Электронный журнал "православный поклонник на святой земле". Православный календарь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Практически в каждой мировой религии помимо фигуры посланника Господа или пророка присутствует ряд людей, которые помогали распространять веру. В христианстве такими людьми являются апостолы, для почитания которых используется соответствующая икона 12 апостолов, где изображаются самые ближайшие ученики Христа, великие проповедники христианской веры.

По-гречески слово апостол и означает посланник, то есть указывает на основную деятельности этих людей. Они были посланы Христом для того чтобы распространять его веру по всей земле.

Проповедовать апостолы начали после Воскресения Христа и то не сразу, а после Пятидесятницы, когда обрели дары Духа Святого.

Кто стал апостолами

На самом деле группа учеников Христа сформировалась не сразу. Даже после знакомства со Спасителем многие апостолы продолжали рыбачить и оставили свои занятия только после чудес, которые Он явил. Теперь они стали «ловцами человеков», а не рыб.

Помимо сформировавшейся группы из 12 наиболее близких учеников была и другая из 70 апостолов. Они разделились на пары, и каждая имела свободный выбор страны для проповеди.

Самые близкие ученики в свою очередь наделялись большими задачами, но и большими возможностями. Для того чтобы они могли проповедовать в языческих странах Господь даровал им не только стойкость, но и возможность являть различные чудеса и распространять благодать. Таким образом апостолы имели возможность подкреплять веру простых людей и привлекать оных к истинной вере.

Имена 12 святых апостолов

Кратко расскажем про каждого изображенного на иконе 12 апостолов.

  • Петр. Стал первым римским епископом и при этом был распят в Риме перевернутым. Проповедовал по странам Востока и Малой Азии, а также в Британии.
  • Андрей Первозванный. Особенно ценен для жителей России, так как на этой территории он проповедовал, а также в Македонии, Фракии и Византии. Брат Петра. Распят в Патрах на Х-образном кресте.
  • Иаков Заведеев. Является братом Иоанна Богослова, вел проповедь в Испании. Погиб от меча в Иерусалиме.
  • Иоанн Богослов. Единственный апостол, который мирно почил от старости. Автор известного откровения, евангелист.
  • Филипп. Нес проповедь по территориям Аравии и Эфиопии, Греции и Фригии, где был распят перевернутым.
  • Варфоломей. Составлял компанию Филиппу в его путешествиях, также ездил в Индию и Армению, где тоже был распят и тоже вниз головой, дополнительно язычники заботливо содрали с него кожу. Мощи частично располагаются в Риме.
  • Фома. Тот самый, которого Христос укрепил в вере, проповедовал в Парфии, Мидии, Персии, Индии, где был пронзен копьями и оставил бренный мир. Часть мощей осталась в Индии, городе Эдесс, остальные в Венгрии и Константинополе.
  • Матфей. Является первым евангелистом, нес проповедь по землям Сирии и Македонии, был распят в Африке, после чего сожжен и, вероятно, съеден людоедами.
  • Иаков Алфеев. Является братом Матфея, проповедовал в Палестине, Иудее, Эдессе, Газе и Египте, где был распят.
  • Иуда Иаковлев. Является братом Христа, проповедовал на территории современного Ближнего Востока. Распят, и пронзен стрелами в Армении.
  • Симон Зилот. Проповедовал на территории Северной Африки и в Абхазии, где был распят на кресте.
  • Матфий. Он заменил Иуду Искариот, которого, по понятным причинам, из числа апостолов исключили. Проповедовал в Македонии, Колхиде и Иудее, где был побит камнями.

Как видите, только единственный из тех, кто включен в композицию иконы святых апостолов завершил свой земной путь мирно. Остальные были поруганы и преданы мученической гибели наподобию Христа. Тем не менее, как свидетельствуют христианские источники, каждый апостол достойно выполнил собственное дело.

Дополнительно следует отметить Павла (Савл) которого не наблюдается ни в числе 12, ни в числе 70 апостолов. Тем не менее, он относится к первоверховным апостолам (наряду с Петром) и был призван на служение самим Христом, после Воскресения.

Значение иконы Иисус Христос и 12 апостолов

Иконописное изображение включает в себя самых первых христианских подвижников, именно благодаря этим людям, остальные верующие узнали о пути ко Спасению. Помимо этого они просто совершили немало пользы на земле и помогали людям, являя собой идеалы человеколюбия и кротости. Поэтому значение этих личностей и молитвы перед иконой двенадцати апостолов для каждого православного было и остается весьма существенным.

По значению икона 12 апостолов помогает в примирении между людьми и исцеление недугов. Помимо этого апостолы также считаются защитниками от злых духов.

Молитва иконе 12 апостолов

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.

Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!

Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ (апостол -- греч. брьуфплпт, «посланник»), в христианских преданиях избранная Иисусом Христом «коллегия» его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. Список Д. а. (часто они называются просто «двенадцать» или «ученики») даётся в синоптических евангелиях (Матф. 10, 2 -- 4; Мк. 3, 16 -- 19; Лук. 6, 14--16) и в «Деяниях апостолов» (1, 13), причём порядок несколько варьируется: это братья Пётр (Симон) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (сыновья некоего Зеведея, прозванные Христом Воанергес, т. е. «сыны грома»), Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей, отождествляемый с автором новозаветного «Соборного послания апостола Иуды»), Симон Зилот (другое прозвище -- Кананит), Иуда Искариот; после предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Деян. 1,15 -- 26), чем подчёркнута сакраментальная значимость самого числа двенадцать (см. ниже).

Ученики и спутники Иисуса, призванные им, «чтобы посылать их на проповедь и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3, 14--15), апостолы фигурируют рядом с ним во многих новозаветных сценах, начиная с призвания первых из них. Первыми были призваны Иисусом, проходившим близ «моря Галилейского», рыбаки -- братья Симон (Пётр) и Андрей, закидывавшие сети в море, а затем два других брата-рыбака -- Иаков Зеведеев и Иоанн (Матф. 4, 18--22; Мк. 1, 16 -- 20); Евангелие от Луки содержит также рассказ о «чудесном улове»: рыбаки, рыбачившие всю ночь и ничего не поймавшие, по слову Иисуса вновь закидывают сети и на этот раз вылавливают «великое множество рыбы»; поражённые, они оставляют все свои дела и следуют за Иисусом. Особенно значительно участие апостолов в таких сценах, как Христос в Гефсиманском саду, тайная вечеря. Они присутствуют при вознесении Христа, и именно им ангелы возвещают его грядущее второе пришествие (Деян. 1). Когда по случаю дня пятидесятницы Д. а. собираются в одном из домов Иерусалима, они внезапно слышат страшный шум, над их головами появляются огненные языки, а сами они, исполнившись «духа святого», вдруг начинают говорить на незнакомых языках («сошествие духа святого на апостолов», Деян. 2). С дальнейшей деятельностью Д. а. (и Павла) христианское предание (изложенное в «Деяниях апостолов» и в апокрифических житиях апостолов) связывает распространение христианства. Высказываемые некоторыми исследователями сомнения в историчности апостолов (бродячих проповедников христианства, существование которых засвидетельствовано многими источниками) гиперкритичны, не исключена историчность тех или иных персонажей, называемых в числе евангельских «двенадцати». Но рассказы об их «деяниях» подверглись мифологизации. Оформление новозаветного рассказа о двенадцати непосредственных учениках Иисуса, об избрании им особой коллегии, в которую вошло только двенадцать учеников, исторически связано, по-видимому, с возникновением и оформлением клира и епископальной церкви в христианстве и было одним из средств борьбы церкви за единое учение (борьба с «лжеапостолами»). Символический характер носит само число 12. Число это ближайшим образом связано с числом двенадцати сыновей Иакова и соответственно колен Израилевых: Д. а. как бы суммируют для акта «нового избрания» всю двенадцатичастную полноту «избранного народа»; в час эсхатологического суда (см. Страшный суд) им предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых» (Матф. 19, 28). По евангельскому преданию (Лук. 10, 1), после избрания Д. а. Христос избрал «и других 70 учеников» (т. н. 70 апостолов), что намечает символическую оппозицию чисел 12 и 70: 12 -- число Израиля, соответственно «новогоИзраиля», т. е. церкви, «богочеловеческое» число (как произведение сомножителей 3 и 4, где 3 -- символ божественной сущности, см. Троица, и «горнего мира», а 4, число материальных стихий, стран света и т. п., -- символ человеческой природы и «дольнего мира»), число особого избранничества (например, Апок. 7,4--8 и 14,1--4, говорит о «ста сорока четырёх», то есть 122 тысячах «запёчатлённых» избранников, «первенцев» среди святых); 70 -- число «эйкумены», всечеловеческой полноты, выводимое из библейского перечня народов (Быт. 10) и неоднократно упоминаемое в талмудически-мидрашистской литературе как общее число народов мира. Эсхатологический образ церкви как «небесного Иерусалима» пронизан символикой числа 12, прямо соотнесённого с числом Д. а. Чудесный город «имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов израи левых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов агнца» (Апок. 21, 12--14). Специально перечисленные в «Апокалипсисе» 12 драгоценных камней, которыми будут украшены 12 оснований стены города (21, 19--20), распределялись средневековой символикой между Д. а.: Петру соответствует яспис, Андрею -- сапфир, Иакову Старшему -- халцедон, Иоанну -- смарагд (изумруд), Филиппу -- сардоникс, Варфоломею -- сердолик, Матфею -- хризолит, Фоме -- берилл, ИаковуАлфееву -- топаз, Фаддею -- хризопраз, Матфию -- аметист; на место Симона в этом распределении (как и в других проявлениях средневековой фантазии) вставал иногда не входивший в круг Д. а., но более популярный Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсутствующий в новозаветном перечне камень лигурит. Были попытки (впрочем, не получившие широкого распространения) прикрепить к каждому апостолу отдельные знаки Зодиака, месяцы и т. д. Широкий контекст, в котором жили представления о значении числа Д. а. (излагаемые, напр., в анонимной «Проповеди на рождество святого Матфея», возникшей в Трире в 12 в.),--это символика зодиакальной дюжины в её астрологических, пифагорейско-математических, языческих (классических, т. е. античных, и фольклорно-«варварских») и библейских преломлениях (древняя двенадцатеричная система счисления, оставившая реликты в различных областях мысли и быта; 12 верховных богов в Греции и Риме; 12 сыновей Иакова, 12 т. н. «малых» ветхозаветных пророков; в рыцарском эпосе средневековья -- 12 рыцарей Круглого стола в легендах о Граале и т. п.).

Иконография Двенадцати апостолов. выявила в своём развитии разошедшиеся линии. Православная традиция знает, помимо изображения Д. а. в сценах тайной вечери, сошествия святого духа и т. п., два иконографических типа: «собор Д. а.» (пример -- византийская икона в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве: фигуры Д. а. в два ряда, у Петра и Фаддея-Иуды как авторов посланий и Иоанна и Матфея как евангелистов в руках соответственно свитки и кодексы) и «причащение апостолов» (примеры -- мозаика в киевском Софийском соборе и иконы 20-х гг. 15 в. в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры: в центре композиции алтарь под сенью, с одной стороны Христос предлагает освящённый хлеб группе из шести апостолов во главе с Петром, с другой -- он же подаёт освящённое вино другим шести апостолам во главе с Павлом -- мотив, использованный и в стихотворении русского поэта-символиста Вячеслава Иванова из цикла «Свет вечерний»). Отдельные апостолы распознаются по традиционным физиогномическим признакам (наличие или отсутствие бороды, её форма, высокий лоб Павла и Иоанна и т. п.) или по надписям, но не имеют атрибутов, кроме упомянутых свитков и кодексов. Напротив, в католическом искусстве, начиная со зрелого средневековья, апостолы получают в качестве атрибутов орудия своих мученических «страстей» (Пётр, Филипп, Симон, Фаддей --кресты; Андрей -- крест особой формы, в виде буквы «X»; Павел, Иаков Младший, Матфей -- мечи; Варфоломей -- нож мясника; Иаков Старший -- палицу; Фома -- копьё; Иоанн Богослов -- чашу, из которой выползает змейка, символизирующая яд, обезвреженный молитвой апостола). Частое появление Д. а. в виде фигурок на городских часах Западной Европы порождено ассоциированием их числа с двенадцатеричным делением времени (12 или 12X2 часов, 12 месяцев). Наиболее яркий пример «портретирования» традиционных фигур Двенадцати апостолов в литературе нового времени -- цикл стихотворений П. Клоделя, вошедший в сборник «Corona benignitа tis anni Dei» (1915).Апостолы. Мозаика Софийского собора в Киеве. Ок. 1108.

Слева -- Двенадцать апостолов. Икона византийского мастера 1-й половины 14 в. Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Справа -- Четыре апостола. Диптих А. Дюрера. 1526. Мюнхен, Старая пинакотека.

Чудесный улов. Фрагмент ковра по эскизу Рафаэля. 1517--19. Рим, С. С. Аверинцев. ДВЕНАДЦАТЬ СЫНОВЕЙ ИАКОВА, согласно ветхозаветным преданиям, сыновья библейского патриарха Иакова (Израиля): Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин; шесть из них рождены Иаковом от его двоюродной сестры Лии, два -- от другой двоюродной сестры -- Рахили, остальные -- от служанок Лии и Рахили.

Иаков, полюбивший Рахиль и 7 лет отслуживший за неё отцу её Лавану Арамеянину, получает от него в жёны сперва её старшую сестру Лию, а только потом -- Рахиль (за которую должен отслужить ещё 7 лет). Видя, что Иаков больше любит Рахиль, чем Лию, Яхве «отверзает утробу» Лии, которая родит Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Рахиль, бывшая неплодной, просит Иакова дать ей детей; по желанию Рахили её служанка Валла родит от Иакова сыновей -- Дана и Неффалима. После того Лия, переставшая рожать, даёт в жёны Иакову свою служанку Зелфу, которая родит сыновей -- Гада и Асира. Наконец, Лия снова получает возможность провести ночь с Иаковом (за мандрагоровые плоды, взятые у неё Рахилью), после чего родит сыновей Иссахара и Завулона, а также дочь Дину. Тогда Яхве вспоминает о Рахили и отверзает её утробу -- родится Иосиф (Быт. 29--30). Все эти сыновья рождаются в Месопотамии (35, 22 -- 26); последний, младший из Д. с. И. -- Вениамин рождается (у Рахили) в Палестине (35, 16 --18).

В легенде об Иосифе (37 -- 50) рассказано, как Иаков с сыновьями переселяются в голодные годы в Египет, к Иосифу, некогда проданному братьями в рабство, но дослужившемуся в Египте до положения высокого чиновника (см. в ст. Иосиф). Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен Израилевых (49). Исход «сынов Израиля» из Египта библейское предание связывает с именем Моисея; в новых местах их рассеяния за каждым коленом (учитывая, что колено Иосифа раскололось на две племенные группы, которым начало положили его сыновья Ефрем и Манассия, а левитам не полагалось своей особой территории) была закреплена особая территория (Чис. 32 и особенно Иис. Нав. 1, 13--17). Согласно традиции (по мнению некоторых исследователей, более поздней), все Д. с. И. погребены (как и отец их) в Палестине, что отражается и в соответствующих погребальных текстах последующего времени.

Повествование о Д. с. И.-- характерный пример объединения мифологического (или более позднего литературно-эпического) и исторического элементов. Оно содержит в легендарно-мифологической форме отголоски процесса формирования племенных групп израильского народа; племенные названия в истории древней Передней Азии переведены на персонифицированный язык мифа: «сыновья Иакова (Израиля)» понимаются как эпонимы-родоначальники двенадцати колен Израилевых -- т. е. племён, вошедших затем в племенной союз «Израиль». Реальные исторические черты исследователи усматривают иногда в арамейском происхождении двух жён Иакова (как возможное отражение примеси арамейского этнического элемента в соответствующих группах, входивших в число израильских племён). Само число 12 носит (как и во многих других архаических традициях, особенно ближневосточных) бесспорно сакрально-мифологический характер (см. Числа; о роли символики числа 12 в последующей традиции см. в ст. Двенадцать апостолов). В рассказе о Д. с. И. (Израиля), от которых происходят двенадцать колен Израилевых, соединились черты характерного с типологической точки зрения мифологического мотива о происхождении каждой части племени (в том числе у многих народов мира -- двенадцати) от своего родоначальника (при допущении братских отношений между всеми родоначальниками). Само сочетание слов «сыны Израиля» построено по образцу древнеближне восточных, типа шумерского «сыновья Лагаша» = «люди Лагаша» и аналогичных древнесемитских. Согласно выводам современных исследователей, из текстологического анализа различных мест Ветхого завета выявляется противопоставление двух связанных между собой групп «сыновей Иакова» (и соответствующих им племён): с одной стороны Рувим, Симеон, Левий, Иуда (четверо из сыновей Лии), с другой -- Иосиф и Вениамин к «дому Иосифа». На основе тех мест Ветхого завета, которые можно отнести к наиболее древнему периоду, предполагается, что эти шесть сыновей Иакова от двух его жён и составляют древнейшую историческую основу повествования. К числу позднейших (или, во всяком случае, мифопоэтических, не связанных с историческими фактами) добавлений относят мотивы «состязания» обеих жён, введение двух их служанок, рождение Гада и Асира от одной матери (оба эти имени имеют одно и то же первоначальное значение, приблизительно передаваемое как «на счастье!»). Объединение Дана и Неффалима содержит мифопоэтический мотив их рождения от одной матери (Баллы), но могло быть и отражением позднейшего совместного обитания колен Данова и Неффалимова. В известной мере историческую основу может иметь и объединение Иссахара и Завулона. Имена сыновей Иакова, как, по-видимому, и имена и число тех племенных групп, которые с ними связывались, очевидно, первоначально существенно варьировались. В пользу предположения о первоначально меньшем числе подразделений Израиля говорит песнь Деворы(Суд. 5), которую относят к 12 в. до н. э. (если не ранее), в ней отражены названия лишь 10 (а не 12) племён, причём имена Симеона, Левия, Иуды и, возможно, Гада (хотя этот вопрос не вполне ясен) в ней не названы, а имя Манассии упоминается в иной (возможно, более древней) форме. В то же время Симеон и Левий являются героями мифопоэтического рассказа о дочери Иакова Дине, приурочиваемого (в исторической своей части) к событиям 14 в. до н. э. и относящегося к другому географическому региону -- Сихему, где, по мнению ряда современных исследователей, находился древний культовый центр израильских племён. Окончательное формирование тесного союза 12 племён и оформление повествования о Д. с. И могло относиться к более позднему времени.

Собор Двенадцати Апостолов. Икона.

Апостолы расположены в два ряда (единственный известный пример). В верхнем ряду представлены Филипп, Варфоломей, Иуда, Андрей, Матфий, Симон, Фаддей, Фома. В нижнем ряду Иаков, Алфеев, Петр, Иоанн, Матфей. Византия начало 14 века.

Собор 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке. Святые 12 апостолов - Петр и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и брат его Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома Близнец, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда, брат Господень или Фаддей, Симон Зилот и Матфий - поминаемые в разное время года, с давних времен также чествуются Церковью в общем праздновании на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

В этот день Церковь празднует память двенадцати ближайших учеников Спасителя, святых апостолов Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Избранные Христом на служение, Его ученики стали теми, кто донес до всех краев населенного мира весть о Христе и всей своею жизнью явили пример преданности вере христианской. Апостольское слово поныне согревает нас и дает нам мудрый отеческий совет.

«Апостол» в переводе с греческого означает – «посланник», «слуга». Христос избрал себе первых двенадцать учеников, которые прошли с Ним весь Его земной путь, видели чудеса Его, слышали Его проповедь из самых уст Его. Они имели счастье быть при Нем, Им избранные. Но им же довелось вместе с Богоматерью, женами-мироносицами, Иосифом Аримафейским пережить часы глубочайшей скорби, когда Он был распят, и потрясение святой радости, узнав о Его Воскресении. Им Он явился в Эммаусе перед тем, как вознестись к Своему Отцу. Они получили благодать Святого Духа проповедовать на разных языках, исцелять больных, изгонять бесов и до конца дней своих служили Ему так, как если бы Он был рядом во плоти. А Он – действительно всегда был рядом, как во все века после Рождества Христова находится рядом с каждым, кто уверует в Него и доверится Ему…

Их было двенадцать, и у каждого была своя судьба, о них сохранились разные по объему сведения – о ком-то больше, о ком-то меньше, но неразлучно они были связаны одним – пожизненным радостным и трудным служением Ему.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении.

Вот кто были святые апостолы. Вспоминая сегодня их особенную близость ко Господу, их великие болезни и труды во славу Божию и ради нашей святой веры, будем молиться им с благоговением и стараться подражать им, если не в апостольской деятельности, которая не для всех предназначена, то, во всяком случае, в неотступном последовании Христу и искреннем, жертвенном служении Ему.

Краткие жития апостолов Христовых

Андрей Первозванный

В переводе с греческого Андреас – «мужественный». Брат Симона (Петра), прозван в Священном Предании Первозванным, поскольку был учеником Иоанна Крестителя и стал первым, кого Спаситель позвал за Собой.
Он всем сердцем принял учение Христово, оставил суетную мирскую жизнь, отрекся и от супружества, предпочтя его радостям телесное целомудрие. Это его вместе с братом его Петром, называвшемся ранее Симоном, Господь призвал следовать за ним с берега моря Галилейского, он и пошел за Христом, чтобы никогда уже не свернуть с этого пути. По принятии Духа Святого он пошел по землям, назначенным ему жребием – Вифинийской, Пропонтидской с Халкидоном и Византией, Фракии и Македонии, по местам, которые лежали до Черного моря и Дуная. Он прошел Фессалию, Грецию, Ахайю6, Аманитин, дойдя в апостольских странствиях до Днепра и Киевских гор. Близ Киева апостол водрузил крест, предрекая, что здесь и произойдет Крещение Руси… На долю его, как и на долю большинства апостолов, выпало много тяжких испытаний, но он продолжал свидетельствовать о вере Христовой, стяжая в Церковь Его новых и новых последователей, и окончил земной свой путь, как и Учитель его, – на кресте. Только доски того креста по-иному были сбиты – символ его светится на знамени моряков: косой белый крест на голубом поле. Это память о том, что Андрей Первозванный пересекал моря, стоя на плоском камне, – так велика и истинна была его вера.

Симон (Петр)

Симон, иначе – Шимон, «услышанный в молитве», сын Ионы, нареченный позже Петром. Греческое «петрос», по-арамейски «кифа», переводится как «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Любовь Петра к Иисусу была горяча, но испытана искушением. Чтобы эта любовь была понята им самим, она укрепилась через труд совести, поскольку трижды Петр отрекался от Него, трижды горько раскаивался и трижды был прощен Им. Следуя за Христом, он сам вместе с другими учениками был свидетелем многих чудес Его, а после сошествия на него и других апостолов Святого Духа в своих проповеднических трудах, в своих двух соборных Посланиях оставил нам мудрое апостольское слово. Сила его чудодеяния была так велика, что там, где он проходил, «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:15). И когда Ирод заключил его в темницу, то Господь послал ангела Своего, и тот вывел волею Господней апостола из темницы. (Деян.12:1–17). Как и апостол Андрей, он был распят римлянами, но вниз головой, ибо счел дерзновенным уподобиться Спасителю на кресте, и преклонил в смертный час голову под ноги Его.

Иаков Зеведеев

Иаков, чье имя произошло от еврейского глагола «акав» – «побеждать», сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 гг. после Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12:2). Для отличия от Иакова младшего Алфеева его называют Иаковом старшим. Его брат – святой евангелист Иоанн и апостол Петр были среди самых близких Господу. Кроме его соборного Послания, о нем существует мало исторических сведений, но известно, что служение ему было назначено Господом в Испании. Известно также, что во время гонения на христиан, после своего возвращения в Иерусалим, где вновь провозглашал среди иудеев Христа как Божьего Мессию, он стал первым мучеником среди апостолов и был по приказу Ирода Агриппы обезглавлен мечом в период между 44–47 годами после Р.Х.

Иоанн Богослов, брат Иакова

Греческое имя Иоаннес происходит от еврейского Иоханан, «Господь милостив». Иоанн, также сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего, автор четвертого Евангелия, которое в богословии считается самым глубоким по духовно-философскому содержанию, и потому научаемым в вере его рекомендуется читать после изучения первых трех и некоторых книг Ветхого Завета, дабы оно было основательнее понято. Сам святой евангелист также, по Преданию, говорил, что в первых трех Евангелиях слишком много описания земного пути Христа и недостаточно о Божественном его происхождении. К тому же он добавил описание тех чудес и событий, которые не были до того упомянуты, и оттого некоторые факты из земной жизни Христа могли быть не слишком ясно истолкованы только лишь на основании сведений из первых трех Евангелий. Иоанн Богослов также является автором Откровения (Апокалипсиса). Он был особо любим Господом за исключительную доброту, мягкость нрава и душевную чистоту. Вместе с Петром он готовил Тайную вечерю на Пасху, был единственным из апостолов, который находился у Креста Господня на Голгофе. До 70 года он оставался в Иерусалиме, где руководил первохристианской общиной до самого Успения Пресвятой Богородицы, поскольку на него была возложена обязанность заботы о Ней. После Успения в 70 году после Р.Х. удалился в Малую Азию. Здесь он основал несколько церквей. Евангелие было им написано в г. Ефесе, когда уже были созданы первые три Евангелия – от Матфея, Луки и Марка. В отличие от своих 11 собратьев Иоанн Богослов стал единственным из них, кто окончил свои дни в своем доме, и последним на земле, кто воочию видел Господа (ок. 105–106 годов после Р.Х. в возрасте 100 лет и 7 месяцев). Он не был казнен, но также во время своего служения претерпел многие муки за веру.

Филипп из Вифсаиды

Филипп – в переводе с греческого «любящий лошадей», уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин.1:44). Он имел хорошее образование – с детских лет родители отдали его обучаться грамоте. Читая книги Ветхого Завета, пророчества о пришествии Мессии, юный Филипп мечтал о встрече с Господом. Он был послан свидетельствовать о Боге в Галилее, затем среди язычников в Элладе, в его апостольском странствии с ним находилась его сестра – девица Мариамна. Здесь они подверглись гонениям, побиваниям камнями, но вдруг гонители ослепли, и только по молитвам апостола о них прозрели вновь. Он проповедовал далее в Эфиопии, Парфии, Аравии – южных областях Малой Азии и на территории Северной Африки. В путях по Малой Азии он и Мариамна встретились с апостолами Иоанном Богословом и Варфоломеем. Расставшись с Иоанном, вместе со святым Варфоломеем они пришли во фригийский город Иераполь. Языческие жрецы города, услышав проповеди апостолов, подали на них жалобу градоначальнику. Все трое были схвачены, и Филиппа, и Варфоломея распяли на крестах вниз головой, подобно Петру, около языческого капища. Но тут случилось страшное землетрясение, в котором погибли многие горожане. Испугавшись, горожане умолили начальника освободить апостолов. Однако Филипп к тому времени уже отошел ко Господу, а Варфоломей был жив.

Варфоломей (Нафанаил)

Варфоломей, что в переводе с арамейского означает сын Талмая, Нафанаил – от еврейского Нетанэл, «дар Божий», уроженец Каны Галилейской. О нем Иисус Христос сказал, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства (Ин.1:47).

После похорон апостола Филиппа Варфоломей со святой блаженной девицею Мариамной пробыли еще какое-то время в Иераполе, основав там Церковь Христову. Затем пути их разошлись, и Варфоломей отправился в Индию и близлежащие к ней страны, проповедуя и исцеляя. Там он также устроил церкви и перевел на их языки Евангелие от Матфея, оставив им Евангелие и на еврейском языке. В Армении он исцелил дочь царя. Царь поднес ему великие дары, но апостол отказался от них, говоря, что главные его дары – это приобретенные для Христа души. Царь и многие его подданные уверовали, апостол и здесь основал Церковь. В городе же Альбанополе (ныне Баку) святого распяли на кресте, но и с креста он проповедовал Спасителя и возносил Ему хвалу. Тогда его вновь предали мучениям и отсекли голову.

Фома (Дидим)

Фома – арамейское Тома, по-гречески Дидим, что означает «близнец», в народе его еще прозвали Фома неверный (неверующий), поскольку он известен тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, когда тот, встретив Спасителя по пути в Эммаус, усомнился в Нем. Однако он также был предан Господу и Слову Его во днях пребывания с Ним. По жребию Фоме выпал путь в Индию, к язычникам, о чем Фома опечалился. Однако ему во сне явился Господь и обещал быть с ним. После чего Фома прошел до Индии через Персию, Парфию, Мидию, где претерпевал также страдания и гонения, а в Индии принял мученическую смерть.

Левий Матфей

Это имя – греческое, но восходит к древнееврейскому Маттафия (Маттатия) – «дар Господень». Автор первого Евангелия до прихода ко Христу, исполнял ненавидимую всеми должность мытаря – сборщика податей. Матфей стал двенадцатым апостолом вместо предателя Иуды Искариота. Грешный человек, но, как гласит Предание, он был лучше, чем высокомерные, полные гордыни фарисеи. Когда Господь позвал его за собой, он бросил на дорогу мешок с податями и последовал за Ним. В той радости Матфей приготовил в своем доме угощение, и Господь пришел к нему. Восемь лет по Вознесении Христа он пробыл в Иерусалиме. Перед уходом своим из Иерусалима он записал для христиан города дела и учение Его. Так возникло Евангелие от Матфея – первая книга Ветхого Завета. Тут же оно было переведено на греческий язык, предположительно автор перевода – Иоанн, епископ Иерусалимский. Проповедуя Истину Христову, Матфей прошел Македонию, Персию, Парфию, Мидию, Эфиопию, побывал в Сирии. Около 60 года после Р.Х. первый евангелист принял мученическую смерть.

Матфий

Носящий то же имя, что и Левий Матфей, чаще называемый Матфий, он сразу принял учение Христово, ушел из мира и странствовал вместе с Учителем. Он вел свои проповеди в Иудее, Малой Азии, Эфиопии. В средине 60-х годов после Р.Х. по возвращении в Иерусалим он снова благовествовал о Христе как о Мессии. Первосвященник по имени Анан подал на него жалобу, обвинив в богохульстве. После рассмотрения доноса апостола вывели за городскую стену и забили камнями, как до него – первомученика Стефана.

Иаков, брат Господень

Иаков младший, сын Алфеев, которого прозвали еще братом Господним, потому что его мать Мария была сестрой Матери Господа (Ин. 19:25), то есть он состоял с Иисусом Христом в двоюродном родстве. Еще его звали – «семя Божественное» за то рвение, с каким он сеял в народах Слово Божие, веру и призывал к благочестию. Он разорял языческие капища, сокрушая идолов с их престолов, волей, данной ему Господом, исцелял людей и изгонял бесов. На первом Иерусалимском соборе первым встал в знак своего согласия с тем, что христиан-неизраильтян надо освободить от следования Моисееву закону. Кроме проповеди в Иудее, благовествовал в Сирии, Месопотамии и Египте, где был распят на кресте, подобно многим из его собратьев-апостолов.

Иуда Фаддей, Иаковлев

Иуда – от еврейского Йехуда, «восхваление Господа», а Фаддей – еврейское «похвала», брат апостола Иакова младшего. Ему, как брату Господа по плоти, было сложно убеждать людей в том, что Иисус – Мессия. Но тем не менее он усиленно проповедовал против язычества, утверждая людей в Христовой вере. Его соборное Послание обращено к новопосвященным, в нем он призывает к соблюдению нравственных законов, наставляет в Христовой Истине. Известно, что проповедал он в Иудее, Самарии, Идумее; вместе с апостолами Павлом и Силою проходил по Антиохии, затем посетил Персию и Армению. В Армении, предположительно около 80 года после Р.Х., был схвачен, распят и пронзен на кресте стрелами.

Симон Кананит, или Зилот

Второе имя апостола – Кананит происходит от еврейского «канай», или в переводе на греческий – «зелотос», что значит «ревнитель». Родом из Галилейского города Каны, по Преданию, был тем женихом, на бракосочетании которого находился Иисус Христос с Его Матерью и где Спаситель претворил воду в вино (Ин. 2:1–11). Уверовав в Христа, он оставил молодую невесту и прямо с брачного торжества последовал за Христом. Зилот – ревнитель – прилагал многие усилия в своих свидетельствах и обратил в истинную веру многих язычников. Он шел с проповедью по Месопотамии, Египту, Мавритании (Северная Африка). Есть сведения, что вместе с одним из 70 апостолов Аристовулом проповедал и в Британии, где принял мученическую смерть.

Другие апостолы, история установления празднества

Также к ближайшим апостолам принято причислять апостола Павла, родом из киликийского города Тарса. Прежде – жестокого царя Саула, который предпринимал весьма серьезные гонения на христиан. Его имя, которое по-еврейски звучит как Шавл – «испрошенный у Бога», верно описывает его историю появления среди апостолов, ибо он чудесным образом был призван к служению самим Господом (Деян. 9:1–20). Имя Павел – от латинского Паулюс, меньший, было принято им, чтобы было удобней проповедовать среди населения Римской империи. Его Послания к народам – величайший кладезь апостольской мудрости, ибо одно только определение любви как величайшего Божественного человеческого приоритета есть развернутое, вдохновенное отражение евангельской мудрости о том, что Бог – есть Любовь…

Также апостолами называют еще 70 избранных Богом, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Лк. 10:1). Его латинское имя – Луций или Луциан, что переводится как «светлый». Также причислен к апостолам и святой евангелист Марк – латинское «молот».

Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн , как мы знаем, именуются евангелистами, Петр и Павел – первоверховными. Среди святых есть те, кто посвятил себя распространению христианского учения среди язычников и другой деятельности, связанной с благовествованием о Христе, их называют равноапостольными – например, святой равноапостольный царь Константин Великий и святая равноапостольная царица Елена.

Несмотря на то что установлены дни празднования каждого из 12 апостолов, с древности, приблизительно с IV века, установлен День памяти Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов, который Русская Православная Церковь отмечает 30 июня/13 июля. Тогда же святой царь Константин Великий воздвиг в Константинополе храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Символ веры

Святым апостолам мы обязаны кратким изложением христианских догматов – Символом веры, который они, как считается, сложили перед тем, как разойтись на благовествование. Его еще иначе называют – Апостольский Символ веры . Он звучал так:

«Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли. И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение тела и в жизнь вечную. Аминь ».

Ныне Православная Церковь не использует начальный вариант, который принят в богослужениях Римско-католической, протестантской и других западных церквей. В богослужениях мы читаем иной, Никейский Символ веры , принятый на Первом Никейском соборе в 327 году, созванном Константином Великим после посрамления ариан и признания Бога-Сына – Единосущным Отцу.

Вот эти слова, которые мы, православные христиане, произносим уже семнадцать веков в русифицированном переводе:

«В ерую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую руку) Отца. И опять грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. А минь ».

Апостольский подвиг благовествования продолжается ежедневно и будет вечно идти, не прекращаясь до скончания времен. Иоанн Златоуст так пишет о них в своих «Творениях»: «Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною, не разрешается в землю. Они (т.е. апостолы) были рыбарями, они и умерли, но сети их действуют и ныне, о чем свидетельствует множество ежедневно получающих спасение. Они были виноградарями, и, по их смерти, виноградные лозы доселе зеленеют своими листьями и обременены плодом ».

Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33


Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Столпники

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

За годы своей жизни Иисус приобрел много последователей, среди которых были не только простолюдины, но и представители царского двора. Одни желали исцеления, а другим было просто интересно. Число людей, которым он передавал свои знания, постоянно менялось, но однажды он сделал выбор.

12 апостолов Христа

Конкретное количество последователей Иисус выбрано не просто так, поскольку он хотел, чтобы народ Нового Завета, как и в Ветхом завете, имел 12 духовных начальников. Все ученики были израильтянами, причем она не были просвещенными или богатыми. Большинство апостолов ранее были обычными рыбаками. Священнослужители уверяют, что каждый верующий человек должен наизусть выучить имена 12 апостолов Иисуса Христа. Для лучшего запоминания рекомендуется «привязать» каждое имя к определенному фрагменту из Евангелия.

Апостол Петр

Брат Андрея Первозванного, благодаря которому и произошла встреча с Христом, с рождения получил имя Симон. Благодаря своей преданности и решительности он был особенно близок со Спасителем. Он первый исповедал Иисуса, за что его называли Камень (Петр).

  1. Апостолы Христа отличались своими характерами, так Петр был живым и вспыльчивым: он решил идти по воде, чтобы подойди к Иисусу, и отсек ухо рабу в Гефсиманском саду.
  2. Ночью, когда арестовали Христа, Петр проявил слабость и, испугавшись, трижды отрекся от него. Через какое-то время он признал, что совершил ошибку, покаялся, и Господь его простил.
  3. Согласно писанию апостол 25 лет был первым епископом Рима.
  4. После прихода Святого Духа Петр он был первым, кто делал все для распространения и утверждения церкви.
  5. Умер он в 67 году в Риме, где его распяли вниз головой. Считается, что на его могиле построен собор Святого Петра в Ватикане.

Апостол Петр

Апостол Иаков Алфеев

Об этом ученике Христа известно меньше всего. В источниках можно найти такое имя – Иаков Меньший, что придумано для отличия от другого апостола. Иаков Алфеев был мытарем и проповедовал в Иудее, а затем, он вместе с Андреем отправился в Эдессу. Есть несколько версий о его кончины и погребении, так одни считают, что его побили камнями иудеи в Мармарике, а другие – что он был распят по дороге в Египет. Его мощи расположены в Риме в храме 12 апостолов.


Апостол Иаков Алфеев

Апостол Андрей Первозванный

Младший брат Петра первым познакомился с Христом, а затем, уже привел к нему своего брата. Отсюда и возникло его прозвище Первозванный.

  1. Все двенадцать апостолов были близкие со Спасителем, но только троим, он открыл судьбы мира, среди них был и Андрей Первозванный.
  2. Обладал даром воскрешения умерших.
  3. После распятия Иисуса Андрей начал читать проповеди в Малой Азии.
  4. Через 50 дней после Воскресения Святой Дух сошел в виде огня и охватил апостолов. Это дало им дар исцеления и пророчества, и возможность разговаривать на всех языках.
  5. Умер в 62 году, после того как его распяли на косом кресте, привязав руки и ноги веревками.
  6. Мощи находятся в кафедральном храме в городе Амальфи в Италии.

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Матфей

Изначально Матфей работал сборщиком пошлин, и встреча с Иисусом произошла на работе. Есть картина Караваджо «Призвание Апостола Матфея», где представлена первая встреча со Спасителем. Он приходится братом апостолу Иакова Алфеева.

  1. Многим Матфей известен благодаря Евангелию, которое можно назвать биографией Христа. В основу легли точные изречения Спасителя, которые апостол постоянно записывал.
  2. Однажды Матфей сотворил чудо, воткнув в землю жезл, и из него выросло дерево с невиданными плодами, а внизу начал течь ручей. Апостол начал проповедовать всем очевидцам, которые приняли крещение в источнике.
  3. До сих пор нет точных сведений, где скончался Матфей.
  4. Мощи находятся в подземной гробнице в храме Сан-Маттео в городе Салерно Италии.

Апостол Матфей

Апостол Иоанн Богослов

Свое прозвище Иоанн получил благодаря тому, что он является автором одного из четырех канонических Евангелий и . Он приходится младшим братом апостолу Иакову. Считалось, что оба брата обладали жестким, горячим и вспыльчивым характером.

  1. Иоанн приходится внуком мужу Богородицы.
  2. Апостол Иоанн был возлюбленным учеником и так его называл сам Иисус.
  3. Во время Распятия Спаситель среди всех 12 апостолов выбрал Иоанна, чтобы тот позаботился о его Матери.
  4. По жребию он должен был проповедовать в Эфесе и других малоазийских городах.
  5. У него был ученик, который конспектировал все его проповеди, которые использовались в Откровении и Евангелие.
  6. В 100 году Иоанн велел своим семи ученикам выкопать яму в виде креста и закопать его там. Через несколько дней в надежде найти чудотворные останки яма была выкопана, но тела там не было. Ежегодно в могиле находили прах, который исцелял людей от всех болезней.
  7. Похоронен Иоанн Богослов в городе Ефесе, где есть храм, посвященный ему.

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Фома

Его настоящее имя – Иуда, но после встречи Христос дал ему имя «Фома», что в переводе означает «Близнец». Согласно приданию он был поход на Спасителя, но было это внешнее сходство или что-то другое не известно.

  1. К 12 апостолам Фома присоединился, когда ему было 29 лет.
  2. Огромной силой считался отличный аналитический ум, который сочетался с непреклонным мужеством.
  3. Среди 12 апостолов Иисуса Христа Фома был из тех, кто не присутствовал при Воскресении Христа. И он говорил, что пока не увидит все своими глазами, то не поверит, поэтому возникло прозвище – Неверующий.
  4. После жребия он отправился читать проповеди в Индию. Ему удалось даже несколько дней побывать в Китае, но он понял, что христианство там не приживется, поэтому уехал.
  5. Своими проповедями Фома обратил к Христу сына и жену индийского правителя, за что его пленили, пытали, а затем, проткнули пятью копьями.
  6. Части мощей апостола находятся в Индии, Венгрии, Италии и на Афоне.

Апостол Фома

Апостол Лука

До знакомства со Спасителем Лука был сподвижником святого Петра и известным врачом, который помогал людям спасаться от смерти. После того, как он узнал о Христе, то пришел на его проповедь и в итоге стал его учеником.

  1. Среди 12 апостолов Иисуса Лука выделялся своей образованностью, так он полностью изучил иудейский закон, знал философию Греции и два языка.
  2. После пришествия Святого Духа Лука начал проповедовать, и последним его пристанищем были Фивы. Там под его началом была построена церковь, где он исцелял людей от разных болезней. Язычники повесили его на оливковом дереве.
  3. Призвание 12 апостолов заключалось в распространении христианства по миру, но кроме этого Лука написал одно из четырех Евангелий.
  4. Апостол был первым святым, который писал иконы, и покровительствовал врачам и живописцам.

Апостол Лука

Апостол Филипп

В юношеском возрасте Филипп занимался изучением разной литературы, в том числе и Ветхого Завета. Он знал о пришествии Христа, поэтому ждал с ним встречи, как никто другой. В его сердце теплилась огромная любовь и Сын Божий, зная о его душевных порывах, позвал следовать за ним.

  1. Все апостолы Иисуса славили своего учителя, но Филипп видел в нем только высшие человеческие проявления. Чтобы избавить его от маловерия, Христос решил совершить чудо. Он смог накормить огромное количество людей пятью хлебинами и двумя рыбами. Увидев это чудо, Филипп признал свои ошибки.
  2. Апостол выделялся среди других учеников тем, что он не стыдился задавать Спасителю разные вопросы. После Тайной Вечери он попросил его показать Господа. Иисус уверил, что он един со своим Отцом.
  3. После Воскрешения Христа Филипп долго странствовал, совершая чудеса и даря исцеление людям.
  4. Умер апостол распятым вниз головой за то, что он спас жену правителя Иераполя. После этого началось землетрясение, в котором погибли язычники и правители за совершенное убийство.

Апостол Филипп

Апостол Варфоломей

Согласно практически единому мнению библеистов, описанный в Евангелии от Иоанна, Нафанаил является Варфоломеем. Он был признан четвертым среди 12 святых апостолов Христа, а привел его Филипп.

  1. При первой встрече с Иисусом Варфоломей не поверил, что перед ним Спаситель и тогда Иисус рассказал ему, что видел его молящим и слышал его обращения, что заставило будущего апостола изменить свое мнение.
  2. Апостол после окончания земной жизни Христа начал проповедовать Евангелие в Сирии и Малой Азии.
  3. Многие деяния 12 апостолов вызывали у большого количества правителей гнев, были убиты, касается это и Варфоломея. Его поймали по приказу армянского царя Астиага, а затем, распяли вниз головой, но он все равно продолжал читать проповедь. Тогда, чтобы он замолчал навек, с него сорвали кожу и отрубили голову

Апостол Варфоломей

Апостол Иаков Зеведеев

Старший брат Иоанна Богослова считается первым епископом Иерусалима. К сожалению, но нет информации, как Иаков впервые встретился с Иисусом, но есть версия, что их познакомил апостол Матвей. Вместе с братом они были близки к Учителю, что побудило их просить у Господа, чтобы они сели по обе руки с ним в Царствии Небесном. Он сказал им, что они потерпят бедствия и страдания за имя Христово.

  1. Апостолы Иисуса Христа находились на неких ступенях, и Иаков считался девятым из двенадцати.
  2. После окончания земной жизни Иисуса Иаков отправился проповедовать в Испанию.
  3. Единственный из 12 апостолов, чья смерть была подробно описана в Новом Завете, где говорится, что царь Ирод убил его мечом. Случилось этот примерно в 44 году.

Апостол Иаков Зеведеев

Апостол Симон

Первая встреча с Христом произошла в доме Симона, когда Спаситель на глазах людей превратил воду в вино. После этого будущий апостол уверовал во Христа и пошел за ним. Ему было дано наименование – зилота (ревнителя).

  1. После Воскрешения все святые апостолы Христа начали проповедовать, и Симон делал это в разных местах: Британии, Армении, Ливии, Египте и других.
  2. Грузинский царь Адеркий был язычником, поэтому он приказал поймать Симона, который подвергся длительным мучениям. Есть информация, что его распяли или распилили пилкой. Похоронили его возле пещеры, где он провел последние годы жизни.

Апостол Симон

Апостол Иуда Искариот

Существует две версии происхождения Иуды, так согласно первой считается, что он приходился младшим братом Симону, а второй – что он был единственным уроженцем Иудеи среди 12 апостолов, поэтому и не приходился родственником другим ученикам Христа.

  1. Иисус назначил Иуду казначеем общины, то есть он распоряжался пожертвованиями.
  2. Согласно существующим сведениям апостол Иуда считается самым ревностным учеником Христа.
  3. Иуда единственный, кто после Тайной вечери выдал Спасителя за 30 сребреников и с тех пор он являлся предателем. После того, как Иисус был распят, то он бросил деньги отказался от них. До сегодняшнего дня ведутся споры, касающиеся истинной сути его поступка.
  4. Есть две версии его кончины: сам удавился и получил кару, упав насмерть.
  5. В 1970 годы в Египте был найден папирус, где было описано, что Иуда был единственным учеником Христа.

Апостол Иуда Искариот



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение