Задания для определения готовности ребенка к школе. Тесты на готовность к школе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Когда ребенок подготовлен к обучению, сам проявляет инициативу в учебе и внеклассной деятельности, у него не возникнет сложностей в процессе учебы и общении с одноклассниками. Подготовить ребенка к школе в домашних условиях, определить уровень его знаний и мотивационной готовности поможет эта статья.

Родителей будущих первоклассников волнует вопрос, готов ли их ребенок к школе? Ведь очень важно не просто отдать малыша в первый класс, а сделать это вовремя – когда ребенок будет готов к посещению учебного заведения морально и достаточно развит для этого.

Ошибка в определении готовности ребенка может стоить дорого: нежелание посещать учебное заведение, отказ учить уроки, депрессивное состояние, неуправляемое поведение – все это продемонстрирует первоклассник, оказавшийся в школе «не вовремя». Чтобы избежать неприятностей и предупредить психологическую травму у ребенка, родителям следует очень внимательно отнестись к вопросу соответствия уровня его знаний и навыков современным требованиям.

Требования к подготовке ребенка к школе: список

К настоящему времени сформирован целый список того, что должен знать и уметь будущий первоклассник:

  • Уверенно называть свое фамилию, имя и отчество
  • Дату своего рождения
  • Домашний адрес
  • ФИО мамы и папы (бабушек, дедушек и других родственников – по желанию)
  • Место работы родителей
  • Известных в стране поэтов и писателей
  • Праздники
  • Различать понятия: «вперед – назад», «право – лево»
  • Дни недели
  • Цвета и оттенки
  • Времена года (с месяцами)
  • Правила движения на дороге
  • Различать домашних и диких животных, называть их детенышей
  • Называть садовые, лесные, полевые цветы
  • Называть перелетных и зимующих птиц
  • Отличать фрукты от овощей
  • Знать профессии
  • Называть виды транспорта и способ его передвижения
  • Пересказывать услышанное
  • Отвечать на вопросы
  • Составлять рассказ по картинке
  • Придумывать сказки
  • Рассказывать стихи наизусть
  • Описывать по памяти
  • Копировать текст и рисунок
  • Заканчивать предложения
  • Находить лишний предмет, рисунок, слово, букву
  • Разгадывать загадки
  • Считать от 0 до 10 и обратно
  • Знать состав чисел
  • Различать понятия «больше», «меньше»
  • Знать фигуры
  • Писать в клеточках
  • Знать буквы, отличать их от звуков
  • Определять первую и последнюю букву (звук) в слове
  • Подбирать слова на предложенную букву
  • Читать простые слова и слоги
  • Знать, когда заканчивается предложение
  • Обводить по контуру
  • Держать ручку

Несмотря на то, что многим из перечисленных умений ребенок должен обучиться в начальной школе, тестирование перед поступлением в первый класс проводится именно по этим пунктам.



Познавательный интерес, быстрая реакция, нестандартное и логическое мышление будут формироваться у дошкольника, если регулярно проводить с ним математические занятия в игровой форме.

Чтобы эти уроки приносили ребенку пользу и радость, родителям следует принять во внимание:

  • возраст ребенка
  • уровень подготовки
  • способность концентрировать внимание
  • интерес к занятиям

Математические занятия – это не однообразные примеры и задачки. Чтобы заинтересовать ребенка и разнообразить уроки математики, в работе с дошкольниками следует использовать такие виды заданий:

  • задачи с геометрическими фигурами
  • математические загадки
  • задачи – шутки
  • головоломки

ВАЖНО: Любое задание должно подбираться индивидуально, с учетом его степени сложности и уровня развития ребенка.



Математические игры

«Домики» . Нарисуйте 3 трехэтажных дома, каждый на отдельном листе. На каждом этаже нарисуйте по 3 окошка. Произвольно нарисуйте шторки в некоторых окнах. Скажите ребенку, что в квартирах, где есть шторки, уже живут люди. Попросите его заселить людей на остальные этажи, чтобы на каждом этаже было поровну жильцов. Пусть он сам дорисует разноцветные шторы в окнах тех квартир, куда он поселил людей. Затем попросите сосчитать, в каком доме жильцов больше.

«Рисунки из геометрических фигур» . Нарисуйте на листе любую геометрическую фигуру. Попросите ребенка придумать рисунок, задействовав в нем предложенную фигуру. Если малыш не понял задание, покажите, например, как легко кружок может превратиться в солнышко, снеговика или колесо автомобиля.



«Соедини цифры». Попросите ребенка соединить цифры линиями. Объясните, что если он правильно сделает это, то увидит рисунок. Для детей младшего возраста используйте картинки с числами до 10, для старших детей – более сложные картинки с числами до 30 или 50.

ВАЖНО: Групповые занятия усиливают интерес ребенка к происходящему. Чувство соперничества, сильно развитое в дошкольном возрасте у большинства детей, не позволит ребенку отвлекаться.

Игра «Соедини цифры»

Занимательные математические вопросы и задачки:

  • Сколько лапок у трех кошек и ножек у двух птичек?
  • Сколько ушек в двух мышек?
  • У мамы Наташи дочка Маша, котик Пушок и пес Дружок. Сколько дочек у мамы?
  • Что тяжелее: 1 кг камней или 1 кг пуха?

У зайчихи пять зайчат

На травке с мамою сидят.

У другой зайчихи – три

Они все белые, смотри!

Сколько будет три и пять?

Груши на землю с веток упали

Плакали груши, слезы роняли

Катя в корзину их собрала

Друзьям своим в садике все раздала:

Два Павлушке, три Сережке,

Маринке и Аринке,

Маше, Наде и Оксане

И одно, конечно, маме.

Посчитай-ка поскорей,

Сколько Катиных друзей?

Пять гусей летели в небе,

Два решили пообедать,

А один – передохнуть.

Сколько же пустилось в путь?

Привела наседка мать

Семь цыплят в сад погулять.

Все цыплятки, как цветочки.

Пять сынков, а сколько дочек?

Четыре синих сливы

На дереве висели.

Две сливы съели дети,

А сколько не успели?

ВАЖНО: Поощряйте интерес ребенка к таким заданиям, хвалите, если он пытается самостоятельно придумать похожие задачки.



Подготовка к школе: развивающие задания для детей по чтению

Чтение – одна из самых важных дисциплин. Чем лучше научится ребенок читать, тем легче ему будет учиться в школе. Цель обучения — объяснить ребенку принципы и правила чтения, добиться от дошкольника уверенного прочтения букв, слогов и коротких слов.

ВАЖНО: В связи с тем, что информация воспринимается детьми младшего возраста несколько иначе, чем взрослыми, проводить обучение чтению нужно только в игровой форме.

План обучения чтению ребенка достаточно прост:

  • Заучите с ребенком буквы в таком порядке: все гласные, твердые звонкие согласные, глухие и шипящие согласные.
  • Добейтесь быстрого и безошибочного определения букв.
  • Научите ребенка читать звуки, то есть произносить уже знакомые ему буквы слитно. Начинайте с простых для прочтения и произношения слогов (на, ма, ла, да) и постепенно переходите к более сложным (жу, ку, гу, фо).
  • Переходите к чтению коротких и состоящих из нескольких простых слогов слов (ма-ма, ба-ба, о-ля, кот, дом).
  • Каждый день немного усложняйте задание, вводите несколько сложных слов.
  • Когда ребенок научится читать слова, переходите к чтению коротких предложений.
  • После того, как ребенок научится читать предложениями, можете использовать в обучении различные развивающие задания.

ВАЖНО: Во время занятий следите за чистотой произношения звуков, объясняйте, в каком месте предложения нужно делать паузы между словами.



Игра «Найди слово» . Предложите ребенку отыскать определенное слово в небольшом незнакомом тексте. Причем сделать это нужно за определенное время (например, за одну минуту).

«Громко, тихо, про себя» . Попросите ребенка читать то тише, то громче, то про себя. По вашим указаниям он должен как можно быстрее переключаться от одного вида чтения к другому. Следите, чтобы при этом не менялся темп чтения.

«Слоги на карточках» . Напишите на карточках слоги таким образом, чтобы из них можно было составить слова. Попросите ребенка помочь потерявшимся слогам отыскать своих друзей и собраться в слова. Играйте в игру ежедневно, постепенно добавляя новые слоги.

«Гласные – согласные» . Пусть ребенок за 30 секунд назовет или напишет как можно больше согласных букв, а затем гласных.

«Ответы на вопросы». Заготовьте несколько простых вопросов по тексту. Предложите ребенку найти ответы на эти вопросы во время прочтения текста.

«Чтение с помехами». Научите ребенка читать независимо от окружающей обстановки. Включайте ненадолго во время чтения музыку или телевизор. Добейтесь того, чтобы ребенок не обращая внимания на изменение звукового фона, продолжал читать.

«Размер букв». Чтение текстов с разными шрифтами не должно быть проблемой для ребенка. Для этого ежедневно предлагайте ему самостоятельно печатать и читать буквы разного размера.

«Слова – перевертыши» . Покажите ребенку слова, которые меняют смысл при прочтении их наоборот: «кот – ток», «воз – зов» и т.п. Объясните, что читать всегда нужно слева направо.

«Чтение сквозь зубы» . Усложните привычное ежедневное чтение необычным веселым заданием: ребенок должен читать, не размыкая зубы. После прочтения текста, необходимо пересказать его.

«Пропустили букву» . Напишите 5 – 10 знакомых ему слов, в каждом из которых пропустите по одной букве. Попросите будущего первоклассника вставить пропущенные буквы в слова.

«Похожие слова». Напишите несколько пар похожих по написанию, но различных по значению слов: «кот – кит», «рука – река», «дом – дым». Попросите ребенка прочитать пары и объяснить значение каждого слова.

«Чтение за минуту» . Предлагайте ребенку ежедневно читать «на скорость» один и тот же текст. Обращайте внимание, что каждый день он читает все быстрее и четче, и за отведенную минуту продвигается все дальше. Для наглядности лучше использовать песочные часы.



Иногда у детей возникают сложности при выполнении развивающих заданий по чтению. Это происходит по следующим причинам:

  • Неуверенность. Чтобы убедиться, что слог или слово прочитано правильно, ребенок перечитывает его несколько раз подряд.
  • Рассеянное внимание. Дошкольники быстро теряют интерес к скучным, по их мнению, занятиям.
  • Недостаточная концентрация внимания. Ребенок не может воспринять все слово, а концентрирует внимание только на нескольких первых буквах или слогах.
  • Маленький запас слов. Незнакомые слова ребенок произносит неуверенно при прочтении.
  • Плохая память. Ребенок не запоминает буквы, звуки, забывает принцип образования слогов и слов.
  • Нарушения речевого аппарата, хронические заболевания ЛОР органов (отиты, увеличенные миндалины).


Видео: Как научить ребенка читать?

Подготовка к школе, развивающие задания для детей по письму

Самые большие трудности у всех без исключения первоклассников возникают при выполнении графических заданий. Происходит это по трем причинам:

  • недостаточный интерес ребенка
  • незрелость мускулатуры кистей
  • неопытность

Чтобы облегчить процесс освоения письма в школе, родителям следует начать заниматься с ребенком еще с раннего возраста. Заинтересовать дошкольника помогут игровые развивающие задания.

«Лабиринт» . Предложите ребенку найти выход из лабиринта мышке, убегающей от кота, или зайчонку, отставшему от своей мамы. При помощи ручки или карандаша нужно указать зверушке верный путь.

«Дорисуй рисунок». Нарисуйте букет цветов и предложите малышу дорисовать вазу для букета, в пустой аквариум пусть поселит рыбок, в доме нарисует дверь. Чем больше подобных заданий выполнит ребенок, тем увереннее он будет держать в руках карандаш.

«Рисунок по точкам» . Попросите ребенка соединить точки между собой таким образом, чтобы получился рисунок. Если у ребенка возникнут сложности при выполнении этого задания, подскажите ему.

«Штриховка» . Просите ребенка выполнять любые упражнения, где необходимо заштриховать рисунок. Эти задания обязательны для отработки графических движений. Во время выполнения следите, чтобы линии направлялись сверху вниз, слева направо.

ВАЖНО: Развитию мелкой моторики у детей способствуют лепка, игры с мозаикой, конструктором, бусами, пальчиковая гимнастика.

Когда ребенок научится уверенно держать в руках карандаш, предлагайте ему обводить по пунктиру. Сразу можно обводить веселые детские картинки, затем – буквы или их элементы.



Подготовка к школе: развивающие задания для речевого развития детей

Легко и непринужденно развивать речь у ребенка можно при помощи веселых заданий и увлекательных игр.

«Экспромт» . Подготовьте 5 – 7 карточек с изображенными на них знакомыми ребенку ситуациями или действиями. Разложите перед ребенком карточки рисунком вниз. Предложите ему выбрать любую карточку и попросите придумать по ней рассказ. Чтобы ребенку было интересно, можно привлечь к выполнению задания других членов семьи и устроить конкурс на лучший рассказ.

«Ассоциации» . Покажите ребенку картинку, на которой изображено какое-либо знакомое ему действие (птицы улетают на юг, женщина покупает хлеб, дети идут в садик и т.п.). Попросите ребенка назвать слова, которые ассоциируются у него с изображением на картинке.

Игра в прилагательные. Попросите ребенка образовать прилагательные из предоставленных слов, ответив на вопросы: «какой», «какая», «какое»?

  • Свет (светлый, светлая, светлое)
  • Дом (домашний, домашняя, домашнее)
  • Дерево (деревянный, деревянная, деревянное)
  • Железо (железный, железная, железное)
  • Снег (снежный, снежная, снежное)
  • Песок (песчаный, песчаная, песчаное)

Синонимы и антонимы . Попросите ребенка подобрать похожие и противоположные по значению слова к произвольно взятым прилагательным.

Добиться чистоты произношения звуков поможет регулярное выполнение логопедических упражнений:

«Злая кошка» . У ребенка открыт рот, в нижние зубы упирается язык, при этом выгнутый так, как кошка выгибает спину, когда злится.

«Карандаш» . Карандаш положите перед ребенком, на уровне его губ, на любую твердую плоскую поверхность. Попросите ребенка установить край языка на нижнюю губу и в таком положении сильно подуть на карандаш. Упражнение считается выполненным, если карандаш покатится.

«Орех» . Ребенок упирает язык то в правую щеку, то в левую. При этом рот закрыт, мышцы щек и языка напряжены.

«Змея» . Рот открыт. Ребенок выдвигает и прячет язык таким образом, чтобы он не коснулся ни губ, ни зубов.

«Часы» . Губы ребенка приоткрыты, улыбаются. Кончик языка касается то правого, то левого уголков губ.

«Зубная щетка» . Кончиком языка имитировать действия зубной щетки. Таким образом необходимо «почистить» нижние и верхние зубки, внутри и снаружи. При этом важно, чтобы нижняя челюсть оставалась недвижимой.

«Забор» . Ребенок 10 – 15 секунд показывает «заборчик» из зубов, как можно шире улыбаясь для этого.

ВАЖНО: Если исправить произношение некоторых звуков не удается самостоятельно, родителям следует обратиться к логопеду.



Домашняя подготовка детей к школе: развивающие игры

Домашняя подготовка к школе подразумевает систематические занятия родителей с ребенком. Важно уделять дошкольнику хотя бы несколько часов в день, превращая обыденные дела и обычные совместные прогулки в увлекательные игры. Родителям следует проявить фантазию, найти индивидуальный подход к своему ребенку, действовать, согласно его интересам.

Вот всего лишь несколько вариантов совместных развивающих игр с дошкольником:

«Назови номер». Во время прогулки просите ребенка называть номера домов и проезжающего транспорта, обозначенные на табличках.

«Сколько деревьев?» Вместе считайте все деревья, которые попадаются вам на пути во время прогулки. Также можно считать проезжающие мимо автомобили, все или определенного цвета (размера, марки).

«Кто поменялся местами?» Поставьте перед ребенком 8 – 10 мягких игрушек, попросите его внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время поменяйте местами несколько игрушек. Когда ребенок повернется, пусть попробует угадать, кто поменялся местами.

«Любимый мультик». Посмотрите вместе с ребенком его любимый мультфильм. Задайте вопросы по его содержанию, попросите ребенка рассказать, о чем он.

«Сказка для бабушки» . Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.

Регулярные занятия лепкой, рисованием, игра в пазлы и мозаику увлекут ребенка и, в то же время, поспособствуют развитию мелкой моторики пальцев.

ВАЖНО: Не торопите ребенка, не злитесь, если что-то удается ему не сразу. Развивающие игры должны не только обучить ребенка, но и стать для него развлечением.



Домашняя подготовка детей к школе: развивающие упражнения

Развивающие упражнения с дошкольниками можно выполнять не только в тетради, сидя за письменным столом, но и на улице. Уроки на свежем воздухе придутся по душе и запомнятся надолго каждому ребенку.

«Времена года».

  • Прогуляйтесь с ребенком по осенней аллее . Покажите будущему школьнику разноцветные листья разных деревьев. Расскажите о временах года и тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением осени, зимы, весны и лета. Пусть ребенок выберет несколько красивых листьев и сохранит их дома, между страничками толстой книги. Когда листочки высохнут, пусть ребенок обведет их по контуру на листе бумаги и раскрасит.
  • В снежные зимние дни выходите вместе кормить воробьев и синичек. Расскажите ребенку о зимующих и перелетных птицах. Дома попросите нарисовать тех птичек, которые понравились больше всего.
  • Весной покажите ребенку первые распустившиеся цветы. Расскажите, что цветы бывают полевые, лесные, садовые. Попросите выполнить звуковой анализ слов: «роза», «подснежник», «лютик», «незабудка».
  • Во время летних прогулок обращайте внимание ребенка на повышение температуры на улице. Объясните, что бывает летняя и зимняя одежда. Пусть ребенок назовет одежду, которую нужно надевать летом, осенью, зимой и весной. Дома попросите ребенка нарисовать лето.

«Аппликация из крупы и макарон» . Предложите ребенку сделать аппликацию при помощи риса, гречки, макарон, манки, гороха и других круп. Подобные упражнения хорошо развивают мелкую моторику. В работе используйте клей ПВА.

«Снежинки» . Научите ребенка вырезать снежинки. На сложенном в 4 и 8 раз листе бумаги попросите его вырезать разные геометрические фигуры. Разверните снежинки и оцените результат.

«Фрукты и овощи из пластилина». Покажите ребенку, как из разноцветного пластилина можно легко слепить фрукты и овощи. Сразу ребенок должен скатать шарик, а уже его превратить в нужный фрукт или овощ. Легче всего сделать гроздь винограда, свеклу или морковь – немного сложнее.



Развивающее занятие «Времена года»

Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: задания, игры, упражнения

Наступление школьной жизни подразумевает, что дошкольный период закончен. Детям приходится быстро адаптироваться в новых условиях, привыкать к учебной нагрузке, знакомиться с учителями и одноклассниками.

Чтобы период адаптации прошел как можно легче, родители и педагоги стараются подготовить ребенка к предстоящим переменам в жизни. Наиболее успешны групповые игры и упражнения.

«Одного цвета» . Двум группам детей необходимо отыскать за 10 секунд наибольшее количество предметов одного цвета. Побеждает та группа, которая отыщет больше предметов.

«Волшебный круг» . Детям предлагают обвести круг по шаблону и дорисовать любые геометрические фигуры таким образом, чтобы получился рисунок. Когда все справятся с заданием, преподаватель устраивает конкурс рисунков.

«Повторюшки». В группе детей из 5 — 7 человек выбирают ведущего. Ведущий выходит вперед и показывает детям любую позу. Дети стараются скопировать эту позу. Новым ведущим становится тот, кому удалось лучше остальных справиться с заданием.

«Да – нет». Вместо ответов «да» ли «нет» на предложенные преподавателем вопросы, группа детей хлопает или топает. Нужно заранее договориться с ребятами, что «да» означает хлопок, а «нет» — топанье ногами. Вопросы можно выбирать произвольно, например:

  • «Цветы растут в поле?» и «Цветы летают в небе?»
  • «Ежик несет яблочко?» и «Ежик лазит по деревьям?»

«Мяу, гав». Дети сидят на стульчиках. Ведущий с закрытыми глазами ходит рядом с детьми, затем садится на руки одному из сидящих ребят и пытается угадать, кто это. Если ведущий угадал, ребенок говорит «мяу», если ошибся – «гав».

ВАЖНО: Подобные занятия и игры помогают формировать у дошкольников навыки общения, развивают уверенность в собственных силах и возможностях, адекватную самооценку, самостоятельность.



Самостоятельно определить, готов ли ребенок к поступлению в школу можно при помощи нескольких простых тестов, результатам которых вполне можно доверять.

Тест «Рисуем школу»

Дайте ребенку альбомный лист и цветные карандаши. Попросите будущего первоклассника нарисовать свою школу. Не подсказывайте ребенку, не помогайте, не задавайте наводящие вопросы, не торопите. Пусть он самостоятельно изобразит на бумаге ту школу, которая представляется именно ему.

  • сюжет
  • линии рисунка
  • цветовая гамма

Сюжет:

2 балла – школа расположена в центре листа, на рисунке также присутствуют украшения и декор, деревья, кусты, цветы вокруг школы, ученики и (или) учителя, идущие в школу. При этом важно, чтобы на рисунке было изображено теплое время года и светлое время суток.

0 баллов – рисунок асимметричен (здание школы расположено близко к одному из краев листа), люди на рисунке отсутствуют или изображены грустные дети, покидающие школу; на улице осень или зима, ночное или вечернее время.

1 балл

Линии рисунка:

2 балла – линии объектов без разрывов, тщательно прорисованы, ровные и уверенные, имеют разную толщину.

0 баллов – линии нечеткие, слабые или небрежные, рисунок схематичный; используются двойные или прерывистые линии.

1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.

Цветовая гамма:

2 балла – преобладание ярких и светлых цветов.

0 баллов – рисунок в мрачных тонах.

1 балл – в рисунке есть как темные, так и светлые цвета.

Сумма балов говорит о готовности ребенка к школе:

От 5 до 6 – ребенок готов к школе, он имеет благоприятный настрой по отношению к процессу обучения, будет взаимодействовать с преподавателями и одноклассниками.

От 0 до 1 – ребенок не готов к школе, сильный страх помешает ему нормально учиться, общаться с одноклассниками и учителем.



Определить, ориентирован ли ребенок на посещение школы, учебный процесс, представляет ли он себя школьником в ближайшем будущем, поможет тест Неженовой.

ВАЖНО: Этот тест следует проводить лишь с теми детьми, которые уже посещают подготовительные курсы в школе или хорошо ознакомлены с процессом обучения.

На каждый из представленных вопросов предлагается три варианта ответа: А, Б, В.

А – ориентация на учебу, оценивается в 2 балла

Б – ориентация на обучение поверхностная, не сформирована окончательно, привлекают внешние яркие атрибуты школьной жизни – 1 балл

В – ориентация на школу и обучение отсутствует, ребенок предпочитает внешкольные занятия – 0 баллов

Задавайте ребенку следующие вопросы, предлагая выбрать ответ из трех вариантов:

Ты хочешь ходить в школу?

А – да, очень

Б – не уверен, не знаю, сомневаюсь

В – нет, не хочу

Почему ты хочешь в школу, что тебе там интересно?

Б – хочу, чтобы мне купили красивый портфель, тетради и форму, хочу новые учебники

В – в школе весело, там есть перемены, у меня будут новые друзья, мне надоело в садике

Как ты готовишься к школе?

А – учу буквы, читаю, пишу прописи, решаю примеры и задачи

Б – родители купили форму, портфель или другие школьные атрибуты

В – рисую, играю, леплю из пластилина

Что тебе нравится в школе?

А – уроки, занятия в классе

Б – перемены, учитель, новые парты, вид школы и другое, что не относится непосредственно к процессу обучения и получения знаний

В – урок физкультуры и (или) рисования

Если бы ты не ходил ни в школу, ни в садик, что бы ты делал дома?

А – читал, писал буквы и цифры, решал задачки

Б – играл в конструктор и рисовал

В – ухаживал за котом (или другим домашним животным), гулял, помогал маме



0 – 4 – ребенок не осознает, что пойдет в школу, интереса к предстоящему обучению не проявляет

5 – 8 – присутствует поверхностный интерес к процессу обучения, является начальным этапом формирования позиции школьника

9 – 10 – отношение к школе позитивное, ребенок ощущает себя школьником.

Диагностика общей подготовки детей к школе: тесты

Диагностика общей подготовки детей к школе проводится психологом по специальным тестам. Вот некоторые из них:

Тест «Да – Нет» . Психолог просит ребенка отвечать на вопросы любым способом, главное, чтобы он не использовал слова «Да» и «Нет». Ребенок старается подобрать нужные слова, сосредоточен на том, чтобы не нарушить правила, поэтому его ответы будут максимально правдивыми.

  1. Хочешь в школу?
  2. Любишь сказки?
  3. Любишь мультфильмы?
  4. Хочешь остаться в садике?
  5. Любишь играть?
  6. Хочешь учиться?
  7. Любишь болеть?
  8. У тебя есть друзья?
  9. Знаешь, какое сейчас время года?

При оценке результатов педагог определяет, удовлетворяет ли ответ правилам задания. Ответы: «ага» или «неа» ошибкой не являются. Одна ошибка = 1 б. Все ответы верные – 0 б.

0 – 2 – внимание достаточно развито

3 -5 — развито средне или слабо

5 – 10 – плохое, неудовлетворительное внимание



Определение мотивационной готовности . Психолог задает ряд вопросов, дает ребенку время на размышления и рассуждения, помогает, в случае возникновения затруднений:

  1. Назови свое имя и возраст
  2. Имя, отчество и фамилия мамы и папы
  3. Где ты живешь?
  4. Назови членов своей семьи
  5. Что тебе интересно в твоем городе?
  6. Что делать, если видишь человека, который упал?
  7. Когда на деревьях появляются почки и листочки?
  8. Зачем нужна армия?
  9. Как и где переходишь дорогу? Это правильно?
  10. Как узнать, что недавно был дождь?
  11. Зачем тебе уши и нос?
  12. Хочешь в школу? Что будешь там делать?
  13. Сколько в неделе дней?
  14. Сколько времен года? Месяцев? Назови их
  15. Твои любимые и нелюбимые профессии
  16. Что любишь смотреть по телевизору?
  17. В какой стране живешь? Какие еще знаешь страны?
  18. Если ты разбил колено и пошла кровь, что нужно сделать?
  19. Какая посуда есть у тебя на кухне?
  20. Какие знаешь продукты?
  21. Какие животные домашние, а какие дикие? Чем они отличаются?
  22. Что такое день? Ночь?
  23. Если ты взял у друга поиграть игрушку и потерял ее, что будешь делать?
  24. Посчитай от 1 до 10 и обратно, назови число, которое стоит перед 5 и после 8
  25. Что больше 2 или 3?
  26. Что интересного в школе?
  27. Как ты ведешь себя в гостях?
  28. Почему детям не разрешают играть со спичками и огнем?
  29. Что означает: «Любишь кататься, люби и саночки возить»?
  30. Чем отличаются люди от зверей?
  31. За что платят деньги в магазине, в автобусе, в кино?
  32. Кто такой Гагарин?
  33. Что ты будешь делать, если увидишь, как горит дом?

При оценке результатов оценивается способность ребенка рассуждать, вести беседу.



«Змейка». Тест на определения уровня развития мелкой моторики. За 30 секунд ребенок должен нарисовать в кружочках точки. Чем больше он успеет оставить точек, тем лучше. Одна точка = 1 балл. При подсчете баллов учитываются только те точки, которые попали в кружочек. Не считаются точки на границе.

34 и более – отличное развитие

18 – 33 – выше среднего

12 – 17 – недостаточное развитие

11 и меньше – низкий уровень, неудовлетворительный результат.



Если психолог после проведения тестов придет к выводу, что ребенку нужно остаться в саду еще на год, родителям следует прислушаться к мнению специалиста. Возможно, этот год многое изменит в жизни ребенка, за это время он осознает свою роль в школе, проявит интерес к получению знаний.

Видео: Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе

Тест на проверку уровня готовности ребенка к обучению в школе

Дошкольник при поступлении в школу должен обладать определенным уровнем развития, который необходим для обучения. И дело не в том, умеет ли он читать, считать и писать. Хотя, не скроем, при поступлении наблюдают и за этим.

Понятие готовности включает в себя несколько характеристик. Во-первых, определенный интеллектуальный уровень развития. У ребенка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нем. Не забудем про определенный запас знаний, развитие мыслительных и психических процессов. Как говорится в учебниках по возрастной психологии, дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но нужно иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся выйти из дошкольного возраста. Логические формы мышления еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти. Интеллектуальная готовность предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые должны уметь разграничивать внутреннюю мотивацию от внешней. То есть, дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор.

Прежде чем начнем говорить о том, как родитель может проверить уровень готовности ребенка, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра, или просто какая-то повседневная деятельность.

2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.

3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя. Поберегите ваши с ним нервы.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, по каким бы методикам вы ни готовились, какими бы рекомендациями вы ни пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее для тренировки, ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы. Подготовка к школе - это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил готовые ответы на вопросы.

Тест на проверку уровня готовности ребенка 5-6 лет к обучению в школе

1.1 Общий кругозор(оценка психосоциальной зрелости).

1.Сколько тебе лет?(желательно с месяцами).

2. Как зовут твоих родителей? (имя и отчество).

3. Кем работает твоя мама(папа)?

4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

5. Сколько тебе лет будет через год?(два)

6. У тебя есть брат или сестра? Кто старше?

7. Сейчас утро, вечер или день?

8. Что бывает раньше: обед или ужин?

9. Какое сейчас время года: весна, зима осень или лето? Почему ты так считаешь?

10. Что делают почтальон, врач, учитель?

11.. Покажи свой левый глаз и правое ухо? Зачем нужны глаза и уши?

12. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?

13. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка?

14. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

8 вопросов. 7-6-высокий уровень

5-6-средний уровень

4-0-низкий уровень.

1.2 Способность устанавливать причинно-следственные связи.

Придумай окончание предложения:

1. Если в комнату принести кусок льда, то он …

2. Если поранишься, то…

3. Если ты хочешь что то купить, то…

4. Если сломалась машина, то…

5. Если на улице стало темнеть, то…

6. Если положить в чай очень много сахара,то

7. Если на улице стало светлеть, то…

8. Если воду поставить на мороз, то …

9. Если бросить бумагу в костер, то…

10. Если пошел сильный дождь, а ты не смог нигде спрятаться, то…

1б.-точный причинный ответ

0.5б.- повторяющий фразу

0б.- неверный.

9-0-высокий ур., 6-8- средний ур.,-0-5-нирзкий ур.

2.1 Мотивационная готовность. Ответь на вопросы:

1. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?

2. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

3.Как ты думаешь, что интересного будет в школе?

4. Как надо готовиться к школе?

5. Хочешь ли ты остаться в д.саду? А дома?

6.Кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе? Учитель? Воспитатель? Мама?

7. В какой школе ты бы хотел учиться? Где считают, читают, пишут или где играют, поют, танцуют?

1б.- учебный мотив, 0.5б.- игровой, 0б.-не знает.

6-7-высокий ур., 4-5-сред., 2-3-низкий.

Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.

Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.

2.2 Подготовить два теста отдельно для мальчиков и девочек.

Тест состоит из девяти картинок, на которых изображена деятельность мальчика(девочки). Три картинки- игровая, три- трудовая, три- учебная (пишут, читает считает в школе) . Рассмотри картинки и скажи, чем бы ты хотел заняться вместе с мальчиком? А еще что бы ты хотел делать? А еще?(три попытки)

____________________________________________________________________________

2-3 раза уч. д-ть.- высокий ур, 1р- сред. ур., 0- не выбрал уд.

3.1 Уровень развития интеллекта:

Сложить разрезанные картинки(три попытки) Как ты думаешь, что это была за картинка? Попробй ее сложить.

Мяч или шарик. от или маирешки, кувшин или ведро

Выс. ур.- сложил сам

Сред.- 1 спомощь

Низ.- 2 с пом.

3.2 Сенсорный эталон. Подготовить три карточки с эталонами.

В каждой карточке подготовить по пять рисунков, в основе которых лежат эталоны. 1й эталон: голова собаки, башмак, трактор, коляска, грузовой автомобиль. 2й эталон: кукла, морковь, утюг, желудь, пирамидка. 3й эталон: лукБ лампочка, неваляшка, груша, гитара, Перед ребенком лежат три карточки с эталонами, картинки перемешаны и перевернуты.

Бери по 1й карточке, назови, что на ней изображено, а затем угадай, на какую из трех фигур она похожа?

_____________________________________________________________________________

14-15б.-выс.ур; 10-13-сред.ур, 5-9б.- низ.ур.

3.3 Способность детей выделять признаки в предметах.

Приготовить 2 группы фигур, красных и зеленых: большой и маленький круги, большой и маленький квадраты. Всего 8 шт. Перед ребенком выкладывается 8 фигур,

Смотри, эти фигуры разных размеров: большие и маленькие, разных форм: круги и квадраты разных цветов. Я взяла самый большой зеленый квадрат, найди мне самую непохожую на него фигуру. (3 попытки)

_____________________________________________________________________________

в.-1 попытка по 2 признакам, 2 по трем.

С.- все попытки по 2м признакам.

Н.- все попытки по 1 пр.

4.1 Уровень развития речи.

1.Я буду говорить тебе слова. Ты должен назвать их одним словом.

2.Тарелка, стакан, миска, вилка, нож.

3.Рубашка, брюки, юбка, колготки, кепка.

4.Кроссовки, туфли, шлепанцы, валенки, тапочки.

5.Суп, каша, хлеб, пицца, печенье.

6.Одуванчик, роза, ромашка, колокольчик, незабудка.

7.Береза, липа, ель, сосна, вяз, дуб.

8.Стол, табуретка, кресло, кровать, диван.

9.Воробьи, голуби, вороны, гуси, синицы.

10.Караси, окуни, щуки, сомы, сельдь.

11.Ежевика, малина, клубника, черника, брусника.

12.Морковь, помидор, капуста, свекла, редис.

13.Яблоки, груши, сливы, апельсины, абрикосы, персики.

14.Танкисты, артеллеристы, десантники, кавалеристы.

15.Слесари, столяры, водители, плотники, сварщики, электрики.

_____________________________________________________________________________________

1б.-сразу отвечает, 0.5б.- думает, 0б.- не ответил.

12-14-высокий ур., 9-11- сред., 0-8-низ.

4.2 Исключить четвертую лишнюю картинку. Подготовить 6 карточек с 4мя рисунками: школьные принадлежности- 3 картинки и игрушка, птица и животное, посуда и краски, мебель и мяч, столярные инструменты и карандаши, овощи и цветы, 1 из карточек- учебная. Какая картинка лишняя и почему?

1б.- понятный ур., 0.5б.- функциональный, 0- не отвеоил.

4-5б.-высокий ур.,2-3б.-сред., 0-2-низк.

4.3 Рассказ по картинкам (развитие речи)

3-4 картинки сюжетного рассказа раскладываются в беспорядке перед ребенком.Сочставь рассказ по картинкам и разложи их по порядку. Оценивается правильно понятый ответ, образность и эмоциональность, содержательность.

5.1 Уровень развития кратковременной слуховой памяти . Дается 4 предъявления. Каждое фиксируется.

Дом, хлеб, дождь, машина, боль, кукла, картинка, лес, пальто, сосна.

1е предъявление- 5-6 слов выс.ур.

1е прд.-3-4 слова- сред. ур.

1е пред.- 3 слова.

5.2 Мышление и речь. Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия "один - много", а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Инструкция. Психолог говорит ребенку: "Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу "игрушка", а ты мне должен ответить - "игрушки". Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:

книга лампа ручка

стол окно город

стул ухо брат

флаг ребенок

Если ребенок допускает ошибки в первых 2-х словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: "Игрушка - игрушки". Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):

книги лампы ручки

столы окна города

стулья уши братья

флаги ребята

На обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.

Оценка результатов

3 балла - ребенок допустил не более двух ошибок;

2 балла - допущено от 3 до 6 ошибок;

1 балл - ребенок допустил более 7 ошибок.

Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.

Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл) нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.

5.3 Развитие моторики руки. Имитация написанного текста .

(Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека)

Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью. Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.

Диагностическая процедура заключается в предъявлении ребенку заранее написанной на белом листе бумаги фразы: "Он ел суп". Фраза должна быть написана обычным почерком, крупно и ясно. Ребенку предлагается следующая инструкция: "Посмотри: здесь на листе что-то написано. Ты еще пока не умеешь писать. Но попробуй - не смог (смогла) бы ты это написать? Посмотри внимательно и постарайся рядом написать точно также". Для каждого ребенка может быть приготовлен отдельный лист с образцом надписи, можно воспользоваться одним образцом для всех детей, давая каждому ребенку для работы чистый лист бумаги. Желательно, чтобы скопированная ребенком фраза уместилась на одной строке. Если же так не получается, ребенок может последнее слово написать выше или ниже предыдущих.

Оценка результатов работы по данной методике проводится следующим образом

5блл - скопированную ребенком фразу можно прочитать. Она отчетливо разделяется на три слова, размеры букв не более чем в 2 раза могут быть больше размеров букв образца. Отклонение записи от горизонтальной линии не должно превышать 30°.

3 балла - в записи ребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4-х букв.

2 балла - на буквы образца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдаленно напоминает буквы, письмо.

1 баллов - отдельные или сплошные "каракули", среди которых нельзя выделить нечто, похожее на буквы.

По результатам данной методики можно сделать следующие выводы. Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании в начальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.

Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).

Дети, получившие 1-2 балла, считаются зрелыми для школьного обучения.

Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное - 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее - тем большее количество баллов начисляется.

5.4 Развитие логического мышления.

Огурец: овощ

Гвоздика: сорняк, роса, садик, цветок, земля

Огород: морковь

Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

Учитель: ученик

Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства

Цветок: ваза

Птица клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

Перчатка: рука

Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка

Темный: светлый

Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

Часы: время

Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач

Машина: мотор

Лодка: река, маяк, парус, волна, берег

Стол: скатерть

Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

Стул: деревянный

Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения. Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие - "умозаключение".

Обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текст заданий напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание, ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.

Задание выполняется в несколько этапов. На первом этапе ребенку сообщается следующее: "Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову "гвоздика" такое, которое подходило бы так же, как слово "овощ" к слову "огурец". Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.

Второй этап (после паузы). "Давай попробуем: огурец - овощ; гвоздика - ?" После паузы зачитываются все слова. "Какое слово подходит?" - спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.

При выполнении заданий возможна стимулирующая помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.

Оценка успешности выполнения заданий

1 балл - выполнение задания с первого предъявления; 0,5 балла - задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.

Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслени, Е.Мастюковой, Л.Чупрова. Высокий уровень успешности –7 и более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение".

Средний уровень - от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в "зоне ближайшего развития". В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.

Низкий уровень - менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

Общая оценка по программе: ______________________________

Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам. Выделено три уровня готовности к школьному обучению:

высокий уровень - от 39 до 47 баллов

средний уровень - от 28 до 38 баллов

низкий уровень - от 17 до 27 баллов

Распределение результатов по уровням достаточно ориентировочно, однако позволяет школьному психологу, по крайней мере, охарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнуть те или иные проблемы с обучением. Характер проблем может быть выявлен на основе анализа результатов диагностики по каждой из методик. Особое внимание полезно уделить детям как с высоким, так и с низким уровнем готовности: именно у них можно ожидать прежде всего снижения учебной мотивации. У первых - в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у вторых - из-за их сложности.

Дополнительные диагностические возможности. Психолог, наблюдая за поведением ребенка во время диагностической процедуры, может сделать ряд выводов об индивидуальных особенностях, учет которых необходим в целях индивидуализации обучения.

Социальная зрелость проявляется в понимании ребенком ситуации диагностики как достаточно важной, серьезной. Вместе с этим, важно, чтобы она не была для него сверхзначимой, опасной, страшной. Социальная зрелость проявляется и в отношении к самому факту поступления в школу, как к значимому событию, которое многое изменит в жизни ребенка.

Самосознание, самооценка. - Данная индивидуальная характеристика существенно влияет на успешность обучения в целом. Психолог может спросить ребенка, как он оценивает свои результаты: как успешные или неуспешные. Частая оценка своих результатов как успешных может свидетельствовать о завышенной самооценке, неверие же в свой успех - показатель заниженной самооценки.

Тревожность. - Проявляется в общей психологической напряженности в ситуации общения. Высокотревожные дети часто не решаются давать ответ, боясь ошибиться, долго обдумывают, иногда отказываются отвечать, даже если знают, что сказать. Как правило, внимательно слушают инструкции взрослого психолога, но не всегда их понимают из-за своего страха перед ситуацией.

Эмоциональная возбудимость. - Для детей с высокой эмоциональной возбудимостью характерны быстрая смена эмоций, быстрая эмоциональная реакция на сложившиеся обстоятельства. У них легко появляются как смех, так и слезы. Эмоции неустойчивы, не всегда адекватны причине, их вызвавшей.

Понимание контекста общения. - Важно, чтобы ребенок достаточно быстро включился в решение задачи, понимал инструкцию психолога, чувствовал разницу между попутными замечаниями и речью психолога в контексте задания. Психолог может пронаблюдать, в какой мере ребенок воспринимает помощь в процессе выполнения задания: как руководство к действию, как образец для выполнения, либо никак не воспринимает.

Утомляемость . - Полезно обратить внимание, через какое время после начала работы ребенок начинает отвлекаться, ему трудно становится слушать психолога, сосредоточиться па инструкции.

Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры. Эти данные отмечаются в протоколе обследования.

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Литература:

Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника»,

Фридман Л. М. , Кулагина И. Ю. «Психологический справочник учителя».

Интернет-ресурсы

http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml

Конечно же родителям, имеющим детей «предшкольного» возраста интересно знать готов ребенок к школе или нет. И здесь важны не только знания и умственные способности ребенка, на которых в основном и сосредоточено родительское внимание. Не маловажное значение имеет психологическая готовность ребенка к школе . Согласитесь, если малыш очень хочет учиться, но когда он приходит в класс, не сможет найти общий язык со сверстниками, его мотивация быстро иссякнет. Тоже самое произойдет, если ребенок не готов к выполнению определенных команд, вопреки своим желаниям. Последствием психологической неготовности ребенка к учебному процессу может стать длительное восстановление со школьным психологом. Проверьте насколько ребенок готов к школе с помощью ниже представленных тестов.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Если по результатам тестов вы выявите, что у ребенка слабые и неточные представления о школе, нужно будет провести с ним работу по формированию мотивации.

Тест: «Мотивационная готовность ребенка к школе » .

(по Т.Д. Марцинковской)

Этот тест позволит вам понять внутреннюю позицию ребенка по отношению к школе

Время на ответы не ограниченно. Задавайте вопросы и фиксируйте все ответы ребенка на бумаге:

«Представь себе город, в котором всего две школы. Я буду тебе называть чем отличаются эти школы, а ты должен выбрать, в какой из них ты хочешь учиться.»

  1. В одной школе проходят уроки математики, пения, русского языка, труда, рисования и физической культуры. В другой школе только уроки пения, рисования и физической культуры.
  1. В одной школе есть уроки и перемены. Во второй школе уроков нет, есть только переменки.
  1. В первой школе за хорошие ответы ставят оценки 5 и 4. А в другой дают конфеты, игрушки.
  1. В одной школе можно заниматься всем чем хочешь и когда хочешь. В другой школе нельзя вставать из-за парты без разрешения учителя, а если хочешь что-нибудь спросить нужно, поднять вверх руку.
  1. В одной школе учитель задает ребятишкам уроки на дом. А в другой домашних заданий нет.
  1. В одной школе, учительницу, которая заболела, директор заменяет другой учительницей. В другой школе, вместо заболевшего учителя, учить детей начинает мама.
  1. В одной школе можно договориться с учителем, и он будет учить тебя дома. Не нужно будет вставать по утрам, и ходить в школу. В другой, учитель не учит детей на дому, нужно обязательно ходить в школу.
  1. А теперь представь себе, что мама сказала: «Ты у меня еще маленький, наверное, тебе будет тяжело делать уроки, и вставать рано утром. Останься в детском садике еще на 1 годик, а потом пойдешь в школу». Что бы ты ответил?
  1. Если твой знакомый мальчик спросит: «Что тебе нравиться в школе больше всего?», как ты ему ответишь?

Анализ ответов: Правильный ответ-1 балл, неправильный – 0 баллов. Внутренняя мотивационная позиция отношения к школе у ребенка сформирована, если по результатам ответов он набрал 5 и более баллов.

Тест: «Какой вид мотивации к школе преобладает у ребенка».

1) Вопрос : Ты хочешь идти учиться в школу?

А) Да хочу

Б) Нет не хочу

Анализ ответа: Здесь все просто, либо мотивация присутствует, либо нет. Если ребенок выбрал ответ «А» — продолжайте тест. Если выбран ответ «Б» нужно проанализировать причины отсутствия желания.

2) Вопрос : Почему ты хочешь идти в школу?

А) В эту категорию можно отнести все ответы, в которых присутствуют внешние атрибуты: «Хочу, потому что у меня будет такой же портфель как у Пети»; «Хочу ходить в красивой школьной форме, как взрослый» и т.д.

Анализ ответа: Ответ «А» — говорит о наличии у ребенка внешней мотивации. В первом классе дети учатся намного успешнее, имея именно внешнюю мотивацию. Это происходит потому, что желания ребенка реализуются, в тоже время нагрузка на интеллект еще совсем мала. Ответ «Б» — говорит о внутренней мотивации ребенка. Она будет способствовать успешному обучению, если интеллектуальная нагрузка окажется посильной для ребенка.

Коммуникативная готовность ребенка к школе

При сформированной коммуникативной готовности, ребенок наделен навыками общения, готовностью договариваться и кооперироваться. Он способен придерживаться социальных правил.

Тест: «Значимость общения и выявление симпатий к членам группы»

(Методика «Два дома»).

Этот тест позволит выявить отношение ребенка (3,5-6,5 лет) к отдельно взятым людям из его окружения (к членам семьи, учителям, братьям и сестрам, друзьям и т.д). Для более объективного результата желательно, чтобы тест проводился квалифицированным психологом, ну или хотя бы не родителями. Обязательным условием является то, что тест проводиться один на один (ребенок + психолог)

Вам понадобится лист белой бумаги, красный и черный фломастеры.

  1. Психолог ненавязчиво расспрашивает ребенка о его доме: «А в каком доме ты живешь?»
  2. Психолог говорит: «Замечательно, а давай построим для тебя другой, замечательный и очень красивый домик» и рисует на листе бумаги домик красным фломастером. В процессе рисования нужно постоянно подчеркивать привлекательность красного домика.
  3. Психолог предлагает ребенку: «Ну, теперь нам нужно заселить этот прекрасный домик. Первым его жителем будешь, конечно, ты, ведь мы его для тебя построили». Психолог записывает рядом с домиком имя ребенка. «А кто еще будет жить в этом доме? Ты можешь вселить в него кого хочешь, и тех, кто сейчас живет с тобой и тех кто живет в другом месте. Кого хочешь вселяй.».
  4. Имя каждого «нового обитателя» домика психолог записывает под именем ребенка. Можно очень мягко поинтересоваться, а кто это.
  5. Когда в домике появятся 2-3 новосела, психолог рисует рядом черный домик и говорит: « Кто-то, наверное, не будет жить с тобой в красном домике, им тоже нужно где то жить. Давай поселим их в домик, который будет стоять рядом» Важное уточнение – черный дом ни как не характеризуется перед ребенком и не описывается! Это просто соседний домик и он не хуже чем красный!
  6. Если ребенок не заселяет черный домик, психолог его ненавязчиво к этому побуждает: «Ну что же, домик так и будет стоять пустой?»
  7. Когда домики уже заселены, допускается спросить про какого-нибудь человека которого забыли (учитель, братик и т.д).
  8. Затем психолог говорит: «Давай посмотрим, может быть, кто-то из соседнего домика хочет переехать в красный домик жить. Как ты думаешь кто это?». Стрелочками на листе бумаге помечается «переезд».
  9. «А может быть из красного домика кто-то хочет переехать?» -говорит психолог и опять помечает стрелочками «переезд».

Расшифровка результатов теста не символична. Выводы делаются напрямую, в красном домике живут люди, которым ребенок симпатизирует, «жильцов черного домика» ребенок сторониться и психологически огораживается. При переселении «жильцов» из одного дома в другой нужно учитывать пояснение ребенка или формулировку вопроса (чье желание повлияло на переселение). Важнейшее значение имеет то, куда ребенок «поселил» родителей, братьев и сестер. В каком домике находиться учитель или воспитатель. А также присутствуют ли в красном домике сверстники ребенка.

Тест: «Коммуникативная готовность к школе»

1) Вопрос: Когда можно вставать во время урока?

А) Когда ты устал от уроков и хочешь поиграть.

Б) Если учитель задал вопрос, ты поднял руку для ответа и учитель назвал твое имя.

2) Вопрос: С каким вопросом можно обращаться к учителю?

А) Можно я не буду выполнять домашнее задание?

Б) Можно выйти в туалет?

Анализ ответов на вопросы №1 и 2 : Ребенок должен понимать, что существуют определенные правила поведения на уроке и общения с учителем. Если такое понимание у ребенка еще не сформировалось, нужно проводить работу по социально-коммуникативной подготовке к школе.

3) Вопрос: Если мальчик, учащийся с тобой в одном классе получил оценку лучше, чем ты, какие чувства у тебя возникнут?

Б) В эту категорию отнесите ответы, несущие агрессивные эмоции: «Ударю», «Разозлюсь», «Буду обзываться на него», «Буду смеяться над ним» и т.д. А также ответы со страдательными эмоциями: «Заплачу», «Надуюсь, «Обижусь» и т.д.

Анализ ответа № 3 : Ответ «А» — наиболее адекватная реакция, свидетельствующая о слабом или отсутствующем переживании. Психологической устойчивости к ситуации. Уверенности в своих силах и способности к доминированию. Ребенок спокойно относиться к школьной конкуренции. Ответ «Б» — реакция ребенка или активно-агрессивная (гнев, раздражительность, враждебность). Или страдательно-пассивная, при которой у ребенка отсутствует стремления получить новые навыки в общении. Идет возврат к более знакомым формам поведения (маленький ребенок плачет, обижается и жалуется).

Безусловно у каждых родителей наступает самый ответственный момент в жизни это поступление ребёнка в школу. Любая мама беспокоиться за уровень развития будущего школьника и хотела бы знать насколько её ребёнок готов психологически, умственно и физически к учебному заведению. Существуют определённые нормативы для возрастного периода ребёнка о готовности к школе.

  1. Ребёнок должен чётко знать имена своих родителей, а также свои Ф.И.О.
  2. Определять по картинкам времена года, уметь ассоциировать их (зима – холодно, лето – жарко).
  3. Прочитать по слогам простой текст и написать печатными буквами лёгкие слова, рассказать стихотворение.
  4. Считать в пределах двадцати, вычитать и складывать числа до десяти.
  5. Определять по картинкам различия и сходства предметов, исключать лишнее с пояснением почему.
  6. Знать геометрические фигуры и уметь их рисовать.
  7. Знать основные цвета.
  8. Определять время (раньше – позже), размер предметов (большой – маленький), массу (легкий – тяжелый).
  9. Уметь отличить хороший поступок от плохого.

Это основные требования, которым должен быть эрудированы дети в возрасте 6-7 лет.

Способность ребёнка употреблять речевые обороты в правильной форме основной показатель его умственного развития. Словарный запас дошкольника в норме составляет около 3500 слов. Для того чтобы определить уровень развития речи, который напрямую зависит от психологического развития вашего ребёнка, нужно обратиться к профессиональным специалистам, которые смогут дать точную оценку развития вашего ребёнка.

Шестилетний ребёнок должен уметь

  1. Составлять предложения из простых слов разного падежа и склонения.
  2. Образовывать новые словосочетания. Например, рагу из овощей-овощное рагу.
  3. Объяснить смысловую нагрузку пословиц. Например, «Как откликнется, так и аукнется».
  4. Уметь составит логический по смыслу рассказ по картинкам.
  5. Исполнять стихи с выразительной интонацией, мимикой, которые полностью передают содержание текста.
  6. Уметь отгадывать загадки.

Для того, чтобы определить уровень развития речи вашего ребёнка можно воспользоваться методической литературой с красочными иллюстрациями, направленной на занятия с ребёнком в тестированной форме заданий. На основании результатов тестов можно диагностировать уровень развития ребёнка и его готовность к школе. Итоги выполнения тестов покажут какие знания нужно подкорректировать для улучшения умственных способностей ребёнка. Примеры методических пособий:

«Тесты не готовность ребёнка к школе. Ребёнка шести семи лет» автор Юлия Соколова
«Готов ли я к школе? Диагностика детей шести семи лет» авторы С.В. Пятак, И.М. Мальцева
Такие и подобные интерактивные материалы можно без труда найти в интернете и распечатать для удобства занятий с ребёнком.

Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе

Уровень развития слуха

Хорошо подготовить ребёнка к школе, обучить его основам письма и чтения задача и обязанности каждого родителя. Уровень фонематического слуха напрямую связан с развитием речи дошкольника. При нормальном развитии слуха ребёнок способен различать слова с одинаковой фонемой (мишка – мышка, точка – дочка, коса – коза), различать слова сходные по звучанию, но имеющие разное смысловое значение (нота – рота, жар – шар).

Тест на определение уровня развития фонематического слуха.

Предложите ребёнку картинки с рисунками в разном порядке. Ребёнок должен собрать картинки в правильном соотношении.

  1. Уточка- удочка, бочка- точка, папа- баба, ручка- тучка.
  2. Попробуйте подобрать в игровой форме рифму к словам гора, зайка, крыша.
  3. Предложите ребёнку повторить скороговорку « кукушка кукушенку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон». Спросите у ребёнка какой звук он чаще всего слышит.
  4. Найти на рисунках предметы, которые начинаются с одного и того же звука. Найти слова, которые оканчиваются на один и тот же звук.

Найти лишнее слово. При произношении слов попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, которое явно отличается:

– сом, сом, сом, дом, сом;
– бочка, бочка, дочка, бочка, бочка;
– кучка, кучка, кучка, тучка, кучка.

Результаты теста

  1. – Ребёнок самостоятельно определил все картинки и произнес звуки в словах 3 балла
    – Нашёл все картинки сам, но не выговаривает 1 звук речи 2 балла
    – нашёл картинки с помощью подсказок, произносил слова неразборчиво 1 балл
    – Путает рисунки непонятно произносит слова 0 баллов
  2. – Подобрал рифмы сам 3 балл
    – При помощи подсказок 2 балла
    – с помощь подсказок для всех слов 1 балл
    – Не смог подобрать рифмы 0 баллов
  3. – Повторил скороговорку с первого раза 3 балла
    – Повторил скороговорку с неточностями 2 балла
    – Повторил со 2-3 раза заучивания 1 балл
    – Не смог повторить после 3 раза. 0 баллов
  4. – Нашёл и подобрал около 5 слов к каждому звуку 3 балла
    – Нашёл самостоятельно 3 слова 2 балла
    – Нашёл 2-3 слова но с подсказками 1 балл
    – Не нашёл ни одного слова 0 баллов
  5. – Хлопал сразу 3 балла
    – Хлопал после паузы 2 балла
    – Необходимо было повторения задания 1 балл
    – Не смог выделить лишнее слово 0 баллов.

От 0 до 4 Фонетический слух неразвит. Нужно обратиться за помощью к логопеду.

От 5 до 8 Низкий уровень развития фонематического слуха и произношения.

От 9 до 12 Нормальный уровень развития фонематического слуха и произношения.

От 13 др 15 Высокий уровень развития фонематического слуха и произношения.Оценка физического развития.

Для определения физического развития детей врачи педиатры используют специальные таблицы и на основании соотношения роста, возраста, определяют характеристику физических данных. В интернете вы без труда можете найти интерактивные таблицы и вычислить нормативные показатели физического развития вашего ребёнка. Нормой физических данных ребёнка в возрасте 6-7 лет считают, рост 114-128 см., вес 20-30 кг.

Тест на психологическую готовность ребёнка к школе.Психологическое развитие ребёнка это способность воспринимать окружающий мир в соответствии с возрастным поведением в положительном восприятии. Задача любого родителя выработать у ребёнка позитивную мотивацию к обучению в школе.

В 6-7 лет ребёнок должен иметь ясное представление о школе. Однако, теоретические знания, которые он приобрёл благодаря вашим усилиям, недостаточны. Дошкольнику предстоит учиться общению, уступать и занимать лидирующую позицию в разных ситуациях.

Тест на психологическую готовность ребенка к школе

Дайте ребёнку чистый лист бумаги и ручку и попросите на утвердительный ответ ставить цифру 1, а на отрицательный 0, перечислите 10 предложений;

  1. Скоро я пойду в школу и у меня появится много новых знакомых.
  2. Очень интересно, какие я буду изучать предметы.
  3. Наверное буду приглашать на день рожденье большую половину класса.
  4. Хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
  5. Думаю, я буду хорошо учиться.
  6. Мне интересно, какая еда на обед а школе.
  7. Мне бы хотелось, чтобы каникулы были длиннее.
  8. Мне кажется, что а школе лучше, чем а детском саду.
  9. Все мои друзья идут в школу и я этого хочу.
  10. Я бы пошёл в школу даже с 5 лет.

Результаты теста

От 7 до 10 баллов – отношение к школе положительное, ребёнок готов получать новые знания и общаться со сверстниками.

От 4 до 6 баллов – ребенок хочет в школу, но интереса к знанием не проявляет, но привлекает общение.

От 0 до 3 баллов – ребенок имеет не ясные понятия о школе, обучение его не интересует.

Тест Керна Йирасека

Тест Керна Йирасека определяет в общем школьную зрелость ребёнка и является модификацией теста А. Керна. Тест Керна Йирасека можно выполнять как индивидуально, так и коллективно в группах. Я. Ийрасек предложил тест, как модификацию методики методики А. Керна в 1978 г. И был опубликован через 5 лет на русском языке. Тест Керна Йирасека пользуется особой популярностью в начальных классах школы, психологическая готовность ребёнка таким способом выявляется довольно просто.

Тест состоит из трёх заданий, помощь в выполнении теста Керна не допускается.

Задание 1

Ребёнка просят нарисовать мужскую фигуру (дядя, папы). Взрослым запрещено делать какие-либо уточнения.

1 балл – фигура нарисована полностью, на лице глаза, нос, рот. Руки заканчиваются кистью с пятью пальцами. Наличие одежды, на голове волосы, возможно головной убор.

2 балла – выполнены все пункты, как при оценке в 1 балл. Отсутствие трёх деталей волосы, шея, палец на руке, но на лице присутствуют все части.

3 балла – у фигуры есть все составляющие. Отсутствие волос, ушей, одежды, пальцев рук и ступней ног.

4 балла – руки и ноги фигуры соединяются с туловищем просто одной тонкой линией.

5 баллов – каракули.

Задание 2

Ребёнка просят скопировать рисунок в виде короткого словосочетания прописными буквами « он ел суп».
1 балл – скопированную фразу можно прочитать, буквы образуют три слова, буквы больше абзаца.

4 балла – группа букв напоминает пропись, прочитать можно не менее 2- х символов.

5 баллов – каракули.

Задание 3. Ребёнку предлагают скопировать точки, нарисованные в горизонтальном и вертикальном положении на равном расстоянии.

1 балл – точное копирование образца.

2 балла – небольшие нарушения в расстоянии точек.

3 балла – грубые нарушения в количестве точек и их расстоянии.

4 балла – несоответствие пропорций образца, хаотичная группа точек.

5 баллов – каракули.

Оценка результатов

От 3 до 5 баллов – сформированное, зрелое, соответствующее возрастной норме психомоторное развитие.

От 6 до 7 баллов – средний уровень развития ребёнка, говорит о положительном прогнозе дальнейшего развития.

От 8 до 9 баллов – уровень ниже среднего. Ребенок нуждается в усиленных занятиях

10 баллов и более – отстаёт в психомоторном развитии, нуждается в коррекции специалистов.

Результаты тестов Керна Йирасека для детей 6-7 лет это неточные выводы и определения готовности к школе. Высокие баллы по тесту Керна Йирасека это основание обратить особое внимание и усилить психологическую и эмоциональную поддержку в начальном обучении ребёнка в школе.

Психологическая готовность дошкольников в 6-7 лет тесты, которые оценивают уровень развития ребёнка, показатели физических данных это основные методы для определения способностей вашего ребёнка, выявления его талантов, но результаты, которые дают тесты, такие как тест Керна Йирасека ” общая психологическая готовность”, тесты Юлии Соколовой, Нестеровой и другие подобные не дают точных результатов, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Самое основное это любить своих детей и принимать их такими, какие они есть.

Подготовка детей к школе



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Избранное для мирян Желание и намерение Избранное для мирян Желание и намерение Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Маринованный перец болгарский на зиму: рецепты без стерилизации Образ жизни людей в японии Образ жизни людей в японии