрослые быстро устают от времяпровождения с такими детьми, так как они почти не сидят на месте, много двигаются и слишком говорливы.

Согласно медицинским наблюдениям, гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Обычно, такое состояние наблюдается у детей от 2 до 7 лет, однако с таким диагнозом встречаются и дети более старшего возраста.

Как распознать гиперактивность?

Некоторые признаки в поведении вашего ребенка могут указывать на его гиперактивность. Среди них выделяют следующие:

  • чрезмерная суетливость и непоседливость;
  • излишняя говорливость и неприятная окружающим манера поведения;
  • плохая координация движений. Гиперактивные дети бывают неуклюжими, они часто роняют вещи и ломают предметы;
  • агрессивность. Нередко гиперактивные дети бывают замешаны в конфликтах;
  • рассеянность. Гиперактивным детям трудно сконцентрироваться на каком-либо вопросе или теме;
  • нетерпеливость. Такие дети совершенно не умеют ждать, они все время пытаются вмешаться в чужие разговоры или игры.

Если вышеописанные симптомы наблюдаются у вашего ребенка дольше шести месяцев, то вполне вероятно, что он гиперактивен, и его следует показать врачу-психотерапевту.

Как быть с гиперактивными детьми?

Питание

Для гиперактивных детей очень важно полноценно питаться. Рацион питания таких детей должен включать продукты, которые содержат достаточное количество витаминов. Это мясо, говяжья печень, рыба, крупы, кисломолочные продукты, овощи, фрукты и свежевыжатые соки. Нередко гиперактивные дети склонны к аллергическим реакциям, поэтому будьте осторожны с продуктами, которые чаще остальных выступают в роли аллергенов: яйца, экзотические фрукты, жирные молочные продукты, красные и желтые овощи и фрукты.

В зимнее время, возможно, придется давать ребенку витаминно-минеральные комплексы. Однако не стоит этого делать самостоятельно, обязательно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Режим дня

Гиперактивным детям довольно сложно придерживаться какого-нибудь распорядка. Такие дети подолгу не могут уснуть, а утром их очень сложно разбудить. Поэтому родителям придется приложить немало усилий, чтобы ребенок научился вовремя засыпать и просыпаться.

Для начала нужно выбрать время утреннего подъема, чтобы ребенок успел собраться в садик или школу. Ни в коем случае не кричите с утра на малыша, что ему пора вставать. Процесс пробуждения можете начать с легкого поглаживания по голове. Проснуться помогают любимые песни, так что можете включить для ребенка музыку или телевизор.

Также необходимо четко установить время завтрака. Важно, чтобы ребенок питался в одно и то же время. Если после пробуждения ребенок долгое время ходит вялым и сонливым, то первый прием пищи лучше отложить на час-полтора, а это время используйте для утренней зарядки.

Обязательно уделяйте время продолжительным прогулкам. Несколько часов гиперактивный ребенок должен находиться на улице. Не судите его строго, пусть он бегает, скачет, гоняет голубей и пачкается. Таким образом, он выплескивает скопившуюся энергию наружу, позвольте ему это сделать.

При составлении режима для своего ребенка самое важное – это систематичность. Старайтесь придерживаться его на протяжении длительного времени, пока у ребенка не закрепятся привычки.

Дополнительные меры

Кроме вышеуказанных мер, для коррекции поведения и нормализации режима сна и бодрствования, гиперактивному ребенку помогут специальные препараты.

Борщаговский химикофармацевтический завод разработал препарат который отлично справляется с такими нарушениями, как нарушение сна, эмоциональная лабильность, головные боли и головокружения.

В состав препарата входят три активнодействующих компонента:

  • Таурин – серосодержащая аминокислота, принимающая активное участие в обменных процессах, в частности, в метаболизме белков, углеводов и жиров. Эта аминокислота обладает нейро- и кардиопротекторным свойством, а также нормализует сердечную активность посредством прямого воздействия на симпатическую нервную систему.
  • Экстракт плодов боярышника . Экстракт плодов боярышника обладает кардиотоническими свойствами, улучшает кровоснабжение сердечной мышцы, а также улучшает обменные процессы.
  • Экстракт пустырника – третий компонент препарата, обладающий успокаивающим действием на центральную нервную систему.
  • дети в возрасте 6-11 лет – по 1 таблетке 3 раза в сутки;
  • дети в возрасте 12-18 лет – по 2 таблетки 3 раза в сутки;

Дети, которые живут рядом с оживленной трассой, имеют повышенный риск развития СДВГ. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного учеными из США.

Препарат принимается внутрь перед едой, запивая достаточным количеством воды. Курс лечения составляет 1 месяц. При необходимости курс лечения можно повторить.

При повышенной чувствительности к компонентам препарата возможно развитие аллергических реакций (зуд, отечность кожи, крапивница, сыпь, гиперемия), а также артериальная гипотензия, брадикардия, сонливость и головокружение.

Хранить препарат в недоступном для детей месте.

Самолечение может быть опасным для вашего здоровья.


Под гиперактивностью в медицине понимают сложное расстройство поведения, не нуждающееся в каком бы то ни было медицинском вмешательстве, которое проявляется у малышей раннего дошкольного возраста. Это расстройство способно отразиться в межличностных отношениях, на школьной учёбе, оно проявляется в чрезмерной моторной и психической активности ребёнка. Гиперактивный малыш с трудом может концентрировать своё внимание, не готов сидеть на месте, ждать. В школе он тянет руку, чтобы первым ответить на вопрос преподавателя, раньше других учеников выкрикивает ответы, для него характерны забывчивость, рассеянность и неорганизованность. Сверхактивность мешает ему успевать в школе, он не может полноценно выполнить поручения, много двигается и разговаривает, перебивает разговоры взрослых и сверстников.

Признаки гиперактивного малыша

Как правило, гиперактивный ребёнок признаки своего расстройства начинает показывать до семилетнего возраста. Но они во многом напоминают симптомы иного расстройства - синдрома дефицита внимания, а часто такие же наблюдаются и у обычных детей. Поэтому, заметив у своего малыша подобные симптомы, родители не должны сразу же решать, что их чадо страдает гиперактивностью. Но если такие признаки не покидают ребёнка ни дома, ни в школе, ни на прогулке, ни где-либо ещё, то есть веские основания показать его психологу.
Основными признаками психического отклонения у малыша является импульсивность, излишняя подвижность, неусидчивость, невнимательность. Многие родители с полным основанием могут утверждать, что подобное поведение вполне естественно для всех детей в данном возрасте. И действительно, у всех обычных детей также присутствуют все эти признаки.
Чтобы иметь основание поставить диагноз, врач должен наблюдать такие симптомы у ребёнка минимум полгода, причём они должны быть более чётко выражены, нежели у сверстников, не имеющих никаких психических отклонений.
Вот как можно описать симптомы гиперактивности детей:

  • Невнимательность. Гиперактивные дети обычно с трудом на чём-то концентрируются, забывают уточняющие детали, беспрестанно отвлекаются, с одного вида деятельности быстро переключаются на другой. Заниматься одним делом продолжительное время для них нестерпимо скучно. Им с трудом удаётся воспринимать на слух информацию, действовать в рамках определённых инструкций. По причине невнимательности они часто теряют вещи.
  • Непоседливость, избыточная подвижность. Ребёнок ведёт себя как «на иголках» - находится постоянно в движении, не может усидеть на одном месте. Ему особенно сложно даются кропотливые задания, требующие усидчивости и скрупулёзности. То же относится и к играм.
  • Импульсивность. Гиперактивные дети очень несдержанны, нетерпеливы, склонны проявлять эмоции, руководствуясь сиюминутным порывом, а не разумом. Став постарше, они способны делать неуместные замечания, даже не осознавая результатов своего поведения. Они бестактно перебивают чужие разговоры, вклиниваются в занятия и разговоры других людей, даже если те намного старше.

Звучит несколько странно, но именно гиперактивные дети нуждаются в большем к себе внимании и понимании со стороны как родителей, так и воспитателей детских дошкольных заведений, а позднее - школьных учителей. Это сильно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка, а, следовательно, и на его успехах в усвоении учебного материала.

Играйте в тактильные игры

С помощью тактильных ощущений гиперактивные малыши укрепляют связь с реальностью, становятся более внимательными к собственным ощущениям. Такие дети обычно любят массаж, игры с пластилином, песком, водой, глиной, им интересно рисовать пальцами рук и даже ногами. Интересно подмечать, что даже гиперактивные дети способны увлечься такими играми, где нужна усидчивость - главное найти тот материал, который увлечет кроху.

Многие родители не уделяют большого внимания першению в горле у ребёнка. Но иногда оно является симптомом серьёзного недуга, требующего неотложного ле...

Играйте в подвижные игры

Хотя гиперактивные дети постоянно находятся в движении, но управляют своим телом они при этом плохо. Поэтому с ними важно играть в такие игры, которые помогли бы им научиться лучше контролировать свои движения, своё тело, лучше ощущать его границы, а также границы помещения, где в данный момент малыш пребывает. Благодаря этому ребёнок научится вовремя останавливаться, станет более ловким, ведь очень часто гиперактивные детишки неуклюжи, постоянно что-то проливают, разбивают и т. д.
В подвижные игры играют все дети. Кто не знает жмурок, пряток и догонялок? Не менее популярны игры, в которых дети изображают каких-либо животных - бегают, прыгают, косолапят. Игру можно поставить так, чтобы один ребёнок изображал какое-нибудь животное, имитируя его поведение и движения, а остальные угадывали, кого он имеет в виду. Можно совмещать пантомиму с изображением животных и догонялки - убегать то как лошадки, то как зайчики, то как кенгуру. Подобные игры прекрасно развивают моторику движений, тренируют вестибулярный аппарат.
Можно, играя на улице, также перепрыгивать через лужи и другие преграды. Или, например, останавливаться в тот момент, когда замирает музыка. Благодаря этому детишки активно учатся управлять своим телом. Подобными играми и упражнениями можно забавляться и во время танцевальных занятий, которые и сами по себе очень полезны для детей с гиперактивностью.

Уважайте ребёнка

Совет этот хоть и кажется банальным, но имеет огромное значение. Гиперактивному ребёнку очень важно, чтобы его воспринимали всерьёз, уважали, тогда и он сможет постепенно расслабиться и стать намного более спокойным и усидчивым. С ребёнком, носящим ярлык гиперактивности, тяжело обращаться, он «неудобен». Но и ему самому не легче, таким детям всегда непросто живётся. У них снижена самооценка, они не могут доверять миру в достаточной степени, поскольку он обычно относится к ним критически. Такого ребёнка обязательно нужно уважать, как и его чувства и способы их выражения. Ведь его поведение, которое воспринимается взрослыми как неудобное, является ничем иным, как способом побороть свои трудности и как-то приспособиться к не слишком удобному для него миру.

Создайте правильный микромир для ребёнка

Для любого малыша устойчивость его домашнего мира крайне важна, а для гиперактивного микромир должен быть постоянным, устойчивым, максимально предсказуемым. Это касается пространственных характеристик (например, синее покрывало на кроватке, игрушки лежат в одном и том же месте) и временных (например, мама всегда перед сном читает сказку). Любое изменение привычного порядка может быть воспринято как ЧП и иногда даже заканчиваться истерикой. Это примерно то же, как если бы взрослый, проснувшись, обнаружил на небе сразу два солнца - у него от такого внезапного изменения мира вполне может «крыша поехать». Так же остро реагирует на изменение своего маленького мира и малыш, воспринимая это как опасность.
Если же вокруг него всё обычно, то малыш остаётся спокойным, сохраняя свою энергию для дальнейшего исследования окружающего мира.

В то же время гиперактивному ребёнку требуется не просто предсказуемый, а сверхпредсказуемый мир.
А на опасность в виде «нештатной ситуации» он реагирует бестолковой суетой - кричит, бегает, стучит ножками. Такое поведение является аналогом «двигательной бури», имеющей место в животном мире - напуганное чем-то животное начинает хаотично метаться в разные стороны в бешеном темпе. Подобная тактика частенько пугает его противника или случайно указывает ему выход из тупика. Совершенно аналогично ведут себя сильно возмущённые или напуганные дети - они таращат глаза, вопят, машут руками и ногами, извиваются. По мере взросления подобная бурная реакция ослабевает, заменяясь более зрелой и спокойной. Но из-за слабости тормозных механизмов у гиперактивного малыша подобная реакция может остаться и в более взрослом возрасте. Поэтому беспрестанные метания гиперактивного ребёнка следует воспринимать как своеобразную разрядку, способ преодолеть волнение, обиду, страх. Но тогда у него не остаётся возможностей и сил на адекватное его возрасту познание мира.
Учитывая это, родителям гиперактивного малыша только и остаётся, что создать для него постоянство домашнего мира и всячески стремиться его поддерживать. Очень полезно создание ритуалов. Когда они повторяются изо дня в день, то помогают упорядочению среды, окружающей ребёнка, установлению чёткого режима дня. Думая над этим, родителям следует проявить свою фантазию и не забыть учесть интересы самого ребёнка.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад, то его режим дня изменяется, а именно усложняется, поэтому родители должны проявить к малышу больше поним...

Установите жёсткий режим дня

Максимальная упорядоченность дня особенно важна для гиперактивных детей. Например, ровно в 9 вечера должен зажечься ночник, на столе появиться стакан кефира и печенье, затем вечерний туалет, сказка и сон. И так неизменно на протяжении каждого дня, и никаких «уважительных» причин, чтобы этот распорядок изменить. Постепенно в мозгу ребёнка вырабатывается условный рефлекс, а в результате к концу упомянутой цепочки действий он уже сам будет засыпать и для этого не потребуется больших усилий. Если же пренебрегать режимом, то укладывать ребёнка можно часами, причём безуспешно, пока сами родители не вымотаются больше своего непоседливого чада.


Что делать в случае истерики?

Если у гиперактивного малыша началась истерика, то он перестаёт кого-либо слышать. Тогда можно поступить одним из способов:

  • Уйти в соседнюю комнату, а лишённый аудитории малыш постепенно затихнет.
  • Переключить внимание малыша - показать новую игрушку, предложить сладость, включить мультик. Детей постарше громко попросить не плакать, а заняться более интересными делами - поиграть на улице, побегать.
  • Дать выпить сладкого чаю , воды, успокоительного настоя.

Нужно повседневно поддерживать детскую нервную систему. Полезна окажется ванна с успокаивающим травяным сбором для самых маленьких или чай для детей постарше.

16 0


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение