Дизайн ванной в стиле майолика. Майолика в интерьере – беспроигрышный способ «оживить» свое жилище. Производство и применение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

И так. Сегодня на повестке дня такое слово как Майолика употребляемое дизайнерами, плиточниками, декораторами и тех кто изготавливает посуду. В общем опять у нас тут возникли разногласия и теперь это Майолика в Википедии. Не только в том как она это трактует, так считают многие, но и о том, что нашу посуду, так и керамическую плитку с подобным рисунком, ошибочно называют Майолика. Хотя последней в нашей культуре и не пахло. Может название такое просто нравится?

Собственно что говорит на этот счёт Википедия:

Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

Но я немного с этим не согласен и позвольте дам своё определение что такое Майолика - это самая что ни наесть керамика, думаю ненужно возится с глиной и её разновидностями, а для обычного человека это просто керамика, изготовленная из глины с дальнейшим её обжигом и росписью глазурью. Обычная обожженная глина с рисунком. По такой технологи, кстати, давным давно делают *.

Отходы фаянса могут добавляться для укрепления фракции глины при изготовлении различных декорных элементов, так и для предания рисунка точечными вкраплениями.

В общем к чему я это веду. Просто считаю что термин майолика незаслуженно начали применять к нашим изделиям. Так как название стиля «Майолика» из Италии, пусть оно там и останется! Да и принцип производства изделий, собственно сам процесс обжига глины взят из Франции, так как обжиг происходит при 1250 °С и считается мягким. Ну понимаете, как коньяк, настоящий он только там, но не у нас!

Ну судите сами! Это керамическая плитка в стиле майолика изготовленная в Славянске.

Не кисло, верно?

А вот тот же стиль майолика только в Итальянской плитке.

По моему наши "уделали" всех итальянских мастеров вместе взятых. А то что пишут, что стиль майолика в Италии появился в 14 веке, я верю, но славяне, в таком стиле, ещё вместе с кочевниками рисовали на посуде и домах эти закорючки.

Давайте перейдём к делу и разберёмся что из себя представляет стиль Майолика.

Стиль майолика это всё же больше узорная роспись. Данная роспись представляет из себя различные выделенные непонятные линии вперемешку с рисунками похожими на цветы. Такой стиль росписи замеченным был у племён "Майя", "Ацтеков", позже в Египте и Риме. Ну а после 18 века такой стиль можно часто встретить по всей Европе. Хотя сам он распространялся по Европе с острова Мальорка, туда от Галлов, Немцев, Византийцев.

Отличает его, в большей степени, синий цвет, цвет океана и морей, и означает жизнь. Линии воды как бы текут по земле наполняя всё живое вожделенной влагой. Но можно встретить эти линии в красном и желтом цвете, что уже происходит от фантазии расписывающего.

На данный момент от стиля Майолика у нас осталась только плитка (напольная и для стен), посуда, * церквей, на смотровых окнах в дверях, на обоях. А раньше майолика была распространена куда более сильнее, но думается мне всё из за нехватки другой стоящей продукции. Плитка в стиле майолика была практически в любом интерьере, посуду старого образца можно увидеть и по сей день в глубинках наших деревень, статуэтки, декоры в обычных домах и церквях. Всё это ещё с тех времён можно созерцать.

Хотя и на данный момент скульптуры льют из глины, правда полые, всё для удешевления стоимости конечного изделия, а вот раньше, все скульптуры были сделаны из цельного куска глины, обожженного и расписанного в стиле майолика.

Загадочный шарм, которым наполнена плитка майолика, трудно передать словами. Ее витиеватые орнаменты и яркие, искрящиеся цвета наполнены мощной энергетикой, способной оживить даже обыденный монохромный образ. Традиционная майолика и ее современный аналог отличаются друг от друга технологией производства и техническими характеристиками, но их объединяет самое главное? стремление передать дух древнего искусства.

В классическом понимании плитка майолика? керамическое изделие для облицовки, изготовленное методом двойного обжига и украшенное ручной росписью.

История

Традиции ее создания тянутся из глубокой древности с территории Вавилонского царства, Египта и Мавритании. Тогда путем прессования, спекания в печи и нанесения оловянной глазури с последующей цветной росписью возникали уникальные глиняные плитки, именуемые позже майоликой.

В период Средневековья благодаря купцам грубоватая, яркая плитка попала на территорию Испании, а затем и в Италию. На территории Европы наибольшего распространения и развития майолика достигла в эпоху Возрождения. Там она была «облагорожена» утонченной росписью талантливых художников и мастеров и стала изысканным украшением дворцов, храмов и домов состоятельной знати.


В Россию плитка майолика попала в конце 18 века. Хотя известно, что аналогичная узорчатая роспись на глиняных изделиях на Руси появилась еще задолго, но именно в это время с помощью химика Петра Ваулина и художника Михаила Врубеля оригинальные элементы декора с усовершенствованной техникой изготовления вновь обрели своих поклонников. На территории России главными центрами, специализирующимися на изготовлении и росписи керамической облицовки в этом направлении, были и остаются Ярославль и подмосковный поселок Гжель.

Изготовление

Производство керамической плитки майолики состоит из нескольких этапов:

  1. Соединение компонентов, составляющих тело плитки.
  2. Формовка и прессование.
  3. Сушка.
  4. Обжиг.
  5. Нанесение белой глазури.
  6. Роспись или сплошное окрашивание плитки.
  7. Второй обжиг.

Для изготовления плитки майолики используется смесь легкоплавких глин с добавлением песка и окиси железа. Спекшийся черепок имеет красновато-коричневый оттенок и пористую структуру. Чтобы краски на его поверхности выглядели ярче, в качестве основы под роспись используется белая непрозрачная глазурь.

Конечный результат росписи зависит от профессионализма мастера, отточенности его движений и того, насколько тонко он чувствует цвет. Краски наносят еще по сырой глазури, что делает процесс крайне сложным, поскольку промах здесь исправить нельзя. Даже один неаккуратный мазок способен окончательно испортить изделие.

Для росписи или окрашивания используют люстровые краски на основе меди, олова, серебра или свинца. Они наносятся с помощью кисти и придают керамике перламутровый или металлический блеск. Для закрепления пигментов производится повторный обжиг плиток. Люстровые краски спекаются при температуре от 750 до 780°C.


Сфера применения

Основное предназначение майолики? оформление стен, а иногда мебели. Интересным решением станет облицовка подступней лестницы. Небольшая прочность и минимальная стойкость к истиранию делает крайне нежелательным применение материала для отделки пола.

Благодаря способности выдерживать высокие температуры расписная керамика двукратного обжига широко используется в облицовке каминов и печей. Особенно эффектна здесь будет русская майолика.

Керамическая плитка майолика обладает повышенной пористостью. Ее водопоглощение составляет 15-25%. Глазурь защищает внешнюю поверхность изделия от излишнего контакта с жидкостью, но использовать его для облицовки участков с повышенной влажностью (фартук кухни, ванная) не рекомендуется.


Трудоемкость создания оригинальной майолики обуславливает ее высокую стоимость. Способность украсить большую поверхность этой эксклюзивной плиткой доступно не каждому.

Но это не повод отказываться от желаемого декора? существует несколько приёмов, с помощью которых можно создать эффектный и неповторимый образ даже без внушительных затрат:

  1. Сочетание майолики с однотонной плиткой. Пестрые, фактурные изделия прекрасно оттенит и дополнит гладкий глянцевый или матовый кафель. При укладке можно производить как точечные вкрапления майолики, так и объединять ее в небольшие участки.
  2. Укладка панно.
  3. Облицовка небольших участков, например, боковую поверхность стола под столешницей, подоконник, дверные проемы, оконные откосы, точечное декорирование мебели, плинтуса вдоль лестниц и т.п.
  4. Приобретение разрозненных элементов по уценке. С их помощью можно создать колоритное оформление в стиле пэчворк.

Стоит знать!

Гармоничнее всего выглядит плитка майолика в интерьере этностилей, но с ее применением в ином формате можно смело экспериментировать, например, в рамках некоторых исторических или современных стилей.


Современный аналог майолики

Плитка майолика на современный лад принципиально отличается от традиционного аналога. Благодаря упрощению технологии производства и выбору простых материалов она более практична и доступна.

Телом плитки может служить монокоттура или керамогранит, которым свойственна высокая прочность и влагонепроницаемость. Это существенно расширяет сферу использования плитки майолики в интерьере: ее можно укладывать в местах с повышенной влажностью (ванной, сауне, бассейне) и на полу.

Характерные орнаменты наносятся в автоматическом режиме, а не вручную. Используемые для этого пигменты распределяются по глазурованной плитке или керамограниту, создавая идентичные орнаменты на их поверхности. Современные технологии позволяют добиться высокого качества изображения и поразительно внешнего сходства с оригинальной плиткой майоликой. Кроме потрясающего узора в этом помогает имитация эффекта состаренности изделия и его фактурная поверхность.


Даже если вы ни разу не были в Барселоне, наверняка, наслышаны о прекрасных творениях Антонио Гауди, который одел город в незабываемые одеяния из майолики. Но эта высокопористая плитка из обожженной глины используется не только для внешних отделочных работ. Майолика в интерьере квартир встречается редко, оттого так ценится любителями нескучных интерьеров.

Майолика – это расписная керамическая плитка, но не совсем обычная. Она выполняется в технике подглазурной росписи. Это означает, что для ее изготовления необходима высокопористая глина, которая обжигается, затем наносится сырая непрозрачная эмаль и расписывается вручную. После плитка обжигается при невысокой температуре, а потому сохраняет богатые сочные краски и четкость рисунка. Это является отличительной особенностью майолики, как, впрочем, и необычные орнаменты и холодная цветовая гамма.

Первые майоликовые плитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад, свидетельством тому являются огромные панно с изображениями фараонов. Так что они радовали глаз и в Древнем Египте, и в Вавилоне, да и прочие развитые древние цивилизации от них не отставали. Такие изделия прекрасно выдерживают высокие температуры, поэтому пользовались большой популярностью в жарких странах. А вот позже техника подглазурной росписи появилась вместе с арабами (маврами) на Иберийском полуострове. Нужно сказать, что название «майолика» произошло от «Майорка», откуда итальянцы и начали в Средние Века привозить искусно расписанные мавританские сосуды. А вот в Португалии такие плитки называют «азулежуш», а в Испании – «асулехос».

После итальянцы научились самостоятельно изготавливать майолику и даже значительно ее усовершенствовали. В Италии она была популярна в XIV-XVII вв., наиболее известным итальянским специалистом в этой области был Лука дела Роббиа, живший в эпоху Ренессанса. Он придумал способ наносить белю и цветную глазурь на плитку так, чтобы она крепко держалась и не теряла яркость красок. Майолика из Италии начала свое шествие по Европе как украшение интерьера и экстерьера богатых домов. Подобные керамические изделия вошли в моду во Франции, Нидерландах, Германии, России, Швейцарии и Австрии. Однако в начале XVIII в. началась эпоха фарфора и фаянса, явных конкурентов изделий в технике подглазурной росписи.

Майоликовые плитки часто можно было встретить в XVIII в., в богатых домах российского дворянства. Были мастерские и заводы близ Москвы, выпускавшие изделия в монохромной (завод Гребенщикова в Москве) и полихромной (Гжель) росписи. А вот в Ярославле тоже производили подобную плитку, но уже поливную, а не подглазурную. До сих пор одним из основных признаков интерьера в стиле русской усадьбы XIX в. является печь с изразцами.

Майолика в интерьере легко превращалась из отделочного материала в настоящий шедевр изобразительного искусства, особенно когда росписью занимались такие известные художники, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Пабло Пикассо или Мауриц Эшер. Даже поклонники хай-тека не отказались бы от такого драгоценного украшения интерьера. Хотя майолика лучше всего подходит для средиземноморского, мавританского и русского стилей, но в качестве панно она вписывается даже в современные стили. Причем контраст старинной техники рядом с новейшими отделочными материалами и бытовой техникой выглядит просто потрясающе.

Майолика в интерьере квартиры

На сегодняшний день чаще всего можно приобрести итальянскую майолику зелено-желтого и зелено-синего цветов, потому что эти оттенки лучше всего сохраняются при высокой температуре при стандартном процессе обжига в печи. Более дешевым вариантом является плитка «под майолику», где рисунок просто нанесен на поверхность. Конечно, эксплуатационные свойства такой плитки гораздо ниже, чем у настоящей майолики. Кроме плитки для отделки ванной комнаты или рабочего фартука кухни изготавливаются декоративные панно, посуда и декоративные тарелки, наличники для окон и дверей, изразцы для оформления каминов и печей.


Хотя майолика в интерьере квартиры – дорогое удовольствие, но ее оригинальность и красота полностью компенсируют этот единственный недостаток. Да, майолика просто незаменима при создании запоминающегося, нескучного интерьера!

Керамика была известна ещё в Вавилонском царстве. Тогда это были изделия, созданные из прессованной глины. Пластичность глины позволяла создавать посуду с довольно тонкими стенками. Позже научились покрывать глину глазурью и подвергать после глазурования изделие второму обжигу. Кроме посуды, изготавливалась и плитка майолика для отделки стен.

В эпоху Возрождения керамические изделия проникли в Европу через остров Майорку. Собственно, именно тогда эта керамика и получила своё название – по названию острова. Сначала майолика пришла в Испанию, а оттуда – в Италию. Поэтому Италия и Испания считаются родиной керамической плитки. Майолика до сих пор в ходу в нашем обиходе. Например, всем известная посуда из подмосковной Гжели изготавливается из майолики. Плитка для отделки стен сегодня тоже изготавливается по тем, древним рецептам.

Характеристики плитки майолики

Майоликовая плитка изготавливается методом прессования с двойным обжигом. Глазурь делает плитку удивительно красивой и разнообразной по виду. Рельефные экземпляры могут быть очень тонкой выделки. Однако, у майолики есть один большой недостаток – это крупнопористая плитка. Следовательно, у неё большое водопоглощение (до 25%) и малая прочность. Поэтому её рекомендуется использовать только для отделки стен внутри помещений, но не в ванной и душевых. Зато уж комнаты и кухни, отделанные майоликой, будут выше всяких похвал.

Майолика может выносить без вреда для внешнего вида и изменения свойств до 125 градусов. Это означает, что ею можно облицевать камин в комнате или русскую печь. К гладкой тёплой поверхности плитке так приятно прижать руки, придя с улицы!

  1. В магазинах коробки с майоликой будут отмечены буквами PEI I, что означает минимальную устойчивость к истиранию. Но поскольку плитка будет украшать стены, то истираемость нас не волнует.
  2. По влагопоглощению майолика относится к группе B III (В – изготовлена прессованием, III – третья группа влагопоглощения, больше 10%). По европейским стандартам UNI EN 87 плитка майолика маркируется EN 159.

По всем остальным характеристикам майолика ничем не уступает другим видам плитки. Глазурованное покрытие защищает её от всех внешних воздействий. Оно с лёгкостью отчищается от загрязнений, устойчиво к химическим веществам.

Интерьеры с плиткой майоликой

Майолика позволяет создавать небанальные, красочные интерьеры. Главное, чтобы у владельца помещения хватило смелости на яркие рисунки. Такова, например, плитка майолика фабрики итальянской фабрики MARCA CORONA из коллекции Jolie (рис.1.). Казалось бы, ничего особенного, но яркие полосы, сложенные из разноцветных треугольников, радуют глаз, создают весёлое настроение, что важно для кухни: готовить и принимать пищу следует исключительно в позитиве.

Чтобы плитка не казалась чужеродной, рекомендуется использовать ещё какие-то детали таких же цветов, что и полосы на плитке. Это могут быть шторы, посуда, постеры в таких же тонах. Но не переусердствуйте! Чрезмерно большое количество таких деталей создаст ненужную пестроту, которая только помешает восприятию.

Совсем в другом стиле выполнена коллекция Bristol с рельефной плиткой испанской фабрики COBSA. Белый тон и пастельные тона рельефа наводят на мысль о классицизме или барокко. Белая кухня может быть очень нарядной, если добавить немного цвета. Для упомянутых стилей характерны пастельные тона. Нежно-голубая или бежевая мебель будет мягко контрастировать с белыми стенами. Для оживления можно поставить на полку яркую вазу ли использовать такие же салфетки.

Ещё одну испанскую коллекцию Aranjuez представила фабрика VIVES CERAMICA. Отделка камина плиткой майоликой – всегда беспроигрышный вариант.

Обжигать плитку начали ещё 5000 лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и других восточных странах. Торговцы из Испании позаимствовали технологию производства плитки и стали продавать её других европейским странам. В XI веке итальянский мастер Лука делла Роббиа со своими преемниками стали покрывать изделия глазурью белого цвета, которая получила название майолика (от острова Мальорки, откуда отправили первые партии товара).

В состав глазури входила окись олова. Чтобы подкрасить её в синий цвет, добавляли кобальт, в зелёный — медь, фиолетовый — марганец.
Плитка майолика обжигалась дважды: перед глазурованием на слабом огне, и после - на сильном. Когда об этом секрете узнали итальянские гончары, они поставили производство на поток, открыв новую отрасль изготовления глазурованного фаянса. Кстати, слово фаянс происходит от итальянского города Фаэнцы. Именно там делали известные на весь мир изделия из глины.

Пик популярности майолики пришёлся на XVII век. В это время она уже попала в Швецию, Германию, Голландию, Францию и другие европейские страны.
На этом видео показан процесс обжига, глазурования и росписи плитки:

Быстрая навигация по статье

Особенности майолики в разных странах

Итальянская

Итальянская майолика имеет округлые формы и яркую роспись по непрозрачной глазури или по белой обмазке под прозрачной глазурью (так называемая полумайолика). Из-за технологии производства преобладающими цветами стали сине-зелёные и жёлто-коричневые оттенки.

В основном итальянская майолика не использовалась в бытовых целях. Расписанные блюда, кувшины и вазы выставлялись на открытых полках, шкафах и столах для украшения интерьера.



В 2014 году итальянские дизайнеры Dolce & Gabbana выпустили коллекцию одежды в стиле майолики.


Голландская

В Голландии начали делать майолику с конца XVI века. С тех времён сохранилось несколько фабрик, которые и по сей день изготавливают плитку, и остаются самыми старыми в мире.


Русская

В XVII веке майолику использовали в Ярославле и Москве для украшения оконных наличников, изразцовых печей, порталов, фризов.

Панно расписанное в стиле русской майолики


В начале XVIII века князь Меньшиков построил под Санкт-Петербургом фабрику, по прототипу голландских, на которой русские мастера делали не уступающую в качестве плитку. Меньшиковский дворец был отделан майоликой. В некоторых комнатах можно увидеть облицовку на печи, стенах и потолке.


Завод Гребенщикова в Москве в XVIII веке изготавливал посуду и изразцы с одноцветной росписью по белому фону. Мастерские Гжели делали двуцветную роспись.
В XIX-XX веке с декоративной майоликой работали знаменитые художники и скульпторы: Пикассо, Врубель, Васнецов, Головин, Ефимов.

Примеры современных интерьеров

Российская плитка Уралкерамика, коллекция Майолика Пример облицовки совмещённого санузла Стандартная кухня Облицовка нестандартной ванной комнаты


На фото ниже показан пример облицовки санузла польской плиткой Tubadzin (коллекция Majolika). Интерьер получился ярким, контрастным, необычным и колоритным. Фоновая плитка стоит 800-900 рублей за м², мозаика 2500-2800, декоры 80-120 за штуку. Во многих магазинах цену на неё завышают, потому что выглядит она дороже, чем реально стоит.





Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение