Почему верба цветет рано

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Научное название вербы – ива остролистная, из которого становится понятно, что верба происходит из семейства ивовых растений. Сразу должно заметить, что из этого же рода происходят всем известные деревья – тополь и осина. И все они составляют вид ветроопыляемых деревьев. Возникает вопрос, а как это? Очень просто. Во время цветения этих растений именно ветер переносит пыльцу с мужских цветов на женские, поэтому, все эти деревья цветут раньше остальных, когда еще не проснулись насекомые – опылители цветов, и даже до того, как распустились листочки. Потому что распустившаяся листва будет мешать воздушным потокам свободно течь между ветками и разносить пыльцу.

Верба цветет раньше всех растений, потому что ее соцветия в виде сережек образуют огромное количество пыльцы. И для полного опыления нужен достаточно сильный ветер, который бывает в самом начале весны, когда другие растения еще не в состоянии «стряхнуть» с себя зимний сон, поскольку, температура воздуха еще не высока, да и солнышко не особенно припекает, чтобы прогреть землю и напитать корни своей энергией.

Цветы у вербы, как и у других ветроопыляемых сородичей, не блещут особой красотой и привлекательностью. Им не нужно заботиться о привлечении к себе пчел, бабочек и прочих насекомых. Поэтому и цветет верба незаметно, не привлекательно и не ярко. Зато она плодовита и легко размножается. Пыльцевые зерна вербы очень легкие, практически невесомые, поэтому и ветер без труда переносит их с цветка на цветок. Иногда ранней весной можно наблюдать целые пыльцевые облака над зарослями вербы.

Кроме всего выше описанного, верба, единственный представитель ивового семейства, которая обладает поистине чудодейственными особенностями. Думается, что любой из вас, дорогие читатели, знает, что в любом правиле бывают свои исключения, не так ли? Вот и в семействе ив верба является таким исключением. Вы сейчас поймете почему. Дело в том, что именно верба является потрясающим и ценнейшим медоносом в период ранней весны, когда еще другие растения не цветут, а шмели и пчелы уже вылетают на свою работу. Кроме вербы для этих ранних тружеников из семейства насекомых, нет других источников нектара, поэтому она является в этот период настоящей спасительницей для пчелок. Этих ранних «пташек» - насекомых привлекает не яркое цветение вербы, а сильный аромат нектара и большое количество пыльцы, которой густо облеплены сережки – соцветия вербы.

Если прислушаться к голосу народа, можно заметить в его речи частое употребление слова «краснотал». Это народное название вербы. Происходит оно от ее внешнего вида побегов, которые отличаются от других растений красно-бурым цветом. Так вот, с наступлением апреля, красноватая пленка на почках цветов лопается, обнажая пушистые маленькие комочки серо-белого оттенка. Это и есть цветы вербы с мужским началом. Позже, когда они раскрываются полностью, из их серединки вытягивается тычинка с пыльником, таким желтым комочком. Сам цветок в этот период тоже становится желтым. Со стороны, похоже, что верба облачается в красивый «наряд», и, поверьте, тогда залюбоваться ею, замерев от восхищения, вовсе ничего не стоит.

Зимнее чудо

В канун праздника Введения Во Храм Пресвятой Богородицы, в ночь с 3 на 4 декабря, около полуночи, на несколько минут, невзирая на любой мороз, распускаются все вербы.

Перед вами одно из трёх ЕЖЕГОДНО совершаемых силой Божией чудес. Оно совершается в канун Введениея Богородицы Во Храм - праздника, празднуемого Православной Церковью 4 декабря. Чтобы стать свидетелем этого чуда, достаточно просто подойти к любой вербе вечером 3 декабря, за 15 - 20 минут до полуночи.

В это время почки вербы обычно покрыты слоем льда, но за 10 - 20 минут до полуночи, они, стремительно набухая и раскрываясь, сбрасывают с себя лёд, издавая хорошо слышимые в ночи щелчки. Чем сильнее мороз, тем громче щелчки. В народе говорят - "верба трещит". Верба начинает распускаться. На некоторых ветках могут даже появиться листочки. А после полуночи (иногда уже через несколько минут) почки начинают закрываться обратно и уменьшаться, и вскоре уже ничего не будет напоминать о чуде, кроме ростков, сбросивших с себя "одёжку". Если распущенную ветку сорвать, она таковой и останется. Наутро в храмах можно видеть множество этих веток - их приносят прихожане. Если такую ветку принести домой и поставить в воду, то она будет продолжать распускаться и далее, но уже в своём обычном темпе, - верба распускается примерно две недели.

Чтобы во всём убедиться, достаточно подойти поздним вечером 3 декабря к любой вербе, лучше большой, примерно около 23:30. Событие год от года имеет разную продолжительность, но его кульминация всегда примерно в 23:50. Если оно раньше начинается, то позже заканчивается, и наоборот. В 2001 г. например, вербы были распущенными уже около 10 - 11 вечера и закрылись только на рассвете. А в 1999 г., наоборот, вербы начали распускаться в 23:45, а в 0 часов уже стали закрываться, причём к 0 ч.15 мин. уже ничто не напоминало о прошедшем.

В 2000 г. событие было заснято на плёнку операторами телепередачи "Русский дом" неподалёку от г. Одинцово (пл. Отрадное, Церковь Покрова Божией Матери), и спустя несколько дней показано по Центральному телевидению в программе "Русский дом", которая выходит по четвергам в 19 часов вечера.

В декабре 2002 г. вербы в Подмосковье распустились ещё днём 3 декабря и не закрывались даже в течение следующего дня, хотя неделя выдалась достаточно холодная, температура днём в пригородах Москвы была 12-15 градусов мороза, ночью опускалась до -20 градусов.

04.12.2012
Верба и вправду зацвела! В двадцатипятиградусный мороз!

Как вход Господень в Иерусалим встречают с вербами, так и Матерь Божия входит в Святая Святых в храм Господень, и вся природа встречает Ее цветами. Это чудесное явление происходит каждый год и каждый раз по-разному. Но распускается верба всегда к 4-му декабря, но чаще всего в ночь с 3-го на 4-ое декабря. Распускается она, несмотря ни на какую погоду, ни на мороз. И каким образом раскрывается - неведомо никому. А потом также, чудесным образом, закрывается. Все это происходит очень быстро, в часы.
Свидетелями этого чудесного явления стали и прихожане нашего храма - Воскресенского собора.

В ночь на Введение во храм Пресвятой Богородицы они все же решились найти вербу, чтобы своими глазами увидеть то, о чем не раз слышали - увидеть, как в Введенскую декабрьскую ночь тихо и незаметно распускается верба.

И вот, верба действительно ночью начинает расцветать. А к утру, она и вовсе вся распушилась. Невероятно радостно от такого чуда. Настоящий праздник сегодня на душе у наших прихожан.
http://pravsobor.kz/ARICKLES_NEWS/NEWS/2012/december/04-12-2012-verba.html
БОГОРОДИЦУ ПРОСЛАВЛЯЮТ И АНГЕЛЫ,

И ЛЮДИ, И ПРИРОДА...

Дорогая редакция!

Сердечно благодарим вас за прекрасный журнал "Русский дом", каждый номер которого в нашем приходе читается с большим вниманием и где мы всё время открываем для себя что-то новое и душе полезное. Но особенно глубоко затронул нас материал "На Введение распускаются вербы" ("Русский дом", № 12, 2001 г.), рассказывающий о настоящем чуде. Да, к тому времени мы уже видели фильм о том, как на праздник Успения Богоматери в храм на греческом острове Кефолония с окрестных гор спускаются змеи.

В течение всего праздничного богослужения они находятся в храме, не причиняя никому вреда, а потом возвращаются в горы с тем, чтобы ровно через год снова здесь появиться. Да, мы видели кадры, запечатлевшие, как в праздник Богородицы на засохших веточках распускаются прекрасные белые лилии, но всё это, как нам представлялось, было возможно только в далёких православных странах. И вот мы узнаём, что в России, в подмосковной деревне Акулово в морозную декабрьскую ночь на Введение во храм Пресвятой Богородицы, словно весной, распускаются вербы. Мы возрадовались за батюшку и местных прихожан и возблагодарили Господа за то, что Он "вся премудростью сотворил еси".

Но каково же было наше изумление, когда утром четвёртого декабря прошлого года на праздничную литургию в наш собор был принесён огромный букет распустившихся вербочек. Оказалось, что этой ночью соборные алтарники, воодушевлённые только что прочитанным журналом "Русский дом", взяв с собой фонари, отправились на берег реки Ишим. Их глазам открылась потрясающая картина: представьте сибирский мороз, глубокий снежный покров, посеребрённые инеем деревья, а на них - светящиеся во мраке ночи, как фосфорные свечечки, нежные пушистые огоньки! Настроение в тот день было необыкновенное. Кстати, вспомним, что Русская Православная Церковь совершает богослужение по старому стилю, и Господь чудесным, образом подтверждает истинность этого календаря.

В этом году всё повторилось. В ночь с третьего на четвёртое декабря градусник показывал минус двадцать, но вербочки вновь распустились. И теперь желающих увидеть чудо воочию было гораздо больше, и всем им посчастливилось набрать к Богородичному Празднику удивительных даров природы.

Сообщая о том, что и в Северном Казахстане, благодаря вашему журналу, было открыто это дивное явление, мы предлагаем верующим братьям и сестрам, живущим в регионах, где в декабре уже настоящая зима, потрудиться накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы: сходить ночью на берега рек, озёр и собранные веточки принести в храм на Божественную литургию, а затем сообщить об этом в редакцию "Русского дома".

Мы надеемся, что поступят свидетельства из разных уголков России и ближнего зарубежья. И тогда редакция журнала сможет обратиться к Святейшему Патриарху с тем, чтобы он благословил новую традицию праздновать этот Богородичный праздник, как и праздник Входа Господня в Иерусалим, с распустившимися вербочками. Пусть все узнают, что Преблагословенную Деву Богородицу прославляют не только ангелы и люди, но и зимняя природа.

Петропавловск, Казахстан

Источник: журнал Русский дом, №12 2003

НА УРАЛЕ В ТРИДЦАТИГРАДУСНЫЙ МОРОЗ ЗАЦВЕЛА ВЕРБА.

На Урале в тридцатиградусный мороз зацвела верба. Это случилось в Свято-Троицком архиерейском подворье города Невьянска в ночь с 3 на 4 декабря. Ключарь подворья отец Георгий Вахрушев сказал: «Я не раз слышал, что на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в некоторых храмах нашей страны распускалась верба, но относил это то ли к климатическим условиям того места, где находится храм, то ли к аномальной для декабря высокой температуре воздуха. И вот такое случилось нынче в нашем храме! Вечером 3 декабря прихожане храма заметили необычно вспухшие почки на ивовом дереве, что растет на церковном дворе в пяти метрах от самого здания храма. Молитву начали прямо на улице, у дерева. Кто-то заходил в храм погреться и вновь возвращался, потому что с каждой минутой дерево все явственнее подавало признаки своего оживания. И в полночь прямо на глазах у 5-6 человек показались на ветках белые пушистые цветочки». Сам молебен и момент распускания почек на ветках были засняты на видеокамеру. Позднее, при просмотре съемки, было обнаружено и «необычное свечение вокруг дерева, словно сотни маленьких огонечков протянулись от веток дерева куда-то ввысь». Сейчас часть необычных веточек украшает некоторые иконы в храме, большую часть унесли домой прихожане - хотят сохранить их до святок.

НА ВВЕДЕНИЕ РАСПУСКАЕТСЯ ВЕРБА

В ночь на Введение во храм Пресвятой Богородицы мы приехали в Покровскую церковь в подмосковной деревне Акулово к протоиерею Валериану Кречетову, чтобы своими глазами увидеть то, о чем не раз слышали. Увидеть, как в Введенскую декабрьскую ночь тихо и незаметно распускается верба.

Мы просто ходили в этот храм какое-то время, но ничего не знали. А потом поехали в Оптину пустынь, там рассказали: вот мы приехали посмотреть. Такие чудеса не каждый день встречаются.

Как вот вход Господень в Иерусалим встречают с вербами, - говорит отец Валериан, - так Матерь Божия входит в Святая Святых в храм Господень, и вся природа встречает Ее цветами. Это удивительное такое явление, уникальное.

Это чудесное явление - назовем его так - происходит каждый год и, конечно, по-разному. Но распускается верба всегда - и под хлопьями падающего мягкого снега, и в лютую стужу, с треском разрывая застывший на почках лед. Скептики, конечно, скажут: мол, в этом году на Введение стояла теплая, почти плюсовая погода. Изворотливый разум готов найти тысячу причин. Только нам не хотелось искать никаких объяснений, а хотелось тихо радоваться сокровенному чуду вместе с живой природой. Ведь она приносит Богородице единственные цветы, которые способны произвести в декабрьские холода.

Раскрывается невидимо, - продолжает настоятель храма. - Каким образом раскрывается? Видишь, вот он факт, а как он происходит? Это таинственная сторона, и она сокровенно совершается. Божие смирение таково, что Господь скрывает Свою премудрость и очень часто совершает так, чтобы люди не знали. Потому что это люди стараются всем показать, а Господь - наоборот, Он Свою премудрость скрывает от многих.

Ну а тем, кто хотят удовлетворять свое любопытство и убедиться во всем своими глазами, осталось только заприметить где-нибудь вербу и потерпеть немного до праздника Введения.

Виктор Никитович ШКУРКО

Всегда думал, что у меня на даче растет верба. А весной гостил у нас знакомый (дерево как раз цвело), так вот он утверждает, что это ива, поскольку сережки желтые. Подскажите, чем отличается верба от ивы?


Верба становится популярной весной, перед Пасхой. В воскресенье все верующие несут на церковную службу тонкие прутики, чтобы освятить их и принести в дом. Согласно древним поверьям, верба отгоняет от дома нечистые силы и помогает избавиться от хворей. Но нередко вместо вербы используются ивовые веточки, при этом многие думают, что это одна и та же культура, просто она имеет два названия.

На самом деле это совершенно разные растения и чтобы понять, какое дерево перед вами, следует знать, чем же отличается верба от ивы. Различить их очень легко по таким признакам:

  • по «месту жительства»;
  • по кроне;
  • по времени и особенностям цветения;
  • по окраске и форме цветочных почек.

Что касается общих характеристик, то оба растения принадлежат к семейству ивовых.

Где растут?

Верба – одно из самых нетребовательных к почве растений, ее можно встретить как у реки, так и среди поля. А вот ива предпочитает только местность, где рядом есть вода. Очень красиво выглядят ивовые заросли вдоль берегов рек, спускающие свои длинные ветви прямо в воду. Растет она и на болоте, то есть везде, где в грунте есть достаточно влаги.


Как выглядят?

У вербы крона более плотная и состоит из довольно толстых побегов, покрытых буро-красной корой, которые плохо гнутся. На ветках расположены листья округлой формы.

Ива же обладает прозрачной кроной с поникшими побегами, тонкими и очень гибкими. Кора на них серо-зеленая. Весной на ветках распускаются узкие и длинные, с заостренным кончиком, листочки.


Ивовые прутики очень хорошо укореняются и быстро дают новый .

Как цветут?

Пожалуй, цветение – одно из главных отличий ивы и вербы. Оно не только разное, но и наступает в разное время. Первой рассветает верба – на побегах раскрываются очень пушистые, слегка удлиненные белоснежные почки. Ива цветет после нее и цветочные почки на ветках немного длиннее и мельче, но такие же пушистые. А вот окраска соцветий кардинально отличается – они красивого нежно-желтого цвета.

Обычно считают, что ива (верба) была выбрана для того, чтобы заменить пальмовые ветви в древнееврейском ритуале поклонения царю-жрецу "Мессии", празднуемом в один из весенних месяцев и широко распространившемся около двух тысяч лет назад по Римской империи, а затем и по всему миру. Это совсем не так. Поклонение иве возникло на заре становления индоевропейской мифологии, когда ни об "Иисусе", ни о "Христе" еще никто и не слыхивал.

У многих индоевропейских, в том числе славянских народов верба считалась центром мироздания. В.Н.Топоров отмечает параллели названия ивы (и имени Евы) с греческим αιων, «век», «жизнь», «поколение», «вечность»; латинским aevum, «жизнь», «век», «возраст», «вечность»; древнеиндийским ayus, «жизненная сила». Но ареал поклонения иве шири (а, стало быть, и корни его - древнее). То же отмечается и у тюркских народов. Рашид уд-Дин и Абу-л-Гази свидетельствуют, что первопредком всех тюрков является Удун Будун (Удунтай Бадантай). Он был рожден деревом-женщиной, причем удун обычно переводят как «ива». Ива - весьма ценное растение для степняка: подчас единственное растение в поймах степных рек, она прочна, легка, гибка и потому незаменима в конструкции юрты.
Такое понимание ивы восходит к незапамятным временам.
У хеттов ива - eia, созвучная имени праматери Евы (чье имя означает «жизнь»), была «древом жизни». Сохранился хеттский ритуальный текст, в котором перед умирающим и воскресающим божеством по имени Телеф воздвигается вечнозелёная eia, «с которой свешивается руно овцы, внутри же нее - овечий жир, внутри нее - зерно (бога) полей и вино, внутри нее - бык и овца, внутри нее - долгие годы (жизни) и потомство». Эйя, Эа, Хайя (аккад.) - одно из главных божеств аккадского пантеона, у шумеров именуемый Энки (шум."владыка земли", "владыка низа").

Старая дуплистая верба считалась прибежищем водяных, будто бы водный царь, устав от постоянной влаги, забирался в дупло старой вербы и сладко там почивал под тихие песни русалок. Было поверье, что, если в полночь снять одежду с заболевшего человека, сжечь её в печи, а пепел принести в дупло старой вербы, водяной возьмёт болезнь и утопит её в самом глубоком омуте, после чего больной пойдёт на поправку.
Ритуальное использование: могильные холмики в Британии, часто располагающиеся около болот и озер, иногда украшались ивой из-за ее символической связи со смертью.
В Китае ива - дерево бессмертия (даже из малого кусочка ивы может вырасти целое дерево).
В Японии ива - дерево печали, слабости, нежности, девичьего изящества.

Магическое использование: Листья ивы носят с собой или добавляют в настои для привлечения любви, а само дерево используется в качестве материала для магических булав в лунной магии.
Все части дерева защищают от злых сил; их можно носить с собой или держать дома. Для отвращения зла просто постучите по дереву.
Листья, кора и древесина ивы используются также в ритуалах целительства. Магические метлы, особенно колдовские, связывались веткой ивы.
Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Ею окуривали, растертую в порошок пили вместе с можжевельником, прикладывали в примочках. На вербу переносили болезни.

При простуде 2 ст. ложки свежей коры ивы белой заливают стаканом кипятка и кипятят минут 10 на медленном огне. Принимают отвар по утрам с мёдом. В деревнях лихорадочным больным и просто сильно простуженным в старину клали под простыню нагретые до приятной теплоты ивовые листья. На Украине отварами из вербы лечили у женщин бесплодие.
В косметических целях отвары используются как стягивающие поры, способствующие выведению чёрных точек, прыщей и угрей. 1 ст. ложка коры вербы заваривается стаканом кипятка и кипятится на медленном огне под крышкой до тех пор, пока не останется полстакана жидкости. Отвар остужается до приятной теплоты, процеживается. В него окунают марлю или махровое полотенце и накладывают на 15-20 минут на лицо. После чего умываются прохладной водой. Делается обычно 10-15 таких масок через день, два.

Магия советует девушкам, желающим выйти замуж в этом году или хотя бы встретить избранника, сорвать с ветки вербы белые комочки тогда, когда на них появится жёлтый цвет, высушить их на солнышке, положить в белый платок, завязать на два узла, приговаривая "Как я платочек завязываю с вербой, так пусть судьба свяжет меня с тем, кто мил сердцу моему будет". Платочек спрятать в укромное место - например, в свой шкаф или гардероб. И ждать суженого.

У древних славян верба символизировала жизненную силу, здоровье, плодородие. Сербы в Юрьев день плели из вербы венки, чтобы в доме было богатство. Белорусы окуривали вербой больной скот, растирали её в порошок и прикладывали к ранам. Белорусы верили, что по весне на вербе отогреваются черти. После того как вербу освещали на Вербное воскресенье в церкви, черти падали в воду и тонули. Поэтому пить воду из рек и прудов, зачерпнутую под вербой, нельзя было до Пасхи.

Македонские крестьяне подпоясывались ветками вербы во время жатвы, чтобы не заболела спина.
Характерно, что собственно ивы ни в Междуречье, ни вообще на Востоке не было и нет ("вербии", упоминаемые в 137 псалме - это тополь, Populus euphratiсa ).
Ива, ветла — «род растений сем. ивовых», представлены деревьями и кустарниками, которых около 300 видов. Крупные деревья и кустарники растут, «главным образом, в западных областях Европейской части СССР». Кустарниковые виды распространены в восточных областях Европейской части СССР и Сибири. Все 300 видов ивы растут «преимущественно в умеренном поясе Евразии». На Северном Кавказе, в Крыму, в средней и южной части Восточной Европы распространена белая разновидность ивы. Можно считать установленным, что ива тяготеет к умеренному поясу. Однако ива иглолистая растет в Малой Азии, Иране, Пакистане, Афганистане, Северной Индии.

В Польше есть сказание о волшебной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в лесной чаще, не видевшей солнца и ни разу не слышавшей петушиного крика. Перед магией этой дудочки не устоит любая царевна Несмеяна, обязательно рассмеётся. А ещё при помощи этой дудочки можно разоблачить любого злодея, заставить цветы танцевать и пчёл кружиться в вальсе.
Если верба снится человеку, то скоро он встретит свою вторую половинку, и любовь его будет счастливой. А если верба во сне рассыпала листья, нужно задуматься и разобраться в своих чувствах.

Подарок для диакона. Или сколько раз в году цветет верба?

Вы видели, как цветет верба? А когда? Да, - весной в апреле-мае, потому что оттаивают ее веточки и начинается в них движение сока, потому что теплеет и природа оживает под действием солнечных лучей. Она цветет как символ воскресения, пробуждения от холода и смерти. Но весенние цветение вербы логично, понятно. А вот когда верба цветет зимой…

В народе существует поверье - на «зимнего» Николу можно увидеть цветущую вербу. Слышали это как-то раз, но не придали этому значения. А потом пришлось поверить и даже написать. И вот теперь почему-то уверенные в том, что чудеса не повторяются, мы снова сподобились этого удивительного явления. Да! Цветет!

Мы ехали по дороге от Большого Голоустного к Иркутску, и, вспоминая прежнее чудо, присматривались к кустам на обочине, - «да вряд ли, один раз подивились и хватит». Какая там верба, - на улице минус двадцать с хвостиком. И вдруг даже из окна движущего автомобиля мы заметили маленькие белые комочки. Вышли, сломали – она не сухая, она действительно цвела! В отломленных со свежей зеленоватой древесиной местах чувствовался горько-сладкий весенний запах веточек вербы, он навевал торжественную радость, ощущение Великого Поста, Вербное Воскресение, он говорил о том, что скоро Пасха. Такой символ воскресенья еще мощнее, еще мистичнее, чем весеннее цветение природы. Потому что он иррационален, чем и доказывает особую не «природную», а Божественную закономерность в существовании всего живого. Да и не подходит здесь это слово – «закономерность»…

Попасть в Голоустное на праздник святителя Николая мы хотели давно. Но как-то не получалось. И вот собрались. И никто с нами не поехал. У всех оказались серьезные причины. Да уж, ехать на ночь глядя (канун праздника - пятница – рабочий день) по лесной заснеженной дороге зимой не очень-то весело. Но раз уж решили, поехали. Да к тому же надеялись увидеть своих прихожан в храме. Нет, мы были просто уверенны, что наш диакон с неизменными его спутниками инвалидами-колясочниками уже там. А оказалось, и он не приехал, - машина замерзла, не завелась.

Всю ночь мы приспосабливались к условиям летней гостиницы. Вроде тепло, но пока нос на улицу не высунешь, а стоит приоткрыть дверь, как маленькая комнатушка моментально выветривается. Конечно, гостиниц сейчас в поселке достаточно, можно было поискать что-то и покомфортабельней, но уж очень хотелось ночевать поближе к храму. Радушная хозяйка ничуть не смутилась при слове «пост» и приготовила нам простой, но обильный и вкусный ужин из овощей.

Потом мы долго крутились в маленькой комнатушке, - готовиться к Причастию надо было, молиться, а там, у одной стены на застеленных ковриком табуретках, повыше от холодного пола, уселась наша собака, на другой стене висит зеркало, на третьей – календарь «Год быка», а четвертая вообще на запад. Решили завесить «быка», и поставить на дверной косяк иконку. Некуда было вертеться в этой коморке, некуда смотреть, не о чем думать, замираешь от теплых волн электрического обогревателя и читаешь, читаешь,перелистывая страницу за страницей. Осилили все каноны и последование на удивление быстро и рано легли спать.

К семи утра уже вертелись, выспались. Встали, оделись и пошли в храм. Там еще никого не было, только батюшка в алтаре, но не видел, не знал, что у него в гости. Отец Сергий обрадовался, сказал, что не ожидал, поприветствовал нас и начал готовиться к Литургии. Подтянулись и другие – очень мало своих прихожан, в основном гости из Иркутска, привезли букеты цветов для святителя Николая. Уставили ими праздничную икону. И сразу вспомнилось, как шли мы несколько лет назад и сокрушались, что цветов не купили к иконе чудотворной, и вот тогда-то и увидели цветущую вербу впервые, - наломали веток и принесли в храм. Необычно тогда стояли они в букете с сосновыми ветками, как предвкушение сразу и Рождества Христова и Светлой Пасхи.

И вспомнилось мне про отца Игоря, он так собирался, за неделю готовился и остался в Иркутске. На все воля Божия. Но надо ему было что-то привезти в утешение. Подумала об этом и забыла.

После Литургии и праздничной трапезы мы попрощались с батюшкой и прихожанами, пообещали приезжать чаще и отправились домой. А на обратном пути, в сам праздник святителя Николая, не накануне, как в прошлый раз, мы сподобились снова увидеть это удивительное чудо. Вот и нашелся подарок для нашего диакона, - пахнущая весной веточка вербы с маленькими пушистыми шариками, только начавшими проклевываться из своих золотистых твердых оболочек.

Теперь я точно знаю – верба цветет два раза в год, это закономерность, это проявление чудесного закона - «на все Воля Божия», и особенно, - на пробуждение от холода и смерти.

Ольга Долбня

Пресс-служба Иркутской епархии



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поступление на расчетный счет Поступление на расчетный счет Продукты для восстановления хряща, суставов и связок Продукты для восстановления хряща, суставов и связок Биография Батиста фульхенсио краткая биография Биография Батиста фульхенсио краткая биография