Регулярный парк. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Французские регулярные парки в XVII-XVIII вв.

Культура итальянского Ренессанса оказала большое влияние на культуру Франции. Это влияние сказалось и на развитии французского садово-паркового ландшафтного искусства.

В середине XVII в. во Франции укрепился абсолютизм и искусство стало предметом особой заботы короля Людовика XIV, который рассматривал его как средство возвеличения своей власти. Идеи абсолютизма нашли отражение в создании французских регулярных парков, идеология которых была разработана и воплощена Андре Ленотром (1613-1700). Под его руководством были построены и перепланированы парки: Во-ле-Виконт (1656-1661 гг.), Версаль (1661-1700 гг.), Тюильри (1664-1672 гг.), Кланьи (1674 г.), Со, Медон (1680 г.), Сен-Клу, Шантильи, Шуази (1693 г.), Марли (1699 г.) и ряд других.

Французские регулярные парки имели симметричное построение вдоль главной композиционной оси, но в отличие от итальянских террасных садов, где применялся тот же принцип композиционного построения, они располагались на равнинном рельефе. Это позволяло формировать большие открытые пространства. Природа в них была подчеркнуто искусственной: стриженые деревья и кустарники , декоративные партеры с цветниками сложных рисунков, зеркальные поверхности бассейнов.

Первый крупный парковый ансамбль, спроектированный и построенный Андре Ленотром совместно с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебреном для министра финансов Франции Фуке - Во-ле-Виконт . Парк занимает территорию более 100 га, его протяженность - 2,5 км. Центральная часть паркового комплекса имеет четкую регулярную планировку, в которой выделена главная композиционная ось, ориентированная на дворец. Большое открытое пространство перед дворцом хорошо просматривается, в ландшафтную композицию включены партеры, водные плоскости. Периферия комплекса решена как лесопарк.

Вершиной садово-паркового ландшафтного искусства Франции XVII в. считается парк в Версале, созданный для Людовика XIV. Заболоченная плоская местность с мелким лесом превращена в пространственно богатый и разнообразный парковый ансамбль.

Версальский дворцово-парковый комплекс производит сильное впечатление на посетителей, в том числе благодаря своим огромным размерам. Версальский парк занимает территорию 1738 га, из которых передняя часть 100 га. Главная композиционная ось (восток-запад) имеет протяженность 4 км. Вдоль нее расположен Большой канал длиной 1,4 кв. Фасад дворца (архитекторы Луи Лево и Ж. Ардуэн Мансар) имеет протяженность 500 м.

Из главного помещения дворца - спальни короля - открывается грандиозная панорама парка. Парадная часть паркового комплекса - партер перед дворцом. Ниже высокой террасы перед дворцом расположены боскеты - плотные зеленые массивы деревьев, окруженные высокими стенами стриженой зелени. Часть из них внутри решена как открытые пространства. На территории парка 14 тысяч фонтанов, многие из которых украшены скульптурам. Водоснабжение фонтанов сконструировал Пьер де Франсини. В скульптурном оформлении дворца и парка участвовали Марси, Тюби, Лонг, Жирарден.

В Версальском дворцово-парковом комплексе повторен композиционный прием, примененный Андре Ленотром ранее в Во-ле-Виконт - трехлучевая радиальная ландшафтная планировка улиц, ориентированных на дворец. Версаль должен был прославлять «короля-солнце» - Людовика XIV. Улицы символизировали солнечные лучи, расходящиеся от дворца. Центральный луч - улица, ведущая в Париж, что также символично. Аналогичный смысл заложен в радиально-лучевое построение аллей Версальского парка, расходящихся от композиционно важных пунктов - начала Большого канала, Королевской площади.

Основным назначением аллей было раскрытие дальних перспектив, что и определяло их ширину. Поэтому аллеи могли включать газонные покрытия, например Королевская аллея, открывающая перспективу на Большой канал, в который вечерами уходит закатное солнце.

Идеи А. Ленотра оказали большое воздействие на развитие европейского садово-паркового ландшафтного искусства XVII - первой половины XVIII в. Регулярные парки получили широкое распространение во всех европейских странах.


В регулярном или формальном саду всему отведено свое место, все подчинено строгости и порядку, поэтому его по праву считают едва ли не самым консервативным стилем садово-паркового искусства.

Регулярный сад можно сразу узнать по симметричной посадке кустарников и деревьев, прямым аллеям и дорожкам, правильным геометричным контурам, размеренности и четкости композиций, сложным партерам, ярко выраженным осям, многоликим водным элементам и многочисленным классическим скульптурам. Все это придает формальному саду особую упорядоченность, изыск, возвышенность, величие и торжественность. Регулярный сад – полная противоположность природности английского или пейзажного сада.

Регулярный сад в истории

Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.

Современный регулярный сад

В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.

Основные особенности регулярного стиля

Масштабность

Поскольку в основном регулярные сады использовались в оформлении территорий дворцов и замков, которые никак нельзя назвать скромными, их традиционно связывают с масштабностью. Формальный сад предназначен для длительных прогулок, где постоянно перед глазами предстают новые виды, разыгрываются новые «спектакли», чередуются живописные картины. Организовать эту «театральность» на небольшом участке довольно сложно, да и многочисленные декоративные элементы будут лишь отягощать и загромождать пространство. Кроме того, обязательное требование для создания регулярного сада – идеально плоская, ровная территория, без каких-либо рельефных неровностей, что требует проведения соответствующих земляных работ.

Геометричность

Регулярному стилю ландшафтного дизайна присуща осевая композиция, где осью симметрии выступает дом, и прямые линии, что позволяет упорядочить пространство, подчеркнуть рукотворность данного творения и воздействие человека на природу. Какая-либо хаотичность просто недопустима. Главным элементом регулярного сада выступает партер – открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основным фоном для цветников и солитеров выступает партерный газон, который требует особо тщательного ухода, поскольку это лицо сада. Характерная черта регулярного сада – партерные или орнаментальные цветники с замысловатыми композициями и узорами, отличающиеся особой сложностью в оформлении и уходе. Без профессионалов здесь не обойтись. Центр цветочной композиции нередко венчает вазон, фонтан или скульптура.

Живые изгороди и топиар

Для зонирования регулярного сада, а также для создания зеленых коридоров, комнат и лабиринтов широко используются живые изгороди , перголы, арки и трельяжи. Одно из лучших украшений формального сада – топиарные фигуры, которые создаются путем стрижки кустарников и деревьев для придания им самых разнообразных форм: пирамида, куб, шар, спираль, конус.

Водоемы

Обязательный элемент сада в формальном стиле – водоем с четкой береговой линией в форме квадрата, прямоугольника или круга, обрамленный высаженной в строгом порядке растительностью; всевозможные бассейны с фонтанами , пристенные фонтанчики, многочисленные каскады.

Растения и материалы

По возможности декоративность регулярного сада должна сохраняться круглый год, поэтому предпочтение отдают вечнозеленым породам. Для создания живописных зеленых сводов используются вечнозеленые растения и лианы. Очень хорошо вписываются в формальный стиль и моносады, состоящие из одного вида растений: сиренарии, розарии, иридарии.

Примеры дизайна сада в регулярном стиле

Регулярный сад – не тот стиль, где уместна экономия. Здесь все обязано быть изыскано, роскошно и богато: мрамор, бронза, керамика, художественная ковка, резьба по дереву. В декоре превалируют растительные мотивы и классические орнаменты. Разбавить строгость помогают зоны отдыха с уютными беседками и летними павильонами.

Федеральное агентство по образованию РФ

Московский Государственный Университет Леса

Факультет ландшафтной архитектуры

Кафедра ЛА и СПС


Реферат по дисциплине дизайн малого сада

«Французский регулярный стиль сада»




1.Введение

Основные черты стиля

1 Основные ландшафтные приемы

2 Размер участка

3 Планировка

5 Партерный газон

6 Партерный цветник

8 Живые изгороди

9 Топиары

10 Растения

11 Материалы

1 Подбор растений для сада

2 Лиственные породы: подбор растений

3 Хвойные породы: подбор растений

4 Партерные газоны

Примеры парков французского регулярного стиля

1Французский регулярный парк - современные решения

2 Французский регулярный стиль в России

3 …и в мире

3.1 Во - Ле - Виконт

3.2 Версаль

Заключение


Введение


Выражение «французский стиль сада» в настоящее время стало нарицательным. Так достаточно часто называют все регулярные сады, имеющие осевое построение. Но такое использование термина неверно, так как в разных странах сформировались совершенно особенные черты регулярного стиля.

Стиль «французский сад», который также называют регулярным, геометрическим или формальным стилем ландшафтного дизайна, активно развивался с XVII по XVIII век. Такие сады были очень популярны во времена Людовика XIV, однако историческое название стиля не точно, так как идеи создания регулярных садов появились еще в эпоху Ренессанса в Италии. Своего апогея стиль достиг в XIX веке в Англии, где садовники научились выращивать растения в виде экзотических форм (таких как геометрические фигуры, животные, птицы и т.д.). Основная идея формирования французского сада в ландшафтном дизайне - четкий порядок и симметрия в одном.



Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса <#"justify">1. наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

Размещение на плоском рельефе;

Симметричность композиции по отношению к центральной оси;

Индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;

Использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;

Применение трельяжных конструкций, беседок, арок, оград;

Интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

Центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов;

Использование партеров - вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников;

10. умеренность в применении скульптуры, в отличие от итальянских регулярных садов <#"justify">Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.

Кому-то может показаться, что регулярные сады - это пережиток прошлого, все они скучны и лишены фантазии. Однако эти не так. Прямые дорожки и аллеи сочетаются с водными элементами, чарующими своими мелодичными переливами, вечнозеленые посадки контрастируют в ковровыми цветниками, в строгой, геометрической планировке есть место уютным беседкам, зонам отдыха. Грамотный подход к планировке сада и чувство меры - важные составляющие в создании садов, и, пожалуй, наиболее актуально это для регулярного сада.

В наши дни регулярные сады встречаются не так уж часто, многие ограничиваются лишь несколькими элементами регулярного стиля или оформляют в формальном стиле какой-либо отдельный участок сада. Вообще, создание регулярного сада - процесс достаточно затратный, требующий проведения большого количества работ и осуществления ухода за каждым элементом.

Считается, что французский регулярный сад - выбор людей, отдающих предпочтение классической архитектуре прошлого. Регулярный сад станет прекрасным дополнением особнякам старинного типа с террасами, балюстрадами, скульптурными группами. Главная эмоциональная особенность стиля - торжественность, богатство, величие.


Список использованной литературы


www.wikipedia.org

Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство: Учебник для вузов. М.: Агропромиздат, 1988. - 223с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

История создания разного рода садово-парковых ансамблей уходил далеко в прошлое. Во все времена было принято украшать и озеленять приусадебные территории, облагораживая местность в соответствии со своими вкусами.

Однако каноны садово-паркового искусства были определены не так давно, а именно, в середине XVII века. В это время были созданы первые парки, получившие название французских регулярных парков. История говорит о том, что первый французский ландшафтный парк, положивший начало его победному шествию по Европе, был создан для министра финансов Фуке при строительстве замка Во-Ле-Викомт. Вслед за этим по указанию короля-солнца Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром был построен шедевр мировой архитектуры – загородная резиденция французских королей Версальский дворец, а на территории перед ним обустроен регулярный французский ландшафтный парк. До нашего времени парк сохранился и поддерживается в идеальном порядке, несмотря на исторические катаклизмы прошедших веков.


Что же отличает французский парковый стиль от других?

Основной признак французского парка – его строгая геометрическая, симметричная планировка, где существует основная линия (перспектива), расположенная перпендикулярно к фасаду здания, относительно которой строится общая планировка парка. Перспектива пересекается второстепенными аллеями. В центре парка, на основной оси, как правило, располагается обширный водоем с фонтаном, являющийся украшением и обязательным условием полноты оформления парка. На водной глади бассейнов посетители могут наблюдать за декоративными водоплавающими птицами, которые оригинально вписываются в пейзаж.

В парке, в соответствии с планировкой, располагаются отдельные группы деревьев, кустов, постриженных согласно общей идее строительства парка. Группа растений, расположенных вблизи друг друга и составляющих единую композицию, получила название боскетов. Прямо перед жилым домом располагаются партеры – площадки с высаженными на них низкорослыми декоративными кустами (ближе к дому), а также площадки с газонной травой, образуя замысловатые геометрические фигуры, что выглядит очень живописно, особенно при виде сверху.

Деревья приводятся к одной высоте, кроны деревьев – к шаровидной, конусообразной другим формам. Более высокорослым рядам кустов также придается самая разнообразная форма. Часто в парках можно наблюдать кусты и деревья, постриженные в виде птиц, животных, сказочных фигур, в зависимости от вкусов садоводов, создающих эти шедевры. Подросшие подстриженные кусты могут образовывать лабиринты, аллеи, могут также обрамлять отдельные участки парка, располагаться по периметру.

Французские ландшафтные парки популярны и в наши дни, являясь подлинным украшением многих современных городов.

Регулярный сад является востребованной в настоящее время концепцией ландшафтного дизайна. Разбить регулярный сад на участке можно с помощью определенных правил проектирования подобных сооружений. На этой странице предлагается подробный план регулярного сада, который может быть взят за основу разбивки территории на зоны. Также можно посмотреть регулярный сад на фото, которые в большом количестве представлены далее.

Регулярный стиль сада

Регулярный стиль сада — это образ порядка, аккуратность, элегантность симметричного рисунка. Небольшие регулярные сады были и в русских усадьбах, перед домом располагался регулярный французский партер (парадная часть), а за домом начинался английский пейзажный парк, а за парком поля и леса.

Сложно ли ухаживать за регулярным садом? В нем нужно стричь живые изгороди и деревья, выпалывать сорняки, но и сад в ландшафтном стиле без ухода дичает, он не может сам о себе заботиться. Элементы регулярного стиля всегда в моде, его элементы уместны в саду любого размера.

Пейзажный сад и его фото

Пейзажный сад на участке может быть создан по одному из предлагаемых вариантов воплощения дизайнерский идей в реальность.

Для облегчения процесса понимания концепции предлагаются многочисленные фото пейзажного сад а:

Фотогалерея

Элементы пейзажного сада:

4. розарий.

6. дорога.

13. теплица.

14. подпортные стенки.

15. партер.

По высоте сад четко поделен на четыре уровня, это не только удобно, но и делает пространство более интересным, особенно это заметно, когда идешь снизу вверх. Подняться с одной террасы на другую можно по пологим ступеням, отделанным плиткой. Подъем не только не утомителен, но и доставляет удовольствие, ведь по дороге можно любоваться интересными растениями.

Посерединенижнего уровня расположена пергола, увитая махровым клематисом, под ней - . Виды с этой скамьи открываются великолепные, весь сад как на ладони.

На третьем уровне расположена парадная зона - патио, замощенное бетонной плиткой двух цветов, серой и розовой. Украшает патио большой прямоугольный бассейн глубиной 1,2 м с краями, оформленными серыми плитами.

В самой верхней части сада, на прилегающей к дому площади расположены аккуратные и добротные хозяйственные постройки: компостный короб, мусорный контейнер, сарай и стеклянная теплица. А посередине этого верхнего яруса стоит легкий деревянный павильон. Павильон украшают подвесные корзины и ящики с летниками. А в печке для барбекю запекают овощи, мясо или рыбу.

Между домами, вдоль оси симметрии участка - партер, одна из характерных примет регулярного стиля, композиция в виде геометрического орнамента из растений и инертных материалов. Партер устроен так, чтобы рисунок читался из окон и с террас. Ограничивают геометрические элементы орнамента невысокие стриженые живые изгороди высотой 30-40 см. Геометрические фигуры эффектно смотрятся на фоне гравийной отсыпки.

Протяженность подпорных стенок на участке велика. Чтобы минимизировать их стоимость, был придуман замечательный вариант: цельный плоский камень укладывали только на верхнюю часть стенок, сами же стенки сделали из бетона, а их лицевую поверхность облицевали «боем».

Не отказывайтесь от садовых затей из-за их высокой стоимости, тщательно продумывайте их реализацию, старайтесь минимизировать траты.

Почва на участке песчаная, поэтому деревья сажались в большие посадочные ямы, заправленные питательным грунтом.

С обеих сторон примыкает розарий. Розы чувствуют себя здесь прекрасно, они эффектно выглядят на фоне мульчи из сосновых шишек, перемолотых в шредере.

Сад в пейзажном стиле

Сад в пейзажном стиле может быть реализован еще по нескольким вариантам сценария разбивки пространства. Они представлены далее.

Этот участок невозможно представить себе без круглого водоема, расположенного во входной зоне перед домом по его оси симметрии. Пруд открыт восточному солнцу, окружен кустарниками и деревьями, газоном и береговой отсыпкой из гальки и мелкого гравия. В нем полощет ветки плакучая желтокорая ива, которая росла здесь еще до рождения пруда, но дождалась своего звездного часа - оказалась на берегу водоема и стала его лучшим украшением. Круглая форма позволила вписать пруд в небольшое пространство соразмерно дому и саду. Многие садоводы боятся использовать при планировке сада геометрические элементы типа круга или прямоугольника, и совершенно напрасно, такие фигуры отлично вписываются в сад ландшафтной планировки.

В плане представляет собой круг диаметром 4,8 м, его глубина 1 м, что достаточно для перезимовки нимфей на месте, без выемки из пруда. По периметру на глубине 30 см предусмотрена ступенька, начиная от которой стенки выложены обычным булыжником. Берега украшены речной галькой разного размера.

Восточный берег решили оставить открытым, не засаживать, так как для хорошего цветения нимфей пруд должен освещаться солнцем 5-6 часов в день. С большинства видовых точек участка на поверхности пруда можно увидеть интересные отражения - дома, цветущих растений, скамейки.

Круглый водоем - главная «изюмина» сада, но и кроме него здесь много интересного.

В этом саду регулярно проводится стрижка кустарников и формирование . - это видовое растение, в природе достигающее двух метров в диаметре и по высоте, в этом месте сада требовалось растение поменьше, поэтому прищипывают, ее рост замедлен, а концы лап такие пушистые. Хороша стриженая ива пурпурная на штамбе и забавная парочка, образованная из и пурпурной ивы.

Интересна композиция под старой яблоней из пельтифиллума, или дармеры. Немногие растения выживают под старой яблоней, у дармеры это получается блестяще. Весной она необычно цветет, если не попадает под заморозки, ее цветоносы немного напоминают астильбу, летом привлекают внимание необычные круглые листья, осенью окрашивающиеся в пурпурные тона.

Трудно представить регулярный сад без высоких стриженых живых изгородей. Как хороши они, из самшита или тиса; они создают структуру сада и образуют кабинеты, уединенные , делающие его нескучным и интригующим.

Сад изысканно прост и элегантен, здесь нет ничего лишнего, случайного. В центре сада раскинулась открытая солнечная поляна с чудесной горкой. Этот сад в основном теневой, кроме горки, здесь нет ярких красок, он построен на игре нюансов зеленого цвета. Здесь нет роз, пионов, лилий, в фаворе листья разных форм и фактур, разнообразие оттенков зелени.

Изгородь из спиреи острозазубренной, расположенная во входной зоне сада, была посажена несколько десятилетий назад. Ярко-зеленые изящные листья, густая нарядная крона. Стрижка спиреям явно на пользу. Поляну ограничивают две изгороди двухметровой высоты, пересекающиеся под прямым углом, - одна из кизильника блестящего, вторая - из смородины альпийской. У кизильника лист блестящий, плотный, темно-зеленый, изгородь из него прекрасно держит четкую форму, низ тоже плотный и зеленый даже в тенистом месте. Изящные матовые темно-зеленые листики смородины альпийской по форме напоминают обычные смородиновые, только гораздо мельче и жестче. Идеально стриженая изгородь из этой впечатляет плотностью и красивым низом.

Горка расположена на самом солнечном месте сада, это наиболее насыщенное цветом место сада, его колористическая доминанта: здесь растут пурпурнолистные барбарисы, золотистая туя, пурпурные гейхеры, серебряные полыни и много пестролистных растений.

Интересна регулярная часть при входе на фоне изгороди из спиреи острозазубренной, состоящая из оригинально чередующихся карликовых калин «Компакта», спирей «Литл Принцесс» и злаков - дешампсии и овсеца.

Атрибуты регулярного стиля - высокие и низкие живые изгороди, симметрично расположенные элементы сада, в том числе и партеры, геометрические формы водоемов и мощеных площадок. Элементы регулярного стиля снова в моде, не бойтесь применять их.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 Яблочный пудинг с манкой для детей Молочный пудинг для ребенка 1 5 вышивка – все толкования вышивка – все толкования Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение